Мозг
14K

Как я перестала корить себя за быструю смену интересов

Оказалось, что со мной все в порядке. Просто я «сканер»

147
Как я перестала корить себя за быструю смену интересов

Меня зовут Диана, мне 36 лет. Всю жизнь я меняю работы и профессии. Стоило добиться успеха в одном занятии — я уже увлекалась чем-то другим.

Моя жизнь кажется яркой. Я знаю несколько языков и много путешествовала, занималась самой разной работой — от маркетинга и UX-дизайна до собственного бизнеса по организации свадеб. Но частая смена интересов привела к тому, что я не чувствовала себя в чем-либо экспертом.

Мне казалось: со мной что-то неправильно, если я не могу найти одно увлечение и посвятить ему всю жизнь, как другие. Потом я случайно узнала о книге про таких людей, как я, — тех, у кого много разных интересов и кто не способен сфокусироваться на чем-то одном.

Благодаря этой книге я перестала чувствовать себя «неправильной» и поняла, как действовать, чтобы моя чрезмерная любознательность не мешала мне, а помогала.

Мозг: рассылка об эмоциях и психике
Лайфхаки о том, как не поддаваться стрессу, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Как я постоянно меняла хобби и не могла понять, кем хочу стать

В детстве я интересовалась всем подряд. Когда мне было пять лет, постоянно рисовала и хотела стать художницей. Параллельно мечтала стать акробатом в цирке и училась висеть вниз головой, а потом влюбилась в ракету, изображенную на любимом платье, и решила стать космонавтом.

Такая резкая смена интересов для ребенка — обычное дело. Дети пробуют разное, по мере взросления находят то, что им больше всего интересно, и фокусируются на этом. Но со мной этого не произошло — чем старше я становилась, тем больше увлечений у меня было.

В восемь лет я начала писать сказки, потом перешла к стихотворениям, а в свободное от прозы и поэзии время играла с подругой в сыщиков: следила за подозрительным соседом, изучала происхождение капель крови на снегу и склеивала обрывки записок, надеясь найти улики преступления. С той же подругой я придумала свой язык, причем продумала не только отдельные слова и выражения, но и правила грамматики.

С изобретением собственного языка интерес к лингвистике не ослаб — мне хотелось изучить как можно больше языков. Подходящих кружков не нашлось, и я стала учить испанский по сериалам. Особенно мне нравилась фраза Necesito dinero! Mucho dinero! — переводится как «Мне нужны деньги! Много денег!». Я повторяла ее много раз, чем вгоняла родителей в ступор — они не верили, что можно учить язык по синхронному переводу сериала.

Решив, что склонность повторять испанские фразы — намек на актерские таланты, родители отправили меня в театральную студию. Театр оказался не менее увлекательным, и я с удовольствием играла в спектаклях, а еще занималась латиноамериканскими танцами и занимала первые места на конкурсах.

Не переставая танцевать и играть на сцене, я выучила латышский язык — просто потому, что меня восхитила его структура. Например, мне нравилось, что в латышском можно всего одним словом rakstāmais назвать все, чем можно писать: ручка, фломастер, карандаш, мел, перо. Изучать язык меня вдохновила пятилетняя соседка-латышка, за которой я иногда присматривала, — она говорила только по-латышски.

Когда пришло время определиться с профессией, чтобы готовиться к поступлению в университет, я оказалась в полной растерянности: не было ни одной работы, которая могла бы вместить все увлечения. Одинаково тянуло и к филологии, и к дизайну, ведь я с раннего детства рисовала, писала стихи и сказки и интересовалась языками. Но юриспруденция, психология, политология и история казались не менее заманчивыми.

После долгих мучений я выбрала факультет международных отношений СПбГУ. Это решало проблему «как вместить все мои увлечения»: специальность — мультидисциплинарная, на пересечении других дисциплин и требует знаний истории, экономики, культуры разных стран, как минимум нескольких языков, международного права и не только.

Так мои трудности с самоопределением потеряли актуальность. Но только на время.

Почему человек может часто терять интерес к тому, что еще недавно казалось важным

Бывает, что человек заражается каким-то делом и погружается в него с головой, а потом все бросает — и это ведет к разрушительным последствиям. Например, кто-то решает стать программистом и тратит много денег на обучение, а потом вспоминает, что на самом деле он художник. Или берет кредит на бизнес, а потом не чувствует в себе ни капли ресурса, чтобы довести идею до конца. В таких случаях речь может идти о биполярном расстройстве — маниакальное возбуждение сменяется обесцениванием и потерей интереса.

Иногда такое поведение связано с темпераментом — у всех разная сила импульса. Холерики быстро включаются и увлекаются, им сложно долго удерживаться в одном деле. Но тогда проявления будут выражены значительно мягче. Это может выглядеть как череда работ, в которых человек все равно развивается и достигает успеха — не только тратит свои силы, но и получает плоды. При биполярном расстройстве люди быстро бросают свое дело, не получая плодов, — и в этом существенное отличие.

Кроме того, отношения с работой во многом зависят и от типа привязанности, который обычно формируется в детстве.

Дети чутких и отзывчивых родителей вырастают во взрослых, которые уверены в себе и партнере и не склонны к разным деструктивным маневрам в отношениях — их тип привязанности надежный. Те, чьи родители холодные и авторитарные или непоследовательные, которые то выражают любовь, то отталкивают, формируют ненадежный тип привязанности — подсознательно постоянно боятся, что близкий человек причинит боль и покинет. Из-за этого они могут избегать отношений или, не осознавая этого, отталкивать партнера самыми разными способами.

Если у человека сформирована безопасная привязанность и он умеет находиться в крепких, длительных отношениях, ситуация с работой будет выглядеть похоже. Это совсем не обязательно одна работа на всю жизнь — в современном мире такого почти не бывает. Речь скорее про умение глубоко погружаться в проект, не терять энтузиазма к нему, проходить внутри разные фазы: начало — период легкой неуверенности, проб и ошибок, середину — уверенность, стремительный рост компетенций, наслаждение работой, завершение — возможность делиться опытом с другими и постепенно искать новые пути развития.

Разные работы — это как несколько браков, следующих один за другим. Успешные, гармоничные отношения тоже заканчиваются, и начинаются другие — то же самое и с проектами. Это нормально. Или человек может параллельно заниматься несколькими делами, иметь разные увлечения. Может иметь одновременно несколько друзей, значимые отношения с разными людьми — партнером, родственниками, друзьями. То же самое с проектами и хобби. Все это варианты нормы.

Но если у человека небезопасная привязанность, он не способен долго удерживать интерес ни в чем и ни с кем. Включаются психические защиты: кажется, что вам просто стало скучно, но на самом деле вам сложно выдерживать тревогу, связанную с отношениями или работой.

Как я пыталась построить карьеру, но быстро теряла интерес ко всему

Проблемы начались после университета. Работа в администрации Санкт-Петербурга после университета разочаровала — перекладывание бумажек изредка перемежалось встречами иностранных делегаций. Уже через год я ушла, тем самым закончив карьеру в сфере международных отношений, хотя на учебу потратила пять лет. Но сожалений не было. Наверное, потому что не было и желания работать дипломатом или политологом, а учеба просто удовлетворяла жажду разносторонних знаний.

Новой страстью стал маркетинг. Я координировала узких специалистов: дизайнеров, таргетологов, сммщиков, копирайтеров, сео-специалистов, и могла присваивать себе самые интересные задачи из каждой сферы. Это помогало сохранять интерес к работе, но приводило к выгоранию: я чувствовала, что физически не способна справляться с нагрузкой, которую сама же себе организовала.

В свободное время я путешествовала — объехала Европу и пожила в Таиланде и Вьетнаме. А помимо основной работы я участвовала в других проектах, например помогала открыть международный эйчар-стартап.

Еще пробовала заняться бизнесом: сперва — организовывать свадьбы, потом — продавать выпечку. Несмотря на огромное количество времени, которое я потратила, чтобы придумать оригинальный дизайн сайта и найти идеальный рецепт чизкейков и брауни, я быстро потеряла интерес к проектам и увлеклась другими темами, например репродуктивным здоровьем, психологией и дизайном интерьера.

Все это время я чувствовала, что со мной что-то не так. Со стороны моя жизнь выглядела интересно, но я не чувствовала себя хорошим профессионалом с удачной карьерой. Я вообще казалась себе странной, какой-то неправильной из-за того, что не могу работать, как остальные люди, — годами заниматься одним и тем же и добиваться успеха в этом.

Окружающие тоже совершенно не понимали мои проблемы с поиском себя. Друзья ехидно спрашивали: «А ты все скачешь? Все еще не знаешь, кем стать?» Родители считали, что мне просто не везет с работодателями, и советовали найти стабильную работу. Мне же от мысли, что придется заниматься чем-то одним всю жизнь или продолжительное время, становилось тошно.

Нормально ли часто менять сферу деятельности

Идея о том, что работа должна приносить радость и глубокое удовлетворение помимо денег и финансовой безопасности, достаточно молодая. Мы едва ли не первое поколение, которое чувствует себя достаточно спокойно экономически, чтобы выбирать, чем заниматься, исходя из категорий «нравится / не нравится», «интересно / не интересно».

Делать что-то новое непросто. Опереться на опыт предыдущих поколений в вопросе поиска нравящейся работы не очень-то получается — и в такой ситуации естественно чувствовать себя потерянно, не понимать, как сделать выбор, и колебаться между разными возможностями.

Это как и с отношениями: чтобы найти такие, которые действительно ценные, в которых есть эмоциональный контакт, поддержка, уважение и так далее, требуется время. Какие-то отношения можно найти довольно быстро. Какую-то работу — тоже. Но не такую, которая отвечала бы нашим ценностям, интересам, где бы мы чувствовали себя реализованными, компетентными, где бы мы могли развиваться.

Так что поведение, которое выглядит как непоследовательность, нестабильность, «ветреность» в глазах людей с более практичным подходом к поиску работы, может быть вполне нормальным процессом поиска того, что нравится. И это легальная, вообще-то, потребность, работа — это важная часть нашей жизни. И она должна нам приносить радость, удовольствие, удовлетворение, безопасность, ощущение уважения, компетентности, развития и так далее.

Как я поняла, почему мои интересы все время меняются

Благодаря множеству дополнительных проектов и хобби мне удалось как-то проработать в маркетинге десять лет. Из этой сферы я ушла, думая, что выгорела и все мои побочные интересы — следствие этого давнего выгорания.

Я твердо решила сосредоточиться на чем-то конкретном. Но снова не вышло. Сначала меня поглотил сфера UX-дизайна, и я думала, что наконец-то нашла себя, но стоило пройти обучение и защитить диплом — интерес переключился на бизнес-аналитику. И тогда я четко осознала, что моя главная проблема — все же не выгорание, а что-то другое.

Пытаясь разобраться в себе, я прошла тест на профориентацию в сфере ИТ, потом — еще несколько подобных. Ответы были примерно одинаковыми и никак мне не помогли. Например, что во мне 57% программиста, 63% дизайнера, 62% аналитика, 60% тестировщика, 59% технического писателя.

Дошло до того, что я заподозрила у себя синдром дефицита внимания и депрессию. Поделилась этим со знакомой, и она воскликнула: «Да ты типичный сканер!» — и рекомендовала прочитать книгу «Отказываюсь выбирать!» коуча Барбары Шер.

Барбара Шер пишет, что большинство людей можно поделить на два типа: «дайверы» и «сканеры».

«Дайверы» выбирают область интересов и погружаются вглубь — собственно, отсюда и название. Им комфортно работать в одной и той же сфере всю жизнь. Увлечений у них не так много, зато все, чем они занимаются, они осваивают основательно, изучая даже малейшие детали. Из них получаются отличные врачи, адвокаты, программисты.

«Сканеры» устроены противоположным образом: им интересно так много всего, что погрузиться глубоко ни в одно из них не выходит. Им сложно построить успешную карьеру, потому что их интересы постоянно меняются. Иногда тяжело даже просто продержаться на работе хоть какое-то продолжительное время. Несмотря на широкий кругозор, они часто работают на низкооплачиваемой работе или на нескольких, и страдают от невозможности определиться, что же им интересно больше всего.

Сканеров — меньшинство, и поведение дайверов считается нормой. А особенности сканеров — причудливыми, странными и неправильными. Из-за этого сканеры склонны осуждать себя и пытаться вести себя не в согласии со своими склонностями, а так, как ожидают окружающие — то есть как дайверы. Но такие попытки никогда не бывают успешными — сканер все равно отвлекается на что-то новое. В итоге он становится еще более несчастным, а его самооценка снижается.

Барбара Шер выделяет шесть типов людей-сканеров.

  1. Циклический — с несколькими постоянными интересами. Может на время забросить занятие, но потом к ним вернется.
  2. Двойной агент — постоянно интересуется двумя вещами и не может определиться, что более важно.
  3. Многогранник — крайне любознателен, интересуется всем вокруг, разрывается между самыми разными занятиями, часто берется за что-то новое и не доводит дело до конца.
  4. Жонглер с тарелочками — постоянно создает вокруг себя ситуацию многозадачности.
  5. Последовательный — может заниматься одним проектом годами, а потом перейти к другому.
  6. Серийный специалист — разобравшись в устройстве чего-либо, сразу теряет интерес и переключается на что-то другое.

В одном и том же сканере может сочетаться несколько таких типов. Себя я отнесла к «Многогранникам», которые мечутся между многими интересами. Хотя я могу долго держать внимание, занимаясь чем-то одним, но и остальные интересы мне важны.

Как я приняла свои особенности и нашла их плюсы

Раньше на меня всегда давили чувства вины и несостоятельности. В голове часто мелькали наполненные самокритикой мысли вроде «Зачем ты этому училась, если не применяешь на практике?» Но благодаря Барбаре Шер я смогла критично отнестись к идее, что каждый человек должен иметь стабильную работу и иметь глубокую экспертизу в какой-либо области.

Я задала себе вопрос — смогла бы я работать на одном месте годами, всю жизнь? И честно ответила: нет, звучит как кошмарный, очень скучный сон. А значит, заниматься чем-то одним — навязанное обществом желание, а не мое собственное.

Когда я это поняла, я смогла оценить плюсы своих особенностей сканера.

Сканерам не сложно резко изменить свою жизнь — переехать на другой конец света или в сорок лет начать карьеру программиста. А любые, казалось бы, бесполезные увлечения, которыми они в прошлом занимались, помогают им это делать: благодаря разносторонним знаниям им никогда не приходится начинать с нуля. Например, когда я решила заниматься выпечкой на заказ, я уже умела печь, делать сайты и разбиралась в продвижении продукта в социальных сетях, потому что интересовалась этим задолго до идеи открыть свое дело.

Я смирилась с тем, что никогда не смогу стать крутым специалистом в одной сфере. Мои многочисленные интересы мне дороги, потому что без них жить было бы скучно, и пытаться ими жертвовать, чтобы быть как все, я не хочу.

Как я придумала способ контролировать свою любознательность

Барбара Шер сравнивает сканеров с пчелами, которые перелетают с цветка на цветок в поисках нектара. Каждый цветок — это дело, которым увлечен сканер. Пока он не выпьет весь нектар, у него не возникнет потребности перелетать на другой цветок.

По мысли Шер, сканеру прежде всего стоит выяснить, чем именно является для него «нектар» — что привлекает во всех занятиях. Это должно помочь ему найти свою сильную сторону и понять, в каких сферах стоит развивать себя.

Я долго вспоминала все свои увлечения и искала общий знаменатель: выписала их в список и стала думать, что их объединяет. Часто психологи и коучи советуют в таких случаях обратиться к детству — что вам нравилось тогда. Я думаю, что это не стоит воспринимать слишком буквально — «нравилось рисовать, значит, нужно стать дизайнером или художником». Вместо этого я старалась посмотреть глубже и понять, что стояло за детскими интересами, какие потребности на уровне эмоций и ощущений они выполняли. Например, рисование в детстве может быть способом справляться с эмоциями или желанием получить поощрение, похвалу от взрослых.

Думаю, что нашла — больше всего мне нравится что-то менять, экспериментировать и придумывать. Например, в детстве я любила рисовать и писать сказки, потому что мне нравилось преобразовывать действительность, пропуская ее через свое видение. Так же было и с выпечкой во взрослом возрасте — кто-то печет, чтобы порадовать родных, а мне нравилось смешивать ингредиенты не по рецепту и смотреть, что получится.

После того как я определила свой «нектар», я начала наводить порядок в жизни так, как советовала это Барбара Шер, — взяла список всех своих интересов и ранжировала их от более приоритетных к менее приоритетным. Потом выделила главный интерес — точнее, целых два, и побочные, менее значимые.

Мой первый главный интерес — ИТ-аналитика: я решила, что эта тема может стать моей основной работой и не надоест слишком быстро, потому что содержит мой «нектар» — необходимость собирать и преобразовывать информацию. Сейчас я в поиске постоянной работы в этой сфере.

Второй главный интерес — пищевые ингредиенты. Раньше я писала статьи на заказ по этой теме, а в январе создала телеграм-канал, где делюсь своими знаниями про пищевую химию и выбор полезных продуктов.

Далее в моей иерархии занятий — языки. Их я практикую пару раз в неделю: общаясь с друзьями из разных стран, пою песни ребенку и иногда беру заказы на перевод. Любимым с детства рисованием занимаюсь с ребенком раз в неделю.

Пока не получается перестать отвлекаться на новую интересную информацию по темам, смежным с выбранным мной как основные интересы. Приходится себя одергивать, если в работе, например, меня внезапно заинтересовал html или разработка продуктовых гипотез.

Оставить интерес полностью неудовлетворенным сложно, поэтому я даю себе обещание посмотреть одно видео по этой новой для меня теме, но не использовать как рабочий инструмент.

Что делать, если из⁠-⁠за смены интересов страдает карьера

Важно понять, есть ли какие-то проблемы, которые влечет за собой такой рабочий стиль. Если речь только о самокритике, то, действительно, опыт других людей, нормализация может помочь. Давая себе наименование — «сканер», — человек словно легитимизирует свое право не специализироваться, от чего чувствует себя лучше.

Возможно, однако, есть и другие проблемы. Например, человеку трудно обеспечить себя или грамотно «продать» свое лоскутное резюме на рынке. Или же, как замечает героиня истории, появляется избыток нагрузки «от жадности» успеть разное быстро. А возможно, человеку просто надоедает любая работа, когда в ней не остается пространства для нового и экспериментов. И в каждом случае нужны свои решения.

Вот несколько универсальных стратегий.

  1. Найдите хорошего карьерного консультанта, который поможет вам усилить ваше резюме, подчеркнуть сильные стороны вашего объемного подхода к задачам и указать, в каких областях именно такой стиль является большим преимуществом.
  2. Учитесь фильтровать свои импульсы, побуждающие срочно начать делать то, что очень загорелось. Остывать и оттормаживать, планировать и ограничивать себя может быть полезно, если в избытке любви к новой сфере деятельности приходится отказываться от отдыха и сна.
  3. Медитируйте, чтобы развивать навык сосредоточения. Когда сильная увлеченность не подкрепляется способностью к концентрации и управлению своими состояниями, она может ощущаться больше как движение по течению и не давать должного удовлетворения. Так что навык сосредоточения полезен универсально — не только тем, кто погружается глубоко, но и тем, кто выбирает двигаться широко.
  4. Определите свои ценности. Делать можно что угодно, но удовольствие и смысл мы получаем тогда, когда на выходе от наших действий происходит что-то важное для нас. Если ценно помогать людям, то это может быть и медицина, и преподавание, и сервис, и даже блогинг — множество средств позволяют реализовать одну и ту же ценность. Если ценно создание нового, то, опять же, от инженера до родителя — множество путей. Но смысл остается для человека ясным, легче фильтровать дела с позиции «приближает ли это меня к тому, что важно».
  5. Возьмите за правило доводить каждое начатое дело или хобби до как минимум одного полностью реализованного проекта, который можно и не стыдно показать другим в качестве «трофея». Если это танцы — хорошая качественная запись полностью поставленного танца. Если керамика — полностью готовый и хорошо сфотографированный керамический набор. Без трофеев будет казаться, что мастерства и экспертизы не нажито — но это не так. Нужно запастись сильными доказательствами и реализованными кейсами в вашем «портфеле», чтобы вовремя вспомнить, что вы умеете на самом деле, и мочь это продемонстрировать другим.

Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine.

Как вы нашли интересную для себя профессиональную сферу?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Я единственное чего понять не могу, как такие люди вообще находят работу (в случае работы по найму конечно)? Ну вот приходит такой в 30+ летний кадр на собеседование с совершенно нерелевантным предыдущим опытом и говорит "возьмите меня, я могу-умею", так что ли? Опять же, в текущих реалиях автоматизации HR такие резюме даже фильтры проходить не будут, не говоря уже о собеседованиях.

42

Sergey, вот я, например, за 17 лет трудового стажа поменял около 10 рабочих мест, но на собес ходил только 2 раза. Во остальных случаях работодатели сами звали меня к себе через общих знакомых.
Но карьерного роста - никакого, да. Позиции чисто линейные: поработал там, поработал тут. Но мне этого роста и не надо, я по натуре тот ещё антиконсьюмерист, нигилист и дауншифтер, видал я эту карьеру в деревянном ящике.

23

Sergey, нее, работу-то они найти смогут. Опыт и широкий кругозор ценятся, кмк. Единственное, чего понять не могу - как они зарабатывают?!

9

Завтрашний, предположу, что у таких людей обычно нет потребности в высоком заработке, есть «тыл» (родители, муж, активы), отсюда можно «искать себя» очень долго)

20

Alima, почему сразу «муж»? А может быть и жена

5

Завтрашний, опыт и широкий кругозор это замечательно и дополнительный плюс, но что толку от них если у кандидата основных рабочих навыков нет?

9

Завтрашний, зарплату же платят, с голоду не умрёшь. А вот, если IT. Время поменялось же. Тоже раньше думал без диплома никуда не берут, теперь программистов без дипломов берут после беседы. Друзья так и работают.

1

Станислав, я бы не разделяла оптимизма на этот счет. Голодный рынок где хватали в IT людей буквально с улицы по всем признакам уже немного насытился. Раньше легко было вкатиться «с горящими глазами», сейчас уже достаточно жесткая конкуренция для людей с небольшим опытом или без опыта вовсе. Да и входной порог по уровню знаний и навыков повысился очень сильно за последние несколько лет, наблюдаю это по тому как выглядят вакансии сейчас, и как выглядели когда устраивалась я (прошло всего 4 года). Плюс джуны и даже стажеры которые попадают к нам на проекты могут дать фору некоторым мидлам с которыми я ранее работала, заметно что при хайринге сейчас есть из кого выбирать.

0

Завтрашний, фриланс, не?

1

Sergey, да легко находят. Резюме подсвечивается под одну специальность. А по факту такие разносторонние люди очень полезны бизнесу. Когда платят условному маркетологу, а он еще и дизайны делает и продажами занимается.

6

Ekaterina, да, делается просто несколько резюме под определенную должность и все, в каждом уже выделяется то, что подходит именно под эту специальность, я так делала, да и многие так делают))) Я Hr и вижу, если человек не закрыл доступ, когда у человека несколько резюме на hh, бывает, что есть резюме на юриста, дизайнера и какого нибудь лаборанта у одного человека.

4

Ekaterina, Да, да. Было на одной работе, когда собрали компьютерщика, холодильщика и строителя. Сломался комп, сломался кондиционер у начальника, стройка из-за расширения бизнеса и все пригодились. А автомеханик всем раздавал советы по ремонту собственных авто.

0

Sergey, ну вы правильно заметили, как правило люди с СДВГ сами создают рабочие места, нежели проходят собесы )

4

ivan, но чёт вы сюда СДВГ зря приплели

1

Sergey, очень легко, особенно если есть тот самый "общий знаменатель".
А ключевых слов в резюме натолкать - вообще не проблема.

2

Ekaterina, напихать что угодно можно, особо продвинутые уникумы рекомендуют вообще текст вакансии невидимым шрифтом в резюме впихнуть. Фильтр резюме конечно пройдет, но у HR оно будет отображаться без форматирования так что такие хитрости как на ладони и если ключевые слова напиханы от балды без привязки к конкретному опыту то HR должен быть совсем глупым, чтобы такого кадра пропустить.

1

Sergey,грамотный или опытный hr увидит соответствия требованиям вакансии и обратит внимание на широчайшие кругозор и опыт, а также достижения, пусть и в различных областях, которые характеризуют такого кандидата. Люди с такими навыками ценны как руководители отделов/проектов. Они также не жаждут карьерных перспектив, а с удовольствием получают новый опыт, легко обучаемы и открыты новым знаниям. Больше стратеги, чем тактики. Шире смотрят на проблемы. А те hr, кто ищет кандидатов по ключевым словам и шаблонному опыту находят либо исполнителей, иногда и хороших, либо создают нагрузку на интервьюеров, отвлекая их на проведения лишних собеседований, принося скорее убытки.
Для сканеров важен интерес в рассматриваемой вакансии и, конечно же, адекватная оплата. Они всегда находятся в поиске. Но не покинут рабочее место не доведя начатое до адекватных кондиций, не страдая при этом перфекционизмом. Не боятся дауншифтинга. С ними имеются и проблемы. Их нельзя шаблонизировать и они не терпят волокиты. При осознании себя сканером сами собеседуют тех, кто их. Думаю, что hr из них получится хороший, при правильной постановке задач.

6

Sergey, с вами подожду ответа. И ещё интересует вопрос про зп, как перейти из сферы в сферу не теряя качества жизни

2

Никак, иногда смена сферы - это как раз путь к повышению зп.

3

Никак, никак :). Придется выйти из зоны комфорта на какой-то срок.

0
Герой

02.03.23, 12:04

Отредактировано

Sergey, в моем случае, однажды я пришла устраиваться по специальности по диплому, а мне сказали "а давайте вы будете у нас маркетологом?" Я сказала "а давайте ")) потому что денег предложили много весьма.
Позже уже другая компания, где я работала вначале опять же по основному диплому, перевела меня спустя несколько лет на должность с совершенно другим функционалом и полностью обучила новой профессии.

1

essetimere, а у вас смежная специальность? или это прям радикальное предложение маркетологом стать?

0
Герой

04.03.23, 11:45

Отредактировано

Ekaterina, радикальное, я инженером пришла устраиваться) в маркетинге к меня был маленький опыт, в институте подрабатывала, указывала его в резюме, когда опыта работы было всего ничего, но вообще не планировала в этой области работать. Но пришлось, еще пару лет) самостоятельно и с помощью коллег осваивала.

2

essetimere, как здорово у Вас получилось. а сейчас чем занимаетесь? нравится?

0

Андрей, после той компании все-таки вернулась к работе инженером в другой, но со временем попросили переместиться в сферу снабжения. В общем мне производство интереснее чем маркетинг)

0

essetimere, как здорово у Вас получается. дальнейших успехов и удачи!

1

Андрей, взаимно))

0

Sergey, в Вашем мире человек должен заниматься чем-то одним всю жизнь?!!!

0

Андрей, нет конечно, человек может заниматься чем угодно. Но на мой взгляд гораздо эффективнее углублять свои познания в одной области и развивать узкую специализацию, чем набирать поверхностные знания в совершенно разных (и возможно даже не связанных между собой) областях. Разделение труда не просто так придумали.

0

Sergey, это на Ваш взгляд. почему не даете возможность другим людям иметь свой и жить в соответствии с ним?!
углублять свои познания в одной области - это эффективнее для кого?

знаете, я навсегда запомнил прочитанный в ютюбе комментарий одного соотечественника, который в 35 лет переехал в США и пошел там учиться. Он ужасно переживал, что будет самым старшим, что его будут высмеивать...
А оказалось, что он там был самым младшим! и люди были в том числе в возрасте глубоко за 55 лет. с учеными степенями. кто-то врач, кто-то микро-биолог... а учились веб-дизайну, если не ошибаюсь.

Мир меняется с сумасшедшей скоростью. появляются новые отрасли. почему не перейти в них в зрелом возрасте?!
со мной было подобное. меня заворожил интернет и его возможности.
и я прилагаю усилия, чтобы войти в сферы деятельности, непосредственно связанные с ним. много учился и продолжаю это делать, читаю еще больше. точнее, если я не двигаюсь/еду, я что-то читаю на эту тему.
хотя у меня за плечами два высших и большой опыт работы в крупной рос.холдинговой структуре . мне эта работа никогда не нравилась, неинтересна и я ее меняю. хотя, безусловно, были серьезные и значимые проекты, в которых я принимал непосредственное участие.

0
0
Герой

01.03.23, 21:00

Отредактировано

Ох, сейчас я буду отхватывать. Но выскажу теорию на правах фантазии)
Давайте вместе прикинем, кого больше - людей, которые "немножко умею печь, немножко шить, немножко петь и взяла пару курсов психотерапии" или профессоров и ультракрутых специалистов? Кто более востребован? А почему вообще крутых спецов меньше? Как там было... "Я не боюсь того, кто изучает 10,000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10,000 раз".
Так вот: представим, что владение каким-то навыком на уровне супер-мастера, это 100%, а уровень "а что это за навык?" 0%.
Допустим, вы беретесь за какое-то новое дело. Как правило, достигнуть уровня новичка очень легко. Немножко болтать на иностранном. Немножко лепить из глины. Немножко трогать струны гитары)
Удовольствия - море. Уже виден результат. Мотивация на взлете, вам вкусно и интересно. Практически каждое усилие - ВЖУХ - вознаграждается результатом. Дофамин цветет и пахнет.
Предположим, "нахрапом" так можно взять 10-30% уровня. За пару месяцев, год, два - зависит от того, чем занимаетесь.
Но дальше уже следующий уровень сложности.
Сколько из языков, которые вы якобы "знаете", вы сможете сдать на уровень людей, которые действительно его знают, специалистов-филологов? Родной-то сможете? Английский хотя бы на С1 сдадите? Образованные нейтивы знают его на C2.
Для этого язык нужно изучать. Нет "читкода", там достаточно большой пласт знаний, вы - человек, пласт осилить можно даже быстрее нормы, но не проскочить.
Репродуктолог? У вас медицинское образование? Или быстрые курсики за пару лет и несколько статей?
Второй уровень занимает несколько лет. Во многих профессиях где-то 5, плюс-минус. Это такой уровень, при котором вы уже можете учить остальных. Допустим, это даст нам 50%.
Все еще относительно доступно. Но для многих скучно - вылетают из универов, неспособны осилить всю литературу. Но все еще интересно, так много нового открывается мгновенно, какие-то новые трюки на фоно осваиваются, детали и книги находятся итд (смотря что учите).
Тут все еще толпа народу рядом с вами. Те, кто успешно закончил универ и более-менее работает по профилю.
а вот и третий уровень - еще 20 процентов.
Вы погружаетесь в профессию. Все меньше вкусного, легкодоступного почти уже нет. Порой вы можете вырезать тысячу статуэток, пытаясь найти ту самую форму - даже не так, вы вырезаете одну статую десятилетие. Вы улучшаете один навык годами. Вознаграждения (морального, от мозга) все меньше, дофамин не течет, не растет кокос.
Тут ряды РЕЗКО редеют.
И следующие 20% - это уникальные люди, ультракрутые специалисты. Человек посвятил всю жизнь, все пламя души изучению редких видов растений в Африке. Или борьбе с раком. Или созданию новой методики по усвоению языков. Рецепт. Что угодно.
Узкий специалист.
Еще есть оставшиеся, кто еще при этом гении и таланты, но мы их в расчет брать не будем.
Так вот.
Большинство, кто берется за что-то, осваивает навык на 10-30%. Бросает и идет к следующему.И следующему. На дофаминовой волне, на легком вознаграждении, когда разница между "в прошлом месяце я умел это, а теперь вот это" заметна.
И именно поэтому те, кто не бросил изучать то самое свое дело, кто остался изучать тонкие различие, биться над неразрешимыми вопросами, так ценятся. Как правило. именно они востребованы, больше зарабатывают, больше горят своим делом (иначе как ты выдержишь, без дофамина-то). И поэтому я искренне не понимаю, как может быть так называемых людей-сканеров меньше, чем тех, кто жизнь посвятил изучению одного вопроса, но со стремлением "дойти до самой сути". Хотя почему же. Понимаю. Ведь будь их реально мало, кто б раскупал миллионные тиражи мадам Шер?
Людей, которые бросаются от дела к делу, много. А узких, долбящих реально в одну точку -мало. Допустим, вы 10.000 часов изучаете 10.000 дел. Вы каждое освоите на час. А есть человек, которые освоит одно, но на 10.000 часов. И это сложнее в разы. странно будет думать, что кто-то может освоить тысячу дел хотя бы на близком к нему уровне - это надо быть гением.
Наверное, меня в самой себе смущает это желание "попробовать все". Но вот очевидным становится рост недопсихологов, недотерапевтов, недорепродуктологов, недо...(пишем свое). Если для реального владения _тонкостями_ профессии, наработки опыта итд требуется порой полжизни, то как можно считать себя добившимся успеха в сразу куче вещей? Какое-то обсценивание остальных выходит с очень высоким мнением о себе (раз человек считает, что смог освоить то, что люди осваивают годами, за вдесятеро меньший срок и практику).
Повторюсь: читкода нет. а вот ключик к полноценной жизни и гармонии вполне себе может быть в разнообразии)
Кстати, я себе организовала разнообразие в работе. Веду то детей, то взрослых, то концентрируюсь на разработках, то на выступлениях учителям, то на методике, то на книгах детям. Даже песенки писала и постановкиставила. Но все укладывается в "преподавание англ.". Удобно ^^'' МОжет, и с др профессиями можно "смежное" захватить, чтоб не скучать.

30

Е, эта ситуация описывается одним простым графиком - люди достигают первого пика и совершенно искренне считают что освоили навык на хорошем уровне, а по факту до истинного хорошего уровня как до китая раком и если бы они продолжили учиться, то обнаружили сколько еще неизученного их ждет впереди.

24

Sergey, для меня с какого-то возраста лакмусовой бумажкой стало «знаю n языков». Я так говорила лет до 25.
А потом стала говорить «изучаю n языков». Казалось бы - одно и то же, но первую фразу чаще слышу от людей с A1-a2, вторую - от нейтивов и уровня С.
Больше учишь языки - больше проникаешься к ним уважением.

12

Е, с языками всегда вопрос- зачем они? у меня, например, свободный французский, потому что я жила во Франции. Но свободный разговорный, плюс умею в рамках профессии писать складно и не очень безграмотно, и могу в оригинале читать все, что мне интересно. Я понятия не имею, какой уровень владения им по системам, потому что нет повода сдавать экзамены, и нет повода его усовершенствовать- мне этого уровня достаточно.
То же и с английским. Когда-то сдавала экзамены, уровень что-то вроде upper-intermediate. Я общаюсь на нем исключительно по работе с не-носителями. Крайне редко читаю несложный худлит. Зачем мне углублять знание английского? Мне предостаточно нынешнего.
Кстати, язык, если его не использовать каждый день, очень быстро забывается.

7

essetimere, так я с вами согласна) Я не думаю, что обязательно вот все, за что хватаешься, доводить до уровня носителя, но при этом странно смотрится «я знаю 5 языков». «Я изучаю 5 языков» звучит адекватнее )
Это мелкий нюанс, на самом деле)

5
0

аналогичная ситуация. к своему стыду всегда думала, что со мной просто что-то не так и я очень поверхностная.
к 31 году сменила много сфер, дольше всего задержалась в IT, аж на 6 лет. но в этом году опять решила двигаться дальше и выбрала другое направление.
с одной стороны это классно, ощущение, будто проживаешь несколько жизней. с другой стороны все время видишь себя той стрекозой из сказки.
спасибо за информацию, пойду почитаю книгу

22
0

Тоже самое, чем бы я не занималась хватает максимум на год и потом как будто все, не интересно.
Много раз думала, ну что же делать, подумывала про свое дело, ведь там нужно решать миллион вопросов разноплановых одновременно и это как раз для меня, но хочется сразу все и что то хотя бы среднее в масштабах, а все эти чизкейки, тортики,украшения на заказ, фотосъемки, визаж, парикмахер, колорист, организация фестивалей, создание курсов и даже выращивание микро зелени и это лишь часть что вспомнила из своих занятий помимо основной работы, все это быстро надоедает и все не то.
Думала заниматься туризмом, но не про сидеть в офисе и продавать туры, а организовывать поездки как гид и проводник, но понимаю, что это сложно и также думаю, что выгорю через год.
Всегда чуть чуть завидовала людям, кто делает дело, долго и упорно или работает на 1 работе и поднимается по карьере, для меня это что то недостижимое

18

Светлана, где она пропела? Человек закончил ВУЗ, человек работал. Да, меняет работы, я настрочила простыню о том, почему я не совсем полностью согласна со статьей. Но это не стрекоза. Это вполне себе работящая творческая яркая пташка. Колибри)))

10
0

почему-то и в статье, и в комментариях проходит мысль, что строить карьеру это всю жизнь делать одно и и то же, в том же коллективе, на одном и том же месте. Но это же не так, карьера часто как раз и подразумевает движение, и горизонтальное, и вертикальное, и в смежные области. Истории про медиков и физиков это другое, там правда нужно быть глубоко в своей теме, а в менее специализированных областях как раз ценятся люди, имеющие широкий кругозор и функционал. Я за 10 лет поработала и гидом, и переводчиком, и бизнес-ассистентом, а сейчас занимаюсь корпоративным обучением, но я точно не сканер, и даже не многранный дайвер, просто двигаюсь туда, куда мне сейчас интересно)

10
0
Герой Т—Ж

+1

01.03.23, 14:00

"а потом все бросает — и это ведет к разрушительным последствиям"
Поменять фронты на кухне тоже, наверное, разрушительные последствия. А бросить старую работы ради новой, лучшей? Больше драмы! Блин, и это "психотерапевт".

9
0

Благодаря этой статье узнал, что я - циклический сканер))
Нравится периодически менять деятельность, да и вообще у меня много интересов, но так как невозможно объять необъятное, приходится циклически возвращаться то к одному, то к другому занятию.

8

Светлана, действительно. Зачем пытаться понять другого человека и дать ему право быть не таким, как Вы? Лучше осудить, "подколоть" и обесценить. Вот и весь наш типично расейский менталитет.

8
Герой

02.03.23, 13:02

Отредактировано

essetimere,
1) необязательно в науку. Пример: нам клал плитку человек с заработком программиста-миддла. Только в ванной - в комнате я его себе позволить не смогла.
Почему он так много зарабатывает? Потому что чел лучший. Он свое дело обожает, выкладывает сторис в инсту, показывает и объясняет мне лично что, как и почему, берется за самые сложные виды работы, за которые у нас больше не берется никто.
Наука? Нет.
2) вы так пишете про широкий кругозор, как будто люди -специалисты им не обладают))) вполне себе)
Гармония - дело такое.

8
0
Герой

01.03.23, 13:17

Отредактировано

Я могла бы написать эту статью)много общего с автором, начиная со стихов и сказок в детстве )

7

Sasha, интересное рабство, где тебя никто не держит)

7
0

То есть сначала светлая мысль пришла про сдвг, но потом вместо того чтоб сходить к психиатру, вы решили что проще прицепить к себе ярлык сканер, прочитав ненаучную книгу, где автор придумала все из своей головы. На минуточку, СДВГ это биологическая особенность и на этот счет куча исследований. А вот про «сканеров» их нет.

5

Е, есть такой вариант.

5

Светлана, ну да. Там ведь не про коров и не для специалистов по коровам.

5

Светлана, Вам, видимо, - нечего.

4

Ди, прикол в том, что если вы знаете язык, то звучит как будто бы вы его знаете весь, целиком. Поэтому люди, действительно занимающиеся языками, часто избегают этого слова) говорят «занимаюсь» таким-то языком /преподаю/изучаю/знаю на таком-то уровне)
Я филолог, у меня два высших образования- русский, английский, немецкий, все с правом преподавать.
У меня язык не повернется сказать, что я «знаю» мой родной русский язык)) а французский и японский пока изучаю просто)

4

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество