Бизнес
67K

Что нужно знать о товарных знаках, если перепродаете товары на маркетплейсе

Когда поставщикам товаров нужно брать согласие у правообладателей, а когда — нет

50
Что нужно знать о товарных знаках, если перепродаете товары на маркетплейсе
Аватар автора

Алексей Башук

юрист по интеллектуальным правам

Страница автора

Представьте ситуацию: бизнес покупает товар у производителя и выставляет на маркетплейс.

Начинаются первые продажи, дело идет в гору — месяц, два, три. Но в один день предприниматель обнаруживает, что карточки товаров заблокированы. Выясняется, что название товара оказалось зарегистрированным товарным знаком, а правообладатель знака прислал маркетплейсу претензию.

Вот как рассуждают участники спора:

  • Предприниматель: «Я заплатил за товар, он мой, значит, я могу продавать его где хочу и как хочу. Разблокируйте мои товары сейчас же
  • Правообладатель: «Этот товарный знак принадлежит мне. Значит, я буду ставить условия, где и как будут продаваться товары под моим брендом».
  • Маркетплейс: «Мы не собираемся с вами спорить. Наше дело заблокировать, а там разбирайтесь между собой сами — кто победит, с тем и будем работать».

Если вы продаете товары на маркетплейсах или собираетесь начать, то эта история может коснуться и вас. Давайте разбираться: сначала в двух словах о том, как вообще работают товарные знаки, а затем посмотрим типичные споры на маркетплейсах и расскажем, как себя от них обезопасить.

Что такое товарные знаки и как они работают

Товарный знак — это обозначение для товаров и услуг, зарегистрированное в Роспатенте. Иногда товарные знаки еще называют торговыми или товарными марками, брендами, но в наших законах используется только термин «товарный знак».

Как товарный знак можно зарегистрировать практически любое слово или картинку, если они соответствуют требованиям закона и не слишком похожи на уже зарегистрированные. Чаще всего в качестве товарных знаков регистрируют названия товаров и их линеек, слоганы, логотипы и даже названия самих компаний.

Несколько примеров регистраций товарных знаков моих заказчиков, которые работают на маркетплейсах: Murzina — это словесный товарный знак на латинице, бренд женского нижнего белья
Несколько примеров регистраций товарных знаков моих заказчиков, которые работают на маркетплейсах: «ПакПакую» — упаковочная продукция, кириллический словесный товарный знак
Несколько примеров регистраций товарных знаков моих заказчиков, которые работают на маркетплейсах: Lelei Studio — логотип бренда одежды и аксессуаров, комбинированный товарный знак

Смысл регистрации товарного знака — получить исключительное право на обозначение, чтобы оно не досталось другим. Если компания или предприниматель зарегистрировали знак на себя, значит, никто другой без разрешения правообладателя больше не имеет права использовать такое же или сходное обозначение в конкурентном бизнесе. Поэтому это право и называется исключительным.

Блокировка на маркетплейсе — это еще не самый плохой финал истории с нарушением исключительного права. Иногда с блокировки все только начинается: за незаконное использование товарного знака правообладатель может взыскать с нарушителя компенсацию через суд. Для расчета размера компенсации есть три способа:

  1. Любая сумма в пределах от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽ по усмотрению суда исходя из характера нарушения.
  2. Двойная стоимость права использования. Стоимость лицензии может быть любой — от 10 000 ₽ до нескольких миллионов.
  3. Двойная стоимость всей партии контрафактного товара, на которых использован чужой товарный знак.

Помимо назначения компенсации суд может решить изъять и уничтожить контрафактные товары. Иногда нарушителей еще штрафует антимонопольная служба — за недобросовестную конкуренцию или нарушение закона о рекламе.

В большинстве случаев товарный знак регистрируют на себя сами производители товаров. Но иногда бывает и так, что производитель и правообладатель — разные лица. Разберем все варианты по порядку.

Нужно ли разрешение на продажу товара с товарным знаком от российского правообладателя

Итак, есть производитель, у него есть товарный знак — он правообладатель. Предприниматель покупает у него товары и хочет выставить их на маркетплейс. Нужно ли ему для этого брать у правообладателя согласие или еще какое-то разрешение на использование товарного знака?

Согласие или другое разрешение не нужно, если товар был введен в оборот на территории России самим правообладателем.

Это правило называется исчерпанием права на товарный знак. Его смысл в том, что после первой легальной продажи товара в нашей стране права на товарные знаки, нанесенные на этот товар, больше не охраняются в отношении этой партии товара.

Вот как работает исчерпание права в случае с российскими производителями.

Допустим, у производителя есть товарный знак «Ромашка», зарегистрированный для кондитерских изделий. Это значит, что только он может производить и продавать, например, конфеты под брендом «Ромашка». Если кто-то другой без его разрешения начнет торговать «Ромашками» собственного производства, это нарушит исключительное право — конфеты окажутся контрафактом.

Смотрим дальше: производитель делает конфеты «Ромашка» и продает их оптовикам. Им для дальнейшей перепродажи не нужно брать у правообладателя никакого согласия. Право на товарный знак исчерпано, оптовик приобрел товар в собственность, значит, теперь может продавать его где угодно и как угодно.

Чтобы подтвердить легальность товара, оптовику не нужны никакие письменные разрешения, согласия или договоры на товарный знак. Достаточно иметь на руках договор, по которому был куплен товар у правообладателя — например, договор поставки. Он подтвердит легальное происхождение товаров.

Как проверить легальность товара, если вы покупаете его не у правообладателя

Теперь немного усложним цепочку поставок. Допустим, производитель-правообладатель продает товар оптовику, а оптовик продает эти товары предпринимателю, который дальше распродает их в розницу. У предпринимателя нет договора с правообладателем — только с перекупщиком.

В таком случае предпринимателю получать согласие тоже не нужно. Количество участников цепочки поставок не имеет значения: право на товарный знак в отношении партии товара исчерпалось раз и навсегда после первой продажи оптовику. Даже если цепочка состоит из десяти перекупщиков, никому из них не нужно согласие правообладателя — при условии, что товар изначально легально поступил в оборот в России.

Единственное, что нужно сделать предпринимателю — убедиться, что товар на самом деле легальный, и в начале цепочки действительно был правообладатель.

Для этого в идеале нужно запросить всю цепочку договоров у оптовика вплоть до производителя. Если оптовик отказывается это делать, можно включить в договор с оптовиком гарантии юридической чистоты товара.

Смысл этого пункта такой: поставщик заверяет покупателя, что товар легальный, а если окажется, что нет, — обязан возместить убытки
Смысл этого пункта такой: поставщик заверяет покупателя, что товар легальный, а если окажется, что нет, — обязан возместить убытки

Но здесь важно понимать: никакие гарантии в договоре не избавляют покупателя от ответственности за нарушение прав на чужой товарный знак.

Если все-таки окажется, что товар контрафактный, не получится обвинить во всем поставщика — несмотря на договор с гарантиями, правообладатель сможет взыскать компенсацию с продавца контрафакта. И только после этого продавец возьмет свой договор и пойдет судиться с поставщиком, который его подвел.

Поэтому самый надежный вариант — не просто вписывать гарантию в договор, но и проверять цепочку договоров до правообладателя. А кроме этого стоит проверить и сам товарный знак, который нанесен на товар.

Как проверить товарный знак

На первый взгляд может показаться, что у производителей должно быть все идеально с товарными знаками и проверять там нечего. Мол, если компания производит товар, она наверняка разобралась со всеми юридическими тонкостями. На практике ситуация зачастую обратная.

Бывает, что у производителя не все в порядке с товарным знаком. Чаще всего бывает, что:

  • у производителя вообще нет своего товарного знака;
  • знак зарегистрирован на одно лицо, а товары производит другое;
  • у производителя есть товарный знак, но срок действия прав на него истек;
  • товарный знак производителя зарегистрирован не на те товары, которые он на самом деле производит;
  • знак зарегистрирован в одном виде, а производитель использует его в другом.

Если выяснится что-то подобное, может быть так, что вся цепочка поставщиков торгует контрафактом. И претензии могут предъявить любому из них, потому что каждый из них нарушитель: и производитель, и оптовики, и розничные продавцы.

Например, если у производителя нет своего товарного знака, вполне может оказаться так, что этот знак или сходный давно уже зарегистрирован кем-то другим.

Иногда бывает так, что Роспатент регистрирует товарный знак только на часть товаров. Допустим, компания подавала заявку на регистрацию бренда «Ромашка» на конфеты и газировку, а Роспатент зарегистрировал знак только на газировку — потому что «Ромашка» оказалась уже кем-то зарегистрирована на печенье, а Роспатент посчитал печенье однородным товаром по отношению к конфетам.

В итоге компания получит свидетельство на товарный знак, но вот производить под ним конфеты все равно не сможет, это будет нарушением.

Производитель может даже не знать о том, что с его товарным знаком что-то не так — юристы могли недоговорить, обмануть или просто не разбираться в деталях.

В любом случае ответственность несет не только производитель, но и покупатель, который вроде как не по своей вине поучаствовал в продаже контрафакта.

Когда суды взыскивают компенсацию с предпринимателей-нарушителей, они так и говорят: «Предприниматель не проявил должную степень заботливости и осмотрительности». Мол, должен был сам проверить, что там с товарными знаками, но не проверил и допустил нарушение. Так, например, суд указал ответчику в деле о взыскании компенсации в размере 300 000 ₽ за незаконное использование товарного знака «Кемппи».

Когда вы покупаете товар для дальнейшей перепродажи, придется перепроверять товарные знаки самостоятельно.

Реестр товарных знаков открытый, получить сведения из него можно бесплатно. Чтобы посмотреть сведения о товарном знаке, нужно открыть государственный реестр товарных знаков на сайте ФИПС и вбить номер регистрации. В результате должна открыться страница с данными о товарном знаке.

Действующий товарный знак подсвечивается зеленым цветом, указывается дата подачи заявки и даты регистрации. Также указывается правообладатель товарного знака, а в поле «Адрес для переписки», как правило, указаны патентные поверенные, которые вели регистрацию. В графе (511) приводится полный перечень товаров и услуг, в отношении которых зарегистрирован товарный знак
Действующий товарный знак подсвечивается зеленым цветом, указывается дата подачи заявки и даты регистрации. Также указывается правообладатель товарного знака, а в поле «Адрес для переписки», как правило, указаны патентные поверенные, которые вели регистрацию. В графе (511) приводится полный перечень товаров и услуг, в отношении которых зарегистрирован товарный знак

Если товарный знак зарегистрирован, его срок действия не истек, правообладателем числится нужная компания или ИП, товарный знак в точности совпадает с нанесенным на товар, а в перечне товаров указан конкретно тот товар, который продает компания — значит, скорее всего, все в порядке.

Если что-то из этого не совпадает, тогда стоит позвать на помощь специалиста по товарным знакам — патентного поверенного, и задать несколько неудобных вопросов производителю.

В результате проверки может оказаться так, что от покупки товара придется отказаться. Но лучше не начать работать с проблемным товаром и найти что-то менее рискованное, чем закупить партию товара, выставить ее на продажу, а потом узнать о ее контрафактности из досудебной претензии правообладателя.

За нарушение права на товарный знак могут взыскать компенсацию в размере двойной стоимости всей партии товара, оказавшейся контрафактом. Обратите внимание: не «двойной прибыли», а двойной стоимости.

То есть если предприниматель купил контрафакта на 1 млн рублей, продал за 1 100 000 ₽ и получил прибыль 100 000 ₽, то взыскать с него могут два миллиона — двойная цена стоимости. Кого-то такая арифметика компенсаций может довести до банкротства, поэтому лучше разбираться в вопросах с товарными знаками заранее.

Как быть, если покупаете товар у иностранцев

С российскими правообладателями разобрались, теперь переходим к иностранным.

Товарные знаки действуют территориально: зарегистрированный в России знак действует только в нашей стране, а китайский товарный знак действует только в Китае.

Но как все работает, если вы покупаете товар у китайского производителя и привозите этот товар в Россию? Ситуации бывают разные, разберем самые спорные и распространенные.

Товарный знак иностранного правообладателя зарегистрирован в России. В таком случае китайский правообладатель управляет поставками товара в нашу страну. Без разрешения правообладателя нельзя ввезти его товары в Россию — это будет нарушением. Товар могут даже не пустить в страну: российская таможня задержит товар на границе и напишет запрос правообладателю. И неважно, что этот иностранный товар не поддельный: нет разрешения на ввоз в страну, значит, товар — контрафакт.

Такие положения в российском законодательстве называются запретом параллельного импорта. Это означает, что товар под зарегистрированным товарным знаком можно впервые начать продавать в стране только с согласия правообладателя. Эти правила дают возможность правообладателям контролировать поставки своих товаров и вести бизнес через официальных дистрибьюторов.

Скажем, правообладатель знака Volkswagen может завозить запчасти из Китая в Россию и продавать их здесь через своих официальных дилеров. А вот нам с вами уже нельзя купить запчасти от «Фольксвагена» на том же китайском заводе и привезти их в Россию на перепродажу — для этого нужно получать разрешение правообладателя.

В марте 2022 года правительство наделило Минпромторг правом утвердить перечень товаров или их групп, на который не будет распространяться запрет на параллельный импорт.

А 19 апреля Минпромторг опубликовал список товаров, для которых разрешен параллельный импорт — то есть без согласия владельца бренда. В список вошли десятки товаров, в том числе автомобили и запчасти к ним, электроника и бытовая техника, одежда и обувь, мебель, бумага и другие. Полный список можно посмотреть в приказе Минпромторга.

То есть теперь согласие иностранного правообладателя не нужно, если товар из этого перечня введен в легальный оборот за пределами РФ, например продан оптовику и куплен уже у него.

Товарный знак иностранной компании зарегистрирован в России на постороннее лицо. Допустим, у китайской компании есть товарный знак Wonder Girl на шампунь в Китае. Но параллельно с этим до такого же названия додумался другой российский предприниматель и зарегистрировал на себя российский товарный знак Wonder Girl на шампунь. Значит, китайский Wonder Girl без лицензии от российского предпринимателя в Россию ввозить нельзя. Иначе китайский Wonder Girl окажется обычным контрафактом — и неважно, что у китайской компании у себя в Китае есть такой знак.

Товарный знак иностранной компании не зарегистрирован в России. В таком случае вы можете купить товар и завезти его в Россию без согласия правообладателя китайского знака. Предъявить претензии за нарушение права на товарный знак вам будет просто некому, ведь в России у этого обозначения нет правообладателя. Пока что.

Если знак не зарегистрирован, то рано или поздно кто-то может зарегистрировать его на себя. Тогда этот кто-то начнет контролировать поставки и продажи товара в стране под этим брендом.

Некоторые иностранцы в таких случаях начинают бороться с предпринимателем, который зарегистрировал их обозначение в стране на себя. Они считают это недобросовестной конкуренцией и пытаются оспорить регистрацию через суды и Роспатент. Иногда у них это получается, иногда нет — тут уже все зависит от ситуации и от поверенных, которые ведут дело.

Некоторым иностранцам совершенно все равно, кто и как продает их товары в России. Им главное, чтобы у них покупали, а дальше кто там и куда везет товар, их не интересует.

Бывает, что предприниматели годами возят товар в Россию, а потом кто-то берет и регистрирует товарный знак этого товара на себя. В таком случае за аннулирование регистрации товарного знака может выступить кто-то из российских предпринимателей. Их позиция будет такой, мол, сто лет тут все такой товар под этим брендом продавали, а теперь нашелся кто-то один, кто зарегистрировал знак на себя и запретил им пользоваться всем остальным. Иногда предпринимателям удается аннулировать регистрацию, иногда наоборот — побеждает правообладатель.

Почему некоторые производители пытаются запретить продавать свои товары на маркетплейсах

Несмотря на законы о товарных знаках и исчерпании прав, часто встречается ситуация, когда производитель выходит на маркетплейс и с помощью товарного знака блокирует на маркетплейсе своих же оптовиков.

Это защита от перекупщиков. Некоторые производители так не делают, их логика такая: больше продавцов — больше продаж, выставим еще одну свою карточку и все. А вот другим не нравится, когда их оптовики выходят на маркетплейсы. Производитель мог бы поставлять свои товары маркетплейсу напрямую и класть себе в карман тот процент, который зарабатывает оптовик. Поэтому некоторым производителям выгодно убирать своих же оптовиков с маркетплейсов.

Есть и другая сторона медали: некоторые перекупщики не всегда работают так хорошо, как хотелось бы — плохо консультируют покупателей, отправляют битый товар, хамят и делают ошибки в карточках. В конечном счете страдает репутация производителя и его продуктов.

В итоге на маркетплейс отправляется претензия о нарушении прав на товарные знаки от производителя-правообладателя.

Если юристы предпринимателя соберут все нужные документы и грамотно ответят на претензию, то карточки товаров рано или поздно разблокируют. По закону предприниматель прав — он не нарушает права на чужие товарные знаки.

Маркетплейс в течение нескольких дней блокирует товары и отправляет запрос предпринимателю на документы
Маркетплейс в течение нескольких дней блокирует товары и отправляет запрос предпринимателю на документы

Запомнить

  1. Если собираетесь купить товар для дальнейшей перепродажи, нужно разобраться, как обстоят дела с правами на товарные знаки этого товара.
  2. Если знак зарегистрирован на производителя, то есть он и есть правообладатель, и вы покупаете товар у него напрямую, никакие разрешения или согласие производителя для дальнейшей перепродажи вам не нужны.
  3. Если вы покупаете товар не у правообладателя, нужно поднять цепочку документов и убедиться в том, что товар не контрафактный.
  4. Если окажется, что бренд товара не зарегистрирован как товарный знак или регистрация проблемная, от этого товара стоит отказаться — чтобы снять риски.
  5. Если маркетплейс заблокировал товары по запросу правообладателя, нужно собрать документы в подтверждение того, что товар оригинальный — цепочку договоров вплоть до правообладателя.
  6. Если покупаете товар у иностранного поставщика и бренд этого товара зарегистрирован в России — нужно получить у правообладателя разрешение на ввоз товара в страну. Кроме товаров, для которых разрешили параллельный импорт.
  7. Если бренд иностранного товара не зарегистрирован в России, то кто угодно может попробовать зарегистрировать этот бренд на себя. Если у него это получится, то он получит полный контроль над продажей товаров под этим брендом в нашей стране.
А вы сталкивались с блокировками ваших товаров на маркетплейсах? Если да, то как разрешилась ситуация?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество