![Что такое электромобиль](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/in-out-electrichka-istockphoto-1430659341-2048x2048.jpg)
Что такое электромобиль
Как он устроен и чем отличается от машин с двигателями внутреннего сгорания
В 2023 году в России продали около 15 000 новых электромобилей — почти в три раза больше, чем в 2022.
Популярность электромобилей постоянно растет — несмотря на небольшое количество зарядных станций и относительно дешевое топливо.
В отличие от машин с бензиновыми и дизельными моторами, в электромобилях не горит топливо — его там вообще нет. Расскажем, откуда в них энергия для движения, что вращает их колеса и нагревает салон.
Что вы узнаете
Виды электромобилей
У электромобилей нет строгой и общепринятой классификации. Но все модели можно формально отнести к одному из двух обширных видов.
На платформе автомобилей с ДВС. Многие производители серийных моделей — с ДВС, коробкой передач, баком для топлива в задней части кузова — минимально переделывают их конструкцию и выпускают электромобили.
Вместо ДВС и трансмиссии устанавливают электромотор, а батарею небольшого объема размещают в салоне или под капотом. Это не значит, что такая машина похожа на гаражную переделку: многие автопроизводители выпускали такие электромобили, они были вполне надежны и пользовались спросом. Но их характеристики были заметно скромнее, чем у второго вида.
![Схема электрического MINI Cooper SE в кузове F56, который сделали на базе бензинового хэтчбэка. Источник: mini.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/electrichka-1desk.png)
На собственной платформе. Такие электромобили изначально проектируют как электрические, у их платформы нет ничего общего с автомобильной. Главное различие — в расположении аккумуляторных батарей: их устанавливают под полом салона. Благодаря этому у машины низкий центр тяжести и она лучше управляется.
А еще у такого электромобиля просторный салон, а под капотом — дополнительное место для багажа. Можно установить и один, и несколько электромоторов. Модели, которые изначально разрабатывают как электромобили, часто бывают с приводом на одну ось или полноприводными — в зависимости от комплектации.
![BMW iX xDrive50 изначально разрабатывали как электромобиль. Источник: insideevs.com](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/electrichka-2desk.png)
Основные характеристики электромобилей
Мощность электродвигателя измеряют в лошадиных силах или киловаттах — как и мощность автомобилей с ДВС. В характеристиках указывают обычно максимальную, кратковременную мощность всех электромоторов. Они могут выдавать ее и не перегреваться всего 10—15 секунд.
С другой стороны, для машин с ДВС обычно тоже указывают максимальную мощность на высоких оборотах — в реальной жизни мотор редко «крутят» до этого значения. От мощности мотора зависит максимальная скорость автомобиля или электромобиля, но у большинства современных моделей ее искусственно ограничивают в целях безопасности значением 180—200 км/ч.
Крутящий момент. Насколько быстро двигатель может разогнать машину, зависит не от мощности, а от другого параметра — крутящего момента, который измеряют в ньютон-метрах, Н·м. У ДВС он растет с увеличением оборотов двигателя и достигает максимума в районе примерно 3000—4000 об/мин. Именно поэтому в машинах с ДВС нужна многоступенчатая коробка передач и сцепление — чтобы увеличивать крутящий момент на низких оборотах.
В отличие от ДВС, электромоторы сразу — прямо с нуля оборотов — развивают максимальный крутящий момент. Поэтому разгонная динамика электромобиля намного выше бензиновых или дизельных машин: не нужно ждать, когда двигатель раскрутится до более высоких оборотов, чтобы увеличить крутящий момент.
![Кривые крутящего момента у ДВС и у электромоторов совершенно разные. Даже если максимальное значение момента одинаковое, электромобиль будет разгоняться намного быстрее, чем автомобиль с ДВС](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/electrichka-3desk.png)
Мощность и крутящий момент популярных электромобилей и машин с ДВС
Модель | Тип двигателя | Мощность | Момент | Масса | Разгон до 100 км/ч |
---|---|---|---|---|---|
Volkswagen Tiguan 2022 | 2,0 л, бензин, турбо | 220 л. с. | 350 Н·м | 1890 кг | 6,8 с |
Volkswagen ID.6 2022 | 2 электромотора | 313 л. с. | 472 Н·м | 2395 кг | 6,2 с |
Nissan Qashqai 2021 | 2,0 л, бензин | 144 л. с. | 200 Н·м | 1470 кг | 10,1 с |
Evolute i-Sky 2023 | 1 электромотор | 204 л. с. | 340 Н·м | 2025 кг | 8,6 с |
Lexus RX350 2020 | 3,5 л, бензин | 300 л. с. | 370 Н·м | 2155 кг | 8,2 с |
Zeekr X 2022 | 2 электромотора | 428 л. с. | 543 Н·м | 2340 кг | 3,7 с |
Мощность и крутящий момент популярных электромобилей и машин с ДВС
Volkswagen Tiguan 2022 | |
Тип двигателя | 2,0 л, бензин, турбо |
Мощность | 220 л. с. |
Момент | 350 Н·м |
Масса | 1890 кг |
Разгон до 100 км/ч | 6,8 с |
Volkswagen ID.6 2022 | |
Тип двигателя | 2 электромотора |
Мощность | 313 л. с. |
Момент | 472 Н·м |
Масса | 2395 кг |
Разгон до 100 км/ч | 6,2 с |
Nissan Qashqai 2021 | |
Тип двигателя | 2,0 л, бензин |
Мощность | 144 л. с. |
Момент | 200 Н·м |
Масса | 1470 кг |
Разгон до 100 км/ч | 10,1 с |
Evolute i-Sky 2023 | |
Тип двигателя | 1 электромотор |
Мощность | 204 л. с. |
Момент | 340 Н·м |
Масса | 2025 кг |
Разгон до 100 км/ч | 8,6 с |
Lexus RX350 2020 | |
Тип двигателя | 3,5 л, бензин |
Мощность | 300 л. с. |
Момент | 370 Н·м |
Масса | 2155 кг |
Разгон до 100 км/ч | 8,2 с |
Zeekr X 2022 | |
Тип двигателя | 2 электромотора |
Мощность | 428 л. с. |
Момент | 543 Н·м |
Масса | 2340 кг |
Разгон до 100 км/ч | 3,7 с |
Емкость батареи. В каждом электромобиле есть аккумуляторная батарея. Она обеспечивает энергией абсолютно все системы: от тяговых электромоторов до отопителя и кондиционера. Аккумулятор электромобиля литийионный — как у мобильного телефона, только намного больше.
Количество энергии, которое может запасти аккумулятор электромобиля, зависит от его емкости. Ее измеряют в киловатт-часах — кВт·ч. Чем выше емкость, тем дальше вы сможете проехать на электромобиле, не подзаряжая батарею.
В разные варианты комплектации одной и той же модели электромобиля могут ставить батареи разной емкости — чем больше емкость аккумулятора, тем дороже машина. Например, Hyundai Kona Electric 2024 года оснащают двумя разными батареями: емкостью 48,6 кВт·ч и запасом хода 317 км и более емкой — 64,8 кВт·ч и запасом хода 418 км.
Емкость аккумуляторов дорогих и быстрых электромобилей обычно более 100 кВт·ч. Например, на электрический пикап Rivian R1T ставят три разных аккумулятора: стандартный, емкостью 105 кВт·ч и запасом хода 434 км, большой — 135 кВт·ч и 517 км и максимальный — емкостью 180 кВт·ч и внушительным запасом хода в 660 км.
Время зарядки батареи. Это один из главных аргументов противников электромобилей — заряжать машину приходится значительно дольше, чем заправлять автомобиль бензином. На время зарядки влияют несколько факторов:
- температура окружающей среды. Холодные аккумуляторы заряжаются медленно, и в сильный мороз их нужно подогревать. А в жару — охлаждать и снижать зарядный ток, чтобы батареи не перегрелись;
- мощность зарядной станции. От бытовой однофазной розетки батарею емкостью 90 кВт·ч можно зарядить примерно за 12 часов, а от мощной быстрой зарядной станции постоянного тока на общественной парковке — всего за 40—60 минут;
- остаток заряда и состояние батареи. В зависимости от остатка заряда батарея заряжается по-разному: почти полностью разряженный или полностью заряженный аккумулятор — медленно, а с зарядом от 20 до 80% — быстро.
Обычно производители указывают время, за которое батарею можно зарядить от 20 до 80% самым быстрым способом — с помощью самой мощной станции постоянного тока. К машино-месту в паркинге или даже к загородному участку подвести такую мощность не дадут. Быстрые и мощные зарядные станции устанавливают в основном на общественных парковках, электрозарядных станциях и традиционных заправках, но за их использование обычно приходится платить.
Запас хода в километрах или милях — это расстояние, которое может проехать электромобиль на полностью заряженном аккумуляторе без подзарядки. Запас хода производители могут измерять по разным стандартам: всемирному WLTP, японскому JС08, китайскому CLTC или американскому EPA FTP-75. Во всех стандартах имитируют разные режимы, разные скорости, включают и выключают дополнительное оборудование. Но в реальной жизни запас хода обычно меньше, чем обещает производитель. При заявленном запасе хода в 500 км реальный пробег электромобиля в городе летом — около 400 км, а зимой — 300—350 км.
В отличие от бензиновых и дизельных авто, расход энергии на трассе у электромобилей больше, чем в городе. Так работает система рекуперации: в городском режиме при частом замедлении машина с электромотором возвращает энергию движения в аккумуляторы, а на скоростных шоссе машины тормозят значительно реже.
Устройство электромобиля
Электромотор преобразует электрическую энергию батарей в энергию вращения вала. Двигатель состоит из двух частей: неподвижной — статора — и подвижной — ротора. На роторе и статоре — два набора электромагнитов, которые ориентируют одинаковыми полюсами навстречу. Электромагниты отталкиваются друг от друга, вращая ротор.
Есть разные конструкции электродвигателей — на постоянном или переменном токе, часть электромагнитов можно заменить постоянными магнитами. В электромобилях чаще всего используют электромоторы переменного тока. Их скоростью вращения можно управлять, меняя частоту тока.
Инвертор. Аккумуляторная батарея выдает постоянный ток, а для питания электродвигателей нужен переменный. Инвертор преобразует постоянный ток в переменный нужной частоты и управляет скоростью вращения мотора в зависимости от того, как водитель нажимает на педаль акселератора.
Другие системы электромобиля — климат-контроль, мультимедийная система, освещение — используют постоянный ток.
Трансмиссия. Крутящий момент электромотора почти не зависит от его скорости вращения, поэтому трансмиссия электромобилей намного проще и дешевле, чем у машин с ДВС. У большинства электромобилей вместо коробки передач — односкоростной редуктор. Он ничего не переключает, а только уменьшает скорость вращения и увеличивает крутящий момент на колесах.
Аккумуляторы электромобилей — литийионные. У них высокая удельная емкость и длительный срок службы. Батарея электромобиля состоит из тысяч небольших цилиндрических элементов — «батареек» стандартных типов 18650, 21700 или 46800 , которые объединены в более крупные модули.
Стандартные элементы дешевы в изготовлении, поэтому большинство производителей электромобилей — Tesla, BMW, Rivian, Lucid — используют такой подход. Но некоторые, например Zeekr, собирают батареи из «кирпичиков» — призматических литийионных элементов.
![Стандартные литийионные элементы в аккумуляторе электромобиля BMW iX объединены в модули — их соединяют между собой проводами оранжевого цвета. Фотография: Mike Mareen / Shutterstock / FOTODOM](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/01-electrichka-shutterstock_2159682217.jpg)
Система охлаждения. Когда батарея заряжается или отдает энергию, она выделяет много тепла. При перегреве она может разрушиться, загореться или даже взорваться. Чтобы этого не произошло, батарею необходимо охлаждать. А в мороз, наоборот, подогревать — иначе она плохо заряжается и отдает энергию.
Поэтому электромобили оснащают системой охлаждения, а иногда и подогрева батарей. Система охлаждения похожа на аналогичную систему ДВС: помпа, вентилятор, расширительный бачок, радиатор — только она отводит тепло не от двигателя, а от батарей. Есть и электромобили с воздушной системой охлаждения, например популярный Nissan Leaf.
Бортовое зарядное устройство. Чтобы батарею можно было заряжать от любой розетки с переменным током, в любом электромобиле есть бортовое зарядное устройство, которое преобразует переменный ток в постоянный. Но оно не слишком мощное: 7,5 кВт для однофазной бытовой сети и 11—22 кВт для трехфазной промышленной. Быстрые зарядные станции постоянного тока не используют бортовое устройство, они заряжают батарею напрямую.
Система рекуперации. Когда водитель отпускает педаль акселератора, электромобиль не едет накатом, а тормозит с помощью электромоторов: они работают как генераторы, преобразуют энергию движения в электрическую и заряжают аккумуляторные батареи. С включенной системой рекуперации электромобилем можно управлять только одной педалью — это самый экономичный режим, который экономит энергию и увеличивает запас хода.
Плюсы и минусы электромобилей
👍 Эффективные и динамичные. КПД двигателя внутреннего сгорания — 25—40%, электродвигателя — 88—95%. Электромобили расходуют энергию намного эффективнее бензиновых и дизельных аналогов. А динамика у них — как у гиперкаров: электрический семейный седан или хэтчбэк можно разогнать до 100 км/ч меньше чем за 4 секунды.
👍 Меньше загрязняют атмосферу. Электродвигатели не сжигают топливо и не загрязняют атмосферу выхлопом. Но об общей экологичности постоянно спорят: например, эффект будет меньше, если местная электростанция сжигает ископаемое топливо, чтобы получить энергию для зарядки электромобилей.
👍 Обслуживать проще и дешевле. Электродвигатель намного проще, чем ДВС, в нем меньше движущихся частей. В электромобилях не нужно менять масло и масляный фильтр, свечи, ремень ГРМ и многие другие детали. Рекуперативное торможение позволяет намного реже менять колодки — например, только через 100 000 км.
👎 Батарея изнашивается. По разным оценкам, срок службы аккумуляторной батареи электромобиля — 10—12 лет, его емкость постепенно уменьшается. Замена аккумулятора на новый может стоить столько же, сколько подержанный электромобиль.
👎 Мало зарядных станций. Зарядная инфраструктура в России развита очень слабо. В небольших городах найти работающую публичную зарядную станцию очень сложно. В больших городах есть электрозарядные станции, но они не бесплатные — чтобы полностью зарядить батарею, нужно будет отдать 700—1000 ₽.
👎 Зимой запас хода снижается. В сильный мороз батарея работает менее эффективно и нужно много энергии, чтобы прогреть салон. А еще электромобили нужно тщательно чистить от снега и льда: капот не нагревается и снег на нем не тает.
![Можно заранее прогреть аккумулятор и салон электромобиля, но чистить машину от снега все равно придется — капот не нагревается. Фотография: ginger_polina_bublik / Shutterstock / FOTODOM](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/02-electrichka-shutterstock_1925280809.jpg)