Как научиться планировать повседневные дела?

Вопрос читательницы Т⁠—⁠Ж

Как научиться планировать повседневные дела?

Этот текст написала читательница в Сообществе Т⁠—⁠Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.

Хочу научиться планировать и организовать быт, чтобы избавиться от ментального груза.

Я пробовала читать книги по планированию и обнаружила у себя две проблемы:

  1. Нехудожественная литература дается мне с большим трудом.
  2. Мне кажется, что в таких книгах представлены лайфхаки, которые применимы только в работе.

Моя главная проблема заключается в том, что я не могу составить план даже на день. Мне трудно придумать список дел, сложно разбить большое дело на маленькие части. Получается, что я плыву по течению. Вроде и дома прибрано, и ребенок чист, но при этом нет порядка в шкафах на кухне — точнее, нет логичной системы хранения.

Я выбрасываю много испорченной еды, так как не планирую меню хотя бы на несколько дней. Соответственно, покупаю то слишком много, то слишком мало продуктов. Выходит, что в нужный момент дома может не быть даже базовой крупы.

Подскажите, как научиться планировать и организовать быт? Поделитесь книгами или приложениями, чтобы можно было все изучать с телефона.

Редакция
26.10, 10:07
Какие приложения помогают вам организовать свое время?

Про еду: я перестала готовить строго по рецептам, если у меня лежит кабачок, а я готовлю пасту, значит в пасту пойдет и кабачок. Если делаю пюре, добавляю все овощи, что залежались в холодильнике. Когда обедаю, всю еду выкладываю на тарелки (колбасы, сыры), все соусы.
Про ситуацию с крупой: скорее всего вы храните крупы и бакалею в заводской упаковке. Использовали остатки и забыли. Перенесите все в прозрачные контейнеры и подпишите их. Есть несколько плюсов: когда вы будете открывать полку с крупами, вы сразу увидите, что у вас заканчивается; всё на виду и можно разнообразить своё питание; можно закупаться по акции и хранить закрытые упаковки отдельно, и по необходимости перекладывать в контейнеры; это красиво.
Я использую списки в тудуист: у меня есть список базовых продуктов (то что я часто использую, стараюсь покупать впрок по акции); список покупок срочный; список дел срочный; список дел по расписанию (замена белья, фильтров, уборка в труднодоступных местах, расхламление).
Ни одно приложение не работает без вас, так что главное выписывать, всё что вас беспокоит.

31

Тута, "Ни одно приложение не работает без вас"
:(

11
Герой Т—Ж

Вопрос не «как», а «зачем»? Вижу у вас невротическую грызню «я неидеальна и недостаточно эффективна». Выбрасываете еду? Значит, можете себе это позволить. Плывёте по течению? Значит, у вас нет каких-то особых сверхпланов на свою текущую жизнь. Расслабьтесь, вы и не обязаны быть супер эффективным роботом, спешащим к каким-то целям. Когда отбросите этот повсеместный мандраж недостаточной идеальности, тогда и начнут в вас проклевываться действительно полезные и интересные идеи относительно того, чем бы вам заняться: фасовать крупу по баночкам — это точно не то, ради чего стоит воспитывать в себе дисциплину, ну серьёзно.

Второй вариант — что у вас по жизни случится какое-то ЧП, после которого вы поймёте, что пора срочно что-то менять.

23
Герой Т—Ж

Валерия, я ж не учебник пишу, а идеи. Что людям надо, то добавят.
Кстати, обилие слов, написанных заглавными буквами, раздражает людей.

21

Валерия, я знаю, почему вас заминусовали)). Вы как-то вольно обращаетесь с пробелами. Очень затрудняет чтение. хотя советы дельные

7

Хрюшечка, если всё время "заставлять себя", то и жить не захочется. Я согласна с комментарием Тучи выше - нужно отпустить эти нервы и запланировать маленькие дела.
1. Составить меню хотя бы на 2 дня, не неделю сразу. На 3-й день попробовать приготовить что-то произвольно из остатков.
2. Дела и покупки записывать в простой блокнот типа Google Keep, поставить себе будильник в конце рабочего дня, например, что пора просмотреть список и сделать заказ продуктов или зайти в магазин.
3. По организации на кухне. Договориться с собой, что на этих выходных организуем одну полку. Если хорошо пойдет, на следующих - вторую. Если будет запланирован отъезд на выходные - ничего страшного, полка подождет до следующей недели.

Если эти дела не драйвят так, что хочется все бросить и делать только их, то маленькие постепенные шаги могут помочь.

6
Герой Т—Ж

С едой такой вариант:
про запас покупайте то, что долго хранится: крупы, мука, сахар, соль, сухие смеси для супов, растительное масло.
Из того, что портится, но отлично живет в морозилке: сливочное масло, бульоны, котлеты, фрикадельки, сырники, пельмени. Остальные мелкие составляющие можно покупать раз в два дня, чтобы хватило на 2 дня. Картошки - килограмм на одну большую кастрюлю супа. Остался суп на второй день - разливайте по порционным контейнерам и замораживайте. Осталась картошка неизрасходаванной - сделайте пюре или драники, чтобы больше 3-4 дней не лежало.
Все, что на третий день не израсходовано, превращайте в полуфабрикат и замораживайте.

Вообще по поводу трат: выделите себе сколько-то денег на еду. Ну, к примеру, 30тыр в месяц, если вы вдвоем с мужем плюс ребенок. Если только ребенок, снизить до 25. И за эту сумму не заходите. Но это я по своим расходам сужу.

И кстати, начните с того, что записывайте расходы:
еда
хозяйство
красота и здоровье
одежда
развлечения
подарки
транспорт
поездки

Вот базовый список статей расхода. Можете добавить сюда свои. И записывайте каждый день. В конце месяца посмотрите, что получилось.
Очень рекомендую отдельно добавить статью
Бессмысленная фигня - сюда записывайте все расходы, которые радовали вас 5-10мин после покупки - и все. При этом вписывайте их в соответствующие статьи расходов, еда, красота, вот это все. А Бессмысленную Фигню просто считайте отдельно.

5

Про организацию быта: очень понравилась система Fly Lady, погуглите)))

3
Герой Т—Ж

"Мне как будто трудно придумать дела..." - а зачем придумывать? У вас периодически появляются какие-то мысли, что необходимо сделать? Пришла мысль, сразу запишите в простые заметки. Мне нравится googlе keep (бесплатное приложение) там есть просто блокнот и to-do листы. Периодически посматривайте в приложение и делайте что-то из списка, необязательно по порядку.
Обязательно планируйте примерное меню на неделю. У вас же есть определенные блюда, которые вы точно любите и часто готовите? Составьте список необходимых покупок для этих блюд и не удаляйте его.
Не откладывайте ничего. Пришла идея - запишите. Есть свободное время - посмотрите в список и сделайте что-то из него.
Про наведение порядка дома есть куча видео, подкастов, книг. Просто загуглите.

3

Этого не может быть. Заполняю таблицу 10 минут назад на тему как приобрести привычку планировать рутину и нужно было найти людей или что-то, чтобы усилить доминанту этого действия.

1

user1236838, а что если это все доступ Тинькофф к моим заметкам….

1

Александра, мне кажется, у вас проблема не с планированием быта, а с тем самым грузом, который вы откуда-то достали и на себя повесили.

На вашем месте я бы спросил себя, хочу ли я реально тащить этот ментальный груз и зачем он мне вообще. Какую пользу получаю? Кому от этого лучше? А если я откажусь париться по этому вопросу, кому станет хуже? Может оказаться, что на самом деле у вас все в порядке.

Я сам в быту (да и по жизни) руководствуюсь простой мыслью: мы делаем то, что для нас действительно важно, и не делаем того, что кажется несущественным или некритичным. Вы пишите, что у вас в целом дом и ребёнок в порядке — похоже, для вас это правда важно. Но переживаете за систему хранения. Что вам мешает это наладить? Острая нехватка времени, денег или лень? Если третье, то вряд ли для вас это критично. А если не критично, то, может, и не стоит ваших переживаний.

1

Самый простой способ избавляться от ментального груза - выписывать его на бумажку. Есть такой термин - мысленная жвачка, вот она-то вас и беспокоит. Как с ней работать:
1. Нарезаете из бумаги маленькие стикеры (лист а4 на 16 частей). Лучше это делать именно на бумаге, а не в телефоне, потом будет проще обработать
2. Как только в голове возникает мысль - тут же ее выписываете. Важно выписывать ее целиком, например, "Что-то у меня в шкафах бардак, было бы неплохо разобраться"
3. В конце дня берете все полученные карточки и делите на 3 категории: бесполезные мысли (страхи, мечты в стиле "маниловщина" и тд), что надо обдумать и что надо сделать.
4. Бесполезные мысли отправляем в мусорку и стараемся больше к ним не возвращаться.
5. Что надо сделать - прям на карточке пишем дату и время, когда это будет сделано, и не откладываем
6. Что надо обдумать - аналогично пишем дату и время, и в назначенный срок выключаем телефон и садимся обдумывать, думаем не меньше 30 минут, можно прям таймер поставить. За меньшее время толковое решение не придет.

Повторять каждый день до тех пор, пока мысленная жвачка не перестанет беспокоить.

1

Ну для начала будильник: вставать во время, без откладывания, помогает нормализовать режим сна и не нарушать будущие планы.
Помодоро-таймер: 25 мин. задача, 5 минут перерыв. Помогает когда накопилось много задач. Но я выставляю себе время 45 мин. и 10 перерыв.
Здесь, на Т_Ж нашла хорошую эксельку для планирования доходов и расходов. Приложения для учёта доходов не люблю, у меня часто там цифры не сходятся. Максимум СбербанкОнлайн.
С питанием: напишите список блюд, которые вы любите и будете готовить. И старайтесь с зп запас продуктов пополнять. Рассчитайте вообще какая сумма вам нужна на питание и не выходите за этот лимит.
С чтением книг: выберите удобное для вас время для чтения (утренний кофе, рабочий обед или перед сном и т.п) и заводите будильник на 15 мин (желательно чтоб прозвенел он деликатно и не отвлёк вас от чтения, если вы увлеклись). И каждый день по 15 минут вас продвинут.
В приложении LiveLib есть "книжный вызов". Установите себе количество книг, которое хотите прочитать за год (желательно адекватное количество) и двигайтесь соответственно намеченному плану.

0

Валерия, записала советы мелкими буквами. Если честно нет, но хочу записать.

Завтра буду сильно думать.

0

А зачем далеко ходить и придумывать велосипед? Есть стандартное приложение «календарь», в которое можно упаковать с красивыми, фееричными названиями все свои дела, приумножив их напоминаниями о сроках. А используя экосистему Apple напоминания будут приходить тебе везде, начиная с часов и телефона, заканчивая MacBook и IPad, держу пари, что скоро Apple выдумает AirPods со встроенной напоминалкой. Ну серьезно, нет ничего проще.

0

Думаю, стоить начать со списка приоритетов. И кстати, в этом может помочь техника «колесо баланса», погуглите, это очень просто. Отталкиваясь от неё, вы сможете понять, что вам сейчас важнее. Появятся первые списки мероприятий на этот счёт . И пошло поехало))
Начните с самого малого, введения каких-то простых ритуалов и привычки слушать свои желания.
Иногда надо просто отстать от себя и замедлить ритм.

0

Рекомендую книгу А.Гаванде «Чек-лист». Но если всё-таки и она будет даваться с трудом, то краткая выжимка:
1. Создаём чеклист на каждое действие, где что-то можно упустить
2. В течение дня несколько раз сверяемся
3. В чек-лист не надо класть что-то очевидное или мелкое: только то, что можно, но не нужно забыть :)

0

У меня страсть к планированию и организации.
Я и в жизни, и в работе планирую одинаково:
- делю все задачи на циклическую рутину и уникальные неповторяющиеся задачи
- рутину планирую в гугл календаре повторяющимися встречами (задаешь интервал времени, прописываешь задачу, когда подходит это время, получаешь напоминание и занимаешься только этим). В плане работы это удобно еще и тем, что на это время не придут встречи от коллег, т.к. по моему календарю они увидят, что в это время я занят. Но у вас может быть так не принято на работе, исходите из корпоративной культуры. Для дома точно норм.
- поступательное движение - это задачи, которые либо повторяются очень редко, либо носят исключительный характер. Например, я также вношу в календарь информацию о предстоящей поездке, чтобы планировать другие дела относительно неё. Встречу с друзьями в баре также вногу как задачу в календарь. Да и вообще все запланированное на предстоящие периоды.
При большом количестве личных и рабочих дел полагаться на память я не могу :)

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю