Уход с российского рынка многих гигантов ретейла открыл дорогу местным производителям.

Вместо магазинов известных марок в торговых центрах открываются шоурумы локальных брендов, а покупатели ищут замену привычным вещам из H&M и «Юникло». То же самое происходит в других сферах: после закрытия «Икеи» потребители переключились на отечественную посуду и мебель.

В то же время затраты предпринимателей на логистику и материалы выросли, а за ними — и цены. Многие покупатели не готовы переплачивать и идут на «Алиэкспресс» за товарами подешевле. Собрали мнения читателей Тинькофф Журнала о том, стоит ли бизнесменам надеяться на силу импортозамещения.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

👎 Против: чтобы занять нишу массмаркета, потребуются годы и миллиарды рублей

Вот ушел H&M. Казалось бы — занимай его место. Но почему этого никто не делает? Да просто это невыгодно.

H&M — глобальная компания, которая отшивает одну футболку тиражом миллион штук и продает ее по миру за 15⁠—⁠20 $⁣ (1202⁠—⁠1603 ₽). Захоти вы занять их место, вам надо разработать дизайн сотни вещей, найти место в России или мире, где отшить пару миллионов штук изделий, нанять десятки тысяч людей, которые будут работать в новой компании, наладить логистику и зарубежные платежи, которые сегодня есть, а завтра — нет.

То есть вложить в это миллиарды рублей с горизонтом окупаемости более 10 лет. Но даже если вы все это сделаете, то продавать футболку «как в H&M» вы будете не за 10⁠—⁠15 $⁣ (801⁠—⁠1202 ₽), а за 30⁠—⁠40 $⁣ (2405⁠—⁠3207 ₽), иначе разоритесь уже в следующий месяц-два.


Со стороны может казаться, что наступило некое «золотое время» для бизнеса — в отсутствие нормальной конкуренции. Но это место на рынке не так просто занять. Меня просто смешат все разговоры о том, как сейчас на место условного «Старбакса» придет любой бизнес и сможет вот так сразу взять и занять ту же самую нишу, забрать ту же аудиторию и получать кучу денег.

Бизнес — это про процессы, проработанность всех нюансов: от закупок и материалов до команды и ее слаженности. Чтобы занять нишу бизнеса уровня H&M, нужно сначала дорасти до них — а это не год и не два.

👍 За: без давления международных компаний будет проще развиваться

Маленькие локальные мебельные компании теперь смогут вылезти и начать конкурировать между собой. Раньше у «Икеи» было слишком дешево — хотя для их качества очень дорого, — и люди шли туда, несмотря на ужасную мебель и прочее.


Недавно друг попросил побочно сваять ему каркасников для столов. Я спросил, что такое, он сказал, что столовую для персонала приходится увеличивать. Тихо выросшее производство компьютерных аксессуаров и торговля китайскими, потом перевод производства из Питера в регион. Растут и растут, клиенты уровня Сбербанка и дистрибуторов появились, раньше о таких и не мечтал бы. Самый что ни на есть реальный сектор. В общем-то, как обычно, в переломные времена какие-то темы умирают, какие-то растут.

Креативные шмотки — не самое важное в жизни людей, они легко это сокращают в первую очередь. Я вот и зарабатываю более-менее, а к одежде отношусь крайне утилитарно. А оборудование, сельхозка, ИТ очень даже востребованы, и это важнее.

👎 Против: производить товар в России дороже, чем за границей

Невозможно захватить кусок рынка в условиях открытой и при этом падающей экономики. Средний класс все тоньше — я говорю про Россию, а не про Москву и Питер. Производить невыгодно из-за дорогого доллара — где-то 80 ₽ на покупку. От доллара зависит стоимость в рублях импортных станков и материалов. При этом людям надо платить зарплату. И даже если платить 20 000 ₽ за работу, это все равно будет намного дороже контрактного производства за границей.

В итоге тот же «Остин» — на контрактном производстве в Индии, Китае и прочих. Заводы в этих странах могут сохранять низкие цены и приемлемое качество за счет оплаты труда, измеряемой в мисках риса, и эффекта масштаба, позволяющего тонко размазывать амортизационные отчисления и прочие траты.

Так что просто захотеть недостаточно. Нужна подходящая среда. Нужна экономическая стабильность и протекционистские меры, которые защитят производства от дешевых импортных товаров. Даже я, человек левых взглядов, это понимаю.

👍 За: скопировать проверенную идею выгоднее, чем изобретать что-то новое

Я искренне не понимаю, почему российские производители не хотят просто посмотреть на продукцию лидеров рынка и начать делать… то же самое!

В частности, в последние годы прослеживается четкий тренд перехода на напитки с нулевой калорийностью. Большинство новых вкусов идут без калорий, плюс классические напитки «похудели» с более чем 100 ккал до 50—80 ккал на 250 мл, и даже самые ярые ненавистники сахарозаменителей вообще не заметили этого.

Это объясняется и заботой о здоровье, и банальной экономией, но почему российские производители категорически не хотят этого видеть и перенимать? В их же интересах, чтобы покупатели могли пить много без вреда для зубов и фигуры, а они бы при этом серьезно снижали себестоимость.

Если кто-то из этой сферы производства читает это, мое искреннее пожелание: заканчивайте тупить и делать то же самое, что и все ваши отечественные конкуренты. Перенимайте опыт лидеров рынка, пока эта ниша волшебным образом освободилась для вас, — второго шанса может уже не быть. Или вы правда считаете, что в «Пепсико» и «Кока-кола» сидят идиоты, которые ничего не понимают в настроениях потребителя?

👎 Против: люди стали больше экономить и меньше покупать

Не понимаю, откуда возьмется прямо спрос, когда денег у людей все меньше. Не знаю, как вы, а я вот точно стала экономить на одежде — вполне хватает того, что есть.

Не думаю, что бизнесу сейчас очень выгодно продавать и работать. «Продажа» не равно «прибыль», потому что весь оборот дальше идет сразу в новую коллекцию, на расходы, и так все время.

👍 За: спрос на премиум-товары не упал

Моя жена работает в фирме пошива дизайнерской одежды, наш дизайн и производство в Москве.

Дела шли нормально, после 24 февраля пошли особенно успешно, так как дорогие импортные бренды свалили, а люди по-прежнему хотят приобретать дизайнерскую одежду. Русские дизайнеры и производители стали очень востребованы.



Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯

Приведу свой комент полностью, который был ответом на вопрос: чего это местные бренды не занимают опустевщие ниши и не гребут бабло лопатой

"объясню на простом примере почему так не работает
Вот ушел HM, который упомянули ниже в коментах. Казалось бы - занимай его место.
Но почему этого никто не делает?
Да просто это не выгодно.
HM это глобальная компания, которая отшивает одну футболку тиражом в миллион штук продает ее по миру за 15-20$. Захоти вы занять их место, это вам надо разработать дизайн сотни вещей, найти место в России или мире, где отшить пару миллионов штук изделий, нанять десяти тысяч людей, которые будут работать в новой компании, наладить логистику и зарубежные платежи, которые сегодня есть - завтра нет.
То есть вложить в это миллиарды рублей с горизонтом окупаемости 10+ лет.
Но даже если вы все это сделаете, то продавать футболку как HM вы будете не за 10-15$ а за 30-40 иначе разоритесь уже на следующий месяц-два.
И кто это будет делать в стране, которая ведет войну, где наложены самые большие в истории санкции, где бизнес-климат похоронили давно, а национальная валюта может упасть на десятки процентов после очередного заявления президента?"

13
0
Некий Некто

Я бы в опросе в конце добавил вариант «буду покупать российское, если оно за меньшие деньги будет того же качества, что и импортное»

10
Маша Цицюрская

Некий, спасибо за идею, добавили!

0
0
Екатерина

Никто в здравом уме из простых предпринимателей не будет тут сейчас инвестировать более чем в ларек или парикмахерскую. А для большинства ушедших брендов Россия занимала настолько мизерную долю рынка, да ещё с населением с низкой покупательской способностью, что даже репутационные издержки для них намного выше, чем все эти брошенные магазины с многолетними арендными договорами и складами, полными товара. Эти компании настолько большие, что для них это мелкие издержки. Если взять, к примеру, развитые страны Азии, то по сравнению с ними у нас никогда не было такого уровня торговли и наполнения товаров, мы даже не приближались к этому уровню. Нам тут чисто в качестве эксперимента перепадали все эти макро бренды - авось пойдет, авось окупится. Это всё самоутешение, что у нас тут какой-то большой рынок.

5
Маша Цицюрская

Екатерина, а почему считаете, что открывать что-то посерьезнее ларька сейчас плохая идея?

0
0
kino
Герой
24.05, 13:56
Отредактировано

Меня вопрос вещей как-то стороной обошел - штанов запасы как на сороконожку, а авито и секонды закрываться не планируют.
Единственное, что волнует, так это замена айхербу и плесневым сырам/колбасам. Сейчас купила на пробу продукцию от эвалар, две недели - полет нормальный, а без фуэта жить грустненько..

3
Маша Цицюрская

kino, ох фуэт! но кстати есть неплохой российский, Casademont, делают вроде под Питером. он по вкусу не такой насыщенный, но в целом ок

3
kino

Маша, да, им и спасаюсь теперь)

2
0
К.
Герой

спасибо "деду" "за победу" над чертовыми капиталистами мы будим строить новый мир по картам 18 века) эх заживем))

3
0
Дмитрий

Я бы сказал так - все то, что не требует огромных капзатрат -стоит.
Стоит ли инвестировать вдолгосрок сейчас... не знаю

2
Маша Цицюрская

Дмитрий, огромные — это сколько, по-вашему? и почему думаете, что стоит все-таки?

0
Дмитрий

Маша, ну грубо - то что окупается за год и меньше - стоит.
10 - однозначно нет

Почему стоит - потому что банально на этом можно заработать .

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество