«Много денег спустили на ошибках, не всегда наших»: история первого пиксельного квеста в России
Более пяти лет я проработал на заводе электроники.
Потом ушел в ИТ, но продолжал дома баловаться с паяльником и платами. В 2022 году увидел вирусные ролики пиксельной комнаты, которая набирала популярность в Америке и Канаде. Решил повторить такую же конструкцию — и в процессе понял, что это может выстрелить и в России.
С Романом, моим партнером по бизнесу, познакомились в интернете. Сейчас он мой хороший друг. Пиксельная комната и впрямь выстрелила. Уже со второго месяца после открытия наш стартап «Пиксель-квест» вышел в операционный плюс, а заявки на покупку франшизы нам поступают даже из Австралии.
В декабре наша чистая прибыль была 181 284 ₽. Расскажу, как я собирал прототип дома, как мы запустили бизнес и какие шишки набили.
Вместе с дочкой собрал прототип
В 2013 году после армии я устроился на крупный завод электроники и проработал там более пяти лет. Был инженером-конструктором, разрабатывал приборы для безопасности в нефтегазовой отрасли. В 2019 году перешел в ИТ.
После завода программирование казалось непыльной и хорошо оплачиваемой работой. Но меня продолжало тянуть к электронике. Я постоянно занимался пайкой дома, время от времени писал статьи на «Хабре». Большей частью экспериментировал, серьезного из этого ничего не выходило.
В 2022 году я увидел видео канадского проекта Activate Games. По интернету прокатились вирусные ролики с их игрой, и мне как инженеру захотелось повторить то же самое. Суть сводится вот к чему: на светодиодной мозаике светятся ячейки разными цветами и в определенной последовательности, игрокам надо либо прыгать на них, либо, наоборот, избегать — сюжеты разные.
Я с нуля сделал всю электронику, вплоть до пайки первых плат. Моя семилетняя дочь помогала со сборкой и расстановкой компонентов.
За полгода работы я потратил много денег и нервных клеток. Моя идея, хоть и была не уникальной, но тогда аналога на рынке не существовало. В Китае есть светодиодные танцевальные платформы, но у них не было игровых возможностей. Пришлось разрабатывать все самостоятельно. Естественно, без ошибок не обошлось. Например, изначально я сэкономил на электронных компонентах. Из-за этого пиксели часто выходили из строя.
Искал подходящее оргстекло для пола, импортное было дорого везти маленьким объемом. Рискнул и попробовал доступный российский вариант — пожалел. Листы слишком просвечивали, пришлось вручную шлифовать каждый квадрат. Такие проблемы возникали каждую неделю: я не мог найти нужные материалы, многое заказывал из Китая, и там часто был брак. А еще время от времени всплывали ошибки в программе.
Но я получал удовольствие и в процессе понял, что моя работа — уже не просто хобби. Разработанная игра может конкурировать с классическими квест-комнатами. Я выбрал соответствующее название — «Пиксель-квест», намекая, что это разновидность квест-румов, только с особенностью. Решил рискнуть и подал заявку на регистрацию товарного знака.
Оставалась одна проблема — я ни черта не смыслил в бизнесе. Загорелся идеей, подготовил прототип, но что делать дальше и как запустить проект, не представлял. Я написал статью на vc.ru и описал все так, как есть: «Меня зовут Анатолий, я придумал хороший продукт, смог его технически реализовать. Найдитесь кто-нибудь, кто понимает в бизнесе и поможет запустить проект».
Откликнулись около 25 человек. Роман сразу выделился на фоне других. С первого дня начал накидывать идеи, помогать с проектом, был заинтересован.
У него и опыт был разнообразным. Роман еще в университете открыл свой первый магазин. Привозил из Китая кроссовки и продавал их в России еще до того, как появились большие маркетплейсы. Затем открыл магазин народных товаров, где продавал мультиварки, скороварки и другую бытовую технику. После этого начал работать в рекламном агентстве, где дорос до должности совладельца и генерального директора.
Когда Роман прочитал мою статью, он уже понимал, о чем идет речь. Тоже видел те завирусившиеся ролики, где американцы играют в подобную механику, и нашел ее веселой. У него не было сомнений, что люди заинтересуются. Роман сильно меня поддержал, объяснил, что самое сложное — собственная гейм-площадка — уже есть, выглядит она здорово и все точно получится. Дальше дело за малым.
На запуск потратили 7 млн рублей
Но из малого осталось только количество сна. Открытие бизнеса оказалось в десятки раз сложнее, чем я рассчитывал. У Романа был опыт, он понимал это, мне же пришлось в процессе знакомиться со всеми подводными камнями.
Самая большая трудность при запуске любого проекта — в непредсказуемости проблем. Они могут возникнуть на пустом месте, а усилий и денег нужно будет больше, чем ты планировал.
Для первой игровой мы сделали пиксели из алюминиевого профиля, но эта идея оказалась энергозатратной и плохо пригодной к ремонту. Рамка из алюминия была не идеально ровной, это приводило к перепадам высот от пикселя к пикселю. К тому же мы не нашли нужный профиль в России, пришлось экстренно заказывать из Китая по нашим чертежам.
Много денег неожиданно ушло на юристов. Мы резиденты центра «Сколково», а там есть особенности с коммерциализацией деятельности. Мы не можем получать деньги за то, что не было разработано в рамках НИОКР .
В упрощенном виде схема выглядит следующим образом: становишься участником инновационного центра «Сколково», ведешь научно-исследовательскую работу, после чего получаешь возможность коммерциализировать свой труд и зарабатывать на нем. Проект уже был частично разработан на момент вступления в «Сколково». Пришлось активно дорабатывать конструкцию, внедрять новые особенности, чтобы получить возможность брать деньги за свой продукт с клиентов, не нарушая правила центра «Сколково».
Кроме того, не только наш научный продукт, но и вся компания обязаны соответствовать требованиям инновационного центра «Сколково» для получения статуса резидента. Например: заключение трудовых договоров, подготовку расчетных листов, выпуск приказов от директора до начала научно-исследовательской работы и после. Каждый шаг компании должен соответствовать стандартам центра «Сколково» и иметь бумажку. Мы с нуля создали всю юридическую базу. На юристов мы потратили примерно 500 000 ₽.
На ремонт помещения, оплату подрядчиков и материалов мы потратили около полутора миллионов. Еще полмиллиона — на мебель, около двух миллионов — на оборудование. Мы закупали металл, резали его, проверяли семплы и тестовые заказы. Что-то вовсе не работало, что-то работало не так, как нужно. В целом довольно много денег спустили из-за ошибок, причем не всегда наших. Об этом еще расскажу подробно дальше.
Больше всего обидно из-за рекламы. На старте мы вложили в нее почти 500 000 ₽ — деньги фактически сожгли. Реклама не дала никакого эффекта. Пришлось экстренно искать новые каналы.
Интересно, что в октябре 2023 года мы получали больше заявок на франшизы, чем от клиентов, желающих сыграть у нас. Не знаю, это положительный или отрицательный результат.
Зато с самого начала все шло гладко по части налогов. Как участники центра «Сколково», мы освобождены от уплаты НДС и налога на прибыль. В первые месяцы мы использовали АУСН — автоматизированную упрощенную систему налогообложения. Это экспериментальный режим: мы платим всего 8%, и больше ничего. Отчитываться налоговой практически не нужно — все делается автоматически.
С начала января мы перешли на общую систему налогообложения, поскольку стали получать значительные суммы от наших франчайзи. Платить 8% со всех поступлений было бы слишком дорого. Среди других преимуществ центра «Сколково» могу выделить следующие.
Таможенные льготы. Все железо производят на заводах в Китае. При растаможке мы не платим дополнительные пошлины.
Пониженные страховые взносы. При выплате зарплат сотрудникам мы хорошо экономим на налогах.
Гранты. Недавно мы выиграли сколковский грант на патентование своей деятельности — 1 млн рублей. Сейчас получаем еще один грант на рекламу — 600 000 ₽.
В общей сложности на запуск мы потратили порядка 7 млн рублей. Сумасшедшие деньги, когда думаю о них со стороны, но нам удалось справиться собственными силами. Собрали все личные накопления, несколько раз брали у друзей в долг. На данный момент очень помогают сколковские гранты.
Расходы на запуск бизнеса
Всего расходов | 7 015 000 ₽ |
---|---|
Оборудование | 2 200 000 ₽ |
Ремонт | 1 500 000 ₽ |
Прототип | 700 000 ₽ |
Бюджет на юристов | 500 000 ₽ |
Мебель | 500 000 ₽ |
Соцсети и реклама, первый месяц | 500 000 ₽ |
ФОТ за три месяца | 500 000 ₽ |
Аренда за три месяца | 360 000 ₽ |
Сайт | 250 000 ₽ |
Открытие фирмы | 5 000 ₽ |
Расходы на запуск бизнеса
Всего расходов | 7 015 000 ₽ |
Оборудование | 2 200 000 ₽ |
Ремонт | 1 500 000 ₽ |
Прототип | 700 000 ₽ |
Бюджет на юристов | 500 000 ₽ |
Мебель | 500 000 ₽ |
Соцсети и реклама, первый месяц | 500 000 ₽ |
ФОТ за три месяца | 500 000 ₽ |
Аренда за три месяца | 360 000 ₽ |
Сайт | 250 000 ₽ |
Открытие фирмы | 5 000 ₽ |
Теряем в чеке из-за помещения
Помещение — отдельная головная боль. У нас было не так много требований, но все они очень важные. Мы не могли закрыть на что-то глаза. Если хоть один пункт не будет выполнен, мы просто не откроемся. Требования следующие:
- Помещение должно быть просторным. В большой игровой комнате — 360 пикселей, такой пол занимает 32 м². Также должна быть малая игровая и комната отдыха. Арендуемое помещение должно вмещать все эти пространства.
- Ровный пол.
- Возможность штробить стены под проводку и многочисленные кнопки.
- Стоимость аренды.
- Никаких колонн.
Последний пункт оказался самой большой сложностью. Крупных помещений без колонн не так уж много. Мы посмотрели на «Циане» порядка 500 мест. Вместе с объявлениями изучали планы БТИ — план помещений с четкими размерами комнат, окон, дверных проемов. Нам подходили около ста помещений, вживую мы посмотрели 50.
Роман брал электросамокат, оплачивал тариф «пока не сядет» и мотался от одной локации к другой. По всем параметрам нам подошло только одно помещение. Аренду, правда, пришлось заплатить сразу за три месяца, это 360 000 ₽, но выбора не было. Единственное помещение в Москве, которое удовлетворяет всем требованиям.
Дальше мы приступили к ремонту. Еще один период, который мы вспоминаем с холодным потом. Здесь, думаю, нас поймут не только предприниматели, но и все люди, кто хоть раз занимались стройкой. По плану никогда ничего не идет. Помещение мы сняли большое — 100 м². Нужно было самостоятельно возвести внутренние стены.
Рабочие откровенно накосячили. Стену поставили немного не там, из-за чего размеры комнат вышли не такими, как мы планировали. А у нас пиксельные ячейки имеют фиксированный размер, как, соответственно, и вся гейм-площадка. И так сойдет — здесь не сработает. Не влезал целый ряд ячеек.
Мы придумали, как это скрыть, но это решение привело к проблемам в других областях. Эстетика слегка пострадала, пиксели приходится чаще ремонтировать или вообще менять.
Во время ремонта также нужно было уделить массу внимания безопасности: прошить стены поролоном, чтобы сделать их мягкими. Спрятать всю электрику в пол и стены: любой торчащий провод может оказаться летальным для любопытного ребенка. Установить систему пожарной безопасности.
После открытия нашли еще один прокол — на этот раз наш, а не рабочих. Мы не совсем верно продумали свою бизнес-модель. Еще на моменте задумки нам казалось, что люди будут просто приходить и играть. Захотели повеселиться, забронировали время, поиграли, ушли. В первый же месяц после открытия мы поняли, что просто так люди не приходят — чаще всего в такие места они ходят что-то отметить. Например: корпоратив, день рождения, выпускной — 70—80% выручки мы делаем на таких мероприятиях.
С учетом этой информации становится ясно, что логика помещений должна быть другой. Желательно, чтобы на каждую игровую комнату было одна-две зоны отдыха. У нас наоборот — одна зона отдыха и две игровые. Это в корне неправильный подход, из-за которого мы теряем в чеке и думаем, как исправить ситуацию.
Но на все недочеты мы смотрим положительно. В первую очередь это наш опыт. Мы на практике набиваем шишки и теперь понимаем, как сделать все правильно. Эти знания помогут нам при расширении. Наши франчайзи очень благодарны, что мы по-честному рассказываем о своих проблемах, ведь они не всегда очевидные.
Например, еще одна проблема у нас случилась с шумоизоляцией. Мы сразу понимали, что будем шумными соседями. Счастливые крики детей — неконтролируемая вещь. Именно поэтому мы проложили двойной слой шумоизоляции, но даже так офис сверху нас иногда слышит. До серьезных претензий пока не дошло, там понимающие ребята. Но будущим франчайзи мы теперь говорим искать помещения без соседей либо очень много внимания уделять системе шумоизоляции.
В квесты не возвращаются
В чем мы точно не прогадали, так это в самоопределении. Мы сразу понимали главную проблему — в квесты не возвращаются. Клиенты не будут проходить один и тот же сюжет дважды. Зачем, если они уже разгадали все загадки? Мы же с самого начала хотели создать механику, которая интересна игрокам даже в десятый раз. Нам это удалось. За первые два месяца работы каждый пятый клиент приходил к нам повторно. Некоторых мы видим в третий-четвертый раз.
Большую ставку мы сделали на детей. Одному ребенку понравилось — он попросил родителей отпраздновать у нас свой день рождения. Его друзья рассказали о «Пиксель-квесте» своим родителем — и вот мы видим ту же ораву детей через неделю на другом дне рождении.
Но нам все равно нужно предлагать клиентам широкий выбор. На одной игре далеко не уедешь. Главная игра Activate Games — «Пол — это лава». Есть красные пиксели, та самая лава, на которые нельзя наступать. Они имеют определенные паттерны движения, которые не позволяют игрокам стоять на месте. Есть синие пиксели, которые нужно нажать для выполнения задания, и есть зеленые — острова безопасности. Вокруг этого и строится механика.
Мы пошли дальше и придумали еще пять новых механик, а еще добавили соревновательный элемент. Если «Пол — это лава» — кооперативное прохождение, то, например, в «Пиксель-дуэли» люди соревнуются друг с другом и на скорость собирают свои цвета. Очень драйвовая интересная штука. Люди входят в кураж, и это уже придумали мы. Такого я у американцев и канадцев не видел.
В ближайшем будущем мы хотим запустить танцевальные игры. Думаю, это тоже будет популярно, особенно у взрослых — хотя они во всех играх превращаются в детей.
Особенность нашей разработки в отличие от аналогов на американском и китайском рынке также в использовании другого типа датчиков нажатия и другой архитектуры связи.
Весовые тензодатчики позволяют определять не только дискретный факт нажатия на пиксель, но и вес нажатия, что привносит в игру разнообразие. Мы можем подстраивать вес нажатия в зависимости от игроков: для детей — полегче, для взрослых — потяжелее. А еще — использовать информацию о весе для разнообразия механик. Например, можем дать задание всем встать на определенную зону, чтобы суммарный вес превысил нужное значение и они прошли уровень.
Кроме того, мы учитываем возможности игроков: кто-то реагирует быстрее, кто-то медленнее, и это нормально. Мы хотим, чтобы клиенты получали удовольствие, а не уходили с проклятиями из-за того, что у них что-то не получилось. Поэтому все игры у нас распределены по сложности прохождения. При этом любую, даже самую сложную, можно упростить. Например, замедлить анимацию и отключить счетчик жизней.
Уделяем бизнесу от четырех часов в день
Успех компании во многом зависит от команды. Известный факт, вот только мы все еще стартап. Соревноваться зарплатами с каким-нибудь «Яндексом» мы не можем. Поэтому выбор сотрудников перед нами ограниченный. В то же время брать кого попало тоже не хотелось, поэтому всем кандидатам на работу мы ставили одного ключевое требование — они должны хотеть с нами работать.
Нам нужны люди с огнем в глазах, которым интересен новый опыт и сама идея нашего бизнеса. Мы же помимо денег учим их многому на практике. Работа в стартапе может многих отпугнуть: слишком много рисков, не самые высокие зарплаты. Но это также хороший опыт. Вы можете с нуля наблюдать рост компании, участвовать в принятии важных решений, изнутри наблюдать, как строить свой бизнес, с какими проблемами можете столкнуться и как их на месте решать. Наши сотрудники прекрасно понимают пользу участия в проекте.
На данный момент у нас, так скажем, две группировки. В команде Ромы четыре администратора, два маркетолога, дизайнер-разработчик сайта, дизайнер интерьера и копирайтер. Под моим управлением два разработчика, которые делают игры, и один занимается бэкендом. Все они фрилансеры. У каждого есть основная работа или, например, учеба в университете. Мы в этом плане от них не отличаемся.
Двух маркетологов Рома взял из своего рекламного агентства. Они проходили там программу интернатуры, а сейчас у нас на практике обучаются всему, что предстоит им в будущей работе. Один из моих разработчиков — студент второго курса. Молодой, но уже очень толковый парень. Мы с ним летом собрали всю электронику к открытию первой комнаты. Он учится на программиста, поэтому опыт с реальным продуктом ему очень важен.
Все взаимодействия у нас по большей части происходят по удаленке. Во-первых, так удобнее, мы все любители дистанционной работы. Во-вторых, как я уже отмечал, у каждого сотрудника есть основная работа. Собрать всех вместе офлайн ради какого-нибудь совещания практически нереально.
Тем не менее у нас нет раздрая из-за удаленки. Работаем, как и многие, в «Битриксе». Туда на квартал вперед накидываем крупнейшие задачи, а дальше каждый выделяет более мелкие, которые конкретно он должен сделать. У нас четкое распределение ролей. Каждый знает свою сферу ответственности. Ребята у нас все самостоятельные: если надо что-то сделать — сделают, если не понимают как — спросят.
Тушение пожаров и нескончаемые проблемы
Наши будни — это вечные поломки и с неба свалившиеся проблемы. Если смотреть точечно, кажется, что живем в нескончаемой засаде. Например, периодически ломаются пиксели. Сейчас я чиню их сам. Рома иногда пинает меня, говорит написать инструкцию и нанять специалиста, который бы занимался ремонтом, но пока рано. Чтобы делегировать какую-то задачу, нужно для начала самому 10 раз это сделать, разобраться, и уже на 11-й раз перекладывать на другого. Все-таки конструкция — моя личная разработка. Лучше меня в ней никто не разберется.
Иногда тушить пожары приходится в реальном времени. Например, мы как-то проводили выездное мероприятие на детской ярмарке в фуд-молле «Депо. Три вокзала». В процессе увидели ряд багов в программе. Пока Рома развлекал гостей, я сделал два десятка исправлений и улучшений. Мероприятие провели отлично, но починка выжала все соки.
Разработка новых игровых механик — еще один процесс, который никогда невозможно предсказать. Мы вроде уже собаку на этом съели, разработать новую игру способны от двух недель до месяца. Но даже так постоянно появляется необходимость что-то менять и оптимизировать.
Процесс тестирования у нас тоже отработан. Сначала тестируем на компьютере мышкой или пальцем на планшете, потом на реальном полу в свободное время, затем даем поиграть клиентам.
Ту же базовую игру «Пол — это лава» уже много раз дорабатывали и переписывали. Более того, под нее пришлось писать свой конструктор игр, по-другому баги не устранялись. Расстроены ли мы проблемами? В моменте — да. Но именно так устроен стартап: ты без конца учишься на своих ошибках.
Цена — это креативный вопрос
В первый месяц работы мы вышли в минус, и не только потому, что только открылись и о нас мало знали. Мы долго думали, по каким принципам формировать цену. Изначально исходили из такой логики: играть без остановки среднестатистический человек может 15 минут, потом устанет. Поэтому оплату сделали по 15 минут.
Пострадали от этой идеи все. Мы очень мало зарабатывали, так как много денег за 15-минутную игру с людей не возьмешь. А клиентам было банально неудобно бронировать развлечение на такой короткий срок. Мы проработали в подобном режиме первые две-три недели октября 2023 года и решили все поменять. Оплату сделали почасовой, цены установили разные, в зависимости от дня недели, времени суток и количества участников.
Например, вы с другом вдвоем захотели поиграть утром в понедельник. Вам час игры обойдется в 3000 ₽. А вот компания из шести человек, которые записались на воскресенье, заплатят уже 7000 ₽. Проведение мероприятий еще дороже — 21 000 ₽ в выходной день, но там и площадку можно арендовать только от трех часов. Благодаря новой схеме мы со второго месяца вышли в плюс. В октябре заработали около 150 000 ₽, в ноябре вышло уже 360 000 ₽.
Такая ценовая политика и для клиентов удобнее. За час они в среднем успевают поиграть 13 раз. Люди могут попробовать как соревновательные, так и кооперативные игры. При этом они также успевают отдохнуть и обсудить итоги с друзьями.
Что же касается самих цифр, то объяснить, почему в понедельник нам платят 3000 ₽, а в воскресенье — 7000 ₽, довольно трудно. Цена — это креативный вопрос. У нас есть конкретная финансовая модель. По ней ежедневная загрузка комнат должна быть минимум 30% от всего рабочего времени. То есть где-то четыре часа в день. Идеальная выручка в месяц должна приближаться к 800 000 ₽. Четыре часа мы умножаем на 30 дней — получаем 120 000 ₽. 800 делим на 120 — и узнаем, что средний час игры у нас стоит около 6500 ₽. Дальше ранжируем эту стоимость по дням, количеству участников и так далее. Вот такая креативная математика.
В планах 30 точек по всей стране
Идея открыть франшизу возникла почти сразу. Мы предлагаем простой, но драйвовый квест. В него интересно играть как взрослым, так и детям. Особенно хорошо бизнес выстрелит в провинции, где выбор развлечений не такой большой. Москва в этом смысле перенасыщена. Понимая все наши преимущества, мы занялись вопросом франшизы заранее, еще до открытия первой локации.
Для начала нужен зарегистрированный товарный знак. Он был у нас на руках еще с момента создания первого прототипа. Дальше — договор концессии для франчайзи, который регламентирует их пользование созданным товарным знаком. На этом шаге мы застопорились. Как резиденты центра «Сколково» мы не можем коммерциализировать наш товарный знак.
К счастью, наши юристы смогли найти лазейку и разработали особенный договор концессии. По нему франчайзи платят нам не за товарный знак, а за наши разработки — софт и программно-аппаратный комплекс. Вся эта юридическая работа обошлась в 300 000 ₽, но результат стоил того.
Внимание мы уделили контролю будущих франчайзи. Мы не собирались превращаться в Большого брата, который следит за каждым шагом партнера, но и базовые меры предосторожности в бизнесе нужно соблюдать. В первую очередь нас оберегает договор. Он достаточно суровый, в нем учтено множество деталей. Мы имеем право регулярно запрашивать отчетность, с нами согласовывают все важнейшие шаги, которые влияют на репутацию компании и будущую выручку.
В работе с франчайзи важно помнить ключевое правило: роялти должны быть желанием и необходимостью.
В нашем случае желание подкреплено помощью с бизнес-вопросами, софтом, железом и маркетингом. Если у партнера что-то сломается или он не сможет выстроить хорошую пиар-кампанию, мы готовы подставить плечо и подсказать, как решить проблему. Необходимость же решается просто: если партнер перестанет платить, мы дистанционно отключим ему софт. Работать он больше не сможет.
Франшиза сейчас стоит от 150 000 до 900 000 ₽, в зависимости от города. Паушальный взнос для Санкт-Петербурга стоит 900 000 ₽, а для Фрязина, откуда родом Рома, 150 000 ₽. Роялти — 10% от выручки. Объем инвестиций зависит от формата.
Мини-формат потребует около 3 млн рублей. Средний — 4—5 млн. Максимальный — от 7 млн. Формат потенциальный партнер может выбирать для себя сам, с учетом своих возможностей и ожиданий. Мы в любом случае не бросим. Будем помогать и расти вместе.
План на этот год — открыть 30 точек по стране. Одну нашу и 29 партнерских. В трехлетней перспективе мы рассчитываем открыть три собственные точки, а партнерских — не меньше ста. С таким планом наши вложения окупятся за полтора года.
Средние инвестиции для франчайзи
Всего инвестиций | 4 540 000 ₽ |
---|---|
Оборудование | 1 500 000 ₽ |
Ремонт | 1 500 000 ₽ |
Мебель | 500 000 ₽ |
Паушальный взнос | 500 000 ₽ |
Аренда | 360 000 ₽ |
ФОТ за три месяца | 180 000 ₽ |
Средние инвестиции для франчайзи
Всего инвестиций | 4 540 000 ₽ |
Оборудование | 1 500 000 ₽ |
Ремонт | 1 500 000 ₽ |
Мебель | 500 000 ₽ |
Паушальный взнос | 500 000 ₽ |
Аренда | 360 000 ₽ |
ФОТ за три месяца | 180 000 ₽ |
Партнеры — такие же рисковые ребята, как и мы
На данный момент у нас больше 200 заявок от ребят, которые бы хотели с нами сотрудничать. Продали франшизу мы пока только трем компаниям. Это связано с тем, что сейчас партнеры покупают скорее идею, а не бизнес. Бизнес можно приобрести, когда есть готовые цифры и гарантия, что он точно выстрелит. «Мы открылись в пяти городах, и все хорошо» — примерно такая должна быть история. У нас ее еще нет.
Текущие партнеры — это наши ранние последователи, такие же рисковые ребята, как и мы. В этом есть плюсы, потому что они будут первооткрывателями в своем городе. Но не стоит забывать о минусах — им придется вместе с нами наступать на грабли. Именно поэтому у нас особая выборка партнеров. Мы ставим перед ними несколько требований:
- Мы хотим построить компанию, где все цифры и данные прозрачны, а отношение к людям — открытое и дружелюбное. Как к клиентам, так и к сотрудникам. Важно, чтобы партнер разделял этот подход.
- На первом этапе мы ищем ребят, которые имеют хоть какой-то опыт. Если человек никогда не занимался бизнесом, но очень хочет, то сейчас нам не по пути. Через год-полтора, возможно, сможем сотрудничать с новичками и обучать их. Но сейчас нам нужен не балласт, а драйвер. Люди, которые смогут продвигать свою точку без нашего постоянного контроля.
- Мы ищем партнеров, которые так же, как и мы, поверят в идею и будут с удовольствием играть в наши пиксельные классики. Так что первым делом всем без исключения мы говорим приезжать в Москву и хотя бы час попрыгать в игровой комнате. Если понравится — мы готовы сотрудничать.
Сейчас девушка из Сиднея думает покупать билеты в Россию, просто чтобы поиграть и решить, хочет она открывать франшизу или нет. С таким энтузиазмом, думаю, в следующем году мы откроем хотя бы одну точку за границей.
Начинающим предпринимателям хочу посоветовать смотреть на свой бизнес глазами клиента. Особенно если это офлайн-история, связанная с развлечениями. Понимать своего клиента — базовый факт в бизнесе, но на практике применять это знание не так-то просто.
Например, именно так мы опростоволосились на рекламе. Сделали ставку на контекстную рекламу и вирусные ролики в соцсетях — деньги улетели в трубу. Сейчас мы понимаем, что в нашем случае отлично работают сайты с рейтингами мест. Пробуем еще коллабы и офлайн-мероприятия, на которые приходят молодые мамы. Теперь мы знаем своего клиента в лицо и понимаем, где его найти.
Также на начальном этапе не бойтесь подходить и спрашивать: «Зашло или нет?» Если у клиента не горят глаза, а на просьбу оставить отзыв отвечают отказом, то вы явно делаете что-то не то. Смотреть страху в лицо, верно? В бизнесе надо смотреть клиенту в лицо. Его эмоции скажут все сами.
Как человек, который сам только-только начал, могу сказать — не бойтесь просить помощи. Если вы в чем-то не разбираетесь, найдите человека, партнера, который вас научит. Когда я написал ту статью, я был максимально честен с собой и людьми: «Есть идея, в бизнесе ничего не смыслю, помогите, пожалуйста». Благодаря честности и открытости я нашел партнера, который не только помог мне запустить свое дело, но и стал хорошим другом.
Операционные расходы в декабре 2023 года
Всего расходов | 331 716 ₽ |
Чистая прибыль | 181 284 ₽ |
Аренда | 120 000 ₽ |
ФОТ и премии | 79 132 ₽ |
Налоги | 43 000 ₽ |
Бюджет | 30 000 ₽ |
Расходники | 21 520 ₽ |
Агентство | 10 000 ₽ |
Клининг | 10 000 ₽ |
Коммунальные платежи и интернет | 6 598 ₽ |
Эквайринг | 5 000 ₽ |
Телефония | 3 716 ₽ |
Уведомления | 1 750 ₽ |
CRM | 1 000 ₽ |
Роялти | 0 ₽ |
Операционные расходы в декабре 2023 года
Всего расходов | 331 716 ₽ |
Чистая прибыль | 181 284 ₽ |
Аренда | 120 000 ₽ |
ФОТ и премии | 79 132 ₽ |
Налоги | 43 000 ₽ |
Бюджет | 30 000 ₽ |
Расходники | 21 520 ₽ |
Агентство | 10 000 ₽ |
Клининг | 10 000 ₽ |
Коммунальные платежи и интернет | 6 598 ₽ |
Эквайринг | 5 000 ₽ |
Телефония | 3 716 ₽ |
Уведомления | 1 750 ₽ |
CRM | 1 000 ₽ |
Роялти | 0 ₽ |
Мы ищем предпринимателей. Если хотите рассказать историю своего бизнеса — заполняйте анкету