Как мы закрыли двор шлагбаумами
ЖКХ
30K

Как мы закрыли двор шлагбаумами

Опыт читателя из Москвы

94
Аватар автора

Ольга Лурье

задавала вопросы

Страница автора

Автомобилисты часто срезают путь или паркуются во дворах многоквартирных домов.

Из-за этого местным жителям бывает трудно найти место для своей машины. Кроме того, многие водители, объезжая пробку по двору, не снижают скорость, и может случиться авария. Читатель Тинькофф Журнала устал бояться за безопасность своих детей. Он рассказал, как ему и соседям удалось установить шлагбаумы и какие сложности возникли в процессе.

Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Предыстория

Аватар автора

Денис Спиридонов

довел дело до конца

Страница автора

В последние годы в Москве внедряют обязательные платные парковки. Сначала власти обещали не выходить за пределы Садового кольца, потом — ТТК, а теперь платные парковки есть даже у Мкада. Автомобилисты не хотят тратить деньги и паркуются во дворах, а местным жителям это не нравится.

Сначала шлагбаумы появились в центре города, а потом люди стали закрывать дворы рядом с метро, офисами и парками. Пять лет назад мы с соседями решили сделать то же самое. Планировали решить вопрос за полгода, но закончилось все только в марте 2022 года. Часть жильцов передумали, у одного активиста угнали машину — в общем, история получилась долгой.

Причины установки шлагбаумов

У нас единый двор на восемь домов, это 754 квартиры и около 450 автомобилей, водители которых ежедневно ищут парковочное место у подъезда. В 2016 году открылось метро в трех-четырех минутах ходьбы, через дорогу начали строить пять корпусов бизнес-центров, а через другую улицу — дюжину 30-этажных человейников.

Дома обросли платными стоянками, поэтому наши дворы днем заполнялись машинами офисных сотрудников и тех, кто оставлял авто и пересаживался на метро. Усугубляли ситуацию приложения с навигацией: они прокладывали через наши дворы наиболее короткие маршруты в объезд пробок.

Однажды я стоял у собственного подъезда в ожидании детей, а таксист решительно ехал через двор. Попытался ему сказать, что он не прав, но водитель не захотел сдавать назад. Пожалуй, это была последняя капля.

Подобные случаи привели к росту недовольства жильцов наших домов: люди захотели закрыть двор от приезжих. При этом некоторые соседи были против: вечером мест хватало всем, так как офисники разъезжались. Днем было плотно, но встать все еще удавалось. Гоняющие таксисты мимо детских площадок напрягали людей не так сильно.

Между тем у закрытых дворов много плюсов:

  1. Шлагбаумы отсекают сквозной проезд через дворы. Детям безопаснее гулять без такого трафика.
  2. На закрытой территории всем автовладельцам практически гарантированы парковочные места.
  3. Закрытая территория — это плюс 3—5% к стоимости жилья и аренды, что выгодно для тех, кто сдает квартиру.
  4. Значительно снижается риск угона авто из-под шлагбаума. Угонщики боятся попасть под камеры и не всегда понимают, как можно покинуть территорию.
  5. Наличие камер в принципе повышает безопасность двора, а доступ к записям у жильцов упрощает процедуру поиска виновников. К подъездным камерам, например, имеют доступ только силовые структуры, а они не всегда готовы разбираться с мелкими нарушениями, попавшими в объектив.
  6. Небольшую часть стоимости установки шлагбаумов компенсирует город.

Но есть у закрытых дворов и минусы. Для проезда курьера, такси или гостей нужно заказывать разовый пропуск. Кроме того, у шлагбаума водителю придется выйти из авто и сообщить номер машины диспетчеру.

Первые шаги

Закрывая двор, мы хотели сохранить общую парковку для жильцов всех домов. Это было важным условием, так как соотношение парковочных мест и количество авто в каждом доме различалось в разы. Мы пытались объединить сразу восемь домов: от небольшой пятиэтажки на два подъезда без парковочных карманов до огромного 11-подъездного дома на 223 квартиры. И необходимое количество мест распределялось неравномерно.

В нашу первую инициативную группу вошли неравнодушные жильцы: мужчина, который устал искать парковку, девушка — будущий муниципальный депутат и еще пара активных граждан, желающих помочь.

Мы прошлись по территории дворов, набросали на распечатку «Яндекс-карт» будущую схему установки — всем она показалась разумной и реалистичной. Согласно ей мы перекрывали сквозной проезд по нашим дворам.

На схеме отлично видно, как через наши дворы было удобно объезжать пробки и срезать светофоры
На схеме отлично видно, как через наши дворы было удобно объезжать пробки и срезать светофоры
А вот так движение устроено сейчас: дворы закрыты и через них никто не ездит
А вот так движение устроено сейчас: дворы закрыты и через них никто не ездит

Чтобы понять, с чего начинать реализацию задумки, мы встретились с жителями из соседнего района Марьина Роща, которые уже прошли эту процедуру. Кто-то из нашей компании вспомнил, что его друзья закрыли два дома шлагбаумами, и организовал встречу в кафе. Процесс согласования и установки можно было найти и в интернете, но хотелось получить актуальный опыт из первых рук.

После этой встречи нам показалось, что схема очень простая:

  1. Провести общее собрание собственников помещений.
  2. Получить положительное решение муниципальных депутатов.
  3. Подписать договор на установку с подрядной организацией.
  4. Собрать деньги, установить шлагбаумы, раздать жильцам брелоки.
  5. Получить субсидии от города.

Казалось бы, бери и делай. Но что-то пошло не так.

Первые проблемы

Когда мы погрузились в вопрос основательно, то поняли, что нас ждет ряд серьезных препятствий:

  1. Провести собрание сразу в восьми домах примерно в восемь раз сложнее, чем в одном. А нужно получить согласие жильцов всех домов одновременно.
  2. Город субсидирует всего 100 000 ₽ за каждый шлагбаум. Многие жильцы уверены, что этого достаточно, поэтому мало кто готов скидываться. Но на эти деньги можно установить самую дешевую «палку» без возможности открыть ее удаленно.
  3. При обсуждении вопроса жильцы разделились на два лагеря. Автовладельцы выступили за установку и даже готовы были добавить немного денег. Пешеходы же оказались настроены критично, ведь парковка для них неактуальна, а приезд гостей, курьеров и такси с появлением шлагбаума, наоборот, усложнился бы.
  4. На фоне всего этого мы должны собрать 66,7% голосов «за», причем не от количества явившихся на собрание, а от владельцев двух третей площадей в доме. Это требование статьи 46 Жилищного кодекса РФ.
  5. Фирмы и кафе, имеющие площади в собственности, тоже имели право голоса: им хотелось попадать во двор на авто и обеспечить парковкой своих сотрудников. Но против этого были настроены жильцы.
  6. Как показывает практика, на собрания приходит от силы 5—10% голосующих. Остальных предстояло обойти ногами.

К моменту, когда мы разобрались в этих тонкостях, у одного из активистов угнали авто. Он вышел из группы, потому что вопрос парковки перестал быть для него актуальным.

Я устроился на постоянную работу. Девушка, которая очень активно помогала нам в общении с госструктурами, прошла в муниципальные депутаты другого района, и эта тема ей стала неинтересна.

А еще жильцы двух соседних домов провели собрание без нас и установили два шлагбаума. Им сделать это было чуть проще: в той части двора всего две пятиэтажки с очень сильным активом и советом дома, почти закрытая территория без сквозного проезда и много парковочных мест. Остальных активисты ждать не захотели, хотя мы предлагали объединиться.

В итоге наша инициативная группа распалась, вопрос установки был отложен до лучших времен.

Две П-образные пятиэтажки на схеме слева установили шлагбаумы первыми
Две П-образные пятиэтажки на схеме слева установили шлагбаумы первыми

Вторая попытка

У нас напротив домов стоят здания заводов, за ними года полтора расчищали строительную площадку, шла реклама. И как только высотки показались из-за этих зданий, народ оживился и снова заговорил про шлагбаумы.

Дело было в том, что в домовых чатах будущие жильцы новой высотки уже обсуждали парковку в районе застройки. Стало понятно: через год жильцы этого ЖК будут ставить автомобили в наших дворах, потому что они выбрали концепцию «двор без машин», а точнее — «моя машина в соседнем дворе».

Вот эти высотки и стали последним аргументом, чтобы закрыть двор
Вот эти высотки и стали последним аргументом, чтобы закрыть двор
Будущие жильцы высоток еще до переезда обсуждали, как будут ставить машины в наших дворах. Мол, у них парковка слишком дорогая
Будущие жильцы высоток еще до переезда обсуждали, как будут ставить машины в наших дворах. Мол, у них парковка слишком дорогая

Так в наших дворах быстро образовалась новая инициативная группа. В сентябре 2021 года мы уже провели очную встречу и согласовали между собой дату собрания. В группу вошли главы советов всех домов, то есть люди, которые понимали, как надо действовать в нашей ситуации.

Мы организовали чаты домов в «Вотсапе». Без них невозможно было донести до жильцов все плюсы установки шлагбаумов, собрать деньги и голоса на бумажных бланках. В четырех домах такие чаты когда-то уже были созданы, там обычно обсуждались бытовые вопросы, но, так как они уже были готовыми площадками, информацию про шлагбаумы тоже сообщали в них.

В чатах нам удалось убедить жильцов активно принимать участие в голосовании. Когда все согласились, мы начали действовать по этапам.

Собрание и голосование

Сам процесс сбора голосов простой, но рутинный. Его может инициировать любой собственник помещения. Ранее этим занималось ГУ ИС — отдельный орган, который представляет интересы города, печатает объявления о проведении собраний, выдает бланки для голосования и ведет реестр собственников. Сейчас его функции отошли дирекции ЖКХиБ АО, что бы это ни значило. Но процедура не изменилась.

Оповещение жильцов. В каждом доме инициатор за десять дней до собрания наклеивает на подъезды объявления. Само собрание делится на две части:

  1. Очная часть собрания. Она проходит, как правило, на детской площадке при любой погоде. Туда приходят самые неравнодушные или пенсионеры, которых нет в чатах. Они всегда задают много вопросов, дают советы и ничем особо не помогают. С каждого пришедшего нужно взять подпись о том, что собственник на собрании присутствовал. При этом на очной части никто не заполняет бюллетени, хотя это допускается.
  2. Заочная часть собрания. Это самое трудоемкое мероприятие: нужно разнести бюллетени в ящики, а потом собрать уже заполненные. В большинстве случаев набрать даже половину голосов сразу не получается. Нужно ходить по соседям и просить сделать их же жизнь более комфортной.

Мы разместили объявления на подъездах в конце сентября, 7 октября провели очное собрание, до 22 ноября собирали бюллетени по заочной части голосования, а 29 ноября 2021 года получили готовый протокол общего собрания.

Способ упростить процедуру сбора голосов

Я постарался ускорить и систематизировать процесс голосования и сбора бюллетеней.

Выбрал ответственных по подъезду. В группе дома подробно расписал, как заполнять бюллетень, чтобы избежать ошибок. Попросил одного жильца каждого подъезда предоставить свой ящик для сбора бюллетеней: чтобы его соседи клали бумаги ему. А потом мои помощники доставали бюллетени из ящиков и передавали мне. Так всем было удобнее и не приходилось тратить время на личные встречи.

Воспользовался электронными сервисами. Жильцам, которые постоянно не проживают в доме, я отправил электронную версию бюллетеня для голосования. Но надо помнить, что в ГУ ИС нельзя сдавать сканы, — соседям приходится присылать оригиналы по почте или передавать их лично.

Теоретически можно заполнить бюллетень за соседа, если он прислал скан, но формально это подлог, лучше так не делать. С одной стороны, ГУ ИС не будет разбираться, чья именно подпись стоит в бюллетене, — главное, чтобы это был рукописный оригинал. С другой стороны, если потом будут оспаривать результаты голосования и выяснится, что инициатор собрания что-то подделал, проблем не избежать.

Начал обзвон соседей. ГУ ИС предоставляет список всех собственников дома с долей голосов в процентах. В этом реестре я вел статистику сбора голосов. Когда осталось собрать последние 5—10%, просто звонил соседям и просил сдать бюллетень побыстрее. В итоге я не посетил ни одной квартиры в нашем доме, но мы набрали 80% по основным пунктам голосования при необходимых 66,7%.

Подключил муниципальный ресурс. Кроме обычных квартир, которые находятся в собственности у граждан, в домах часто бывают муниципальные. Они принадлежат городу, и ГУ ИС как представитель города голосует за эти квартиры. Благодаря этому мы смогли получить сразу весомый процент по каждому дому. Но большая доля муниципальных квартир может быть и минусом для жильцов. Если какой-то проект не нравится городским властям, они голосуют против.

Переубедил пешеходов. Еще нам удалось заручиться поддержкой пешеходов. Ведь они получали все плюсы от шлагбаумов, но при этом им не надо было скидываться на их установку и обслуживание. В основном это коснулось незащищенной группы граждан: пенсионеров, людей с инвалидностью. Им тяжело платить даже небольшую сумму ежемесячно.

Пожилых людей очень тяжело убедить в необходимости перемен, но когда это бесплатно — они проявляют активность. К слову, наши соседи по двору, которые отгородились ранее, через голосование заставили всех жильцов дома платить этот сбор, чем вызвали огромное недовольство.

Заверил итоговый протокол. После окончания голосования ГУ ИС составило протокол. Оригинал пришлось подписать у секретаря собрания и членов комиссии по подсчету голосов — меня не покидало ощущение участия в каком-то съезде КПСС. Секретарь собрания и члены комиссии избираются из числа жильцов дома. Как правило, это просто неравнодушные граждане.

Ходят слухи, что скоро все собрания будут проводиться в онлайн-режиме через портал госуслуг, где все жильцы прошли верификацию. У такого способа голосования много противников: кто-то боится, что за нас все решат, и считает, что якобы подделать голосование в онлайне проще. Но мне кажется, что никому просто не нужно подделывать результаты голосования в рамках дома на мелком бытовом уровне.

Утвердил решение у муниципальных депутатов. После голосования один из членов группы передал мундепам протоколы собраний всех четырех домов. На ближайшем ежемесячном собрании депутаты приняли решение, что установке шести шлагбаумов быть.

Виды шлагбаумов

Существует несколько вариантов попадания авто в закрытый двор.

С помощью приложения или звонка с авторизованного телефона на номер шлагбаума. Это самый простой и дешевый вариант, но и самый бесполезный, как показывает практика. Если сел телефон, во двор не попасть. Кроме того, в доме сразу найдутся два-три деятельных жильца, которые за небольшую плату будут пускать во двор офисные авто или транзитников. Такой вариант подходит СНТ и дачным поселкам, где случайных авто просто нет.

С брелока. Во-первых, для этого требуется установка дополнительного оборудования. Во-вторых, брелок можно забыть дома или в нем может сесть батарейка. В-третьих, — и это самый большой минус брелока — сигнал с него легко копируется, как с магнитного ключа от подъезда. Деятельные соседи с радостью этим воспользуются.

С помощью RFID-метки. Она всегда приклеена к лобовому стеклу авто. Антенна видит метку и автоматически открывает шлагбаум. Метка заметно дешевле брелока, заменить ее не составляет труда, и главное — сигнал не копируется. Метка привязана к конкретному авто и внесена в базу. Если кто-то из жильцов начинает манипуляции с меткой, это легко отследить и заблокировать ее.

Чисто внешне шлагбаум — это железный ящик и стрела. Но наиболее важные элементы находятся внутри:

  • привод или мотор с блоком управления — это мозг шлагбаума, он открывает стрелу;
  • GSM-контроллер отвечает за передачу информации;
  • считыватель RFID-меток — это антенна, которая видит метки.

Выбор подрядчика и оборудования

Мы учли все и провели встречи с четырьмя производителями шлагбаумов. При обсуждении коммерческого предложения обращали внимание на стоимость и качество оборудования, технического обслуживания, наличие собственной или партнерской диспетчерской и количество реализованных проектов.

Надежность оборудования. Стоимость шлагбаума и монтажа у всех была сопоставима, а вот оборудование предлагалось по разным ценам и разного качества. Поэтому при сравнении предложений нужно учитывать технические характеристики этого оборудования.

Если цены ниже, есть риск получить вместо итальянского привода китайский. Или вместо скоростного — обычный. В более дешевом контроллере могут быть ограничения по объему базы телефонов жильцов. А недорогая антенна не будет реагировать на RFID-метки даже с близкого расстояния.

Наличие диспетчеров. Без диспетчерской в Москве не согласуют установку шлагбаумов. Обязательное условие для любого закрытого двора — это беспрепятственный проезд всех коммунальных и экстренных служб. Желательно, чтобы у подрядчика была своя диспетчеризация или партнерская.

Принцип работы прост. Если диспетчеру звонит жилец с авторизованного номера телефона, ему выписывают пропуск. Если на кнопку шлагбаума звонит врач или пожарный, диспетчер открывает без лишних вопросов, наблюдая в камеру, кто именно хочет проехать.

Стоимость обслуживания. После окончания гарантии шлагбаум нужно обслуживать. Например, мелкая частная компания предлагала нам недорогое оборудование сомнительного качества, но при этом очень настаивала на дальнейшем техническом обслуживании. А диспетчеризация у них держалась на двух операторах, и в критичный момент они могли нас подвести. Поэтому не стоит выбирать коммерческое предложение, только исходя из цены оборудования и монтажа.

Количество реализованных проектов. Это тоже важный параметр при выборе подрядчика. Чем больше шлагбаумов компания установила, тем больше у нее опыт и штат мастеров, готовых быстро приехать и отремонтировать поломку. Это сэкономит время и нервы жильцов.

Мы выбирали между тремя крупными компаниями. Ценники были сопоставимы: 1,5—1,7 млн рублей за весь проект. Но кто-то прятал за низкой ценой китайское оборудование, с кем-то пришлось бы заключать невыгодные договоры на диспетчеризацию и техобслуживание. Это привело бы к большим затратам в будущем.

Чтобы сделать жизнь людей максимально комфортной, мы остановились на следующей комплектации:

  1. Антивандальные откатные шлагбаумы. Их сложно сломать. Даже если человек повиснет на стреле, она выдержит. Они медленнее подъемных, зато надежнее.
  2. Максимально качественные и быстрые приводы, чтобы шлагбаум быстро открывался и дольше проработал.
  3. Камеры для безопасности и для того, чтобы диспетчер видел, что во двор пытается попасть скорая, пожарная или коммунальные службы.
  4. Антенна для считывания RFID-меток. Метка постоянно находится в автомобиле. Устройство видит метку и открывает шлагбаум.

В итоге мы выбрали подрядчика и получили от него коммерческое предложение на 1 623 000 ₽. У нас появилось понимание, сколько надо собрать денег с жильцов.

Сбор денег на установку шлагбаумов

У нас были следующие вводные:

  • четыре дома, 453 квартиры;
  • 205 желающих сдать деньги, 380 авто;
  • 1 623 000 ₽ на покупку и установку шлагбаумов;
  • 12 500 ₽ в месяц на диспетчеризацию;
  • 100 ₽ за одну RFID-метку на каждое авто.

Мы сразу обозначили, что будем собирать не более 10 000 ₽ с квартир владельцев машин и ничего — с пешеходов. Эта моральная планка устраивала большинство. Хотя многие говорили, что у них нет таких денег, — это особенно сложно понять при наличии двух машин.

Собрали с каждой квартиры автовладельцев по 8000 ₽ за установку, по 720 ₽ за первый год диспетчеризации и по 100 ₽ за RFID-метку на каждую машину. Смету превысили всего на 88 500 ₽, которые потребовались на дополнительные провода, стойку под камеру и несколько столбиков. Во время монтажа проснулись соседи, которые ничего не знали о наших намерениях, и на сегодняшний день уже 257 квартир приняли участие в софинансировании.

Но вообще сбор денег проходил очень непросто. Вот как мы выстроили этот процесс.

Открыли специальные счета. Каждому ответственному за свой дом из членов инициативной группы пришлось завести отдельные счета в банке на свое имя. При переводе мы просили всех указывать номер квартиры, чтобы не запутаться. Все данные заносились в «Гугл-документы» и периодически сравнивались с остатками на счетах.

Разделили обязанности между ответственными. Задачи внутри группы распределились сами по себе без предварительных договоренностей. Каждый делал то, что ему по силам. Например, я отвечал за все данные, вел отчетность, вносил в базу новых жильцов, регулярно мониторил чаты. Мои коллеги из других домов общались с госструктурами, вели переписки, составляли обращения от имени жильцов, контактировали с подрядчиком.

При этом мы могли подменить друг друга в любой момент, так как все были погружены в проект. Сложные или конфликтные ситуации обсуждали в местном баре. По крайней мере, первые полчаса там была вполне рабочая атмосфера.

Сделали ставку на открытость. Решили придерживаться принципа полной финансовой прозрачности. Хотя все равно не обошлось без «добрых» слов нескольких соседей об откатных схемах. В чате одного из домов прямо заявили, что мы занимаемся этим исключительно ради денег. И это написал человек, который ни копейки не сдал. Благо в нашем проекте откатные только шлагбаумы.

Заключили договоры с подрядчиками. Представитель каждого дома, который был выбран на собрании, заключил договор с подрядчиком на покупку и установку оборудования. Оплата производилась напрямую со счета представителя дома на счет компании. От подрядчика мы получили договоры, акты и накладные — эти документы понадобились для получения субсидии и для финансового отчета перед жильцами.

Составили понятные отчеты. После окончания проекта инициативная группа подготовила для жильцов финансовый отчет со всеми приходами, расходами, статистикой, сканами чеков и переводов. Благодаря совместной работе в «Гугл-документах» у нас полностью сошелся баланс.

А чтобы читать отчет было не так скучно, мы спрятали в него загадки. Если жилец угадывал все четыре и присылал код в чат, он получал приз. От копипасты нас спасло то, что коды у всех были разные и зависели от номера дома и квартиры. Всем 20 победителям в почтовые ящики мы положили подарки — наборы специй. Я их взял у себя на работе. Мелочь, а приятно.

Отчет — это несколько страниц сухих цифр. Нам хотелось, чтобы с ним ознакомились как можно больше людей и всем был понятен объем собранных денег и наших затрат
Отчет — это несколько страниц сухих цифр. Нам хотелось, чтобы с ним ознакомились как можно больше людей и всем был понятен объем собранных денег и наших затрат
Желтым цветом на этой страничке отчета выделена одна из наших загадок для внимательных жильцов
Желтым цветом на этой страничке отчета выделена одна из наших загадок для внимательных жильцов

Установка шлагбаумов

Сотрудники подрядчика несколько раз приезжали на объект, контролировали процесс установки, подписывали с представителями жильцов договоры, соглашения, закрывающие документы, акты и накладные на оборудование.

По договору мы должны были предоставить подрядчику очищенные от снега места для монтажа шлагбаумов. Было очень приятно, когда на призыв активистов откликнулись несколько десятков человек и мы все вместе очистили шесть площадок от снега. После многие жильцы присылали фото процесса работ и вели народный контроль.

Мы очень торопились с установкой, чтобы получить оборудование по старым согласованным ценам. И после 24 февраля 2022 года поняли, насколько нам повезло с оплатой иностранных комплектующих в январе и феврале.

После окончания монтажа мы протестировали работу всех шлагбаумов и закрыли три из шести на период обкатки. Жильцы проверили, как работает диспетчерская и автоматическое открытие на въезд и выезд. А если что-то шло не так, они могли проехать в три открытых проезда.

Раздача меток и доступов

Перед нами встала еще одна непростая задача: раздать 466 RFID-меток 257 автовладельцам, часть из которых не проживает в домах, а часть приезжает поздно с работы. При этом нужно было внести номер метки в гугл-документ, привязать к метке марку, номер и цвет авто, проверить документы у автовладельца, чтобы к нам не проскочили случайные люди, и сравнить записи с реестром собственников от ГУ ИС.

Мы договорились с владельцем местного паба, расположенного в одном из наших домов. Выбрали два дня на раздачу: будний вечер и один выходной. Этого было достаточно, чтобы охватить 90% автовладельцев, которые нашли время и подошли в паб за меткой.

Кто-то из соседей потом задержался на пару кружек пенного, и мы таким образом отблагодарили владельца за помещение. Остальные соседи уже в частном порядке получили метки у представителей каждого дома. Два дня по несколько часов мы вносили данные в гугл-документ.

Все метки в итоге были внесены в таблицу. Работа нудная, но необходимая
Все метки в итоге были внесены в таблицу. Работа нудная, но необходимая

Вопрос с парковкой мы решили, оставалось предоставить удаленный доступ к шлагбаумам для всех жильцов. Для этого пришлось собрать с каждой квартиры по несколько номеров телефонов, которые мы потом загрузили в систему диспетчерской.

Это нужно для того, чтобы люди могли звонить и заказывать пропуска. Диспетчер пропускает транспорт только тогда, когда жилец звонит с авторизованного телефона. Этот момент мы продумали заранее и запрашивали номера еще в процессе голосования и сбора денег.

Сейчас почти не добавляем новые номера в базу, потому что практически все жильцы уже оставили свои данные. Для редких случаев мы разместили объявления с подробной инструкцией в подъездах. Если жилец впервые столкнулся с тем, что двор закрыт, он без проблем будет добавлен в базу и сможет подъехать к дому. Собственники, которые сдают квартиры, передали нам телефоны арендаторов, чтобы те могли пользоваться услугами диспетчерской на равных со всеми.

Результат и неожиданные проблемы

19 марта 2022 года мы закрыли дворы окончательно. Все автовладельцы, которые скидывались, получили RFID-метки и теперь попадают на территорию автоматически. Остальные жильцы могут заехать домой, заранее заказав одноразовый пропуск. По такому же принципу во двор попадают гости, курьеры и такси.

Некоторые жильцы не захотели участвовать в проекте наравне со всеми. Таких меньше 1,3%, и мы с улыбкой наблюдаем за их принципиальной позицией с ежедневным заказом пропусков. Закрыть доступ кому-то из них мы не имеем права, а проблемы с законом никому не нужны. Казалось бы, мы своей цели достигли, но кое-кто решил нам помешать.

Вот так выглядит один из наших шлагбаумов. Надеюсь, что прослужит долго
Вот так выглядит один из наших шлагбаумов. Надеюсь, что прослужит долго

Так уж получилось, что при установке шлагбаумов закрылся и сквозной проезд через наши дворы к соседним домам. Раньше было удобно срезать через нас пробку. А кто-то еще и посчитал, что имеет полное право проезжать к ближайшему детсаду, просто потому что так удобнее. Хотя к нему есть официальный проезд с двух разных улиц.

В общем, нашлась принципиальная барышня, которая быстро подключила связи родственника в прокуратуре, и мы получили предписание об открытии двух шлагбаумов из шести.

Вот так раньше ездили в детский сад. Через дворы было на пару минут быстрее, но для местных жителей это было проблемой
Вот так раньше ездили в детский сад. Через дворы было на пару минут быстрее, но для местных жителей это было проблемой
А вот так приходится ездить в детский сад сейчас. Дворы стали безопаснее, но некоторые люди недовольны
А вот так приходится ездить в детский сад сейчас. Дворы стали безопаснее, но некоторые люди недовольны

Власти зацепились за то, что наши дворы когда-то проходили процесс межевания через публичные слушания и в этом проекте запланированы сервитуты. То есть если когда-то наш дом решит отмежеваться от остальных, у нас сразу появится обязанность предоставить доступ в соседний дом. Пока этот сервитут существует только на бумаге.

Прокурор, которому, скорее всего, спустили приказ сверху, в вопросе особо не разобрался и состряпал протест. Представители власти обозначили свою позицию таким образом: «Мы, конечно, выступаем за интересы двух тысяч жильцов четырех домов, но зачем нам эти проблемы с прокуратурой». И на очередном собрании мундепов, без голосования, нарушив все процедуры, депутаты отозвали у нас два своих же одобрения на установку шлагбаумов.

Мы потратили полгода на этот проект, забыв о семьях и личной жизни.

Но наши шлагбаумы простояли закрытыми всего пять дней. Негодованию жильцов не было предела. Все сплотились в борьбе с бюрократией. С одной стороны, пришлось привлекать знания и опыт соседей. У кого-то есть готовый помочь родственник со связями, кто-то нашел юриста по земельным вопросам.

С другой стороны, пришлось отговаривать горячие головы от попыток линчевания тех, кто на нас пожаловался. Однажды во дворе был замечен мужчина в нетрезвом виде, который сыпал проклятиями в адрес жалобщиков и был настроен агрессивно, а в чатах еще долго раздавались угрозы и ругань.

Мы действовали строго по букве закона и смогли предоставить доказательства мундепам, что не существует никакого сервитута. Да, мы перекрыли проезд к домам, которые проголосовали за эту установку, но не закрыли проезд к детсаду. И предыдущая отмена решения была ошибкой.

Старожилы говорят, что такой толпы на заседании депутатов не видели давно. Люди стояли в коридорах, чтобы поддержать друг друга. В итоге первоначальное решение вступило в законную силу, причем проголосовали за него единогласно.

Сколько мы продержимся против потока жалоб — неизвестно. Пешая дорога к детсаду стала намного тише и безопаснее после закрытия территории. А кому принципиально подъехать туда на личном авто, тот может сделать крюк — получается буквально 300—400 метров.

Актуальное положение дел

После преодоления всех этих сложностей соседи сплотились. У нас появился междворовой чат в «Вотсапе», который состоит из автовладельцев. Там мы решаем текущие вопросы, связанные со шлагбаумами, делимся новостями и ищем хозяев авто, если они кому-то мешают.

Еще узнали, что такая группа не может вместить в себя более 256 человек, а обсуждения в этом приложении растягиваются на сотни комментариев. Поэтому создали дублирующий телеграм-канал, где постить новости намного удобнее, а обсуждения происходят внутри постов. К тому же в «Телеграме» можно проводить опросы, которые не требуют собрания всех собственников помещений.

У диспетчерской простая база телефонов с возможностью ее редактирования. Базу ведут активисты — каждый за свой дом. Можно посмотреть фото проезда всех гостей и время. Если необходимы более точные данные, диспетчер предоставит видео ответственному по каждому из домов.

Мы всегда открыты к просьбам жильцов. Кто-то просит добавить в базу телефон прораба на время ремонта. К кому-то приехали родственники на лето, и им нужно заезжать ежедневно, их номер тоже легко добавить.

Пока наш двор благоустраивают, мы добавили в базу телефон работника. Не все рады ежегодной замене бордюров во дворе, но нам еще меняют асфальт и ставят новую детскую площадку, поэтому жильцы проявляют терпение. Дежурным машинам полиции и представителю управляющей компании мы тоже передали несколько RFID-меток.

Сейчас мы в процессе получения субсидии от города. Для этого написали заявления от каждого дома на каждый шлагбаум, приложили все доказательства затрат на установку: договоры, акты, накладные. Когда получим эти деньги, сможем пустить их на дальнейшее техобслуживание. После окончания гарантии в начале 2023 года будем платить подрядчику за техобслуживание ежемесячно. Ведь шлагбаум требует постоянного ухода и профилактики.

Как закрыть двор шлагбаумами

Вот краткая инструкция, если решитесь на это:

  1. Сначала создайте чат дома в «Вотсапе» или «Телеграме», а лучше и там, и там. Это поможет быстро собирать информацию, оповещать соседей и проводить голосование. Если такого чата нет, можно распечатать небольшие объявления и раскидать всем в ящики. Общее объявление в подъезде тоже поможет, но их часто срывают.
  2. При добавлении в чат по возможности сверяйте данные человека с реестром собственников, который можно получить в ГУ ИС, инициировав собрание. Так будет потом легче находить людей по спискам.
  3. Всю собранную информацию дублируйте в «Гугл-документах». В них проще работать нескольким ответственным. Данные соседей сохраняйте в едином формате. Например: «Василий 15.205.Т003КС77». Так проще искать в контактах и делать рассылки. Видно имя, дом, квартиру и номер авто.
  4. Инициируйте собрание — примеров бюллетеней в интернете очень много, ГУ ИС в помощь. На очной части проведите разъяснения, а на заочной соберите бюллетени.
  5. Назначьте старших по подъездам, которые помогут собрать бюллетени или обойти соседей.
  6. Заранее пообщайтесь с несколькими подрядчиками, соберите коммерческие предложения, узнайте тонкости диспетчеризации, определитесь, кто и как будет попадать во двор.
  7. При общении с жильцами сразу уточняйте наличие авто, а лучше сразу заносите данные в «Гугл-документы». И главное — спрашивайте, готов ли человек скинуться деньгами. Эту информацию лучше знать заранее, чтобы ориентировать людей на более-менее конкретный диапазон затрат.
  8. После получения протокола собрания направьте обращение к мундепам и получите от них письменное согласие на установку. На тот момент у вас уже должны быть схемы установки от выбранного подрядчика. Иногда сдвиг шлагбаума на метр могут признать незаконным.
  9. Только после получения разрешения начинайте собирать деньги и сразу ведите прозрачную и понятную отчетность. Если домов много, контроль финансов лучше вести одному человеку и проверять — другому. А собирать деньги с жильцов нужно представителю своего дома. И оплачивать шлагбаум тоже со счета каждого дома.
  10. Чтобы избежать проблем с дальнейшими жалобами — а они будут, — заранее проконсультируйтесь в Департаменте городского имущества Москвы на предмет наличия запретов установки у вас закрывающих устройств. Формально это обязанность мундепов, но лучше перестраховаться и избавить себя от потенциальных проблем, тем более что в ДГИ есть онлайн-консультации. В Москве это доступно по ссылке.
  11. Если в вашем доме есть активисты, которые все время с чем-то борются, обязательно привлекайте их к проекту. Они знают, куда надо жаловаться, кому носить документы, пользуются авторитетом у соседей. Если такого жильца у вас нет — возможно, это вы.

Знаете, как улучшить жизнь в доме или квартире? Дайте совет — и им воспользуются
Как вы относитесь к закрытым дворам?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество