По данным МВД России, в 2020 году 32 557 человек стали жертвами преступлений в своей семье.

При этом в 7673 случаях преступления совершили родители в отношении своих детей.

Каждую такую семью можно считать неблагополучной, но понятие семейного неблагополучия гораздо шире. Это не только семьи, в которых произошли преступления, но и те, в которых родители пренебрегают нуждами своих детей и не выполняют свои родительские обязанности.

Я работаю социальным педагогом в министерстве социальной защиты населения одного из российских регионов. Работа с неблагополучными семьями — моя основная обязанность, поэтому я многое про них знаю.

Что такое неблагополучная семья

По закону родители несут ответственность за своих детей. Они обязаны воспитывать их, а также заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, защищать их права и интересы. Семьи, в которых родители не исполняют эти обязанности, считаются неблагополучными.

Кого в этой статье мы называем родителями и семьей

В статье я часто использую термин «родители», но подразумеваю под ним не только биологических маму и папу, а еще и любых других законных представителей несовершеннолетнего — усыновителей, опекунов, попечителей. В этой статье родитель — это любой человек или организация, который на законных основаниях должен заботиться о ребенке.

В работе семьей мы считаем любых людей, которые живут вместе и ведут общее хозяйство. Это могут быть муж и жена, брак которых официально зарегистрирован. Могут быть и люди, которые не регистрировали свои отношения, но воспитывают общего ребенка или ребенка одного из них. Также семьей мы считаем единственного родителя, семью опекуна или попечителя как законного представителя ребенка или единственного опекуна или попечителя.

Сам термин «неблагополучная семья» нигде в законодательстве не используется. Но есть термины «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» и «семья, находящаяся в социально опасном положении».

Дети в социально опасном положении — это несовершеннолетние, которые из-за безнадзорности или беспризорности живут в неподходящей или даже опасной для их жизни или здоровья обстановке. Такой обстановкой обычно считается та, в которой у ребенка высокие риски получить травму или как-то пострадать. Например, если он зимой вынужден находиться на улице без теплой одежды или родители просто забывают или специально оставляют его на улице. Или если у несовершеннолетнего есть доступ к опасным предметам — ножам, бритвам, оружию и т. д.

Также детьми в социально опасном положении считаются те, кто совершил правонарушение или систематически употребляет наркотики, алкоголь, занимается проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

Семьи в социально опасном положении — это те, в которых:

  1. живут дети в социально опасном положении;
  2. родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Вот как Конвенция ООН о правах ребенка определяет жестокое обращение с ребенком со стороны родителей:

  1. Все формы физического или психологического насилия.
  2. Оскорбления или злоупотребления.
  3. Отсутствие заботы или небрежное обращение.
  4. Грубое обращение или эксплуатация, включая сексуальное злоупотребление.

В семейном кодексе указано, что к жестокому обращению с несовершеннолетними относятся физическое или психическое насилие над ними и покушение на их половую неприкосновенность.

Проще говоря, неблагополучная семья — это семья, в которой родители пренебрегают нуждами своих несовершеннолетних детей, не выполняют свои родительские обязанности или жестоко с ними обращаются. Например, дети в таких семьях могут находиться без присмотра, бывают голодными, потому что дома не всегда есть продукты. Они не получают необходимого лечения, не учатся, носят не соответствующую сезону и возрасту одежду, подвергаются насилию и т. п.

Еще в законодательстве есть термин «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Трудная жизненная ситуация — это обстоятельства, которые делают жизнь человека хуже, но с которыми он не может справиться сам. В случае с детьми такие ситуации — это сиротство, инвалидность, недостатки в физическом или психологическом развитии, различные катастрофы и стихийные бедствия, финансовое неблагополучие семьи и т. п.

При этом трудная жизненная ситуация сама по себе не говорит о неблагополучии семьи, но она может спровоцировать это неблагополучие. Поэтому за детьми в такой ситуации тоже нужно наблюдать, а семье — пытаться помочь. Подробнее о причинах появления неблагополучных семей я расскажу дальше.

В общественном понимании неблагополучная семья — это алкоголизм, наркозависимость или бедность. На самом деле все сложнее. К таким семьям можно отнести и те, в которых у одного или обоих родителей есть психические заболевания или в которых родители регулярно на несколько дней или недель уходят из семьи, оставляя детей с родственниками или одних.

Типы, характеристики и примеры неблагополучных семей

Поскольку в законодательстве нет понятия неблагополучной семьи, там нет и типов таких семей. Но в научной литературе выделяют проблемные, кризисные, асоциальные, аморальные и антисоциальные семьи.

При этом любое деление неблагополучных семей на типы обычно связано с психологическим климатом семьи, а не с ее составом или материальным благополучием. Это значит, что неправильно считать неблагополучной семью, в которой мать одна воспитывает ребенка, или ту, в которой родители мало зарабатывают. Важнее — как они относятся к ребенку и насколько хорошо справляются со своими родительскими обязанностями.

В проблемной семье нет явных конфликтов, но родители очевидно не справляются со своими обязанностями по воспитанию детей. Например, не следят за тем, посещает ребенок школу или нет, плохо его кормят или не обеспечивают подходящей одеждой.

Кроме того, они либо чересчур сильно опекают своих детей — это гиперопека, либо уделяют им слишком мало внимания — это гипоопека. А еще часто в таких семьях, как и в неблагополучных семьях всех остальных типов, у ребенка нет значимого взрослого, он лишен надежной привязанности с ним.

Как правило, на проблемные семьи обращают внимание и пытаются помочь воспитатели в детсадах или школьные учителя. Так, по закону об основах системы профилактики безнадзорности образовательные организации обязаны выявлять детей, которые без уважительной причины систематически пропускают занятия, и помогать им получать образование. Подробнее о том, как выявляют неблагополучные семьи, — дальше в статье.

Кризисная семья переживает внешний или внутренний кризис, который отражается на детях. Например, меняется ее состав, дети взрослеют, член семьи заболел или умер, родитель потерял работу, семья столкнулась с жилищными проблемами и т. д.

Например, в моей практике была молодая семья, которая воспитывала троих малолетних детей — старшему ребенку тогда было четыре года. Из-за ревности в этой семье муж регулярно устраивал скандалы и избивал жену, а дети за этим наблюдали.

Сигнал на эту семью поступил от медсестры — она навещала их, когда родился первый ребенок. Женщина обратила внимание на антисанитарию в доме — жилье было старым, грязным, не было постельного белья. Из-за этого, а также из-за частых конфликтов между родителями семью поставили на учет как неблагополучную.

Вскоре после рождения третьего ребенка старшего поместили в приют, а младших детей, так как им не было трех лет, — в дом ребенка. Семье разработали программу социальной адаптации и предложили сменить жилье: у них был неиспользованный маткапитал, и на эти деньги в их деревне можно было купить приличный дом. Но родители до сих пор не выполнили условия программы и не забрали детей.

Кризисным семьям государство может помочь с работой, если они обратятся в службу занятости. Или предложить социальный контракт, чтобы они смогли выйти из бедности.

Социальный контракт — это соглашение между малоимущей семьей и органом социальной защиты населения, по которому семья безвозмездно получает деньги для улучшения жизни. Но эти деньги можно расходовать только на определенные нужды в рамках индивидуальной программы социальной адаптации. Подробнее об этом я расскажу дальше.

В асоциальной семье ребенок испытывает дискомфорт и стресс, взрослые пренебрегают им, подвергают насилию или жестокому обращению. Частая причина этого — алкоголизм одного или обоих родителей или других членов семьи.

При этом повзрослевший ребенок из такой семьи может пытаться скрыть семейные проблемы и взять на себя ответственность за нее, например рано начинает работать или занимается воспитанием младших детей.

Главная характеристика асоциальной семьи — отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Таких семей в моей практике было больше всего.

Например, я сталкивалась с семьей, в которой было три девочки дошкольного возраста — младшей был год. Мама в этой семье злоупотребляла алкоголем и принимала гостей. Две старшие девочки, когда мама не была в состоянии сделать это сама, ходили в магазин и в первую очередь покупали молоко, чтобы накормить сестренку.

В этой семье мать уже лишили родительских прав на двух старших детей, поэтому за ней наблюдали. Сигнал о том, что и младшим детям требуется помощь, поступил из детского сада. Во время проверки сигнала представители соцзащиты с трудом попали в квартиру — им час не открывали дверь. Когда дверь все-таки открыли, они увидели, что в квартире кроме трех малолетних детей и их пьяной матери были еще и двое других нетрезвых взрослых. Детей сразу же изъяли и отвезли в больницу — им требовалась медицинская помощь. Потом их забрали родственники.

Матери предложили пройти лечение от алкоголизма и устроиться на работу. Она это сделала, но долго вести трезвый образ жизни не смогла. Поэтому ее лишили родительских прав, а детей отправили в новую семью. Сейчас у них все хорошо: две девочки живут у родной тети со стороны отца, а младшую забрали родственники матери из другого региона. Я иногда встречаю старших девочек на улице или в магазине и вижу, что они радостные и хорошо одеты.

В другой семье мать одна воспитывала сына школьного возраста. Ребенок ходил в школу, мать — на работу. Но после школы мать закрывала сына в доме и никуда не выпускала. Ребенок оставался в комнате с заколоченными досками окнами, а вместо туалета у него было ведро. Из-за этого у ребенка плохо развивались мышцы, он был бледным и ему было трудно общаться со сверстниками.

Сигнал на эту семью поступил от главы сельского поселения. С этой семьей работал психолог, а сейчас решается вопрос о том, чтобы мать и сына обследовал психиатр.

Еще один пример — в семье родители пренебрегали своими обязанностями настолько, что довели ребенка до инвалидности.

Мальчик как-то повредил глаз, но его мама своевременно не обратилась к врачу, поэтому ребенок остался с одним глазом. И это не только физические страдания, но и душевные, потому что теперь его дразнят другие дети. В итоге мальчик рос замкнутым, а позже и вовсе попал в приют, потому что его мать ограничили в родительских правах.

В другой семье девочка родилась с вывернутыми назад ступнями и не могла самостоятельно питаться — только через зонд. Мать не хотела ее лечить, поэтому она попала в дом малютки — это учреждение, в котором воспитываются дети до трех лет, у которых нет родителей или родители которых от них отказались.

Чтобы ребенку смогли прооперировать ступни, мать должна была приехать в региональную больницу и подписать документы на операцию, но она этого не сделала. Позже она забрала дочь из дома малютки, но каждый раз, когда я напоминала ей об операции, которая нужна ребенку, она злилась и отказывалась ему как-то помочь. Сейчас за этой семьей наблюдает другой социальный педагог.

Есть еще пример, когда родители пренебрегают своими обязанностями. В неполной многодетной семье мать не работала. Семья жила то у родственников, которые тоже не работали, то в доме, купленном на материнский капитал. Зимой дом они отапливали газовой плитой и обогревателем — полноценного отопления не было, проводка в доме была старой.

Мама, бабушка и два брата регулярно приводили сожителей, дома собирались пьяные компании. Дети не ходили в детский сад, их развитием никто не занимался. Медпомощь им или не оказывали совсем, или оказывали несвоевременно.

Сигнал на них поступил из больницы — медики обратили внимание на то, что детей не приводят на диспансеризацию и не делают прививки по календарю. На всю помощь, которую семье предлагали органы соцзащиты, мать либо злилась, либо игнорировала предложения. Единственное, на что она откликнулась, это медобследование, которое проводили областные врачи. Но даже их рекомендации она не выполняла.

Сейчас дети находятся в приюте: через суд мать ограничили в родительских правах. Мама детей не навещает и даже не звонит им, на связь с соцзащитой не выходит, а дома у нее отключили газ и электричество.

В аморальной семье полностью утрачены семейные ценности. Обычно это происходит из-за алкоголизма или наркомании родителей или других членов семьи. В таких семьях не занимаются воспитанием, обучением и лечением детей, не обеспечивают им необходимые и безопасные условия жизни, не следят за их внешним видом и гигиеной, жестоко с ними обращаются.

Кроме того, в аморальных неблагополучных семьях взрослые не следят за санитарным состоянием своего жилья. В доме может быть неприятный запах грязных вещей, плесень, антисанитария. Обычно там нет газа, электричества, старая проводка.

Также часто в таких семьях нет элементарных продуктов питания, необходимых для полноценного развития детей, например мяса, молока, круп, яиц.

В неполной семье мать бродяжничала. Мы думаем, что у нее были психические отклонения — она общалась и размышляла не как взрослый человек, но официального диагноза не было. На материнский капитал она купила дом в сельской местности, но постоянно там не жила, а кочевала из деревни в деревню с двумя маленькими детьми. В домах, где они останавливались, собирались пьяные компании.

Мы узнали об этой семье, когда нам поступил анонимный телефонный звонок. Звонивший рассказал, что женщина с двумя малолетними детьми приехала в их деревню и находится в доме, где проживает одинокий мужчина, и там собираются пьяные компании. Мы сразу выехали на проверку.

Когда мы увидели детей, они были грязные и уставшие. Младшему ребенку нужно было медицинское обследование и лечение, но мать этого не осознавала. Поэтому и мать, и детей сначала забрали в детское отделение местной больницы.

После того как детей подлечили, их отправили в специализированные учреждения: старшего в приют, а младшую — в дом ребенка. Мама иногда звонила им и навещала, но работать и обеспечивать даже себя она не могла.

Мать в этой семье любила детей, но была не в состоянии обеспечить им нормальное безопасное существование. Поэтому через суд ее лишили родительских прав. В итоге ее дети попали в новую хорошую и любящую их семью.

В антисоциальной семье взрослые позволяют себе противоправное, антиобщественное поведение, например употребляют алкоголь в общественных местах или спаивают детей. Они не соблюдают моральные и нравственные нормы в отношении своих детей, например унижают их, лишают еды или свободы. Часто в таких семьях детей принуждают к попрошайничеству, воровству и проституции.

Чтобы защищать интересы детей, государство пристально следит за асоциальными и аморальными семьями — за детьми наблюдают школьные педагоги и психологи, органы соцзащиты, опеки и попечительства, полиция. Создаются комиссии по делам несовершеннолетних. Подробнее о том, кто и как помогает неблагополучным семьям, я расскажу дальше.

В других классификациях неблагополучные семьи делят на:

  1. Конфликтные, или привычно конфликтные — это семьи, между членами которых постоянно происходят конфликты из-за того, что у них разные интересы, потребности, намерения и они не считаются друг с другом.
  2. Деструктивные — в таких семьях между ее членами нет душевной близости. Кто-то может быть полностью изолирован от участия в жизни семьи, есть эмоциональное напряжение и конфликты.
  3. Распадающиеся — это семьи на грани разрыва отношений. Обычно в них есть острый конфликт между родителями, в который вовлечены дети.
  4. Ригидные псевдосолидарные — в такой семье есть один доминирующий лидер, которому все беспрекословно подчиняются, нет эмоциональной теплоты и спокойствия.
  5. Педагогически несостоятельные — семьи, в которых детей воспитывают способами, которые противоречат естественному процессу развития ребенка. Например, дети не ходят в детский сад и дома с ними не занимаются. Или они ходят в детсад или школу, но нерегулярно и пропускают занятия без уважительной причины.

Проблемы неблагополучных семей

У неблагополучных семей любого типа, как правило, две основные проблемы — экономическая и психологическая.

Экономические проблемы возникают из-за низких доходов семьи — часто в неблагополучных семьях взрослые не работают совсем или работают, но зарабатывают очень мало. Из-за этого в семье копятся долги за коммунальные услуги, и их могут отключить.

Кроме того, семья не может позволить себе продукты, которые нужны детям. Рацион ребенка должен быть сбалансирован по белкам, жирам и углеводам. А в семьях с экономическими проблемами основная детская еда, по моему опыту, — это макароны.

Также в семьях с экономическими проблемами дети часто плохо одеваются — носят одежду не по сезону, размеру или полу. Особенно тяжело это переносят подростки, потому что в это время они осознают себя, сравнивают со сверстниками, ищут свою роль в социуме. Их самоуважение — это важное условие положительного развития и социальной адаптации.

Психологические проблемы в неблагополучных семьях возникают и у детей, и у взрослых. К ним приводят жестокость, агрессия, грубость, чрезмерная конфликтность, равнодушие и непонимание, которые встречаются в таких семьях.

Часто в неблагополучных семьях дети наблюдают эмоциональную, психологическую или физическую изолированность других членов семьи. Например, взрослые могут перестать реагировать на ребенка, замечать его, игнорировать его потребности, запретить ему обнимать их или ограничить его в пространстве — к примеру, закрыть в отдельной комнате.

Из-за этого у ребенка теряется чувство привязанности к семье, он не знает, что такое сочувствие другому человеку, если тот, например, болеет. Такие дети часто жестоко дерутся между собой или убивают животных.

В моей практике был случай, когда в полной семье с тремя детьми жила бабушка. И однажды во время семейного конфликта отец и бабушка начали избивать мать. При этом старший ребенок, которому тогда было пять лет, быстро присоединился к избиению. Мы узнали об этой семье от врача, который лечил мать после избиения.

Через три года после этого случая родители начали выпивать, собирать компании. После этого семью поставили на учет как неблагополучную, а детей изъяли и отправили в приют. К счастью, родители выполнили все условия из своей программы социальной адаптации и уже через три месяца забрали детей из приюта.

Бывают ситуации, когда родители появляются в общественных местах пьяными. Это тоже отражается на психологическом состоянии детей.

Мне знакома семья, в которой мать спала нетрезвая на остановке в своем небольшом микрорайоне. Ее сыну тогда было всего 10 лет, а ей — 50. Об этом случае мы узнали от учительницы ребенка — она увидела мать и сообщила в соцзащиту. Мальчик при этом был очень ответственный — сам вставал в школу, делал уроки, старался не пропускать занятия.

К сожалению, в дальнейшем родители так и не перестали злоупотреблять алкоголем и не смогли работать, погрязли в долгах за электроэнергию и газ. Из-за этого ребенка поместили в приют. Сейчас, впервые за несколько лет, мать согласна пройти лечение от алкогольной зависимости.

Таких ответственных детей в неблагополучных семьях я встречаю редко. Чаще дети копируют поведение взрослых и не отличаются особой дисциплинированностью.

В редких случаях взрослым удается справиться с их экономическими и психологическими проблемами.

Например, я встречала семью, в которой мама никак не могла бросить пить — несколько раз пыталась, но снова срывалась. И только после того, как ее ребенка отправили в приют, она прошла лечение в реабилитационном центре и кардинально изменилась — бросила пить, купила дом, устроилась на работу, забрала ребенка из приюта и родила еще одного.

Причины появления неблагополучных семей

По моему опыту, есть три группы причин, из-за которых семьи становятся неблагополучными:

  1. Напряженная социально-экономическая обстановка и кризисы в стране.
  2. Психолого-педагогические проблемы внутри семьи, например когда в семье портятся отношения или расходятся взгляды на воспитание детей.
  3. Биологические проблемы, например психические отклонения у родителей или недостатки развития у детей.

Внешняя обстановка в стране влияет на появление неблагополучных семей. Цены на товары и услуги ежегодно растут, при этом люди теряют работу, доход, не могут позволить себе улучшить свои жилищные условия, не получают поддержку от государства. Это неизбежно приводит к кризису внутри семьи.

По официальной статистике Росстата, в 2019 году в стране было около 3,5 млн безработных, из них:

В 2020 году общее количество безработных выросло до 4,3 млн человек. Это значит, что из-за внешних социально-экономических причин еще больше семей столкнулись с внутрисемейными кризисами.

Психологических причин, из-за которых благополучная семья может стать неблагополучной, множество: конфликты между родителями, которые отражаются на ребенке, гиперопека, непоследовательность и противоречивость в воспитании, завышенные требования и ожидания от ребенка, желание подчинить ребенка своей воле и т. д.

Я работала с семьей, в которой мать патологически ревновала своего взрослого сына к его новой семье. Парень отслужил в армии, получил высшее образование, устроился на работу по специальности, женился, стал отцом. Но его мать не смогла принять его супругу.

Из-за ежедневных скандалов и с женой, и с матерью он начал злоупотреблять алкоголем и лишился работы. Ребенок в этой семье растет в психологически нездоровой обстановке.

Бывает, что дети, которые выросли в неблагополучной семье, копируют поведение родителей уже в своих новых семьях.

Я сталкивалась с семьей, в которой родители не работали и решили, что им все всё должны. Они считали, что раз у них много детей, то они могут не платить за коммунальные услуги и другие люди обязаны помогать им вещами, продуктами и деньгами.

Когда один из сыновей из этой семьи поступил в кадетскую школу, родители не нашли денег на билет в соседний район, чтобы он мог учиться в этой школе. В итоге дети в этой семье выросли похожими на родителей, лишились своих квартир, которые получили от муниципалитета, и уехали в деревню.

В другой семье девочка со своим братом попали в детский дом. После выпуска оттуда они вернулись к своей матери и вместе злоупотребляли спиртными напитками. Позже их мать умерла от запущенного туберкулеза, а брат в пьяной драке убил сожителя своей сестры.

К тому времени у сестры уже было трое детей от разных отцов. Через несколько лет этих детей забрали в приют. Мать отказалась забирать своих детей из приюта и продолжает вести разгульный образ жизни. А повзрослевшая 16-летняя дочь, которую взяла под опеку новая семья, поддерживает связь со своей биологической матерью и копирует ее поведение: например, со слов ее новых родителей, она часто их обманывает.

Биологические причины неблагополучия связаны с тем, что в семье появляются физически или психически больные родственники, дети с недостатками развития или с инвалидностью. И не каждая изначально благополучная семья способна выдержать этот кризис.

В своей практике я не сталкивалась с семьями, которые стали бы неблагополучными из-за биологических причин, но такие примеры на своем сайте приводит Центр социального развития Нижегородской области.

В первом примере в центр обратилась мать двоих сыновей младшего школьного возраста. Изначально семья была полной, хорошо обеспеченной и благополучной. Мать занималась воспитанием детей, отец обеспечивал семью и был в ней лидером. Дети увлеченно занимались спортом и ходили в художественную школу. Но за два года до обращения в центр у главы семьи выявили онкологическое заболевание, и, несмотря на медицинское вмешательство и продолжительное лечение, он скончался.

С этого момента мать устроилась на работу, но доход семьи резко упал, у мальчиков начались проблемы в школе и конфликты в семье. Мать пыталась наладить отношения самостоятельно, но у нее не получилось, поэтому она обратилась в центр, где с семьей поработал психолог и юрист. В результате дети стали вести себя спокойнее, рассудительнее. Обстановка в семье нормализовалась, кризис миновал.

Во втором примере в полной обеспеченной семье трагически погиб отец. Из-за этого мать стала злоупотреблять алкоголем, потеряла работу и полностью отстранилась от воспитания двух детей-близнецов — 11-летние мальчики были предоставлены сами себе.

Через некоторое время то, что у детей проблемы, заметили соседи — они обратились в комиссию по делам несовершеннолетних. По решению комиссии детей изъяли из семьи и поместили в социально-реабилитационный центр. Матери помогли пройти лечение, закодироваться, восстановиться на работе. Но ее срывы повторялись. После третьего срыва детей окончательно изъяли из семьи, поместили в приют, а мать лишили родительских прав.

Кто занимается неблагополучными семьями

В России действует сразу несколько органов и организаций, которые выявляют неблагополучные семьи и помогают им. Все вместе их называют органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В статье я буду называть их просто органами или системой профилактики.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН). Они бывают региональными, например Московская областная КДН, и местными — районными, городскими, муниципальными. Также в России есть правительственная КДН.

КДН — это главный орган в системе органов профилактики. Именно он координирует работу всех остальных органов и решает, какую помощь нужно оказать семье в каждом конкретном случае.

КДН — коллегиальный орган. Это значит, что работают в нем и принимают решения не один человек, а несколько — группа должностных или уполномоченных лиц. Но у каждой КДН свой состав.

Вот для примера состав КДН одного из районов Волгограда — 16 человек. А в КДН Волгоградской области 22 человека
Вот для примера состав КДН одного из районов Волгограда — 16 человек. А в КДН Волгоградской области 22 человека

Как правило, в КДН участвуют руководители всех органов профилактики, которые я перечисляю в статье. Если речь о местной КДН, то руководители местных органов профилактики, а если о региональной — то региональных.

Кроме того, к работе КДН могут привлекать представителей общественных объединений и религиозных конфессий. А также граждан, у которых есть опыт работы с несовершеннолетними, например школьных педагогов, депутатов соответствующих представительных органов и других заинтересованных лиц.

Как работают комиссии по делам несовершеннолетних

КДН — это коллегиальный орган, который следит за тем, как работает вся система профилактики. Прокуратура, в свою очередь, как надзорный орган следит за тем, как работает КДН. Поэтому я часто бываю на ее заседаниях.

Заседания нашей КДН проходят регулярно — один раз в неделю либо один раз в две недели. На одном заседании, например, могут назначить кому-то административный штраф. На другом — просто провести профилактическую беседу. На третьем — решить вопрос о выбытии с учета подростка, которому исполнилось 18 лет. На заседаниях разбираются характеристики со школ, новые события в этих неблагополучных семьях и т. д.

В КДН участвуют представители от разных органов системы профилактики. Председатель нашей КДН — один из заместителей главы района. Также там есть начальник отдела образования, начальник отдела опеки местного уровня, представитель подразделения МВД по делам несовершеннолетних, сотрудник МЧС, представитель соцзащиты, кто-то из образовательной организации, куда ходят дети из семьи, дело которой рассматривается, и т. д. Это коллегиальный орган, и в нашем случае в нем больше 10 человек.

Семей очень много и все уникальны, поэтому каждой назначается своя программа социальной адаптации, которая может продлеваться, редактироваться, отменяться. Прокуратура всегда следит за тем, достаточно ли всех этих мероприятий, и, если нет, выносит акт прокурорского реагирования — как правило, представление.

КДН следит за тем, как реализуется программа социальной адаптации. Каждую семью обязательно регулярно посещают — ежемесячно, а в праздники, поскольку это самое «пьющее» время — вообще каждый день или несколько раз в день. Я слышал от сотрудников КДН их жалобы на то, что в праздничные дни все отдыхают, а они обязаны усиленно наблюдать за неблагополучными семьями.

Как семьи попадают на учет в КДН, зависит от обстоятельств. Например, по моему опыту, туда попадают из-за того, что дети привлекаются к административной или уголовной ответственности. Или из-за того, что их родители привлекаются к ответственности из-за неисполнения своих родительских обязанностей, в том числе из-за неуплаты алиментов.

Обычно это происходит так: родители пьют или жестоко обращаются с детьми, на это обращают внимание соседи и жалуются, например в полицию. Полиция приезжает и фиксирует, что дети живут в неподходящей для них обстановке. Тут же составляется протокол по факту неисполнения родительских обязанностей. Этот протокол рассматривает КДН, и вся семья становится на учет.

Дальше учет по срокам и мерам реабилитации у всех разный.

Органы управления социальной защитой населения — это, например, Минтруд России, региональные департаменты и управления по соцразвитию, отделы социальной защиты населения, различные государственные и негосударственные организации социального обслуживания, а также центры психолого-педагогической и экстренной психологической помощи.

Основная задача этих органов — помогать семьям в реабилитации. Психологи и социальные педагоги работают с несовершеннолетними и их родителями, чтобы те смогли справиться с жизненными трудностями и наладить внутрисемейные отношения. Для этого они проводят различные мероприятия: например, наблюдают за семьями, организуют групповые психологические тренинги, для детей подросткового возраста проводят профориентационную диагностику.

Кроме того, органы соцзащиты вправе посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями. Также соцзащита может получать от других госорганов любую информацию, которая касается неблагополучных семей в их попечении.

Органы управления образованием — федеральное министерство образования и науки, Рособрнадзор, департаменты и управления образованием в субъектах РФ, управления образованием при местных администрациях. Также проблемами неблагополучных семей занимаются образовательные организации — детские сады, школы, колледжи и вузы.

Специалисты органов и учреждений образования наблюдают за детьми в школах и детских садах, могут проводить консультации, в том числе психологические, беседы, анкетирования, опросы, тесты. Все это нужно, чтобы вовремя определять детей из неблагополучных семей и помогать им. Подробнее о том, как в школах выявляют неблагополучные семьи и работают с ними, расскажу чуть ниже.

Органы опеки и попечительства могут быть региональными и местными. В основном они работают с детьми, у которых нет родителей либо родители которых отказались от них, лишены или ограничены в родительских правах, недееспособны или ограничены в дееспособности, отбывают наказание за преступление. По закону эти категории детей называются сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей.

Кроме того, органы опеки и попечительства могут проводить профилактические мероприятия и, например, приходить к неблагополучным семьям, чтобы проверить, в каких условиях живут дети. Или проводить беседы с детьми и их родителями, консультировать их по различным вопросам и направлять в другие профильные организации, которые могут помочь семье. Также они, как и органы соцзащиты, могут получать от других органов и учреждений любую информацию, которая нужна им, чтобы защитить права и интересы ребенка.

Если ребенка изымают из семьи или он по какой-либо причине остается без попечения родителей, органы опеки временно исполняют обязанности опекуна или попечителя для этого ребенка. Продолжается это до тех пор, пока ребенку не найдут новую семью или не устроят его в одну из социальных организаций для таких детей.

Органы по делам молодежи могут быть федеральными, например Федеральное агентство по делам молодежи, и региональными. Кроме того, на местном уровне часто создаются различные центры социального обслуживания или помощи молодежи.

Эти органы, как правило, ведут пропаганду здорового образа жизни, физической культуры и спорта. А также помогают выявлять несовершеннолетних, которые находятся в социально опасном положении, и помогать им в организации отдыха, досуга, занятости.

Кроме того, у них тоже есть право посещать детей из неблагополучных семей и их родителей и получать любую информацию об их жизни.

Органы управления здравоохранением. На федеральном уровне это Минздрав РФ, на региональном — департаменты и отделы здравоохранения. На местном уровне работают с неблагополучными семьями, например, муниципальные больницы и аптеки.

Медицинские работники, например педиатры, участковые врачи, фельдшеры фельдшерско-акушерских пунктов, медсестры и профильные врачи, помогают выявлять неблагополучные семьи и оказывают им необходимые медуслуги.

Они также посещают семьи, консультируют детей и их родителей, готовят заключения о состоянии здоровья несовершеннолетних. Медработники лечат детей, которые употребляют алкоголь или наркотики, помогают ребятам с отклонениями в поведении или с заболеваниями, передающимися половым путем.

Врачи-наркологи консультируют членов неблагополучных семей с алкогольной или наркотической зависимостью, кодируют их, направляют на лечение в стационары или реабилитационные центры.

Органы службы занятости — это Роструд, комитеты и департаменты по труду в регионах и различные службы и отделы занятости населения. В части работы с неблагополучными семьями они помогают детям и взрослым в профориентации и трудоустройстве.

Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН), как и КДН, — это важное звено системы профилактики. Они могут быть городскими, районными и муниципальными. А еще есть отдельные ПДН на транспорте.

ПДН — это контролирующий орган, который работает с детьми в социально опасном положении, то есть с теми, кто употребляет алкоголь или наркотики, совершил правонарушение или преступление. Также ПДН работает с родителями таких детей и с другими взрослыми, которые или сами совершают противоправные действия в отношении детей, или вовлекают их в такие действия.

Сотрудники ПДН участвуют в расследовании преступлений, которые совершают дети, занимаются безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними. Также в ПДН следят за тем, в каких условиях живут дети, обеспечивают защиту их прав и интересов, помогают им с реабилитацией и проводят профилактические мероприятия — беседы, лекции. У сотрудников ПДН очень много задач и функций, поэтому, как правило, их привлекают к работе с каждой неблагополучной семьей.

Кроме того, ПДН ведут отдельный профилактический учет несовершеннолетних, который отличается от учета в КДН. В народе его называют «учетом в детской комнате милиции». На него попадают несовершеннолетние:

  • употребляющие наркотики или алкоголь;
  • совершившие правонарушение;
  • совершившие преступление, даже если они еще не достигли возраста уголовной ответственности — 16 лет или 14 лет по некоторым преступлениям, или не могут быть наказаны из-за проблем с психикой;
  • совершившие любое антиобщественное деяние, например если они бродяжничали или попрошайничали;
  • обвиняемые и подозреваемые в совершении преступлений;
  • отбывшие наказание за преступление;
  • осужденные условно или освобожденные от наказания.

Также на учет в ПДН ставят родителей или иных законных представителей таких детей. Это происходит, если они не исполняют обязанности по воспитанию, обучению или содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение, например привлекают их к употреблению алкоголя, или жестоко с ними обращаются.

При этом за первое правонарушение или антиобщественное деяние ребенка могут и не поставить на учет. Все зависит от того, насколько хорошо он ведет себя в школе, в каких условиях живет и воспитывается, насколько его семья производит впечатление благополучной.

Учеты в КДН и ПДН различаются

Сами учеты в КДН и ПДН похожи. Например, в КДН есть учет семей, находящихся в социально опасном положении, и профилактический, на который ставят детей-правонарушителей. И такой же профилактический учет есть у ПДН.

Но КДН и ПДН работают по разным нормативным актам. Кроме того, у этих учетов разные основания. На учет в ПДН попадают дети, которые совершили правонарушение или преступление, и семьи, в которых эти дети живут. А на учет в КДН — семьи в социально опасном положении, которые не нарушают закон, а просто находятся в трудной жизненной ситуации. Но и детей, нарушивших закон, тоже ставят на профилактический учет в КДН — информацию о них мы как раз получаем из МВД — ПДН или линейной полиции. И это могут быть даже одни и те же дети, но мероприятия у КДН И ПДН в отношении них будут разными — в рамках их полномочий.

Также для каждой семьи, которая попадает на учет в КДН, обязательно составляют индивидуальный план социальной реабилитации, в котором прописаны мероприятия и рекомендации по выходу семьи из социально опасного положения. Есть ли такие же планы в ПДН, я не знаю — возможно, да, но называются иначе.

При этом органы профилактики также работают по технологии раннего выявления семейного неблагополучия. Это значит, что если семья нуждается в помощи, но оснований, чтобы поставить ее на учет в КДН недостаточно, ей помогут без постановки на учет. Например, предложат психологическую поддержку или помощь в трудоустройстве.

Выявление неблагополучных семей

Обычно неблагополучные семьи выявляют благодаря воспитателям в детсадах, школьным преподавателям, соседям или родственникам. Также сигнал может поступить от педиатра, который лечит ребенка, главы сельского поселения, правоохранительных органов и так далее.

Например, как я уже писала выше, образовательные организации обязаны следить за тем, как дети учатся и насколько часто пропускают школу без уважительной причины. Кроме того, они наблюдают:

  • как часто ребенок опаздывает в школу или детский сад;
  • как он справляется с домашними заданиями;
  • опрятно ли он одет, есть ли у него сезонная одежда, обувь, канцелярские товары, необходимые для учебы;
  • нет ли у ребенка синяков или других следов побоев;
  • как часто ребенок болеет и нет ли у него хронических заболеваний;
  • не приходят ли его родители в школу или детский сад с сильным запахом алкоголя и табака либо в нетрезвом состоянии;
  • не жалуется ли ребенок на голод, недосып, дискомфорт в семье и прочее.

Как в школах выявляют неблагополучные семьи

Я работаю учителем биологии в государственной общеобразовательной школе. Кроме уроков и внеклассной работы со школьниками, я также обязана наблюдать за детьми и отмечать любые подозрения на то, что ребенок растет в неблагополучной семье. Для этого я слежу за тем, как ученики посещают мои занятия, хорошо ли справляются с домашними заданиями, как ведут себя в классе, как общаются со мной и одноклассниками, посещают ли дополнительные кружки и секции.

Кроме того, я провожу профилактические беседы с учениками, на которых рассказываю, например, о вреде алкоголя, сигарет и наркотиков, о ранних половых связях и их последствиях, о правилах безопасности в интернете и т. д. Также с разрешения родителей я провожу анкетирования и тестирования по этим темам.

У нас в школе есть календарно-тематический план по воспитательной работе на учебный год, в котором мы планируем классные часы, например, о финансовой грамотности, профориентации, правилам дорожного движения и т. д. Также мы проводим беседы, рейды по проверке внешнего вида учеников и другие мероприятия.

Кроме учителей в нашей школе этим также занимаются классные руководители, психолог и завуч по воспитательной работе.

Это примеры анкет, которые мы даем ученикам
Это примеры анкет, которые мы даем ученикам
С помощью этих анкет мы определяем, в каком состоянии они находятся и не нужна ли им какая-либо помощь
С помощью этих анкет мы определяем, в каком состоянии они находятся и не нужна ли им какая-либо помощь
А это часть календарно-тематического плана по воспитательной работе на январь и февраль 2022 года
А это часть календарно-тематического плана по воспитательной работе на январь и февраль 2022 года

Если я замечаю, что ученик, например, систематически прогуливает мои уроки, высказывает суицидальные мысли, рассуждает о терроризме или приходит на занятия с синяками, я могу побеседовать с ним. Если беседы недостаточно или я вижу, что у ученика какие-то проблемы, я могу привлечь психолога, завуча или директора. Они тоже беседуют с учеником и пытаются выяснить, почему он так себя ведет или с какими трудностями столкнулся.

Если беседы с директором недостаточно, он приглашает в школу родителей. По ходу беседы директор объясняет родителям, что школа может направить информацию об ученике в КДН, и тогда семью поставят на учет.

Перед комиссией ставится вопрос, справляются ли родители со своими обязанностями. И если по всем признакам они не справляются, то семью ставят на учет как неблагополучную. Причем это возможно, даже если родители хорошо зарабатывают, но при этом совсем не занимаются ребенком. Это значит, что при принятии решения ориентируются не на доход семьи, а на то, насколько хорошо родители заботятся и следят за ребенком.

Если семью все-таки ставят на учет, об этом сообщают на работу родителей. Кроме того, это распространяется на всех детей, а не только на того, из-за которого на семью обратили внимание.

Некоторым семьям, чтобы исправить ситуацию, достаточно просто беседы. У меня было несколько ситуаций, когда достаточно было просто «пригрозить» КДН, чтобы ребенок перестал прогуливать. А с ситуациями, когда семью действительно ставили на учет, я не сталкивалась.

Бдительные неравнодушные люди тоже могут обратить внимание на неблагополучную семью. Обычно признаки, которые можно сразу заметить, — это грязная, неопрятная одежда у ребенка или одежда не по сезону, припухшие, заспанные или заплаканные глаза, синяки, ожоги. Соседи могут слышать частые крики или детский плач.

С подозрениями о том, что дети живут в неблагополучной семье, можно обратиться в органы опеки и попечительства, напрямую в КДН или ПДН, в соцзащиту или к уполномоченному по правам ребенка по месту жительства.

Или можно задействовать вообще любой орган системы профилактики — каждый из них обязан отреагировать на сообщение. Даже если у органа или организации, в которую поступило обращение, нет полномочий на то, чтобы прийти и проверить семью, он должен передать информацию тому органу, который сможет организовать проверку.

Если ситуация срочная, например слышен громкий детский плач, просьбы о помощи, над ребенком издеваются у вас на глазах, нужно звонить в полицию. При этом важно четко сказать оператору, что ребенок в опасности. Считается, что это фраза-триггер для правоохранительных органов. Полиция обязана приехать на вызов, опросить очевидцев и передать материалы проверки участковому или в ПДН.

Куда можно сообщить о неблагополучной семье

Что за орган или организация Контакты
Бесплатная горячая линия МВД России 8 (800) 222-74-47
Горячие линии МВД по регионам РФ Например, для Московской области — 8 (495) 692-70-66
Телефон доверия и горячая линия «Ребенок в опасности» Следственного комитета РФ 8 (800) 100-12-60
КДН Москвы 8 (495) 625-76-85 и 8 (495) 620-20-00 (добавочный 39-743)
Единая справочная служба города Москвы, в которой можно узнать телефон любой организации системы профилактики 8 (495) 777-77-77
Служба экстренной психологической помощи «Ты не один» — бесплатно и анонимно 8 (800) 2000-122
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка 8 (495) 221-70-65
В регионах работают единые социальные телефоны Например, в Ленинградской области — 8 (812) 539-46-13
Межрегиональная общественная организация по содействию семьям с детьми в трудной жизненной ситуации «Аистенок», Екатеринбург 8 (343) 371-02-53
Что за орган или организация
Контакты
Например, для Московской области — 8 (495) 692-70-66
8 (495) 625-76-85 и 8 (495) 620-20-00 (добавочный 39-743)
Единая справочная служба города Москвы, в которой можно узнать телефон любой организации системы профилактики
8 (495) 777-77-77
Служба экстренной психологической помощи «Ты не один» — бесплатно и анонимно
8 (800) 2000-122
В регионах работают единые социальные телефоны

В Тинькофф Журнале есть несколько статей о том, что делать, если соседи кричат на ребенка и, возможно, бьют его, и о том, как правильно реагировать на призывы о помощи — прочтите их прежде, чем предпринимать какие-то действия.

Как еще государство узнает о неблагополучных семьях

У меня есть собственная история о том, как государство узнает о неблагополучных семьях. Моя младшая сестра, ей 17 лет, учится в другой стране. На зимние каникулы она прилетела домой — тогда никаких проблем на границе у нее не возникло.

Когда сестра улетала обратно, уже в аэропорту она поняла, что забыла в другой стране нотариальное согласие родителей на вылет за рубеж — оно обязательно для несовершеннолетних, которые покидают Россию без родителей. В итоге ее не выпустили из страны.

По факту того, что несовершеннолетний пытался пересечь границу без необходимых документов, сотрудники полиции прямо в аэропорту составили акт в отношении наших родителей. Этот акт они направят в КДН по месту прописки сестры. Дальше КДН рассмотрит эту ситуацию и решит, нужно ли ставить нашу семью на учет.

Но по моему опыту, конечно, только из-за этого нас на учет не поставят. Мы благополучная семья, это наш первый «проступок», и у нас есть подтверждающие документы, что сестра действительно учится за границей и летела туда для этого.

Как наша соцзащита реагирует на сигналы о неблагополучных семьях

В соцзащиту сигналы чаще всего поступают из больниц и роддомов. Например, если роженица поступает в нетрезвом состоянии или у сотрудников роддома появляются сомнения в том, что мама готова забрать своего ребенка. Педиатры, которые наблюдают за детьми, могут обратиться к нам, если заметят, что дети неухоженные, несвоевременно проходят диспансеризацию или родители не делают им прививки.

А вот образовательные организации, напротив, не всегда вовремя сообщают о проблемах. И даже когда мы запрашиваем у них характеристики на детей, они стараются сглаживать углы.

Когда сигнал о неблагополучной семье поступает в соцзащиту, по нашей внутренней инструкции мы реагируем на него в течение трех рабочих дней.

За это время мы собираем комиссию, в которую кроме соцзащиты входят сотрудники КДН, ПДН, опеки, а также специалисты отделения помощи семье и детям. Эта комиссия выезжает к семье и оценивает, в каких условиях живут дети, как их воспитывают, какая вообще там атмосфера.

Во время первого визита мы обращаем внимание:

  1. На запах в жилище — не пахнет ли там алкоголем, сыростью, сигаретным дымом, мочой и т. д.
  2. На порядок — нет ли грязи, паутины, тараканов, разбросанных вещей, грязной или битой посуды на кухне, пустых бутылок из-под алкоголя, грязного постельного белья.
  3. На общее состояние жилья — не оборваны ли обои, не разбиты ли окна, нет ли дряхлой мебели и есть ли она вообще, есть ли у ребенка отдельное спальное место, есть ли в доме необходимые бытовые приборы: холодильник, плита, ванна или душ.
  4. На то, ухоженными ли выглядят домашние животные, если они есть.
  5. Есть ли у ребенка игрушки, книги, место, где он может делать уроки.
  6. Нет ли в доме других взрослых в нетрезвом состоянии или с тяжелыми формами физических и психических заболеваний.
  7. Нет ли у членов семьи следов побоев.
  8. Сколько людей проживает в одном жилище.
  9. Насколько доброжелательно в этой семье принимают посетителей и нет ли конфликтов между членами семьи.

По результатам этой оценки комиссия составляет акт обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи.

Если ситуация срочная — например, ребенок, который не в состоянии о себе позаботиться, находится с пьяными родителями или с посторонними людьми — комиссия выезжает к семье в день, когда поступил сигнал.

К нам поступил анонимный звонок о том, что родители грудного ребенка уже несколько дней распивают спиртные напитки, у них собираются компании. Мы сразу же выехали. Родители двери не открывали, поэтому мы вызвали сотрудников МЧС, чтобы они взломали дверь: мы подозревали, что детям угрожает опасность.

Когда мы попали в квартиру, увидели, что ребенок в переполненном подгузнике, у него опрелости и повышенная температура. Ребенка сразу же забрали и доставили в детское отделение районной больницы, его мать с ним не поехала. После выздоровления его поместили в дом ребенка. Через несколько месяцев родителям удалось вернуть ребенка, но прошло 3—4 года, и история повторилась. Сейчас ребенок находится в приюте.

По моему опыту, ложные сигналы бывают редко — как правило, вся информация о неблагополучной семье подтверждается.

После обследования условий жизни семьи мы собираем МСРК — муниципальный социально-реабилитационный консилиум. Такой консилиум существует не во всех регионах, но в нашем есть. В него входят представители отдела образования, социальной защиты, центра занятости, здравоохранения, опеки и попечительства, ПДН и КДН. Кроме того, на заседание консилиума приглашают семью.

МСРК в зависимости от ситуации решает, какие условия должны выполнить родители, чтобы создать благоприятную обстановку в семье. Например, им могут предложить пройти лечение от алкогольной или наркотической зависимости или улучшить жилищные условия.

Кроме того, МРСК определяет, где на время реабилитации будут находиться дети. В несложных случаях — например, если родителям нужно закодироваться, привести в порядок жилье или устроиться на работу — детей оставляют дома, но за семьей наблюдают: каждый месяц к ним приходит специальная комиссия.

Комиссия может быть ведомственной или межведомственной. В первом случае за семьей будет наблюдать какое-то одно учреждение, например школа или детский сад, участковый педиатр, отделение помощи семье и детям. Во втором — наблюдение ведут сотрудники КДН, ПДН, опеки и соцзащиты.

В более сложных случаях детей могут отправить в больницу, а затем в приют или сразу в приют. Подробнее об этом расскажу дальше.

После комиссии МРСК семью приглашают на заседание КДН. На нем КДН либо соглашается с мерами, которые предлагает МРСК, либо как-то их корректирует. По результатам заседания КДН утверждает индивидуальную программу социальной адаптации семьи — о ней тоже расскажу дальше.

Как работают с неблагополучными семьями и помогают им

К каждой неблагополучной семье требуется свой подход, и то, что помогло одной семье справиться с неблагополучием, может совсем не помочь другой. Поэтому у органов профилактики нет единой универсальной методики работы с такими семьями. Это значит, что каждый орган или организация в каждом конкретном случае выбирает свой набор подходов и социальных услуг для каждой конкретной семьи.

В некоторых случаях это может быть бытовая помощь — например, продуктами или одеждой. В других — правовая или психологическая: например, с семьей может поговорить юрист или психолог из социальных служб.

Также органы профилактики помогают с реабилитацией — выдают направления в специализированные клиники для лечения алкогольной или наркотической зависимости или в реабилитационные центры — и обеспечивают медицинскую помощь, когда она требуется. Детям от 7 до 14 лет во время каникул могут предоставить путевки в лечебно-оздоровительные лагеря, детям постарше на это время помогут найти работу.

Приведу два примера, как именно помогают семьям.

Мать с тремя детьми — младшим было 2,5 и 3,5 года — жила в комнате 9 м². Комната была на первом этаже. Дети редко выходили гулять и поэтому очень любили проводить время на подоконнике. Но окно было старым, деревянным, состояло из двух рам, и на внутренней раме не было стекла — только один большой осколок. Мы обратили на это внимание и стали думать, как помочь семье.

Финансирования у нас нет, но мы все равно обратились к частному предпринимателю, который занимается пластиковыми окнами, и попросили о помощи. Предприниматель согласился — и через несколько дней семье бесплатно поставили новое окно.

Другая семья — бабушка, беременная мама и девочка-подросток — жила в старом деревянном доме с печным отоплением. Дом был небольшим — всего одна комната и кухня. Девочка одевалась очень скромно и стеснялась своего внешнего вида. У матери тоже была одежда не по сезону.

Чтобы помочь этой семье, мы собрали для них б/у одежду. В том числе мы нашли кроватку и вещи для новорожденного ребенка. Кроме того, для девочки-подростка мы нашли организацию-спонсора, которая купила ей новые вещи по ее пожеланиям.

Также мы купили им средство от педикулеза — он регулярно появлялся у всех членов семьи — и сводили их в парикмахерскую.

Таким образом, мы по возможности всегда стараемся оказать семье посильную помощь. Если у кого-то нет постельного белья, мы можем его найти и принести. Бывает, что у семьи вообще нет продуктов, теплых вещей или сменного нижнего белья. Тогда мы можем скинуться собственными деньгами и купить все необходимое.

Если орган системы профилактики не может сам помочь семье, он привлекает другие органы и организации — это называется социальным сопровождением или социальным посредничеством. Например, соцзащита не может оказать медпомощь и привлекает для этого медицинскую организацию, договаривается с ней о необходимых услугах и помогает семье попасть в эту медорганизацию.

По своему опыту добавлю, что в работе с неблагополучными семьями важно мотивировать их на изменения. Я часто сталкиваюсь с иждивенческими настроениями членов таких семей: они ждут помощи от окружающих, но не готовы менять свой образ жизни. Поэтому социальные работники стараются рассказать им про позитивный опыт других семей и поощряют за любые шаги в сторону улучшения их жизни.

Дальше я расскажу о трех важных методах социальной работы с неблагополучными семьями — об индивидуальной программе адаптации, социальном контракте и социальном патронаже.

Методы социальной работы
Индивидуальная программа социальной адаптации

Это разработанный соцзащитой план мероприятий для неблагополучной семьи. Этот план должен помочь семье преодолеть трудную жизненную ситуацию. В плане фиксируют, какие мероприятия должны быть проведены для семьи, в каком объеме, в какие сроки и в каком порядке.

Программа соцадаптации нужна, чтобы устранить проблемы, которые привели к тому, что семья оказалась в социально опасном положении. Поэтому набор мероприятий в ней всегда индивидуален и подобран для конкретной семьи. В законе названы только несколько таких мероприятий:

  1. Поиск работы — причем как работы для безработных членов семьи, так и более высокооплачиваемой работы для тех, у кого она все-таки есть.
  2. Профессиональное обучение — с нуля или в формате повышения квалификации.
  3. Работа в качестве предпринимателя. Социальные органы помогают члену неблагополучной семьи изучить основы предпринимательской деятельности, определить, каким бизнесом он может заняться, разработать бизнес-план, арендовать помещение и даже закупить оборудование и офисную мебель.
  4. Ведение личного подсобного хозяйства — в некоторых случаях это способ дополнительного заработка. Соцорганы помогают определить, может ли неблагополучная семья вести личное подсобное хозяйство и в каком объеме. Например, могут ли они завести корову, свиней, разнообразную домашнюю птицу или только кур.

Но этот список открыт, то есть для каждого случая подбираются свои мероприятия, которые учитывают все проблемы, с которыми столкнулась семья. Например, если в семье есть проблема алкоголизма, токсикомании или наркомании, назначается курс лечения и реабилитации, консультации у психолога или нарколога.

Методы социальной работы
Социальный контракт

Это соглашение, которое заключается между гражданином и органом социальной защиты населения. По этому соглашению орган соцзащиты оказывает гражданину государственную социальную помощь, а гражданин реализовывает мероприятия из своей индивидуальной программы социальной адаптации. Цель социального контракта — стимулировать человека к преодолению трудной жизненной ситуации, в которую он попал.

Социальный контракт может быть заключен не с каждой неблагополучной семьей, а только с малоимущей, то есть с той, в которой среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Ориентируются в этом случае на прожиточный минимум региона, в котором живет семья. Подробнее об этом написано в другой статье Тинькофф Журнала.

В социальном контракте должны быть указаны срок его действия — от трех месяцев до года, а также виды, размер помощи и порядок ее оказания. Помощь может быть в том числе финансовая. Также к контракту обязательно прилагается индивидуальная программа социальной адаптации.

Социальный контракт заключают органы соцзащиты, это не компетенция КДН или ПДН. Процедура заключения соцконтракта в каждом регионе своя. Размеры, условия и порядок назначения и выплаты помощи, а также форма социального контракта тоже определяются региональным законодательством. Например, в Московской области эти вопросы урегулированы в Постановлении правительства МО от 11.05.2021 № 346/15.

Согласно этому постановлению, чтобы получить помощь по соцконтракту, неблагополучной малоимущей семьей нужно обратиться с заявлением в территориальное подразделение Министерства социального развития Московской области.

Доход семьи придется подтвердить соответствующими справками о доходах за три календарных месяца, предшествующих подаче заявления. Если единственный доход семьи — это выплаты от пенсионного фонда, то справки можно не предоставлять: соцзащита запросит всю информацию у фонда самостоятельно.

Решение о заключении соцконтракта московская соцзащита принимает в течение 10 дней. Но если у нее появляются сомнения в том, действительно ли семья малоимущая и нуждается в помощи от государства, она может провести дополнительную проверку — прийти в семью и обследовать ее материально-бытовые условия. Тогда срок для принятия решения увеличат до 30 дней.

Если по социальному контракту семья получает деньги, то в самом контракте обязательно прописывают, на что эти деньги можно потратить. Например, в контракте семьи из Московской области может быть указано, что их можно потратить только на процедуру банкротства или только на индивидуальную предпринимательскую деятельность, или только на товары первой необходимости, одежду, обувь, лекарства или лечение. Один социальный контракт — одно мероприятие из программы социальной адаптации.

Соцконтракт накладывает на семью обязательства, нельзя просто заключить его, получить деньги и потратить на свои цели — нужно выполнять все, что указано в программе соцадаптации и отчитываться за это. Кроме того, информацию об условиях жизни семьи придется предоставлять соцзащите еще какое-то время, даже после того, как контракт закончится.

Методы социальной работы
Социальный патронаж

Это регулярное наблюдение за неблагополучными семьями. Как правило, во время патронажа сотрудники органов профилактики приходят к семьям и оценивают, в каких условиях они живут и в какой помощи нуждаются.

В нашей соцзащите утверждается план, по которому мы навещаем семьи, за которыми наблюдаем. Как правило, мы приходим к ним раз в месяц — это текущий патронаж. Но когда мы только собираем информацию о семье или когда у семьи кризис и наша помощь требуется чаще раза в месяц, мы можем навещать ее раз в неделю — это интенсивный патронаж.

Органы профилактики могут приходить к семьям комиссией или по одному. Например, у нас обычно происходит комиссионный патронаж. В комиссию входят социальный педагог из соцзащиты, секретарь КДН, инспектор ПДН, специалист опеки и попечительства, специалист ОСПСИД — отделения социальной помощи семье и детям. Но к семье может прийти и школьный учитель или завуч по воспитательной работе, и инспектор ПДН, и один социальный педагог.

Патронаж обычно происходит без предупреждения семьи — так можно узнать более объективную и правдивую информацию о том, как на самом деле у нее обстоят дела.

Почему органам профилактики сложно следить за неблагополучными семьями

Большая проблема для органов профилактики — попадать в жилище к неблагополучным семьям. Например, есть неблагополучная семья, которая живет в частном доме — подходишь к дому, перед ним забор. Все, что могут представители органов — позвонить в звонок, постучать в ворота, позвонить кому-то из этой семьи. Если им не ответят и не откроют, сломать дверь и зайти без оснований они не могут — жилище неприкосновенно.

Такое возможно только в чрезвычайных ситуациях, когда, например, видно дым из окна или слышны крики детей, просьбы о помощи. То есть когда это требуется, чтобы спасти чью-то жизнь. Но угроза для жизни и здоровья не только ребенка, но и любого человека — это всегда оценочное понятие, нигде в законодательстве оно не закреплено. Поэтому основания, чтобы войти в чужой дом, должны быть очень вескими и очевидными.

Из-за этого часто органы профилактики звонят своим подопечным и предупреждают о визите. Но здесь нюанс в том, что тогда семьи успевают подготовиться — убраться, приготовить еду, постирать вещи. Тогда узнать, как они живут на самом деле, сложно.

Кто и при каких обстоятельствах забирает детей из неблагополучных семей

Забрать ребенка из неблагополучной семьи можно немедленно либо через процедуру лишения родителей их родительских прав. Подробно о том, как происходит ограничение и лишение родительских прав, уже рассказали в другой статье, поэтому я остановлюсь только на немедленном изъятии ребенка из семьи.

По закону немедленно забрать ребенка из семьи можно, если есть непосредственная угроза его жизни или здоровью. Важно, чтобы эта угроза была очевидной и действительно могла привести к смерти ребенка или к тому, что пострадает его физическое или психическое здоровье. Например, если родители оставили ребенка без еды, воды или одежды, бьют его, оскорбляют, принуждают к тяжелой работе, не ухаживают за ним.

В моей практике был случай, когда нам поступил сигнал о том, что четверо детей дошкольного возраста — младшему тогда было всего 8 месяцев — без родителей находятся в соседнем доме у посторонних людей. Их родители на связь не выходили, на телефонные звонки не отвечали. У всех детей был педикулез. Очевидно, что дети находились в опасности, поэтому их сразу же изъяли и отправили в больницу, а после — в приют и дом ребенка.

Реальность угрозы оценивают исходя из возраста ребенка. Например, если родители оставили без еды и ухода грудного ребенка, это может расцениваться как угроза его жизни и здоровью. А если подростка, который может сам приготовить себе ужин из тех продуктов, что есть дома, — то очевидной угрозы нет.

Также важно, что тяжелое материальное положение семьи само по себе — это не основание, чтобы отбирать детей у родителей. Если родители добросовестно заботятся о ребенке и создают для него необходимые условия, но не могут купить дорогие продукты, одежду или игрушки, забирать у них ребенка нельзя.

Обычно факт того, что ребенку угрожает опасность, выясняется, когда органы профилактики проверяют сигнал о неблагополучной семье или во время патронажа. Но экстренно отобрать ребенка у родителей могут только органы опеки и попечительства. Для этого им нужно составить два акта:

  1. Акт обследования условий жизни ребенка — в нем фиксируются все обстоятельства, из-за которых ребенка нужно немедленно забрать у родителей. Образец такого акта был выше.
  2. Акт об отобрании ребенка — в нем констатируется, что ребенок находится в крайне опасной для него обстановке, и дается указание, что его нужно оттуда немедленно забрать.

Кроме того, органы опеки обязаны незамедлительно уведомить о ситуации прокуратуру. Это нужно, чтобы прокурор оценил, не нарушаются ли в этом случае права ребенка или его родителей, а также нет ли необходимости возбудить уголовное дело — например, если родители совершили в отношении ребенка преступление. Если прокурор не согласен с принятой органами опеки мерой, он может вынести протест на акт или обратиться в суд, чтобы признать акт незаконным.

Также в суд с иском о признании акта об отобрании недействительным и о возврате ребенка в семью могут обратиться и родители ребенка. Подавать иск нужно в районный суд по месту нахождения органа опеки, который вынес акт. О том, как подать иск в суд, в Тинькофф Журнале есть отдельная статья.

После того как органы опеки оформили все акты, они обеспечивают временное устройство ребенка. Например, его могут отправить в специализированное детское учреждение — в социально-реабилитационный центр, социальный приют для детей или центр помощи детям. Если ребенку требуется медицинская помощь, его отправляют в больницу.

Кроме того, ребенка могут передать временным опекунам, например ближайшим родственникам. В этом случае органы опеки должны проверить, в каких условиях живет потенциальный опекун, и, если условия удовлетворительные, вынести акт о предварительной опеке или попечительстве.

Далее органы опеки в течение 7 дней после того, как вынесли акт об отобрании ребенка, обязаны обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Как проходят суды по лишению родительских прав

Прокуратура как надзорный орган всегда участвует в делах по лишению родительских прав. Мы можем быть истцом в таком деле либо привлекаться как третье лицо, например, если иск подал один из родителей или органы опеки.

По ходу процесса мы следим за тем, не нарушаются ли права участников процесса, а в конце — обязательно даем заключение о том, должен быть удовлетворен иск или нет, и по каким основаниям.

У органов опеки и попечительства в таких делах аналогичные функции, и они так же обязательно дают свои заключения.

Лишение родительских прав — это всегда крайняя мера. Настолько крайняя, что для того чтобы ее применить, должны быть очень весомые основания. Расскажу на примере.

Сейчас у меня в производстве одно дело о лишении родительских прав. У матери в доме сгорели двое детей, а всего у нее их было четверо — все от разных мужчин. Самой старшей девочке было всего 10 лет — она спаслась сама, разбив окно в доме, и смогла вытащить своего четырехлетнего брата. Средний восьмилетний брат пытался вытащить двухлетнего братика, но не успел — они оба погибли. Матери во время пожара дома не было — она ушла к подруге выпивать и оставила детей одних. Позже экспертиза показала, что в этот вечер мать была сильно пьяна — 1,7 промилле.

Дом загорелся от того, что один из парней нашел на кухне, где курила мать, ее зажигалку, начал играться и случайно поджег штору. Огонь быстро распространился.

В этом деле налицо доступ к опасным предметам — мать явно не соблюдала свои родительские обязанности. Но она заявляет, что зажигалка лежала высоко — на холодильнике, и раньше дети никогда до нее не добирались. По поводу того, что она оставила детей одних, мать говорит, что все так делают, ее дети привыкли оставаться одни и подобных инцидентов раньше не случалось.

При этом эта семья уже стояла на учете в КДН. В первый раз на них пожаловались соседи — обратились в полицию по поводу того, что в доме происходит что-то неладное. Как выяснилось, мать избивал ее сожитель. Тогда полиция приехала, зафиксировала событие, обратила внимание на то, в каких условиях живут дети, и отправила материалы в КДН, которая и приняла решение, что семью нужно поставить на учет.

После происшествия детей временно отправили на реабилитацию в соседний город. Они жили в специальном центре, где для них составили программу реабилитации, организовали занятия в школе, которая работает там же при центре, кружки и секции, занятия с психологом. Насколько я знаю, это все было бесплатно. Сейчас дети у их отцов в разных регионах.

Лишат ли мать родительских прав, я не знаю. Проблема таких дел часто еще и в том, что нельзя принять решение без учета мнения детей. И дети обычно всегда принимают сторону родителя. Какой бы он ни был плохой, они всегда говорят, что очень его любят и хотят остаться с ним. Случаи, когда дети не заступаются за родителей, настолько редкие, что с ними не сталкивался ни я, ни наши местные КДН, органы опеки или ПДН.

Куда забирают детей из неблагополучных семей

Куда помещают детей, которых экстренно забирают у родителей, я уже рассказала выше. Если родительских прав лишают одного из родителей, то ребенок остается жить с другим родителем: у него сохраняются все родительские права и обязанности.

Если суд лишает родительских прав обоих родителей, органы опеки определяют, где будет жить ребенок. Его могут передать другим родственникам, если они согласны, или в детский дом. Так же решается вопрос, если второй родитель ребенка отказывается его забирать.

Если ребенка хотят забрать родственники, им придется оформить опеку или попечительство над ним. Опеку оформляют на детей до 14 лет, а попечительство — на детей от 14 до 18 лет. О том, как оформляется опека, в Тинькофф Журнале есть подробная статья. Если кратко, то это делается по заявлению в органы опеки.

Также ребенка, оба родителя которого лишены родительских прав, можно усыновить. Усыновить — значить принять ребенка в семью на правах сына или дочери. Это сложный процесс, и я не буду о нем подробно рассказывать в этой статье. Но если кратко, чтобы усыновить ребенка, нужно:

  1. Пройти обучение в школе приемных родителей — не требуется близким родственникам ребенка, мачехам и отчимам.
  2. Получить заключение органов опеки о возможности быть усыновителем.
  3. Встать на учет в органе опеки в качестве усыновителя.
  4. Обратиться в суд с заявлением об усыновлении.
  5. Зарегистрировать усыновление в загсе.

В случае если никто из родственников не захотел взять ребенка под опеку, его отправляют в одну из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это может быть детский дом, дом-интернат, специализированный дом ребенка и т. д. — в каждом регионе такие учреждения называются по-своему.

Кроме того, в такие организации временно могут попасть дети, родители которых по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности. Но это всегда — крайняя мера, которую используют, если иначе помочь семье невозможно.

Насколько причина уважительная, определяют органы опеки. Как правило, речь идет о следующих ситуациях:

  • семья живет в помещении, непригодном для проживания, или у нее вообще нет определенного места жительства;
  • единственный родитель попадает на лечение в стационар;
  • единственный родитель стал безработным или работает вахтами;
  • в семье есть острый конфликт из-за алкоголя, наркотиков, азартных игр, психических расстройств или насилия.

Устройство детей в такие учреждения происходит по заявлению их законных представителей в органы опеки. Если ребенку исполнилось 10 лет, он должен высказать свое мнение о помещении его в организацию для детей-сирот.

Вместе с заявлением родители подписывают соглашение с органами опеки о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот. Соглашение предусматривает, какая помощь — консультативная, психологическая, педагогическая, юридическая и т. п. — будет оказана семье, а также в каком порядке они смогут навещать ребенка, как долго он пробудет в этой организации, какую ответственность понесет семья, если нарушит условия соглашения.

Срок, на который детей временно помещают в организацию для детей-сирот, зависит от обстоятельств, из-за которых законные представители не могут исполнять свои обязанности. Но в любом случае рекомендуется, чтобы он был не больше трех месяцев.

Если неблагополучная семья успешно проходит свою программу социальной адаптации, дети возвращаются в семью. Если же они не меняют свой образ жизни, начинается процедура ограничения или лишения их родительских прав.

Что в итоге

  1. Неблагополучная семья — это семья, в которой родители пренебрегают нуждами своих несовершеннолетних детей, не выполняют родительские обязанности или жестоко обращаются с детьми.
  2. В законодательстве нет термина «неблагополучная семья». Вместо него используются термины «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении», «семья, находящаяся в социально опасном положении» и «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации».
  3. В России действует сразу несколько органов и организаций, которые выявляют неблагополучные семьи и помогают им. Все вместе эти органы называют «органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Комиссия по делам несовершеннолетних — это главный орган в этой системе. Но большую работу также проводят органы управления социальной защитой населения, образовательные органы и организации, органы опеки и попечительства и полиция по делам несовершеннолетних.
  4. У органов профилактики нет единой универсальной методики работы с неблагополучными семьями — для каждой конкретной семьи подбирается свой набор подходов и социальных услуг. Но все мероприятия и рекомендации фиксируются в индивидуальных программах социальной адаптации или социальных контрактах.
  5. Просто так забрать ребенка из неблагополучной семьи нельзя — есть строго регулируемые законом основания и процедуры. Ребенка могут изъять из семьи немедленно, если что-то угрожает его жизни или здоровью, либо через процедуры ограничения или лишения родительских прав.