Истории провалов и успехов: каким был 2021 год для бизнеса
Ограничения из-за пандемии, QR-коды, новые нерабочие дни — в такой среде бизнес развивался в 2021 году.
Весь год бизнес-редакция Т—Ж интересовалась мнением предпринимателей и рассказывала истории разных проектов, в том числе по вашим заявкам.
В этом материале мы собрали интересные кейсы успешных бизнесов и оглушительные истории провалов за 2021 год — выбирали сердцем.
Илья из Челябинска всегда мечтал о кофейне и решил открыть свою кофейную точку. На старте он занял помещение с нужной аудиторией всего за 4000 ₽ в месяц, и в лучшие месяцы прибыль достигала 70 000 ₽. На волне успеха герой открыл еще две кофейни. Но в итоге выгорел, продал бизнес — и рассказал нам, какие сделал выводы.
Никита вместе со своей женой решил потратить все деньги со свадебных подарков, чтобы открыть домашнюю типографию. Они хотели выгодно вложить деньги и приумножить их, но в итоге ушли в минус и продавали бизнес на «Авито». Главными ошибками сам герой считает незнание рынка, на который они вышли, и непонимание потребностей своих клиентов.
Антон планировал потратить на открытие ресторана 2 миллиона рублей, но немного не рассчитал — итоговая сумма вышла в 20 миллионов. Герои нашли историческое здание, которое считали идеальным для ресторана, но его нужно было отреставрировать и отремонтировать. А когда ресторан начал принимать гостей, весь общепит в городе закрыли из-за пандемии. История не для слабонервных.
Павел с партнером занимались интернет-маркетингом 11 лет, и это им порядком надоело. Тогда они решили продать агентство и открыть сквош-клуб, хотя сами никогда не играли в сквош. После того как их первый клуб чуть не закрылся, герои решили открыть второй для устойчивости бизнеса. В своей истории Павел рассказывает, как они с партнером попали на гигантские штрафы ФМС, безрезультатно рекламировались у Дудя, пережили локдаун и все-таки вышли на прибыль.
«Первые продажи были через „Авито“ — это был самый простой способ найти клиентов. Тогда никто не знал про мой проект, а я не знал, что такое маркетинг», — Илья вместе с партнером открыли велосипедный магазин в 2014 году. Первый шоурум занимал 10 квадратных метров и находился в сгоревшем театре. Сейчас у Ильи полноценный магазин в Москве, бизнес приносит 9 миллионов рублей прибыли в год, а спрос на рынке превышает предложение.
Героини этого материала ушли из «Студии Лебедева» и создали свое иллюстраторское агентство. Из него выросла онлайн-школа дизайна с оборотом 17 миллионов рублей в месяц. Школа делает годовые программы, короткие курсы и Netflix для дизайнеров — архив программ по подписке. Одна из основательниц, Наташа, рассказала Т—Ж, как устроен бизнес онлайн-курсов.
«Шато-шапито» — территория в грузинском лесу, на создание которой герой статьи Иван собрал 400 000 долларов — в основном с помощью краудфандинга. Зарегистрировать акционерное общество в Грузии оказалось проще, чем в России, а вот эквайринг героям пришлось создавать с нуля — в сотрудничестве с банком Грузии.
В материале Иван рассказывает, как их план проекта все время менялся — стройка затягивалась, деньги заканчивались, а высокооплачиваемые менеджеры, директора и дизайнеры пропалывали грядки.
У Андрея было хобби: варить мыло дома. Еще недавно ему едва хватало денег на оплату квартиры в Кирове, а сейчас бизнес приносит в среднем 2 млн рублей в месяц, и производство переехало в Петербург. В материале он рассказал, как строит бренд косметики с отрицательным экоследом, чем ему помогла лояльная аудитория, почему они работают с магазинами zero waste и с какими сложностями бизнесу пришлось столкнуться.
Маша открыла инклюзивные мастерские «Простые вещи» в Петербурге. Это пространство, в котором учатся и работают люди с расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна и шизофренией.
Сначала к ним пришло всего восемь человек, и Маша думала, что идея провалилась. Все исправил пост друга на «Фейсбуке». Сейчас в проекте заняты 50 мастеров, которые вручную создают вещи для «Икеи», собственного магазина и других проектов. За 2021 год мастерские получили 29,3 млн рублей.
Представьте: вы открыли бизнес, а на рекламу тратиться не нужно. Вместо этого клиентов вам приводят те, кто уже хоть раз что-то купил. В этом материале своим опытом создания реферальной программы поделилась онлайн-школа Skyeng. Привлечение одного реферала обходится им примерно в 4 урока. Прочитайте рассказ о том, как школа привлекает новых клиентов.