Как мужчина отсудил квартиру, которую купил в браке на имя жены
Изумительные истории
666K
Фотографии в коллаже — Evannovostro / Showtime.photo / Shutterstock / FOTODOM

Как мужчина отсудил квартиру, которую купил в браке на имя жены

1K

Супруги из Ростовской области прожили в браке 13 лет, но в итоге развелись. В 2015 году они купили квартиру — к тому времени прошло уже 9 лет после свадьбы. Недвижимость оформили на жену.

Еще через четыре года семья распалась — и начался раздел имущества. Предметом спора стала совместно нажитая квартира стоимостью 2,4 млн рублей. Жена хотела поделить ее поровну — как общее имущество. А муж — оставить себе, потому что считал это жилье только своей собственностью. В итоге свою правоту удалось доказать именно мужу, а жена осталась ни с чем.

Аргументы сторон

Мужчина. Через восемь лет после свадьбы я получил от бабушки наследство — участок, дом и постройки. Я их продал и вырученными деньгами заплатил за квартиру, которую оформили на супругу и впоследствии стали делить.

Квартиру мы покупали именно на деньги от продажи моего наследства — а оно не подлежит разделу. Да, наследство продано, вырученные деньги пошли на покупку другой недвижимости, которую оформили на супругу, — но общей она от этого не стала. Жена работает учителем и на такую квартиру накопить бы не смогла. Деньги вкладывал я — мне квартира и должна достаться целиком.

Жена. Квартиру купили в браке, значит, она общая. Ее еще и оформили на мое имя. То есть муж как собственник в документах даже не фигурировал, формально за квартиру платила я сама. Все, что купили в браке, в любом случае считается совместно нажитым имуществом. Муж если и вкладывал в покупку жилья деньги от продажи наследства, то точно не всю сумму. Квартира совместно нажитая, и ее надо разделить пополам.

Что сказали суды

Аватар автора

Районный суд, первая инстанция:

Дело № 2-1121/2019

👍
Мужчина прав.

Унаследованное имущество не считается общим, даже если перешло в собственность одного из супругов в браке. Деньги от его продажи принадлежат не семье, а собственнику этого наследства. А значит, и приобретенное на них новое имущество — тоже не общая собственность, а собственность владельца наследства.

Между сделками по продаже унаследованного мужем дома и покупкой новой квартиры прошла всего неделя. Такой короткий промежуток доказывает, что квартиру купили на деньги от продажи бабушкиного дома.

Приобретенная в браке квартира — это собственность мужа. Право жены на нее нужно аннулировать.


Женщина не собиралась отдавать жилплощадь и подала апелляционную жалобу.

Аватар автора

Областной суд, апелляционная инстанция:

Дело № 33-12221/2019

👎
Не согласны.

Допустим, муж потратил на покупку квартиры личные деньги от продажи наследства. Но это произошло в браке. То есть мужчина распорядился своими деньгами так, как посчитал нужным: внес их в общий бюджет семьи. А из общего бюджета уже была оплачена квартира.

Эта квартира общая, ее нужно разделить пополам между бывшими мужем и женой. Решение отменяем, в иске отказываем.


На этот раз с решением не согласился муж. В борьбе за единоличное обладание квартирой он дошел до Верховного суда.

Аватар автора

Верховный суд:

Дело № 41-КГ20-10-К4

🤓
И все же это квартира мужчины.

Общим имуществом считается то, что приобретено в браке за счет общих доходов. А то, что принадлежало супругам до брака или было получено после свадьбы в подарок или по наследству, остается личным. Делить такое имущество нельзя.

Если в браке что-то купили на личные деньги одного из супругов, это его личное имущество. Даже если оно оформлено на другого супруга.

В этом деле муж взял деньги от продажи наследства и оплатил ими квартиру, оформленную на жену. От этого квартира не стала собственностью жены и общим имуществом.

Оставляем в силе решение районного суда. Квартира остается у мужа.

Что в итоге

Квартиру исключили из состава общего имущества. Она достанется мужчине, а жена спустя 13 лет брака останется ни с чем.

Как защитить права на свою часть имущества в браке

Заключайте брачный договор. Это единственный документ, который стопроцентно защитит от несправедливого раздела при разводе. В брачном договоре можно разделить все имущество — даже то, которого еще нет. Или можно поделить конкретный объект, а остальное будет общим. Вариантов много, при желании все можно изменить или отменить. Но муж уже не сможет сказать, что эта квартира — его личная, а жена не предъявит внезапный договор дарения от мамы.

Храните документы. Если продали добрачную машину, сняли деньги с личного вклада или получили наследство от бабушки, эти суммы не делятся при разводе. Даже если деньги потрачены на покупку имущества, оно все равно останется у того, кто платил личными накоплениями. Но это обстоятельство еще нужно будет доказать. В истории с разделом квартиры все решил короткий промежуток времени между сделками. В другом случае принадлежность денег подтвердят документы.

Правильно оформляйте сделки. Всегда оформляйте сделку так, как она происходит на самом деле. Если это подарок — не маскируйте его договором купли-продажи. Если берете деньги в долг на покупку общего имущества, фиксируйте это в договоре займа и берите согласие у супруга — а то потом выяснится, что партнер не в курсе и деньги потрачены непонятно куда. Если муж оформляет ДДУ на маму — здесь может быть не все чисто. И иногда проверяйте, являетесь ли собственником: случаются сюрпризы, когда даже недвижимость переоформляют без согласия совладельца.


Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal

Приходилось ли вам спорить с бывшими о совместном имуществе? Расскажите, чем все закончилось:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Редакция

26.02, 13:22

Выбор редакции

Впервые эта изумительная история была опубликована в ноябре 2020 года. В 2024 она не потеряла актуальности. Мы ее дополнили и опубликовали повторно.

5

Т—Ж, Чем дополнили то, что изменилось? Кликбейт? Зная, что тут любят мусолить такие истории ))

51
0

Причем тут "на чьей вы стороне"? Квартира покупались на деньги мужа, поэтому по-честному она конечно его. А то что женщина при разводе пытается отхапать как можно больше чужого, пользуясь несовершенством и лицемерием закона - увы не новость

314

Аверс, Аверс, зачем так про закон. Закон оказался очень ПРАВИЛЬНЫЙ. Надо УМЕТЬ воспользоваться законом и муж сумел. Закон ПРАВИЛЬНЫЙ иначе муж точно проиграл бы. ДУМАЙТЕ! В моей практике тоже был аналогичный случай. Там ещё яснее всё было (деньги легко было доказать), муж в браке продал свою долю в другой квартире, деньги оставил по договору на хранение в риэлторской фирме, а на другой день он с женой купили новую квартиру (продав ещё и ту, где жили вместе), получилось, что купили уже третью квартиру. Но при разводе, при разделе этой третьей квартиры суд (при моей юр.помощи мужу) правильно встал на сторону мужа и отказал жене в иске на 450 000 р. за половину этой третьей квартиры. Составляйте брачный контракт и там прописывайте такие случаи, что любые деньги или имущество, которое получил супруг во время брака со стороны, считаются совместной собственностью. Тогда при разводе всё поделят пополам.

11

Виталий, Как мне сказали надо иметь хорошего юриста, а не закон правильный.МОЕ НАСЛЕДСТВО оказалось ветхим. Администрация забрала мою квартиру вместе с дочкой и ее мал. детьми и выселила их на улицу. А мне предоставили вместо двушки однушку. И сделать мы ничего не смогли. Дети уже 8 лет без жилья и прописки. По закону детей не имеют права выселять в некуда из жилья где они жили после рождения.

12
0

Так-то всё логично закончилось, но есть один вопрос: с какой целью квартира, купленная таким образом, записывалась на жену?

122
Герой

04.11.20, 11:22

Отредактировано

Леонид, как вариант - с целью получения налогового вычета с зарплаты жены, если например у мужа серая зарплата или вообще отсутствует подоходный налог (ИП на упрощенке)

60

Andrey, на квартиру в браке, не важно на кого она оформлена, можно получить вычет обоим супругам. Могу оформить на себя, а заявление в налоговую подать с просьбой учитывать 100% доли для вычета жене

22

Dmitriy, с недавних пор только так стало.
Раньше нельзя было

8

Dmitriy, Полный вычет можно получить если стоимость более 4х млн. Т.е. считаются доли пополам, если стоимость 2 млн, то второй человек может получить вычет с 1 млн.. Вычет с процентов, супруг может получить полностью.

4

EK, вычет при покупке квартиры даётся один раз в жизни. Если муж свой уже использовал ранее, логично оформить эту новую квартиру на жену, чтоб теперь и не вычетом воспользоваться

2

Konstantin, Ну так если пользовался льготами жены и снижал налоговые вычеты за счет жены это не значит также того, что и жена внесла свой вклад в приобретение данной квартиры, а?В Западных странах налоговая при таком раскладе заставила бы вернуть с набежавшими процентами все прежние налоговые поблажки,а ещё бы расследовала бы не было ли там преднамеренного мошенничества!

0

Natalia, вы как-то много ссылаетесь на западные страны и западные журналы. Вы точно уверены, что хорошо понимаете, как оно там?
Кто вам сказал, что заставили бы вернуть, да ещё с процентами? В чем тут мошенничество??? Вы о чем? Нет никакого нарушения закона в оформлении квартиры на кого угодно и получения вычетов или льгот, если этому кому угодно ли положены по закону.
В западных странах (а именно в Германии) пары иногда не оформляют официально брак, потому что матери одиночке больше социалку платят. При этом такие пары любят друг друга, живут вместе, но не расписываются. И ниче, государство это терпит и платит. Потому что по бумагам закон не нарушен. Так же и с оформлением собственности- выгоднее оформить а женщину или пенсионера - так и сделают. В западной стране. И государство проглотит, потому что тут нет нарушения закона. Нарушение это использовать несуществующие льготы.
В западных странах ВТБ возможность выбора налогового режима: платить больше налог с зп мужа, с за жены, или с обоих одинаково средне. И семьи выбирает тот режим, который им выгоднее в зависимости от соотношения зарплат в семье. И тут нет мошенничества, хотя вам а вашим менталитетом может показаться, что платить меньше это нарушение.

Перестаньте рассуждать о западных странах получая инфо из западных журналов и выставлять это за истину. Выглядите глупо и смешно. Без обид.

4
Герой

02.03, 19:24

Отредактировано

Kot, неужели никогда не видели, например, фильм "Вид на жительство" с Жераром Депардье и Энди МакДауэлл о фиктивном браке, превратившимся в любовь, и как и сколько раз их трясла и проверяла иммиграционная служба, в конце концов выславшая мужа нa его родину?

0

Andrey, тоже подумал о таком варианте. Но в этом случае жена могла бы предоставить в суд сведения о возврате НДФЛ - а тут уже логика, что раз жена возвращала налог, значит, частично и её средства (хотя бы в размере доходов, с которых рассчитывался возврат) были затрачены на покупку квартиры.

3

06.11.20, 17:17

Отредактировано

Леонид, Возможно у мужа была квитанция за шубу, которую жена купила с вычета) или машину купила.
В момент покупки квартиры, все деньги были его.

1

EK, А как бы он доказал что деньги потраченные на шубу/машину это именно те деньги от вычета?

0
Удалённый пользователь

04.11.20, 12:20

Леонид, вероятно подчищали хвосты от других возможных наследников.

7

Леонид,
И непонятно чем доказано, что квартира куплена именно на деньги от продажи наследства 🤷‍♀️
Может это просто по срокам совпало, а наследство он просадил в казино ))
Интересно, а если бы реально квартиру бы купила жена на свои деньги, но тоже в то же время (получения мужем наследства), тоже, по-умолчанию, считалось бы что куплена на деньги от наследства?

3

Алина, она тогда должна обосновать, откуда у нее деньги. Если накопила, то весь доход должна указать. Если подарили, то договор дарения (дарителя в качестве свидетеля и он тоже должен обосновать что и за что подарил деньги)

2

Айдар,
Де-юре должна, а по факту это не всегда предоставляется возможным.
Возможно у неё не совсем легальные доходы (з/пл в конверте, сдает квартиру/гараж/дачу, занимается индивидуальной трудовой деятельностью/подрабатывает и т.д)

1

Алина, Ну тогда это были риски именно жены, а риски часто оканчиваются печально- на то они и риски.

0

08.11.20, 08:58

Отредактировано

Леонид, лУюбофф называется
Типа - я подарю тебе звезду
Или не так. Она ему - звезду, он ей квартиру.

1

Леонид, в нашей семье тоже все записано на одного человека просто потому что он больше вовлечён в процесс покупки/ продажи. Муж не захотел ходить по нотариусам и встречаться с продавцами, вот так и получилось. А жена общительная и проактивная, поэтому занималась всеми вопросами связанными с недвижкой.
Это распространенная история.

0

Леонид, на женщин страховка в два раза дешевле , а еще фирмы застройщики бывают делают скидки для сотрудников фирм , с которыми работают и если жена там работает, то можно хорошо сэкономить при покупке квартиры. правда тут жена бы подсуетилась в суде и сэкономленные средства приобщила. здесь явно другой случай . скорее всего его контора часто переоформляет юрлицо , чтоб от налогов уходить и потому ему самому не могут одобрить ипотеку, ибо им нужно чтоб человек должен минимум полгода работать на одном месте. а жена скорее всего бюджетник и годами работает на одном месте

0
Удалённый пользователь

05.11.20, 14:06

Николай, а ипотека причём здесь? Читайте суть дела. Квартира куплена полностью на деньги от продажи наследства.

3
0

"оплатил ими квартиру, оформленную на жену. От этого квартира не стала собственностью жены и общим имуществом". А кем тогда является человек, на которого оформлена квартира, если не собственником? и какой тогда смысл этого действия "оформить недвижимость на такого-то человека"?
Вообще странненько, что "короткий промежуток времени" теперь является доказательством именно 100%-го вложения своих личных денег в квартиру.

92

AlenaStribog, это у нас в РФ такая брачная правовая коллизия - когда недвижимость регистрируют (записывают) на одного из супругов, но по факту собственность совместная. По бумагам ты как бы собственник, но по факту не совсем )

42

Andrey,
Ключевая фраза тут - совместная...
А тут почему-то оказалось, что не совместная

6

Алина, коллизия ещё и в том, что наследство, полученное в браке одним из супругов - не совместная собственность (по семейному кодексу). Но, на наследство можно купить квартиру и записать её на второго супруга. Второй, не зная закон, будет рад доверию и признателен, а по факту он не имеет никакого права собственности.
Я бы законодательно запретил регистрировать недвижимость на супруга, который не является собственником. А если собственников несколько, то заставил бы выделять доли. Тогда при разводе всем бы было ясно и понятно на что они могут претендовать.

Есть много простых и не затратных способов сделать супруга собственником, например, договор дарения доли.

58

Andrey, особенно забавно, если пара копила вместе на квартиру, им не хватало, например, 20%, муж получил наследство, в результате чего они быстро оформили покупку, и даже оформили на жену, чтобы подтвердить ее интересы в этом вложении. А остальную часть наследства потратили на жизнь. Если поставить себя на место жены в тот момент, то сложно представить, что злую шутку в суде сыграет именно "короткий интервал времени", хотя во всем остальном вроде бы предусмотрены равные права на квартиру (покупка в браке). Офигеть.

48

AlenaStribog, меня больше всего убивает, что мужчины в браке считают, что жена "не смогла бы заработать - она работает учителем".
Она тепло в дом несла, уют, заботу о муже, о детях. Она могла бы заработать прилично, если бы на это все время не тратила: взяла бы репетиторство, сменила бы работу на более высокооплачиваемую, - если бы у нее была цель заработать, а не семья. Это убивает в нашем законодательстве и в отношениях мужчин к женщинам, к женам.
Какие семьи тогда будут? Все работают - никакого дома, уюта и тепла?

18
0
Герой

05.11.20, 07:50

Отредактировано

Бевзенко много раз уже эту тему поднимал у себя в блоге.
Я с ним согласна в том, что такой подход судов неудобен для сторонних людей - получается, ты не можешь спокойно покупать недвижимость у разведенного человека, пока не выяснишь, на какие деньги она была куплена в период брака и откуда эти деньги взялись, а то вдруг потом по подсчетам окажется, что владельцем должен был быть другой супруг, а этот не имел права тебе продавать ничего.

86

07.11.20, 13:45

Отредактировано

LazyLady, доказательство простое: полученные от продажи наследного имущества деньги муж получил на счет в банке, движения денег на счете не было в течение недели, а через неделю сумма была перечислена продавцу квартиры. Все понятно и прозрачно, что это не семейные деньги, а именно его личные.

75

Дмитрий, не было там ипотеки. Получил деньги, купил квартиру.

Если бы ипотека была, суд бы по-другому решил.

68
Герой

05.11.20, 08:24

Отредактировано

Сергей, из вашего эмоционального рассказа с вкраплениями ярости к бывшей жене абсолютно ничего не понятно.

57

Ирина, вы тоже не правы утверждая что прошли времена достойных мужчин. Скажу что таких же достойных ЖЕНЩИН, ДАМ тоже канули в лета. Сейчас очень много женщин которые в обнимку со статьёй 159 УК РФ живут. И очень хорошо себя чувствуют. Да и что за потребительское отношение к мужчине. Меня отец учил, СЫНОК ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЧТО ТО ПОЛУЧИТЬ, ЭТО НАДО СПЕРВА ЗАРАБОТАТЬ. Извините за каламбур, заработать не сладким местом чтобы потом шантажировать тем что отяпает недвижимость. У меня жена на 13 лет меня моложе. Квартира у нас от моих родителей досталась. Её продали, я чуть вложился и купили другую. Так сказать улучшились, расширились. И тут Остапа понесло, так сказать. То есть ушла любовь, завяли помидоры. Жена мне в лицо кидает слова, мол ВАЛИ ОТСЮДА, ПОЛОВИНА КВАРТИРЫ МОЯ, А ВТОРАЯ СЫНА. За сына согласен, это святое. А вот за жену сомневаюсь. Ну и где тут благочестие дам???

57
Герой

11.01.21, 21:44

Отредактировано

Эдуард, "Её продали, я чуть вложился и купили другую." Если деньги которыми вы "вложились" получены уже в браке (заработаны) - то вот ту часть квартиры и делить пополам между супругами. Ребенку она может из своей доли выделить половину, если хочет.

28

Ирина, то есть если в этой истории поменять местами мужа и жену (муж попытался отсудить половину квартиры, купленной на деньги жены, и остался с носом) - Вы опять-таки на стороне женщины - из солидарности?

Но ведь вместе жили же много лет... Как же так...

56

Ирина, А как правильно? Мне просто интересно. Он получил наследство. Он его продал и купил квартиру. То есть по факту - жена не участвовала вообще. Неправильно, не по людски, это пытаться оттяпать реально не принадлежащее жене.

54

Mikhail, вы не корректно нас с "цивилизованными странами сравниваете". Предположим у пары 2 детей, среднестатистическая такая семья. И на ком воспитание этих двоих? Кто берет декреты, больничные, отгулы, и жертвует ради этого работой? Потому что детей надо отвести в сад, школу, кружки, забрать оттуда и тд. А еще дети болеют. Все это сказывается не только на текущей зарплате, но и в целом на возможности "хорошо устроиться" (точнее нехорошо). То есть ни одному работодателю на приличной работе/должности такой сотрудник не нужен (будь он хоть 10 пядей во лбу), и шансы устроиться на хорошую работу с такой же хорошей зп у мам, которые параллельно и полностью сами заняты детьми - почти 0. Вот когда отцы будут полностью на 50% брать на себя эти обязанности, как в Европе, тогда и можно будет поговорить об отслеживании))

53

Кристина, "настоящего мужчины" вы в слове "лох" сделали 14 ошибок

42
0

Абсолютно логичное решение. Наследство есть наследство.

39

Сергей, ничего не понимаю, вы с супругой, судя по всему, прожили довольно долго, у вас совместный ребёнок, но говорите о ней так, будто супружеская жизнь была сущей пыткой, а человек вас каждый день унижал? И терпели? Либо вот так резко после разрыва поменяли к ней отношение? Странно люди живут, не понять мне этого...

39

Natalia, вы что вообще несёте? Какая кормёжка женой всей семьи, о чём вы?

38
0

Я мужчина и я не понимаю, но я на стороне общего бюджета.
Откуда знать чьи деньги на что тратились?
Может она его все время содержала, а он своим наследством какой-нибудь долг вернул

34

Alex, подарок оформляется через дарственную)

32

Natalia, элементарно: оформление квартиры на супругу может преследовать цель сэкономить на коммуналке и/или налогах на имущество, в случае, если у супруги есть льготы, а к мужа нет.
Вторая причина - налоговый вычет при покупке квартиры. Если муж свой вычет уже потратил, есть смысл оформить все на жену.
Могли быть и другие личные причины так сделать, мы об этом на знаем. И додумывать от себя, кто там кормил детей -не нужно

28

Вас послушать, так она ему в ноги ещё упасть должна и благодарить, что он ей жить позволял в этой квартире, бедной глупой ни на что не способной женщине.
Мозги иметь надо и включать голову, а не сериалы о вечной любви и бесконечной благодетели, когда речь идёт о «совместном» имуществе, чтобы без трусов из суда не выходить. Своё никто отдавать не хочет, когда дело идёт к разделу имущества, и имеет смысл изучить правовую базу, а не надеяться на джентельменство

27

Максим, может не прокатить, если у второго супруга это единственное жилье, и его выселяют на улицу. Тогда нарушены права на проживание - могут и сделку недействительным признать, и сервитут установить на право бывшего владельца проживать. Можно и в таком случае нарваться на непредсказуемое решение суда.

24

Сергей, Женщина в России участвует в семейном финансовом вкладе только своей квартирой? "Что не ценишь — то скоро утрачиваешь!
Самое банальное — «ты сидишь дома и ничего не делаешь!» Ну да, еда готовится, рубашки стираются, полы намываются как-то сами собой. И не надо мне про то, что стирает машинка, а готовит мультиварка, которая: а) есть не у всех, б) не предназначена для готовки очень многих блюд, в) сама за продуктами не сходит, не вымоет их и не нарежет.
Поддержание дома в чистоте, а также готовка вкусной еды — это труд, за который не мешало хотя бы иногда благодарить.
Сколько русских жён слышат похвалу своим кулинарным изыскам? Дай бог, одна десятая.
Потом начинается другая песня: сидеть дома с ребёнком — это безделье. Тут даже комментировать не хочется. Ночные кормления, зубы, колики, когда скачешь по квартире, как коза, и не можешь даже голову помыть. А потом ребёнок учится ходить, и веселье удваивается, а то и утраивается. Накормить, одеть, погулять, поиграть, снова накормить, почитать книжку, опять поиграть, уложить спать — это всё российская мама.
С работой та же фигня. Чем бы женщина ни занималась — она мается дурью, а вот мужик даже от лежания на диване страшно устаёт.
Подруга детства — хирург в патологии новорожденных. Её первый муж не работал, потому что жил со сдачи двух квартир. Но он — финансовый гений, потому что очень сложно найти квартиросъёмщиков, а она всего-то людей режет. Поэтому, он устал, а она пускай пельмени лепит после четырёх операций. В итоге она выкинула из своей квартиры этот бесполезный кусок мужика и вышла замуж за коллегу, который знает, какая сложная у них работа, и не выносит мозги.
Руководишь крупным проектным отделом? Пф, тоже мне работа. Поди только и делаешь, что трахаешься с боссом и орёшь на подчиненных, а вот мужу целый день играть в компьютерные игры очень сложно!
Шутки шутками, но я даже видела комментарии в новостях про
Кристину Киршнер, которая восемь лет была президентом Аргентины, что это всё фигня — ей речи пишут специально обученные люди и всё делают за неё тоже они. Тот факт, что комментарии эти были написаны преимущественно в разгар рабочего дня именно российскими мужами, как бы намекает, что их авторы не на заводе на конвеере в этот момент упахивались.
Я не говорю, что все мужчины ленивы. Однако не так много женщин, полностью обесценивающих мужскую работу." © Задолба!ли

24

Сообщество