Как я работал диджеем на круизном теплоходе

И заработал 465 000 ₽ за 8 месяцев

20
Как я работал диджеем на круизном теплоходе
Аватар автора

Александр Ласкин

работал диджеем на теплоходе

Страница автора

В навигацию 2021 и 2022 годов я работал на теплоходе, который курсирует по Волге.

На круизных теплоходах большой коллектив — обычно около 100 человек. Повара, официанты, бармены, горничные обслуживают гостей. За безопасность круиза отвечают капитан с командой, механики, радисты, матросы. А за развлечения туристов — артбригада, то есть вся творческая команда на теплоходе. В нее входят музыканты, танцовщики, ведущие, диджеи, фокусники, художники, аниматоры. Я был диджеем: отвечал за звук на концертах, проводил дискотеки. А еще иногда работал ведущим на этих мероприятиях.

Это сезонная работа, чаще всего без выходных. И если официанты могут проводить каждый день на ногах по 16 часов, то рабочий день артистов на теплоходе — всего пара часов. При этом и те и другие получают примерно одинаковую зарплату.

Мой доход складывался из оклада — 30 000 ₽ — и чаевых. Всего за восемь месяцев я заработал 465 000 ₽, то есть в среднем получал 58 000 ₽ в месяц. При этом я ничего не тратил на жилье и продукты: сотрудников на теплоходе и так кормят. Но, устраиваясь на теплоход, я не столько гнался за деньгами — в первую очередь хотел путешествовать, знакомиться с интересными людьми, устроить цифровой детокс и больше читать. Все это мне удалось.

58 000 ₽
моя средняя на теплоходе зарплата за месяц

В Тинькофф Журнале уже есть статья о работе официанта на теплоходе. Я же расскажу о том, как устроиться на теплоход людям творческих профессий, в чем заключается работа, сколько можно заработать, какие там правила и как устроен быт.

Артбригада нашего теплохода «Мстислав Ростропович». Состав всегда менялся, минимум было 8 человек, максимум — 15
Артбригада нашего теплохода «Мстислав Ростропович». Состав всегда менялся, минимум было 8 человек, максимум — 15

Как я стал диджеем

Я живу в Саратове, мне 36 лет. До 33 лет я работал в детском приюте специалистом по социальной реабилитации трудных подростков. График был сутки через трое, а зарплата маленькая — до 20 000 ₽ в месяц. Поэтому параллельно с основной работой я часто подрабатывал где-то еще: был журналистом, эйчаром в фирме по производству чехлов для Айфонов, риелтором. С учетом всех подработок в среднем выходило 40 000 ₽ в месяц.

В 2019 году я захотел больше денег и ушел из приюта, чтобы заняться риелторским бизнесом. Снял офис, стал нанимать сотрудников. Но мои мечты, увы, не сбылись: наступила пандемия и я закрылся.

В итоге через знакомых я устроился диджеем в ресторан. Правда, диджеем тогда меня было сложно назвать — я был скорее плейстопером, то есть просто включал песни. Работал почти каждый день и зарабатывал до 30 000 ₽ в месяц. Но постепенно я стал развиваться в диджеинге: учился по ютуб-роликам, узнал, как сводить треки. Купил контроллер за 25 000 ₽ — он помогал мне управлять музыкой: включать, выключать, сводить треки и накладывать эффекты.

Новая профессия мне нравилась. Во-первых, я люблю сцену. Во-вторых, работы было максимум на четыре часа в день. Я мог спать сколько хочу, и у меня было много свободного времени.

Были, конечно, и негативные моменты. Например, иногда среди публики находился человек, который считал себя гуру диджеинга и начинал давать мне непрошеные советы. Но у меня довольно скверный характер, и этот человек отправлялся туда, откуда пришел.

Как я устроился на теплоход

Моя теплоходная история началась летом 2021 года. Тогда я продолжал работать диджеем в ресторане на набережной, а еще проводил дискотеки на небольшом прогулочном теплоходе. Общий заработок был в районе 40 000 ₽.

Благодаря работе я почти каждый день бывал у причалов. Там часто швартовались огромные четырехпалубные круизные теплоходы, которые курсировали по разным городам: в Астрахань, Казань, Волгоград, Самару, Волгоград, Нижний Новгород. Но мне и в голову не приходило, что там есть какие-то развлечения. В круизах я никогда не был, поэтому не знал, как там все устроено.

Однажды на одном из теплоходов я увидел целое шоу. Какой-то мужчина пел «Фантазера» Ярослава Евдокимова, а вокруг него была подтанцовка — парни и девушки в костюмах и с помпонами. Тогда я подумал, что, возможно, там проводятся дискотеки, а значит, нужен и диджей. Идея поработать на большом теплоходе меня очень вдохновила.

Дальше расскажу то, что знаю о теплоходах, и поделюсь опытом, как мне там работалось.

Какие бывают теплоходы

Теплоходы, которые курсируют по рекам России, можно разделить на три типа: двух-, трех- и четырехпалубные.

Двухпалубные — в основном теплоходы экономкласса. Вместимость — примерно 180 человек. В их стандартных каютах может не быть туалета и душа — они общие для палубы. Это, например, теплоходы «Александр Свирский», «Башкортостан», «Бородино», «Борис Полевой».

Трехпалубные — более комфортабельные теплоходы, они вмещают около 200 человек. Там во всех каютах есть душ, туалет, кондиционер. Общие помещения более просторные, с красивым интерьером. Такие теплоходы делятся на классы, есть и люксовые варианты. Наверное, самый известный премиальный трехпалубник — Volga Dream. На нем путешествовали и российские знаменитости, например историк моды Александр Васильев, ведущие Иван Ургант и Владимир Познер.

Четырехпалубные — большие теплоходы вместимостью до 320 человек. Они еще комфортнее и просторнее. Там больше общественных помещений: конференц-зал, концертный зал, детская игровая комната, несколько баров и ресторанов.

Есть четырехпалубники попроще, например «Александр Радищев» или «Георгий Жуков». А самые люксовые четырехпалубники советского времени — «Лев Толстой» и «Антон Чехов». Там есть бассейн, в интерьерах использовались премиальные отделочные материалы: натуральное дерево, паркет.

Почти все теплоходы построены еще в советское время — в 1950—1990-х годах. Из новых могу назвать разве что «Мустай Карим». Этот четырехпалубник сделали на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Его эксплуатирует туроператор «Водоходъ». Впервые «Мустай Карим» совершил круиз в 2020 году. Он соответствует классу «пять звезд», то есть уровень комфорта на нем как в пятизвездочном отеле. Кроме нескольких баров и ресторанов есть спа-центр, парикмахерская, тренажерный зал, игротека и детский клуб.

Двухпалубный теплоход «Бородино». Источник: Mike1979 Russia / Wikimedia
Трехпалубный теплоход Volga Dream. Источник: breeze.ru
Четырехпалубный теплоход «Лев Толстой» Источник: infoflot.com
Интерьер теплохода «Лев Толстой» Источник: vodohod.com
Теплоход «Мустай Карим». Источник: mustay-karim.ru
Цены и маршруты теплохода «Мустай Карим». Источник: vodohod.com
Цены и маршруты теплохода «Мустай Карим». Источник: vodohod.com

Как устроены круизы

Во время круиза теплоход курсирует по городам. Чаще всего он каждый день останавливается в новом городе. Хотя бывает, что остановок нет и гости целый день проводят на борту. Или, наоборот, теплоход останавливается в одном городе на пару дней. Во время остановок гости могут выйти в город — просто погулять или взять экскурсию. Все остальное время они живут на теплоходе.

Расписание круизов стандартное: завтрак, обед, ужин, а между ними — экскурсии по городам и развлекательная программа на борту. Это мастер-классы, квизы, викторины, фитнес, концерты, кинопоказы. Всего в день проходит по 15—20 таких активностей, в том числе для детей и подростков. Каждый вечер устраивают дискотеку.

Вообще я бы разделил круизы на два типа: длинные и короткие. Самый короткий длится три дня. Такие рейсы еще называют круизами выходного дня, потому что они начинаются в пятницу, а заканчиваются в воскресенье. Обычно туристы успевают посетить только один город.

К коротким рейсам можно отнести и четырехдневные. Гости успевают побывать в двух новых городах. Самые популярные короткие рейсы из Москвы — в Мышкин и Углич.

Длинные рейсы — от 5 до 21 дня. Один из самых длинных маршрутов — от Москвы до Астрахани и обратно. А наиболее популярные направления из тех, где я работал, — Ярославль, Плес, Тверь, Казань.

На мой взгляд, сотрудникам сложнее в длинных рейсах: чем больше дней, тем больше творческих программ нужно подготовить и тем меньше будет отдыха. При этом оплата фиксированная: даже если работаешь больше, все равно получаешь оговоренную сумму.

На каких теплоходах я работал

Я работал в компании «Водоходъ». Ходил на двух теплоходах: шесть месяцев на «Феликсе Дзержинском» и два на «Мстиславе Ростроповиче». Расскажу о своих впечатлениях чуть подробнее.

На «Феликсе Дзержинском» я работал с августа по октябрь 2021 года и с мая по июль 2022 года. Его вместимость — 339 пассажиров. Команда — еще 99 человек.

Интерьеры на «Феликсе Дзержинском» достаточно сдержанные, без изысков. Круизы в основном короткие, максимум — 7 дней. Все рейсы начинаются и заканчиваются в Москве. За сезон получается примерно 30 таких рейсов. Маршруты одни и те же, поэтому вскоре города вроде Мышкина, Углича, Твери стали мне как родные.

По моим наблюдениям, на этом теплоходе путешествуют в основном люди со средним достатком. Трехдневные туры стоят от 15 000 ₽, если бронировать за полгода.

Теплоход «Феликс Дзержинский»: большой, четырехпалубный, как я хотел. С него началось мое знакомство с круизной жизнью. Источник: nikoturs.ru
Интерьеры на «Феликсе Дзержинском». Источник: vodohod.com
Интерьеры на «Феликсе Дзержинском». Источник: vodohod.com
А так выглядят пассажирские каюты. Источник: vodohod.com
А так выглядят пассажирские каюты. Источник: vodohod.com

На «Феликсе Дзержинском» я часто совмещал обязанности диджея и ведущего. В такие дни получал двойной оклад.

На дискотеках на этом теплоходе почти всегда было много людей. А значит, у меня было много чаевых. Самыми прибыльными рейсами оказались трехдневки. Люди приезжали на выходные и отрывались по полной. За такой рейс я мог заработать 10 000—15 000 ₽ только на чаевых. А всего в месяц получалось до 90 000—100 000 ₽.

Музыканты продавали на теплоходе свои диски — администрация была не против. Диски стоили 500—1000 ₽, и их неплохо покупали.

Мне нравились коллеги на этом теплоходе, особенно капитан и его старший помощник: они были строгие, но понимающие, гибкие, с чувством юмора. Это заряжало весь коллектив. Среди артистов царила очень творческая атмосфера. Все, кто раньше работал на других кораблях, говорили, что «Дзержинский» — самый веселый корабль «Водохода».

Мы с коллегами готовили совместные выступления. Например, я играл чиллаут во время занятий по растяжке. На дискотеках проводил конкурсы и интерактивы. Наш бармен оказался лауреатом международных конкурсов по фортепиано и участвовал в концертах. Инструменталисты объединялись с вокалистами и делали совместные номера. У нас была полная творческая свобода, и руководство это приветствовало.

На «Мстислав Ростропович» меня перевели в августе 2022 года — так решила администрация, я об этом не просил. Это теплоход того же проекта 92-016, только модернизированный. Он относится к премиум-классу. На нем более богатые интерьеры, есть лифт.

Путевки на премиум стоят в полтора-два раза дороже. Для сравнения: четырехдневный круиз на «Дзержинском» по маршруту Москва — Дубна — Калязин — Коприно — Мышкин — Москва стоит от 20 000 ₽. Такой же по длительности круиз на «Ростроповиче» по маршруту Нижний Новгород — Болгары — Казань — Свияжск — Нижний Новгород обойдется уже в 47 000 ₽.

Туристов здесь значительно меньше. Максимальная вместимость — 220 пассажиров. Экипаж, так же как и на «Дзержинском», — еще около 100 человек.

Артбригада при мне тоже была меньше и состояла из ведущего, танцевального дуэта, саксофониста, художницы и оперной певицы. Певица также играла на фортепиано.

Теплоход «Мстислав Ростропович». Источник: kruiz.online
Интерьеры на «Мстиславе Ростроповиче». Источник: vodohod.com
Интерьеры на «Мстиславе Ростроповиче». Источник: vodohod.com
Пассажирские каюты тоже более роскошные. Источник: vodohod.com
Пассажирские каюты тоже более роскошные. Источник: vodohod.com

Мне показалось, что на «Ростроповиче» путешествуют более богатые люди. Круизы в основном длинные — в среднем 6—9 дней, хотя изредка бывают как по 4, так и по 14 дней. Маршруты очень разнообразные. Они охватывают всю Волгу — от Твери до Астрахани.

От перевода на «Ростропович» у меня было много ожиданий. Я полагал, что если премиум, то денег я там заработаю целый мешок, а то и два. Но я ошибался. На дискотеки народ почти не приходил — примерно в 80% случаев не было вообще никого. А если у диджея нет дискотек, то нет и чаевых. Иногда мне все же давали на чай, пару раз даже валютой — по одному доллару. Это было несущественно и даже обидно. В итоге за первый рейс я заработал на чаевых 240 ₽, за последний — 2250 ₽.

Но был и плюс: я много отдыхал. Работа каждый день занимала всего час, максимум два. В остальное время я читал, смотрел сериалы, гулял по городам.

Атмосфера на «Ростроповиче», в том числе среди персонала, была более размеренная, чинная. Мы любили шутить, что у нас теплоход-пансионат. Механизм коллектива работал четко и слаженно, все ребята были хорошими профессионалами, но не было той творческой энергии, как на «Дзержинском». Капитан с коллективом почти не общался — я даже не помню, как его зовут. Он появлялся только на приветственном коктейле в первый день круиза и на капитанском ужине в последний, шутил одну и ту же шутку и быстро отправлялся в свои капитанские покои.

Как и где найти работу на теплоходе

Кем можно работать. На теплоход часто требуются:

  • вокалисты;
  • инструменталисты: пианисты, гитаристы, саксофонисты;
  • танцоры;
  • диджеи;
  • ведущие;
  • аниматоры;
  • иллюзионисты;
  • фитнес-инструкторы, например тренеры по йоге.

Художники или просто те, у кого хорошо получается ручная работа, могут пойти прикладниками, то есть мастерами по прикладному искусству. Они устраивают мастер-классы и учат людей, например, мастерить разные поделки, бижутерию, делать оригами, выжигать по дереву.

В среднем артбригада состоит из 10—12 человек. Из них всю навигацию работает только половина, остальные приходят на недельку-другую и потом меняются.

Какие есть требования. Сотрудников берут строго с 18 лет. В остальном на возраст не обращают особого внимания. Помню, у нас работала пианистка, которой было всего 20 лет. А на другом теплоходе пианисту было 74 года.

К внешнему виду артистов нет строгих требований, в отличие от официантов или горничных. Неважно, есть ли у артиста татуировки, пирсинг, как он одевается. Главное, чтобы он выглядел опрятно, умел делать свое дело и захватывать внимание зрителя. Но это не всегда получается. К примеру, как-то в начале навигации к нам сел джаз-дуэт из Питера. Ребята хорошо играли, но через две недели их высадили, потому что они собирали маленькие залы. Джаз оказался слишком невостребованным.

В то же время у нас на теплоходе работал бард-дуэт «Эврика». На мой вкус, у них были простые, иногда даже примитивные тексты. Приведу пример из их песни «30 лет спустя»:

  • Я с трудом подбираю в беседе слова,
    И моя мысль давно не летит.
    У меня низ давления — где-то 102,
    У меня грыжа и простатит.

Однако на их концерты приходило очень много зрителей.

Выступление бард-дуэта «Эврика»

Где искать работу. Самые крупные круизные компании в России — «Водоходъ», «Мостурфлот» и «Созвездие». Артистов туда редко набирают через «Хедхантер» или «Авито» — чаще всего вакансии выкладывают на сайте или в соцсетях компаний.

Существуют также группы-агрегаторы во «Вконтакте», которые собирают вакансии со всех источников, например «Работа на теплоходе». Но по моему опыту вакансии там не всегда актуальны. Кроме того, творческие встречаются редко. В основном там набирают основной персонал: поваров, горничных, официантов, медсестер.

Стандартная вакансия из группы-агрегатора, артистам работу не предлагают. Источник: сообщество «Работа на теплоходе» во «Вконтакте»
Стандартная вакансия из группы-агрегатора, артистам работу не предлагают. Источник: сообщество «Работа на теплоходе» во «Вконтакте»
«Мостурфлот» публикует творческие вакансии у себя на сайте. Всем предлагают оформление по трудовому договору и зарплату 40 000 ₽ в месяц. Источник: mosrurflot.ru
«Мостурфлот» публикует творческие вакансии у себя на сайте. Всем предлагают оформление по трудовому договору и зарплату 40 000 ₽ в месяц. Источник: mosrurflot.ru
Такие требования в «Мостурфлоте» к диджеям. Источник: mosturflot.ru
Такие требования в «Мостурфлоте» к диджеям. Источник: mosturflot.ru
На теплоходы «Созвездия» артистов набирают через группы в соцсетях. Источник: сообщество «Артисты на теплоходах „Созвездие“» во «Вконтакте»
На теплоходы «Созвездия» артистов набирают через группы в соцсетях. Источник: сообщество «Артисты на теплоходах „Созвездие“» во «Вконтакте»

Когда вы выбрали вакансию, напишите арт-директору или другому менеджеру, который занимается подбором персонала, — контакты есть в объявлении. В сообщении нужно написать краткое резюме, указать возраст, образование и опыт работы, если устраиваетесь по специальности. А еще приложить демовидео своих выступлений. Если они понравятся арт-директору, контакты передадут отель-менеджеру теплохода, и вам перезвонят.

Важный нюанс: навигация начинается в конце апреля, но работу многие артисты выбирают еще с февраля. Желающих очень много, и все позиции быстро разбирают. Летом и в конце сезона тоже попадаются предложения о работе, но теплоход выбрать не получится — придется устраиваться на предложенный.

Какие предлагают условия. В крупных компаниях всех артистов оформляют официально, по трудовому договору. Чаще всего работать приходится без выходных. Рейсы идут один за другим: если заканчиваете один, то уже на следующий день начинается новый. Хотя бывает, что артистов ставят в программу не каждый день. Это зависит от их количества на теплоходе: если много, то отдыхать получится чаще. Как правило, в начале и конце навигации артистов мало, поэтому работы у них больше.

Артистам платят 30 000—45 000 ₽ в месяц или 1000—1500 ₽ в день. Кажется, что это немного, но питание и проживание работникам предоставляют бесплатно. То есть каждый месяц работы можно спокойно откладывать почти всю зарплату. К тому же есть приятные бонусы вроде чаевых или денег с продажи своих дисков — они могут быть даже больше оклада.

Как я нашел работу

Когда в 2021 году я начал искать работу на теплоходе, я еще не знал, где это лучше делать. Просто открыл «Авито» и начал смотреть вакансии диджеев на теплоходах. Нашел такую за полминуты. Теплоход назывался «Александр Свирский», но я про него ничего не знал.

Я позвонил по номеру в объявлении, рассказал о себе. У меня спросили про опыт работы, я ответил, что 6 лет. Не сказать что я соврал: в приюте я тоже часто проводил дискотеки, но к профессиональному опыту это отнести нельзя. Тогда меня спросили, есть ли у меня в фонотеке хиты 1980—1990-х. Такое у меня, разумеется, было. После этого короткого интервью меня приняли на работу. Обещали платить 30 000 ₽, выйти на работу надо было через три недели.

Только потом я решил погуглить, на какой теплоход попал, и разочаровался: это был небольшой двухпалубный теплоход скромной компании «Волга-лайн». Вместимость — 186 пассажиров и 54 человека экипажа. Этот вариант мне не подходил, ведь я мечтал работать на большом теплоходе. Я продолжил поиски, а этот вариант оставил про запас.

На самом деле даже с этим вариантом мне повезло: в середине навигации 2022 года мой знакомый тоже хотел устроиться диджеем на теплоход. Стал искать предложения о работе, но ничего не нашел.

Теплоход «Александр Свирский» не впечатлил меня своим видом. Источник: tourtrans.ru
Теплоход «Александр Свирский» не впечатлил меня своим видом. Источник: tourtrans.ru

Я ввел в поисковике запрос «крупные круизные компании России». Решил сразу начать с «Водохода»: это самая крупная компания. У нее есть отдельная группа во «Вконтакте» для подбора артистов, она так и называется — «Работа артистам в круизах по России». Там выкладывают вакансии для специалистов творческих профессий: певцов, гитаристов, пианистов и других музыкантов, актеров, ведущих, фитнес-инструкторов, аниматоров.

Так я нашел позицию диджея и звукорежиссера в одном лице на теплоходе «Феликс Дзержинский». Работать надо было с 2 августа по 10 октября, зарплату не указывали. Я написал им во «Вконтакте»: рассказал немного о себе, спросил об оплате и оставил свои контакты.

Это вакансия, на которую я откликнулся. Источник: сообщество «Работа артистам в круизах по России» во «Вконтакте»
Это вакансия, на которую я откликнулся. Источник: сообщество «Работа артистам в круизах по России» во «Вконтакте»

Примерно через час мне позвонила отель-менеджер теплохода «Феликс Дзержинский». Она задавала самые разные вопросы. Вот некоторые из них:

  1. Знаете ли вы, как подключать оборудование? Я сказал, что, разумеется, знаю.
  2. Какую музыку вы будете ставить, если на танцполе будет публика 35—45 лет? А если 45—55 лет? Мой ответ был таким: первым я включу музыку 90-х и современную поп-музыку наподобие «Артика и Асти», Светланы Лободы. Вторым поставлю хиты 80-х и 90-х, в том числе зарубежные. Вообще ошибочно полагать, что какому-то поколению нравится какая-то одна музыка. Задача диджея — еще и открыть для слушателя что-то новое.
  3. Говорите ли вы в микрофон во время дискотек? Я ответил, что да.
  4. Какому стилю вы отдаете предпочтение? Сказал, что такого стиля нет, но назвал тот, который не люблю, — это техно.
  5. Когда вы в последний раз обновляли фонотеку? Ответил, что делаю это каждый месяц.

Наша беседа длилась около 10 минут. В конце разговора менеджер сказала, что я принят. Позже оказалось, что она была немного в курсе этой темы, потому что ее сын тоже был диджеем.

Выйти на работу мне предложили даже не 2 августа, как было в объявлении, а 23 июля. Зарплату утвердили в размере 1000 ₽ в день. Сказали, что жить буду один в двухместной каюте, а дорогу до Москвы и обратно до дома оплатят. Со всеми условиями я охотно согласился.

Дальше я буду рассказывать на примере теплоходов «Водохода». Я работал только в этой компании, но, насколько знаю, в других принцип схожий.

Как я готовил документы

После телефонного собеседования мне на электронную почту выслали приветственное письмо, должностную инструкцию, направление на медобследование и список необходимых для устройства документов.

Вот какие документы мне нужно было взять с собой:

  1. Паспорт.
  2. ИНН.
  3. СНИЛС.
  4. Реквизиты банковской карты.
  5. Сертификат о пройденной вакцинации от COVID-19.
  6. Справку об отсутствии наказания за употребление наркотиков.
  7. Медкнижку с медкомиссией, пройденной не позднее чем 6 месяцев назад.
  8. ПЦР-тест, сданный не позднее чем за 72 часа до посадки на теплоход.
Направление на химико-токсикологическое обследование
Направление на химико-токсикологическое обследование
Список документов, необходимых для трудоустройства в 2022 году. В 2023 году они могут измениться — надеюсь, ПЦР⁠-⁠тест не потребуется
Список документов, необходимых для трудоустройства в 2022 году. В 2023 году они могут измениться — надеюсь, ПЦР⁠-⁠тест не потребуется

Справку об отсутствии наказания за употребление наркотиков я заказывал на госуслугах. Для подачи заявления требуются фото или сканы паспорта РФ: нужны все страницы, где есть личные сведения, например место регистрации и семейное положение.

По правилам справка готовится в течение двух недель. Затем ее можно скачать в личном кабинете. Мне повезло: справку сформировали всего за три дня. Это был самый легкий этап — дальше пришлось изрядно поездить.

Медкнижка у меня уже была. Но вообще она выдается в центре гигиены и эпидемиологии вашего города или в медицинских организациях, которые заключили соглашение с такими центрами. Стоимость — 500 ₽.

Медосмотр за последние полгода я не проходил, так что мне предстояло побегать по врачам. Компания «Водоходъ» компенсирует стоимость медосмотра и в первую зарплату перечисляет его стоимость. Главное — сохранить чеки. Поэтому рекомендую идти в частную клинику, где меньше очередей и люди вежливее. Условия возмещения в других компаниях мне неизвестны. Думаю, что такие же.

Я нашел ближайший медцентр и к 8 утра пришел туда натощак: знал, что нужно будет сдавать анализы крови и мочи. Там прошел основных врачей: терапевта, окулиста, хирурга, дерматолога, невролога, нарколога и стоматолога. Всего я потратил на медосмотр около часа.

Еще нужно было пройти психиатрическое обследование и химико-токсикологическое исследование, ХТИ, — проще говоря, тест на наркотики. В этом медицинском центре их не делали, поэтому пришлось ехать в психоневрологический диспансер. Там была большая очередь, как в типичной поликлинике. Спустя полчаса я прошел тест на наркотики и получил психиатрическую экспертизу. Вообще меня всегда удивляло, как легко пройти психиатра. Каждый раз у меня спрашивают, беспокоит ли что-то. Я отвечаю, что нет, и мне выдают справку.

Всего за медосмотр я отдал около 6000—6500 ₽, включая психиатра и анализ на наркотики. В первую зарплату работодатель возместил мне эту сумму, как и обещал.

Сертификат о вакцинации у меня уже был, а ПЦР-тест сотрудникам делали бесплатно в первый же день, когда мы прибыли на теплоход.

Психиатрическое освидетельствование
Психиатрическое освидетельствование

Как я добирался до теплохода

Что было в багаже. Я знал, что не появлюсь дома несколько месяцев, поэтому у меня было много багажа: чемодан, большая спортивная сумка и рюкзак. Когда в 2022 году я ушел в плавание в самом начале навигации, то взял еще и теплые вещи вроде куртки, шапки: весной на воде еще холодно.

Вот что я взял с собой на пять месяцев:

  1. Одежду.
  2. Гигиенические принадлежности: шампунь, мыло, гель для душа, набор бритв.
  3. Оборудование для работы.
  4. Чай, кофе, сахар.
  5. Чашку, нож.
  6. Тройник с предохранителем.

Все гигиенические принадлежности брал по одной штуке, в дальнейшем просто докупал во время остановок. Полотенца и постельное белье с собой не привозил: их выдают на теплоходе.

Дорога. Работники добираются до места работы самостоятельно. У каждой компании свое место зимовки теплоходов, чаще всего в Московской и Ленинградской области. Теплоходы «Водохода» швартуются в поселке Октябрьский в Борском районе Нижегородской области. Оттуда они отходят в первый рейс в апреле.

Расходы на дорогу — до места работы и обратно домой — берет на себя компания. Сначала работник сам покупает билеты, а потом работодатель компенсирует их стоимость. Но важно сохранять билеты и чеки. Еще один момент: в поезде компенсируют билеты только в плацкартный вагон. Можно добраться и самолетом, но только если его стоимость будет равна или ниже стоимости билета в плацкартный вагон.

В 2021 году я устраивался в середине навигации, поэтому мне надо было ехать в Москву. Я поехал на поезде. Билет в плацкартный вагон стоил около 2000 ₽, дорога заняла 13 часов. Чтобы все успеть, я решил поехать на день раньше и остановился погостить у друзей в Москве.

В 2022 году я работал с самого начала навигации, поэтому ехал до Нижегородской области. За автобус из Саратова до Нижнего Новгорода заплатил 1800 ₽. В пути провел 9 часов. Затем от автостанции «Щербинки-2» в Нижнем Новгороде я заказал такси в поселок Октябрьский. За 45 километров пути заплатил около 1000 ₽.

Как устроена работа на теплоходе

Когда я впервые прибыл на корабль, меня сначала проводили в каюту и провели небольшую экскурсию по судну. Потом пригласили заполнить документы: подписать трудовой договор, заявление на компенсацию расходов.

После этого у меня было свободное время — работа начиналась на следующий день. Мне все было интересно: я вообще люблю что-то новое. Я обошел теплоход, стараясь его изучить. Он был огромный, и первые дня три я мог легко на нем заблудиться. Еще я познакомился с некоторыми членами экипажа. Обстановка вокруг мне сразу понравилась, и я радовался, что нашел такую классную работу.

Расскажу, как составлялась программа развлечений на теплоходе, какое у меня было оборудование и как вообще все было устроено.

Программа. Каждый день отель-менеджер составляет программу на следующий день. Туристам ее приносят администраторы. Для сотрудников существуют специальные служебные программы. Их разносят во время ужина.

В первый день круиза у нас на теплоходе всегда был приветственный коктейль на открытой палубе. На нем капитан, отель-менеджер, медицинский работник и директор ресторана знакомились с туристами. Для меня это был самый сложный день круиза. Само мероприятие длилось недолго — всего 15 минут. Но мне нужно было вынести все оборудование из конференц-зала на палубу, а потом занести обратно — это занимало еще полчаса.

Вечером первого дня гостей приглашали на концерт-знакомство, где выступали все артисты теплохода. А после концерта была дискотека — она проходила каждый день.

Когда я совмещал работу диджея и ведущего на теплоходе «Феликс Дзержинский», заранее отправлял отель-менеджеру названия мероприятий, которые планировал провести в рейсе. Это были, например, вечерняя программа «Угадай мелодию», квиз «Жизнь коротка, искусство вечно», игра «Что? Где? Когда?». Так же делали вокалисты и инструменталисты.

Когда я работал только диджеем-звукорежиссером на «Ростроповиче», этого делать не приходилось. Я только озвучивал концерты артистов и вечерние мероприятия — ведущий был другой.

Программа первого дня круиза и моя занятость. Туристам выдают такие же программы, только без подписи, кто что делает
Программа первого дня круиза и моя занятость. Туристам выдают такие же программы, только без подписи, кто что делает
Служебная программа последнего дня круиза
Служебная программа последнего дня круиза

Оборудование. Для работы я брал с собой кучу оборудования: два ноутбука, три контроллера, миди-клавиатуру, огромное количество проводов на все случаи жизни. Но это мои заморочки — я всегда стараюсь предусмотреть любую форс-мажорную ситуацию. Обычно диджею хватает одного ноутбука. Контроллерами для сведения треков на теплоходах вовсе никто не пользуется.

Все остальное оборудование есть у работодателя. Хотя бывало, что артиста не устраивал звук и он привозил на теплоход свои колонки, микшерный пульт и микрофон. Так было, например, с известным гитаристом Юрием Нугмановым, который работал у нас на теплоходе. Его гитара стоила около миллиона рублей, и раскрыть весь ее потенциал наша акустика была просто не в состоянии.

Рабочие задачи. На теплоходе у меня их было три:

  1. Включать оборудование на концертах артистов и следить за балансом звука. Любая программа на корабле длится от 45 минут до часа. Все это время я должен быть на концерте.
  2. Озвучивать вечернюю программу с ведущим, на которой также выступают артисты.
  3. Проводить дискотеку. Она идет примерно с 22:00 и до последнего гостя — так прописано в трудовом договоре. Обычно в час ночи все уже расходятся, но бывало, что люди танцевали и до четырех утра. К слову, за эти поздние танцы гости часто оставляли хорошие чаевые.

Из артистов дольше всего работают диджеи и аниматоры. Я был занят в среднем четыре часа в день. А аниматоры могут ежедневно работать по шесть часов. Бывает, что на борту более 50, а то и 100 детей. Их всех надо развлекать. На мой взгляд, у аниматоров самая трудная работа. А самая незатратная по времени работа у вокалистов и инструменталистов — всего час в день и то не ежедневно, но получают они столько же.

У ведущего два выхода в день: утром или днем и вечером. В первой половине дня проходит какая-нибудь игра, например лото, квиз, «Мафия», «Что? Где? Когда?». Вечерняя развлекательная программа каждый день разная, состоит из конкурсов и викторин. Кроме того, ведущий поздравляет именинников во время ужина.

Когда я совмещал должности диджея и ведущего, мне было сложнее. Это занимало примерно на полтора часа в день больше. Но и зарабатывал я в два раза больше.

Сбор туристов на экскурсии. Помимо основной работы мы собирали туристов на экскурсии по городам. Между собой мы называли этот сбор «таблички». Эта обязанность тоже была прописана в трудовом договоре.

На «таблички» мы надевали форму, которую работникам выдают на теплоходе. Обычно это майка-поло, ветровка, жилетка и иногда бейсболка. Так туристам проще нас заметить. После окончания навигации мы возвращали форму.

Ничего сложного в «табличках» нет: по прибытии в новый город мы вставали на берегу с табличкой, на которой указан номер группы. Вокруг нас собирались туристы из этой группы, и затем их забирал экскурсовод. По времени это занимало примерно полчаса, а потом мы были свободны.

Чтобы нас замечали туристы, на таблички мы одевались в полную униформу, с ветровкой и поло. Хотя некоторым сотрудникам разрешали надевать просто бейсболки, как на фото
Чтобы нас замечали туристы, на таблички мы одевались в полную униформу, с ветровкой и поло. Хотя некоторым сотрудникам разрешали надевать просто бейсболки, как на фото

Мое расписание. Мой график включал от одного до трех выходов в день. Это мог быть какой-нибудь концерт днем, вечерняя программа с ведущим и дискотека. Если мы останавливались в городе, полчаса уходило на «таблички» с туристами.

Все остальное время я делал что хотел. Если дискотек и концертов не было, мой рабочий день состоял из 45-минутной вечерней программы.

Мой примерный распорядок дня на теплоходе

12:00—12:15Подъем
12:15—12:30Обед
12:30—16:00Свободное время: читаю, иду на «таблички», гуляю по городу во время остановки
16:00—16:45Концерт
16:45—19:30Свободное время: читаю, общаюсь с командой или гостями
19:30—20:00Ужин
21:00—21:45Вечерняя программа
22:00—01:00Дискотека
01:00—03:00Вечерние посиделки с командой

Мой примерный распорядок дня на теплоходе

12:00—12:15Подъем
12:15—12:30Обед
12:30—16:00Свободное время: читаю, иду на «таблички», гуляю по городу во время остановки
16:00—16:45Концерт
16:45—19:30Свободное время: читаю, общаюсь с командой или гостями
19:30—20:00Ужин
21:00—21:45Вечерняя программа
22:00—01:00Дискотека
01:00—03:00Вечерние посиделки с командой

Какие есть правила

Не опаздывать на теплоход. Ждать он никого не будет и отправится точно по расписанию. Поэтому, когда выходите, обязательно уточните время отправления, чтобы ничего не перепутать. Остаться одному в чужом городе и потом самостоятельно нагонять корабль — испытание не из легких. Помимо нервов это отнимает еще и деньги.

Но однажды я умудрился опоздать. У нас была остановка в моем родном Саратове — такое было два раза за всю навигацию. Я поехал домой, заработался на компьютере и запутался во времени. Дело в том, что теплоход живет по московскому времени, а в Саратове — +1 час. В итоге теплоход ушел без меня.

Чтобы догнать его, мне пришлось ехать в Самару с помощью «Блаблакара» и заплатить за это около 1000 ₽. Потом я полдня торчал на автовокзале, пока ждал теплоход. Мой паспорт остался в каюте, и я даже не мог снять гостиницу. Кроме того, из зарплаты вычли пропущенный рабочий день. Опыт весьма печальный, но поучительный.

Быть опрятным. В общественных помещениях теплохода запрещено находится в сланцах, купальниках, чересчур открытых майках, шортах, юбках. А вот во время береговых прогулок можно одеваться как угодно.

Не сидеть в барах. По правилам артистам нельзя там находиться. Но на деле, если вы будете сидеть за столиком и пить чай, вам никто ничего не скажет. А вот со спиртным на теплоходе очень строго. Лично я постоянно проводил время в баре, потому что дружил с барменами. Замечание мне сделали только раз, когда я был за стойкой.

Курить в определенных местах, а именно на корме главной палубы. Это касается и электронок. За нарушение делают предупреждение, за повторное нарушение увольняют. Я курю только вейп, так что предупреждений у меня не было.

Знать сигналы тревоги. На корабле существуют специальные сигналы тревоги: шлюпочная, по борьбе с огнем, разливу нефтепродуктов. Нас часто пугали, что их будут спрашивать при выходе с корабля, а если мы не ответим, то не выпустят. Такого ни разу не было, но на всякий случай я их выучил.

Не общаться с туристами. Моя знакомая — инструктор по йоге — рассказывала: однажды на теплоходе ей сделали замечание за то, что она общалась с туристами. Со мной такого никогда не случалось, хотя я довольно часто так делал.

Правила, которые нужно соблюдать на теплоходе. С ними сотрудники знакомятся в приветственном письме для артистов на теплоходе «Феликс Дзержинский»
Правила, которые нужно соблюдать на теплоходе. С ними сотрудники знакомятся в приветственном письме для артистов на теплоходе «Феликс Дзержинский»

Как я отдыхал

Формально у меня не было выходных. Хотя бы 45 минут в день, но я работал. Но в целом у меня и других артистов было много свободного времени.

На теплоходе я планировал начать вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, написать цикл статей о городах, в которых мы бываем. Планов было много, но что-то пошло не так. Зато я много путешествовал, читал и общался с интересными людьми.

Путешествия. Остановки в городах длились от 3 до 10 часов. Это было полностью свободное время. Обычно мы с кем-нибудь из артбригады или с барменами шли гулять, сидели в кафе, ехали на пляж. Бывало, что шли в торговые центры и что-то покупали. Так, перед концом навигации мне пришлось отправить домой через СДЭК 25 килограммов вещей. Среди них была одежда, обувь, новый синтезатор, две гантели по 5 килограммов. Все это я купил во время работы на теплоходе. За отправку заплатил 5000 ₽.

Чаще всего во время круизов мы были в Угличе и Мышкине. За неделю могли побывать там два раза, а за всю навигацию — раз двадцать. Также нередко заходили в Казань, Ярославль, Нижний Новгород, Тверь, Плес, Колязин, Череповец, Кострому. Иногда заплывали в Яхрому, Свияжск, Болгар, Самару, Волгоград, Саратов, Астрахань, Пермь.

В городах у меня стали появляться любимые места. Я просто брал самокат и ехал куда глаза глядят, без карт и навигаторов. Так я лучше ощущал атмосферу города. На каждой стоянке брал себе кофе и какой-нибудь десерт. Выходило примерно на 300—400 ₽.

Но чаще всего мы были в Москве, на Северном речном вокзале, где теплоход швартовался после каждого круиза. Следующий круиз начинался только на следующий день, поэтому ночью мы гуляли по городу — ходили в клубы, бары, веселились как могли, — а под утро возвращались на теплоход. Как-то раз один наш бармен спустил так 60 000 ₽ за ночь. Это была вся его зарплата, которую он только что получил.

Мы с барменами после очередного круиза едем в московский клуб
Мы с барменами после очередного круиза едем в московский клуб

Общение. Во время круизов по вечерам мы часто собирались с барменами и артбригадой. Играли в карты, настольные игры, просто болтали — было весело. Бывало, что начинали общаться с кем-то из туристов и проводили время с ними. В общем, скучать на корабле не приходилось.

Мне нравилось, что меня окружают творческие люди, у которых полно занимательных и веселых историй. Кроме того, эти люди часто менялись и появлялись новые. Поэтому недостатка в общении и новых впечатлениях у меня не было.

На теплоходах я встречал и знаменитостей, которые работали вместе с нами: гитариста Юрия Нугманова, заслуженную артистку России Любовь Исаеву, звезду проекта «Голос» Эллу Хрусталеву, актрису из сериалов Юлию Дегтяренко и московского шоумена Юлиана Миранду. Интересные люди попадались и среди туристов. Было, например, несколько генералов ФСБ и МВД. Один даже дал свой номер и сказал: «Если что, звони». Не думаю, что когда-нибудь воспользуюсь этими связями, но все равно приятно.

Саморазвитие. Когда я не общался с кем-то, то читал. За лето и часть осени 2022 года прочел 18 книг. Еще приобретал новые навыки, например научился работать с метафорическими ассоциативными картами — это такой метод психологической диагностики. Немного начал играть на синтезаторе — купил его на «Авито» за 20 000 ₽ во время одного из круизов.

Как устроен быт на теплоходе

Каюты. В «Водоходе» нас чаще всего селили по одному человеку в двухместную туристическую, то есть более комфортабельную каюту. Я приезжал работать на долгий срок, поэтому меня никуда не переселяли, я всю навигацию жил в одной и той же каюте. Артистов, которые приезжают работать на короткое время, могут переселять после каждого рейса.

Каюты небольшие, примерно 10 м². Из мебели — двухъярусная кровать, два шкафчика для одежды, стол, стул, полочки и два ночника. Пол застелен ковролином. Еще в каждой каюте есть собственный душ, туалет, кондиционер. Раз в три дня каюту убирают горничные: пылесосят, протирают пыль, выносят мусор. Раз в 10 дней меняют постельное белье.

Неудобно, что в каюте только одна розетка. Меня спасал тройник. Но он обязательно должен быть с предохранителем: на теплоходе можно использовать только такие. С обычным тройником может случиться короткое замыкание, и он вырубит свет на всем теплоходе.

Моя каюта на «Дзержинском». Источник: peku-poccuu.ru
Моя каюта на «Дзержинском». Источник: peku-poccuu.ru

К нам на теплоход устраивались артисты, которые раньше работали на теплоходах «Мостурфлота» и «Инфофлота». Они рассказывали, что жили в каюте по двое.

А один мой знакомый работал в «Мостурфлоте» на теплоходе «Иван Крылов», жил на служебной палубе, и там в душе от сырости росли грибы. «Иван Крылов» — винтажный теплоход, на нем путешествовала еще моя мама в детстве, а сейчас ей 70 лет. Поэтому такие казусы не удивительны. Туристы в своих каютах с таким точно не столкнутся, но работники на служебной палубе — вполне.

Питание. В «Водоходе» артбригада питается в кают-компании вместе с остальным экипажем. А вот в «Инфофлоте» артисты едят вместе с туристами в ресторане. Как мне рассказывали люди, которые там работали, у них еда более разнообразная и интересная. Например, к блюдам подают красную икру, бывает даже всякая экзотика вроде оленины.

Нас же кормили хорошо, вкусно, но без изысков. На завтрак я ходил всего раза четыре за два сезона: обычно я в это время отсыпался. Точно помню, что там всегда было какао, бутерброды с маслом и колбаса.

На обед давали суп, второе и компот. Первое блюдо — это обычно уха, борщ, щи, солянка или гороховый суп. Солянку подавали с лимоном, и она мне нравилась больше всего. Как основное блюдо готовили мясо или рыбу и гарнир: картошку, гречку, рис, макароны. Из мясных блюд у нас были курица, говядина или свинина. Из рыбы — минтай, треска, сельдь.На ужин к основному блюду подавали салаты: оливье, крабовый, винегрет, сельдь под шубой. Из напитков — чай. Иногда пекли пирожки, запекали яблоки в тесте, давали бананы и яблоки. Это все могли подать как на обед, так и на ужин.

Стирка и уборка. На теплоходах установлено две-три стиральные машинки для персонала. Использует их вся команда — почти 100 человек. Поэтому днем найти свободную стиралку довольно трудно. Мне приходилось стирать ночью. Услуг прачечной артистам не предлагают.

Бытовые условия тоже перечислены в памятке для сотрудников
Бытовые условия тоже перечислены в памятке для сотрудников

Сколько я зарабатывал и тратил

У меня был оклад — 30 000 ₽. Но приятным бонусом были чаевые. Бывали месяцы, когда на чай мне давали сумму в размере одного, а то и двух окладов.

Большая часть моего заработка уходила на развлечения, в том числе на еду в кафе и ресторанах. На них я тратил около 30 000 ₽ в месяц, иногда больше. За одежду и обувь отдавал от 5000 до 10 000 ₽ в месяц. Также раз в месяц покупал шампунь и зубную пасту — они стоили не больше 500 ₽.

С каждой зарплаты я откладывал 10 000 ₽ независимо от того, сколько получал. Даже если получил больше 100 000 ₽, в копилку уходило только 10 000 ₽, остальное я тратил.

За 8 месяцев работы на теплоходе я заработал 465 000 ₽

ГодМесяцСколько заработал
2021Август50 000 ₽
Сентябрь80 000 ₽
Октябрь, до 10 октября30 000 ₽
2022Май40 000 ₽
Июнь60 000 ₽
Июль130 000 ₽
Август35 000 ₽
Сентябрь40 000 ₽

За 8 месяцев работы на теплоходе я заработал 465 000 ₽

2021 год
Август50 000 ₽
Сентябрь80 000 ₽
Октябрь, до 10 октября30 000 ₽
2022 год
Май40 000 ₽
Июнь60 000 ₽
Июль130 000 ₽
Август35 000 ₽
Сентябрь40 000 ₽

Что в итоге

Мне очень нравится работать на теплоходе. В 2023 году я, скорее всего, снова пойду туда. Цифровой детокс удался, я начал больше читать. Правда, за время работы на теплоходах я не написал ни строчки. Также не начал вести здоровый образ жизни и заниматься спортом. Но про свою работу я могу сказать, что это незабываемый отдых.

В работе на теплоходе есть свои плюсы и минусы, и не всегда они однозначны. Например, явный плюс — это полный отрыв от реальности. Ты как будто живешь в отдельном государстве, и тебе абсолютно все равно, что происходит в стране и мире, ты в это даже не вникаешь. Это же и минус, поскольку, когда приезжаешь домой, волей не волей окунаешься в новостную повестку, и это уже стресс.

Назову достоинства и недостатки своей работы, которые я вижу.

Плюсы:

  1. Возможность путешествовать.
  2. Стабильный средний заработок.
  3. Способ оторваться от городской суеты.
  4. Много свободного времени, можно изучать что-то новое.
  5. Цифровой детокс.
  6. Новые знакомства.

Минусы:

  1. Сезонность.
  2. Оторванность от мира.
  3. Скука, если не придумать себе занятия.
  4. Отсутствие общения с семьей и друзьями.

Советы тем, кто хочет работать на теплоходе

  1. Работа на теплоходе сезонная: обычно навигация начинается в конце апреля и заканчивается в октябре.
  2. На теплоход часто требуются диджеи, ведущие, музыканты, танцоры, художники и другие артисты.
  3. Искать работу лучше до начала навигации, где-то в феврале: так больше шанс самому выбрать компанию, теплоход, условия. Если устраиваться во время навигации, придется брать то, что дают.
  4. Вакансии стоит искать на сайтах крупных круизных компаний или в группах в соцсетях.
  5. Не обязательно устраиваться на все время навигации — можно договориться с работодателем и поработать в отдельном круизе.
  6. Часто вместо резюме достаточно рассказать в сообщении работодателю немного о себе, показать видео своих выступлений.
  7. Уточните, по каким городам будет курсировать теплоход. Хорошо, если среди них будет ваш город: удобно иногда швартоваться на родной набережной и забегать домой.
  8. Обговаривайте все условия работы заранее. Добросовестные работодатели оформляют по трудовому договору, компенсируют расходы на медосмотр и дорогу до места работы и обратно.

Хотите написать такую статью для Т⁠—⁠Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Тинькофф Журнала. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.

Александр ЛаскинКак вам такая работа? Поделитесь в комментариях:
  • user1304354Весело2
  • Кошачий сосальщикРоза, у автора была чудесная, благородная и полезная работа за 20 тысяч рублей в месяц. И почему вы решили, что незнакомому человеку обязательно иметь семью?2
  • Alla EmilyПрошла более 10 круизов с Водоходом как турист, так что было прикольно почитать) Я всегда стараюсь общаться и с матросами, и с официантами, так что про внутреннюю кухню мало что нового узнала, но все равно приятное ощущение ностальгии. Кстати, разница в "тусовочности" Ростроповича и Феликса, на мой взгляд, связана и с эргономикой теплоходов: Ростропович "для богатых" и почти все каюты с балконами, а значит, на теплоходе почти нет пространства для общения и знакомств: все сидят не на общей палубе, а у себя за перегородкой. А вот теплоходы "попроще" без балконов, и есть средняя и шлюпочные палубы для знакомства с народом и моциона. А значит, людям проще "сбиться в стаю" и пойти позажигать на диско, посидеть в баре и т.д. Я помню, как мы зажигали в октябре (!) на открытой палубе под музыку уровня Стаса Михайлова с бабульками лет 70 в количестве 10 шт ;) И все были без комплексов! Сомневаюсь, что товарищи из люксовых покоев так могут 😂😂😂13
  • Ol BoyРоза, Вы что застряли в СССР? Из страны советов?)) Предложите автору высокооплачиваемую стабильную работу и молодую невесту, и если он откажется- тогда можно и обсудить. А если у Вас просто совет, конкретики нет, то получите ответку - лучше промолчите, непрошенные советы от анонов никто не любит. У Вас тоже думаю в личной жизни все не фонтан, но мы же молчим.7
  • Добрый такойПриятно встретить земляка на просторах ТЖ. Прочитал с удовольствием.1
  • Оранжевый ЛисБлин, классно конечно, но ценник за тур для желающих путешествовать - мрак... Александр, а почему нельзя общаться с туристами?1
  • Alexandra P.Спасибо за интересный рассказ! Я раньше мечтала доплыть до Астрахани, останавливала цена. А потом побывала в коротеньком круизе из СПб на Валаам (2 ночи и 1 день) и поняла, что это вообще максимально не мой формат)) все эти дискотеки и концерты не для меня. Но почитать ваш текст было любопытно.1
  • АлександрОранжевый, понятия не имею, я всегда общался, мне замечаний по этому поводу не делали. Чисто гипотетически могу предположить, что бывают очень навязчивые люди и они могут доставлять дискомфорт отдыхающим.0
  • АлександрAlexandra, ну короткие и длинные рейсы - это две большие разницы. Поэтому попробуйте все же сходить в длинный.0
  • АлександрРоза, дорогая моя, в моем возрасте важно уметь расставлять приоритеты. Стабильность для меня - это стагнация. И никакая стабильная работа не даст мне возможность приносить людям радость и видеть их счастливые лица.3
  • АлександрAlla, да, эргономика действительно не располагает к общению. Но и в ней есть своя прелесть. Тут каждому свое. Кто-то любит потусить, а кто-то просто посидеть и посмотреть в уединении на берег Волги. Если ты владелец бизнеса, а на Ростроповиче, зачастую, именно такие туристы. То тебе просто хочется отдохнуть от всего. Я много раз видел таких людей в деле и для меня это нереально, у них каждые 5 минут звонит телефон, они постоянно что-то решают, там мультизадачность какого-то нереального уровня. Как таковых выходных у них нет. И когда ты год проработал в таком вот режиме, тебе вообще не до тусовок, просто хочется сесть на своем балкончике и что б тебя никто не трогал.6
  • Natalia"Вообще меня всегда удивляло, как легко пройти психиатра. Каждый раз у меня спрашивают, беспокоит ли что-то. Я отвечаю, что нет, и мне выдают справку." В предыдущей статье вы писали, что вы - психопат, не испытываете эмпатии, и манипулируете людьми ради развлечения. И что вас это беспокоит. Как вы считаете, если бы вы сказали врачу правду, получили бы вы справку?0
  • ОльгаИнтересно. Некое подобие лагеря для взрослых - это круиз на теплоходе Были не раз, очень нравились всегда концерты, какая то движуха, скучать некогда. Причём активно участвуют люди старшего поколения. Отжигают только так. Послушать живую музыку очень приятно, дискотека тоже обычно весёлая. Спасибо за рассказ о своей работе. Теплоход - жди нас!!!0
  • _Cris_необычный опыт, интересно0
  • Veronika MartynovaОчень информативно, буду своим друзьям посылать, зазывать на работу!0
  • Василий ЮриковСупер! Благодарю за статью. Очень информативно0
  • Надежда ШевачеваОтличная статья, было очень интересно почитать.0
  • Кирилл ЦаревКошачий, Роза вышла из навоза0