Как самозанятому учитывать расходы на запчасти?

9
Аватар автора

Евгения Нагорная

спросила в Сообществе

Страница автора

Муж арендовал помещение для сервиса по ремонту компьютерной техники и телефонов и начинает работу в статусе самозанятого.

Возник вопрос: как правильно выдавать чеки? Обычно стоимость ремонта включает в себя в том числе стоимость запчастей. Должен ли мастер платить налог со всей суммы, что заплатил клиент?

К примеру, запчасть стоит 4000 ₽, ремонт — 1000 ₽, соответственно, заказчик оплачивает 5000 ₽. Нужно ли выдать документ, что он заплатил 5000 ₽?

Если провести все через «Мой налог», получится, что мастер платит налог не только со своего дохода, но и за запчасть, за которую при покупке уже был уплачен налог. Несправедливо, ведь иногда запчасти могут стоить и 20 000, и 30 000 ₽ за штуку. А если посчитать все за месяц, так можно и не уложиться в 2,4 млн рублей в год, которые государство позволяет зарабатывать самозанятым.

Мы подумали, что можно выдавать отдельные чеки на ремонт и запчасти. Но тогда нужны чеки от магазина, где запчасти куплены, а клиенты иногда могут технику и через полгода забрать. Что же будет, если мастер потеряет этот чек? Или заказчик захочет поставить б/у запчасть, купленную с рук у физлица?

Должен ли мастер выдавать бумагу, где прописана вся сумма? Может ли этого требовать клиент? Или достаточно чека, где прописана сумма ремонта?

Аватар автора

Гульназ Хабибуллина

юрист

Страница автора

По всей видимости, самозанятость вашему мужу не подходит. В России действует несколько налоговых режимов, и каждый предприниматель может выбрать подходящий исходя из специфики своего бизнеса. Вот почему вам лучше рассмотреть другие варианты.

Почему в вашем случае невыгодно быть самозанятым

По закону самозанятые должны выдавать чек на всю сумму, которую получили от клиента. Расходы не уменьшают сумму дохода, облагаемого налогом.

Мастер может покупать расходные материалы и оборудование для работы, оплачивать аренду, коммуналку и рекламу, а потом включать все это в стоимость своих товаров, работ или услуг. Но доходом будет вся полученная от заказчика сумма, и с нее нужно уплатить налог.

Если расходов много, то и налог будет большим по сравнению с прибылью. А еще можно быстро превысить лимит заработков 2,4 млн рублей — и тогда придется переходить на другой налоговый режим.

Есть и другая проблема: самозанятые могут продавать только товары собственного производства и не вправе перепродавать чужие. Если расходы на деталь включены в общую стоимость работы, это допускается. А если вы будете выписывать отдельные чеки на детали, значит, продаете чужой товар — это могут расценить как перепродажу.

ФНС разъясняет, что, если в составе услуги есть стоимость запчастей, самозанятость применять можно. Но продавать расходные материалы отдельно нельзя. Источник: nalog.gov.ru
ФНС разъясняет, что, если в составе услуги есть стоимость запчастей, самозанятость применять можно. Но продавать расходные материалы отдельно нельзя. Источник: nalog.gov.ru

Вы можете работать так: клиенты сами будут покупать детали и передавать их вам по акту. Тогда стоимость деталей — это их расходы, а не ваши. Вы же будете брать плату только за услуги по ремонту и платить налог с этой суммы.

Если этот вариант не подходит, просмотрите другие налоговые режимы — УСН и ПСН. Для обоих вариантов нужно сначала зарегистрировать ИП.

Упрощенная система налогообложения

На УСН есть два варианта уплаты налога: со всех доходов или с разницы между доходами и расходами. Вам подходит второй: перед расчетом налога вы сможете вычесть расходы и не переплачивать. Но на все расходы должны быть подтверждающие документы, так что хранить чеки на запчасти в любом случае придется.

Срок хранения — 5 лет, считая с года, в котором учли цену запчастей в расходах. Если документов на запчасти нет, вычесть их стоимость из доходов не получится.

Стандартная ставка налога на УСН «Доходы минус расходы» — 15%, но в некоторых регионах они пониженные.

Несмотря на то что ставка выше, чем у самозанятых, за счет вычета расходов налог может оказаться даже меньше.

Например, деталь стоит 4000 ₽, работа — 1000 ₽, клиент заплатит 5000 ₽. По ставке 4% для самозанятых вы заплатите 200 ₽ налога. А по ставке 15% на УСН «Доходы минус расходы» — всего 150 ₽: за минусом расходов налог считается только с 1000 ₽.

Но будут и дополнительные расходы и обязанности:

  1. Платить страховые взносы. В 2023 году — 45 842 ₽ плюс 1% с годовой прибыли свыше 300 000 ₽. Эти взносы можно включить в расходы и уменьшить налогооблагаемый доход.
  2. Заполнять налоговую декларацию. Ее сдают один раз в год до 25 апреля года, следующего за отчетным.
  3. Применять онлайн-кассу. В отличие от самозанятых ИП на УСН при расчетах с физлицами должны пробивать чеки на кассовом аппарате. Есть исключения, но не для ремонта телефонов. Вам придется купить кассовый аппарат и заключить договор с оператором фискальных данных.

Патентная система налогообложения

Покупая патент на определенный вид деятельности, предприниматель тем самым заранее уплачивает налог. Дальше не важно, какие у него доходы и расходы. Главное — уложиться в лимит дохода 60 млн рублей в год.

Налог считают по ставке 6%, но не с реального, а с потенциально возможного дохода, который устанавливают региональные власти для каждого вида деятельности. Если реальный доход больше потенциального, доплачивать не придется. Заранее узнать сумму налога можно на сайте ФНС.

Мы не знаем, из какого вы города, но предположим, что из Самары. Патент на ремонт электронной техники на год там стоит 12 240 ₽.

Для сравнения: если будете работать как самозанятый и платить налог с доходов от физлиц по ставке 4%, такую же сумму налога вы заплатите уже при доходе 306 000 ₽. Скорее все, фактически годовой доход будет больше, а значит, и налог на профессиональный доход тоже.

В сервисе ФНС можно рассчитать стоимость патента на нужный вид деятельности в конкретном регионе
В сервисе ФНС можно рассчитать стоимость патента на нужный вид деятельности в конкретном регионе

Налоговой декларации на ПСН нет, а вот платить страховые взносы и применять онлайн-кассу нужно. Для некоторых видов деятельности на ПСН есть освобождение от онлайн-касс, но не для ремонта электронной техники.

Страховые взносы можно вычесть из стоимости патента. В приведенном примере за патент в Самаре вообще не придется платить, потому что страховые взносы за год превышают его стоимость. В итоге ИП перечислит в налоговую только взносы.

Что в итоге

Самозанятый платит налог со всей суммы дохода, вычесть из нее расходы на покупку запчастей нельзя.

Вы можете попробовать работать так: клиенты сами будут покупать детали и передавать их по акту, а ваш муж будет заниматься только ремонтом. Но для заказчиков это может быть неудобно, поэтому стоит рассмотреть вариант регистрации ИП на УСН или ПСН. Тогда супруг сможет покупать все необходимые запчасти и учитывать расходы, а налог платить только с доходов.

Гульназ ХабибуллинаЗанимаетесь ремонтом? Расскажите, какой налоговый режим выбрали:
  • АлисаВыдавайте чек только за сам ремонт. Можно же написать в чеке, например, "работа по замене такой-то детали" и все.1
  • Кошка-картошкаМне кажется данная сфера не подходит под самозанятость. Можно выдавать чек только на сам ремонт и чек на запчасть. Б/у запчасть - под ответственность заказчика. Хранить чеки на запчасти нужно. А если дорогая запчасть бракованная? Что значит "если мастер потеряет этот чек"? А если бухгалтер потеряет документ? Вообще, если проводить аналогию со сферой услуг, то правильнее выдавать чек на всю сумму, полученную от клиента. Стоимость условных "ресничек" включает в себя расходные материалы. Да, вы не уложитесь в указанные оборот. Но это опять же говорит о том, что нужно выбрать иной способ налогообложения.3
  • ИльяПоправлю, например, при сдаче квартиры самозанятый может не учитывать в качестве дохода расходы на ЖКУ, фактически уменьшая доход на эти расходы, но это исключение, было соответствующее письмо. Можно просить детали покупать самим: найти деталь, сделать заказ самим, оплачивает заказчик, вы получаете, дальше работа по режиму НПД1
  • KarenKingА что за мастер такой что чеки теряет Что он из себя представляет тогда0
  • Александр Ивановна это вопрос только один ответ - НИКАК0
  • Александр ИвановИлья, письма, кстати, не имеют силы НПА. Опираться на них в работе - это всегда игра в русскую рулетку.0
  • ИльяАлександр, письмо всего лишь разъясняет закон, а в законе написано, что такие выплаты доходом не являются0
  • Александр ИвановИлья, это разъяснение - не более, чем мнение конкретного чиновника по спорному вопросу. ИМХО - письма такое себе подспорье в работе0