В 2020 году в моем доме прошло первое в Челябинской области общее онлайн-собрание собственников. Его организовал я.
Я участвую в организации общих собраний собственников жилья в своем доме уже четвертый год. Те, кто хотя бы раз это делал, знают, как это сложно и долго: собственники не понимают вопросов повестки, не приносят протоколы, а иногда их вообще заполняют посторонние люди.
Я решил попробовать автоматизировать процесс и провести собрание через ГИС ЖКХ. Сотрудник жилищной инспекции, куда мы обратились за консультацией, описал этот сервис меткой фразой: «Сами себе нажили проблем».
В статье я расскажу, как все прошло, с какими сложностями я столкнулся и почему не уверен, что захочу повторить этот опыт.
Почему я занимаюсь общими собраниями собственников своего дома
В многоквартирном доме, о котором пойдет речь, я родился и провел большую часть жизни, поэтому мне небезразлична его судьба. Я предприниматель, сооснователь одного из сервисов бронирования жилья. С 2018 года участвую в жизни дома, вхожу в совет дома, организую общие собрания собственников. Это важно для меня, потому что я вижу многоквартирный дом как минимальную ячейку общества. Считаю, что без умения договариваться хотя бы с соседями никакой демократии в стране быть не может.
Наш дом был построен в 1979 году. В нем 344 квартиры на семь подъездов, два крупных магазина и 500 собственников. Дом обслуживает управляющая компания.
Первое общее собрание в доме провели в 2013 году. Тогда я в этом еще не участвовал, его организовали две активные жительницы. На первом собрании выбрали совет дома и его председателя, уполномочили совет принимать решения по текущему ремонту.
Например, совет дома привел в божеский вид лестничные площадки в подъездах. Раньше УК не хотела ничего делать, а когда у жителей появился официальный представитель — председатель совета дома, — работа закипела. Начали с одного подъезда: совет дома сам нашел подрядчиков и заплатил им свои деньги — 300 000 ₽. УК потом вернула всю сумму по чекам.
Отремонтировав таким образом один подъезд, совет добился от УК ремонта остальных подъездов по такой же стоимости. Денег со взносов на текущий ремонт, правда, не хватило. Поэтому вместе с УК совет решил поднять плату за текущий ремонт с жильцов на 1 ₽ с квадратного метра в месяц сроком на полгода. Со скрипом, но большинство жителей согласились с таким повышением. Подъезды стали чистыми и красивыми.
На собраниях решаются и другие вопросы. Однажды наш совет обратился в фонд капремонта за информацией, когда планируются работы в доме. Фонд сказал, что только в 2035 году. Совет решил копить деньги на капремонт не у регионального оператора, а на специальном счете в банке, чтобы самостоятельно выбирать сроки и работы, которые будут выполнены в доме.
С тех пор почти каждый год наш дом проводит собрания по капремонту, на которых определяет перечень работ и подрядчиков. К 2021 году мы успели отремонтировать кровлю, заменить трубы водоснабжения и отопления. Если бы взносы копились у регионального оператора, нам пришлось бы ждать ремонта еще 15 лет.
Что такое общее собрание собственников
Общее собрание собственников, ОСС — это орган управления многоквартирным домом. Собственники квартир в таких домах владеют не только своими квартирами, но и целым комплексом общего имущества: лестничными клетками, крышей, подвалом, чердаком, земельным участком около дома. Этим имуществом собственники распоряжаются совместно с соседями. Все решения собственники принимают на общих собраниях и фиксируют в протоколе.
Чтобы заменить перегоревшую лампочку, собрание не нужно — достаточно составить заявку в управляющую компанию. Чтобы сделать косметический ремонт подъезда, собрание тоже не понадобится, если у вас выбраны совет дома и его председатель и они уполномочены принимать решения о текущем ремонте. А вот чтобы выбрать такой совет и уполномочить его или сменить УК, которая никак не вкрутит лампочку, как раз и нужно ОСС.
Еще общее собрание собственников потребуется, чтобы благоустроить двор за счет государства, установить ограждение двора или шлагбаум, заработать на общедомовом имуществе. На ОСС можно изменить порядок выполнения капитального ремонта в вашем доме. Жители будут собирать взносы на счете дома, решать, что ремонтировать и кто это будет делать. Если захотите сменить управляющую компанию или перейти на ТСЖ, без общего собрания также не обойтись.
Как проводятся общие собрания собственников
У ОСС есть три формы проведения:
- Очная.
- Заочная, в том числе с использованием ГИС ЖКХ.
- Очно-заочная.
Очная и очно-заочная формы — это полноценное собрание людей. Собственники встречаются в определенном месте, как правило во дворе дома, и обсуждают вопросы. Заочная форма — это, по сути, не собрание, а голосование. А заочное ОСС через информационную систему — это онлайн-голосование.
Дальше расскажу, как проводили собрания в нашем доме, как пытались их упростить. И как на этом пути дошли до государственной информационной системы.
Как в нашем доме проводили собрания изначально
Я уже писал, что присоединился к организации собраний в нашем доме в 2018 году. К тому моменту весь процесс уже был налажен — собрания проходили в очно-заочной форме. Вот что делали инициаторы собрания, чтобы его провести:
- Готовили вопросы к собранию и голосованию.
- Оповещали жителей.
- Распечатывали бланки решений собственников — бюллетени.
- Проводили встречу собственников.
- Разносили бланки решений по квартирам.
- Собирали подписанные решения.
- Подсчитывали голоса и формировали протокол ОСС.
За одно собрание старались решить как можно больше вопросов, чтобы проводить их как можно реже, потому что каждое собрание занимало много времени.
Перечень и формулировки вопросов согласовывали с юристами УК, чтобы итоговый протокол был корректен и принят организациями, для которых он предназначался. Например, протокол голосования о заказе и оплате работ по капремонту должен принять банк, в котором открыт специальный счет для накопления взносов на капремонт.
Жителей оповещали о собрании через доски объявлений у входа в подъезды или внутри подъездов. На одном из первых собраний был принят такой вариант, и теперь он допустим для всех последующих ОСС.
Жители, которые не боялись объема повестки, приходили на очное собрание. Как правило, это были человек 50 из 500 собственников. Для кворума и тем более для принятия решений этого недостаточно. Решение на собрании считается принятым, если за него отдано более половины или более двух третей голосов собственников — зависит от того, какой вопрос на повестке.
Поэтому основное значение имеет заочная часть собрания — голосование на бумаге.
Для этого нужно распечатать бланки решений — бюллетени. Их совет дома готовил на всех 500 собственников. Бланк для голосования по нескольким вопросам мог занимать 2—3 страницы — на весь дом уходило три стандартные пачки бумаги. Это была первая проблема.
Вторая проблема заключалась в оформлении бюллетеней. По закону в решении собственника должны быть указаны его ФИО, номер и площадь квартиры, доля собственности и сведения о документе, подтверждающем право собственности. Сначала для всех этих сведений в бланке оставляли пустые поля, чтобы собственники вписали данные сами. Из-за этого было много ошибок: кто-то не помнил площадь, некоторым не хотелось искать номер документа о собственности. Из-за ошибок не все голоса собственников получалось засчитать.
Тогда старшие по подъездам сами стали заполнять данные вместо жителей. По закону УК обязана представить реестр собственников с данными о долях и собственности инициатору собрания. Но заполнение 500 листов вручную — сомнительное удовольствие. Тут я и подумал, что нам надо автоматизировать этот процесс.
Автоматические именные бюллетени через сервис «Собиратьлегко-рф»
Сначала мы попробовали генерировать именные бюллетени для каждого собственника с уже заполненными данными о собственности из реестра. Была даже идея заказать фрилансеру небольшую программу для генерации этих данных. Но оказалось, что на рынке уже существуют готовые сервисы. Я воспользовался бесплатным онлайн-сервисом «Собиратьлегко-рф».
Для создания именных бюллетеней нужно загрузить в сервис реестр собственников и заполнить вопросы собрания. Реестр загружается целиком, в виде эксель-таблицы с заданным порядком столбцов.
В итоге сервис создает документ в формате ПДФ с именными бюллетенями. Остается только разнести решения по квартирам, а потом собрать подписанные.
У именных решений есть еще одно преимущество перед пустыми бланками: они помогают не забыть и не перепутать собственников, если их в квартире несколько. Проводить собрания стало легче.
Считать голоса нам оказалось удобнее в обычной эксель-таблице, чем в сервисе. Члены совета дома вручную заносили информацию из бюллетеней в таблицу и считали с помощью формул. Просто посчитать голоса за и против было нельзя, потому что количество голосов у собственника пропорционально количеству квадратных метров, которые ему принадлежат. Чтобы посчитать голосующую долю собственника, нужно умножить площадь помещения на долю собственника и разделить на общую площадь дома.
Позже для оповещения жителей о начале и ходе собрания мы создали группу во «Вконтакте» и чат дома в «Вотсапе». Опыт показал, что группа работает плохо, а вот чат — на ура. Чтобы привлечь в него жителей, мы разместили листовку с приглашением и QR-кодом на досках объявлений.
Но главная проблема — по заполнению, доставке и сбору бумажных бюллетеней — оставалась. Этим занимались члены совета дома и старшие по подъездам на общественных началах.
Не все собственники открывали двери, не все проживали в своих квартирах, не все вовремя сдавали заполненные решения. Хотелось, чтобы собственники сами голосовали онлайн в какой-то системе, а результаты считались автоматически.
Оказалось, что такая система тоже есть.
Общие собрания собственников через ГИС ЖКХ
Общие собрания собственников можно проводить в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства — ГИС ЖКХ. Существуют и региональные системы, например «Электронный дом» в Москве. Но в Челябинской области таких нет.
ГИС ЖКХ — это информационный портал, на котором можно создавать электронные голосования по любым вопросам, касающимся управления домом. Еще через систему можно направлять обращения в организации и контролирующие органы, вносить показания счетчиков, оплачивать выставленные счета, контролировать работы по дому.
В голосовании через ГИС ЖКХ я видел много плюсов. Чтобы проголосовать, собственнику нужно иметь только аккаунт на госуслугах, а он есть почти у всех. Голосовать можно и через сайт, и через мобильное приложение. Если собственник не может проголосовать онлайн, можно передать решение на бумаге через администратора. Еще плюсами были отсутствие формальных вопросов в голосовании и автоматический подсчет результатов. Это то, что нам было нужно.
В мае 2020 года в жилищный кодекс внесены изменения, которые еще больше облегчили процедуру голосования:
- Чтобы голосовать через ГИС ЖКХ, стало не нужно предварительное бумажное голосование по этому вопросу.
- Онлайн-голосование теперь может проходить до 60 дней, а раньше было максимум 5.
Все это выглядело заманчиво, и мы решили попробовать. Как раз накопились вопросы: ограждение двора от чужих автомобилей и замена лифтов, у которых подходил к концу срок службы.
Мы осознавали, что в старом доме с большим количеством пенсионеров полный переход в онлайн невозможен и для части собственников все равно придется печатать бюллетени. Но даже частичный переход помогал снизить объем бумаги и беготни. В нашем чате в «Вотсапе» было 110 участников. Мы наметили, что онлайн проголосует 100—150 человек.
Особенно меня радовала мысль, что можно будет убрать из голосования формальные вопросы. В каждом бумажном голосовании есть обязательны пункты, например: «Выбрать секретаря Иванова», «Выбрать состав счетной комиссии: Петрова, Сидорова». Иногда таких вопросов было больше, чем вопросов по существу собрания. Собственники голосовали с недоумением, не знали этих людей и не понимали, зачем вообще это нужно. Акценты терялись, а важные вопросы, ради которых все затевалось, было сложно понять. Собственники раздражались. В голосовании через ГИС ЖКХ все эти секретари и счетные комиссии уходили в прошлое, бюллетень становился короче и понятнее.
В 2023 году в тестовом режиме заработало голосование на общих собраниях собственников через госуслуги. Для этого нужно поставить мобильное приложение «Госуслуги.Дом». В нем также есть возможность обратиться в УК и создать чат дома.
Как мы готовились к голосованию в ГИС ЖКХ
Инициатором и администратором первого собрания может быть любой собственник жилого или нежилого помещения. В нашем случае это был председатель совета дома. Для получения статуса администратора собственник должен отправить заявку в государственную жилищную инспекцию через личный кабинет на сайте ГИС ЖКХ.
Уже на этом этапе появилось первое препятствие: такой функции у председателя в личном кабинете не оказалось. После обращения в поддержку и разбирательств выяснилось, что в системе не привязана информация о его собственности в нашем доме. Эту информацию должна привязать УК. Более того, такая информация должна быть привязана у всех собственников, иначе они не увидят кнопки голосования.
УК заинтересовалась голосованием через ГИС не меньше, чем мы. Поэтому они оперативно заполнили данные, и мы наконец отправили заявку на статус администратора.
Тут стоит отметить, что внесение данных о собственности со стороны УК не всегда дает результат. Вообще данные о собственности — главная проблема ГИС ЖКХ. Дальше я расскажу об этом подробнее.
После получения статуса администратора мы с другими членами совета дома подготовили перечень вопросов и создали электронное объявление о голосовании. Сканированную копию или фото бумажной версии объявления нужно прикрепить к голосованию. Удобно сначала сделать в текстовом редакторе бумажное объявление, потом скопировать вопросы из него в ГИС ЖКХ. Бумажное объявление нужно опубликовать для жильцов дома так же, как для обычного очно-заочного голосования. Мы вывесили его на досках объявлений в подъездах.
За 10 дней до начала голосования мы опубликовали его в системе. Собственникам, чья информация о собственности привязана к ГИС и кто зарегистрирован на госуслугах, на электронную почту пришло письмо с уведомлением.
В день начала голосования мы провели подготовительную встречу с собственниками. Эта встреча не имела юридической силы, но для оповещения жителей была полезна.
Проблемы голосования в ГИС ЖКХ
После начала голосования быстро выяснилось, что онлайн голосует меньше собственников, чем мы рассчитывали. В первые несколько дней в системе появились голоса всего 30 человек. Еще 8 человек написали нам, что не видят кнопки голосования. Так получилось потому, что в системе не было данных о собственности этих людей. Мы попросили УК добавить данные. В итоге после добавления данных о собственности смогли проголосовать еще несколько жильцов.
Параллельно мы начали готовить голосование на бумаге для остальных собственников.
Здесь тоже были проблемы. По закону нет никаких требований к тому, в каком виде администратору должно быть передано на бумаге решение собственника, который не голосует онлайн.
Некоторые коллеги принимали даже скриншоты из сообщений в «Вотсапе». Мы решили перестраховаться и использовать бумажные бюллетени из обычного голосования. Но возник неприятный сюрприз: чтобы внести решение собственника в систему, нужно указать его паспортные данные или СНИЛС. Что-то одно должно быть обязательно.
Причем закон не обязывает администратора размещать эти данные. Нужны только «сведения о лице, участвующем в голосовании». Но ГИС почему-то эти данные все же требует.
У нас паспортных данных собственников не было. Эти данные есть в УК, но она, конечно, не могла их нам предоставить. Оставалось только взять их у самих собственников, а для этого нужно было включать графу с паспортными данными в бланк решения собственника. Абсурд в том, что при бумажном голосовании мы паспортные данные не просили, а при онлайн-голосовании стали просить.
В именных бюллетенях, сгенерированных сервисом «Собиратьлегко-рф», которым мы пользовались, не было графы для паспортных данных и СНИЛС. Поэтому использовать сервис и именные бюллетени мы больше не могли. Пришлось снова делать пустые типовые бланки. Чтобы облегчить себе работу, мы убрали из бланков графу с данными о собственности, решив, что возьмем информацию из реестра от УК.
На удивление, большинство собственников предоставили СНИЛС либо номер паспорта. Но возникли новые проблемы. Вот самые распространенные из них:
- Если за собственника голосовал другой человек по доверенности, данные были предоставлены только за кого-то одного. А нужны данные обоих.
- Если собственник несовершеннолетний и за него голосовали родители, то для голосования нужно было прикреплять еще фото или скан свидетельства о рождении. Их предоставляли не всегда.
- Если в квартире несколько собственников, часто данные давали не на каждого.
- Некоторые собственники высылали СНИЛС супруги или супруга, ошибались в числе цифр. Их данные не проходили.
Даже с паспортными данными не получалось легко добавить информацию в систему.
Чтобы ввести решение собственника, нужно напечатать его ФИО в три разных поля, потом еще указать СНИЛС или номер паспорта. Затем добавить сведения о собственности. Система ищет их секунд десять, после чего в 30% случаях говорит, что ничего не нашлось, а потом предлагает продолжить заполнение вручную.
Почему данные не находятся, я понять не могу. Возможно, часть собственников приватизировали, купили или еще как-то получили квартиру до создания Росреестра в 1998 году, и данных об их собственности в федеральных базах просто нет. Но большая часть из них находилась в реестре управляющей компании.
Если данные о собственности по номеру и дате нашлись — а так было в 70% случаев, — оставалось только выбрать «за», «против» или «воздержался» около каждого из вопросов голосования. Или закачать фотографию бумажного решения. Если собственность не нашлась, нужно было сначала дополнить номер и дату государственной регистрации собственности номером квартиры, ее площадью и долей собственности голосующего. Система такой голос примет. Но что делать с теми, у кого нет номера государственной регистрации, а есть только номер, скажем, договора приватизации, непонятно.
Онлайн проголосовали всего 34 собственника. Чтобы ввести в систему 190 решений на бумаге, мы потратили 35—40 часов. Работали две группы по два человека: один за компьютером, другой помогал. Мы вводили результаты несколько вечеров на неделе голосования и всю субботу с утра до часа ночи.
Еще один недостаток системы: нет наглядной статистики, показывающей, какие собственники проголосовали, а какие еще нет. Есть только постраничная выдача списка отдельных голосов по каждому вопросу. Например, так: Иван Иванович проголосовал по вопросу № 1, Иван Иванович проголосовал по вопросу № 2, Петр Петрович проголосовал по вопросу № 1, Иван Иванович проголосовал по вопросу № 3 — все вперемешку. Для контроля за ходом голосования и понимания, кого еще не внесли, приходилось опять использовать таблицы.
Итог голосования. Мы набрали кворум, голосование прошло успешно. Но уйти от кипы бумаги у нас не получилось. От беготни по подъездам тоже. Мы потратили больше времени на внесение голосов в систему, чем на внесение заочных бумажных голосов в таблицу и подсчет по формулам в таблице. Автоматизация получилась так себе.
В довершение ко всем недостаткам есть еще один: при следующем голосовании данные собственников нужно будет вводить заново. То, что мы ввели, относилось к конкретным решениям. А в следующий раз все нужно будет начинать сначала.
Какие же собрания собственников удобнее: онлайн или офлайн
Попробую выделить плюсы и минусы собрания через ГИС ЖКХ по сравнению с очно-заочным, бумажным собранием с использованием вспомогательных сервисов.
Плюсы:
- Прозрачность и удобство голосования для продвинутых собственников.
- Возможность охватить собственников, проживающих удаленно, в других городах и странах.
- Компактный состав вопросов, отсутствие счетных комиссий и секретарей.
Минусы:
- Необходимость запрашивать у собственников паспортные данные или СНИЛС.
- Невозможность добавить голос собственника, который не зарегистрировал собственность в ЕГРН.
- Большие затраты времени на то, чтобы ввести в систему данные жителей, которые не проголосовали самостоятельно онлайн.
Пока что голосование через ГИС ЖКХ я могу рекомендовать только новым домам со свежими данными о собственности и преимущественно молодыми собственниками, которые смогут голосовать самостоятельно.
Мы же всерьез подумаем, стоит нам проводить следующее голосование в таком псевдоонлайне или все-таки выбрать отработанную годами очно-заочную форму.
Что хотелось бы исправить в системе
Надеюсь, эту статью прочитает кто-то из чиновников, ответственных за развитие ГИС ЖКХ.
Технических ошибок в системе я не увидел, кроме одной смешной: нельзя было указать площадь помещения больше трех знаков. Магазин с площадью 2400 м2, работающий на первом этаже, пришлось разбивать на три виртуальных помещения по 900, 900 и 600 м2. Но это мелочь.
А вот что действительно нужно изменить в ГИС ЖКХ, чтобы голосовать через систему стало удобно:
- Разобраться с данными о собственности и навести порядок в базах.
- Дать возможность администратору, который вносит решение собственника, выбирать этого собственника из заранее внесенного реестра, а не вбивать каждый раз данные, которые у государства и так уже есть. Весь процесс для администратора должен быть таким: выбрать собственника — проставить голоса по вопросам — прикрепить фотографию подписанного собственником бумажного решения.