«В моей работе мне нравится абсолютно все»: истории мужчин в «женских» профессиях
Общество постепенно освобождается от стереотипов. Но некоторые специальности все еще делят на мужские и женские.
Два читателя Т—Ж, которые трудятся акушером и воспитателем, рассказали, как им работается на позициях, типично ассоциирующихся с женской занятостью.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
«Видеть на практике, как формируется личность человека, бесценно»
Образование и начало карьеры. Изначально я хотел быть психологом. В классе восьмом увлекся психологией, книгами последователей Зигмунда Фрейда. Это сформировало мой кругозор, и я решил выбрать стезю, связанную с людьми. Поэтому после школы, в 2015 году, я подался в Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, НГГТИ, на бакалавриат по направлению «психология».
Курс долго не набирался, и мне предложили получить два высших параллельно с разницей в год: педагогическое по профилю «дошкольное образование» на бюджете и психологическое заочно и со скидкой 50%, но для этого нужно было хорошо учиться. В дошкольном образовании меня заинтересовал большой блок по детской психологии, поэтому я согласился. Оба диплома у меня с отличием.
Я проработал воспитателем в детском саду пять лет. Начал в 2018 году, когда учился на четвертом курсе, в то время в семье были финансовые трудности. Ночами я уже работал в частной охранной организации и увольняться не хотел, потому искал занятость днем. Работу психологом быстро отмел: у нас в городе сложно с частной практикой, эта сфера больше связана с социальным обеспечением, что мне не было интересно. В итоге решил устроиться дошкольным преподавателем, чтобы не возникало конфликта с учебой, ну и дипломные исследования я смог писать на практической базе. Ближайшее окружение отнеслось к моему решению спокойно.
Но со стороны работодателей определенная стигматизация была. В Невинномысске много детских садов, но прежде чем я сумел устроиться, пришлось обойти 10—12 заведений: заведующие не хотели меня принимать из-за предвзятого отношения к мужчинам-воспитателям. Отказывали стандартными формулировками: «В работниках сейчас не нуждаемся, у нас полный штат».
Я прекрасно знал, что не всегда это правда: город маленький, институт один, в него поступали запросы от организаций. В итоге меня взял сад, где я уже проходил студенческую практику. Впоследствии я, конечно же, оправдал все ожидания, имел большие успехи на конкурсах. Самый яркий пример — второе место в 2019 году на седьмом всероссийском конкурсе «Воспитатели России» в номинации «Лучший молодой воспитатель образовательной организации „Молодые профессионалы“».
Работа в детском саду. Приступив к должности, я быстро понял, что, несмотря на хорошие знания в психологии дошкольников, у меня остались пробелы в дидактике и педагогике. Пришлось восполнять.
В первую очередь мне помогли коллеги: в саду было много мощных воспитателей, которые в 1990-х внедряли программу дошкольного образования «Развитие» Л. А. Венгера с фокусом на развитии логического мышления. Также я стал вникать в советские методички 1970-х: они подкреплены научно-практическими исследованиями, в них нет ничего лишнего, на мой взгляд, до сих пор это лучшие материалы по дидактике дошкольного возраста.
Впоследствии я еще повышал квалификацию: например, в 2020—2021 годах прошел курс по независимой оценке качества дошкольного образования в «Университете детства» от «Рыбаков-фонда» и заплатил за него 16 000 ₽.
Обучение помогло мне пересмотреть свой подход и понять, какие в моей профессии есть системные заблуждения и ошибки. После курса даже видеть обычную среду группы было больно. Простой пример, как нужно и как на самом деле: картинки и дидактические материалы должны размещаться на уровне глаз ребенка, но зачастую их располагают так, чтобы было видно взрослым, — это не способствует зрительному восприятию дошкольника.
Коллеги на работе меня приняли хорошо. Конечно, как единственный мужчина в закрытом женском коллективе на 40 человек, я на время стал объектом интереса, но потом мы сработались, и все пошло своим чередом. Куда более бурно отреагировали родители дошкольников: первые месяцы они были насторожены, кто-то даже пытался жаловаться руководству без каких-либо законных оснований, но без конфликтных людей в моей профессии никуда.
Справиться с недоверием взрослых помогли дети: с ними я быстро нашел общий язык, родители это поняли, и больше трудностей не возникало. Детям вообще безразличен пол воспитателя, их отношение будет зависеть от его подхода и настроя.
Больше всего мне нравилось самому учиться у детей, потому что они находили нестандартные решения для игр и заданий. Огромное восхищение у меня вызывало развитие ребят: сначала они чего-то совсем не знают, а через месяц владеют этим в совершенстве. Например, у малыша долго не получалось выговаривать определенный звук, но он постепенно учился, применял навык на занятиях и в итоге начинал произносить его правильно.
Видеть на практике, как формируется личность человека, бесценно. Теперь я чувствую себя готовым к появлению собственных детей: если я справлялся в одиночку с тридцатью, то одного или двух точно осилю, ведь не понаслышке знаю, как играть и беседовать, чтобы мы друг друга понимали.
Работа в школе. В 2023 году я покинул детский сад и устроился в школу преподавателем истории и обществознания.
Я на практике вижу, как функционирует понятийное мышление ребенка в разном возрасте. Будучи воспитателем, я изучал работу «Мышление и речь» , и полученные из нее знания перенес в школу. Например, произнося очередной новый термин, уточняю у ребят, действительно ли они понимают его значение, какой могут привести синоним, как они бы объяснили его своими словами.
Сложности и выводы. К сожалению, большинство родителей плохо разбираются в детях, особенно в дошкольниках. Достаточно посмотреть на эгоцентричность ребят — не все они могут выражать благодарность соразмерно вложенным усилиям взрослых.
Меня беспокоит, что родители не понимают, как важна детская игра: они хотят, чтобы их дети были успешными, в пять знали таблицу умножения и иностранные языки, забывая, что до семи лет развитие возможно только в игре. Нельзя мешать малышу играть в угоду амбициям взрослых, право ребенка на игру должно быть священно.
Большинство родителей видят лишь красивую картинку для социальных сетей. Обычный пример: на утренниках они смотрят на ребенка через экран смартфона, но не своим живым взглядом. Вспоминается случай из практики моей коллеги — интеллигентного и профессионального воспитателя.
Одна мамочка привела сына на утренний прием и минут двадцать фотографировала его во всех ракурсах, хотя в группе уже давно кипела жизнь. На замечание воспитателя о вредности столь нарциссического отношения к ребенку женщина затеяла конфликт. В итоге коллега стала persona non grata в группе, которую посещал тот ребенок.
Еще мне не нравились переработки. Они случались, если не было помощника воспитателя или он уходил на больничный. Тогда приходилось выполнять и его функции: накрывать на стол и кормить, собирать младших ребят на прогулку. Порой я работал не 36 часов в неделю, а 50. А трудиться сутками напролет было тяжело, хоть и доплачивали.
Вообще, история с зарплатой воспитателя весьма грустная. Когда я устроился в детский сад, оклад до подоходного налога составлял примерно 7900 ₽. Первые полгода идет доплата до МРОТ. Затем можно подавать документы на оценочный лист эффективности работы — мы называем его баллированием, — по которому вычисляются стимулирующие выплаты. Стоимость баллов, критерии начисления и период оценивания в каждом учреждении свои — их определяет руководство.
Стоимость балла рассчитывается из фонда, который выделяется на конкретный детский сад и распределяется на всех его работников. Среди критериев для получения баллов можно назвать победы детей в конкурсах, отсутствие дисциплинарных нарушений и травм у детей, мероприятия с родителями или приглашенными гостями. Стимулирующие выплаты частично покрывают доплату до МРОТ, но отдельно его больше не выдают. В общем, хорошего мало.
На момент увольнения я получал среднюю для своего региона зарплату — около 30 000 ₽ без учета НДФЛ. Но столько выходило с учетом того, что я работал сверхурочно. В эту сумму также входили рабочие дни без помощника, премии и проведение дополнительных занятий по математике.
В общем, несмотря на мою любовь к профессии, работать было непросто. Поэтому идите в детский сад, только если вы считаете себя здоровой, цельной, сформировавшейся личностью. И не ждите благодарности и любви от детей. Главная цель воспитателя — провести ребят через дошкольный возраст.
«Самое приятное, трогательное и даже волшебное — это появление ребенка»
Образование и начало карьеры. В 2010 году я поступил в РНИМУ имени Н. И. Пирогова на лечебное дело — хотел стать врачом. Но так вышло, что оттуда я ушел в медицинский колледж № 7 в Москве на ту же специальность. В этом учебном заведении проводили конкурс по аттестатам, мой средний балл был 4,5, так что меня сразу взяли на бюджет.
Когда я поступал, даже не думал, что мужчина может вести беременность и роды. Но в процессе обучения столкнулся с акушерскими бригадами на скорых и понял: это то, чем хочу заниматься — помогать женщинам и их детям в нелегкий момент родов. Тогда же я узнал, что, если есть желание работать в этой сфере, предстоит пройти переквалификацию.
Проучившись четыре года, я выпустился с сертификатом фельдшера скорой помощи и пошел искать работу. Мне повезло попасть в Балашихинский родильный дом в Саввине и познакомиться с его главным врачом — Пастарнаком Андреем Юрьевичем. Он доверился моему желанию помогать женщинам и принял меня на должность акушера в отделение патологии беременности, ОПБ .
Но мне нужно было получить акушерский сертификат, позволяющий работать по профессии. Бесплатную переквалификацию я проходил в течение двух месяцев в Раменском колледже параллельно с работой. Это оказалось возможно, потому в колледже на лечебном деле акушерство было у нас в учебной программе.
Работа. До 2019 года я проработал в ОПБ: вникал в сферу, принял свои первые роды, пытался завоевать доверие и рвался перейти в родовое отделение. В том же году наш главврач без смены должности перешел в Щелковский перинатальный центр. За ним ушли многие специалисты, потому что он отличный врач и руководитель, умеет наладить работу коллектива, всегда действует в интересах пациента. В числе последовавших был и я.
В Щелковском центре я устроился уже в родовое отделение. Там благодаря двум специалистам, акушерке Атаманчук Оксане Викторовне и старшей акушерке Дударевой Марине Николаевне, научился не просто принимать роды, но и помогать в полном объеме: быстро находить контакт с роженицами, заботиться о них, создавать безопасную и комфортную обстановку, оказывать психологическую помощь. Моим коллегам я буду благодарен до конца своих дней.
График у меня обычно 1/2 или 1/3, хотя бывает и 1/1. Смена длится сутки — с 08:30 до 08:30 следующего дня. В это время я наблюдаю за несколькими пациентками — их мы делим между акушерками, когда заступаем на смену: обычно на одного акушера приходится 2—4 роженицы, но мы следим за всеми, чтобы подстраховывать друг друга. За некоторыми женщинами наблюдаем в ожидании начала родовой деятельности, другим помогаем непосредственно в родах.
Мне также приходится заполнять кучу документации: журналы родов, поступления пациенток, анализов, генеральных и текущих уборок, листы наблюдений, детские истории, а еще готовить инструменты для стерилизации и все необходимое для родов вроде пеленок и детских одеял. И конечно, приходится всегда оставаться начеку — держать в голове кучу информации про каждую пациентку, чтобы ничего не упустить.
В моей работе мне нравится абсолютно все, даже заполнение документов, хотя порой оно отнимает много времени. Иначе я бы не работал акушером.
Самое приятное, трогательное и даже волшебное — это, конечно, появление ребенка. Когда он рождается, я кладу его на грудь маме и вместе с пациенткой проживаю всю радость момента. Это бесценно, такого не увидишь и не почувствуешь нигде.
Думаю, особенность моей работы заключается в том, что каждые роды — это по-настоящему яркий момент. Но вот конкретная история. В начале одной из смен я зашел в родовой бокс , а там пациентка уже на таком этапе схваток, что вот-вот родит. В итоге почти тут же все и случилось. Я сразу ее уложил в кровать, вызвал неонатолога , и мы вместе с пациенткой посмеялись — как оно все быстро. На самом деле такое весьма часто происходит, да и многое зависит от болевого порога роженицы.
А вот с зарплатой у медработников все не так радостно. Она варьируется от 45 000 до 100 000 ₽. На сумму влияют стаж, категория и платные услуги вроде индивидуального ведения родов. Я считаю, что это очень мало и зарплата должна составлять минимум 100 000 ₽.
Сложности и выводы. В начале моего профессионального пути абсолютно все, особенно врачи, смотрели с недоверием, говорили, что у меня ничего не получится. Поэтому кроме познания акушерского мастерства я был вынужден пробиваться через весь этот негатив. Но я старался не обращать внимания и просто идти вперед, добиваясь своих целей.
Когда я уже перешел в родовое отделение, меня начали хвалить врачи, да и в целом многие увидели какую-то изюминку в том, что мужик работает акушеркой.
Мой совет новичкам: если вы не хотите помогать людям и делать это бескорыстно, забудьте о карьере акушера. В профессии медицинского работника все дело в призвании. Вам предстоит заботиться о здоровье других, но и про свое не забывать.
Если воодушевления при мысли о профессии не ощущаете, лучше выбрать что-то другое.
Тоже работаете в школе или в больнице? Расскажите о своей карьере и станьте героем следующего материала