Манипулятор в офисе: как распознать и защититься
Если на работе вы чувствуете эмоциональное давление, вам кажется, что вы выполняете не свои обязанности, или вообще не понимаете, как здесь оказались, — возможно, вами манипулируют.
Я руковожу проектами в креативном агентстве и постоянно сталкиваюсь с манипуляцией в деловом общении. Руководитель хочет, чтобы сотрудник вышел в субботу без оплаты переработки, клиент — чтобы компания сделала больше за те же деньги. Иногда под давлением мы соглашаемся, а потом жалеем.
Расскажу, какие приемы помогают мне вычислять манипуляторов и отбиваться от них.
Что такое манипуляция
Определение манипуляции — интересная штука. Некоторые называют так любое общение. Мол, если я убедила собеседника, использовав какие-то аргументы, — то я манипулировала им.
Я предпочитаю все же разделять убеждение и манипуляцию. Убеждение — это когда человек использует факты, общается на равных и уважает право собеседника на отказ. Манипулятор тоже начинает с фактов. Но он сделает все, чтобы подтолкнуть собеседника к нужному решению, поэтому, если их не хватит, он будет апеллировать к эмоциям: страху, неуверенности и другим. Болевыми точками могут выступать любые слабости и интересы жертвы.
Сравните два примера.
Убеждение. Работодатель честен и использует только факты. Он сразу говорит, что ставку не поднимут минимум год, но добавляет, что есть и бонусы: льготная столовая и оплата проезда. Сотрудник соглашается, взвесив все за и против:
- — Нам нужен грузчик на полставки. Вам это интересно?
— Интересно. Сколько платите?
— 400 рублей в день.
— Мало. Готов на 500.
— У нас сейчас нет возможности платить больше. Может быть, только в будущем году, но не могу обещать. Сейчас у меня на год бюджет уже составлен. Но зато у нас питание льготное и проезд оплачивается.
— Эх. Ну давайте 400. Когда выходить?
Манипуляция. Работодатель использует манипулятивные приемы: ссылается на некий рынок, припугивая собеседника, а также намекает, что рост возможен, надо только устроиться на работу:
- — Нам нужен грузчик на полставки. Вам это интересно?
— Интересно. Сколько платите?
— 400 рублей в день.
— Мало. Готов на 500.
— Ну вы же понимаете, рынок сейчас перенасыщен сотрудниками вашего уровня… Вот если бы вы у нас уже работали, мне было бы легко убедить начальство, что такому эффективному парню нужно платить больше.
— Эх. Ну давайте 400.
Кажется, что второй пример ничем не хуже первого, если у работодателя все получилось и он нанял сотрудника. Возможно, для кого-то подобное общение приемлемо. Но моя позиция такова: я против манипуляций, потому что они неэтичны и не помогают строить долгосрочные отношения с работниками и клиентами. Возьмем грузчика из примера выше: высока вероятность, что он уйдет сразу, как только поймет, что ставку ему не поднимут.
Манипуляторы — это не какие-то хитрые злодеи.
По моим наблюдениям, разовые приемы периодически используют все, и только у некоторых людей это входит в привычку.
Манипулятор может надевать разные маски и вести себя то как друг, то как враг.
Манипулятор-друг. Я очень падка на похвалу, а еще немного страдаю от синдрома отличницы. Зная это, мной можно попробовать манипулировать так:
- — Саша, ты такая крутая. Никто лучше тебя не сделает эту презентацию. У меня так хорошо не получится никогда! А завтра уже к клиенту идти, эх…
В моем случае болевой точкой был синдром отличницы, а инструментом давления — похвала. Услышав такое пару лет назад, я бы бросилась спасать утопающего коллегу, предложила бы вместе посмотреть его презентацию. Может, вообще переделала бы ее сама. Но теперь я уже взрослая, научилась отсекать такие приемы на лету. Сейчас я бы среагировала так:
- — Коля, спасибо, мне приятно!
Все. Если Коля дальше попросит помощи — ок, я подумаю, что могу сделать. Если нет, то и ладно.
Манипулятор-враг. Один начинающий менеджер очень боится быть бесполезным, а поскольку он новичок, еще и опасается начальства. Им можно попробовать манипулировать так:
- — Леша, ты чего расселся, пока все работают? Сходи нам всем за пиццей, будь зайкой.
Леша подскакивает и бежит кабанчиком в пиццерию, тратит собственные не очень большие на первых карьерных ступенях деньги и чувствует, что не подвел команду. В его случае болевая точка — страх быть ненужным и не пройти испытательный срок. Инструмент давления — осуждение, намеренная агрессивность.
Как видите, манипуляция может выглядеть по-разному. Но это всегда эмоциональное воздействие, просто отличаются точки давления.
Мои примеры могут показаться забавными для разного рода менеджеров: вроде бы все так просто! Но такие вещи очевидны только тем, кто сталкивается с манипуляцией постоянно, и не всегда понятны линейным специалистам или ребятам на первой в жизни работе. Моя статья будет полезна в первую очередь им.
А теперь расскажу, какие бывают манипуляторы и как они могут себя вести. Я буду использовать типологию, предложенную Никитой Непряхиным в книге «Я манипулирую тобой»: мне она кажется жизненной, а на научность я не претендую.
Деспот
Ведет себя агрессивно и давит на своего собеседника. Он старается вызвать страх и растерянность, чтобы воспользоваться этим состоянием и получить желаемое. Обычно деспоты — это манипуляторы, у которых есть власть: руководители и клиенты.
Начальник давит на подчиненного:
- — Как считаете, компании вообще интересно держать в штате людей, которым безразличен ее рост?
— Эм, не знаю, нет, наверное.
— А я, в отличие от вас, молодой человек, знаю. Совершенно неинтересно. Нам нужны активные и целеустремленные, настоящие лидеры, а не просиживатели штанов и обыватели, которые к сорока годам все еще работают продавцами. Вот вы что планируете делать к сорока?
— Эээ, ну…
— Ну вы хотите продавцом сидеть или как-то расти?
— Расти, конечно.
— Если это и правда так, то вы, вероятно, понимаете, что для того, чтобы получить серьезный результат и вырасти, нужно приложить усилия. Или это не очевидно?
— Да, понимаю, конечно.
— Тогда сделайте, пожалуйста, свой выбор: развиваться или сидеть ровно. И приходите, ну или не приходите, в субботу.
— Да, понял. Приду, конечно.
Обратите внимание, деспот напрямую не унижает и не обзывает своего собеседника, но давит на него другими способами:
- Задает риторические вопросы, которые не подразумевают дискуссии: «Как считаете, компании вообще интересно держать в штате людей, которым безразличен ее рост?»
- Акцентирует внимание на своем опыте и позиции: «А я, в отличие от вас, молодой человек, знаю».
- Косвенно намекает, что все, кто не хочет расти, глупцы: «Нам нужны активные и целеустремленные, настоящие лидеры, а не просиживатели штанов и обыватели».
- Подвергает сомнению точку зрения и сознательность собеседника: «Если это и правда так. Или это не очевидно?»
- Делает вид, что дает выбор: «Тогда сделайте, пожалуйста, свой выбор: развиваться или сидеть ровно. И приходите, ну или не приходите, в субботу».
Все эти особенности риторики ненаметанным глазом считать сложно, но эмоциональный осадок от таких диалогов чувствуют, наверное, все: это состояние подавленности, раздражение и мысль «Блин, ну и зачем я согласился».
Деспот обычно именно давит, и, если он занимает более высокое положение — является клиентом или начальником, — противиться ему очень сложно. Когда я чувствую, что на меня давят, мне тяжело и я не могу быстро сообразить, как быть, я беру паузу. За это время я смогу спокойно подумать и принять взвешенное решение.
Взять паузу в диалоге можно так:
- — Тогда сделайте, пожалуйста, свой выбор: развиваться или сидеть ровно. И приходите, ну или не приходите, в субботу.
— Понятно. Я подумаю и вернусь с ответом позже.
Если в ответ на запрошенную паузу манипулятор продолжает давление, можно использовать метод «заезженная пластинка», когда повторяешь одно и то же. Это вежливо, но при этом ужасно выводит из себя. Манипулятор будет вынужден дать вам паузу, потому что поймет, что вы не отступитесь. Выглядит это так:
- — Тогда сделайте, пожалуйста, свой выбор: развиваться или сидеть ровно. И приходите, ну или не приходите, в субботу.
— Понятно. Я подумаю и вернусь с ответом позже.
— Нет, давайте-ка сейчас решать, у нас нет времени на размышления.
— Мне нужно подумать. Я вернусь с ответом позже.
— Иван, я не понимаю, вы придете или нет?
— Я должен подумать. Вернусь с ответом позже.
— Да что вы меня завтраками кормите. Я не понимаю, рассчитывать мне на человека или списать его со счетов.
— Я должен подумать, чтобы принять решение. Вернусь с ответом позже.
— Когда «позже»?
— Через час.
Иногда в таких переговорах я чувствую в себе силы сопротивляться: это не всегда выгодная позиция, но порой я просто не могу удержаться. Один из способов сопротивления — бесконечное уточнение. Это значит, что я «включаю дурочку» и будто бы пытаюсь понять, в чем же суть предложения. Таким образом я выигрываю время на размышления, а еще вытягиваю из манипулятора больше информации, а иногда и завожу его в тупик. Пример:
- — Как считаете, компании вообще интересно держать в штате людей, которым безразличен ее рост?
— Эм, не знаю, нет, наверное.
— А я, в отличие от вас, молодой человек, знаю. Совершенно неинтересно. Нам нужны активные и целеустремленные, настоящие лидеры, а не просиживатели штанов и обыватели, которые к сорока годам все еще работают продавцами. Вот вы что планируете делать к сорока?
— А кто такой лидер?
— Лидер — это тот, кто хочет расти и стремится к этому! Ну вы хотите продавцом сидеть или как-то расти?
— А как понять, что кто-то хочет расти и стремится стать лидером? А как вы стали лидером?
— Я работал каждый день по 12 часов!
— Эта работа оплачивалась?
— Нет конечно, это же мой собственный бизнес, на собственной инициативе и личных рисках! Но я всегда понимал: чтобы получить серьезный результат и вырасти, нужно приложить усилия. Или это не очевидно?
— Нет, не очевидно.
— Тогда сделайте, пожалуйста, свой выбор: развиваться или сидеть ровно. И приходите, ну или не приходите, в субботу.
— Правильно понимаю, что выход в субботу оплачивается по двойной ставке?
Сопротивление манипуляциям деспота — это энергозатратный и даже опасный процесс. Деспоты к этому не привыкли, и их реакция может быть непредсказуемой: один так удивится, что продолжит диалог нормально; другой закричит благим матом и выставит вас за дверь; третий попробует уволить. Если вы решили дать отпор, имейте в виду, что возможны любые последствия.
Самый безопасный, как мне кажется, способ общения с деспотами — формалистский, письменный. Берете паузу, а потом пишете свой ответ, а не назначаете встречу, потому что в письме накричать сложнее, чем устно.
Жертва
Манипуляции из позиции жертвы хорошо иллюстрирует вот такой бытовой пример:
- — Ох, сыночка, уезжай, конечно, в город работать! Ты молодой, ты должен свою жизнь строить. А про мать забудь, я тут как-нибудь сама. Здоровье у меня уже не то, конечно, но ничего. Я тут тихонечко доживу свой век. А ты уезжай, оставь мать спокойно умереть… Не беспокойся обо мне. Не нужно тебе думать о таких пустяках.
Жертва, в отличие от деспота, старается вызвать чувство вины, стыда и желание помочь. Если деспот скорее накричит, то жертва расплачется. Она старается выглядеть собственно жертвой: пассивной, уязвимой, очень и очень несчастной. Ну как можно такого человека обидеть!
Провинившийся сотрудник выставляет себя жертвой обстоятельств перед руководителем:
- — Аня, ты опаздываешь за неделю в третий раз. Это нормально? Я вообще-то должен тебя уволить прямо сейчас за прогулы.
— Алексей Алексеевич, простите! У меня операция была в субботу, я по два часа сплю. Но я понимаю, меня это не оправдывает, я ведь всего лишь сотрудник. Я приму любое ваше решение, увольняйте, я понимаю, что подвела вас!
— Ох, не знал, извини. Может, тебе выходной?
— Нет-нет, это вы меня извините. Зачем я сказала вообще, надо было вам просто сразу меня уволить…
— Так, Аня, успокойся. Какое уволить! Давай больничный тебе сделаем.
— Нет-нет, не беспокойтесь обо мне. Зачем вам забивать голову такими проблемами…
— Аня. Давай-ка ты домой, отлеживаться, прямо сейчас. Такси тебе вызову. На счет больничного, потом разберемся.
— Алексей Алексеевич, спасибо вам, вы мой спаситель просто. Мало кто способен в такой ситуации помочь бедному человеку, но вы настоящий герой.
Для меня самое сложное при общении с жертвой — это понять, передо мной действительно человек, попавший в тяжелую ситуацию, или манипулятор. Поскольку я отзывчивая, мне сложно дается это разграничение. В отрыве от постоянной работы нельзя сказать, манипуляция это или человеку правда нужна помощь. Чтобы опознать манипулятора-жертву, я стараюсь вспомнить, как часто он использовал такие приемы за время нашего общения. Если оказывается, что половина наших разговоров — это его жалобы и мое сочувствие, то это либо очень невезучий человек, либо манипулятор.
Если жертва обрабатывает вас публично, при коллегах, то любой ваш нечуткий шаг может быть воспринят как жестокость и отсутствие человечности. Когда кто-то начинает жаловаться прилюдно, я стараюсь:
- Перенести беседу в переговорку, где мы будем вдвоем, потому что так можно общаться свободнее.
- Деликатно спросить сотрудника, что случилось и чем ему можно помочь.
- Предложить конструктивное решение проблемы, с которым согласится собеседник.
- Зафиксировать план действий — это нужно, чтобы в случае повторения проблемы можно было к нему вернуться и напомнить о договоренностях.
Таким образом, диалог из примера должен выглядеть так:
- — Аня, привет. Давай пообщаемся пять минут в переговорке? Аня, ты опаздываешь за неделю в третий раз. У тебя что-то случилось?
— Алексей Алексеевич, простите! У меня операция была в субботу, я по два часа сплю. Но я понимаю, меня это не оправдывает, я ведь всего лишь сотрудник, какая вам разница.
— Скажи, ты уже отошла от операции? Почему по два часа спишь?
— Ну я не высыпаюсь, не получается, по-разному выходит, и шов болит еще. Но вы не беспокойтесь, я напьюсь обезболивающих и буду работать, я же должна, пусть даже мне тяжело. Мало ли кому тяжело, всем тяжело.
— А почему ты больничный не взяла?
— Ох, не знаю, я не решилась вас беспокоить такими мелочами…
— Скажи, сколько тебе нужно дней на больничном, чтобы прийти в себя? Я не хочу, чтобы ты на обезболиках работала с оборудованием. Вообще-то, это незаконно.
— Я не знаю. Ну, может, до конца недели…
— Давай так. Сейчас иди в наш врачебный кабинет, выписывай больничный. Мне сообщи сразу, как получишь, пришли фотографию в Телеграме. Оригинал принесешь, когда выходить будешь. Потом поезжай домой, отлеживаться. Выйдешь после больничного.
— Ох, спасибо, спасибо!
— Да погоди спасибкать. На будущее давай сразу договоримся. Я все понимаю, здоровье — это главное. Но мне нужно заранее такие вещи планировать. Давай условимся, что, если соберешься на больничный или он случится внезапно, ты первым делом напишешь мне на почту, что и как, чтобы я знал. Иначе я переживаю и не понимаю, рассчитывать мне на тебя и в порядке ли ты вообще.
— Да, хорошо, спасибо, Алексей Алексеевич.
— Ну все, иди. Жду тебя в понедельник в 9:00. Выздоравливай.
Обвинитель
Обвинитель — роль между жертвой и деспотом. Он придирается, заговаривает зубы, ссылается на что придется и выставляет всех, кроме себя, в негативном свете.
Руководитель одного отдела выставляет виновным в своих бедах руководителя другого отдела на общем совещании:
- — Довольно странно слышать предложение об оптимизации от человека, который провел все лето на Ибице, а теперь отправляется в «деловую» поездку в Таиланд!
— Но я, мы…
— Вы можете говорить что угодно. Мы все равно понимаем, что вы нас убедите, каким бы ни был реальный результат вашей работы.
— Но я два года не ходил в отпуск, и в этот раз…
— Вы, конечно, хорошее время выбрали для отпуска. У меня продажи стоят, пока ваш отдел без руководителя остается. А вот бы мы все тоже в отпуск пошли, да? А еще вот бы была четырехдневная рабочая неделя? И шестичасовой рабочий день?
— Так, все, хватит! Что вы меня обвиняете!
— Ну вот видите! Человек не приемлет собственной неправоты и не готов к диалогу. Я не знаю, как в такой обстановке конструктивно работать.
Обвинитель создает ощущение, будто его оппонент виновен во всех грехах человеческих, при помощи риторических приемов:
- Аргумент к человеку, а не по существу: «Довольно странно слышать предложение об оптимизации от человека, который провел все лето на Ибице». Оптимизация и отпуск сотрудника никак не связаны.
- Повышенный обвиняющий тон и передергивание: «А теперь отправляется в «деловую» поездку в Таиланд!» Обвинитель презентует вполне обычные факты как нечто из ряда вон выходящее.
- Перебивает и не дает сказать ни слова. Это позволяет продавливать свои идеи, выставляя собеседника беспомощным и неспособным к конструктивному диалогу.
- Делает вид, что ответ получен: «Вы можете говорить что угодно. Мы все равно понимаем, что вы нас убедите, каким бы ни был реальный результат вашей работы». А ведь ответа он не слышал: он его придумал и показал так, как ему это выгодно.
- Косвенное обвинение: «Вы, конечно, хорошее время выбрали для отпуска. У меня продажи стоят, пока ваш отдел без руководителя остается». Собеседник выставляется виноватым в бедах обвинителя.
- Преувеличение, доведение до абсурда: «А вот бы мы все тоже в отпуск пошли, да? А еще вот бы была четырехдневная рабочая неделя? И шестичасовой рабочий день?»
В такой обстановке очень сложно конструктивно отвечать собеседнику. Прежде всего попробуйте сохранять спокойствие и не проявлять эмоций: манипулятор любит играть на публику. Если вы будете игнорировать беспочвенные обвинения, ему будет сложнее добиться своей цели:
- — Довольно странно слышать предложение об оптимизации от человека, который провел все лето на Ибице, а теперь отправляется в «деловую» поездку в Таиланд!
— (Молчание).
— Ну и чего вы молчите? Неправда, что ли?
— Жду, что еще вы скажете.
Также можно уточнить у обвинителя, с чем связан его вопрос:
- — Довольно странно слышать предложение об оптимизации от человека, который провел все лето на Ибице, а теперь отправляется в «деловую» поездку в Таиланд!
— Вы это к чему?
— К тому, что вы отдыхали, пока мы тут работали за вас.
— С чего вы взяли?
— С того, что летом у нас был аврал, а вы прохлаждались!
— Летом я брал отпуск на три недели. Вы тоже отдыхали в августе, если я верно помню, как и еще половина компании.
Поскольку его обвинения беспочвенны, снять их и поставить манипулятора на место будет несложно. Тут главное — держаться спокойно.
Еще один вариант — преувеличить и высмеять выводы обвинителя:
- — Вы, конечно, хорошее время выбрали для отпуска. У меня продажи стоят, пока ваш отдел без руководителя остается. А вот бы мы все тоже в отпуск пошли, да? А еще вот бы была четырехдневная рабочая неделя? И шестичасовой рабочий день?
— Да, здорово. А может, вообще работать не будем? Я слышал, работать надо не восемь часов в день, а головой. Ну да ладно, я шучу. А насчет оптимизации… Есть идея, как сделать так, чтобы…
Смех разряжает обстановку. А ваше преувеличение подчеркивает абсурдность обвинений соперника.
При общении с обвинителем самый большой риск — это растеряться и не ответить вовремя. Или, наоборот, отреагировать слишком жестко. Поэтому при разговоре что с этим, что с другими типами манипуляторов я по возможности беру паузу на размышление под настоящим или вымышленным предлогом. Если вам нужно сбежать с такого совещания, можете сделать вид, будто вам звонит важный клиент.
Свой парень
Свой парень играет роль друга. Его эмоциональная аргументация строится на том, что он желает вам только добра: денег, радости и хороших проектов. Он может пытаться подлизываться, хвалить и открыто высказывать симпатию в расчете на то, что так вы подружитесь и решения будут приниматься с учетом ваших приятельских отношений. Манипуляция своего парня — самая незаметная, потому что самая приятная. Но и она может быть опасной, ведь от радости можно принять неверное решение.
Потенциальный партнер презентует свои услуги:
- — Тут все люди опытные и образованные, так что вы согласитесь со мной, что без дельных партнеров, которым можно доверять, сейчас сложно. Наверняка и вас по этой же причине выбирают клиенты: потому что видят в вас именно партнеров, а не просто руки. Ну и, конечно, мы понимаем, что главные по дизайну тут вы. Мы только скромные технари, которые готовы сверстать и собрать ваши шикарные макеты. На слайде наши ставки. Но они для разовых заказов. Мы надеемся, что будем дружить с вами долго, а значит, сможем предложить вам скидки. Вот так будут выглядеть ставки для вас. Кстати, мы сейчас работаем с холдингом N — говорят, там тоже нужен партнер на дизайн. Можем вас познакомить, если хотите.
Каждое второе слово в этой презентации — это мягкая лесть и намеки на выгодность сотрудничества. Свой парень:
- Использует ложный силлогизм: «Тут все люди опытные и образованные, так что вы согласитесь со мной». Тот факт, что все образованы, не означает, что мы должны согласиться. Но подано это так, будто согласие — прямое следствие образования.
- Подчеркивает статус собеседника и одновременно показывает, что мы одной крови: «Наверняка и вас по этой же причине выбирают клиенты: потому что видят в вас именно партнеров, а не просто руки». Противопоставление «партнер — руки» актуально именно для моей сферы: так разделяются целые команды и компании.
- Признает старшинство: «Главные по дизайну тут вы». Да мы и так знали, что мы главные по дизайну, мы же его сделали, а теперь ищем команду для технической реализации.
- Показывает денежную выгоду: «Вот так будут выглядеть ставки для вас». Такие слова обычно иллюстрируются красиво зачеркнутыми цифрами старых цен. Не нужно в это верить: никто не хочет трудиться в минус, на вас все равно заработают не меньше рыночного.
- Показывает выгоду именно дружбы: «Кстати, мы сейчас работаем с холдингом N — говорят, там тоже нужен партнер на дизайн. Можем вас познакомить, если хотите». Здесь нет прямого обещания нового клиента, но есть возможность, и от нее у вас могут загореться глаза.
Сопротивляться своему парню сложно. Слушать его приятно, и хочется верить, что да, так оно все и будет. К сожалению, слова манипулятора нужно делить на два: его скидка — это их реальные цены, его контакт в холдинге N — охранник, а про партнерство они говорят всем на свете.
Поэтому я рекомендую во всем сомневаться. Не обязательно вслух, но хотя бы в своей голове. Можно поддержать смол-ток и заодно уточнить нужную информацию:
- — Кстати, мы сейчас работаем с холдингом N — говорят, там тоже нужен партнер на дизайн. Можем вас познакомить, если хотите.
— О, да, интересно. Мы с ними тоже беседовали тут недавно. А вы с кем общаетесь?
— Нуу, есть там у нас один человечек…
— Не в маркетинге?
— Неет, нееет, не в маркетинге, в другом департаменте.
Насколько возможно игнорируйте лесть и всяческие предложения «только для вас». Постарайтесь не реагировать на похвалу и отвечать исключительно по существу дела. Заодно можно поторговаться:
- — Мы только скромные технари, которые готовы сверстать и собрать ваши шикарные макеты.
— А можем мы попросить у вас пример кода и оценки стоимости верстки и сборки одного проекта? И вот тут вы как бы сверстали? А почему?
Может показаться, что работать со своим парнем легко и приятно. К сожалению, это иллюзия. Манипулятор может менять маски, и однажды ваш партнер повернется другой стороной:
- — Василий, мы с вами, как старые товарищи, думаю, можем выступить здесь единым фронтом. Как насчет подставного тендера? Нам крайне необходимо, чтобы…
Приемы, которыми пользуются манипуляторы
Хотя манипуляции выглядят по-разному, есть несколько популярных приемов, удобных именно для эмоционального воздействия. Это не значит, что каждое использование приема — манипуляция. Скорее, это повод насторожиться.
Обобщение. Удобную для себя мысль манипулятор превращает в непреложную истину. С такой позиции ему легко доказывать свою правоту.
- — Все умные люди понимают…
— Каждый здравый подрядчик понимает…
— Мировая практика показывает…
— Всем известно, что чем больше людей разделяют мысль, тем она вернее!
Абстрактные «все», «каждый» — это также абстрактные «никто». Эти обобщения не имеют опоры на реальность и редко бывают правдивы.
Ссылка на авторитет. Сама по себе ссылка на авторитет — это не что-то плохое. Обращаться к опыту некоего авторитета в переговорах — распространенный прием, и часто это просто риторика:
- — Давайте посмотрим на опыт Гугла. Офис, открытый 24/7, свободный график и прочие прелести этой корпорации переманивают к ним лучшие кадры рынка. Мы не Гугл, но почему бы нам не…
Но ту же ссылку можно использовать манипулятивно. Например, если авторитет, к которому апеллирует собеседник, абстрактен и не имеет отношения к вашему вопросу напрямую, то, скорее всего, это манипуляция. Такие высказывания не подразумевают ответа и диалога и используются, чтобы продавить собеседника:
- — Что бы вам на это сказал товарищ Сталин?
— «Эпл» и «Микрософт» так не делают, зачем же нам…
Также манипуляции — это всякого рода запугивания начальством:
- — Ваше начальство вообще в курсе, чем вы тут занимаетесь?
Ложный силлогизм — последовательность верных утверждений, которая выстроена так, будто они связаны, хотя это совсем не обязательно так.
- — Мы молодая развивающаяся компания, поэтому все наши сотрудники осознают важность полной отдачи рабочему процессу.
— Раз у нас большое производство, следовательно, нужен большой бюджет на маркетинг.
— Ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно!
В ложном силлогизме высказывание состоит из двух частей: факта и вывода. Секрет в том, что между ними вообще-то нет никакой связи. Но из-за того, как построено предложение, складывается впечатление, что она есть. Вот так это работает:
- — Мы молодая развивающаяся компания, поэтому нужен большой бюджет на маркетинг.
— Раз у нас большое производство, значит, это кому-нибудь нужно.
— Если звезды зажигают, значит, все наши сотрудники осознают важность полной отдачи рабочему процессу.
Ну ладно, в третьем примере не получилось. Но очень часто получается.
Заумь и заговаривание. Использование специфической лексики тоже можно отнести к манипулятивным приемам. Незнакомые термины заставляют чувствовать себя глупо: «Блин, я что, реально такой необразованный?» Здесь два варианта: либо перед вами человек, который не умеет подстраиваться под собеседника и выбирать понятные слова, либо манипулятор, который делает это намеренно.
Приведу пример из своего детства.
- Когда мне было 12 лет, я была отличницей и умницей, а заодно немного зазнайкой. Меня ужасно раздражали матерщинники. И я нашла в какой-то книжке идею, как поставить грубияна на место. Там предлагалось сказать: «Мат как часть собственной речевой культуры — это удел лиц со сниженным интеллектом».
- Как великолепно это работало! Матерщинники или замолкали в шоке, или раздражались, но меня больше не трогали.
Повышенный тон голоса и ругань. В нормальном офисном мире крик — это пощечина. Если это намеренное поведение, то оно вполне тянет на манипуляцию в стиле деспота.
Кого-то крик пугает. Значит, жертва может просто от ужаса сделать то, что нужно манипулятору:
- — Катя, я попросила у твоего менеджера прислать мне презент…
— Юля, мне уже доложили. Зачем ты к нему обратилась, почему не по регламенту?
— Эм, ну он был рядом, и я подумала, что…
— Юля! Е-мое! Ни хрена ты не подумала. Если бы подумала, то не стала бы отвлекать чужого сотрудника от работы. Ты вообще берегов не чуешь, что ли? Я не понимаю, зачем к моим людям соваться? Что не ясно?
— Ты чего, я же просто…
— Ты меня не слышишь, что ли? Да ты!…
— Все-все, я все поняла.
А кого-то крик злит. Значит, жертва может вступить в перепалку и дать манипулятору дополнительный аргумент:
- — Коля! ******-воробушки! Что тут произошло? Почему опять задерживаете публикацию? Что за херня?
— Я, мы…
— Что я? Что мы? Чего ты телишься?
— Но мы… И вы сказа…
— Что ты там мямлишь?
— Да елки! Дайте хоть слово сказать!
— А чего это ты на меня голос повышаешь? Работу ни хрена не делаешь и еще орешь на руководителя?
— Я, я не знаю, сорвался и…
Выбор без выбора. Манипулятор может постараться поставить вас в ситуацию, когда вам кажется, будто вы видите все варианты решения: так он вынуждает вас согласиться с одним из них. С этим приемом в самом грубом виде сталкивались, наверное, все, кому хоть раз звонили из банка:
- — Я подумаю над предложением.
— Хорошо. А вам будет удобно получить карточку сегодня вечером или завтра утром?
Срочность и нагнетание обстановки — еще один распространенный прием, который часто встречается в продажах:
- — Я подумаю над предложением и перезвоню.
— К сожалению, предложение доступно только при нашем исходящем звонке. Если сейчас откажетесь, я не смогу вам помочь.
Например, вы подписываете договор. Если ваш партнер торопит вас, есть шанс, что условия контракта для вас не очень приятные и он хочет, чтобы вы как можно скорее согласились не вчитываясь.
Риторические вопросы и восклицания нужны в первую очередь для привлечения внимания слушателей, присутствующих при разговоре. А еще почти любой ответ на вопрос подразумевает выигрыш манипулятора:
- — А вы всегда такой неэффективный, да?
— Да. Всегда.
— А, ну по вам видно…
Или:
- — А вы всегда такой неэффективный, да?
— Нет.
— Ага-ага, конечно, охотно верю.
Преувеличение — тут все понятно из названия:
- — Вот я вас сейчас отпущу в отгул, и что же будет? У меня завтра полкомпании в отгул пойдет? Производство встанет. Это же многомиллионные потери!
— Ваша помощь на проекте совершенно неоценима!
— Давайте сейчас у нас будет скидка, а потом мы вам такой контракт выбьем! У меня тендер на пятнадцать миллионов только и ждет отличного подрядчика!
Психологическая подготовка
На мой взгляд, лучший вариант — вообще не работать с теми, кто пытается вами манипулировать. В противном случае придется выстроить коммуникацию так, чтобы вам было настолько комфортно, насколько это возможно.
Выше я рассказала о своих приемах, которые помогают мне противостоять манипуляторам, напомню их:
- Брать паузу, чтобы обдумать тактику сопротивления.
- Не проявлять эмоций, которые из вас вытягивают.
- Если собеседник не хочет давать паузу, включать «заезженную пластинку».
- Бесконечно задавать уточняющие вопросы, чтобы завести манипулятора в тупик (способ хорошо работает, если вас пытаются заговорить умными словами или обобщениями).
Но без подготовки пользоваться этими приемами может быть страшно: «А вдруг люди подумают, что я беру паузу, потому что я глупая?»
Мне обычно помогает такая установка: мое верное решение дороже, чем потенциальное мнение обо мне, а принять его под давлением очень сложно.
Еще я думаю вот что: манипулятору все равно, умный вы или глупый, да и вам вряд ли так уж важно его мнение. Возможно, стоит себя пересилить и попробовать.
Как противостоять манипулятору
Не всегда спокойных методов достаточно, чтобы противостоять манипулятору. Иногда приходится играть по его правилам или ругаться.
Контрманипуляция и игра в манипуляцию. Если человек заигрывается, можно тоже использовать манипулятивные приемы. Вряд ли вы переманипулируете оппонента таким способом, но получится завести ни к чему не ведущие переговоры в тупик и оставить его в одиночестве со своей задачей.
- — Вы, гений русского дизайна, спасите нас!
— С радостью! Вот договор и счет.
— Мы молодая развивающаяся компания и век вам благодарны будем, потом заключим договор, это же формальность! А нам надо срочно, вы что, нам не верите?
— Именно потому, что между нами атмосфера полного доверия, я и прошу подписать договор, ведь вы, как умный человек, верно подметили: это простая формальность.
— Да, но нам срочно, у нас нет времени на согласование документов!
— Понимаю, именно поэтому я уже направила вам оригинал договора и счет на предоплату. Сориентируйте, наш экземпляр и оплату ждем сегодня-завтра или до конца будущей недели?
Шутите и преувеличивайте. Если отношения с манипулятором вам не важны, можно передергивать то, что он говорит:
- — Да кто так вообще делает! Мой пятилетний племянник нарисует лучше!
— Хм, а давайте попросим вашего племянника нарисовать? Мы как-то делали сайт в стиле детских рисунков, было забавно.
— Ну что вы, в самом деле. Мне просто вот это сочетание не нравится, непонятно.
Иногда такое сопротивление приводит к дружбе, а иногда — к конфликту. Так что тут действовать придется осторожно и интуитивно. Я даже не знаю, как описать, когда можно отшутиться, а когда не стоит.
Шутки хорошо работают, если манипулятор — ваш коллега или начальник, а вы эмоционально сильный человек. У меня был опыт взаимодействия с руководителем, для которого легкие манипуляции и давление — стиль жизни. Мне было комфортно с ним работать, потому что я позволяла себе шутки на этот счет в духе: «Иногда мне кажется, что ты один из тех людей, которые не чувствуют эмоций и просто выучиваются понимать, как выглядят радость или печаль. Как это называется? Психопатия? Нарциссическое расстройство? Ты не знаешь?» Реагировал он на это вполне нормально, даже смеялся.
Это довольно жесткие методы, и использовать их рискованно: есть вероятность, что оппонент вспылит или затаит обиду. Не могу рекомендовать так себя вести с любым манипулятором, но вдруг вы решите попробовать.
Вскрывайте манипуляцию. Если вам нужно поставить оппонента на место, можно перевести тему с той, что развивает манипулятор, на его личность и поведение.
- — Что это ты нервничаешь: боишься, что ли, новой должности? Или проект не готов? А начальства нового не боишься, а? А то, может, и стоит подумать, годишься ли ты для этой работы…
— Ты о чем?
— О том, что есть ощущение, что некоторым рановато в топы рваться, раз боятся.
— А у меня ощущение, что ты пытаешься вызвать меня на эмоцию и запугать. Это так?
— Эээ, нет…
— А что ты тогда сейчас делаешь? Похоже на манипуляцию.
— Да не манипулирую я, просто говорю.
— А, ну ладно. Тогда на чем мы остановились?
Иногда опасно использовать такой метод, особенно когда манипулятор может вас уволить или отстранить. Но если другие способы не помогают, то расстановка точек над i может оказаться действенной. Важно, что пускать в ход этот прием безопаснее тет-а-тет, чем публично. Когда вы наедине, вы по умолчанию откровеннее и честнее, чем на людях. А публичное раскрытие может только вывести манипулятора из себя.
Что почитать по теме
Про манипуляцию:
- Никита Непряхин, «Я манипулирую тобой»;
- Эрик Берн, «Игры, в которые играют люди»;
- Дейл Карнеги, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»;
- Дмитрий Коткин, «Формула переговоров. Манипуляции и противодействие им».
Про аргументированные переговоры почитайте книгу Джима Кэмпа «Сначала скажите „нет“».
Запомнить
- Прислушивайтесь к себе. Если вам кажется, что вами манипулируют, скорее всего, вам не кажется.
- Насторожитесь, если собеседник обращается к вашим чувствам, а не к логике и фактам. Старайтесь не проявлять эмоций.
- Если подозреваете манипуляцию, возьмите паузу, чтобы продумать план действий.
- Спокойные методы работают не всегда, иногда приходится ругаться.
- Сопротивление манипулятору — это энергозатратный и даже опасный процесс. Можно навсегда испортить отношения.