Почему люди не деля­тся на ауди­а­лов, визуа­лов и кине­сте­тиков
Что не так
6K
Сгенерированное изображение — Лев Переулков / Stable Diffusion

Почему люди не деля­тся на ауди­а­лов, визуа­лов и кине­сте­тиков

И как на самом деле проще запоминать нужную информацию

15
Аватар автора

Ольга Карасева

считает себя мультимодалом

Страница автора

Многие уверены, что в зависимости от приоритетного канала восприятия информации они относятся к одному из трех типов: аудиалам, визуалам или кинестетикам.

Потому, когда информация поступает другим образом — например, визуалу приходится послушать лекцию, — то понять и запомнить ее становится сложнее. Теория о каналах восприятия очень популярна. В нее верят многие школьные учителя, университетские преподаватели, а также бизнесмен и бывший президент США Дональд Трамп: он потребовал, чтобы вместо традиционного письменного отчета к нему в кабинет приходил сотрудник администрации и зачитывал новости вслух — все потому, что экс-президент считает себя аудиалом.

Тем не менее ученые уверены, что делить людей на типы таким образом неправильно, а разные каналы восприятия просто подходят для разной информации: что-то лучше услышать, а что-то — увидеть. Рассказываем, что не так с теорией о каналах восприятия и как действительно проще запоминать нужное.

Мозг: рассылка об эмоциях и психике
Лайфхаки о том, как не поддаваться стрессу, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Кто такие аудиалы, визуалы и кинестетики

Существует теория, согласно которой у каждого человека есть приоритетный канал восприятия информации. Якобы люди хорошо понимают и запоминают ее, только если получают определенным образом, но практически не могут усвоить, когда информация поступает «неправильным путем».

Изначально о каналах восприятия говорили только в контексте обучения детей с некоторыми особенностями, например дислексией и нарушением слухового восприятия. Но со временем на типы стали делить всех школьников и студентов, а потом и всех людей вообще. Считается, что популярности теории способствовал начавшийся в 1980-е годы массовый интерес к психологии, причем не обязательно научной.

Так, теория о типах восприятия информации считается родственной нейролингвистическому программированию — ненаучной концепции, обещающей заставить мозг работать нужным образом. У двух теорий много пересечений: сторонники обеих пытались подобрать ключи к человеческому сознанию и поведению и считали, эти методики можно использовать вместе. Например, для аудиалов больше подойдут словесные приемы нейролингвистического программирования.

Согласно теории о приоритетных каналах восприятия, все люди делятся на несколько типов.

Аудиалы — это те, кто лучше воспринимает информацию на слух. Таким людям для получения новых знаний удобнее использовать лекции и аудиокниги, а не учебники с текстом и иллюстрациями. Аудиалы не против, если им предлагают созвониться, и охотнее послушают голосовое сообщение от друга, чем будут с ним долго переписываться.

Визуалы — люди, у которых хорошо развито зрительное восприятие, поэтому для запоминания им нужны картинки или видео. К примеру, если нужно узнать о каком-то историческом периоде, такому человеку лучше пойти в музей или посмотреть документальный фильм. Иногда к визуалам относят еще и тех, кто хорошо запоминает прочитанное и записанное, хотя сейчас их чаще выделяют в отдельный тип.

Кинестетики — предпочитающие воспринимать мир через тактильные ощущения и движение. То есть, такому человеку нужно попробовать что-то сделать руками и поучаствовать в процессе, а не просто понаблюдать за ним. Считается, что дети-кинестетики учатся лучше, если на уроках им не приходится сидеть за партами, а можно подвигаться: к примеру, не производить расчеты в тетрадке, а передвигать кубики.

Делить людей на эти три типа в конце 1970-х предложил преподаватель Северо-Западного университета Уолтер Бурк Барб. Правда, никаких исследований, которые могли бы подтвердить существование приоритетных каналов восприятия, он не проводил.

Через 10 лет теорией заинтересовался новозеландский школьный инспектор Нил Флеминг. По работе он часто сталкивался с учителями: у одних ученики были успевающими, а у других, несмотря на все усилия, показывали не слишком хорошие результаты. Так что Флеминг решил, что все дело в подходе к обучению: если он не соответствовал типу восприятия, то ученик просто не мог ничего запомнить. Нил Флеминг дополнил существующую теорию, и так в списке типов восприятия появилось еще два.

Вербалы — люди, которым больше всего подходит восприятие через чтение и письмо. Им нужно читать учебники и писать конспекты, тогда информация хорошо запомнится.

Мультимодалы — это те, кто одинаково эффективно использует все каналы восприятия. Хотя Флеминг не выделял мультимодалов в отдельный тип, он отмечал, что есть люди, которые хорошо усваивают информацию независимо от того, как ее получили. Признавал их существование и Уолтер Бурк Барб: по его мнению, таких людей могло быть примерно 30%.

Со временем у теории о каналах восприятия появилось множество последователей, и некоторые предлагали ее развивать — и делить людей на еще большее количество типов. Хотя самой популярной все еще остается версия с тремя типами восприятия, многие верят, что их больше. Например, иногда выделяют еще и такие типы.

Олфакторы — это те, кто воспринимает мир через запахи и запоминает информацию благодаря ассоциациям с ними.

Тактилы — это люди, которых раньше тоже считали кинестетиками, но потом они стали отдельной группой. Тактилы могут быть более творческими и внимательными, но при этом менее активными, чем кинестетики.

Дигиталы, или дискреты, — так называют тех, кто для запоминания обязательно должен осмыслить информацию. Им нужно понять логику, найти доводы за и против, порассуждать, обнаружить закономерности и разобраться в процессах. Такие люди хорошо считают и строят причинно-следственные связи.

Теории о приоритетных каналах восприятия доверяют многие преподаватели, в том числе и в России. Согласно опросу, проведенному Высшей школой экономики, 80% преподавателей российских вузов считают, что все люди на самом деле делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Популярна теория не только среди сотрудников сферы образования, но и среди обычных людей. Некоторые даже верят, что приоритетные каналы восприятия передаются детям от родителей и не меняются всю жизнь.

Что не так с теорией о типах восприятия информации

Кто-то обладает хорошим слухом — и может заниматься музыкой или меньше прочих напрягаться, осваивая произношение на иностранном языке. Кто-то может похвастаться отличной памятью на лица, а кто-то быстро читает. Мы действительно отличаемся друг от друга, у нас могут быть лучше или хуже развиты определенные способности и навыки. Кроме того, некоторые способы получения информации просто становятся для нас более привычными и поэтому начинают нравиться нам больше. Например, проводя много времени за рулем, мы можем полюбить слушать аудиокниги.

Тем не менее никаких доказательств существования приоритетного канала восприятия ученые найти не смогли. Даже наоборот: к концепции разделения людей на аудиалов, визуалов и кинестетиков есть много претензий. Вот они.

Теория строится на мифах о работе мозга. Работа человеческого мозга окружена множеством мифов: например, что мы используем только его часть или что у правого и левого полушарий есть своя «специализация». Теория о том, что люди делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков, — это тоже нейромиф. Она предполагает, что мозг у людей различается и задействует только определенные каналы восприятия для обучения. Хотя на самом деле, в мозге здоровых людей все области взаимосвязаны и работают сообща. Так что «выключить» одну и активировать другую не получится.

Например, когда мы смотрим на картинку, оказываются задействованы участки, отвечающие не только за зрительные образы, но и за восприятие звуков и физические ощущения. Так, во время одного эксперимента добровольцам показывали фотографии насекомых, их укусов и чешущихся людей — и участники отметили, что сами захотели почесаться.

Обучение в соответствии с приоритетным каналом не способствует запоминанию информации. Во время одного исследования ученые попросили студентов указать свой приоритетный тип восприятия — визуальный или вербальный, а потом запомнить некую последовательность. Сначала участники эксперимента получали информацию в соответствии со своим типом: визуалам показали ряд картинок, а вербалам дали список слов. Затем, наоборот: визуалам нужно было запомнить последовательность слов, а вербалам — картинок.

Но, как оказалось, самопровозглашенные визуалы и вербалы вовсе не запоминали информацию лучше, если получали ее в соответствии с типом восприятия. Потому авторы исследования пришли к выводу, что можно говорить только о предпочтительном, но не о приоритетном способе восприятия информации. Определенные формы подачи действительно могут нравиться людям больше или меньше, но никак не влияют на способность усваивать новые знания.

Эксперимент не подтвердил, что обучение согласно типу восприятия улучшает результаты. В 2015 году ученые попросили 426 студентов, изучающих анатомию, пройти тест на приоритетный канал восприятия информации, а потом узнали, действительно ли они используют учебные методики, подходящие людям этого типа. Оказалось, что студенты обычно учатся разными способами: слушают лекции, пишут конспекты, разглядывают изображения и практикуются.

Более того, авторы исследования вообще не заметили какой-либо связи между успеваемостью и приоритетными каналами восприятия студентов. Хотя, казалось бы, учебная программа должна лучше подходить людям какого-то одного типа, и тогда они получали бы более высокие оценки.

Некоторые виды обучения могут быть не такими эффективными. Согласно теории о приоритетных каналах восприятия, школьникам и студентам нужно подбирать разные форматы обучения: визуалы будут читать учебник и смотреть иллюстрации, аудиалы — слушать лекции, а кинестетиков нужно вовлечь в интерактивную игру. Но критики уверены, что не все методики одинаково эффективны, особенно при получении базовых школьных знаний.

Например, американские психологи Роберт и Элизабет Бьорк считают, что учебные программы, подготовленные для кинестетиков, только имитируют обучение. Дети могут разыгрывать сценки из произведений Шекспира, но так и не узнают, что такое внутренний монолог персонажа и зачем он нужен.

Уверенность в наличии приоритетного канала восприятия может даже помешать учиться. Человек, узнавший о своей принадлежности к конкретному типу восприятия, может посчитать, что информация в других формах ему недоступна. А в худшем случае даже начнет отказываться получать ее способами, не соответствующими своему приоритетному каналу. Например, ребенок решит, что он, визуал, все равно ничего не запомнит на уроке, потому даже не будет пытаться слушать и вникать в слова учителя.

Как на самом деле наш мозг получает и хранит информацию

Для получения разных знаний и навыков нужны разные типы восприятия и обучения. Например, чтобы запомнить расположение регионов России, проще всего посмотреть на карту. Освоить произношение новых слов на иностранном языке поможет их прослушивание. А научиться пришивать пуговицы, кататься на коньках или заправлять одеяло в пододеяльник можно только на практике. То есть на самом деле мы все мультимодалы.

Ученые, исследующие когнитивные процессы, уверены, что разную информацию мы и запоминаем по-разному. Проще говоря, если бы наша память была хранилищем, там бы оказались и визуальные образы, и звуки, и запахи. Но чаще всего наши воспоминания не имеют определенной формы — мы просто помним суть. К примеру, информацию о дороге до офиса вы, скорее всего, «храните» в визуальном формате. А вот какая у вас зарплата — вы просто знаете, хотя получить эту информацию могли самыми разными способами: услышать сумму на собеседовании или увидеть в договоре.

В одном эксперименте добровольцам показали на экране несколько коротких предложений, складывающихся в историю. Через некоторое время участникам снова дали прочитать отрывки из той же самой истории, но рассказанной по-другому. Затем их попросили вспомнить, встречались ли в тексте конкретные предложения. Люди легко «узнавали» фразы, даже если на самом деле в истории их не было, но они хорошо подходили по смыслу.

Другой эксперимент — на этот раз с картинками — тоже показал, что люди хорошо запоминают суть, а не образы. Хотя участники легко пересказывали историю, увиденную на картинках, вспомнить, в какую сторону смотрел персонаж на них, они не смогли. Так что, если вам нужно что-то запомнить, постарайтесь сосредоточиться именно на сути, а не на форме.

Еще один хороший способ запомнить информацию — это понять ее. Наверняка в школе вы слышали совет: не зубрить правила и формулы, а постараться в них разобраться. И он действительно работает. Осмысление, рассуждение, поиск связей между уже известными и новыми фактами, желание подойти к ним критически и поставить под сомнение помогают не только запомнить информацию, но и сохранить ее в памяти надолго. А вот попытки просто зазубрить что-то непонятное вряд ли увенчаются успехом.

В одном эксперименте добровольцев попросили посмотреть несколько секунд на шахматную доску, а потом воспроизвести расстановку фигур. Одна группа участников справилась хорошо, а другая — довольно плохо. Все дело в том, что люди из первой группы играли в шахматы на профессиональном уровне, так что комбинация на доске для них была не просто случайным набором фигур, а понятной партией. В то время как люди из второй группы были начинающими игроками и не смогли увидеть за визуальным образом определенные стратегии.

Но когда фигуры расставили в действительно хаотичном порядке, в котором в процессе игры они бы не оказались, запомнить их расстановку не смогли даже опытные шахматисты. То есть, при запоминании они задействовали не визуальную память, а именно понимание.


Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine

Расскажите, что помогает вам запоминать информацию:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество