Правительство РФ — главный государственный орган исполнительной власти. Все, что придумывают законодатели, так или иначе исполняет правительство.

От его действий зависят практически все сферы общественной жизни: экономика, медицина, образование, наука, оборона и даже сохранение традиционных ценностей.

Расскажу, как устроено и какие функции выполняет правительство.

Как устроено правительство РФ

В Советском Союзе функции правительства выполнял Совет министров СССР, а в РСФСР, входившей в состав Союза, — Совет министров РСФСР. В 1992 году его переименовали в Совет министров Российской Федерации, а после принятия в 1993 году новой конституции — уже в правительство РФ.

Что такое исполнительная власть

Исполнительная — одна из трех независимых ветвей власти, которая реализует принятые законы и другие обязательные документы.

В России принцип разделения властей закреплен в Конституции: исполнительная, законодательная и судебная власти должны работать самостоятельно, а все государственные органы — действовать в рамках своей компетенции.

При этом власти взаимосвязаны и образуют единый государственный механизм. То есть, например, если законодатель решает повысить налоги, то правительство будет технически реализовывать это решение.

Состав правительства определяет президент вместе с Госдумой, а общие положения и полномочия с 1993 года закрепляет Конституция. После поправок 2020 года рядом с утверждением, что исполнительную власть в стране осуществляет правительство, появилось дополнение: «под общим руководством президента Российской Федерации».

Систему министерств утверждает президент, а правительство руководит большинством из них. Министерства — это правительственные учреждения исполнительной ветви власти, которые действуют во вверенных им отраслях и управляют подчиненными им службами. Так, Минприроды управляет Росводресурсами и Рослесхозом, Минцифры — Роскомнадзором и Почтой России, а Минтранс — Росавтодором и Росавиацией.

Также, например, государственные вузы и Российская академия наук входят в структуру Минобрнауки, государственные больницы — в Минздрав, а все полицейские участки — в состав МВД.

Напрямую правительство не управляет Министерством иностранных дел и МВД — ими руководит президент.

Правительство может не только исполнять законы, но и предлагать свои: большая часть законопроектов, ставших законами, принадлежит именно ему. Например, правительство вносило практически все антисанкционные законопроекты.

Судьба законопроектов в России

Внесено Принято и опубликовано На рассмотрении Снято с рассмотрения или отклонено
Депутаты 2459 715 472 1272
Правительство 1533 1323 154 56
Президент 150 149 1 0
Верховный суд 41 28 10 3
Совет Федерации 2 2 0 0
Конституционный суд, сенаторы, региональные парламенты 0 0 0 0
Депутаты
Внесено
2459
Принято и опубликовано
715
На рассмотрении
472
Снято с рассмотрения или отклонено
1272
Правительство
Внесено
1533
Принято и опубликовано
1323
На рассмотрении
154
Снято с рассмотрения или отклонено
56
Президент
Внесено
150
Принято и опубликовано
149
На рассмотрении
1
Снято с рассмотрения или отклонено
0
Верховный суд
Внесено
41
Принято и опубликовано
28
На рассмотрении
10
Снято с рассмотрения или отклонено
3
Совет Федерации
Внесено
2
Принято и опубликовано
2
На рассмотрении
0
Снято с рассмотрения или отклонено
0
Конституционный суд, сенаторы, региональные парламенты
Внесено
0
Принято и опубликовано
0
На рассмотрении
0
Снято с рассмотрения или отклонено
0

Какие задачи решает правительство

Работа правительства охватывает, можно сказать, все области жизни общества. Вот чем, согласно Конституции и конституционному закону, оно занимается.

Разработка и исполнение федерального бюджета. Федеральный бюджет — это документ о доходах и расходах на государственные функции. Все госорганы работают по бюджету, который верстает правительство. Федеральный бюджет вместе с бюджетами регионов входит в консолидированный бюджет страны.

Федеральный бюджет утверждается законом: за него голосуют депутаты Госдумы, затем сенаторы в Совете Федерации, после его подписывает президент.

В федеральный бюджет не входят внебюджетные фонды: пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования. Тем не менее бюджеты этих фондов на рассмотрение в Госдуму тоже представляет правительство.

Как планируют федеральный бюджет

2017 2018 2019 2020 2021 2022
Утверждено доходов, млн рублей 14 720,28 18 947,57 19 970,28 20 593,57 18 765,1 25 021,9
Исполнено доходов 15 088,91 19 454,37 20 188,8 18 719,09 25 286,4
Утверждено расходов 17 016,91 17 491,25 19 335,5 23 842,44 25 407,38 23 694,2
Исполнено расходов 16 420,3 16 713 18 214,52 22 821,55 24 762,1
Дефицит/профицит бюджета 1331,39 2741,37 1974,28 4102,46 524,28
Утверждено доходов, млн рублей
2017
14 720,28
2018
18 947,57
2019
19 970,28
2020
20 593,57
2021
18 765,1
2022
25 021,9
Исполнено доходов
2017
15 088,91
2018
19 454,37
2019
20 188,8
2020
18 719,09
2021
25 286,4
2022
Утверждено расходов
2017
17 016,91
2018
17 491,25
2019
19 335,5
2020
23 842,44
2021
25 407,38
2022
23 694,2
Исполнено расходов
2017
16 420,3
2018
16 713
2019
18 214,52
2020
22 821,55
2021
24 762,1
2022
Дефицит/профицит бюджета
2017
1331,39
2018
2741,37
2019
1974,28
2020
4102,46
2021
524,28
2022

Налоговая, таможенная, денежно-кредитная и инвестиционная политика. Налогами занимается Федеральная налоговая служба, таможней — Федеральная таможенная служба, они подчинены Минфину.

Работой по денежно-кредитной и инвестиционной политике главным образом занимается Минфин во взаимодействии с Центральным банком — при этом банк остается независимым.

Социальная политика, в том числе культура, наука, образование и здравоохранение. Правительство руководит обязательным социальным страхованием, социальным обеспечением и защитой граждан, включая людей с инвалидностью. А также оказывает адресную поддержку, например малоимущим или семьям с детьми, индексирует пенсии, пособия и выплаты.

Еще правительство занято пенсионным обеспечением граждан — через Минтруд курирует ПФР.

Соцполитикой главным образом занимаются Минкульт, Минпросвещения, Минобрнауки, Минздрав, Минтруд, а также Минприроды.

Как правительство приводит в действие законы

В России часто случается, что парламент принимает закон, который лишь в общих чертах регулирует тот или иной вопрос. Детали поручают утвердить правительству. Так законодатель передает свои права регулирования чего-либо исполнительной власти.

Например, законодатель написал в законе об образовании, что программы образовательных организаций должны опираться на федеральные государственные стандарты. А правила их разработки и утверждения определяет правительство. Оно приводит закон в действие и принимает детальные документы: образовательные стандарты для школ и колледжей разрабатывает Минпросвещения, а для вузов — Минобрнауки.

Экономика. Правительство обеспечивает единые экономические правила и свободу экономической деятельности в стране, прогнозирует социально-экономические изменения и через госпрограммы развивает отрасли экономики. Еще занимается миграционными процессами, вопросами мобилизационной экономики и оборонного производства, а также инвестиционной и технологической политикой, развивает предпринимательство, защищает отечественного производителя. Кроме того, правительство управляет федеральной собственностью.

Например, правительство выдвигает кандидатов в советы директоров компаний с государственным участием вроде «Роснано», принимает решения об участии государства в акционерных обществах, утверждает план приватизации федеральной собственности и регулирует естественные монополии — такие как РЖД. Главным образом за это ответственно Минэкономразвития.

Семейная, детская и молодежная политика. Правительство защищает семьи, детей и институт брака — только как союз мужчины и женщины. Помогает решать их проблемы и создает условия для воспитания детей, заботится о детях, оставшихся без попечения родителей, а также духовно, нравственно и интеллектуально развивает молодое поколение — воспитывает в них патриотизм, гражданственность и уважение к старшим.

Здравоохранение. Правительство должно делать медицину доступной и качественной, укреплять общественное здоровье и вовлекать людей в здоровый образ жизни. Государственные больницы и поликлиники — учреждения Минздрава.

Также оно реализует права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие, развивает физическую культуру, курорты и санатории.

Трудовые отношения. Правительство защищает права граждан на труд, гарантирует МРОТ не менее прожиточного минимума и борется с безработицей.

Институты гражданского общества. Также правительство должно помогать институтам гражданского общества, в том числе НКО: вместе разрабатывать государственную политику, способствовать волонтерству и сотрудничать с общественными и религиозными организациями.

Наука, образование и культура. Правительство поддерживает научно-технологическое развитие страны и ее научный потенциал. Занимается всеми уровнями государственного образования, поддерживает изучение русского языка и охраняет культурные ценности.

Охрана окружающей среды и природопользование. Правительство защищает окружающую среду и биоразнообразие от техногенного влияния, следит за экологическим благополучием граждан, рациональным использованием природных ресурсов и развивает минерально-сырьевую базу страны. Предотвращает аварии, катастрофы и ликвидирует последствия стихийных бедствий — этим главным образом занимается МЧС.

С 2020 года правительство также развивает систему экологического просвещения, создает условия для «воспитания экологической культуры» и растит в обществе ответственное отношение к животным.

Защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. Правительство также должно обеспечивать безопасность граждан и их собственности, общества и государства, бороться с преступностью и следить за общественным порядком, в том числе в цифровой сфере. Оно развивает материально-техническую базу правоохранительных органов и помогает обеспечить работу судов. Суды при этом относятся к независимой судебной ветви власти, то есть правительство только создает условия для их работы.

Для решения этих задач есть Министерство внутренних дел, которым руководит президент, а также входящая в МВД полиция и другие надзорные органы, которые следят за порядком. Например, Рособрнадзор следит за сферой образования, Роскомнадзор — за связью и СМИ, а Росприроднадзор — за природопользованием.

В стране есть и другие госорганы, которые следят за законностью и безопасностью: прокуратура, следственный комитет и ФСБ. Они не входят в состав правительства, тем не менее оно также должно контролировать работу ФСБ.

Министерство юстиции организует систему исполнения уголовных наказаний через ФСИН, регулирует и регистрирует адвокатуры, нотариальные палаты, НКО, а также руководит федеральной службой судебных приставов.

Оборона страны и безопасности государства. Правительство защищает суверенитет и территориальную целостность страны, обеспечивает ее оборону и безопасность — оснащает ВС РФ, развивает оборонно-промышленный комплекс, а также предоставляет соцгарантии военнослужащим.

Еще правительство должно поддерживать и укреплять международный мир, не допускать иностранного вмешательства во внутренние дела, стеречь границы и руководить гражданской обороной. Для этого есть МВД и МИД, которые, хоть и находятся в ведении президента, входят в состав правительства.

Внешняя политика. Правительство представляет Россию за границей и в международных организациях, регулирует ВЭД, заключает международные договоры, выполняет по ним обязательства и следит, чтобы другие стороны этих договоров делали то же самое.

Еще оно занимается международным научным и культурным сотрудничеством, а также отстаивает геополитические интересы государства и защищает соотечественников за рубежом.

Законотворчество. Правительство дает заключения и отзывы о законопроектах, а также может вносить в Госдуму свои инициативы.

Другие задачи, возложенные президентом. Президент издает специальные документы — поручения правительству. Они могут касаться разных вопросов по всем направлениям его работы. Например, 1 сентября 2022 года президент поручил правительству внести изменения в законодательство по налоговому вычету за инвестиции в российские быстрорастущие технологические компании.

Кто входит в состав правительства

Правительство возглавляет председатель. Также туда входят его заместители и федеральные министры — они возглавляют министерства.

Сейчас, в октябре 2022 года, председатель правительства — Михаил Мишустин. Его утвердили на этом посту 16 января 2020 года. Он сменил Дмитрия Медведева — некогда президента РФ.

У председателя 11 заместителей — они курируют работу правительства по своим отраслям. Также в правительстве 21 министр.

Состав правительства РФ в октябре 2022 года

Председатель Михаил Мишустин
Заместители По финансово-экономической политике Андрей Белоусов
По науке, высшему образованию, цифровой экономике, СМИ, туризму и спорту Дмитрий Чернышенко
По социальной политике и культуре Татьяна Голикова
По строительству, ЖКХ и региональному развитию Марат Хуснуллин
По агропромышленному комплексу, природным ресурсам и экологии Виктория Абрамченко
По оборонно-промышленному комплексу и ракетно-космической отрасли Юрий Борисов
По евразийской интеграции, сотрудничеству со странами СНГ, БРИКС, G20 и международным мероприятиям Алексей Оверчук
По топливно-энергетическому комплексу Александр Новак
По развитию Дальнего Востока и Арктики Юрий Трутнев
По промышленности и торговле Денис Мантуров
Руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко
Министры Внутренних дел Владимир Колокольцев
По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Куренков
Здравоохранения Михаил Мурашко
Культуры Ольга Любимова
Труда и социальной защиты Антон Котяков
Просвещения Сергей Кравцов
Иностранных дел Сергей Лавров
Обороны Сергей Шойгу
Энергетики Николай Шульгинов
Науки и высшего образования Валерий Фальков
Цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев
Спорта Олег Матыцин
По развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков
Природных ресурсов и экологии Александр Козлов
Промышленности и торговли Денис Мантуров
Юстиции Константин Чуйченко
Сельского хозяйства Дмитрий Патрушев
Строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирек Файзуллин
Транспорта Виталий Савельев
Финансов Антон Силуанов
Экономического развития Максим Решетников
Председатель
Михаил Мишустин
Заместители
По финансово-экономической политике
Андрей Белоусов
По науке, высшему образованию, цифровой экономике, СМИ, туризму и спорту
Дмитрий Чернышенко
По социальной политике и культуре
Татьяна Голикова
По строительству, ЖКХ и региональному развитию
Марат Хуснуллин
По агропромышленному комплексу, природным ресурсам и экологии
Виктория Абрамченко
По оборонно-промышленному комплексу и ракетно-космической отрасли
Юрий Борисов
По евразийской интеграции, сотрудничеству со странами СНГ, БРИКС, G20 и международным мероприятиям
Алексей Оверчук
По топливно-энергетическому комплексу
Александр Новак
По развитию Дальнего Востока и Арктики
Юрий Трутнев
По промышленности и торговле
Денис Мантуров
Руководитель аппарата правительства
Дмитрий Григоренко
Министры
Внутренних дел
Владимир Колокольцев
По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Александр Куренков
Здравоохранения
Михаил Мурашко
Культуры
Ольга Любимова
Труда и социальной защиты
Антон Котяков
Просвещения
Сергей Кравцов
Иностранных дел
Сергей Лавров
Обороны
Сергей Шойгу
Энергетики
Николай Шульгинов
Науки и высшего образования
Валерий Фальков
Цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Максут Шадаев
Спорта
Олег Матыцин
По развитию Дальнего Востока и Арктики
Алексей Чекунков
Природных ресурсов и экологии
Александр Козлов
Промышленности и торговли
Денис Мантуров
Юстиции
Константин Чуйченко
Сельского хозяйства
Дмитрий Патрушев
Строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Ирек Файзуллин
Транспорта
Виталий Савельев
Финансов
Антон Силуанов
Экономического развития
Максим Решетников

Как формируется правительство

Председателя правительства назначает президент с одобрения Госдумы: сразу же после избрания или после роспуска прежнего правительства он вносит кандидатуру председателя в Госдуму, а та должна утвердить решение.

Если Госдума трижды не согласится с кандидатом, президент все равно назначает председателя, а Госдуму распускает и объявляет новые выборы. При этом президенту не обязательно предлагать разные кандидатуры. В 1998 году Борис Ельцин выдвигал на пост председателя Сергея Кириенко — ныне первого заместителя руководителя администрации президента. Госдума не согласилась дважды. Ельцин внес кандидатуру Кириенко в третий раз — и Госдума приняла назначение.

После назначения председатель, если он стал им не в результате отставки предыдущего, предлагает Госдуме состав правительства — заместителей и министров. С кандидатурами, одобренными Госдумой, президент больше не может не согласиться, он обязан назначить указанных людей на должности. Однако Госдума может не согласиться с составом правительства — также трижды. Если это произойдет, президент получает право распустить Госдуму и назначить предложенных председателем кандидатов самостоятельно.

Правительство собирается на срок до вступления в должность вновь избранного президента. Даже если это один и тот же человек. Например, Владимир Путин после избрания на третий срок в 2012 году назначил председателем правительства Дмитрия Медведева, на четвертый срок повторил назначение — в 2018 Медведев вновь стал председателем.

Но правительство может быть распущено и раньше, если заявит о своем роспуске самостоятельно или Госдума вынесет ему вотум недоверия. С такими решениями должен согласиться президент.

Если президент не примет решение Госдумы о роспуске, а она в течение трех месяцев продолжит настаивать на недоверии правительству, президент может распустить либо правительство, либо саму Госдуму. Таким образом, если Госдума хочет сохранить свой состав, ей придется согласиться с решениями президента.

Можно ли повлиять на работу правительства

От решений правительства зависит жизнь всех людей в стране, а бюджетники — например учителя, врачи, чиновники, пожарные — нередко напрямую связаны с их исполнениями.

При этом в России работа правительства напрямую зависит от решений президента: он может изменить состав правительства или дать ему конкретные поручения. Нередко законы передают правительству право самостоятельно определять, как регулировать ту или иную сферу жизни в стране, а затем через министерства самостоятельно и реализовывать такие решения.

Обычному человеку повлиять на работу правительства сложно, но можно стараться влиять на парламент: депутаты избираются на выборах и принимают законы, по которым правительство работает.

Также можно участвовать в общественных слушаниях законов и других нормативных актов на специальном сайте regulation.gov.ru. Органы исполнительной власти публикуют здесь свои предложения, а другие люди могут ставить им лайки и дизлайки, писать комментарии. Правда, разработчик мнение публики может и не учитывать.


Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.