В навигацию 2021 и 2022 годов я работал на теплоходе, который курсирует по Волге.
На круизных теплоходах большой коллектив — обычно около 100 человек. Повара, официанты, бармены, горничные обслуживают гостей. За безопасность круиза отвечают капитан с командой, механики, радисты, матросы. А за развлечения туристов — артбригада, то есть вся творческая команда на теплоходе. В нее входят музыканты, танцовщики, ведущие, диджеи, фокусники, художники, аниматоры. Я был диджеем: отвечал за звук на концертах, проводил дискотеки. А еще иногда работал ведущим на этих мероприятиях.
Это сезонная работа, чаще всего без выходных. И если официанты могут проводить каждый день на ногах по 16 часов, то рабочий день артистов на теплоходе — всего пара часов. При этом и те и другие получают примерно одинаковую зарплату.
Мой доход складывался из оклада — 30 000 ₽ — и чаевых. Всего за восемь месяцев я заработал 465 000 ₽, то есть в среднем получал 58 000 ₽ в месяц. При этом я ничего не тратил на жилье и продукты: сотрудников на теплоходе и так кормят. Но, устраиваясь на теплоход, я не столько гнался за деньгами — в первую очередь хотел путешествовать, знакомиться с интересными людьми, устроить цифровой детокс и больше читать. Все это мне удалось.
- 58 000 ₽
В Т—Ж уже есть статья о работе официанта на теплоходе. Я же расскажу о том, как устроиться на теплоход людям творческих профессий, в чем заключается работа, сколько можно заработать, какие там правила и как устроен быт.
Как я стал диджеем
Я живу в Саратове, мне 36 лет. До 33 лет я работал в детском приюте специалистом по социальной реабилитации трудных подростков. График был сутки через трое, а зарплата маленькая — до 20 000 ₽ в месяц. Поэтому параллельно с основной работой я часто подрабатывал где-то еще: был журналистом, эйчаром в фирме по производству чехлов для Айфонов, риелтором. С учетом всех подработок в среднем выходило 40 000 ₽ в месяц.
В 2019 году я захотел больше денег и ушел из приюта, чтобы заняться риелторским бизнесом. Снял офис, стал нанимать сотрудников. Но мои мечты, увы, не сбылись: наступила пандемия и я закрылся.
В итоге через знакомых я устроился диджеем в ресторан. Правда, диджеем тогда меня было сложно назвать — я был скорее плейстопером, то есть просто включал песни. Работал почти каждый день и зарабатывал до 30 000 ₽ в месяц. Но постепенно я стал развиваться в диджеинге: учился по ютуб-роликам, узнал, как сводить треки. Купил контроллер за 25 000 ₽ — он помогал мне управлять музыкой: включать, выключать, сводить треки и накладывать эффекты.
Новая профессия мне нравилась. Во-первых, я люблю сцену. Во-вторых, работы было максимум на четыре часа в день. Я мог спать сколько хочу, и у меня было много свободного времени.
Были, конечно, и негативные моменты. Например, иногда среди публики находился человек, который считал себя гуру диджеинга и начинал давать мне непрошеные советы. Но у меня довольно скверный характер, и этот человек отправлялся туда, откуда пришел.
Как я устроился на теплоход
Моя теплоходная история началась летом 2021 года. Тогда я продолжал работать диджеем в ресторане на набережной, а еще проводил дискотеки на небольшом прогулочном теплоходе. Общий заработок был в районе 40 000 ₽.
Благодаря работе я почти каждый день бывал у причалов. Там часто швартовались огромные четырехпалубные круизные теплоходы, которые курсировали по разным городам: в Астрахань, Казань, Волгоград, Самару, Волгоград, Нижний Новгород. Но мне и в голову не приходило, что там есть какие-то развлечения. В круизах я никогда не был, поэтому не знал, как там все устроено.
Однажды на одном из теплоходов я увидел целое шоу. Какой-то мужчина пел «Фантазера» Ярослава Евдокимова, а вокруг него была подтанцовка — парни и девушки в костюмах и с помпонами. Тогда я подумал, что, возможно, там проводятся дискотеки, а значит, нужен и диджей. Идея поработать на большом теплоходе меня очень вдохновила.
Дальше расскажу то, что знаю о теплоходах, и поделюсь опытом, как мне там работалось.
Какие бывают теплоходы
Теплоходы, которые курсируют по рекам России, можно разделить на три типа: двух-, трех- и четырехпалубные.
Двухпалубные — в основном теплоходы экономкласса. Вместимость — примерно 180 человек. В их стандартных каютах может не быть туалета и душа — они общие для палубы. Это, например, теплоходы «Александр Свирский», «Башкортостан», «Бородино», «Борис Полевой».
Трехпалубные — более комфортабельные теплоходы, они вмещают около 200 человек. Там во всех каютах есть душ, туалет, кондиционер. Общие помещения более просторные, с красивым интерьером. Такие теплоходы делятся на классы, есть и люксовые варианты. Наверное, самый известный премиальный трехпалубник — Volga Dream. На нем путешествовали и российские знаменитости, например историк моды Александр Васильев, ведущие Иван Ургант и Владимир Познер.
Четырехпалубные — большие теплоходы вместимостью до 320 человек. Они еще комфортнее и просторнее. Там больше общественных помещений: конференц-зал, концертный зал, детская игровая комната, несколько баров и ресторанов.
Есть четырехпалубники попроще, например «Александр Радищев» или «Георгий Жуков». А самые люксовые четырехпалубники советского времени — «Лев Толстой» и «Антон Чехов». Там есть бассейн, в интерьерах использовались премиальные отделочные материалы: натуральное дерево, паркет.
Почти все теплоходы построены еще в советское время — в 1950—1990-х годах. Из новых могу назвать разве что «Мустай Карим». Этот четырехпалубник сделали на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Его эксплуатирует туроператор «Водоходъ». Впервые «Мустай Карим» совершил круиз в 2020 году. Он соответствует классу «пять звезд», то есть уровень комфорта на нем как в пятизвездочном отеле. Кроме нескольких баров и ресторанов есть спа-центр, парикмахерская, тренажерный зал, игротека и детский клуб.
Как устроены круизы
Во время круиза теплоход курсирует по городам. Чаще всего он каждый день останавливается в новом городе. Хотя бывает, что остановок нет и гости целый день проводят на борту. Или, наоборот, теплоход останавливается в одном городе на пару дней. Во время остановок гости могут выйти в город — просто погулять или взять экскурсию. Все остальное время они живут на теплоходе.
Расписание круизов стандартное: завтрак, обед, ужин, а между ними — экскурсии по городам и развлекательная программа на борту. Это мастер-классы, квизы, викторины, фитнес, концерты, кинопоказы. Всего в день проходит по 15—20 таких активностей, в том числе для детей и подростков. Каждый вечер устраивают дискотеку.
Вообще я бы разделил круизы на два типа: длинные и короткие. Самый короткий длится три дня. Такие рейсы еще называют круизами выходного дня, потому что они начинаются в пятницу, а заканчиваются в воскресенье. Обычно туристы успевают посетить только один город.
К коротким рейсам можно отнести и четырехдневные. Гости успевают побывать в двух новых городах. Самые популярные короткие рейсы из Москвы — в Мышкин и Углич.
Длинные рейсы — от 5 до 21 дня. Один из самых длинных маршрутов — от Москвы до Астрахани и обратно. А наиболее популярные направления из тех, где я работал, — Ярославль, Плес, Тверь, Казань.
На мой взгляд, сотрудникам сложнее в длинных рейсах: чем больше дней, тем больше творческих программ нужно подготовить и тем меньше будет отдыха. При этом оплата фиксированная: даже если работаешь больше, все равно получаешь оговоренную сумму.
На каких теплоходах я работал
Я работал в компании «Водоходъ». Ходил на двух теплоходах: шесть месяцев на «Феликсе Дзержинском» и два на «Мстиславе Ростроповиче». Расскажу о своих впечатлениях чуть подробнее.
На «Феликсе Дзержинском» я работал с августа по октябрь 2021 года и с мая по июль 2022 года. Его вместимость — 339 пассажиров. Команда — еще 99 человек.
Интерьеры на «Феликсе Дзержинском» достаточно сдержанные, без изысков. Круизы в основном короткие, максимум — 7 дней. Все рейсы начинаются и заканчиваются в Москве. За сезон получается примерно 30 таких рейсов. Маршруты одни и те же, поэтому вскоре города вроде Мышкина, Углича, Твери стали мне как родные.
По моим наблюдениям, на этом теплоходе путешествуют в основном люди со средним достатком. Трехдневные туры стоят от 15 000 ₽, если бронировать за полгода.
На «Феликсе Дзержинском» я часто совмещал обязанности диджея и ведущего. В такие дни получал двойной оклад.
На дискотеках на этом теплоходе почти всегда было много людей. А значит, у меня было много чаевых. Самыми прибыльными рейсами оказались трехдневки. Люди приезжали на выходные и отрывались по полной. За такой рейс я мог заработать 10 000—15 000 ₽ только на чаевых. А всего в месяц получалось до 90 000—100 000 ₽.
Музыканты продавали на теплоходе свои диски — администрация была не против. Диски стоили 500—1000 ₽, и их неплохо покупали.
Мне нравились коллеги на этом теплоходе, особенно капитан и его старший помощник: они были строгие, но понимающие, гибкие, с чувством юмора. Это заряжало весь коллектив. Среди артистов царила очень творческая атмосфера. Все, кто раньше работал на других кораблях, говорили, что «Дзержинский» — самый веселый корабль «Водохода».
Мы с коллегами готовили совместные выступления. Например, я играл чиллаут во время занятий по растяжке. На дискотеках проводил конкурсы и интерактивы. Наш бармен оказался лауреатом международных конкурсов по фортепиано и участвовал в концертах. Инструменталисты объединялись с вокалистами и делали совместные номера. У нас была полная творческая свобода, и руководство это приветствовало.
На «Мстислав Ростропович» меня перевели в августе 2022 года — так решила администрация, я об этом не просил. Это теплоход того же проекта 92-016, только модернизированный. Он относится к премиум-классу. На нем более богатые интерьеры, есть лифт.
Путевки на премиум стоят в полтора-два раза дороже. Для сравнения: четырехдневный круиз на «Дзержинском» по маршруту Москва — Дубна — Калязин — Коприно — Мышкин — Москва стоит от 20 000 ₽. Такой же по длительности круиз на «Ростроповиче» по маршруту Нижний Новгород — Болгары — Казань — Свияжск — Нижний Новгород обойдется уже в 47 000 ₽.
Туристов здесь значительно меньше. Максимальная вместимость — 220 пассажиров. Экипаж, так же как и на «Дзержинском», — еще около 100 человек.
Артбригада при мне тоже была меньше и состояла из ведущего, танцевального дуэта, саксофониста, художницы и оперной певицы. Певица также играла на фортепиано.
Мне показалось, что на «Ростроповиче» путешествуют более богатые люди. Круизы в основном длинные — в среднем 6—9 дней, хотя изредка бывают как по 4, так и по 14 дней. Маршруты очень разнообразные. Они охватывают всю Волгу — от Твери до Астрахани.
От перевода на «Ростропович» у меня было много ожиданий. Я полагал, что если премиум, то денег я там заработаю целый мешок, а то и два. Но я ошибался. На дискотеки народ почти не приходил — примерно в 80% случаев не было вообще никого. А если у диджея нет дискотек, то нет и чаевых. Иногда мне все же давали на чай, пару раз даже валютой — по одному доллару. Это было несущественно и даже обидно. В итоге за первый рейс я заработал на чаевых 240 ₽, за последний — 2250 ₽.
Но был и плюс: я много отдыхал. Работа каждый день занимала всего час, максимум два. В остальное время я читал, смотрел сериалы, гулял по городам.
Атмосфера на «Ростроповиче», в том числе среди персонала, была более размеренная, чинная. Мы любили шутить, что у нас теплоход-пансионат. Механизм коллектива работал четко и слаженно, все ребята были хорошими профессионалами, но не было той творческой энергии, как на «Дзержинском». Капитан с коллективом почти не общался — я даже не помню, как его зовут. Он появлялся только на приветственном коктейле в первый день круиза и на капитанском ужине в последний, шутил одну и ту же шутку и быстро отправлялся в свои капитанские покои.
Как и где найти работу на теплоходе
Кем можно работать. На теплоход часто требуются:
- вокалисты;
- инструменталисты: пианисты, гитаристы, саксофонисты;
- танцоры;
- диджеи;
- ведущие;
- аниматоры;
- иллюзионисты;
- фитнес-инструкторы, например тренеры по йоге.
Художники или просто те, у кого хорошо получается ручная работа, могут пойти прикладниками, то есть мастерами по прикладному искусству. Они устраивают мастер-классы и учат людей, например, мастерить разные поделки, бижутерию, делать оригами, выжигать по дереву.
В среднем артбригада состоит из 10—12 человек. Из них всю навигацию работает только половина, остальные приходят на недельку-другую и потом меняются.
Какие есть требования. Сотрудников берут строго с 18 лет. В остальном на возраст не обращают особого внимания. Помню, у нас работала пианистка, которой было всего 20 лет. А на другом теплоходе пианисту было 74 года.
К внешнему виду артистов нет строгих требований, в отличие от официантов или горничных. Неважно, есть ли у артиста татуировки, пирсинг, как он одевается. Главное, чтобы он выглядел опрятно, умел делать свое дело и захватывать внимание зрителя. Но это не всегда получается. К примеру, как-то в начале навигации к нам сел джаз-дуэт из Питера. Ребята хорошо играли, но через две недели их высадили, потому что они собирали маленькие залы. Джаз оказался слишком невостребованным.
В то же время у нас на теплоходе работал бард-дуэт «Эврика». На мой вкус, у них были простые, иногда даже примитивные тексты. Приведу пример из их песни «30 лет спустя»:
- Я с трудом подбираю в беседе слова,
И моя мысль давно не летит.
У меня низ давления — где-то 102,
У меня грыжа и простатит.
Однако на их концерты приходило очень много зрителей.
Где искать работу. Самые крупные круизные компании в России — «Водоходъ», «Мостурфлот» и «Созвездие». Артистов туда редко набирают через «Хедхантер» или «Авито» — чаще всего вакансии выкладывают на сайте или в соцсетях компаний.
Существуют также группы-агрегаторы во «Вконтакте», которые собирают вакансии со всех источников, например «Работа на теплоходе». Но по моему опыту вакансии там не всегда актуальны. Кроме того, творческие встречаются редко. В основном там набирают основной персонал: поваров, горничных, официантов, медсестер.
Когда вы выбрали вакансию, напишите арт-директору или другому менеджеру, который занимается подбором персонала, — контакты есть в объявлении. В сообщении нужно написать краткое резюме, указать возраст, образование и опыт работы, если устраиваетесь по специальности. А еще приложить демовидео своих выступлений. Если они понравятся арт-директору, контакты передадут отель-менеджеру теплохода, и вам перезвонят.
Важный нюанс: навигация начинается в конце апреля, но работу многие артисты выбирают еще с февраля. Желающих очень много, и все позиции быстро разбирают. Летом и в конце сезона тоже попадаются предложения о работе, но теплоход выбрать не получится — придется устраиваться на предложенный.
Какие предлагают условия. В крупных компаниях всех артистов оформляют официально, по трудовому договору. Чаще всего работать приходится без выходных. Рейсы идут один за другим: если заканчиваете один, то уже на следующий день начинается новый. Хотя бывает, что артистов ставят в программу не каждый день. Это зависит от их количества на теплоходе: если много, то отдыхать получится чаще. Как правило, в начале и конце навигации артистов мало, поэтому работы у них больше.
Артистам платят 30 000—45 000 ₽ в месяц или 1000—1500 ₽ в день. Кажется, что это немного, но питание и проживание работникам предоставляют бесплатно. То есть каждый месяц работы можно спокойно откладывать почти всю зарплату. К тому же есть приятные бонусы вроде чаевых или денег с продажи своих дисков — они могут быть даже больше оклада.
Как я нашел работу
Когда в 2021 году я начал искать работу на теплоходе, я еще не знал, где это лучше делать. Просто открыл «Авито» и начал смотреть вакансии диджеев на теплоходах. Нашел такую за полминуты. Теплоход назывался «Александр Свирский», но я про него ничего не знал.
Я позвонил по номеру в объявлении, рассказал о себе. У меня спросили про опыт работы, я ответил, что 6 лет. Не сказать что я соврал: в приюте я тоже часто проводил дискотеки, но к профессиональному опыту это отнести нельзя. Тогда меня спросили, есть ли у меня в фонотеке хиты 1980—1990-х. Такое у меня, разумеется, было. После этого короткого интервью меня приняли на работу. Обещали платить 30 000 ₽, выйти на работу надо было через три недели.
Только потом я решил погуглить, на какой теплоход попал, и разочаровался: это был небольшой двухпалубный теплоход скромной компании «Волга-лайн». Вместимость — 186 пассажиров и 54 человека экипажа. Этот вариант мне не подходил, ведь я мечтал работать на большом теплоходе. Я продолжил поиски, а этот вариант оставил про запас.
На самом деле даже с этим вариантом мне повезло: в середине навигации 2022 года мой знакомый тоже хотел устроиться диджеем на теплоход. Стал искать предложения о работе, но ничего не нашел.
Я ввел в поисковике запрос «крупные круизные компании России». Решил сразу начать с «Водохода»: это самая крупная компания. У нее есть отдельная группа во «Вконтакте» для подбора артистов, она так и называется — «Работа артистам в круизах по России». Там выкладывают вакансии для специалистов творческих профессий: певцов, гитаристов, пианистов и других музыкантов, актеров, ведущих, фитнес-инструкторов, аниматоров.
Так я нашел позицию диджея и звукорежиссера в одном лице на теплоходе «Феликс Дзержинский». Работать надо было с 2 августа по 10 октября, зарплату не указывали. Я написал им во «Вконтакте»: рассказал немного о себе, спросил об оплате и оставил свои контакты.
Примерно через час мне позвонила отель-менеджер теплохода «Феликс Дзержинский». Она задавала самые разные вопросы. Вот некоторые из них:
- Знаете ли вы, как подключать оборудование? Я сказал, что, разумеется, знаю.
- Какую музыку вы будете ставить, если на танцполе будет публика 35—45 лет? А если 45—55 лет? Мой ответ был таким: первым я включу музыку 90-х и современную поп-музыку наподобие «Артика и Асти», Светланы Лободы. Вторым поставлю хиты 80-х и 90-х, в том числе зарубежные. Вообще ошибочно полагать, что какому-то поколению нравится какая-то одна музыка. Задача диджея — еще и открыть для слушателя что-то новое.
- Говорите ли вы в микрофон во время дискотек? Я ответил, что да.
- Какому стилю вы отдаете предпочтение? Сказал, что такого стиля нет, но назвал тот, который не люблю, — это техно.
- Когда вы в последний раз обновляли фонотеку? Ответил, что делаю это каждый месяц.
Наша беседа длилась около 10 минут. В конце разговора менеджер сказала, что я принят. Позже оказалось, что она была немного в курсе этой темы, потому что ее сын тоже был диджеем.
Выйти на работу мне предложили даже не 2 августа, как было в объявлении, а 23 июля. Зарплату утвердили в размере 1000 ₽ в день. Сказали, что жить буду один в двухместной каюте, а дорогу до Москвы и обратно до дома оплатят. Со всеми условиями я охотно согласился.
Дальше я буду рассказывать на примере теплоходов «Водохода». Я работал только в этой компании, но, насколько знаю, в других принцип схожий.
Как я готовил документы
После телефонного собеседования мне на электронную почту выслали приветственное письмо, должностную инструкцию, направление на медобследование и список необходимых для устройства документов.
Вот какие документы мне нужно было взять с собой:
- Паспорт.
- ИНН.
- СНИЛС.
- Реквизиты банковской карты.
- Сертификат о пройденной вакцинации от COVID-19.
- Справку об отсутствии наказания за употребление наркотиков.
- Медкнижку с медкомиссией, пройденной не позднее чем 6 месяцев назад.
- ПЦР-тест, сданный не позднее чем за 72 часа до посадки на теплоход.
Справку об отсутствии наказания за употребление наркотиков я заказывал на госуслугах. Для подачи заявления требуются фото или сканы паспорта РФ: нужны все страницы, где есть личные сведения, например место регистрации и семейное положение.
По правилам справка готовится в течение двух недель. Затем ее можно скачать в личном кабинете. Мне повезло: справку сформировали всего за три дня. Это был самый легкий этап — дальше пришлось изрядно поездить.
Медкнижка у меня уже была. Но вообще она выдается в центре гигиены и эпидемиологии вашего города или в медицинских организациях, которые заключили соглашение с такими центрами. Стоимость — 500 ₽.
Медосмотр за последние полгода я не проходил, так что мне предстояло побегать по врачам. Компания «Водоходъ» компенсирует стоимость медосмотра и в первую зарплату перечисляет его стоимость. Главное — сохранить чеки. Поэтому рекомендую идти в частную клинику, где меньше очередей и люди вежливее. Условия возмещения в других компаниях мне неизвестны. Думаю, что такие же.
Я нашел ближайший медцентр и к 8 утра пришел туда натощак: знал, что нужно будет сдавать анализы крови и мочи. Там прошел основных врачей: терапевта, окулиста, хирурга, дерматолога, невролога, нарколога и стоматолога. Всего я потратил на медосмотр около часа.
Еще нужно было пройти психиатрическое обследование и химико-токсикологическое исследование, ХТИ, — проще говоря, тест на наркотики. В этом медицинском центре их не делали, поэтому пришлось ехать в психоневрологический диспансер. Там была большая очередь, как в типичной поликлинике. Спустя полчаса я прошел тест на наркотики и получил психиатрическую экспертизу. Вообще меня всегда удивляло, как легко пройти психиатра. Каждый раз у меня спрашивают, беспокоит ли что-то. Я отвечаю, что нет, и мне выдают справку.
Всего за медосмотр я отдал около 6000—6500 ₽, включая психиатра и анализ на наркотики. В первую зарплату работодатель возместил мне эту сумму, как и обещал.
Сертификат о вакцинации у меня уже был, а ПЦР-тест сотрудникам делали бесплатно в первый же день, когда мы прибыли на теплоход.
Как я добирался до теплохода
Что было в багаже. Я знал, что не появлюсь дома несколько месяцев, поэтому у меня было много багажа: чемодан, большая спортивная сумка и рюкзак. Когда в 2022 году я ушел в плавание в самом начале навигации, то взял еще и теплые вещи вроде куртки, шапки: весной на воде еще холодно.
Вот что я взял с собой на пять месяцев:
- Одежду.
- Гигиенические принадлежности: шампунь, мыло, гель для душа, набор бритв.
- Оборудование для работы.
- Чай, кофе, сахар.
- Чашку, нож.
- Тройник с предохранителем.
Все гигиенические принадлежности брал по одной штуке, в дальнейшем просто докупал во время остановок. Полотенца и постельное белье с собой не привозил: их выдают на теплоходе.
Дорога. Работники добираются до места работы самостоятельно. У каждой компании свое место зимовки теплоходов, чаще всего в Московской и Ленинградской области. Теплоходы «Водохода» швартуются в поселке Октябрьский в Борском районе Нижегородской области. Оттуда они отходят в первый рейс в апреле.
Расходы на дорогу — до места работы и обратно домой — берет на себя компания. Сначала работник сам покупает билеты, а потом работодатель компенсирует их стоимость. Но важно сохранять билеты и чеки. Еще один момент: в поезде компенсируют билеты только в плацкартный вагон. Можно добраться и самолетом, но только если его стоимость будет равна или ниже стоимости билета в плацкартный вагон.
В 2021 году я устраивался в середине навигации, поэтому мне надо было ехать в Москву. Я поехал на поезде. Билет в плацкартный вагон стоил около 2000 ₽, дорога заняла 13 часов. Чтобы все успеть, я решил поехать на день раньше и остановился погостить у друзей в Москве.
В 2022 году я работал с самого начала навигации, поэтому ехал до Нижегородской области. За автобус из Саратова до Нижнего Новгорода заплатил 1800 ₽. В пути провел 9 часов. Затем от автостанции «Щербинки-2» в Нижнем Новгороде я заказал такси в поселок Октябрьский. За 45 километров пути заплатил около 1000 ₽.
Как устроена работа на теплоходе
Когда я впервые прибыл на корабль, меня сначала проводили в каюту и провели небольшую экскурсию по судну. Потом пригласили заполнить документы: подписать трудовой договор, заявление на компенсацию расходов.
После этого у меня было свободное время — работа начиналась на следующий день. Мне все было интересно: я вообще люблю что-то новое. Я обошел теплоход, стараясь его изучить. Он был огромный, и первые дня три я мог легко на нем заблудиться. Еще я познакомился с некоторыми членами экипажа. Обстановка вокруг мне сразу понравилась, и я радовался, что нашел такую классную работу.
Расскажу, как составлялась программа развлечений на теплоходе, какое у меня было оборудование и как вообще все было устроено.
Программа. Каждый день отель-менеджер составляет программу на следующий день. Туристам ее приносят администраторы. Для сотрудников существуют специальные служебные программы. Их разносят во время ужина.
В первый день круиза у нас на теплоходе всегда был приветственный коктейль на открытой палубе. На нем капитан, отель-менеджер, медицинский работник и директор ресторана знакомились с туристами. Для меня это был самый сложный день круиза. Само мероприятие длилось недолго — всего 15 минут. Но мне нужно было вынести все оборудование из конференц-зала на палубу, а потом занести обратно — это занимало еще полчаса.
Вечером первого дня гостей приглашали на концерт-знакомство, где выступали все артисты теплохода. А после концерта была дискотека — она проходила каждый день.
Когда я совмещал работу диджея и ведущего на теплоходе «Феликс Дзержинский», заранее отправлял отель-менеджеру названия мероприятий, которые планировал провести в рейсе. Это были, например, вечерняя программа «Угадай мелодию», квиз «Жизнь коротка, искусство вечно», игра «Что? Где? Когда?». Так же делали вокалисты и инструменталисты.
Когда я работал только диджеем-звукорежиссером на «Ростроповиче», этого делать не приходилось. Я только озвучивал концерты артистов и вечерние мероприятия — ведущий был другой.
Оборудование. Для работы я брал с собой кучу оборудования: два ноутбука, три контроллера, миди-клавиатуру, огромное количество проводов на все случаи жизни. Но это мои заморочки — я всегда стараюсь предусмотреть любую форс-мажорную ситуацию. Обычно диджею хватает одного ноутбука. Контроллерами для сведения треков на теплоходах вовсе никто не пользуется.
Все остальное оборудование есть у работодателя. Хотя бывало, что артиста не устраивал звук и он привозил на теплоход свои колонки, микшерный пульт и микрофон. Так было, например, с известным гитаристом Юрием Нугмановым, который работал у нас на теплоходе. Его гитара стоила около миллиона рублей, и раскрыть весь ее потенциал наша акустика была просто не в состоянии.
Рабочие задачи. На теплоходе у меня их было три:
- Включать оборудование на концертах артистов и следить за балансом звука. Любая программа на корабле длится от 45 минут до часа. Все это время я должен быть на концерте.
- Озвучивать вечернюю программу с ведущим, на которой также выступают артисты.
- Проводить дискотеку. Она идет примерно с 22:00 и до последнего гостя — так прописано в трудовом договоре. Обычно в час ночи все уже расходятся, но бывало, что люди танцевали и до четырех утра. К слову, за эти поздние танцы гости часто оставляли хорошие чаевые.
Из артистов дольше всего работают диджеи и аниматоры. Я был занят в среднем четыре часа в день. А аниматоры могут ежедневно работать по шесть часов. Бывает, что на борту более 50, а то и 100 детей. Их всех надо развлекать. На мой взгляд, у аниматоров самая трудная работа. А самая незатратная по времени работа у вокалистов и инструменталистов — всего час в день и то не ежедневно, но получают они столько же.
У ведущего два выхода в день: утром или днем и вечером. В первой половине дня проходит какая-нибудь игра, например лото, квиз, «Мафия», «Что? Где? Когда?». Вечерняя развлекательная программа каждый день разная, состоит из конкурсов и викторин. Кроме того, ведущий поздравляет именинников во время ужина.
Когда я совмещал должности диджея и ведущего, мне было сложнее. Это занимало примерно на полтора часа в день больше. Но и зарабатывал я в два раза больше.
Сбор туристов на экскурсии. Помимо основной работы мы собирали туристов на экскурсии по городам. Между собой мы называли этот сбор «таблички». Эта обязанность тоже была прописана в трудовом договоре.
На «таблички» мы надевали форму, которую работникам выдают на теплоходе. Обычно это майка-поло, ветровка, жилетка и иногда бейсболка. Так туристам проще нас заметить. После окончания навигации мы возвращали форму.
Ничего сложного в «табличках» нет: по прибытии в новый город мы вставали на берегу с табличкой, на которой указан номер группы. Вокруг нас собирались туристы из этой группы, и затем их забирал экскурсовод. По времени это занимало примерно полчаса, а потом мы были свободны.
Мое расписание. Мой график включал от одного до трех выходов в день. Это мог быть какой-нибудь концерт днем, вечерняя программа с ведущим и дискотека. Если мы останавливались в городе, полчаса уходило на «таблички» с туристами.
Все остальное время я делал что хотел. Если дискотек и концертов не было, мой рабочий день состоял из 45-минутной вечерней программы.
Мой примерный распорядок дня на теплоходе
12:00—12:15 | Подъем |
12:15—12:30 | Обед |
12:30—16:00 | Свободное время: читаю, иду на «таблички», гуляю по городу во время остановки |
16:00—16:45 | Концерт |
16:45—19:30 | Свободное время: читаю, общаюсь с командой или гостями |
19:30—20:00 | Ужин |
21:00—21:45 | Вечерняя программа |
22:00—01:00 | Дискотека |
01:00—03:00 | Вечерние посиделки с командой |
Мой примерный распорядок дня на теплоходе
12:00—12:15 | Подъем |
12:15—12:30 | Обед |
12:30—16:00 | Свободное время: читаю, иду на «таблички», гуляю по городу во время остановки |
16:00—16:45 | Концерт |
16:45—19:30 | Свободное время: читаю, общаюсь с командой или гостями |
19:30—20:00 | Ужин |
21:00—21:45 | Вечерняя программа |
22:00—01:00 | Дискотека |
01:00—03:00 | Вечерние посиделки с командой |
Какие есть правила
Не опаздывать на теплоход. Ждать он никого не будет и отправится точно по расписанию. Поэтому, когда выходите, обязательно уточните время отправления, чтобы ничего не перепутать. Остаться одному в чужом городе и потом самостоятельно нагонять корабль — испытание не из легких. Помимо нервов это отнимает еще и деньги.
Но однажды я умудрился опоздать. У нас была остановка в моем родном Саратове — такое было два раза за всю навигацию. Я поехал домой, заработался на компьютере и запутался во времени. Дело в том, что теплоход живет по московскому времени, а в Саратове — +1 час. В итоге теплоход ушел без меня.
Чтобы догнать его, мне пришлось ехать в Самару с помощью «Блаблакара» и заплатить за это около 1000 ₽. Потом я полдня торчал на автовокзале, пока ждал теплоход. Мой паспорт остался в каюте, и я даже не мог снять гостиницу. Кроме того, из зарплаты вычли пропущенный рабочий день. Опыт весьма печальный, но поучительный.
Быть опрятным. В общественных помещениях теплохода запрещено находится в сланцах, купальниках, чересчур открытых майках, шортах, юбках. А вот во время береговых прогулок можно одеваться как угодно.
Не сидеть в барах. По правилам артистам нельзя там находиться. Но на деле, если вы будете сидеть за столиком и пить чай, вам никто ничего не скажет. А вот со спиртным на теплоходе очень строго. Лично я постоянно проводил время в баре, потому что дружил с барменами. Замечание мне сделали только раз, когда я был за стойкой.
Курить в определенных местах, а именно на корме главной палубы. Это касается и электронок. За нарушение делают предупреждение, за повторное нарушение увольняют. Я курю только вейп, так что предупреждений у меня не было.
Знать сигналы тревоги. На корабле существуют специальные сигналы тревоги: шлюпочная, по борьбе с огнем, разливу нефтепродуктов. Нас часто пугали, что их будут спрашивать при выходе с корабля, а если мы не ответим, то не выпустят. Такого ни разу не было, но на всякий случай я их выучил.
Не общаться с туристами. Моя знакомая — инструктор по йоге — рассказывала: однажды на теплоходе ей сделали замечание за то, что она общалась с туристами. Со мной такого никогда не случалось, хотя я довольно часто так делал.
Как я отдыхал
Формально у меня не было выходных. Хотя бы 45 минут в день, но я работал. Но в целом у меня и других артистов было много свободного времени.
На теплоходе я планировал начать вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, написать цикл статей о городах, в которых мы бываем. Планов было много, но что-то пошло не так. Зато я много путешествовал, читал и общался с интересными людьми.
Путешествия. Остановки в городах длились от 3 до 10 часов. Это было полностью свободное время. Обычно мы с кем-нибудь из артбригады или с барменами шли гулять, сидели в кафе, ехали на пляж. Бывало, что шли в торговые центры и что-то покупали. Так, перед концом навигации мне пришлось отправить домой через СДЭК 25 килограммов вещей. Среди них была одежда, обувь, новый синтезатор, две гантели по 5 килограммов. Все это я купил во время работы на теплоходе. За отправку заплатил 5000 ₽.
Чаще всего во время круизов мы были в Угличе и Мышкине. За неделю могли побывать там два раза, а за всю навигацию — раз двадцать. Также нередко заходили в Казань, Ярославль, Нижний Новгород, Тверь, Плес, Колязин, Череповец, Кострому. Иногда заплывали в Яхрому, Свияжск, Болгар, Самару, Волгоград, Саратов, Астрахань, Пермь.
В городах у меня стали появляться любимые места. Я просто брал самокат и ехал куда глаза глядят, без карт и навигаторов. Так я лучше ощущал атмосферу города. На каждой стоянке брал себе кофе и какой-нибудь десерт. Выходило примерно на 300—400 ₽.
Но чаще всего мы были в Москве, на Северном речном вокзале, где теплоход швартовался после каждого круиза. Следующий круиз начинался только на следующий день, поэтому ночью мы гуляли по городу — ходили в клубы, бары, веселились как могли, — а под утро возвращались на теплоход. Как-то раз один наш бармен спустил так 60 000 ₽ за ночь. Это была вся его зарплата, которую он только что получил.
Общение. Во время круизов по вечерам мы часто собирались с барменами и артбригадой. Играли в карты, настольные игры, просто болтали — было весело. Бывало, что начинали общаться с кем-то из туристов и проводили время с ними. В общем, скучать на корабле не приходилось.
Мне нравилось, что меня окружают творческие люди, у которых полно занимательных и веселых историй. Кроме того, эти люди часто менялись и появлялись новые. Поэтому недостатка в общении и новых впечатлениях у меня не было.
На теплоходах я встречал и знаменитостей, которые работали вместе с нами: гитариста Юрия Нугманова, заслуженную артистку России Любовь Исаеву, звезду проекта «Голос» Эллу Хрусталеву, актрису из сериалов Юлию Дегтяренко и московского шоумена Юлиана Миранду. Интересные люди попадались и среди туристов. Было, например, несколько генералов ФСБ и МВД. Один даже дал свой номер и сказал: «Если что, звони». Не думаю, что когда-нибудь воспользуюсь этими связями, но все равно приятно.
Саморазвитие. Когда я не общался с кем-то, то читал. За лето и часть осени 2022 года прочел 18 книг. Еще приобретал новые навыки, например научился работать с метафорическими ассоциативными картами — это такой метод психологической диагностики. Немного начал играть на синтезаторе — купил его на «Авито» за 20 000 ₽ во время одного из круизов.
Как устроен быт на теплоходе
Каюты. В «Водоходе» нас чаще всего селили по одному человеку в двухместную туристическую, то есть более комфортабельную каюту. Я приезжал работать на долгий срок, поэтому меня никуда не переселяли, я всю навигацию жил в одной и той же каюте. Артистов, которые приезжают работать на короткое время, могут переселять после каждого рейса.
Каюты небольшие, примерно 10 м². Из мебели — двухъярусная кровать, два шкафчика для одежды, стол, стул, полочки и два ночника. Пол застелен ковролином. Еще в каждой каюте есть собственный душ, туалет, кондиционер. Раз в три дня каюту убирают горничные: пылесосят, протирают пыль, выносят мусор. Раз в 10 дней меняют постельное белье.
Неудобно, что в каюте только одна розетка. Меня спасал тройник. Но он обязательно должен быть с предохранителем: на теплоходе можно использовать только такие. С обычным тройником может случиться короткое замыкание, и он вырубит свет на всем теплоходе.
К нам на теплоход устраивались артисты, которые раньше работали на теплоходах «Мостурфлота» и «Инфофлота». Они рассказывали, что жили в каюте по двое.
А один мой знакомый работал в «Мостурфлоте» на теплоходе «Иван Крылов», жил на служебной палубе, и там в душе от сырости росли грибы. «Иван Крылов» — винтажный теплоход, на нем путешествовала еще моя мама в детстве, а сейчас ей 70 лет. Поэтому такие казусы не удивительны. Туристы в своих каютах с таким точно не столкнутся, но работники на служебной палубе — вполне.
Питание. В «Водоходе» артбригада питается в кают-компании вместе с остальным экипажем. А вот в «Инфофлоте» артисты едят вместе с туристами в ресторане. Как мне рассказывали люди, которые там работали, у них еда более разнообразная и интересная. Например, к блюдам подают красную икру, бывает даже всякая экзотика вроде оленины.
Нас же кормили хорошо, вкусно, но без изысков. На завтрак я ходил всего раза четыре за два сезона: обычно я в это время отсыпался. Точно помню, что там всегда было какао, бутерброды с маслом и колбаса.
На обед давали суп, второе и компот. Первое блюдо — это обычно уха, борщ, щи, солянка или гороховый суп. Солянку подавали с лимоном, и она мне нравилась больше всего. Как основное блюдо готовили мясо или рыбу и гарнир: картошку, гречку, рис, макароны. Из мясных блюд у нас были курица, говядина или свинина. Из рыбы — минтай, треска, сельдь.На ужин к основному блюду подавали салаты: оливье, крабовый, винегрет, сельдь под шубой. Из напитков — чай. Иногда пекли пирожки, запекали яблоки в тесте, давали бананы и яблоки. Это все могли подать как на обед, так и на ужин.
Стирка и уборка. На теплоходах установлено две-три стиральные машинки для персонала. Использует их вся команда — почти 100 человек. Поэтому днем найти свободную стиралку довольно трудно. Мне приходилось стирать ночью. Услуг прачечной артистам не предлагают.
Сколько я зарабатывал и тратил
У меня был оклад — 30 000 ₽. Но приятным бонусом были чаевые. Бывали месяцы, когда на чай мне давали сумму в размере одного, а то и двух окладов.
Большая часть моего заработка уходила на развлечения, в том числе на еду в кафе и ресторанах. На них я тратил около 30 000 ₽ в месяц, иногда больше. За одежду и обувь отдавал от 5000 до 10 000 ₽ в месяц. Также раз в месяц покупал шампунь и зубную пасту — они стоили не больше 500 ₽.
С каждой зарплаты я откладывал 10 000 ₽ независимо от того, сколько получал. Даже если получил больше 100 000 ₽, в копилку уходило только 10 000 ₽, остальное я тратил.
За 8 месяцев работы на теплоходе я заработал 465 000 ₽
Год | Месяц | Сколько заработал |
---|---|---|
2021 | Август | 50 000 ₽ |
Сентябрь | 80 000 ₽ | |
Октябрь, до 10 октября | 30 000 ₽ | |
2022 | Май | 40 000 ₽ |
Июнь | 60 000 ₽ | |
Июль | 130 000 ₽ | |
Август | 35 000 ₽ | |
Сентябрь | 40 000 ₽ |
За 8 месяцев работы на теплоходе я заработал 465 000 ₽
2021 год | |
Август | 50 000 ₽ |
Сентябрь | 80 000 ₽ |
Октябрь, до 10 октября | 30 000 ₽ |
2022 год | |
Май | 40 000 ₽ |
Июнь | 60 000 ₽ |
Июль | 130 000 ₽ |
Август | 35 000 ₽ |
Сентябрь | 40 000 ₽ |
Что в итоге
Мне очень нравится работать на теплоходе. В 2023 году я, скорее всего, снова пойду туда. Цифровой детокс удался, я начал больше читать. Правда, за время работы на теплоходах я не написал ни строчки. Также не начал вести здоровый образ жизни и заниматься спортом. Но про свою работу я могу сказать, что это незабываемый отдых.
В работе на теплоходе есть свои плюсы и минусы, и не всегда они однозначны. Например, явный плюс — это полный отрыв от реальности. Ты как будто живешь в отдельном государстве, и тебе абсолютно все равно, что происходит в стране и мире, ты в это даже не вникаешь. Это же и минус, поскольку, когда приезжаешь домой, волей не волей окунаешься в новостную повестку, и это уже стресс.
Назову достоинства и недостатки своей работы, которые я вижу.
Плюсы:
- Возможность путешествовать.
- Стабильный средний заработок.
- Способ оторваться от городской суеты.
- Много свободного времени, можно изучать что-то новое.
- Цифровой детокс.
- Новые знакомства.
Минусы:
- Сезонность.
- Оторванность от мира.
- Скука, если не придумать себе занятия.
- Отсутствие общения с семьей и друзьями.
Советы тем, кто хочет работать на теплоходе
- Работа на теплоходе сезонная: обычно навигация начинается в конце апреля и заканчивается в октябре.
- На теплоход часто требуются диджеи, ведущие, музыканты, танцоры, художники и другие артисты.
- Искать работу лучше до начала навигации, где-то в феврале: так больше шанс самому выбрать компанию, теплоход, условия. Если устраиваться во время навигации, придется брать то, что дают.
- Вакансии стоит искать на сайтах крупных круизных компаний или в группах в соцсетях.
- Не обязательно устраиваться на все время навигации — можно договориться с работодателем и поработать в отдельном круизе.
- Часто вместо резюме достаточно рассказать в сообщении работодателю немного о себе, показать видео своих выступлений.
- Уточните, по каким городам будет курсировать теплоход. Хорошо, если среди них будет ваш город: удобно иногда швартоваться на родной набережной и забегать домой.
- Обговаривайте все условия работы заранее. Добросовестные работодатели оформляют по трудовому договору, компенсируют расходы на медосмотр и дорогу до места работы и обратно.
Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Т—Ж. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.