Что делать, если опоздал на самолет?
Я собираюсь в поездку по России и переживаю, что могу опоздать на самолет. Подскажите, что делать, если это все-таки произойдет, и вернут ли деньги за билет?
Вы не указали условия перелета, поэтому рассмотрим все возможные варианты. Чтобы ответить на вопрос, надо разобраться, по какому тарифу вы купили билет, есть ли на маршруте пересадка и что стало причиной опоздания. Расскажу подробнее.
Вы узнаете
Как проверить, по какому тарифу куплен билет
Информация о тарифе обычно указана в маршрутной квитанции. Еще ее можно посмотреть на сайте перевозчика — для этого нужно ввести номер бронирования в специальное поле.
Тарифы бывают возвратными и невозвратными. Обычно вторые дороже. И с теми и с другими можно вернуть полную стоимость билета, если причина отмены поездки уважительная. Например, болезнь пассажира. Список таких причин — в пункте 227 авиационных правил.
Если вынужденного основания для отказа от поездки нет, обычно можно вернуть:
- полную стоимость или часть, если билет возвратный. Условия прописаны в правилах тарифа;
- только неиспользованные суммы, которые перевозчик взимает в пользу иностранных организаций, если билет невозвратный. К таким суммам относятся, например, сборы зарубежных аэропортов. Но в жизни это непросто: авиакомпания вряд ли станет возвращать сборы, а судиться из-за небольших сумм мало кто хочет.
Но у перевозчиков могут быть более лояльные условия — их каждая компания устанавливает сама.
Стоимость перелета «Аэрофлотом» из Москвы в Сочи по разным тарифам
Стоимость билета | Условия обмена и возврата | |
---|---|---|
Возвратный | 12 468 ₽ | Обмен и возврат до вылета без доплаты |
Возвратный со сборами | 8 068 ₽ | Обмен и возврат не позднее чем за 40 минут до вылета — 2800 ₽, позже обмен и возврат запрещены |
Невозвратный билет | 5 868 ₽ | Возврат запрещен. Обмен не позднее чем за 40 минут до вылета — 2800 ₽ |
Возвратный | |
Стоимость билета | 12 468 ₽ |
Условия обмена и возврата | Обмен и возврат до вылета без доплаты |
Возвратный со сборами | |
Стоимость билета | 8 068 ₽ |
Условия обмена и возврата | Обмен и возврат не позднее чем за 40 минут до вылета — 2800 ₽, позже обмен и возврат запрещены |
Невозвратный билет | |
Стоимость билета | 5 868 ₽ |
Условия обмена и возврата | Возврат запрещен. Обмен не позднее чем за 40 минут до вылета — 2800 ₽ |
Стоимость перелета S7 из Москвы в Сочи по разным тарифам
Стоимость билета | Условия обмена и возврата | |
---|---|---|
Возвратный | 15 326 ₽ | Обмен и возврат до и после вылета без сборов. В виде ваучера вернут полную стоимость, если возврат деньгами, удержат сумму топливного сбора |
Возвратный со сборами | 8 776 ₽ | Обмен не позднее чем за 40 минут до вылета — 2000 ₽, возврат с удержанием топливного сбора и штрафа 3000 ₽, после вылета обмен и возврат запрещены |
Невозвратный билет | 6 676 ₽ | Возврат запрещен. Обмен не позднее чем за 40 минут до вылета — 3500 ₽, позже — запрещен |
Возвратный | |
Стоимость билета | 15 326 ₽ |
Условия обмена и возврата | Обмен и возврат до и после вылета без сборов. В виде ваучера вернут полную стоимость, если возврат деньгами, удержат сумму топливного сбора |
Возвратный со сборами | |
Стоимость билета | 8 776 ₽ |
Условия обмена и возврата | Обмен не позднее чем за 40 минут до вылета — 2000 ₽, возврат с удержанием топливного сбора и штрафа 3000 ₽, после вылета обмен и возврат запрещены |
Невозвратный билет | |
Стоимость билета | 6 676 ₽ |
Условия обмена и возврата | Возврат запрещен. Обмен не позднее чем за 40 минут до вылета — 3500 ₽, позже — запрещен |
Стоимость перелета Utair из Москвы в Сочи по разным тарифам
Стоимость билета | Условия обмена и возврата | |
---|---|---|
Возвратный со сборами | 13 185 ₽ | Обмен до вылета — 2000 ₽, после — 6000 ₽, возврат до вылета — 2000 ₽, после вылета возврат запрещен |
10 085 ₽ | Возврат запрещен. Обмен до вылета — 2000 ₽, после — 6000 ₽ | |
Невозвратный билет | 7 485 ₽ | Возврат запрещен. Обмен до и после вылета — 6000 ₽ |
Возвратный со сборами | |
Стоимость билета | 13 185 ₽ |
Условия обмена и возврата | Обмен до вылета — 2000 ₽, после — 6000 ₽, возврат до вылета — 2000 ₽, после вылета возврат запрещен |
Стоимость билета | 10 085 ₽ |
Условия обмена и возврата | Возврат запрещен. Обмен до вылета — 2000 ₽, после — 6000 ₽ |
Невозвратный билет | |
Стоимость билета | 7 485 ₽ |
Условия обмена и возврата | Возврат запрещен. Обмен до и после вылета — 6000 ₽ |
Что делать, если летите с пересадкой
Все зависит от того, как вы купили билет: одним бронированием или разными.
Одно бронирование. В этом случае за стыковку отвечает авиакомпания. Когда в билете указаны два перевозчика, это значит, что они сотрудничают. Допустим, рейс первой авиакомпании задержали, и турист опоздал на второй самолет. Тогда первая авиакомпания, которой он летел, должна решить проблему. Она выдаст клиенту новый билет или отправит в пункт назначения другим видом транспорта, например автобусом.
Права пассажира при задержке рейса— рекомендации Роспотребнадзора
Для этого надо связаться с перевозчиком. Информация о том, как это сделать, обычно есть на сайте аэропорта. Еще можно позвонить по телефону горячей линии или обратиться на стойку информации в аэропорту. Там подскажут, что делать дальше и где искать представителя перевозчика.
При опоздании на стыковку по вине авиакомпании у пассажира такие же права, как и при задержке рейса. В России через два часа ему должны выдать напитки, через четыре — горячее питание. Если задержка более восьми часов днем и шести ночью — разместить в гостинице.
Два бронирования. То есть пассажир сам подобрал стыковку и купил два разных билета одной или нескольких авиакомпаний. Если первый рейс задержат и он опоздает на второй, авиакомпании ему ничего не должны.
Я советую не выбирать стыковку короче 60 минут даже в пределах одного терминала. Однажды я летел из Сыктывкара в Уфу с пересадкой в аэропорту Шереметьево. Билеты оформил разными бронированиями: так было дешевле. Оба рейса выполнял «Аэрофлот». Стыковка была всего 45 минут, но я был уверен, что успею: рейсы прибывали и отправлялись из терминала D, а я летел без багажа.
Однако все пошло не по плану: по прибытии нас долго не выпускали из самолета, а потом почему-то везли на автобусе через весь аэропорт. «Аэрофлот» признал, что произошла техническая накладка с доставкой пассажиров в терминал, но пересадить на другой рейс отказался: стыковка была оформлена разными бронированиями. В итоге на ожидание в аэропорту и новый билет я потратил 6000 ₽.
Если сомневаетесь, сколько времени нужно на стыковку, перед покупкой билета зайдите на сайт аэропорта или авиакомпании. Там есть информация о пересадках.
Имеет ли значение причина опоздания
Если возврат вынужденный, например потому, что перевозчик изменил маршрут или заболел пассажир, как я говорил выше, можно вернуть полную стоимость билета. Главное — сняться с рейса до окончания регистрации. Для этого обратитесь туда, где покупали билет, — в авиакомпанию или агрегатор. Рекомендую позвонить по телефону и продублировать запрос на почту.
Вынужденную причину отказа от поездки требуют подтвердить документами, например справкой врача или отметкой о задержке рейса, которую поставили в аэропорту на стойке информации. Их можно представить уже после того, как снялись с рейса.
Если пассажир опоздал на самолет, потому что попал в пробку или поздно вышел из дома, отказ от перелета считается добровольным. Тут все зависит от того, разрешен ли возврат по правилам тарифа.
Если пассажир опоздал в аэропорт, потому что задержался поезд или электричка, можно получить компенсацию за билет от железнодорожной компании. Например, «Аэроэкспресс» во время технического сбоя в 2020 году не только возвращал деньги за поездку на поезде, но и компенсировал опоздавшим пассажирам стоимость билетов на самолет. Если железнодорожная компания отказывается вернуть деньги, придется обратиться в суд. Подробный алгоритм — в справочнике для пассажиров.
Однажды мы с женой опоздали на самолет из-за такси. Мы должны были лететь в Сыктывкар из Петербурга. Машину вызвали заранее — до вылета оставалось 2 часа. У нас не было багажа, мы зарегистрировались онлайн и распечатали посадочные талоны.
Ждали такси 25 минут, но когда водитель был уже в 50 метрах от нас, он неожиданно отменил поездку и проехал мимо. На поиски новой машины и дорогу ушел еще час. В итоге мы опоздали к гейту всего на несколько минут. В службе поддержки агрегатора ничем помочь не смогли и предложили промокод на 800 ₽.
Я хотел судиться, но оказалось, что формально услуги по перевозке оказывает не агрегатор, а таксопарк через несколько фирм-посредников. Кому именно предъявлять претензии, было непонятно.
Когда виноват перевозчик, в его интересах решить проблему.
Однажды мы с женой подошли на стойку за 10 минут до окончания регистрации, но во время оформления посадочных талонов компьютер завис, и нас не успели зарегистрировать. Чтобы урегулировать инцидент, нас бесплатно пересадили в бизнес-класс, куда регистрация еще продолжалась.
Как не опоздать на рейс
Есть несколько правил, которые помогут вовремя попасть на борт самолета.
Время вылета в билете всегда местное. Регистрация на рейс обычно начинается за 2—3 часа и заканчивается за 40 минут до вылета, посадка — за 20 минут. Даже если опоздаете к гейту всего на пару минут, ждать вас, скорее всего, не будут: для авиакомпании это дополнительные расходы.
Пользуйтесь электронными посадочными. В некоторых аэропортах можно не распечатывать посадочный талон, а показать его на экране смартфона. Например, в Домодедове и Шереметьеве в Барнауле, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Самаре, Тюмени, Петропавловске-Камчатском. Информацию об этом лучше проверить на официальных сайтах аэропортов перед полетом.
С багажом или питомцем приезжайте в аэропорт заранее — минимум за 3 часа до вылета.
Для пассажиров с детьми и тех, кто уже зарегистрировался через интернет и хочет только сдать багаж, во многих аэропортах есть отдельные стойки регистрации. Там обычно нет очередей.