Иностранцу в Испании очень трудно построить бизнес с нуля. Но у меня почти получилось.

Мне 30 лет, и последние семь я живу в Барселоне. В 2014 году я приехала сюда по студенческой визе — на годовой курс по маркетингу в одну из бизнес-школ. В Москву я не вернулась: родители купили мне в Барселоне квартиру, и в следующие три года я училась здесь на разных бизнес-курсах. А в 2016 году открыла собственный бизнес — городские квесты.

Расскажу, как я его придумала и как развивала, а в конце объясню, почему в 2020 году мои квесты пришлось закрыть.

Сайт моего бизнеса до сих пор работает, но сами квесты почти не продаются
Сайт моего бизнеса до сих пор работает, но сами квесты почти не продаются

Почему я решила заниматься квестами

В 2013 году я окончила факультет иностранных языков и регионоведения МГУ, и начиная с пятого курса работала гидом-переводчиком — показывала иностранцам красоты Москвы. Тогда я и узнала, что в столице стали популярны городские квесты.

Чтобы пройти такой квест, участник устанавливает на телефон специальное приложение и выбирает маршрут, по которому хочет погулять. Обычно он охватывает один район или парк: ВДНХ, Царицыно, район метро «Новослободская» или другое интересное место.

Участник приезжает к отправной точке — какому-то памятнику, зданию или фонтану. Оплачивает и запускает квест и получает на телефон задания. Например, найти по описанию какую-то достопримечательность неподалеку. Когда находит, читает в приложении интересный факт о ней — и получает следующее задание. Так он проходит маршрут без гида и узнает новое о Москве.

Городские квесты дешевле экскурсий с гидом. Например, сейчас, в 2022 году, один квест по Москве для компании до четырех человек стоит около 1000 Р. А экскурсия с индивидуальным гидом — около 4000 Р.

Когда я переехала в Барселону, то поняла, что там ничего подобного нет, и решила, что у меня есть рынок. К тому же я умела делать экскурсии и находить любопытные факты о достопримечательностях. Оставалось только применить этот навык в Барселоне, которую я уже хорошо изучила.

Как я составляла бизнес-план

В бизнес-школе меня научили, что прежде чем начинать свое дело, нужно составить бизнес-план: продумать стратегию развития компании, просчитать риски, прикинуть расходы и предполагаемые доходы. Так я и сделала в 2015 году, как только мне в голову пришла идея бизнеса.

Но тогда мой план получился простенький, учебный, на несколько страниц. Мне казалось, что все легко: в Барселоне сотни тысяч туристов, и многие ищут необычный и недорогой способ изучить город. Я собиралась просто составить квесты, создать сайт и ждать клиентов. В общем, доходы по этому плану выходили космические, а расходы, наоборот, очень маленькие.

Через два года, в 2017 году, я собиралась оформить бизнес-резиденцию для предпринимателей с инновационным проектом. Для этого пришлось составить более подробный бизнес-план и подробно ответить на вопросы:

  1. Почему мой проект уникальный и инновационный?
  2. Сколько рабочих мест я создам и какие именно специалисты мне понадобятся?
  3. Как я планирую развивать и продвигать проект?
  4. Кто мои конкуренты и как я планирую с ними соперничать?
  5. Кто мои клиенты, насколько большой спрос на мои услуги и большое ли предложение?
  6. Какие у меня финансовые источники?
  7. На какую прибыль я рассчитываю?

К тому моменту у меня уже был сайт и бизнес-партнер. И я уже знала, что мне нужно нанять команду программистов. В 2017 году я собиралась создать два рабочих места, и это получилось. Еще через три года я хотела иметь в штате пять человек, а через пять лет — десять. Но эти планы реализовать не удалось.

Второй план я писала полгода, и он получился более серьезным, чем первый. Я проанализировала рынок и конкурентов, а еще прописала стратегии продвижения — тогда я уже пробовала раздавать флаеры, создала группы компании в соцсетях и пробовала продвигать бизнес через сео.

Самой сложной оказалась финансовая часть — нужно было показать таблицу с доходами, расходами и их балансом на следующие пять лет. Я уже лучше представляла расходы на бизнес, но все еще верила, что доходы будут больше. Дальше я расскажу, как вышло на самом деле.

В этой табличке я сравнила свой проект с проектами конкурентов в туризме. Критериями были цена, необходимость заранее бронировать развлечение, элементы игры, возможность легко запомнить информацию, мобильность и то, насколько легко спланировать время на этот отдых. Конкуренты во многом мне уступали
В этой табличке я сравнила свой проект с проектами конкурентов в туризме. Критериями были цена, необходимость заранее бронировать развлечение, элементы игры, возможность легко запомнить информацию, мобильность и то, насколько легко спланировать время на этот отдых. Конкуренты во многом мне уступали

Где я взяла деньги на бизнес

В 2015—2016 годах я подрабатывала в техподдержке испанского сервиса по видеоаналитике и получала около 600 €⁣ (1 Р) в месяц. Но каждое лето я продолжала приезжать в Москву и работать индивидуальным гидом для иностранцев. За один день могла заработать до 400⁠—⁠500 €⁣ (1⁠—⁠1,25 Р) — сюда входили моя ставка экскурсовода, чаевые, комиссии от продаж дополнительных экскурсий, билетов в театры и бонусы от сувенирных магазинов. В итоге за месяц я зарабатывала 2500⁠—⁠3000 €⁣ (1⁠—⁠1,2 Р).

В 2015 году, когда я задумала создать бизнес, снова поехала в Москву, чтобы заработать стартовый капитал. Я жила у родителей, то есть не платила за еду и жилье, и работала почти без выходных.

Через два месяца я вернулась в Барселону с 6000 €⁣ (1 Р) и полностью вложила их в собственный бизнес.

Как мы сделали сайт и приложение

В начале 2016 года я поделилась идеей бизнеса с другом из Москвы. Он работал менеджером интернет-проектов и стал бесплатно мне помогать. Сначала мы обсудили дизайн сайта и игровой веб-платформы и мои пожелания насчет логотипа компании. Потом он составил подробное техзадание и нашел исполнителей для проекта.

Логотип нарисовала наша подруга-художница — она воплотила в жизнь мою идею о человечке-пазле с мозаичными мотивами Барселоны. Я заплатила ей 15 000 Р, или примерно 165 €.

А сайт и игровое веб-приложение мы заказали у одной компании из Украины. Разработчики попросили за работу 3500 €⁣ (1 Р), но платила я по частям: сначала через платформу для фрилансеров Upwork, а позже просто переводила деньги через «Вестерн-юнион» без всякого договора. Плюс я заплатила 19 €⁣ (1 Р) за домен на год и по 11 €⁣ (1 Р) в месяц платила потом за хостинг.

Работа над сайтом и приложением шла с апреля по август 2016 года. Ее курировал мой друг, а я только писала тексты для сайта на английском, русском и испанском, а также составляла сами квесты.

К сентябрю 2016 года, когда все было готово, мы столкнулись с проблемой приема платежей. Тогда у меня был студенческий ВНЖ, а с ним в Испании нельзя зарегистрироваться как предприниматель и принимать платежи на счет компании.

В итоге на английской и испанской версиях сайта разработчики подключили мне «Пэйпэл». Через него я могла принимать на личный счет до 2500 €⁣ (1 Р) в год и не регистрировать бизнес-аккаунт.

Правда, не всем клиентам было удобно платить через «Пэйпэл»: для этого нужно было регистрироваться в системе, а это долго. Так что в декабре 2016 года, когда я уже зарегистрировала компанию, я подключила эквайринг от банка Caixa.

На русскоязычной версии сайта можно было платить картой через «Яндекс-кассу» — деньги шли на мой российский счет ИП. Но клиентов из России у меня было меньше всего.

Еще я не знала, что нужен сертификат SSL, чтобы подключить систему приема платежей. Пришлось искать на Upwork новых фрилансеров-разработчиков и платить им за установку. Заодно они устранили баги на сайте, и за всю работу взяли около 500 €⁣ (1 Р).

В итоге в сентябре 2016 года сайт мы все-таки запустили.

В 2016 году на разработку сайта и игрового веб-приложения я потратила 4228 €⁣ (1 Р)

На что Сколько
Разработка сайта и приложения 3500 €⁣ (1 Р)
Исправление багов и установка SSL 500 €⁣ (1 Р)
Логотип 165 €⁣ (1 Р)
Хостинг с сентября по декабрь 2016 года 44 €⁣ (1 Р)
Домен на год 19 €⁣ (1 Р)
На что
Сколько
Разработка сайта и приложения
3500 €⁣ (1 Р)
Исправление багов и установка SSL
500 €⁣ (1 Р)
Логотип
165 €⁣ (1 Р)
Хостинг с сентября по декабрь 2016 года
44 €⁣ (1 Р)
Домен на год
19 €⁣ (1 Р)
Это страница о компании на нашем сайте. Я позиционировала проект как квесты для туристов и путешественников
Это страница о компании на нашем сайте. Я позиционировала проект как квесты для туристов и путешественников
В разделе «Блог» я публиковала небольшие статьи о городе, чтобы продвигать сайт по ключевым словам
В разделе «Блог» я публиковала небольшие статьи о городе, чтобы продвигать сайт по ключевым словам
Так выглядела первая версия игрового веб-приложения. Она действовала с 2016 по 2018 год
Так выглядела первая версия игрового веб-приложения. Она действовала с 2016 по 2018 год

Как я составляла квесты

Писать маршруты квестов для меня было интереснее всего. Я гуляла по городу, подмечала необычные места, памятники, граффити и арт-объекты и отмечала точки на карте. Потом я искала о них информацию в интернете и составляла краткое описание. А затем придумывала загадки, которые раскрывали историю этих объектов. Причем так, чтобы ответ нельзя было нагуглить — участники должны были прийти на точку и отыскать его самостоятельно.

Большинство вопросов были связаны с интересными местами города — их нужно было найти по подсказкам. Некоторые вопросы были на время
Большинство вопросов были связаны с интересными местами города — их нужно было найти по подсказкам. Некоторые вопросы были на время

В сентябре 2016 года, когда мы запустили сайт, у меня были написаны пять квестов — каждый по какому-то району города. Они состояли из 15—20 вопросов и были рассчитаны на 1,5—3 часа неспешной прогулки с остановками. Каждый стоил 15 €⁣ (1 Р) и был рассчитан на команду до шести человек. Когда я устанавливала цены, то ориентировалась на стоимость квестов в Москве, но с учетом, что в Барселоне все дороже.

Забегая вперед, скажу, что в следующие два года я добавила в приложение еще три квеста по Барселоне и один — по Мадриду. Все маршруты я регулярно проверяла: бывало, памятник переносили, кафе — закрывали, а арт-инсталляции — меняли. Я находила эти изменения и редактировала квесты.

Как я нашла бизнес-партнера

Осенью 2016 года в баре я разговорилась с незнакомцем, который оказался директором маленького частного бизнес-инкубатора — организации, помогающей стартапам. Я рассказала про свои квесты, проект ему понравился. Он согласился мне помогать с условием, что получит 15% доли компании. Забегая вперед, скажу, что позже он сильнее погрузился в дела, и его доля увеличилась до 30%.

Я была рада: он обещал помочь мне официально зарегистрировать компанию и разбирался в финансировании стартапов. Еще он постоянно доставал для меня приглашения на разные выставки и конференции. Например, мы несколько лет подряд бесплатно ходили на выставку Mobile World Congress, хотя обычно билет туда стоит около 1500 €⁣ (1 Р). Там можно было презентовать свой проект и привлечь инвесторов. Правда, мы ничего не презентовали, а просто ходили из любопытства: понимали, что пока эта выставка — не наш уровень.

Но в других городских мероприятиях мы участвовали активно. К примеру, выставки стартапов 4YFN и BIZBARCELONA оказались отличными вариантами для нетворкинга. Инвесторов мы там не нашли, зато познакомились с представителями городских департаментов в сфере туризма. А еще — с директорами бизнес-школ, которые потом стали нашими клиентами.

Еще мой партнер специально арендовал коворкинг, чтобы там могли работать стартапы, которые он продвигает. Свой стол там бесплатно получила и я — так избежала трат на аренду офиса.

Никаких партнерских договоров мы с партнером не заключали. В декабре 2016 года мы официально зарегистрировали мой бизнес, и он получил в нем долю.

Как мы зарегистрировали мой бизнес

Чтобы зарегистрировать бизнес в Испании, нужно пройти три этапа:

  1. Зарегистрировать название компании.
  2. Получить цифровой сертификат в налоговой и открыть бизнес-счет в банке.
  3. Зарегистрировать компанию у нотариуса и в Торговом реестре.

Шаг 1. Регистрация названия. Название компании регистрируется онлайн в Registro mercantil central — Центральном коммерческом регистре Испании. Для этого нужно оплатить пошлину 40 €⁣ (1 Р) и предложить 4—5 вариантов названия. Система их проверяет и регистрирует первое же, которое не занято.

С названием я не заморачивалась: оно фигурирует только в документах, а клиенты его не видят. Им важнее торговая марка, а она может называться совершенно по-другому. Например, наш бренд сначала назывался UnPuzzle Barcelona, а позже — UnPuzzle City.

В форме для регистрации напротив каждого варианта названия нужно было указать тип организации. Мы указали Sociedad limitada — это аналог российского ООО
В форме для регистрации напротив каждого варианта названия нужно было указать тип организации. Мы указали Sociedad limitada — это аналог российского ООО

Шаг 2. Получение цифрового сертификата и открытие счета. Цифровой сертификат нужен, чтобы взаимодействовать с налоговой: подавать декларации и получать от нее оповещения — в Испании в налоговую лично не ходят.

Чтобы заказать сертификат для компании, я зашла на сайт FMNT и выбрала опцию «Сертификат для администраторов компаний». Затем оплатила госпошлину в размере 29 €⁣ (1 Р), указала в анкете зарегистрированное название компании — и через несколько минут сертификат был сгенерирован.

После этого мы оформили временный налоговый номер для компании, а с его помощью открыли бизнес-счет в банке.

Шаг 3. Регистрация компании у нотариуса и в Торговом реестре. Сначала нужно было составить устав компании у нотариуса и так зарегистрировать компанию у него. Это стоило около 500 €⁣ (1 Р).

Нотариус помог нам составить устав компании. У него уже был шаблон, а мы только указали в нем:

  1. Вид деятельности компании.
  2. Тип организации.
  3. Юридический адрес офиса.
  4. Размер уставного капитала и долей собственников.
  5. Фамилию и имя директора — в Испании он называется администратором.
  6. Дату, с которой компания активна и может платить налоги.

Объясняю, что именно и почему мы указали.

С размером уставного капитала была загвоздка: капитал должен был быть не меньше 3000 €⁣ (1 Р). Такой суммы у меня не было, но мы воспользовались лазейкой: написали в уставе, что в качестве капитала у нас есть средства производства — компьютер, мобильный телефон, принтер и другая техника. Нотариус это не проверял и не просил никакие чеки, так что можно было указать что угодно.

Собственники. В уставе мы указали трех собственников компании: 80% принадлежало мне, 15% — бизнес-партнеру, а еще 5% — другу из Москвы, который помогал мне с сайтом.

Нотариусу понадобились наши документы: моя карта резиденции, DNI партнера — идентификационная карта гражданина Испании, а еще доверенность от моего московского друга, что я могу представлять его интересы. Он оформил ее в Москве в консульстве Испании.

Директор. Администратором, то есть директором, стала я. Вообще, в Испании им может быть любой человек, который легально проживает в стране и имеет право на работу. Главное, чтобы он был зарегистрирован как местный ИП и платил взносы в фонд социального страхования. У меня же была только студенческая резиденция, и права на работу она не давала. То есть я могла быть собственником компании и получать дивиденды, но не могла в ней работать. Однако нотариус без проблем вписал меня как администратора. Скорее всего, дело было в его невнимательности. Никаких проблем это потом не вызвало.

Дата активации компании. В уставе можно было написать любую дату в течение ближайших трех месяцев, и с этого дня компания могла бы официально принимать любые платежи. Но одновременно пришлось бы начать платить налоги и социальные взносы. Поэтому мы поставили самую позднюю из возможных дат, а позже поменяли статус компании на неактивный в личном кабинете налоговой. И активировали ее только через несколько месяцев, когда у нас появилось больше клиентов и два наемных программиста.

Затем нотариус отсканировал все документы, распечатал готовый устав и дал нам его подписать. Мой бизнес-партнер сделал это не глядя — так делают многие испанцы. Я же внимательно прочитала то, что подписываю. Нотариус даже обиделся — из-за меня на регистрацию компании ушло на целых десять минут дольше. Зато я нашла пару ошибок в документах, которые потом быстро исправили.

В итоге моя компания и ее устав были нотариально зарегистрированы. Теперь нам предстояло отнести устав в Торговый реестр и зарегистрировать компанию там. Но мы поручили это нотариусу за 150 €⁣ (1 Р). Через месяц он сообщил, что все готово. Так в декабре 2016 года мой бизнес в Испании стал официальным.

Рассказываю, какие налоги мне теперь предстояло платить.

Налоги

Налогов в Испании гораздо больше, чем в России. Вот с какими мне пришлось столкнуться:

  1. Взносы в фонд социального страхования для ИП и администраторов компаний — 290⁠—⁠380 €⁣ (1⁠—⁠1,3103 Р) в месяц. Эти деньги идут на медицину, пенсии, пособия. Взносы платятся всегда, даже если доход компании или ИП — 0 €.
  2. Взносы в фонд социального страхования за наемных сотрудников — примерно 36% от их зарплат.
  3. НДС — 21%. Декларацию надо подавать раз в квартал. Специальных патентов, самозанятости или режимов вроде российского УСН в Испании не существует.
  4. НДФЛ — 5%—47% от зарплаты в зависимости от ее размера.
  5. Налог на прибыль компании: 15% — для новых компаний и 25% — для остальных. Минус в том, что если вы завершили один год с прибылью, то в следующем году придется платить налог заранее, до того как вы получите новую прибыль.

Словом, налоги и взносы съедают почти половину прибыли компании.

Как я пыталась продвигать сайт

Первое время клиенты находили сайт случайно, и с сентября по декабрь 2016 года я продала всего около 20 квестов. Так я поняла, что не учла в бизнес-плане главное — что в Барселоне никогда не слышали о городских квестах. Туристы гуглили туры или экскурсии, а запрос «квесты»‎ в поисковые системы никто не вводил. Но продвигать сайт по запросам «туры»‎ в Google Ads было невозможно: пришлось бы соперничать с крупными туристическими компаниями, а бюджета на рекламу у меня не было.

Тогда я стала пробовать более бюджетные способы продвижения. С 2016 года и до закрытия компании я то заказывала флаеры, то регистрировалась на купонном сайте, то пыталась вести группы компании в соцсетях и делать рассылку для тех, кто уже покупал мои квесты.

Флаеры. Дизайн флаеров бесплатно нарисовала моя подруга по бизнес-школе, а я потом заказала в типографии 1000 штук. Это стоило около 75 €⁣ (1 Р).

Я оставляла флаеры в отелях, хостелах и пару раз раздавала туристам в центре города. Но тут нужна была осторожность: в Испании запрещено раздавать флаеры дальше, чем в 50 м от офиса компании. Иначе можно нарваться на штраф. У меня же сначала вообще не было офиса, а позже, когда я официально зарегистрировала бизнес, он был далеко от центра. Туристы там не ходили, и стоять там было бессмысленно.

В общем, идею с флаерами я быстро забросила, и они не привели ни одного клиента.

Так выглядели мои флаеры. Я заказала их слишком много — часть лежит у меня до сих пор
Так выглядели мои флаеры. Я заказала их слишком много — часть лежит у меня до сих пор

Купонные сайты. В Испании есть купонные сайты вроде российских «Биглиона»‎ и «Купикупона»‎. Там можно разместить рекламу своей компании и предложить пользователям купить свои услуги со скидкой — по купону. Сайты сами их рекламируют, а когда кто-то покупает услугу, нужно заплатить им процент от прибыли.

Я зарегистрировалась на сайте Atrapalo. Дала скидку 5% и согласилась на комиссию 20% от прибыли. Это привело ко мне некоторое количество клиентов, и я получила первые отзывы. Но минусов у сотрудничества оказалось больше. Главный был в том, что я теряла 25—30% от стоимости квестов, то есть вместо 15 €⁣ (1 Р) получала за каждый квест 10,5⁠—⁠11,25 €⁣ (1⁠—⁠1,0714 Р).

К тому же сервис оказался неудобным. Если клиент покупал квест напрямую через мой сайт, то код доступа к квесту приходил ему на почту. А если через сервис, то мне приходилось вручную генерировать коды и писать электронные письма. Это отнимало много времени. Так что идея с купонным сайтом тоже не сработала, поэтому я перестала им пользоваться.

Соцсети. Когда мой сайт только создавался, я стала вести группу квеста в соцсетях. Рассказывала там об интересных местах Барселоны и анонсировала запуск сайта. Но подписчиков было мало.

Когда сайт был готов, я несколько раз заказывала рекламу квестов в соцсетях с прицелом на местных жителей. Например, рекламировала квест для влюбленных на День святого Валентина и его каталонский аналог — День святого Георгия. Еще продвигала большую распродажу в честь Черной пятницы».

Я несколько раз тратила на рекламные кампании по 30⁠—⁠50 €⁣ (1⁠—⁠1,6667 Р), но ни одна не дала продаж. Хотя посты собрали много лайков и комментариев.

Это аккаунт моего проекта в «Твиттере». Здесь я анонсировала запуск сайта, но потом почти ничего в него не писала
Это аккаунт моего проекта в «Твиттере». Здесь я анонсировала запуск сайта, но потом почти ничего в него не писала
А это один из постов во «Вконтакте»‎. Для иллюстраций я использовала свои фото
А это один из постов во «Вконтакте»‎. Для иллюстраций я использовала свои фото

Рассылка. Для клиентов, которые уже прошли квест, я делала рассылку на Mailchimp. Это было бесплатно. Там я рассказывала о новых квестах и предлагала скидки. Так у меня даже появились 5—10 постоянных клиентов. Но остальные даже не открывали рассылку: письма попадали в папку «Промоакции»‎, а ее никто не проверял.

В общем, ни один из способов продвижения так и не привел ко мне большой поток клиентов.

Как мы создали мобильное приложение

Несмотря на все мои усилия по продвижению, бизнес приносил одни убытки. Я уже упоминала, что в 2016 году я потратила на него 4000 €⁣ (1 Р), а заработала 300 €⁣ (1 Р). В 2017 году ситуация не улучшилась: на сайте постоянно вылезали баги, и мне пришлось нанимать программистов-фрилансеров, которые их исправляли. На это ушли 2000 €⁣ (1 Р) и много моих нервов: фрилансеры часто пропадали. Квесты по-прежнему покупали мало.

В 2017 году бизнес-партнер предложил мне создать мобильное приложение: оно удобнее, чем веб-сайт, в приложении квесты могли покупать чаще. Я согласилась.

Как владелец бизнес-инкубатора, мой партнер мог приглашать на бесплатную практику студентов из местных университетов. Так мы наняли нескольких программистов и дизайнеров, которые за четыре месяца разработали мне дизайн и начали работать над приложением.

После практики два разработчика остались работать в штате по бессрочному трудовому договору. Мы платили им по 900 €⁣ (1 Р) в месяц, а еще около 350 €⁣ (1 Р) уходило на налоги и отчисления. Например, в фонд социального страхования я переводила 36% от зарплаты разработчиков. Но хотя бы налог платила по минимальной ставке, потому что у ребят эта работа была первой, а доход — минимальным.

Удобнее было бы нанять опытных фрилансеров из России или Украины — они бы справились быстрее. Но чтобы потом я могла продлить бизнес-резиденцию, у меня в штате должны были быть местные сотрудники. К тому же для фриланса и быстрой разработки нужно четкое ТЗ, а я часто меняла приоритеты и тестировала разные идеи. Например, мы попробовали сделать так, чтобы квест можно было проходить офлайн, без доступа к мобильному интернету. Это было бы удобно для туристов в роуминге. Но в итоге отказались от этой идеи.

Из-за того, что мы сконцентрировались на разработке, больших продаж не было. Например, за 2017 год, когда приложения еще не было, я заработала на квестах всего 4000 €⁣ (1 Р), а на сотрудников ушло 10 800 €⁣ (1 Р). Еще 7000 €⁣ (1 Р) составили налоги и взносы — в Испании они огромные. Мне даже пришлось взять кредит на компанию — 20 000 €⁣ (1 Р), а затем и еще один — на 10 000 €⁣ (1 Р).

Зато в 2018 году мы запустили приложение, его можно было скачать в «Эпсторе» и «Гугл-плей». Мы попытались продавать квесты через него, а не через сайт. Но на покупки в приложении люди почему-то готовы были потратить гораздо меньше, чем на сайте. А магазины приложений брали комиссию 30%.

Так выглядело приложение, когда его доделали
Так выглядело приложение, когда его доделали
К сожалению, первоначальная версия приложения не сохранилась
К сожалению, первоначальная версия приложения не сохранилась
На карте были отмечены точки, которые нужно посетить
На карте были отмечены точки, которые нужно посетить

Приложение не увеличило продажи квестов, зато в 2018 году мой сайт вдруг начали находить в Гугле по запросу «квест в Барселоне»‎ на испанском и английском языках. И интересовались им вовсе не туристы, которых я считала целевой аудиторией, а компании, школы и университеты. Они хотели провести тимбилдинг для своих сотрудников и студентов. И за один квест для большой компании платили как за 15—20 индивидуальных — от 200 €⁣ (1 Р) до 600 €⁣ (1 Р).

Тут я и поняла, что проект нужно переориентировать на квесты для тимбилдинга. Так мы и поступили, и мой бизнес наконец пошел в гору.

Как мы переориентировали бизнес

В 2018—2019 годах мы переориентировали компанию на проведение тимбилдингов и корпоративов. Для этого доработали сайт и добавили туда новые страницы и промоблоки. А главное, поменяли концепцию приложения.

Теперь, когда участники проходили квест, в приложении учитывались очки и скорость нескольких команд. Еще я стала ставить задания для команд в разном порядке, а не отправлять всех по одному и тому же маршруту. Плюс мы добавили геолокацию, чтобы игрокам было легче ориентироваться на местности. Так заодно усложнили игру: теперь вопрос не открывался, пока вся команда не доходила до нужного места.

Еще нам нужно было получать фото команд во время квеста, чтобы потом публиковать их в соцсетях и присылать участникам на память. Но было невозможно следовать за всеми командами одновременно. Поэтому я добавила в каждый квест несколько фотовопросов, где участники должны была проявить свою креативность. Так я убила двух зайцев: стала получать фото и добавила бизнес-фишку «Фоторепортаж». В итоге после квеста участники могли посмотреть снимки друг друга на финальном экране, а я потом отправляла их на почту организатору.

Так выглядел экран с фотографиями команд
Так выглядел экран с фотографиями команд
А это рейтинг команд, которые одновременно проходили квест
А это рейтинг команд, которые одновременно проходили квест
Так выглядел экран с фотографиями команд
Так выглядел экран с фотографиями команд
А это рейтинг команд, которые одновременно проходили квест
А это рейтинг команд, которые одновременно проходили квест

Доходы и расходы в 2018 и 2019 годах

В итоге в 2018 и 2019 годах количество клиентов наконец-то выросло. Со временем среди них появились крупные бизнес-школы и известные компании: Bershka, Amazon, HP, Deloitte, Cisco и многие другие. Заказы были самые разные: и на 10, и на 30, и на 70 человек.

Но заказы распределялись неравномерно. Например, их всегда было много под Новый год, потому что начинались рождественские корпоративы. Еще квесты покупали в сентябре-октябре и январе-феврале: в это время у студентов начинались семестры и проводилось много мероприятий от университетов и бизнес-школ. А вот летом было затишье.

За 2018 год мы продали квестов на 11 000 €⁣ (1 Р), а в 2019 году — на 20 000 €⁣ (1 Р). Однако проект все равно не окупался. В 2018 году зарплаты и налоги съели 28 700 €⁣ (1 Р), еще 1000 €⁣ (1 Р) ушло на рекламу.

В 2019 году я потратила на сотрудников меньше — 14 200 €⁣ (1 Р), потому что они стали работать на неполную ставку. А вот на рекламу бюджета постоянно не хватало: в 2019 году я потратила на нее всего 1500 €⁣ (1 Р) — столько стоили кампании в соцсетях и платные статьи на туристических порталах о Барселоне.

Так я осознала, что владелец бизнеса — это человек, который меньше всего на нем зарабатывает. Мне было обидно вкладывать в проект силы и деньги, платить сотрудникам, оплачивать рекламу и налоги, а себе оставлять максимум 500 €⁣ (1 Р), и то только в хлебные месяцы.

Смешно, но даже налоги со своей зарплаты я не платила, потому что мой доход был ниже прожиточного минимума. Поэтому каждым летом я продолжала ездить в Россию и подрабатывать в качестве гида-переводчика. Особенно хорошо получилось заработать летом 2018 года, когда в России проходил Чемпионат мира по футболу. Всего за месяц в Москве я заработала около 5000 €⁣ (1 Р) — этого мне хватило почти на год жизни в Барселоне.

Какими программами поддержки я воспользовалась

Чтобы не брать новый кредит на зарплаты сотрудникам, я стала узнавать про программы поддержки предпринимателей. В Испании их много — я воспользовалась программой от Евросоюза и банка la Caixa, получила субсидию от правительства области Каталония и выиграла конкурс на лучшее городское приложение Барселоны.

По программе от Евросоюза и банка la Caixa возвращались годовые расходы на зарплату сотрудникам, за исключением выплат в фонд социального страхования.

По условиям программы сотрудники должны были быть молодыми, 16—29 лет — таких мы как раз и наняли. Плюс перед выходом на работу они должны были зарегистрироваться в программе и встать на учет как безработные. Мои разработчики так и сделали. А в их контрактах и на зарплатных листах нужно было заранее указать, что зарплата финансируется программой, и только потом подавать в банк заявку. Об этом мы не знали и потом добавляли надписи в «Фотошопе»‎.

Чтобы банк одобрил заявку, мы предоставили туда огромное количество документов. Этим занимался мой партнер и его бухгалтеры, а мне они только приносили на подпись невероятное количество контрактов, зарплатных листов и каких-то выписок.

Мы могли получить компенсацию за полгода или год работы каждого штатного сотрудника. Все это время они обязаны были у нас проработать — если бы уволились раньше, мы бы ничего не получили.

В итоге мы подали заявку на 12 месяцев — с августа 2017 года по август 2018. Но документы так долго рассматривали, что часть денег пришла только через десять месяцев — в июне 2019 года, а остальное — в ноябре. Пока мы ждали, я и успела взять те кредиты, про которые упоминала выше в статье. Потом мы получили по программе поддержки около 20 000 €⁣ (1 Р), и я погасила половину долгов — 15 000 €⁣ (1 Р) из 30 000 €⁣ (1 Р).

Региональных субсидий Каталонии очень много, но заявки принимают недолго, а бюджет ограничен. Мы успели подать заявку только на одну. По ней регион выделял деньги на перевод сайта на каталонский язык.

Документами занимался партнер, рассматривали их шесть месяцев. Зато потом мы получили 3200 €⁣ (1 Р). Мы грамотно распределили эти деньги: потратили на перевод всего 1000 €⁣ (1 Р), а остальное вложили в продвижение и рекламу.

Конкурс на лучшее городское приложение Барселоны я выиграла в 2018 году. Получила 4000 €⁣ (1 Р), правда, с них пришлось заплатить 15% налога.

Моя грамота за лучшее городское приложение
Моя грамота за лучшее городское приложение

Что было с компанией в пандемию

В начале 2020 года дела компании стабильно шли в гору и я повысила собственную зарплату до 1000 €⁣ (1 Р). Но весной грянул карантин, начался год жестких ограничений. Никаких тимбилдингов и корпоративов не проводили, мои продажи упали до нуля.

Мы решили закрыть компанию, чтобы не платить взносы в фонд социального страхования. Сотрудников-разработчиков пришлось уволить. С одним мы продолжили работать неофициально, поэтому он не потребовал отступных. А второму мы выплатили компенсацию — 1200 €⁣ (1 Р).

У меня оставался долг по кредитам — 15 000 €⁣ (1 Р). Чтобы не платить его, я наняла адвоката и обратилась в суд, чтобы компанию признали банкротом. Суд длился несколько месяцев, за это время я заплатила адвокату почти 3000 €⁣ (1 Р). Зато в итоге суд закрыл мою компанию, и долг списали.

Какие выплаты я получила в пандемию

Когда началась пандемия, испанское правительство выделило предпринимателям компенсацию. Ее размер зависел от размера моих предыдущих отчислений в фонд социального страхования. Моих двух с половиной лет стажа хватило на четыре месяца выплат по 800 €⁣ (1 Р). Я получала их с мая по август 2020 года.

Осенью 2020 года правительство неожиданно приравняло права обычных ИП и администраторов компаний. Теперь администратор, который зарегистрировался впервые, мог платить социальные взносы по льготной ставке — не 360 €⁣ (1 Р), а 60 €⁣ (1 Р) в месяц! Переплату за последние годы можно было вернуть.

Я заплатила бухгалтеру своей бывшей компании 60 €⁣ (1 Р), и он подал запрос на эти выплаты. Буквально через месяц его одобрили, и я получила почти 4000 €⁣ (1 Р).

Мои планы

С 2021 года Барселона оживает. Появились туристы из Европы, людям разрешили ходить без масок и собираться группами. В итоге у меня снова начали заказывать квесты для крупных бизнес-школ и университетов.

Сейчас в планах провести ребрендинг, обновить приложение и перезапустить проект. Я уже пишу техническое задание для новой версии сайта и приложения. Будет новый дизайн, функциональность, другое название.

В целом я поняла, что иностранцу в Испании трудно построить бизнес с нуля. Здесь большие налоги и сложная бюрократическая система. Но теперь у меня уже есть опыт, и вот какие выводы я сделала:

  1. Нужно больше вкладываться в продвижение, особенно в соцсетях.
  2. Не стоит пытаться делать все самой — лучше нанять хороших специалистов и делегировать им задачи. Невозможно в одиночку контролировать разработку, заниматься продуктом и маркетингом, проводить квесты, общаться с клиентами и отвечать на звонки и письма.
  3. Нужно автоматизировать как можно больше процессов. Например, рассылать промокоды и спецпредложения может и компьютер — не обязательно делать это руками.
  4. Нельзя оставлять себя без дохода. Теперь я буду стабильно платить себе зарплату: деньги мотивируют больше, чем идеи.