Продать комнату в общежитии с незакрытой ипотекой и не самым хорошим ремонтом? Миссия выполнима! Но очень сложно выполнима. На эту операцию у меня ушло несколько месяцев.
В 2016 году я купила комнату в общежитии. Параметры: северная окраина Екатеринбурга, девятиэтажка середины 70-х годов, новые лифты, площадь — 17 метров (по документам 16,5), четвертый этаж. Неплохая транспортная доступность: до трамвая 10 минут пешком, метро и троллейбуса в центр — около 15. Рядом проложили трамвайную ветку на Верхнюю Пышму. Общежитие имеет один подъезд, разделенный на две стороны. Верхние 8 этажей закрываются на ключ. На каждом этаже по изолированные 4 секции. В секции — по 4 комнаты, частные и муниципальные. В моем случае две комнаты (большие) были частные, две (маленькие по 11,4 метра) — муниципальные. Цена вопроса: 1 млн рублей, ипотека на 10 лет под 12%, потом снизила до 10,9%. В 2017 году в доме появилось свое ТСЖ. Активисты добились снижения оплаты ЖКХ, сделали ремонт в доме: обновили инженерные коммуникации, заменили окна и балконные блоки в общих помещениях, крыльцо, покрасили стены. С 2020 года в доме ведется ежедневная влажная уборка.
Спустя три года я поняла, что больше не могу жить в общежитии. Не хватало пространства. Несмотря на неплохие условия, я решила продать жилье. Все же весьма проблематично разместить гостей, да и самой тесно. В конце 2019 года я заключила договор с агентством недвижимости, через которое покупала комнату. Тогда оно классно сработало. Фотограф сделал хорошие фото объекта, агент написала объявление и разместила по всем площадкам. Выставляли по цене 1,1 млн рублей. Сейчас я эту цену считаю ошибочной. Слишком дорого. Тогда сама ошиблась. Одновременно занялись подготовкой отказов. У объекта был статус: комната в коммунальной квартире. Поэтому нужно было получить отказы от преимущественного права покупки администрации города и соседки. От мэрии документы были готовы спустя две недели. А от соседки… Ситуация непростая. Другими собственниками ее комнаты являются двое детей, поэтому нужно было получить «добро» от органов опеки и ее бывшего мужа. А собрать вместе эту семью в одном месте и оформить документы оказалось невозможно в силу личности бывшего супруга (крайне асоциальный тип).
За несколько месяцев действия договора было всего два показа. И это не вина агентства. Дело в том, что активная фаза пришлась на известные события 2020 года. Тогда все остановилось. Агентство по согласованию со мной снижало цену объекта, но… Услуги агентства мне обошлись бы в 50 тысяч рублей, насколько помню. В 2020 году 4 месяца я работала удаленно. Дети сидели на дистанционном обучении. Это было ужасно! Шум и ограниченность пространства. Нет. Больше не хочу. Чтобы снять стресс, я затеяла перестановку и повредила стены. Пришлось делать ремонт. Я тот еще «ремонтник»!
Комнату снова выставила на продажу в январе 2021 года. Попыталась продать самостоятельно. Цену снизила до 950 тысяч рублей, потом до 930 тысяч. На мои объявления клевали только риэлторы, которые предлагали свои услуги по продаже объекта. Один из них поступил весьма хитро. Он сообщил, что у него есть клиент, который хочет посмотреть объект. А приехал один и уговорил меня подключить его к процессу. Заверил, что оплата будет по факту сделки. Договор мы не заключали. С моего разрешения он разместил со своими контактами объявления… с моими фотографиями и моим текстом. За 1,5 месяца нашего общения он привел одного потенциального покупателя: престарелую женщину в маске. Она, увидев меня, человека с открытым лицом, не захотела заходить. Но все же зашла и сказала, что комната ей не подходит. Между тем, друзья меня познакомили со специалистом из другого агентства. Она меня консультировала при покупке квартиры. В апреле ко мне обратилась соседка из муниципальной комнаты моей секции и сказала, что хочет купить мое жилье. Ура! Мы обратились к тому самому хитрецу с просьбой выступить посредником в сделке. Даме при его участии одобрили ипотеку, а я занялась оформлением отказов.
И тут сюрприз! «Хитрец» попытался нехило заработать на сделке. Покупателю он завысил цену комнаты на 100 тысяч рублей до 1 млн 30 тысяч, а за оплату услуг у меня попросил 60 тысяч. То есть он хотел получить со сделки 160 тысяч рублей. Никаких договоров он с нами не подписывал. Соседка мне показала переписку с этим дельцом, потом мы связались со специалистом из другого агентства и попросили помощи. «Хитреца» мы исключили из сделки и доверили весь процесс проверенному агентству. Позже я обратилась с жалобой в агентство на действия их ушлого агента. Его сотрудники провели проверку и извинились.
Проходит пара дней. Сделка на носу. И соседка говорит: «Я передумала». Удар! В этот же вечер я обратилась в проверенное агентство и подписала договор на продажу комнаты. За свои услуги они попросили 80 тысяч рублей. Сначала специалист оценила мою комнату и поговорила с дамой, которая продавала аналогичный объект в моем доме. Комнату оценили в 850 тысяч рублей, но выставили за 935 тысяч. С мной работал ее помощник — молодой и спокойный парень. Перед фотосъемкой комнату по максимуму освободили от вещей, чтобы создать иллюзию пустого пространства. Агент написал объявление и выставил везде, где можно. По ходу дела он не раз менял текст объявлений. Это были простые понятные слова без лишней информации. И пошли показы! Их за полгода было около 20. Я присутствовала только при одном. В силу занятости мне проще было сделать дубликат ключей и отдать их агенту. Поддерживала порядок в комнате, а агент показывал объект, лишь иногда звоня для уточнения деталей. После каждого показа он делал выводы и использовал обратную связь в работе. Людям не нравился мой «кривозадый» ремонт. А делать по новой я не могла из-за нехватки денег. В это время ремонтировала свою квартиру. До безумия хотелось переехать. Я переехала, и агент сделал новые фотографии. Тогда же мы занимались отказами.
Отказы администрации города на новую сумму в 930 тысяч рублей я сделала за месяц. Сложнее было с отказами от соседки. Она пыталась помочь, но все упиралась в ее бывшего супруга. Он то притворялся слепым и просил меня за него заполнить документы, что запрещено, то тупым. Я ему пообещала за помощь дать две бутылки национальной жидкой валюты, если все получится. И, о чудо! Он сразу «поправился», прозрел и все сделал, но не до конца. Так что награду и не получил.
К концу действия договора с агентством нашелся покупатель. Но она потребовала снизить цену до 850 тысяч рублей. Я дала добро. С получением отказов тоже решили вопрос. Специалист, которая руководила процессом, нашла выход из ситуации: телеграммы. Уведомления направили в органы опеки, детям и соседке. Спустя месяц это позволило зарегистрировать сделку.
Покупатель оказалась с «наличкой» — идеальный вариант для нас. Она внесла аванс и стала тянуть процесс. Нас это не устроило. На всякий пожарный по совету агента я разместила объявление о продаже комнаты, и оно «выстрелило». Связала покупателя с агентом. Желающий предложил купить объект за 870 тысяч. рублей. Тогда агент связался с первым покупателем и предложил ей вернуть аванс. На что она ответила: «Цена 890 тысяч рублей и сделка завтра». Об этом мне агент сообщил, когда я вечером ехала отдавать остатки мебели. Я быстро оформила справку об отсутствии зарегистрированных и принесла ее на сделку. Перед ней агент ознакомил нас с договором и приложением к нему.
Во время сделки покупатель закрыл мою ипотеку, мы подписали документы, я полностью рассчиталась с агентом. Спустя неделю Росреестр зарегистрировал сделку. Уффф!
Покупатель, счастья и здоровья ей, впоследствии сделала в комнате капитальный ремонт и провела воду. До этого у меня не доходили руки несколько лет. Соседка, отказавшаяся от сделки, не выдержала ад ремонта и сбежала, бросив новую стиральную машину. А в комнате сейчас живут квартиранты.
Сложная подводка с статье в телеграмме. Я не поняла 🤔
Storm, ЭТО ВЕЛИКАЯ ФРАНШИЗА: https://youtu.be/FG8fYeSSSYg