«Нормально работает только аварийная служба»: 8 причин ненавидеть систему ЖКХ
Люди часто ругают коммунальные службы и управляющие компании.
И их можно понять, ведь независимо от качества оказанных услуг платежки приходят каждый месяц. Читатели Т—Ж рассказали, почему их не устраивает работа обслуживающих организаций и что в современной системе вызывает у них вопросы.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Тарифы постоянно растут, и цена не соответствует качеству
Коммуналка выросла значительно. Если в ноябре прошлого года за однушку я платила 2700 ₽ плюс 380 ₽ за капремонт — в сумме 3080 ₽, — то за январь вышло 3580 ₽ плюс 404 ₽ — в сумме 3984 ₽. То есть за пару месяцев мои расходы выросли на треть.
Причем отопление в ноябре мне обошлось в 1370 ₽, а в январе — уже в 2180 ₽, почти на 60% больше. Капремонт у нас на Урале с Нового года подорожал на 40%. Просто подняли тарифы, и все тут.
Что касается обслуживания, то нормально работает только аварийная служба. Ремонта в доме — а я живу в получасе ходьбы от администрации Екатеринбурга — не было полвека. И за что платить?
P. S. Некоторым повезло еще меньше. Знакомая в общежитии за две комнаты общей площадью 28 м² платит суммарно 8000 ₽. Счетчиков нет.
Из-за сбоя в системе могут возникнуть долги
Мы уже третий месяц перезваниваемся с Росжилкомплексом из-за мифического долга в квитанции, который нам начислили непонятно почему.
Всегда передавали показания счетчиков и оплачивали счета четко по графику. Зимой пришел квиток чуть меньше, чем обычно. Мы удивились, но оплатили, как указано. А через месяц нам пришел счет чуть ли не на 10 000 ₽ вместо обычных 7000 ₽, плюс еще гигантские пени.
Оказалось, что они сами там не засчитали оплату и еще указали сумму меньше, чем нужно. А потом оформили это как наш долг, плюс еще пени якобы за просрочку.
И вот мы звоним, выясняем. Нам делают перерасчет, мы оплачиваем, а в следующем месяце все равно приходит квитанция с долгом и пенями, хоть они уже гораздо меньше. Причем сумма в квитке отличается от суммы к оплате в личном кабинете — там она меньше: условно 7400 и 6999 ₽.
Непонятно, сколько это еще оплачивать в таком режиме и какого черта вы пишете, что это наш долг, а не ваш, блин, косяк. И задолбало уже общаться с разными операторами, которые каждый раз очень удивляются и говорят, что по системе не высвечиваются наши оплаты аж с сентября. Вот это сюрпрайз!
Невозможно отследить, как начисляются общедомовые платежи
Любую сумму платежей за общедомовые расходы — свет, воду, отопление, — которая получается при снятии показаний индивидуальных и общедомовых счетчиков, никогда не получится проверить простому жильцу. Он не сможет получить эти самые показания со всех счетчиков в доме. Если только в доме не 3—8 квартир с адекватными соседями.
Поэтому эти числа в квитанциях могут браться с потолка. Это золотое дно для отдельных организаций.
В оплате услуг ЖКХ меня ничего не бесит. Живу в Москве, сканирую QR-код на квитанции через приложение Т-Банка и оплачиваю в один клик.
То, что бесит по-настоящему, — абсолютная непрозрачность этих квитанций. Содержание жилого помещения, за которое только наша квартира в среднем платит 1700 ₽ в месяц, — что в него входит? Допустим, труд уборщицы и дворников. Тогда почему тариф зависит от площади моей квартиры, как это связано? Про взносы на капитальный ремонт и говорить нечего, это отдельная тема для дискуссии.
Мое любимое. У нас дом на один подъезд. У кого-то стоят счетчики на тепло, у кого-то — нет. И вот приходит квитанция за общедомовое отопление — и, внимание, его делят только на тех, у кого есть счетчики! А почему? Ну потому что! В итоге у меня отопление подъезда стоит дороже, чем отопление моей квартиры. ЖКХ — это ад!
Зимой в квартирах слишком жарко, и счет за отопление слишком большой
С оплатой ЖКУ в стране происходит беспредел. Топят так, что вынуждена перекрывать батареи, а платить приходится за эту услугу. Обдирают народ, нагло обдирают. И никакой управы нет!
У нас в доме в каждой квартире теплосчетчики и регуляторы на батареях. Отопление почти не включаем, и так тепло. Показания передаем каждый месяц в срок, но нам все равно начисляют по среднему показателю. А это в десять раз больше, чем мы потребляем!
Перерасчет раз в год, в марте. Переплата не возвращается, а используется в будущих периодах. И то мы еще ни разу перерасчет не получали, наверняка придется идти и разбираться.
Отопление — моя боль! Перекрыла две из трех батарей, и постоянно открыто окно — в −40 °С только закрывала его. Жаль, что нельзя установить счетчики, дом старой постройки. Отапливаю улицу :)
Иногда за каждую услугу присылают свою квитанцию
В нашем доме принудили делать прямые договоры со всеми структурами. За месяц в моем почтовом ящике скапливается квартплата, свет, вода, отопление, вывоз мусора, капремонт, домофон, газ. Восемь квитанций! И у каждой свой сайт для показаний.
Я плачу за все на официальных сайтах, никогда через посредников. А то потом платежи искать днем с огнем будешь. У нас управляющая компания ввела обязательную комиссию за оплату. Я плачу без комиссии, прямо на счет. Это удалось обойти.
Показатели за воду можно передать в приложении той же УК. Для электричества — ПЭС. Но за капремонт в ПЭСе платить нельзя: потеряют. Капремонт — свой шаблон.
Сайты коммунальных служб неудобные, и через них не получается решить все вопросы
Красивее всего в плане ЖКХ выступила Москва с ее «Мос-ру». Сайт же сделан для чего? Чтобы людям было удобно откуда угодно вводить показания счетчиков и оплачивать квитанции. И что вы думаете? Если вы не в России, на сайт «Мос-ру» не зайдете, в приложение — тоже. Очень удобно, очень — все для людей.
Сайты некоторые делаются только для отписки, в большинство организаций надо звонить. Боже, когда телефонозавры уже вымрут?! Хорошо хоть почта есть у всех.
И надо платить в один день — и только сумму, которую прислали в квитанции, иначе в базе ничего не найдут, если платеж потеряется. Это крайне неудобно. Когда нам потеряли платеж за капремонт, сказали, что надо платить в один день. С хрена ли?
Изменения в договор обслуживания внести очень трудно
Я пытался отключить радиоточку и стационарный телефон после покупки квартиры. На что мне ответили, что расторгнуть договор может тот, кто его заключал.
В моем случае тот, кто заключал договор, умер несколько лет назад, собственник квартиры сменился. А они все равно: нет, кто заключал, тот и должен прийти написать заявление.
Во-первых, до сих пор, чтобы сменить имя в квитанциях на свет, надо ногами идти в офис компании. Во-вторых, чтобы убрать из счета какую-нибудь антенну, нужно пройти семь кругов ада и доказать, что ты не верблюд и не пользуешься ею.
Разобраться во всех нюансах могут лишь работники сферы ЖКХ
Сфера ЖКХ довольно сложная. Тут очень много подводных камней для УК и жильцов, много разногласий с ресурсоснабжающими организациями. Постановления и прочая документация в сфере ЖКХ трудны для прочтения. Хоть разобраться в расчетах и реально, все числа, снижающие и повышающие коэффициенты, формулы, нормативы, тарифы и прочее — в этом нужно разбираться, иначе темный лес.
Поэтому и возникают возмущения, споры — от незнания и непонимания, а также от несовершенства системы. ГИС ЖКХ — это ад даже для УК, так как система не отрегулирована на законодательном уровне самими разработчиками.
Я руководитель расчетного центра одной из крупных областей нашей страны. Все числа, формулы и расчеты знаю. Знаю про счетчики, СОИДы — коммунальные ресурсы на содержание общего имущества многоквартирного дома. Почему кучи квитанций, а не одна. Откуда возникают доначисления и почему УК не делает то, что хотелось бы, и много всего.
Но. Если в этом не работать — никогда не понять, что, откуда и почему. Сама несколько лет назад возмущалась своей УК, пока не пришла работать в эту сферу.