Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.
Всего я работаю над диссертацией 10 лет.
Тема связана с моей работой, а мой начальник и научный руководитель — давние друзья. За время учебы в аспирантуре я пару раз разочаровывалась в этом всем и мечтала уволиться. Потом, наоборот, вдохновлялась и продолжала работу. Именно за время таких творческих порывов я и написала большую часть диссертации, те самые сто страниц, которые были перед началом реалити.
Вообще, я могла бы и дальше спокойно работать без ученой степени, у меня есть коллеги, которые так делают и довольны. Но вдруг стало жалко мой труд. Я уже сделала довольно много и захотела завершить процесс.
Героиня реалити хочет защитить диссертацию
Шаг 2. Провести предзащиту
Этот шаг самый важный. Опытные коллеги утверждают, что предзащита — это главное, все остальное — просто формальности. Если кафедра, на которой проводится предзащита, считает, что диссертация хорошая и ее можно представить на защиту, то с вероятностью 99% на защите все будет хорошо.
После того как научный руководитель даст добро на предзащиту, нужно подойти к ученому секретарю кафедры и договориться о проведении семинара, на котором я сделаю доклад с представлением работы.
Для предзащиты нужно иметь текст диссертации, за две-три недели его следует отправить внутренним рецензентам — сотрудникам кафедры, которые почитают, сделают замечания и напишут заключение. Внутренних рецензентов рекомендует научный руководитель, он же с ними договаривается.
Формальный результат предзащиты — заключение организации, в которой выполнялась работа. С этим заключением нужно переходить на следующий этап.
Профит
Я работаю в научно-исследовательском институте в области наук о Земле. На работу устроилась, когда еще была студенткой университета. Мой научный руководитель в университете, он же научный руководитель диссертации, предложил пройти практику и написать диплом бакалавра там, где я сейчас работаю. Я согласилась и написала сначала диплом бакалавра, а потом и магистра. После защиты диплома магистра меня пригласили в аспирантуру. Когда поступала туда, конкурс был три человека на четыре места.
В нашей сфере конкуренции нет вообще.
Моя ученая степень не только повысит авторитет, но и принесет ништяки кафедре и работе. Защитившиеся аспиранты и сотрудники с ученой степенью — это показатель эффективности, который влияет на финансирование. Так что все вокруг готовы помочь мне во всем.
Еще благодаря ученой степени я смогу получать гранты Российского научного фонда, на которые мы в основном подаем заявки. Грант дают на группу ученых, а не на организацию. И по правилам РНФ руководитель группы должен быть с ученой степенью — такие требования у большинства конкурсов. Существует, конечно, ограничение по количеству грантов, в которых исследователь может принимать участие, но у нас есть шутка, что занятие наукой — это удовлетворение собственного любопытства за государственный счет. Получение своего гранта даст возможность удовлетворять собственное любопытство, а не любопытство коллеги.
На работе я универсальный сотрудник. И в поле могу поехать, и в лаборатории анализ проб сделать, и статью написать, и оформить через госзакупки покупку расходников. Чем буду заниматься сегодня, решает заведующий лабораторией. Обычно задачи известны заранее, если не случилось что-то внезапное: например, нужно срочно подготовить какой-нибудь отчет для вышестоящего руководства или коллега, отвечающий за что-то важное, заболел.
График работы у нас свободный. Большую часть задач можно выполнять из дома, что я часто практикую. Заработок состоит из фиксированного оклада — 35 тысяч рублей, и именно к этой сумме после защиты прибавятся три тысячи за ученую степень. Оставшаяся часть — это доплата. По майским указам 2012 года научные сотрудники должны получать две средние зарплаты по региону. Но выплаты начались только в 2018 году.
Доплата всегда разная. Недавно я заполняла налоговую декларацию за два года и обратила внимание, что за 24 месяца суммы ни разу не повторились. За 2021 год я заработала 1 300 000 Р чистыми, то есть около 108 000 Р в месяц. Из них 320 тысяч рублей были по гранту, остальное — по госзаданию.
Интересно, что зарплата по госзаданию не зависит от моих успехов. Я воспринимаю ее как вариант безусловного базового дохода. А размер доплат каждый месяц начальнику нашего отдела сообщает дирекция. Он делит эту сумму на всех сотрудников почти поровну, вне зависимости от результатов работы, но сотрудникам в командировке, в отпуске и на больничном доплата не положена. Соответственно, моя зарплата будет больше не тогда, когда я хорошо поработала, а тогда, когда коллега пошел в отпуск.
Сразу после защиты я могу подать заявку на конкурс на старшего научного сотрудника. Это формальность, потому что конкурса на самом деле не будет. И новая должность повысит только мою самооценку, потому что зарплата от должности зависит мало. При повышении до старшего научного сотрудника доход увеличится на 300 Р.
Подготовка к предзащите
Я начала работу над диссертацией, как только поступила в аспирантуру. Расходов на диссертацию пока еще не было, даже наоборот — от аспирантуры были одни доходы. Три года я получала стипендию 1300 Р в месяц, плюс еще 1300 Р в год на книги, плюс могла пользоваться студенческим проездным.
Конечно, я много прочитала. Список литературы состоит из 350 источников, 270 из которых на иностранных языках. К счастью, все материалы есть в интернете, а на работе — централизованный доступ к платным журналам.
Лабораторная часть диссертации была выполнена на работе, и на нее был отдельный грант. Будем считать, что на мои образцы ушло около 500 000 Р. С финансированием лабораторной части вообще все сложно, потому что она плохо поддается оценке. По идее, если на измерение одного образца уходит один шприц, одна пробирка, одна доза реактива и один час работы сотрудника, то для измерения ста образцов я должна купить сто единиц каждого товара и выплатить зарплату и премии сотрудникам из денег моего гранта. Но на деле так никто не поступает. Если есть четыре разных гранта и четыре разные темы, по каждой из которых нужно выполнить по сто анализов образцов, то из одного купят пробирки, из другого — реактивы, из третьего — шприцы, а четвертый пойдет на премии.
Это связано со сложностями госзакупок. Во втором случае закупок в три раза меньше. А каждая напоминает игру-бродилку: ходишь между отделами закупок, снабжения, юридическим и бухгалтерией и разгадываешь какие-то квесты. Накосячил — начинай заново. При этом все гранты, даже мои личные, оформляются через институт, и закупки по грантам квесты не облегчают.
Всего по теме диссертации у меня написано 17 статей. Шесть из них я написала сама, остальные — в соавторстве. Писала легко, я вообще люблю писать. Статьи в зарубежных изданиях тоже оплачивались из денег гранта и стоили 2000 € (121 778 Р) каждая.
Еще я выступила на 15 конференциях, десять из которых проходили в других городах. Конференции в своем городе не считаю — в этом случае расходы минимальны. Поездка на конференцию в другой город обходилась в 20—50 тысяч рублей в зависимости от стоимости дороги и проживания. Иногда случалось так, что я выступала с двумя докладами: один по теме диссертации, а другой по теме госзадания, и это финансировалось по госзаданию. В сумме на конференции ушло около 350 000 Р. Примерно половина была по грантам, вторая половина — по госзаданию.
Платье на защиту купила за 2999 Р, но я его уже пару раз надевала в театр, так что оно универсально.
Рецензенты
После того как в середине января отправила текст диссертации, казавшийся мне идеальным, я получила еще порцию замечаний от руководителя. Так принято. Это как ремонт в квартире: его нельзя завершить, только приостановить. Многие правки были связаны с тем, что у нас постоянно отбираются образцы, следовательно, появляются новые данные, которые не меняют основные выводы, но на графиках их необходимо показать. Еще были стилистические замечания и комментарии по оформлению.
Внесение правок заняло еще месяц — не столько из-за количества замечаний, сколько из-за занятости на основной работе. Я старалась тратить на диссертацию полтора часа в рабочий день. Если меньше, то ничего не успею, а если больше, то велик шанс, что мне надоест и я все брошу. Из графика, который сама себе составила, я выбилась, но надеюсь, что все равно успею защитить диссертацию в октябре.
Когда научный руководитель оказался доволен результатом, он выбрал рецензентов из числа сотрудников кафедры и отправил им диссертацию. Это было примерно в начале апреля. Рецензент — это своего рода волонтер, который помогает мне и моему руководителю. А потом я или руководитель поможем рецензенту или его аспиранту.
Рецензенты попросили две недели на чтение, но в итоге справились за месяц. Замечаний было довольно много, но нестрашные — всю диссертацию переписывать не пришлось, и исправлять их было интересно.
Например, первый рецензент пишет: «Вот этот тезис сомнителен, я бы советовал исключить его из текста диссертации». Второй — про тот же тезис: «Это же открытие! Советую включить в защищаемые положения!» Руководитель говорит: «Сделай что-нибудь — потом разберемся». И как с этим быть?
Регламента для таких ситуаций нет. Я решила оставить тезис в тексте, но не включать в доклад. Основная цель доклада — показать, что защищаемые положения защищены. Поэтому, если какой-то тезис защищаемые положения никак не подтверждает, его можно в доклад и не включать.
Вряд ли рецензенты будут делать гадости на защите. Во-первых, они добрые, во-вторых, у них тоже есть аспиранты. Скорее, такие замечания говорят о том, что ситуация спорная, она вызовет вопросы на защите и я должна быть готова отстаивать свою позицию.
К предзащите исправлять все замечания в тексте было не обязательно, но нужно было на все ответить: либо не согласиться и аргументировать свою позицию, либо согласиться и исправить. Я почти со всеми согласилась, потому что замечания имели скорее редакционный характер.
Предзащита
Предзащита была сразу после майских праздников.
Теперь у меня новый скилл: одной рукой вертеть шашлык, а второй — править презентацию.
Доклад проходил в «Зуме», потому что все еще действуют коронавирусные ограничения. Правда, сейчас это для кафедры скорее предлог, чтобы не ходить на работу. Поскольку лекции кончились, а у студентов уже началась сессия — у специальностей с полевой практикой она обычно раньше.
Не люблю выступать перед аудиторией, а выступать перед монитором нестрашно, так что стресса было меньше. На самом деле со страхом публичных выступлений я борюсь давно и успешно. Еще во время учебы в университете поняла, что с этой проблемой нужно разобраться.
Я обратилась в университетскую службу психологической помощи и бесплатно занималась там с психологом. Потом ходила на курсы по ораторскому мастерству, их стоимость я уже забыла. И во время учебы, и после тренировалась: выступала на конференциях, защищала курсовые и дипломные работы. В итоге я не боюсь выступать, у меня это получается неплохо, но удовольствия в процессе все равно не получаю. Считаю это самой неприятной частью моей работы.
Мой доклад длился 30 минут — это больше, чем регламент выступления на защите. На защите дается всего 20 минут на доклад, за это время нужно быстро рассказать все формальности и научную часть. У предзащиты иная функция. На ней я рассказываю коллегам, чем же занималась и что у меня получилось. Поэтому на предзащите по времени я не ограничена. Зато теперь знаю, что мой доклад надо сокращать еще больше, чтобы уложиться в 20 минут.
Предзащита проходит на кафедре. На ней должны присутствовать все сотрудники кафедры, также приглашают представителей смежных специальностей. Они нужны, чтобы давать советы по своей тематике, задавать вопросы и создавать толпу. На моей предзащите было 43 человека.
Поскольку все было в онлайн-формате, тратиться совсем не пришлось. Даже одеваться красиво было не нужно. Я была в любимых джинсах, однотонном свитере и шарфе, приносящем удачу.
После доклада я отвечала на вопросы слушателей и рецензентов. Предзащита прошла успешно, диссертация рекомендована к защите. И я наконец-то сама признала, что соответствую требованиям Высшей аттестационной комиссии, ВАК, и достойна иметь степень кандидата наук.
Подготовка к защите
За три недели, что прошли после предзащиты, я успела доработать диссертацию, так как коллеги с соседней кафедры подкинули свежие идеи. Сейчас остались формальности.
Документы о сдаче кандидатских экзаменов у меня есть. Теперь нужно завершить оформление диссертации и автореферата, собрать сведения о предполагаемых оппонентах и ведущей организации и подать заявление в диссертационный совет. Это нужно сделать за два с половиной месяца до защиты. Следовательно, если крайний срок защиты 31 октября, подать заявление нужно до 15 августа. Но с учетом того, что секретарь совета и кафедры могут уйти в отпуск, лучше сделать это заранее, чтобы точно успеть.
Сейчас происходят изменения в номенклатуре специальностей ВАК: в названии моей специальности поменяется одно слово, а в шифре специальности — две цифры из шести. Это ни на что не влияет, но из-за этого диссертационный совет должен быть перерегистрирован в ВАКе. Пока идет перерегистрация, совет не будет работать, то есть в этот момент нельзя будет проводить защиту. По опыту прошлых перерегистраций это может занять от недели до нескольких месяцев.
Мне обещали, что в октябре совет еще будет работать по старым правилам. Это добавляет мотивации, чтобы успеть выполнить все этапы по графику.
Когда совет примет диссертацию к защите, можно печатать автореферат. Наверное, я сама оплачу печать, банкет, подарки руководителю и оппонентам. Поскольку бумага сейчас стала дороже, это скажется и на стоимости распечатки. На автореферат закладываю 5—7 тысяч рублей в зависимости от тиража. Нужный тираж должен определить диссертационный совет, когда примет диссертацию к защите. Типографию я выбрала по совету коллеги, который защищался полгода назад.
Над подарками пока думаю. Очевидно, что с научным руководителем и кафедрой мы не расстанемся после защиты, а будем работать дальше. Надеюсь, что меня возьмут на кафедру преподавать. На работе это не только не запрещают, но и всячески поощряют. Поэтому хочется подарить что-то, что действительно порадует, а не цветы-конфеты-коньяк. На подарки планирую потратить в сумме до 10 тысяч рублей — на руководителя побольше, на оппонентов поменьше.
Фуршет традиционно происходит прямо на кафедре. На защиту придут члены диссертационного совета, сотрудники кафедры, коллеги, мои друзья. По опыту коллег, угощение обойдется примерно в 20 тысяч рублей, если накрывать самостоятельно, а не пользоваться услугами кейтеринга. Здесь я собираюсь попросить помощи у друзей. И еще, скорее всего, буду защищаться в один день с коллегой, так что фуршет будет общий и мои расходы будут в два раза меньше.
После защиты мечтаю уйти в отпуск, но как-то странно брать отпуск в ноябре. Еще планирую подать заявку на свой грант, но подходящий конкурс, скорее всего, будет только следующим летом.
После голосования у вас появится возможность подписаться на героиню и следить за тем, как у нее дела: наш телеграм-бот будет присылать вам ссылки на новые посты.
После защиты лично у меня начался самый баттхёртный период, связанный со сбором бумажек для дела, определенными дедлайнами там. Ну и самое главное - до сих пор не выдали диплом. В МГУ свой ученый совет и вот я до сих пор жду, когда он, наконец, соберется. Защитился я в декабре, дело подал в январе, до сих пор жду диплом. Куда больший геморрой, чем путь до защиты. Кстати, на все эти дела я не потратил ни рубля, не считая печати диссертаций, авторефератов, почтовой рассылки..
Слушайте, вот только написал и пожаловался Вам, что диплом никак не отдадут, как он сразу и пришел)
Фуршетов у нас тоже никто не устраивал, это вообще судя по всему не характерная для МГУ практика, я узнавал. Подарок сделал только для руководителя, он обошёлся в плюс-минус 50к, но я был доволен, сюрприз получился действительно душевным.
А Вам желаю всего наилучшего и успешного завершения процесса.
По защите помню только фуршет, его надо было обязательно устраивать. На защите я была в строгом костюме, очках, прическа с собранными волосами и ни грамма косметики. А на фуршете я была уже накрашенная, с распущенными кудрявыми волосами, в обтягивающем мини и на шпильках 12 см. Ко мне подходит мой рецензент и говорит - а где ж виновница торжества, хочу поздравить её с защитой. Я ему - ну это ж я! Такие глаза размером с блюдце я редко видела 😁
Потом долго не выдавали документ о кандидатстве - его заполнял с красивыми каллиграфическими завитушками единственный спец на всю Москву, но он страдал многодневными запоями, еле дождалась.
Ох, а я ещё пишу, тяжело даётся :( надеюсь в МГУ защититься примерно зимой. У нас тоже будет переоформляться диссовет, я буду защищаться, когда соберётся новый.
Болезненно отозвалось - начальник доплату делит на всех почти поровну, вне зависимости от результатов.
От такого подхода я вижу две вещи: нет смысла стараться, всё равно это финансово никак стимулироваться не будет и больные сотрудники на работе.
Как страшный сон...
Какими бы не были финансовые цели, жизнь показала, что лучше не завязывать их на финансовую организацию Тинькофф банк, так как как показала практика, Тинькофф банк в самый не подходящий момент, может заблокировать все ваши счета, по причинам которые не объясняет. И все финансовые цели рассыпается в труху
Защитился 10 лет назад.
Обязательно удостоверьтесь как-то, что ваши оппоненты не являются членами ВАК. Знаю случаи, что из-за этого аннулировали защиту.