«Остановите на остановке»: 7 проблем общественного транспорта в российских городах

По версии читателей

94
Аватар автора

Олеся Власова

изучила проблемы

Страница автора

Кто-то сознательно отказывается от машины, а кто-то любой ценой избегает поездок на автобусах, маршрутках и метро.

Мы спросили читателей Тинькофф Журнала, за что они любят и ненавидят общественный транспорт в своем городе. И собрали истории о том, что их больше всего не устраивает в автобусах, трамваях, маршрутках, метро и пригородных поездах.

Это‌ ‌истории‌ читателей ‌‌из‌ ‌Сообщества‌. ‌Собраны‌ ‌в‌ ‌один‌ ‌материал,‌ ‌бережно‌ ‌отредактированы‌ и‌ ‌оформлены‌ ‌по‌ ‌стандартам‌ ‌редакции.

Лейбл заголовка
Москва

Дорогой проезд

Аватар автора

Александра

старается экономить

Страница автора

Раньше ездили с мужем на работу на машине, благо работаем вместе. Но в прошлом сентябре, после того, как мы переехали поближе к метро и одновременно ребенок пошел в школу, пришлось пересесть на подземку. Так намного быстрее и гарантированно успеешь в школу до конца продленки. На машине, увы, никогда не знаешь, сколько придется ехать. К тому же теперь мы вынуждены приходить на работу и уходить с нее в разное время — опять же, в силу необходимости водить ребенка в школу. А значит, вместе на автомобиле все равно уже не поедешь.

До Нового года на метро действовал кэшбэк по карте «Мир», одна поездка обходилась в 26 ₽. Весьма гуманно и явно дешевле, чем на машине. Теперь цена выросла, и в месяц на каждого уходит около 2000 ₽ — и то если не пользоваться автобусом, а проходить оставшиеся полтора километра от метро до работы пешком. Есть еще предложения безлимитного проезда, но они окупаются только при постоянном использовании общественного транспорта. Сейчас в любой момент можно оказаться на пару недель на больничном, поэтому пока брать такие проездные не рискуем.

Если посчитать затраты на бензин, исходя из расхода 8 литров на 100 километров в городе, то получится 51,5 ₽ за литр. Сюда же надо добавить расходы на ТО — примерно 20 000 ₽ на 15 000 километров пробега. Значит, каждый километр на собственной машине обходится в 5,4 ₽. До работы нам ехать 17 километров, итого в день на поездку дом — работа — дом уходит 185 ₽. Столько же стоит поездка на метро на двоих в обе стороны. Но, конечно, комфорт при этом несопоставим, поэтому, если есть возможность ехать вместе и не думать о времени, всегда выбираем свой автомобиль.

Экономлю на автобусах: стараюсь ходить пешком от метро до работы, это около полутора километров. Цена вопроса — 23 ₽. Но так экономить получается не всегда. Зачастую проще заплатить эти 23 ₽, чем пытаться пробраться по нерасчищенным тротуарам или уворачиваться от летящей из-под колес машин слякоти.

В начале осени ездила на самокате — обычном, не электрическом. Благо в метро его можно сложить и закинуть за спину. Но, к сожалению, этот транспорт доступен у нас только пять-шесть месяцев в году.


Аватар автора

Montgomery

тратит 2000 ₽ в месяц

Страница автора

Я живу в Москве, и, чтобы куда-то добраться, мне надо ехать на метро или автобусе — хотя теперь это в основном электробусы. Как говорится, выйти из дома — это платно. Сейчас за это удовольствие на двоих с учетом обратной дороги придется выложить пару сотен рублей. Стараюсь совмещать прогулки по центру и возвращение с работы — тогда и лишнюю поездку можно не тратить.

Самое экономное — быть студентом! Тогда можно за небольшие деньги оплачивать проездной на месяц. Когда халява заканчивается, приходится покупать полноценный проездной или списывать деньги на разовые поездки, что в разы ощутимее в денежном выражении.

Раньше ежемесячно брала 60 поездок — выходило чуть больше 2000 ₽. Но нестабильность пандемии дала понять, что в любой момент можно заболеть и никуда не выходить минимум две недели. Или в офис запретят приезжать. Поэтому теперь каждую неделю кидаю примерно 500 ₽ на карту для оплаты проезда, в месяц около 2000 ₽ и выходит. Каждая поездка оплачивается по фиксированному тарифу.

Начав кататься на метро в 2012, вижу, что к 2022 году цена поездки выросла почти в два раза. Это не может не печалить. А загруженность некоторых веток может вгонять в депрессию каждое утро и добивать вечером. Правда, как-то раз я ехала в метро в час пик, толкотня была безумная настолько, что какой-то парень сжалился и уступил мне свое удачное «стоячее» место в уголочке. Не перевелись настоящие мужчины.


Лейбл заголовка
Владивосток, Санкт-Петербург

Плохое оборудование и организация оплаты

Аватар автора

Анна Сысенко

из Владивостока

Страница автора

Два года работаю удаленно, поэтому езжу на общественном транспорте редко. За последний год, если верить приложению банка, совершила 55 поездок, то есть по четыре-пять в месяц. До удаленки ездила на автобусе почти каждый будний день: на работу меня довозил молодой человек, а домой я добиралась самостоятельно.

Сейчас проезд на автобусе стоит 30 ₽, если оплачивать транспортной картой, 32 ₽ при оплате обычной банковской картой или 35 ₽, если расплачиваться наличными. Ездить в трамваях и троллейбусах немного дешевле, но я не пользуюсь этим транспортом, так как он ходит только по двум ненужным мне маршрутам. За год мои траты на поездки составили 1986 ₽.

Проездной у нас в городе только один — это транспортная карта, которая как раз и позволяет платить за одну поездку 30 ₽ вместо 32 ₽. Она стоит 100 ₽, но я ее не приобретала, потому что она окупится только через 50 поездок — в моем случае где-то через год. Кроме того, на ней нельзя проверить баланс и ее нельзя загрузить в телефон, только носить с собой — это неудобно. На небольшие расстояния — до пары километров или больше, если позволяет время и маршрут не в сопку, — предпочитаю ходить пешком. Так и экономлю.

Восхищаюсь и с удовольствием пользуюсь московским и питерским метро, когда бываю в этих городах: комфортно, быстро, можно добраться без пробок почти в любой конец города. Идеально. В метро Петербурга особенно обожаю стенды на эскалаторах: реклама там зачастую милая и креативная, этого не хватает в московском метро. А еще у дяденьки, делающего объявления, приятный голос.

А вот к транспорту Владивостока у меня любви совсем нет. Это крупный город, столица Приморья, но наш общественный транспорт — тихий ужас.

Добраться куда-то быстрее, чем на авто, не вариант: выделенных полос нет, общественный транспорт стоит в пробках вместе со всеми. У нас всего несколько муниципальных маршрутов — на них как раз чистые автобусы и вежливые водители. Но подавляющее большинство автобусов принадлежит частным предприятиям. Как правило, их водители борются за каждого пассажира, устраивают гонки, подрезают машины и вообще водят в большинстве своем небезопасно.

Контролеров, терминалов оплаты на поручнях и прочих благ цивилизации у нас нет.

Платить за проезд нужно непосредственно водителю при выходе из автобуса, из-за чего на популярных остановках часто создаются очереди: у одного терминал не принимает карту, у другого кончились на ней деньги — и он выворачивает карманы в поисках мелочи. Водители, разумеется, предпочитают оплату наличными, поэтому у них периодически «ломается» терминал. Спасибо, что хотя бы два с половиной года назад в транспорте появилась возможность оплаты картой. До этого уже даже в киоске с шаурмой можно было расплатиться картой — а на автобус, будь добр, отыщи наличку.

На некоторых муниципальных маршрутах используются списанные из Москвы электробусы, которые здесь стали удручающим зрелищем: терминалы оплаты на поручнях в них за ненадобностью перемотаны несколькими слоями скотча, табло, на котором должны быть написаны остановки, время, температура за бортом и прочая информация, отключено.

А частные автобусы в основном бэушные корейские. В них не слишком чисто и неудобные ступеньки, создающие трудности пожилым и людям с колясками. Зато остановки объявляются голосовым автоматом, и в начале поездки на весь салон жизнерадостно звучит: «Желаем вам приятного дня!»


Аватар автора

Alexandra P.

из Санкт-Петербурга

Страница автора

Работаю по графику 5/2. С утра езжу на электричке и метро, вечером — на метро и автобусе. В выходные, если еду в центр, использую автобус и метро. А если перемещаюсь в пределах района, езжу на автобусе. Если возможно пройти пешком, иду пешком. В среднем за месяц на транспорт трачу около 4000 ₽.

Меня раздражают автобусы, которые идут от метро до дома. В них практически никогда нет кондукторов, валидаторы работают через раз, выход через переднюю дверь сквозь толпу. В одном автобусе еще и обманывают. У него длинный маршрут и оплата по зонам. Так водители навострились списывать проезд за две, а то и три зоны вместо одной — в 2021 году вместо 36 ₽ это было 72 или 108 ₽. Проконтролировать это можно, только если на телефоне установлено приложение, показывающее баланс проездного. Но его надо успеть проверить до того, как автобус уехал: оплата производится при выходе через переднюю дверь.

Причем, если все-таки успеть уличить водителя, он будет орать, хамить и бросать эту мелочь в лицо. Однажды так и произошло: водитель не хотел возвращать мне разницу в цене, кричал на меня матом и оскорблял. Ни один человек в автобусе за меня не заступился, хотя на следующих остановках он так же обманул бы и их самих.

Я все-таки добилась от него возврата денег, а потом написала жалобу про систематический обман на этом маршруте в комитет по транспорту. Мне пришел официальный ответ, что на маршруте осуществлена проверка и с перевозчиком проведены разъяснительные беседы. Несколько месяцев я старалась не садиться в этот автобус, чтобы поберечь нервы. Потом стала снова им пользоваться, но больше меня не обманывали ни разу. Считаю, что жалобу написала не зря.


Лейбл заголовка
Архангельская область, Краснодар, Екатеринбург

Неудобное расписание и сбои в работе

Аватар автора

Илья Андреевич

из Новодвинска

Страница автора

Время от времени выбираюсь по своим делам в два ближайших города — Архангельск и Северодвинск. Своей машины у меня нет, чаще всего передвигаюсь на автобусе. Но если есть возможность, сажусь на пригородный поезд.

Если взять три города — Новодвинск, Архангельск и Северодвинск, — то в Новодвинске самый дешевый проезд на общественном транспорте, всего 16 ₽. В Архангельске цена за проезд в два с небольшим раза выше — 34 ₽, в Северодвинске поездка стоит еще дороже — 35 ₽. На междугородних маршрутах из Новодвинска до Архангельска и обратно можно доехать за 95 ₽, а из Архангельска в Северодвинск и обратно — за 136—161 ₽ в зависимости от того, едешь ты на автобусе или пригородном поезде. Пандемия на эту категорию трат нисколько не повлияла.

Новодвинск — город небольшой, поэтому я часто хожу пешком. В Архангельске и Северодвинске тоже могу пройтись до нужного мне места. Но если потребуется, воспользуюсь общественным транспортом.

Есть пара автобусных маршрутов, к работе которых у меня нет никаких вопросов. Все претензии у меня к тем, кто составлял расписание движения автобусов и пригородного поезда Архангельск — Северодвинск. На этих автобусах после восьми вечера в Северодвинск не уедешь. А поезд отправляется с понедельника по субботу два раза в день, в воскресенье вообще всего один раз. Часто приходится подстраиваться под расписание его движения.

Еще мне жаль и меня бесит, что в свое время в Архангельске отменили один очень удобный автобусный маршрут. Он был одним из самых длинных — если не самым длинным автобусным маршрутом во всем городе. И я очень надеюсь, что его вернут.


Аватар автора

Эля

из Краснодара

Страница автора

В Краснодаре троллейбус и трамвай забиты в час пик настолько, что порой вместо того, чтобы зайти внутрь, можно просто остаться в дверях.

Маршрутное такси, на котором можно проехать по городу, ходит только до 20:00. Если не успел, готовься к путешествию и планируй пешее движение. Причем в маршрутках — пазиках или Газелях — как правило, стоит не очень приятный запах, а сидения уже не светлые и блестят. Можно пропустить не одну маршрутку, прежде чем зайдешь внутрь и найдешь место.

На машине приходится строить маршрут так, чтобы тратить меньше времени на пробки, которые с каждым разом вырастают. Ремонт автомобиля придется планировать каждый месяц, так как дороги в некоторых районах разбиты, с огромными ямами, торчащими арматурами и открытыми люками.

На поездки в транспорте у меня уходит от 30 до 600 ₽. Но обычно на небольшие расстояния стараюсь ходить.


Аватар автора

Опа-Шлёпа

из Екатеринбурга

Страница автора

Каждый раз, как ударяют морозы, трамваи в Екатеринбурге как будто перестают существовать — или едут исключительно в депо. И если в центре это еще терпимо, то уехать из отдаленных районов становится практически невозможно.


Лейбл заголовка
Екатеринбург, Санкт-Петербург, Калининград

Нарушение личных границ, конфликты и воровство

Аватар автора

Богиня тлена

из Екатеринбурга

Страница автора

В последние шесть лет транспортом пользуюсь один-два раза в месяц для рабочих поездок. Все нужные мне виды услуг и магазины расположены в шаговой доступности. Поэтому хожу везде, где могу дойти сама, — даже на саму работу и по работе. Так что экономлю не только свои, но и деньги предприятия. Покрываю недостаток физической активности такими «прогулками» — конечно, не в ущерб служебным обязанностям.

Считаю нормальным ходить, если до места нужно идти не более часа. Если больше или время позднее, еду на общественном транспорте. Правда, однажды я ходила по рабочим вопросам 18 километров в обе стороны. Время позволяло, погода была отличная, и я специально освободила эти часы для совмещения приятного с полезным.

Своей машины у меня нет, прав тоже. Такси не люблю, потому что, во-первых, это все-таки дороже трамвая, а во-вторых, я плохо вижу и мне сложно искать машину по номеру. При этом сужать круг поиска по марке машины для меня тоже не вариант: я отличаю только грузовые автомобили от легковых и еще знаю, как выглядит Запорожец. В общем, найти машину таксиста в темноте для меня будет настоящим квестом.

Из общественного транспорта предпочитаю трамваи. В детстве меня тошнило в автобусах из-за запаха топлива, а трамваи я считала чистыми. И еще мне нравится, как они дребезжат. Троллейбусы тоже люблю, но в них неудобные сиденья, и аварии на линии здесь почему-то случаются чаще. Маршруток всегда избегала из-за размеров — все друг у друга на головах — и неумения открывать в них двери, если они не автоматические. Сейчас по-прежнему предпочитаю трамваи и троллейбусы: они просторнее, в дневное время полупустые и у меня нет страха, что на меня накашляют и надышат.

Проезд в рабочее время мне оплачивает предприятие, по своим делам почти не езжу. Поездка стоит 32 ₽ по городу и чуть дороже между городами. Метро — 32 ₽.

Если бы я ездила на работу на трамвае, то в год тратила бы 14 000 ₽. А так за 2021 год я израсходовала на поездки всего 148 ₽. Пандемия, конечно же, повлияла на эту категорию трат. Раньше я могла сесть в транспорт ради ускорения или в плохую погоду, а сейчас страх заразиться и возросшая вследствие этого степень мизантропии не дают мне так позорно избегать физической нагрузки.

Конечно же, общественный транспорт нужен. Это дешевле, чем такси, и народу в салон больше влезает. Мне не нравится в общественном транспорте только то, что в нем ездят очень разные люди. Они могут быть больны, неприятно пахнуть и просто нетрезвы и неадекватны. Еще в битком набитом общественном транспорте могут залезть в карман или сумку. У меня вот так однажды кошелек вытащили. К тому же из-за огромного количества машин в городе общественный транспорт часто стоит в пробках. Летом в жару это просто ужасно.

Однажды я столкнулась в транспорте с извращенцем. Поскольку я мечтательная и легко теряю контакт с реальностью в состоянии задумчивости, то абсолютно не ощущала того, что меня практически держат за задницу. Мне было очень стыдно, когда я доехала до остановки, очнулась от дум и обнаружила это.

Но случалось, что в транспорте меня удивляли: однажды мужчина просто взял и уступил мне место, хотя я была без тяжелых сумок и вполне себе еще молодая студентка. Было приятно.


Аватар автора

Елизавета Иванова

из Санкт-Петербурга

Страница автора

Сейчас пользуюсь общественным транспортом пару раз в неделю, но до этого около 10 лет ездила на нем каждый день: в школу, к репетиторам, в университет и на работу в офис. Как-то так сложилось, что редко получалось передвигаться без пересадок. Сначала жила у родителей далеко от метро. Потом переехала и стала жить в пяти минутах от станции, но ее закрыли на годовой ремонт. А затем устроилась на работу — тоже не возле метро. Так что чаще всего я ездила на маршрутке, автобусе или трамвае до ближайшей станции и потом только спускалась в подземку.

Всю школу и универ пользовалась проездным с фиксированной платой не больше 1000 ₽ в месяц. Сколько уходило тогда на маршрутки — не считала. Стоили они от 35 до 45 ₽, в день ездила в среднем два раза. Сейчас закидываю на «Подорожник» 1000 ₽, этого хватает на месяц-два.

Почти все лето 2021 года по возможности ездила на электросамокате — это дороже, чем общественный транспорт, но мне безумно нравится. Выбирала не самые оживленные улицы, чтобы по минимуму мешать пешеходам, да и самой было страшно ехать между толпой и машинами.

Ненавижу маршрутки: водители почти всегда нарушают ПДД, начинают движение раньше, чем закрывают двери, разговаривают с кем-то по громкой связи и так далее. Раздражает этот балаган с передачей за проезд и «я же просил там остановить». В час пик маршрутка — это филиал ада на земле, и пассажиры там как будто становятся злее.

Хамства в общественном транспорте очень много, но меня оно обычно обходит стороной. В основном только видела, как ругались другие пассажиры между собой или с кондуктором и водителем.

Почему-то именно в центральных районах города встречались странные пассажиры. Например, один раз в троллейбус зашел мужчина, расстегнул ширинку и начал спокойно справлять малую нужду в уголок. Мы в этот момент переезжали через длинный мост Александра Невского, так что результат растекся по всему троллейбусу. Кондуктор начала орать на мужчину, толкать его к двери и на ближайшей остановке выкинула его на улицу. Я тоже вышла: вонь была страшная.


Аватар автора

Татьяна

из Калининграда

Страница автора

Из странного: ехала в одном автобусе с молодым человеком, который был в прямом смысле обмазан навозом с ног до головы. Сам он этого не отрицал, оправдывался тем, что работает на ферме, и пытался даже сесть. Ехать он собирался от одной конечной до другой. Судя по всему, его так и не высадили. Вообще, сотрудники общественного транспорта у нас бывают чересчур снисходительными, когда не надо.


Лейбл заголовка
Санкт-Петербург

Вечные пробки

Аватар автора

Марк Исаков

часто стоит в автобусах

Страница автора

Езжу в транспорте каждый день: добираюсь до учебы на автобусе, а потом на метро. Студенческий проездной стоит 1205 ₽. Именно он основа экономии и причина, по которой я предпочитаю автобусы, а не маршрутки, где проездной не действует.

Моя основная претензия к городскому транспорту — это пробки. Автобусы стоят на дорогах, люди стоят в автобусах. Человеческие нервы ничего не стоят, видимо.

А еще запахи. Благо в метро вентиляция что надо, но в автобусах, особенно летом, это проблема. Зимой же, пока автобус не разгонится, внутри холодно. Зато потом становится жарко, салон нагревается, люди дышат, вентиляции нет — и ты стоишь, потеешь в своем пуховике.

Один раз за пять лет моей жизни в Питере я упал в автобусе. Он, как обычно, очень резко тронулся, а я в тот единственный раз не дотянулся до поручня и приземлился спиной на людей, те — на других, а третьи — уже на пол. Такое вот домино было.


Лейбл заголовка
Краснодар

Нарушение ПДД

Аватар автора

Генерал Фэйлор

на машине ездит только за город

Страница автора

До пандемии пользовался общественным транспортом каждый день: добирался до работы и домой, в магазины, в гости. Сейчас езжу один-два раза в неделю — в магазины или по делам. Машина у меня есть, но пользуюсь ею в основном для загородных поездок.

Проезд в транспорте сейчас стоит 30 ₽, в маршрутках — 35 ₽. Проездных нет, только льготные билеты. Раньше на поездки у меня уходило до 4000 ₽ в месяц в зависимости от интенсивности передвижения. Сейчас, конечно, трачу намного меньше — до 1000 ₽.

Хожу, если есть тротуар и возможность по нему пройти, а также время на пешие прогулки. Это в среднем дает около 25% экономии в сравнении с максимальным использованием общественного транспорта на обычных маршрутах.

Еще лет 20 назад дедуля с козой мог спокойно войти в городской трамвай и поехать к ближайшей поляне для выпаса животины.

Но теперь Краснодар — город маршруток.

Ржавых, грязных, тесных, с хамами-водителями, которые ненавидят безнал и не следят за своим транспортом. Зато очень любят ездить как попало, нарушать ПДД, напихивать пассажиров, как шпроты, курить и бесконечно торчать в телефоне во время движения. Увы, за пределами «советских» районов альтернатива им — только такси или свой транспорт.

Чиновники, мягко говоря, не торопятся с этим что-то делать. Даже наоборот: количество муниципального транспорта в последние несколько лет сильно сократилось, это фатально сказывается на его работе. Уничтожается экологичный троллейбус: машины в плохом состоянии, закрывают целые ветки. Убрали все льготы при оплате по безналу и проездные билеты, а маршрутную сеть немного покромсали, что вынуждает делать пересадки. Довольно свежие муниципальные автобусы поломали, объявили неремонтопригодными и продали в другие регионы, где они почему-то ездят. На самой свежей муниципальной технике поставили нечитабельные электронные табло, которые теперь дублируют картонными табличками. Заменили озвучку остановок: новый информатор делает кучу ошибок при произношении и слышно его хуже.

Автобус может просто уехать в депо, оставляя тебя на остановке ждать следующего, — или опаздывать. Вместо работы по улучшению городского транспорта прорабатывают вопрос дать из местного бюджета миллиарды частникам на покупку новых пазиков.


Лейбл заголовка
Краснодар, Москва

Постоянная давка

Аватар автора

Vega

из Краснодара

Страница автора

Каждый день езжу на работу на трамвае. Поездка стоит 30 ₽ в одну сторону. Маршрутки уже повышают до 35 ₽. Как показывает практика, за автобусами и маршрутками сразу подтягиваются все остальные.

Когда я была студенткой, покупала проездной. Как экономить сейчас на транспорте обычным гражданам — я не знаю.

Я всей душой ненавижу маршрутки, потому что в них нужно громко говорить: «Остановите на остановке». Сами остановки при этом не объявляют. А автобусы мне не нравятся, потому что они не останавливаются на каждой остановке. У меня проблемы со зрением, и я не вижу, какой номер подъезжает. Из-за того, что автобусы мне не подходят, приходится выбирать жилье рядом с трамвайными остановками. А в Краснодаре это обычно дорогие районы с хорошей инфраструктурой.

У трамваев есть свои минусы. Из-за перенаселения в любое время суток они практически забиты — по крайней мере, все сидячие места точно заняты. Такого не было всего пару лет назад — тогда было так плотно только в час пик. Мне повезло жить почти возле конечной. Если бы я садилась на одну остановку дальше, 100% ехала бы стоя.

Летом в трамваях вечные проблемы с кондиционерами: в салоне жарче, чем на улице. А в старых трамваях их вообще нет. Несмотря на то что в Краснодар завезли новые трамваи, на моем маршруте ездит всего один-два таких, все остальные старые. Не знаю, что за прикол, но новые трамваи ужасно громко скрипят, когда поворачивают. Зимой в них нормально, тепло, но есть особые сидячие места, на которые лучше не садиться, иначе сгорит попа. Немножко раздражают музыканты, которые ходят по вагонам, тут на любителя. А с введением масочного режима вместо масок в транспорте выдавали влажные салфетки.

Уже было много скандалов с водителями, которые отказываются принимать банковские карты. При этом у нас есть классные кондукторы — например, женщина 40—50 лет вся в татуировках. Есть просто очень вежливые, которые мило общаются и желают хорошего дня.

Если в городе дождь, нереально уехать на любом виде транспорта. Бывали моменты, когда приходилось идти несколько километров, потому что ничего не работало.

Со мной в транспорте обычно ничего не приключается. Могу вспомнить только случай, когда одна женщина, даже не старушка еще, попросила уступить ей место. На это я показала ей на свободное место, которое она благополучно проигнорировала. Ее ответ был убийственным: «Я там сидеть не хочу». Я из принципа не уступила, но услышала в свой адрес много интересного.


Аватар автора

Александра

из Москвы

Страница автора

Неоспоримый плюс метро — гарантия прибытия в срок. Можно потерять максимум минут пять.

Но больше никаких плюсов нет. Толпы людей, которые толкаются, кашляют на тебя, плюхаются на соседнее сидение, места на котором хватает максимум на пятилетнего ребенка. Постоянно приходится перемещаться по вагону в поисках угла, где тебя не попытаются задавить.

На станциях, где выходит много народу, возле каждой двери обязательно найдется один-два человека, которым выходить не нужно. Но вместо того, чтобы отойти и пропустить всех, они заякориваются на месте и стараются удержаться, толкая всех и возмущаясь. И нужно успеть обойти такого человека и выйти, пока двери не закрылись.

Кстати, успеть до закрытия дверей — тоже задача нетривиальная. В новых поездах сделана красивая зеленая подсветка, которая должна включаться при открытии дверей, и красная, сигнализирующая пассажирам, что входить нельзя, нужно ждать следующий поезд. Но машинисты очень часто, видимо для простоты, сразу при открытии дверей включают красную подсветку, то есть как бы говорят всем, мол, да, так и быть, я вам открыл двери, но пользоваться ими все равно нельзя. А если людей много, еще и буркают в громкую связь: «Побыстрее производите посадку и высадку!» Интересно, как именно это, по их представлениям, должно ускорить процесс?

Выходишь из метро уже бесконечно уставшим от этой борьбы, а день только начинается.

Еще одно довольно распространенное явление на конечных станциях метро — люди, которые хотят сесть и готовы ради этого ждать. Они встают на платформе напротив раскрытых дверей поезда и растопыривают локти, чтобы никто не проскочил между ними и дверями следующего поезда, хотя этот еще и не думал уезжать. Порой подходишь к поезду, хочешь войти в полупустой вагон, в котором, кстати, даже есть еще сидячие места, — а тебя не пускают, потому что они уже ждут.

Одна такая растопыренная женщина, которую я уже на слегка повышенных тонах попросила дать мне пройти, снисходительно мне ответила: «Недавно в Москве, что ль? Не умеешь на метро ездить? Ничего, научишься».

Я-то в Москве всю жизнь. И езжу с раннего детства. Но привыкнуть к постоянному хамству со стороны окружающих так и не смогла. А именно это хамство — как со стороны сотрудников, так и со стороны пассажиров — квинтэссенция всего московского метрополитена.


Аватар автора

Алексей Суслов

из Москвы

Страница автора

Каждый день езжу на работу на метро. Но после занятий спортом и когда нет пробок предпочитаю такси.

19 500 ₽ сейчас стоит безлимитный проездной на год на метро, автобус, троллейбус и трамвай. Сравнивал с затратами без него — выходит немного дороже. Сейчас сделали так, что утерянную карту можно восстановить, поэтому совершать дорогую покупку больше не страшно. До сих пор пользовался квартальными проездными, теперь планирую покупку годового.

Во времена пробок общественный транспорт и особенно метро сильно экономит время. Но количество людей в вагонах зачастую характеризуется как давка. Кроме того, отдельные личности не знают, что не только автомобилей касается правостороннее движение. Так что основная проблема общественного транспорта — это общество.


Олеся ВласоваКакие проблемы городского транспорта вам знакомы не понаслышке?
  • Станислав ИващенкоХороший ОТ я видел только в Москве. В остальных миллионниках это реализовано плохо. А в провинции - очень плохо.47
  • AbscenceКак мне кажется, бОльшая часть статьи про следствия отсутствия культуры взаимоуважения и наплевательское отношение органов управления. То, что растёт стоимость - это нормально, но вместе со стоимостью, как я думаю, должны расти качество + комфорт. Метро комфортно само по себе? Комфортно. Комфортно ли находиться с людьми в метро? Определённо нет. Электротранспорт комфортен для пользования? Ну, скажем, да. Комфортно ли им пользоваться в условиях час пика ? Определённо нет. До тех пор, пока: - в ОТ будут регулярно безнаказанно тусить пьяницы, наркоманы, гопники и прочие маргинальные слои населения, загрязняющие и засирающие всё вокруг - Транспортные пути не будут справляться с потоком людей (кулстори про то, когда лижешь стёкла в метро/троллейбусах/автобусах) - Трамваи не перестанут ломаться на полпути - ОТ не станет гораздо более удобной альтернативой собственному автомобилю Всё то, о чём пишут люди будет присутствовать в нашей жизни. Я когда-то осознал, что никому не интересно делать общественные места комфортнее, лучше, приятнее в угоду собственному бюджету.28
  • PhDСтанислав,0
  • Аглая ВороноваОбщественный транспорт в Мск могут ругать только те люди, которые не бывали в других странах. Не все идеально, ясен пень, однако очень не плохо.29
  • ПарампампамНенавижу общественный транспорт8
  • ТелеоперСтанислав, согласен. В целом, даже в Питере ОТ на голову хуже. Сейчас в родном Новокузнецке взялись за него - накупили новых автобусов, электробусов и новые красивые трамваи. Но с маршрутами и в час пик всё такая же беда... Но хоть ездить стало чище и комфортнее.8
  • Elena«19 500 Р сейчас стоит безлимитный проездной на год на метро, автобус, троллейбус и трамвай. Сравнивал с затратами без него — выходит немного дороже» Я сравнивала, у меня выходит существенно дешевле. 5 поездок в день, даже если брать только рабочие дни, это 1200 в год. Сколько стоит сейчас одна поездка? В 2014 году у меня на проезд в обычном режиме дом-работа-дом ушло 40 тысяч (метро 60 поездок брала, плюс маршрутки). И это без тренировок, которые случились позже. Так что за 19500 я весь год считай бесплатно езжу. В родном городе, 700 километров от Москвы, пользуюсь общественным транспортном с трудом, после столицы это просто ад.2
  • ПарампампамМаршрутки - вот истинное зло на земле.19
  • Alexandra P.Ксения, вот в Питере сейчас началась транспортная реформа, цель которой убрать маршрутки. Вот это - истинное зло. Те, кто это придумал, никогда не пользовались общественным транспортом, судя по всему. Сначала сделайте так, чтобы люди добровольно выбирали автобус, а не маршрутку. А потом убирайте маршрутки за ненадобностью. А то они отлично придумали: раньше можно было доехать из точки А в точку Б на маршрутке напрямую, а теперь извольте делать пересадку и платить дважды. Да, согласна, некоторые маршрутки заменили автобусами, но не все. В итоге в автобусах стало больше народу.8
  • T KartsevaAlexandra, аналогично у нас в Ярославле провели реформу общественного транспорта. Маршрутов нет, транспорт ходит как попало. Не одни ли и те же люди, придумывали реформу и ее реализовывали в Питере и у нас?)2
  • Системный инженерDinara, "наличие места рядом с человеком не означает, что на него можно сесть. Что есть понятие личного пространства, удобства и прочего" Эээ, это общественный транспорт, какое ещё личное пространство? Вы хотите, чтобы на сиденье с вами никто не садился? Увы, любой пассажир может плюхнуться рядом с вами, это его полное право. "либо человек просто не хочет, чтобы рядом с ним сидели" Мало ли, чего он хочет. А я, может, рюкзак в дверях поставлю, показывая тем самым, что не хочу, чтобы в автобус другие заходили, хочу один проехать, моё личное пространство - весь автобус! "либо рюкзак настолько тяжел, что на коленях не удержишь" Ставь на пол. "Жуткие тетки, которые плюхаются рядом с тобой и толстой задницей расчищают пространство. Им плевать, что тут с трудом уместился бы пятилетний ребенок" То есть вы сама с не самой худой задницей?19
  • Системный инженерDinara, на фудкорте если столы свободные - зачем ему с вами садиться? Ну и еда - это уже поинтимнее процесс, чем езда в ОТ. Вы не сядете, другой не сядет, в итоге половина мест в автобусе свободна, но автобус битком - все стоят, зато сидящие не ущемляются в личном пространстве. А у стоящих как с личным пространством тогда? "иллюстрация причин ненависти людей к общественному транспорту" Ненависть - это уж если очень заморачиваться и думать только о себе любимом.9
  • Anton KarmanovКемерово. До 2003 года были газельки-скотовозки, в 2003 произошло несколько жёстких аварий с ними, после чего их заменили на пазики и больше газелек нет. Из местной особенности (и новосибирской тоже): надо махать пазику рукой на остановке, чтобы он остановился. В целом общее состояние автобусов и трамваев: обычные списанные с других городов транспортные средства, которые первые пару лет выглядят ± нормально, а потом превращаются в ведро металлолома. После 10 вечера уехать куда-либо на общественном транспорте очень сложно. Из плюсов: стабильное расписание если надо уехать на последнем автобусе в свою Пердяевку. 1 раз только автобус пришёл позже на 20 минут, и то из-за поломки и поиска замены. Оплата картой появилась где-то в начале десятых, до соседних Томска и Новосиба придёт чёрт знает когда. Новосибирск. Скотовозки-газельки повсюду. Впервые увидел такие явления как очередь на маршрутку и «пока ждём народ, иначе не поедем», хотя буквально на следующих двух остановках народ набивается под завязку. Есть человеческие пазики, но они ходят между Новосибом и ближайшей агломерацией. Автобусы по уровню ушатанности где-то рядом с Кемерово. Из плюсов: не имеется, всё очень плохо. Томск. Глоток свежего воздуха после Новосиба. Почти всё идеально. Скотовозок-газелек нет, в основном пазики. Из местных особенностей: платить за проезд надо при выходе, было очень непривычно. И почему-то в троллейбусах воздух не циркулирует даже при раскрытых окнах, из-за чего летом в них я не представлю как сердечники выживают (слышал новость, что троллейбусы решили отменить, и слава богу). Из плюсов: всё ходит часто, почти никогда не бывало такого, что надо ждать по 20 минут на остановке. Москва. Мосгортранс любит красть деньги. Например я раньше брал 60 поездок на 90 дней, и мне этого хватало за глаза. А потом внезапно сократили срок 60 поездок до 45 дней, никаких объявлений нигде не было об этом, в итоге у меня сгорело 17 поездок. Или ты заходишь в автобус, оплачиваешь проезд, а объявление о сокращённом маршруте объявляется сильно позже начала движения и оплаты проезда. В последнее время в трамваях часто воняет бомжами, а возможности открыть окна для проветривания нет. На электробусах значок велосипеда, но по факту велосипед можно протиснуть разве что детский. Нестабильное расписание наземного транспорта: может ничего не быть по 20 минут, а потом друг за другом могут идти несколько трамваев или автобусов. Постоянно всё везде перекапывают. Недавно надо было сходить за любимой шаурмой из оленя, а короткий проход из метро был перекрыт на перекопку, из-за чего пришлось делать крюк на 20 минут. И такое не сказать что редко случается. Но плюсы хорошие: где ещё в час ночи можно увидеть работающий трамвай? Или доехать до аэропорта ночью на автобусе? Если путешествовать налегке, то можно забить на аэроэкспресс и спокойно доехать на метро + автобус.3
  • Anton KarmanovДусяЛапочка, был в Финляндии — идеальный общественный транспорт, можно нам как у них?5
  • Аглая ВороноваAlexandra, никакой не «ад». Никто у нас все-таки не умирает даже на внизу фиолетовой ветки, как в Индии. Не удобно и унизительно, однако доехать без пробок и угроз для жизни можно. Однако и факт наличия тоже немаловажен. Если Вы думаете, что Вы просто из одной части европейского города есть просто факт возможности доехать из одного конца города на другой в общественном транспорте, Вы сильно заблуждаетесь.7
  • ПарампампамAlexandra, у нас в городе весь общественный транспорт - частники на маршрутках, и это адище. Я когда приезжаю в Краснодар (мой город в 70 км), прям наслаждаюсь поездками в автобусах, троллейбусах и трамваях там(!)3
  • Аглая ВороноваAnton, я с Вами согласна, однако вы посмотрите на количество народа. В одной только Москве народу в несколько раз больше, чем во всей Финляндии.15
  • ВеленаAlexandra, вот реформа- это да, это жесть.1
  • Системный инженерНаталья, понятие личных границ есть, но в ОТ они у меня начинаются, если на меня наваливаться начинают... А если бесит, что рядом сели (вполне дрпускаю, что такие люди есть), это или надо не ездить на ОТ, или лечиться.12
  • Системный инженерDinara, если в метро мест нет, то и распихивать никто не будет, не? Если только кто-то не расселся на слишком много. И орать не надо, надо вежливо указать, чтоб рюкзак убрали. Сиденья предназначены для людей. Вы предлагаете, чтобы люди стояли, только чтоб парень рюкзак на сиденье держал?8
  • Аглая ВороноваDinara, очень четко видно, что в метро, особенно в давке, люди перестают быть людьми. И побеждает сильнейший. Больше всего меня бесит даже не то, что не замечают беременных или старушек. А то, что эти самые старушки просят уступить не мужчин, а девушек. То есть даже тут притесняют более слабых.11
  • Системный инженерНаталья, от излишнего нервничанья. В транспорте никто не обязан соглашаться не садиться с вами, потому что вам это не нравится.11
  • Anton KarmanovВелена, просто у разных людей разные требования к качеству жизни. Вам, судя по вашей истории жизни, вполне нормально жить в свинарных условиях — а другие люди не хотят жить в говне.11
  • Dinara YavorskiДусяЛапочка, зоологический хаос.3
  • Системный инженерDinara, тогда такси, своя машина - ваш вариант. Никто не будет реагировать на "не садитесь, я хочу одна сидеть".7
  • Anton KarmanovВелена, тут дело не в голубой крови и сэрканьи, а в банальном уважении к самому себе.6
  • Аглая ВороноваВ Москве лучшее метро в мире. Минусы - нереальная давка на некоторых ветках и на некоторых переходах. А так же - метро есть далеко не во всей Москве.5
  • Системный инженерКсения, я понимаю - не любить, но ненавидеть - это какая-то слишком сильная эмоция для такого дела...1
  • Юлия ШершневаПоддержу коммент читателя из Екб: сама ждала трамваи по 40 минут на морозе. Всегда было интересно, кто так выстроил их расписание, что именно после окончания рабочего дня, в промежуток между 18.00 и 19.00 на остановке у метро Уралмаш, которая является крупным пересадочным узлом, все трамваи шли в депо. Стоишь ждешь-ждешь, вот он идет - но с табличкой В депо. Еще они в Екб довольно старые и, бывало, сходили с рельсов: в таком случае всех высаживали со словами, что дальше трамвай не идет или едет по другому маршруту. Мой дом был у трамвайного кольца на перекрёстке - там трамваи попадали в ДТП с машинами. Из-за этого тоже все движение останавливалось внезапно и надолго. Однажды под Новый год было минус 30, и я после работы сначала долго ждала трамвай, потом села в него, проехала две остановки - и водитель объявил, что из-за аварии мы временно остаемся стоять на остановке. Открыл все двери, было весело. Кто мог добраться по-другому - тот ушел, остальные стойко мерзли. Но мне все равно этот вид транспорта очень нравился: Екб для меня - трамвайный город, а старые трамваи - такие уютные!7
  • Натали КузнецоваВсем привет с Екатеринбурга. С ужасом вспоминаю свои поездки в мороз на трамвае. Жила в микрорайоне, куда очень удобно ездить на трамвае из центра. В мою сторону ходили 4 трамвая, причём два подходили близко к дому. Ехать 40 минут. Все бы ничего, но ждать долго. Полчаса нет трамваев, а потом они идут кучей, и все в нужном тебе направлении. Ещё проблема: техническое состояние транспорта. Поехала на работу. Один трамвай попал в ДТП. Пересела на другой. А он сломался. Причём ломаются не только старые вагоны, но и новые. В старых трамваях очень холодно. Едешь и простываешь. Но они технически лучше всего приспособлены к морозу. Новые ломаются чаще и буксуют. Троллейбусы. Они катастрофически нужны Екатеринбургу. То, что ходит по городу, это хлам. Двери не всегда работают, ручки перемотаны изолентой, заплатки, ржавчина. На некоторые сиденья плюхаешься как в яму и потом едва встаёшь.8
  • Try CatchAbscence, общественный транспорт становится комфортнее от года к году. В метро закупают новые составы, в которых тихо, комфортно и есть где зарядить телефон. В автобусах можно платить картой на валидаторе, хотя ещё 7 лет назад вся Москва была в маршрутках и автобусах с турникетами. Да что уж Москва, даже в родной Твери закупили новые автобусы с валидаторами. Так что не надо ныть про отсутствие комфорта в ОТ. Насколько возможно, комфорт обеспечивается. Насчёт хамства и нарушения личных границ. Я живу в Москве уже 8 лет и за исключением пандемии всё это время ездил на метро и электричках. И случаи, когда я встречал гопников, бомжей, алкоголиков или просто хамоватых пассажиров, я могу пересчитать по пальцам. Наоборот все более менее вежливые, занимаются своими делами, спокойно ждут транспорт, заходят в него, теснятся в час пик, выходят, часто уступают место пожилым. Конечно, ехать на ОТ в час пик - это не совсем приятно, но не настолько, чтобы ныть об этом.3
  • Try CatchAlexandra, в чём ад? У столичного общественного транспорта есть все удобства: 1. Новые автобусы, трамваи, составы в метро. 2. Ездят регулярно, остановки с расписанием и геолокация транспорта на Яндекс.Картах. 3. Везде валидаторы и бесконтактная оплата. 4. Новые линии постоянно строятся. 5. Социальные карты для студентов и пенсионеров. 6. Молчу про каршеринг Вот это действительно ад, ничего хуже и придумать нельзя)))8
  • Конкретный А. А.В Ницце большинство маршрутов заканчивают работу до 21:00, после этого остаются только трамваи, которых всего три. А 100-й автобус, который идёт от Ментона, вечером по пути в город вообще может не остановиться на остановке, потому что в Монако он набивается битком и далее включает на табло надпись типа "Мест нет". Приходится ехать на поезде, а это сильно дороже.3
  • alena_lanskayaTry, добро пожаловать в электрички Москва Ярославская. Будете видеть каждый день: бомжей, пьяниц, безголосых музыкантов, продаванов, гопников и убитые вусмерть вагоны в которых зимой или адов холод или адова жара, летом всегда без кондиционера, битком набитые. И не нужно ехать до Сергеевна Посада, прокатитесь 25-30 минут до Мытищ. Особенно направление: Фрязино, Щёлково9
  • ПарампампамСистемный, довели)3
  • Елисей КостомаровКсения, а у нас в Москве уже несколько лет как отменили, и я скучаю по ним... При всех минусах, у них было как минимум 3 больших плюса: 1) все места сидячие, не надо стоять в давке 2) ходят часто, а значит, не надо мерзнуть на остановке 3) скорость выше, чем у автобусов, т.к. быстрее разгоняются и останавливаются только там, где есть пассажиры0
  • Andreas BernAnton, в Финляндии ОТ очень дорогой. Даже местные шутят, что все бедные ездят на автомобилях (подержаные стоят недорого, штрафы пропорциональны доходу)1
  • Anton KarmanovВелена, я понимаю, что вас задели мои слова, но это не я виноват, что вы настолько занизили качество своей жизни. И ещё раз: если вам в кайф жить в условиях бардака — ваше право, но не надо считать что все остальные должны жить также плохо, как и вы.3
  • Тоскливая девахаМиссБурундук, выпускать кого-то с дальнего ряда ... в раскоряку поднимать откидное сидение, при этом чья-то сумка там застряла, а у тебя пальто зажевало ... одно свободное место на 10 желающих ... передавать всей маршруткой деньги водиле ... водила обсчитал1
  • Хвост_ПистолетомСтанислав, родные живут в уральской глубинке. Если в крупные поселки транспорт ходит от 4 до 10 раз в день, то в глухие деревни - 2-3 раза в неделю. И это в основном убитые "Пазики". Многие работают в райцентре в 10 и более километрах от города. И как людям добираться?4
  • Anton KarmanovВелена, кек, чёт я посмеялся с простыни что вы мне накатали, но читать её нет никакого желания. Можете жить дальше как живёте, вам этого никто не запрещает, не вижу смысла продолжать диалог1
  • Try Catchalena_lanskaya, ездил до Одинцово и обратно каждый день с 2014 до 2018, когда там ещё были электрички из 80-х, давка и прочие прелести жизни. Но за 8 лет многое поменялось: запустили МЦД, пустили новые поезда (в которых не воняет), отремонтировали станции. Я вижу разницу и не согласен с тем, что транспорт не меняется в лучшую сторону. Либо вы в упор не замечаете изменений, либо до вашего направления они ещё не дошли.1
  • Эльвира ЦховребоваAlexandra, не люблю это выражение, но ваши слова просто идеальный образчик «москвичи зажрались». Ад - это маршрутка ГАЗель, в которую нужно вскарабкиваться. Это оплата проезда только наличными. Это водитель, работающий до того времени, до которого ему удобно, потому что он частник, которого на словах регулирует местная администрация. В 21:00 в нашем городе (столице республики) ни одной маршрутки вы не увидите. Да и в 20:00 шансы ее дождаться неуклонно приближаются к нулю. Это неадекватные водители, которые могут нестись на высокой скорости, потому что, видимо, нужно быстрее закончить круг, чтобы вернуться в центр за новыми жертвами. Это никакого расписания, никакого интервала движения. Это люди, которые на тебе лежат, потому что сесть им негде, но водитель все равно останавливает, потому что хочет заработать все деньги. А лежат, потому что в ГАЗеле особо не развернёшься. Это пробирание через головы к выходу. И даже если заняты только сидячие места, выйти все равно тяжело, так как проходы узкие, а зачастую в них ноги людей, а не пространство для манёвра. Вот это ад, а не транспорт Москвы. Говорю, как человек, который прожил в Москве 10 лет и пользовался общественным транспортом каждый будний день.9
  • alena_lanskayaTry, я на этом направлении живу 7 лет, изменений нет от слова совсем. Ни одного нового вагона за все время, даже экспрессы и те по уровню комфорта как старые вагоны метро. Не идут к нам изменения, метро вот обещают в Мытищах лет 10, а воз и ныне там. Тоже самое с МЦД. Первый срок был 2023г, но к текущему моменту даже в планах не стоит, что уж говорить о сдаче0
  • Аглая ВороноваЭльвира, я с Вами согласна, в Москве совсем не ад2
  • Try CatchЭльвира, прочитал про газели и ностальгия в глаз попала ))2
  • AbscenceTry, Забавно слушать нелепое блеяние про нытьё в виде нытья. Валидаторы? Вау, круто! Не спорю. А ещё там должно не вонять, должны быть кондиционеры, удобные и комфортные места, отделения для сумок/рюкзаков. И это я даже не слова не говорю про нормальный WiFi, пользуясь которым я буду знать, что товарищ майор не читает мою переписку в VK или, ну например, хотя бы возможность покупать нормальные проездные, а не all-inclusive за половину зарплаты. А так да, валидаторы норм. Новые составы? Ничего себе, с 1935 года начали делать новые составы, определённо есть чему позавидовать! Тихо и комфортно в метро? Мы об одном метро говорим, да? А то вот у меня в Петербурге только на остановках можно услышать что-то похожее на тишину, да и то не факт. Единственное, что тут выбивается из сравнения - это Сапсан, гордость геполитиков, который в ближайшем будущем канет в Лету. Кстати, а что там по междугороднему сообщению? А то я вот тут недавно в Ростов ездил, в поезде в купэ кондиционер включался только на скорости > 30 км/час - это какой-то искусственный интеллект, наверное, и я тупой? А жарища в самом вагоне под 30 градусов на остановках - я прямо-таки окунулся в прошлое - как я 10 лет назад ездил в Анапу, а люди сидели с веерами. Правда, там можно было окошко открыть, а в купэ не разрешали. Видимо, дело в валидаторах. Короче, не смешите и не пишите о том, о чём понятия не имеете. Если уж в Москве проблемы одни и те же, я даже не буду удивляться проблемам, характерным малым, провинциальным городам.0
  • Полиция Т—ЖAbscence, повежливее, вам предупреждение1
  • AbscenceПолиция, Называть чужое мнение - нытьём - норм, а отвечать на выпад - хамство? Правильно вас понял?)0
  • ИванВелена, я не заметил ничего токсичного если это был максимальный уровень, то в обычном то еще лучше)1