«Класс мне достался непростой»: истории людей, которые решили стать сельскими учителями
Участвуя в программе «Учитель для России», можно сменить профессию и место проживания.
Две читательницы Т—Ж переквалифицировались в педагогов и переехали из города в село. Узнали, почему они выбрали такой путь, как адаптировались на новом месте и сложно ли им находить общий язык с детьми.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
«Учителя разбились на группки и шептались между собой»
Жизнь до школы. Я из Иркутска, моя мама — учитель русского и литературы. Тетрадки я начала проверять в пятом классе, помогая ей.
В старшей школе видела свое будущее в управлении образованием, а после выпуска поступила на это направление в вуз. Программа называлась «регионоведение», но по факту мы изучали как раз то, что меня интересовало.
Параллельно я занималась французским. На последнем курсе решила сдать международные экзамены, и преподавательница посоветовала продолжить учебу во Франции. Я подумала, а почему бы и нет.
Прошла в восемь вузов из десяти и отправилась учиться в первый, куда меня пригласили. Моя магистратура была посвящена экономическому менеджменту в образовании. После нее я вернулась в Россию: не хотела проходить историю с адаптацией в новой стране.
Сначала я работала три года в Минобре Иркутской области, занимаясь детскими домами и сферой дополнительного образования. Но мне казалось, что я тружусь вхолостую, так как не вижу результатов своего труда. Поэтому решила уволиться.
Благодаря старой работе у меня появились знакомства в Иркутском драматическом театре. Его администрация предложила мне занять позицию главного администратора. По сути, нужно было стать правой рукой директора: следить за продажами и рекламой, организовывать гастроли, заботиться, чтобы артистам было комфортно, проверять репертуарную политику, держать под контролем состояние здания.
Такая деятельность меня очень увлекла, и я проработала в театре семь лет. Это было хорошее испытание моих профессиональных качеств и компетенций.
Почему решила стать учителем. Когда наступила пандемия, театр закрыли. Мы сидели дома, успокаивали зрителей и возвращали деньги за билеты. Тогда я поняла, что устала от городской жизни и хочу пожить где-то в деревне.
Мама подкинула идею поработать сельским учителем. Это было мне близко, потому что после университета я немного трудилась репетитором. Да и в целом мне нравилось общаться с детьми, отвечать на их вопросы, разбираться, чем интересуется молодежь.
Вести я хотела уроки русского и литературы. Вообще, у нас в семье сложилась своего рода династия учителей-предметников: кроме мамы эти дисциплины преподает моя старшая сестра.
Когда я начала искать пути, как быстрее и эффективнее получить педагогическое образование, то узнала о программе «Учитель для России».
В начале 2021 года я отправила заявку и прошла отбор, который состоял из четырех этапов. Больше всего я боялась оценки предметных знаний на онлайн-собеседовании. Помню, что интервью с методистом прошло в дружелюбной атмосфере и длилось больше часа. Та встреча оставила о себе теплые впечатления — как, впрочем, и другие испытания. Наверное, это говорит о том, что я не зря решила участвовать в конкурсе.
Дальше мы определялись с регионами, куда отправимся преподавать. Поскольку моя заявка была в первой волне, я могла выбирать из нескольких вариантов. Меня привлекала Тамбовская область: в этой области все школы, которые участвовали в программе, были сельскими.
Я остановилась на двух вакансиях — в селе Селезни и поселке совхоза «Селезневский». В итоге меня взяли во второе место: директору первой школы не нравилось, что у меня нет филологического образования.
Обучение перед работой состояло из двух частей. В июне и июле мы занимались онлайн, а потом был почти месяц офлайна в Калужской области. Нам устроили не только лекции, беседы и тренинги, но и практику на базе детского лагеря. А после этого нам выдали диплом о начальной педагогической подготовке, который дает право преподавать в школе.
Переезд и адаптация. Я отправилась именно туда, куда хотела: в сельскую местность, но расположенную всего в 20 минутах езды на электричке от Тамбова. Это классическая деревня, где по дороге ходят курицы, есть огороды и остальные прелести загородной жизни.
Школа, куда я пришла, довольно большая по местным меркам: в ней учится около 400 человек. Это филиал другого учебного заведения, которое находится в соседнем большом поселке.
Работать учителем я начала 1 сентября 2021 года. В школе меня встретили очень радушно. Сразу после приезда директор спросила, нужно ли мне что-то. А новые коллеги принесли огромный пакет вещей: посуду, спальные принадлежности, обогреватель.
Долгое время я снимала квартиры: сначала просторную и не очень уютную, а потом более компактную. В октябре 2022 года я наконец-то исполнила свою мечту и арендовала дом — нашла вариант, за который просили приемлемые деньги. Хозяева — бабушка и дедушка моей ученицы, и у нас отличные отношения.
В целом моя адаптация прошла очень плавно и легко — благодаря поддержке администрации и маме, с которой я регулярно советовалась. Коллеги мне помогают во всем — у многих знакомых учителей из других регионов это даже вызывает белую зависть.
Еще со мной работают кураторы «Учителя для России». Минимум раз в месяц они приезжают в школу: общаются с педагогами и администрацией, посещают уроки. Если есть потребность, можно видеться чаще — онлайн или офлайн. Я также регулярно получаю обратную связь от методистов проекта. Они смотрят мои уроки, проводят вебинары каждые две недели.
Кроме этого, раз в месяц нас собирают на большое двухдневное обучение в ближайших городах — например, я ездила в Тамбов и Воронеж. Форматы занятий предусмотрены разные — от встреч с родителями и психологами до обсуждений с детьми.
Зарплата. Поддержка педагогов от организаторов программы «Учитель для России» состоит из стипендии, которая составляет 20 000 ₽, и компенсации аренды жилья в размере 15 000 ₽. Дом я арендую за 9000 ₽, так что этих денег мне вполне хватает. Еще у меня есть два кредита из прошлой жизни — с ними я тоже справляюсь благодаря выплатам.
Как учителю мне также положена зарплата. Но любой молодой специалист сначала приходит на оклад, то есть его доход минимальный. А дальше — как будешь работать. Например, уже спустя полгода появляются выплаты за стаж. Они небольшие, но это лучше, чем ничего.
Сейчас я веду русский язык и литературу в двух шестых классах и в десятом, а еще литературу в двух седьмых. Всего у меня выходит 33 часа в неделю — довольно много. Также у меня есть надбавка за классное руководство и выплата как молодому специалисту. Благодаря этому я получаю 31 000 ₽ в месяц.
- ~71 000 ₽
Когда остается свободное время, занимаюсь репетиторством. Дополнительные уроки приносят около 5000 ₽ в месяц.
Зарплаты, которую я получаю, мне вполне хватает. В целом жизнь в поселке чуть дешевле, чем, например, в Иркутске. Плюс у меня не возникает соблазна каждый день тратить деньги: здесь нет ни кафе, ни кинотеатра. У нас есть ДК, но в нем обычно ничего не происходит.
Тем не менее я не испытываю культурного голода, ведь город находится близко. Я часто езжу в Тамбов в театр, в том числе с учениками. Мы выбираем спектакли, которые заканчиваются до ухода последней электрички, чтобы вернуться в поселок не на такси за тысячу рублей, а за 50 ₽.
Работа. Я учитель русского и литературы, так что у меня всегда есть тетрадки на проверку. Раньше я тратила на подготовку к урокам четыре-пять часов в день, а сейчас около трех максимум.
Приходить в школу из другой сферы непросто. В прошлом году были трудные моменты, связанные, например, с поведением детей. В такой ситуации главное — наступить на горло собственному желанию впасть в истерику. Напомнить себе, что я взрослая, а они дети. И проговорить вслух, где мы сейчас находимся и с какой целью.
Тем не менее мне кажется, что дети здесь потрясающие. Заметила, что они обожают гулять. А когда начинается сезон хорошей погоды, просят проводить уроки на улице. Однажды у меня это даже получилось.
Как я уже говорила, наша школа — филиал другого учебного заведения. К сожалению, бюджет и сотрудники нам часто достаются по остаточному принципу. Например, психолог один на все школы — филиалы и базовую, — а вопросы ремонта решаются не так оперативно, как хотелось бы. Поэтому у нас не очень современные туалеты, где-то обсыпается штукатурка. Но в остальном школа весьма уютная и опрятная. В моем кабинете нет интерактивной доски, но есть проектор и экран, удобные парты, лампы с ровным светом — одним словом, все по нормативам.
Некоторые материалы для уроков приходится покупать самой. Допустим, нам дают бумагу для распечаток, чтобы мы провели ВПР — Всероссийские проверочные работы. Но мне нужно гораздо больше бумаги, чем предоставляет школа, плюс дополнительные принадлежности для детей: карандаши, фломастеры, что-то еще. Поэтому у нас есть общий фонд, из которого ребята берут канцелярию на время урока.
На моих занятиях очень много групповой и творческой работы, особенно на литературе. Например, некоторые темы мы изучаем, рисуя стихи. Суть задания в том, чтобы дети переносили на бумагу образы, скрытые в разных строчках.
С десятым классом я провожу разные эксперименты, чтобы повысить мотивацию к чтению. На первом уроке по «Войне и миру» я так и сказала: «Вы знаете, в школе я не прочитала это произведение полностью. Я понимаю, что вы, скорее всего, тоже его сейчас не прочтете. Но моя задача — сделать так, чтобы вы не возненавидели эту книгу и прочитали ее позже». Это моя цель на всех уроках: чтобы дети не испытывали негативных чувств к предмету и понимали, зачем он нужен.
Не буду лукавить: другие педагоги не приняли мои эксперименты с энтузиазмом.
Открытых конфликтов у меня не было, но одна коллега как-то сказала: «Ну вот ваши методы — это все хорошо, но не для наших детей». Было грустно слышать такое мнение, но спорить я не стала — как и менять свою методику. Мне кажется, я веду уроки интересно и современно, детям это нравится.
Однажды директор попросила меня выступить с лекцией о новых инструментах в педагогике на школьной конференции. Сначала мне было максимально некомфортно: учителя разбились на группки и шептались между собой. Но благодаря вовлекающим методикам я смогла обратить на себя внимание и убедить коллег, что мои инструменты работают. Например, я просила обсудить что-то в парах, а потом говорила, что так же можно делать и на уроках.
Сейчас я нахожу отдушину в школьной театральной студии. Мы начали занятия в октябре прошлого года: сперва практиковали разные тренинги, а затем приступили к репетициям. Параллельно я прохожу онлайн-курсы института имени Щукина, рассчитанные на педагогов школьных театров.
Приятно, когда понимаешь, что стараешься не зря: мы участвовали во всероссийском конкурсе «Школьная классика» и дошли до третьего этапа.
Скоро планируем выпустить спектакль о мирной жизни во время Великой Отечественной войны — «Девочку из города» по одноименному произведению Любови Воронковой. Мне кажется, с детьми важно говорить на такие сложные темы, в том числе через искусство.
Выводы и планы. Прожив в Тамбовской области два года, я поняла, что не хотела бы сюда переезжать навсегда. В свободные дни я объездила окрестности, увидела Центральную Россию и пришла к выводу, что для жизни мне больше нравится родная Сибирь.
Останусь я в школе или нет, пока не знаю. В программе обычно участвуют два года, после чего выдается диплом о профессиональной переподготовке — с ним, например, можно получить учительскую категорию. При желании также можно подать заявку на дополнительный год — ее одобрят, если позволит бюджет проекта. Я бы хотела поработать еще, поэтому написала организаторам и теперь жду результатов.
Если со стипендией не получится, придется уезжать: снимать жилье без нее я точно не смогу. В таком случае я, возможно, вернусь домой. Или буду участвовать в программе «Земский учитель» — подала заявку в школу поселка Култук на берегу Байкала.
Заканчивать с преподаванием я в любом случае не планирую. Работая учителем, я чувствую, что нахожусь на своем месте, поэтому мне бы хотелось заниматься этим и дальше. Как минимум ближайшие несколько лет.
«На поведение моего класса постоянно жаловались»
Жизнь до школы. Я родилась и выросла в Москве. Окончила Российский государственный аграрный университет по направлению «садоводство».
Когда я училась в вузе, мой диплом был о том, как гормоны роста влияют на укореняемость черенков гортензии. Я писала его в Ботаническом саду МГУ и там же работала: помогала экскурсоводу и ухаживала за растениями, помогала организовывать праздники.
Но зарплаты в этой сфере меня не очень устраивали, поэтому я начала заниматься связями с общественностью. Работала в компаниях Intel и Polymedia, а на момент подачи заявки в программу «Учитель для России» — в команде фестиваля Nauka 0+ МГУ имени М. В. Ломоносова.
Почему решила стать учителем. Еще в старшей школе я мечтала преподавать биологию, поэтому в 2021 году поступила на курсы профессиональной переподготовки. А когда их оканчивала, увидела пост о программе «Учитель для России».
Я обрадовалась, когда поняла, что могу подать заявку. Откуда-то взялась уверенность в себе, и я решила участвовать. Чтобы не терять настрой, в процессе отбора дополнительно работала с психологом. Самым трудным испытанием стало собеседование с методистом по биологии: вопросы оказались непростые, отвечала я, по моей личной оценке, не очень точно. Несмотря на это, отбор я в итоге прошла.
Дальше я вела свои первые уроки в детском лагере «Территория лета». Поначалу ужасно волновалась, но вскоре стала получать огромное удовольствие от работы. Особенно мне понравилось преподавать у ребят, которые учатся в классах с первого по пятый. А еще оказалось, что я отлично играю в баскетбол — даже несмотря на мою нелюбовь к школьной физкультуре.
Переезд и адаптация. Я подавала заявки в школы Калужской области — выбрала этот регион из-за близости к Москве.
С сентября 2021 я год работала учителем биологии в сельской школе Малоярославецкого района. А потом перешла в другое учебное заведение, расположенное в деревне Кривское, и стала учителем начальных классов у ребят с особыми образовательными потребностями. В нашем классе есть дети иммигрантов и с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ.
Сельская жизнь стала для меня чем-то новым — раньше я с ней никак не пересекалась. Мне казалось, что это очень закрытое сообщество, в которое сложно влиться. В первый год программы так и было: мои знакомые жили в городе, а я чувствовала одиночество, хотя постоянно находилась в окружении людей.
Стало легче, когда у меня появились неформальные отношения с детьми. Я могла играть с пятиклассниками во фрисби и футбол, иногда задерживалась после уроков, чтобы порисовать.
Но все равно общество учеников — это не совсем то, что решает вопрос одиночества: не хватало именно друзей. В первой школе у меня так и не сложились доверительные отношения ни с кем из взрослого окружения. Я очень старалась и до сих пор не могу себе ответить на вопрос почему. Иногда с коллегами возникали конфликты, причем я даже не понимала, из-за чего. Возможно, они были вызваны непониманием.
Когда я перешла в новую школу, у меня быстро появился большой круг приятелей. Позже они стали моими друзьями. В основном это другие учителя — в том числе старше меня. Мы проводим вместе время, приходим друг к другу на уроки и даем советы.
В первой школе я жила в квартире, расположенной прямо в селе, и видела школу из окна кухни. Когда перешла в другое место, то поселилась в городе Обнинске и начала ездить на работу на маршрутке. Квартиру там искала целенаправленно: боялась, что если буду жить в деревне, то снова почувствую одиночество. Но получилось так, что я нашла друзей именно в школе.
Сейчас я понимаю, как долго на самом деле длится день. В Москве я тратила на дорогу около часа в каждую сторону, а в селе стала добираться до работы минут за пять. Благодаря этому сильно экономится время и появляется возможность заняться чем-то новым и интересным.
Например, я купила себе балалайку и начала учиться на ней играть, занялась языками. Еще у меня изменился режим: теперь я просыпаюсь в 05:00—06:00 и прихожу в школу к 07:00—07:30, а уроки начинаются в 08:15.
Конечно, по сравнению с Москвой культурных мероприятий здесь мало. Ближайший театр, куда можно сходить, находится в Калуге. Я решаю вопрос развлечений самостоятельно: много гуляю, смотрю фильмы, провожу время с новыми друзьями.
Зарплата. Как и другие участники программы «Учитель для России», я получаю стипендию и компенсацию аренды жилья. За квартиру плачу 24 000 ₽ в месяц, а еще мне нужно покупать еду, иногда ездить в Москву к семье — это я могу себе позволить только благодаря выплатам от организаторов программы.
В школе моя ставка — 8320 ₽, за классное руководство доплачивают 6500 ₽, за ведение кружков — 8960 ₽. Также бывают премии и стимулирующие выплаты, но их размер может разниться. Случается, что моя зарплата за месяц до вычета налогов — 43 000 ₽.
- ~78 000 ₽
Работа. Когда мы указывали свои пожелания к будущему месту работы, я написала, что не хочу преподавать в сельской школе. Но так получилось, что меня отправили именно туда.
Обычно в таких школах мало учеников, и меня это беспокоило. Я переживала, как сложатся мои отношения с ребятами, понравлюсь ли я им, что обо мне подумают. Мне казалось, что чем больше учебное заведение, тем больше безопасного пространства, а значит, подружиться с детьми будет проще. А в маленькой школе ты, наоборот, постоянно на виду.
В реальности все оказалось не так, как я представляла. Выяснилось, что дети чувствуют, когда учитель хочет быть полезным и беспокоится о том, какое впечатление производит. Поэтому я рада, что работаю именно в селе. Мне кажется, в городской школе был бы совсем другой, менее полезный опыт.
В первой школе у меня было 16 часов биологии в классах с пятого по одиннадцатый и дополнительные занятия. Сейчас у меня 22 часа плюс внеклассные истории: я веду русский как иностранный, агрошколу и писательский клуб. На подготовку к одному уроку может уходить и 20 минут, и два-три часа — это зависит от темы.
Кроме того, я классный руководитель четвертого класса. Так получилось, что у них не было учителя, — я согласилась им стать.
Лучше распределять нагрузку помогает постоянное обучение, предусмотренное программой «Учитель для России». Например, раз в два месяца нам устраивают региональные образовательные встречи — на них обсуждают методическую подготовку, взаимодействие с детьми, родителями и администрацией школы. Кроме того, организаторы выпускают для нас обучающие материалы, в том числе вебинары и курсы.
Класс мне достался непростой. Как я уже говорила, часть учеников — ребята с ОВЗ и дети иммигрантов, то есть инофоны, для которых русский язык неродной. Также есть те, кто оставался на второй год и перешел из другой школы.
Я поняла, что всех их важно как-то объединить, и стала вести уроки эмоционального интеллекта в рамках предмета «основы религиозных культур и светской этики». На занятиях мы учились выражать эмоции и с уважением относиться к другими культурам.
Эти уроки очень хорошо повлияли на отношения в классе. Пара ребят, которые раньше даже не хотели сидеть за одной партой, стали лучшими друзьями. Так что теперь они все время вместе и постоянно болтают.
Конфликты, конечно, случаются, но дети научились с ними справляться, как взрослые. Например, когда кто-то постоянно ругается матом, об этом говорят вслух: «Мы очень хотим с тобой дружить, но нам неприятно такое слышать. Давай думать, что будем делать».
В сентябре все было совсем по-другому: дети не хотели решать проблемы мирно, часто ссорились и дрались. На поведение моего класса постоянно жаловались другие учителя. Чтобы понять, почему так происходит, я приходила на уроки коллег, наблюдала за ребятами и разговаривала с ними. Причин оказалось множество: и языковой барьер, и стресс, и недостаточно развитый эмоциональный интеллект.
Что касается коллектива, то с ним, как я уже говорила, мне повезло. Поначалу некоторым моим методам не доверяли, но я объяснила, на каких исследованиях они основаны и как это работает. Коллеги услышали меня и отнеслись к моему подходу с пониманием.
В дальнейшем я даже проводила открытые уроки для гостей нашей школы. Выяснилось, что потребность в обсуждении эмоционального интеллекта чувствуют многие педагоги. Я показала, как можно организовывать такие занятия, и поделилась конкретными упражнениями.
Выводы и планы. Я бы хотела быть учителем начальных классов. Оказалось, для меня это интереснее, чем преподавание биологии. Когда вижу успехи своих детей, думаю: «Было бы здорово, если бы я занималась с ними с первого класса». Но сроки участия в программе ограничены.
Мне бы хотелось остаться тут и на третий год, поэтому я подала заявку. Если ее одобрят, у меня будет новый четвертый класс учеников с такими же особыми образовательными потребностями — об этом мне сказала директор. Мне понравилось работать в таком формате, и у нас получилось достичь хороших результатов, поэтому я не против. Но в будущем все-таки хотела бы взять первоклашек.
Без стипендии от организаторов «Учителя для России» я не смогу преподавать в сельской школе: низкая зарплата не позволит оплачивать аренду. Но возвращаться в Москву я еще не готова. Думаю, пока есть возможность, нужно путешествовать и узнавать, как живет страна, а вернуться домой всегда успею.
Так что в дальнейшем я, наверное, буду работать в какой-нибудь региональной школе — но не в государственной, а в частной. Обычно там небольшие классы, на мой взгляд, 20 детей — максимум, с которым можно эффективно работать. Знаю, что многим приходится вести уроки у 30 учеников и больше, это данность государственных школ. Но я буду неэффективна в таких условиях.