Деньги от государства помогают семьям с детьми решить квартирный вопрос.

Но вместе с ними появляются и дополнительные обязательства, ведь приходится выделять доли и учитывать требования опеки при последующей продаже. Читатели Тинькофф Журнала рассказали, как тяжело потом продавать такое жилье, почему сделку вообще могут запретить и в каких случаях маткапитал — это «бомба замедленного действия».

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Лейбл заголовка
Аргумент № 1

Жилье будет трудно продать из-за детских долей и требований опеки

Детские доли в квартире — это последующие проблемы при продаже и пляски с опекой. Квартиру можно продать только с ее разрешения и при выполнении определенных условий. Плюс это дополнительное время на согласование. Еще и многие покупатели очень боятся детских долей в квартире.


В феврале продавал двушку в Москве. Цены в районе начинались от 15 000 000 ₽. Не мог продать за 14 500 000 ₽! Как про маткапитал узнавали — расстраивались. Квартира вся в ремонте, с эксклюзивной мебелью. А вокруг за 15 000 000—15 500 000 ₽, требующие ремонта, как пирожки уходили. Вот и цена этого маткапитала.


Я не могу продать дом, купленный на маткапитал. Сделка должна проходить через нотариуса, а она в позу встала. Хотя я уже другой дом купила, выделила доли детям и живем мы уже там. А этот висит балластом на шее и ногах. Нет, он не пустует — туда заехали потенциальные хозяева.

Вот вам и быстрая продажа. Уже тысячу раз пожалела, что воспользовалась этим маткапиталом. Наше государство так во всем: дает 100 ₽ одной рукой, а другой отнимает 1000 ₽.


Родители вложили материнский капитал в строительство дома 200 м². Через нотариуса и по его совету выделили каждому поровну — по 50 м². Только когда я уже выросла и завела свою семью, узнала, что делится не вся жилплощадь, а лишь часть, приобретенная на деньги капитала.

Итог истории таков: родители развелись, а дом продать не могут — у несовершеннолетней сестры 50 м², опека не дает ничего сделать. Живут в одном доме, постоянно ругаются и ждут 18-летия сестры. И смешно, и грустно.


Мы пытались продать дом, и три месяца хождений в органы опеки дали такой результат: жилье разрешили продать, но обязательно нужно было купить другое, и обязательно с улучшением условий. А пока сделка не состоялась, органы опеки сказали вырученные с продажи дома деньги поделить в соответствии с долями и долю ребенка положить на вклад.

Мы потратили на это много нервов.

Чтобы записаться на прием, я каждую пятницу, можно сказать, играл в лотерею. Заходил на их сайт, ровно в 10:00 обновлял его и должен был успеть получить талон. Всего выбрасывалось по 30—35 талонов — это на полумиллионный город. Из-за этого за три месяца я смог взять талон раза три, хотя пробовал почти каждую неделю. Там решали буквально доли секунды, успеешь ты его получить или нет.

Потом бегали с разными бумажками. Представьте себе, вся семья в рабочее время должна взять отгул и приехать на подачу заявления, и это все нужно повторить раза три — как повезет. И не факт, что они разрешат.

Именно поэтому я считаю, что тратить материнский капитал на жилье, особенно в Москве, где он будет всего 3—5% от квартиры, не имеет никакого смысла.


Лейбл заголовка
Аргумент № 2

Придется выделить доли всем детям, а не только тем, на кого получен сертификат

Выделять доли всем, а не только двум первым детям нужно, собственно, в момент этого выделения. Оно происходит, когда дом достроен и уже не в ипотеке. Сколько в этот момент есть детей — на стольких и делим. Если новые дети появляются после выделения долей, им уже выделять не обязательно.

Другое дело, если дом в ипотеке десятки лет. За это время к моменту погашения кредита много кто еще может родиться, и тогда с ними всеми придется делиться.


Лейбл заголовка
Аргумент № 3

В некоторых регионах нельзя положить сумму, равную стоимости детских долей, на банковский счет

Проблема в том, что в Москве и многих регионах, если не планируешь ничего брать взамен, не можешь деньги положить на счет ребенку. И дальше потратить их на него: на учебу, лечение, садики и прочее, что в принципе и так разрешено с первоначальной суммой маткапитала. Или хотя бы инвестировать, или на худой конец вернуть в ПФР. Но нет — только новые доли!

Место жительства должны одобрить. И нет алгоритма одобрения, не регламентировано. Поэтому в опеке сидят, пьют чай и думают, лучше ли новая квартира или хуже…

Буквально года два назад позволяли кидать деньги на счет, но немного больше. Сейчас же стали придумывать свои более сложные правила. Я хочу сама управлять этими деньгами в интересах ребенка, пусть и по согласованию с опекой. Но нет же, придумывают преграды, потому что кому-то там хочется иначе. А не как удобно мне и моей семье.


Покупали квартиру «навсегда», а это «навсегда» прошло раньше, чем дом достроили. Думали, что все будет просто, ведь есть дедушки-бабушки, другое жилье. Пока не выяснили, что дарение не спасет, а покупать у бабушки нельзя.

Пытались переоформить обязательство на другую квартиру. Поняли, что у опеки нет начальства и решает она, что сама захочет.

На то, чтобы положить деньги от продажи детской доли на счет в банке, в Москве опека не дает добро. Только покупка взамен продаваемой — и покупка не у близких родственников. Не дарение! В регионах, может быть, чуть вольнее. Но, как я понимаю, строгость московского подхода потихоньку перейдет на всю страну.

Успешные истории с внесением суммы на счет я слышал только старые. За последнее время, когда самому стало важно, новых случаев не встречал. Законом это не оговорено, и такие решения — на совести опеки.

Задним числом поняли, насколько мы с супругой «умные», что потратили на ипотеку маткапитал, сумма которого — 5% от цены квартиры. Ух, придумали себе квест на несколько лет.


Лейбл заголовка
Аргумент № 4

В случае развода бывший муж сможет претендовать на долю в квартире

Если женщина, состоя в браке, вложила в ипотеку маткапитал, то будет обязана выделить доли детям и отцу детей. То есть она не сможет потом продать квартиру без согласия супруга.

И второй нюанс маткапитала: не получится потом просто продать квартиру. Нужно будет купить другую — и только с лучшими условиями, чем в предыдущей. И только с разрешения владельцев всех долей.


Для прописки кого-либо на жилплощади, принадлежащей нескольким людям — сособственникам, требуется разрешение их всех. Если это дети, за них принимают такое решение опекуны, то есть родители. А еще сособственником может быть бывший муж, который из вредности не разрешит вписать нового мужа.


С бывшим мужем брали недвижимость за 850 000 ₽, в ипотеку — 550 000 ₽. Из них на первоначальный взнос пошли мои деньги от продажи добрачной квартиры. Сразу же часть загасили маткапиталом. Остался долг 210 000 ₽.

Потом мы развелись. Дети и я остались в доме, ипотеку платила сама и через три года полностью закрыла кредит. Трудно было, но проценты при таком раскладе бешеные.

Подала на бывшего мужа, чтобы тот возместил половину от уплаченных денег.

Присудили 170 000 ₽ со всеми юридическими расходами. Дальше через прокуратуру и суд выделила доли детям. Разделили по 37/100 нам и по 13/100 детям.

Доказать, что 300 000 ₽ на первый взнос были моими — от продажи добрачной квартиры, — я не смогла ни в одном суде. Бывший выплатил мне долг, хотя я ему предлагала отказаться от доли — за долги по ипотеке и алименты, все вместе около 360 000 ₽.

Все эти годы я сама делала ремонт в доме, так как покупали черновой вариант, обустраивала участок, а теперь — вуаля! Бывший муж просит за свою долю 700 000 ₽. Причем он женился на женщине с ребенком, и они родили второго. То есть там он тоже участвует в доле по маткапиталу.

Считаю, что это несправедливо, но ничего сделать не могу — по закону все верно. Многоотец-многодольщик. Не исключаю ситуацию, что там при разводе — тьфу-тьфу, конечно, — произойдет такая же ситуация, а он уйдет к третьей жене плодить свои доли в недвижимости!


Лейбл заголовка
Аргумент № 5

В крупных городах слишком дорогое жилье, и вкладывать в него капитал нет смысла

При покупке квартиры за 10 миллионов нет никакого смысла вкладывать в нее маткапитал. Потому что при продаже потом будет намного больше проблем, а значит, придется делать скидку. Эти 500 000 ₽ проще заработать, взять в долг или в кредит. В конце концов, можно поискать квартиру на 2 м² меньше.


В Москве маткапитала хватит только на маленький санузел где-то около Мкада. Поэтому кажется, что вкладывать маткапитал в недвижимость себе дороже.


Маткапитал разумно использовать для недвижимости, только если вы приобретаете квартиру в провинции. При стоимости 1 000 000—1 500 000 ₽ маткапитал в размере 400 000—500 000 ₽ — это существенная часть, и можно смириться с делением жилья на доли. Тем более для провинциальных семей, материально бедных. При стоимости квартиры 10 000 000 ₽ не связывайтесь с маткапиталом ни в коем случае.


Я живу в краевом центре, однушка в хрущевке стоит сейчас около 4 000 000 ₽. Ни один маткапитал не поможет!


Лейбл заголовка
Аргумент № 6

Продать жилье с непогашенной ипотекой будет проблематично

Взяли ипотеку на двухкомнатную квартиру до рождения детей. После рождения второго вложили маткапитал в существующую ипотеку. Обдумывали решение, читали «отзывы». Но тогда и возможности расширяться не было.

Столкнулись с проблемой, когда год назад увидели ну очень классную трешку по хорошей цене. До выплаты действующей ипотеки — три года. Хотели увеличить срок выплаты и улучшить жилищные условия. В первую очередь — детей, дав каждому по комнате.

Но проблемы — как у всех. Сначала надо погасить действующую ипотеку, выделить доли именно в этой квартире. В другой, у бабушек, опека не дает ни дарением, ни покупкой. Потом надо подписать предварительный договор на трешку, продать двушку и купить новую квартиру сделкой в один день.

Я даже хотела вернуть маткапитал в пенсионный фонд.

Полностью, с учетом их индексации. Написать у нотариуса бумагу, что возвращаю и больше претендовать не буду. Но так тоже оказалось нельзя.

Пожалела ли я? Ну, трешка мечты нам не досталась. С другой стороны, на 450 000 ₽ меньше выплачивать. В итоге решили погасить эту ипотеку и выделить самые маленькие доли, которые только можно. А дальше уже видно будет: сможем — возьмем трешку.

Мне нравится идея, что надо брать на маткапитал самую маленькую студию и сдавать ее, закрывая арендой ипотеку. Потому что из всех предлагаемых вариантов — таких как обучение, пенсия — недвижимость кажется более удачным вложением.


Лейбл заголовка
Аргумент № 7

Продать старую квартиру с детскими долями и приобрести новую в ипотеку будет сложно

С маткапиталом может быть еще одна очень неприятная засада. Если квартира, купленная в том числе за счет материнского капитала, продается и приобретается новая по цепочке с ипотекой. Даже если новая квартира больше и условия для детей явно лучше, органы опеки, скорее всего, не выдадут согласие на продажу.

Потому что новая квартира не должна быть в залоге у банка. Никакие уговоры о том, что деньги не попадут на руки продавцу, а сразу же после внесения в ячейку или на счет будут списаны в счет уплаты за новую квартиру, на них не действуют. Наблюдал такую ситуацию лично, так что нужно быть бдительным.


Осенью пытались договориться с опекой, чтобы разрешили нашу квартиру продать и с ипотекой взять больше. Но опека не разрешает ничего. Только новая квартира полностью за наличку — другого варианта нет. Пытались их уговорить: или на счет деньги положить, или другую квартиру поменьше взять как бы на детей, а эту снять с детских долей и продавать спокойно. Но нет, ничего нельзя.

Говорят, это так все усложнилось у них. Опеку дрючат, чуть у кого что не так, поэтому они пошли по пути наименьшего сопротивления. При малейшем варианте риска отказывают. И да, писали письменный запрос в какой-то там орган, которому все опеки подчиняются. Ответ один: ждите, пока младшему не исполнится 18 лет, и тогда продавайте.


Лейбл заголовка
Аргумент № 8

Передумать и вернуть государству маткапитал, на который куплено жилье, не выйдет

В мае этого года я была дурой. Со всякой только что родившей такое случается. «Это всего лишь финансовая операция. Если я об этом пожалею, то это будет позже, поэтому действуем», — подумала я и кинулась вкладывать материнский капитал в имеющуюся ипотеку, чтобы облегчить текущую финансовую нагрузку.

Понимаете, какая штука. Да, финансовая операция. Но на добровольной основе невозвратная. То есть совсем. Государство помогает, а потом эти условия никак — повторяю, никак — не обойти и обратно не откатить. Один фиг выделять доли и встречаться с неликвидностью объекта недвижимости.

Нет таких клиентов на квартиру, кто бы ждал моих разборок с опекой и окончательной встречной покупки. Я писала в пенсионный фонд, ходила в опеку, сейчас жду ответа от амбассадора детства нашей Россиюшки. Ждем-с.


Продать дом, купленный с маткапиталом, я не могу уже лет семь. Готова отдать его даром, лишь бы мертвым грузом не стоял. Но органы опеки встают в позу. И вернуть капитал в пенсионный фонд нельзя, законом не предусмотрено.


Лейбл заголовка
Аргумент № 9

Правила использования маткапитала не защищают от злоупотреблений, а только усложняют людям жизнь

Маткапитал — это не подарок щедрых чиновников, а субсидия из наших же налогов. Он полезен и нужен, сам он особо ничего не усложняет. Усложняют жизнь правила продажи недвижимости детей: эти ограничения больше вредят, чем приносят пользы.

Ипотека — самый простой и понятный рыночный способ улучшить жилищные условия. Но с детьми — уже нельзя ипотеку. Подарить детям доли в другом месте, а затем продать — нельзя. Купить заранее, а потом с продажи рассчитаться по долгам — нельзя. Запрет на дарение, запрет на ипотеку не защищают детей, а только усложняют процесс этого самого улучшения.

Маткапитал существует не для гарантии жилья, а для помощи семьям с детьми. Помощь — деньгами на оплату жилья или образования. Но законы — и местами их отсутствие — вокруг недвижимости в собственности детей делают эту помощь медвежьей услугой.

Я понимаю, что эти запреты защищают от обналички и тому подобного. Но от комфортной жизни они тоже успешно защищают. Запретить что-либо — дело нехитрое и ума не требует. А подумать наперед и создать рабочие схемы наши чиновники и любители писать правила обычно не умеют, в этом основная проблема.


А если застройщик обанкротился и судебное решение принято в пользу уплатившего полную стоимость жилья плюс маткапитал в том числе? Где тогда пенсионный фонд, опека, прочие надзиратели? Если кроме судебного решения больше ничего не осталось — ни жилья, ни денег, ни маткапитала? А то прямо дыхнуть без разрешения опеки нельзя.


Маткапитал не несет такой функции, как гарантия жилья детям. Если я покупаю недвижимость в Москве и выделяю дочке 1/35 квартиры — долю, примерно равную ее части маткапитала, — дает ли это гарантию? Нет, конечно.

Получается, если я плачу ипотеку сама, а маткапитал трачу на детский сад, то у меня проблем нет. Но если я оплачу детский сад сама, а вот маткапитал закину в ипотеку, то просто утону в бюрократии и проблемах. По сути, траты одни и те же, но как по-разному играют на нервах. Просто это реально сделано криво!


Покупали жилье с маткапиталом? Расскажите, через что вам пришлось пройти, и станьте героем следующего материала
Ольга Лурье
Согласны с этими аргументами?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Алексей Макеев

На самом деле так:
"Мы дарим вам машину*!"

* В машине запрещается ездить одному, только всем членам семьи вместе.
Если надзорные органы заметят что кто-то пользуется машиной чаще, чем остальные - машину отберут.
Нельзя продавать машину, можно только менять на машину классом повыше. Лучше и хуже новая машина будете определять не вы, а специально обученные люди.
Пересаживаться в машину за границей тоже нельзя, вдруг она будет хуже?
На самом деле мы дарим вам не машину, а вы берете в аренду часть машины у государства. Выкупить эту долю нельзя.

32
0
Жора Шкипер

Хорошо, что описан практический опыт и дано понимание того, что маткапитал - не подарок. При этом, конечно, некоторые советы читателей искрятся экспертностью 80 lvl: "в провинции жилье стоит 1 млн, а в Москве 10 млн, поэтому использовать маткапитал в провинции есть смысл, а в Москве нет смысла".
Да нет, друзья, в провинции (ну, это города, названия которых вы слышали) жилье стоит не 1 млн. Более того, и в Москве оно, скорее всего - для случая с детьми - будет стоить не 10 млн. Но дело даже не в этом, а в доплате. Скажем, продаете за 10, покупаете за 13, ваша доплата 3 млн. Для многих существенная сумма, маткапитал тут вполне может играть роль. Это не отменяет того, что надо хотя бы примерно представлять последствия.

24
Хойя

Жора, в миллионниках вы, конечно, за 1 млн жилье не купите, но если вы, кроме них, названий городов не слышали, это не значит, что их нет. Родственники недавно продавали квартиру (двушку) в маленьком городке, покупатель полностью расплатился маткапиталом, и у него ещё запас остался.

8
Жора Шкипер

Alexandra, ну что вы, я ведь тут просто решил стереотипы потрогать. Нежно прикоснуться, так сказать.

3
Helena Wasserberg

Жора, вот да, в моем городе-герое миллионике однушка от 3 млн до 4,5 -5

2
juarhala

Хойя, я живу ее в миллионнике и даже не в полумилионнике, но стоимость однушки у нас уже от 4х к и выше🤷

1
Хойя

juarhala, ну как бы в небольших населённых пунктах ближайшего Подмосковья или черноморского побережья жильё будет дорогое, да. А вы попробуйте продать квартиру, например, в райцентре Тверской области.

0
juarhala

Хойя, я живу в Туле и это не море и не Подмосковье, просто ЦФО 🤷

0
0
Хойя

Маткапитал нынче за второго ребёнка - 700 тысяч. Допустим, что это 5 % от стоимости квартиры в Москве; навскидку кажется немного, нет смысла вкладывать. Но это касается только покупки квартиры за свои.

При ипотечной ставке в 8 % на 25 лет закидывание их в топку ипотеки с уменьшением срока даст уменьшение переплаты примерно на 4 млн. То есть с учётом суммы маткапитала это уже 33 % от первоначальной стоимости квартиры - уже не так и мало, правда?

20
0
Алекс

А куда еще его потратить, кроме недвижки? Образования в стране нет, детсад не нужен, маме ежемесячные выплаты не можем ( мы типа богатые для государства), пенсия еще та фиксация. Вообще забыть про него?

15
Елизавета Луговская

Алекс, если есть возможность, брать самую маленькую студию, в которой Вы не планируете жить семьей. Сдавать в аренду и гасить платежи по ипотеке арендой. Только оценить свои реальные возможности. Продать/поменять эту квартиру до 18летия ребёнка/детей Вы вряд ли сможете (если не будут установлены единые и понятные правила для опек по всей стране). Ну это то, как я бы поступила сейчас. Вкладывать деньги в своё единственное жилье точно не стоит.

13
juarhala
Герой

20.02, 15:01

Отредактировано

Елизавета, то есть брать два жилья и две ипотеки вместо одной?! Гениальный просто совет)) А если без двух ипотек - то сразу инвесторов видимо привлекать, не иначе😂 плюс 3-4 ляма минимум к покупке основного жилья, безусловно, каждый может себе позволить)

1
Хойя

juarhala, ну вот я сейчас рассматриваю именно такой вариант использования маткапитала: при наличии ипотеки на нашу большую семейную квартиру - вложить его в качестве первоначального взноса в маленькую студию, в которой жить, конечно, не будем, и в ней уже выделить детям доли. Потому что вбрасывать его в нынешнюю ипотеку слишком рискованно: квартира сразу становится неликвидом, мы заведомо оказываемся привязаны к ней на ближайшие 18 лет (или продавать придётся с дисконтом в несколько маткапиталов, если опека вообще разрешит), а ведь никогда не знаешь, что произойдёт завтра, да даже на самом банальном уровне - захочется переехать в другой район, а всё, никак нельзя. Ну вот только денег на эту операцию пока, кажется, не хватает, но на сегодня это самый реальный способ использования сертификата.

0
Елизавета Луговская

juarhala, мой комментарий начался со слов «если есть возможность», поэтому в выводе, что каждый может позволить себе 3-4 млн здесь и сейчас, присутствует логическая ошибка, несмотря на Ваш сарказм. Про инвесторов мысль не поняла, да и не так важно.

0
Hot Chili Pepper

Алекс, как вариант-секции для детей.

4
Хойя
Герой

13.12.22, 04:56

Отредактировано

Hot, тут тоже надо учесть, что секции не везде и не любые (соответствующие лицензии есть разве что у школ и государственных садиков), да и не сразу: если первому ребёнку, скажем, 10 лет и он активно ходит на всякие секции, на которые можно было бы капитал пустить, то всё равно нужно дождаться, пока второму исполнится три года. Где тут логика, не совсем понятно.

1
Марина

Alexandra, чтобы не обналичить и не сдали ненужного использованного второго ребëнка в детдом. Или не убили за ненадобностью

4
Хойя

Марина, ну и идеи 🙈
Родить второго ребёнка, чтобы обеспечить кружками первого, а потом убить его? Думаю, таких психопатов всё же не найдётся)

1
0
Джессика

Сначала нужно погасить ипотеку и выделить доли, затем пойти в опеку и получить разрешение на продажу квартиры с детскими долями с дарением в другой квартире эквивалентной доли или выделить доли в новой квартире ( некоторые банки на это идут). После чего и происходит сделка. Если денег на погашение ипотеки нет, то их можно взять у покупателя, оформив с ним договор займа. Я так делала этим летом, сложно, конечно, но возможно! Опека всё разрешила, правда доля в другой квартире была моя, а не родственников. Но это тоже решаемо. Согласна с другими комментаторами, что система слишком сложная и нервозатратная!

8
Ольга Лурье

Джессика, здравствуйте! Видим, что у вас есть интересный опыт. Хотите стать героиней нашего следующего материала? Предлагаем поделиться своей историей о продаже квартиры с долями. Это будет полезно и интересно читателям.
Если есть желание и возможности, напишите мне в Телеграм @olgalurie

1
Елизавета Луговская

Джессика, про дарение доли родителя в другой квартире грубо приведу ответ опеки СПБ.
«Родитель умрет, его доли и так достанутся детям, зачем нам разрешать такое? Так у детей и доля по маткапиталу, и доля по наследству». Вот поэтому и сложно всё, что нет единых правил одобрения опекой.

0
Джессика

Елизавета, ну так и другая квартира тоже в таком случае детям достанется. А вам нужно попробовать прописаться с детьми в другом районе. Нам так риэлтор посоветовала изначально. Это всё человеческий фактор, в одном районе опека так решила, в другом эдак!

0
Хойя

Джессика, решает опека по месту постоянной регистрации независимо от расположения спорной квартиры? А если квартира, условно, в Москве, а прописка в Нижнем Тагиле, то тагильская опека будет распоряжаться московской квартирой?

0
Джессика

Alexandra, именно так. Опека по месту постоянной регистрации.

0
0
Полина Делия

Не зря есть такая пословица: дареному коню в зубы не смотрят)

7
Филипп Мордасов

Полина, этот подход не применим к маткапиталу, и в статье описано почему. Коротко, потому что маткапитал - это не подарок.

19
juarhala

Филипп, вообще-то именно подарок, учитывая что раньше его не давали🤷одни и те же люди платили налоги ничего не получая, а потом вдруг какие-то из них начали получать. Пример - моя сестра родила ребенка в 2019 году и никакого маткапа у нее нет, а у меня ребенок рожден в 2021 году и маткап есть. Налоги платят естественно и ее и моя семья, оба родили государству будущих налогоплательщиков)) обе купили квартиры для расширения семьи. Но при этом она подарок от государства не получила🤷 поэтому - да, это именно подарок, который достался почему-то не всем.

2
Елизавета Луговская

12.12.22, 14:18

Отредактировано

Полина, семь…десят раз отмерь, один раз отрежь🤣

3
Mandarin

Надежда, вы не представляете себе ситуацию, что использовали маткапитал на первого или второго ребёнка, допустим, купили двушку, а потом появился ещё один ребёнок? Логично, что семье понадобится больше квадратов, и поэтому продают ту квартиру, покупают больше или вообще дом. А если это снова ипотека, то опека говорит нет, потому что банк не даст выделить доли в ипотечной квартире. Получается замкнутый круг. Я уже переплевалась с этим маткапиталом, лучше бы камнем лежал.

7
Хойя

Елизавета, наверное, человек, который хочет улучшить свои жилищные условия (в данном случае - чтобы детям было где жить), достаточно приличный доход, но не имеет дохренищи миллионов здесь и сейчас?

7
0
Пётр Алексеев

И зачем я только вложил маткапитал в новостройку...

6
Елена Евстратова
Герой статьи

13.12.22, 17:42

Отредактировано

Evgeniia, нет, не даёт. Это безвозмездная сделка, родственники добровольно одаряют детей, а у детей прирастает ещё больше имущества. И чем больше такого имущества в собственности детей, тем лучше, по мнению опеки. А чтобы получить разрешение на продажу детской доли, нужно что-то взамен по возмездной сделке. Или деньги на счёт, равные этой доле (редко разрешают и только если у детей ещё есть собственность), или долю в другом жилье. Возможно, в отдельных случаях есть исключения (ниже девушка пишет такой кейс), но в общей массе отказывают.

Недавно была в опеке и при мне отказали одной матери. У них детские доли в студии, буквально пара метров. Сейчас они купили в ипотеку трёшку и хотели эту студию продать, чтобы погасить часть кредита. Взамен предлагали выделить детям доли в этой трешке. Опека им отказала, поскольку сделка будет безвозмездная. А вот если бы они сразу продавали студию и взамен покупали эту трёшку (и выделяли бы в ней доли), то все бы разрешили.

Возможно, что-то с этим сделают или как-то упростят взаимодействие с опекой, по крайней мере, хочется в это верить.

2
0
Татьяна

Согласна с аргументами. Никогда не куплю квартиру, в которую вложен маткапитал! Не нуждаюсь в головной боли!

2
0
Евгения Будаговская

Также как и многие 100 раз пожалела о том что внесла мат.капитал в ипотеку.
Но мы столкнулись с ещё одной прикольной штукой при его использовании.
Квартира была куплена в ипотеку на меня одну, муж был созаёмщиком. В 2014 году мы внесли мат капитал в счёт уплаты основного долга по ипотеке. Но так как квартира в ипотеке, то доли мы выделить не могли, банк не разрешал. Было только нотариально заверенное обязательство на то что после выплаты ипотеки мы должны выделить доли всём членам семьи которые будут на тот момент.
Ипотеку вы выплатили в 2018 году. Сразу выделили детям и мужу доли, и в 2021 году квартиру продали чтобы купить больше. Тут конечно были весёлые походы в опеку, потеря скидки за электронную регистрацию сделки из-за необходимости всë делать через нотариуса и прочее. Но это ладно, всë ожидаемо.
Последняя часть тоже должна была быть ожидаемой, но мы честно, в тот момент об этом не подумали(
Спустя примерно год после продажи квартиры нам пришло налоговое уведомление о том что мои дети, 8 и 10 лет обязаны уплатить налог на доходы с продажи, на двоих 120+ тысяч рублей, так как их доли были у них в собственности менее 3 или 5 лет, уже не помню. С мужем проблем не возникло, квартра была куплена хоть и на меня одну, но в браке и муж автоматически для налоговой стал собственником в момент покупки. Предоставив кучу бумажек по детям удалось снизить сумму до 22500 с каждого.

В итоге если посчитать все те дополнительные расходы (нотариусы, налоги), потерянные скидки по ипотеке, потерянное время наконец, то получается что этот маткапитал оказался совершенно для нас был невыгоден.

Сейчас планируем опять продавать квартиру. Будем настаивать на том чтобы вывести деньги детям на счета, а потом купим на них студию или однушку пополам на 2 детей, пускай стоит пока не повзрослеют.

2
Vlad Vladislav

Елизавета, абсолютно согласен. Это проект для бедных, чтобы они стали еще беднее. А лучше и детям долги передали)

2
0
Игорь Филиппов

Обнаружил жене через частный детский сад. На большее эти жалкие деньги не годятся.

1
Идастик

Игорь, тоже собираемся "прокутить" его на частный детский сад. Подводных камней нет?

2
Крис***

Идастик, нет, все спокойно. Документы оформлять дольше, чем обычно, 2-3 недели, но реально. Дальше оплаты сами проходят, вас не касаясь. Пользовались, рекомендую. Этот вариант гораздо спокойнее, чем на недвижимость.

5
Надежда Махова

Игорь, я на маткапитал могу оплатить сыну 1 год частного сада 😁 он у нас 40 тыс в месяц стоит

1
Елена Евстратова

Evgeniia, а с ней бодаться и не придется — к выделению долей они отношения не имеют. Они подключаются, когда нужно продать квартиру с детскими долями.

Если выделить в другом жилье, то будут проблемы другого плана. Когда будете продавать квартиру, куда вложили маткапитал, то все будут спрашивать, почему не выделены доли детям. Покупателю с ипотекой скорее всего такой объект не пропустит банк. Нормальный риелтор тоже отговорит своего клиента от покупки такой квартиры, потому что потенциально есть риск, что потом сделку оспорят. Разве что купит кто-то, кто не в теме и в документы влезать не будет. Но таких покупателей мало.

1
0
Марина
Герой

13.12.22, 19:54

Отредактировано

Я знала о правилах использования мат капитала (хотя нельзя расширяться - что-то новенькое, жестоко). Поэтому у нас две ипотеки, но мат капитал пока не вложен.
Я вижу плюс мат кап. Нужно детям выделять не мизерные доли, а побольше. Тогда при разводе получится квартира во владении жены и детей. Иначе суды делят 50/50.
Не понимаю, почему женщинам проблема доля мужа после мат.капитала. Они не понимают, что раньше должны были бы половину квартиры отдать. У меня есть знакомые, которым так суд и поделил.
Вложу мат капитал в самую большую дорогую окончательную квартиру)

1
Mandarin

Надежда, хорошо, конкретный пример: мы погасили маткапиталом на первого ребенка ипотеку на двушку. Если впоследствии мы захотим завести второго ребёнка и купить, соответственно, квартиру больше, или захотим переехать в другой город, например, по работе, просто так уже квартиру не продашь. По сути мы захотим улучшить условия, но не сможем сделать это без всяких бюррократических заковырок.

1
Хойя

Надежда, во-первых, почему неожиданно, во-вторых, почему третий, достаточно и второго. Или нужно обязательно сначала первую ипотеку закрыть, купить новую квартиру, а потом только рожать второго? Так, знаете, можно и не успеть.

1
Алекс

Марина, а можно узнать про эти деревни? Какие банки на них ипотеку давали? Звучит не очень правдиво

1
Хойя

Кто там минусует - не верите в существование схем обналички маткапитала или в существование жилья, непригодного для жизни, цена которого меньше 700к?))

1
Елена Евстратова

Кроха, не хотите рассказать чуть подробнее про про сделку и общение с банком через анкету https://journal.tinkoff.ru/how-i-bought-my-housing-form/? Мне кажется, что многим читателям было бы интересно и полезно, потому что кто-то пугает, что банк не даст выделить, а на практике все разрешают.

1
juarhala

Елизавета, те кому квартира нужна вообще-то, и негде жить кроме съёма. А если зп не позволяет всю ее отдавать ежемесячно на ипотеку, то и на 30 лет🤷

1
0
Ольга Кокшарова

Давно уже предостерегаю своих подруг от вложения маткапитала в недвижку.. Все равно не слушают((.
Самое выгодное - потратить маткапитал на детский сад. Примерно на год - полтора этой суммы хватит в зависимости от региона. А потом уже и путёвку в государственный садик дадут. Зато за эти 1,5 года мать может работать и зарабатывать нормальные деньги, с которых можно оплачивать ипотеку за свою квартиру, на которую потом никто не будет претендовать (ни дети ни опека).

1
0
juarhala
Герой

20.02, 15:12

Отредактировано

Я вот здесь только не поняла прикола: "Я не могу продать дом, купленный на маткапитал. Сделка должна проходить через нотариуса, а она в позу встала."
У вас в городе что ли только один нотариус?🤷 Найдите другого, с мозгами на месте, который в позы не встает, в конце концов вы ему деньги платите за его работу, а не за позы. Бред какой-то а не аргумент против маткапа))

0
0
Far Away

Я машину-то покупала в потребкредит, чтобы не закладывать в банк ПТС.. А тут танцевать перед опекой и вот это все - три раза хаха) Переплачу, но маткапитал в квартиру фиг пущу.

0

Сообщество