Сколько стоит заниматься шоссейным велоспортом
Шоссейный велоспорт — это гонки по дорогам с твердым покрытием на шоссейных велосипедах.
Я заинтересовалась им весной 2020 года. В то время из-за пандемии повсюду вводили ограничения. Чтобы не сидеть в четырех стенах в московской квартире, я уехала к родителям в загородный дом в Подмосковье. Работала с ноутбуком, сидя в саду, а по выходным подолгу каталась по окрестностям на своем старом горном велосипеде.
Во время таких выездов я постоянно встречала группу из трех-четырех велосипедистов: все были в сногсшибательной велоформе и на невероятно красивых шоссейных велосипедах. Меня это так восхитило, что я захотела стать частью этого комьюнити.
При помощи знакомых спортсменов и интернета я за полтора месяца изучила велосипеды, разобралась в экипировке, а потом нашла группу и тренера. Так шоссейный велоспорт стал частью моей жизни.
Расскажу, сколько я трачу на свое увлечение и что оно мне приносит.
За 2,5 года я потратила на шоссейный велоспорт 674 865 ₽
Второй велосипед | 208 000 ₽ |
Тренировки на велотреке | 146 400 ₽ |
Тренировки в команде | 126 276 ₽ |
Первый велосипед и комплектующие | 90 500 ₽ |
Экипировка | 74 619 ₽ |
Аксессуары и мелочи | 13 570 ₽ |
ТО велосипедов | 12 500 ₽ |
Участие в соревнованиях | 3000 ₽ |
За 2,5 года я потратила на шоссейный велоспорт 674 865 ₽
Второй велосипед | 208 000 ₽ |
Тренировки на велотреке | 146 400 ₽ |
Тренировки в команде | 126 276 ₽ |
Первый велосипед и комплектующие | 90 500 ₽ |
Экипировка | 74 619 ₽ |
Аксессуары и мелочи | 13 570 ₽ |
ТО велосипедов | 12 500 ₽ |
Участие в соревнованиях | 3000 ₽ |
Особенности шоссейных велосипедов
Главное отличие шоссейного велосипеда от любого другого в том, что шоссейник предназначен для скоростной езды по ровной дороге — асфальтовому шоссе. Скорость достигается за счет облегченной рамы, отсутствия амортизаторов, более аэродинамичных колес, формы руля и других деталей.
Материал рамы. Рамы шоссейных велосипедов производят из разных материалов, например из титана, алюминия или карбона. Карбоновые считаются лучшими, так как они достаточно прочные, но при этом легкие — в среднем 1,1—1,5 кг, а самая легкая карбоновая рама Vial evo Ultra весит 600 г. Алюминиевые рамы весят от 1,6 кг, со временем алюминий теряет жесткость и рама становится менее прочной.
Размер рамы. Шоссейный велосипед подбирается по ряду параметров, ключевой из которых — ваш рост. Рамы бывают размером от XXS до XXL. Но подобрать размер непросто.
Самые известные производители шоссеров — Canyon, Pinarello, Look, Trek, Scott, Specialized, Ridley, Wilier, Cervelo, Bianchi, BMC, Colnago. У разных производителей велосипедов размерная сетка может не совпадать. И даже у одного бренда в зависимости от модели шоссейника разные размеры рам. Например, мой рост — 160 см. У некоторых производителей мне подходил размер рамы XS, а у других — XXS. При выборе надо учитывать и другие параметры.
Руль. На современных шоссейниках чаще всего стоит «баран» — это руль с четырьмя хватами. От вида хвата зависит наклон спины, а от наклона — сопротивление воздуха и скорость. Также наличие разных хватов на руле помогает сменить положение рук, чтобы мышцы не забивались в одном положении.
Руль тоже нужно выбирать по индивидуальным параметрам — в зависимости от ширины плеч. А положение руля надо регулировать в зависимости от длины рук.
Колеса у шоссейников узкие — обычно 22—28 мм, в основном сейчас катаются на 28-миллиметровых. Бывают колеса с карбоновым профилем и алюминиевым ободом, бывают полностью карбоновые. Материал колес влияет на разгон и качение. А чем уже покрышка, тем меньше сопротивление — значит, выше скорость.
Тормоза на шоссейных велосипедах бывают ободные и дисковые. Ободные работают за счет сдавливания колодками верхней части обода. Дисковые тормоза состоят из диска и тормозной машинки с колодками. Диски крепятся к втулкам в центре колес, тормозная машинка подключается к диску. При торможении колодки машинки сдавливают диск.
У обоих видов тормозов есть преимущества и недостатки:
- дисковые тормоза более эффективны, особенно в дождливую погоду, но конструкция добавляет 400—500 г к весу велосипеда;
- ободные тормоза легче, но хуже работают и быстрее изнашиваются.
Популярные бренды тормозов для шоссейных велосипедов — Shimano и Tektro.
Система переключения скоростей. В нее входят:
- Шифтеры — переключатели скоростей на руле.
- Передний переключатель — перемещает цепь по передним звездам, на шоссейных велосипедах их обычно 2—3.
- Задний переключатель — перемещает цепь по задним звездам, на шоссейниках их 6—12.
- Втулка и каретка — вращательные элементы.
- Тросы или актуатор. Тросы соединяют шифтеры на руле с передним и задним переключателями скоростей. Актуатор — беспроводной переключатель, который меняет скорости по блютус-сигналу.
- Цепь.
На шоссейные велосипеды устанавливают титановые и карбоновые системы переключения. Самые популярные модели производит Shimano — у них огромный выбор на любой бюджет. Также известны Campagnolo и Sram, но они производят премиальные системы, где один только задний переключатель стоит от 40 тысяч рублей.
Со всеми комплектующими современные шоссейные велосипеды обычно весят до 10 кг, а лучшие, из карбона, — 5—7 кг.
Как я покупала первый шоссейник
В России много онлайн- и офлайн-магазинов шоссейных велосипедов. Вот самые популярные:
Стоимость велосипеда зависит от материала рамы, колес, типа руля, пробега и других параметров. Цены на качественные фирменные велосипеды начинаются от 75 тысяч рублей и могут превышать миллион. Мой бюджет был около 100 тысяч.
Я знала, что в Москве есть сервисы байкфита — там помогают настроить посадку и подобрать велосипед. Специалист измеряет ваш рост, длину рук и ног, ширину седалищных костей и другие параметры. Их вводят в специальную программу, и она выдает, какой нужен размер рамы, колес, тип седла, какая должна быть посадка и так далее. Такая услуга стоит порядка 10—20 тысяч рублей. Я решила не тратить на это деньги, а разобраться самостоятельно.
Какую-то базовую информацию я нашла на ютуб-канале «Бег вреден». Мне показалось полезным видео про выбор шоссейного велосипеда и несколько роликов про экипировку: например про плюсы и минусы разных шлемов.
Но все самое важное я узнавала от знакомых, которые занимаются триатлоном и велоспортом. Их я расспрашивала о брендах велосипедов, о том, где они продаются, какие есть нюансы при подборе и так далее.
В итоге я поняла, что мне нужен велосипед с рамой XXS или XS. Но таких в наличии в российских магазинах было очень мало. А ждать, пока привезут подходящий велосипед из Европы или США, мне не хотелось.
В результате свой первый шоссейный велосипед я нашла случайно. В июне 2020 года после тренировки на лыжероллерах вдоль Гребного канала я зашла в магазин «Остров сокровищ» у велотрека в Крылатском — там стоял подержанный велосипед незнакомой мне на тот момент фирмы Ridley, модель Liz Al 2016.
Я знала продавца в этом магазине, так как частенько заходила туда и консультировалась по поводу велосипедов. Он сказал, что это просто идеальный для меня экземпляр: карбоновый велосипед с рамой нужной высоты, вес — 8 кг, пробег — всего 200 км.
Велосипед продавался за 85 000 ₽, что прекрасно вписывалось в мой бюджет. Такой же новый велосипед на официальном сайте производителя стоил около 2000 € (160 000 ₽). Это была невероятная удача, так что тянуть с покупкой я не стала.
- 85 000 ₽
Как я покупала педали и шипы
Так как на шоссейном велосипеде спортсмен старается набрать высокую скорость, важно, чтобы при активном кручении педалей ноги не выскользнули. Но шоссейный велосипед продается без педалей — их нужно покупать дополнительно.
Есть два вида педалей: традиционные и контактные. Традиционные фиксируют стопы с помощью ремней, контактные — с помощью шипов, которые крепятся к обуви и встегиваются в педаль. Я выбрала педали с шипами, так как они надежнее фиксируют ногу.
Производителей педалей много, самые популярные — Shimano и Look. Я выбрала бренд Shimano.
Шипы Shimano различаются по цветам:
- Красные — для профессиональных спортсменов. Они зафиксированы на педали неподвижно, что дает максимальную передачу энергии при кручении.
- Желтые — для новичков. У них есть небольшой угол вращения — вправо и влево на три градуса. Это снижает нагрузку на суставы.
- Синие — промежуточный вариант. Они позволяют поворачивать стопу вправо и влево на один градус.
Отстегнуться от педали просто: достаточно отвести стопу чуть в сторону. Но первое время лучше потренироваться, чтобы довести движение до автоматизма.
В 2020 году я потратила на велосипед и педали 90 500 ₽
Велосипед | 85 000 ₽ |
Педали | 3000 ₽ |
Велошипы | 2500 ₽ |
В 2020 году я потратила на велосипед и педали 90 500 ₽
Велосипед | 85 000 ₽ |
Педали | 3000 ₽ |
Велошипы | 2500 ₽ |
Какая нужна экипировка
Чтобы начать заниматься велоспортом, одного велосипеда недостаточно, нужно докупить экипировку и аксессуары. Я предпочитаю покупать офлайн: мне важно примерить, пощупать материал. Некоторые вещи я заказывала онлайн с доставкой в магазин, там и примеряла. Вот магазины, в которых я чаще всего находила необходимое:
Со временем хочется улучшать свой комплект. Но база может быть такой: велотуфли, шлем, велоформа, носки, вещи на прохладную погоду.
Велотуфли. Для езды на контактных педалях нужна специальная обувь — велотуфли.
Они очень легкие, мягкие внутри, но с жесткой негнущейся подошвой. Она может быть выполнена из пластика, нейлона, карбона и других материалов. Как обычно, все, что с карбоном, самое легкое и дорогое.
Шип на велотуфлях выступает из подошвы, поэтому ходить в них неудобно, такая обувь предназначена только для кручения педалей. Но несколько шагов до велосипеда сделать можно.
Сначала я купила велотуфли Shimano Road за 5729 ₽. Они прослужили больше двух лет, но со временем сильно износились.
В апреле 2022 года я купила новые велотуфли — Shimano SH-RC500. Носок ноги просто фиксируется липучкой, а нахлест над верхней частью стопы регулируется резиновыми затяжками. Благодаря этому туфли стабильно сидят, стопам в них комфортно. Они стоили 12 490 ₽. Но есть и еще дороже: например, туфли из линейки Specialized за 50—60 тысяч рублей.
- 12 490 ₽
Велотуфли, педали и шипы лучше покупать одновременно. В магазинах продавцы помогут установить шипы и покажут, как встегиваться и отстегиваться.
Шлем. Так как на шоссейниках ездят на большой скорости и по обычным дорогам, соседствуя с машинами, велика вероятность упасть и получить травму. Поэтому шлем обязателен.
Шлемы производят из пластика. Важно, чтобы шлем был оборудован системой MIPS: это дополнительный слой с низким трением, который обеспечивает 10—15 мм проскальзывания скорлупы шлема вокруг головы во всех направлениях. По заверениям производителей, это снижает нагрузку на мозг во время удара.
На выбор шлемов тоже можно потратить немало времени, их великое множество. Качественные шлемы производят фирмы Specialized, Scott, Bliz, Kask, Oakley и прочие. Большинство спортсменов ездят в Kask.
Я выбрала шлем Oakley по нескольким причинам. Фирма мне знакома: я увлекаюсь горными лыжами, для этого вида спорта у меня тоже был шлем Oakley. В нем есть система MIPS, он прекрасно сидит и просто отлично выглядит.
Я увидела его со скидкой в онлайн-магазине, шустро заказала с самовывозом, чтобы предварительно примерить. В итоге вместо 17 000 ₽ я потратила на шлем 12 900 ₽. Почему он был со скидкой — не знаю, но никаких изъянов в нем не было. Возможно, это был последний размер, который долго не покупали.
Базовая велоформа — это спортивный лиф, футболка-джерси с коротким рукавом, велотрусы и носки. В зависимости от погоды добавляют штаны, жилетку и другие элементы.
Вся велоформа шьется из синтетических эластичных материалов — чаще всего полиэстера, полиамида, лайкры. Такие материалы обладают хорошими влагоотводящими свойствами, хорошо тянутся, но при этом долго сохраняют форму. У велотрусов в области седалища есть специальная мягкая подкладка из вспененного материала — она необходима, чтобы защитить седалищные кости и органы малого таза во время долгой езды.
На качественной форме не чувствуются швы, она не натирает, но при этом сидит как влитая — не парусит и просто отлично смотрится.
Свой первый велокостюм я купила в «Триатлон-центре», специализированном магазине на велотреке в Крылатском. Это был комплект из джерси с коротким рукавом и велотрусов итальянского бренда спортивной одежды Santini. Тут я не экономила, потратила 17 380 ₽.
- 17 380 ₽
Носки. Нельзя, чтобы во время езды носки сползали и причиняли дискомфорт, поэтому нужны специальные. У меня есть три пары таких — бренда Assos. Они высокие, прекрасно держатся, сделаны из полиамидного материала с вкраплением частиц серебра. В них ноги «дышат» даже в жаркую погоду.
Для прохладной погоды пригодятся велоштаны, жилетка, бахилы, джерси с длинным рукавом и отдельно рукава, которые можно надеть как дополнительный утепляющий слой.
Велоштаны сделаны из плотного материала и выглядят как комбинезон — за счет лямок они лучше сидят и не будут сползать во время езды.
Жилетка нужна для защиты от ветра. Она должна быть из непродуваемого материала на груди и с сетчатой тканью на спине. Такая конструкция защищает от ветра и дождя, но не мешает циркуляции воздуха.
Еще пригодятся бахилы для туфель — это такие силиконовые или тканевые чехлы. Туфли легкие, с отверстиями для отвода тепла — в холодную ветреную погоду, да еще и на большой скорости ноги будут в них мерзнуть. В этом случае надевают бахилы: так и теплее, и туфли остаются чистыми.
У бахил есть градация по температуре. Теплые бахилы нужно надевать при температуре до +15 °C, иначе можно застудить ахиллово сухожилие. Мои напоминают валенки — в них мне даже при +4 °C не холодно.
За 2,5 года я потратила на экипировку 74 619 ₽
Джерси и велотрусы | 17 380 ₽ |
Шлем | 12 900 ₽ |
Вторые велотуфли | 12 490 ₽ |
Велоштаны | 7990 ₽ |
Джерси с длинным рукавом | 6490 ₽ |
Первые велотуфли | 5729 ₽ |
Носки | 4500 ₽ |
Жилетка | 3490 ₽ |
Велобахилы теплые | 3080 ₽ |
Велобахилы силиконовые | 570 ₽ |
За 2,5 года я потратила на экипировку 74 619 ₽
Джерси и велотрусы | 17 380 ₽ |
Шлем | 12 900 ₽ |
Вторые велотуфли | 12 490 ₽ |
Велоштаны | 7990 ₽ |
Джерси с длинным рукавом | 6490 ₽ |
Первые велотуфли | 5729 ₽ |
Носки | 4500 ₽ |
Жилетка | 3490 ₽ |
Велобахилы теплые | 3080 ₽ |
Велобахилы силиконовые | 570 ₽ |
Аксессуары и мелочи
Спортивные очки. Для комфортной езды на велосипеде понадобятся спортивные очки. Вот какие характеристики отличают качественные модели:
- ударопрочные фотохромные линзы;
- фильтр для защиты от вредных UVA-, UVB- и UVC-излучений;
- регулируемый силиконовый носоупор;
- силиконовые противоскользящие накладки на дужках.
Спортивные очки можно купить и за 3000 ₽, но качественные удобные модели стоят дороже. У меня очки бренда Bliz — они стоили 8000 ₽. Сейчас я планирую взять на смену очки Oakley — они повторяют контуры лица, обеспечивают более широкий обзор, да и просто выглядят очень футуристично и стильно. Такие стоят 298 $ (22 350 ₽).
Бутылка для воды. Главные детали на бутылке — сужение посередине, чтобы было удобно ухватиться, и клапан для подачи воды, который легко открыть и закрыть зубами. Мне бутылку подарили во время одного мастер-класса, подобная стоит 1000 ₽.
Крепление. Для бутылки понадобится крепление, а для долгих заездов хорошо бы иметь даже два, чтобы можно было взять с собой побольше воды. У меня на велосипеде крепление для бутылки уже было, но в магазине оно стоит от 400 ₽.
Что нужно на всякий случай. Хорошо иметь под рукой мультитул — компактный набор всевозможных инструментов. Одним мультитулом можно полностью разобрать и собрать велосипед. Чаще всего он нужен, чтобы поднять или опустить седло, закрепить разболтавшийся болт на педали и так далее.
Еще нужны запасные камеры — я купила сразу две, одну всегда вожу с собой. Также у меня есть насос Stels ZF-037 с набором ниппелей. Он большой, для подкачки шин много усилий прикладывать не надо. Насос я храню дома. Можно купить маленький насос и возить с собой, но мне он так и не понадобился — я продала его на «Авито».
Спортивное питание. Есть куча спортпита в виде протеиновых батончиков и печенья, но мне они совершенно не нравятся по вкусу. Мне подходит изотоник и гели.
Изотоник — это порошок со специальным составом. Его разводят с водой и пьют во время тренировки, тем самым восполняя нужные микроэлементы. Килограммовой банки изотоника хватает на 33—34 тренировки.
Энергетические гели нужны для восполнения сил во время длинных тренировок или гонок. Масса геля всего 32 г, а калорийность — 100 ккал. Я покупаю гели без кофеина: у меня и без него пульс порой зашкаливает.
Отмечу, что некоторые спортсмены, съедая гель, тут же бросают упаковку на дорогу. Это неуважение к другим спортсменам и к природе. Упаковку от геля можно спокойно хранить в кармане джерси.
Затраты на спортивное питание я не учитываю в общих подсчетах на велоспорт, так как занимаюсь и другими видами спорта.
За 2,5 года я потратила на аксессуары и мелочи 13 570 ₽
Спортивные очки | 8000 ₽ |
Запасные камеры | 1980 ₽ |
Маленькая сумка | 1500 ₽ |
Насос с набором ниппелей | 1440 ₽ |
Мультитул | 650 ₽ |
За 2,5 года я потратила на аксессуары и мелочи 13 570 ₽
Спортивные очки | 8000 ₽ |
Запасные камеры | 1980 ₽ |
Маленькая сумка | 1500 ₽ |
Насос с набором ниппелей | 1440 ₽ |
Мультитул | 650 ₽ |
Как я тренировалась самостоятельно
Летом 2020 года я собрала весь комплект и начала тренироваться. На первых порах крутить контактные педали неудобно, ими нужно научиться правильно пользоваться. Я не стала брать персональные тренировки и сразу же начала ездить по шоссе.
Первые разы я каталась по Москве и Московской области. Посмотрела по карте, что можно проложить круговой маршрут от усадьбы Архангельское в сторону Николиной горы, и поехала. Помню свои первые впечатления: велосипед показался очень шустрым, при малейшей невнимательности меня уводило в сторону. Особых трудностей не было, даже контактные педали почти не беспокоили. Я проехала тогда 25—28 км. Маршрут отслеживала в приложении Strava — им пользуюсь до сих пор.
Я стала устраивать заезды два-три раза в неделю. Но их с трудом можно было назвать тренировкой, скорее это были прогулки на 40—50 км. Несколько раз я проезжала по 80 км. Мне не было страшно рядом с машинами, поскольку раньше я выезжала на трассы даже на своем горном велосипеде. Если кто-то мне и сигналил, то получал от меня презрительный взгляд, приправленный исконно русскими выражениями.
Но уже тогда, в первые месяцы езды на шоссейнике, мне захотелось испытать свои силы на соревнованиях. В августе я приняла участие в одном из заездов Gran Fondo на 60 км. На первых 30 км, пока ветер дул в спину, было классно, но на оставшейся части маршрута я крутила педали против ветра — и к финишу была как выжатый лимон. К таким соревнованиям нужно готовиться, важно умение ездить в группе. А я выступала сольно, так что намучилась.
Как я стала тренироваться в команде
К лету 2021 года я начала подозревать, что кататься лучше в группе. Мне хотелось улучшить выносливость, научиться ездить эффективно и быстро и стать частью велокомьюнити.
В начале летнего сезона я по рекомендации коллеги пришла в одну велокоманду. Он заверил, что тренер там очень крутой. Это было действительно так: я стала заниматься трижды в неделю, многому научилась и обзавелась новыми знакомствами. С командой мы даже участвовали в передаче «Сто к одному» — и выиграли!
С июля 2022 года я стала тренироваться в Legion Cycling Club под руководством Паши Соловьева и Жени Тихонина. Оба — мастера спорта в шоссейном велоспорте. Паша — участник и победитель множества российских и международных соревнований. Он же и основал Legion Cycling Club. Женя — дважды чемпион России в шоссейном велоспорте, участник Кубка мира по велоспорту на треке. В общем, оба с огромным опытом.
Как попасть в команду. Мы были знакомы с Женей Тихониным. В июле 2022 года я написала ему, что хотела бы присоединиться к команде, но предварительно пришла бы на тестовый заезд. Он моментально ответил, что можно прийти завтра: остальная команда была после соревнований, планировалась восстановительная тренировка, которая подходит по интенсивности для нового, но опытного участника. Участие в тренировке стоило 2500 ₽.
К тому моменту я уже две с половиной недели не каталась на велосипеде — и во время тренировки почувствовала, что потеряла форму. Заезд был довольно интенсивный. Но мне понравилась атмосфера в команде и то, как тренеры организуют группу, так что я осталась в этом клубе.
Организация и оплата. Коммуникация команды проходит в телеграм-чате. Там мы обсуждаем вообще все: тренировки, оплату, новости велоспорта, велосипедные мемы. Ну и просто общаемся, делимся фото с тренировок.
Групповые тренировки проходят по одним и тем же дням в одно и то же время. С апреля по октябрь мы катаемся на свежем воздухе в Крылатском и Хорошево-Мневниках. Летом 2022 года я ходила на тренировки дважды в неделю — в понедельник и четверг.
Одна групповая тренировка стоит 2500 ₽, но выгоднее покупать абонементы. Например, если я планировала тренироваться два раза в неделю в течение месяца, то покупала абонемент на восемь занятий — он стоит 12 000 ₽. Если тренировалась три раза в неделю, то брала абонемент на 12 занятий за 17 000 ₽.
- 17 000 ₽
План тренировки. Мы собираемся всегда в одном месте — у главного входа в здание велотрека в Крылатском. На точку сбора я сразу приезжаю на своем велосипеде: от моего дома до Крылатского 13 км. Я выезжаю в 06:20, в это время дороги еще свободные.
В 06:55 нужно быть уже на месте, за пять минут тренер проводит брифинг. Вот о чем он обычно рассказывает:
- Описывает маршрут и план тренировки. Например, пять кругов от велотрека по Хорошево-Мневникам, после заезжаем на часть большого велокольца или проезжаем малое, заезжаем в Строгино — и снова на велотрек. Или два разминочных круга по этим районам, затем заезжаем на малое велокольцо, едем пять кругов, поднимаемся в гору, стоя над седлом. И так далее.
- Дает ценные указания — ехать ровно в группе, не отставать, не допускать просвета между твоим передним колесом и задним впереди едущего человека. Нельзя мешать сокомандникам при входе в поворот. Еще нужно предупреждать сзади едущих о помехах на дороге — камнях, лужах, лежачих полицейских. Это все показывается специальными жестами.
- Распределяет последовательность участников в группе — кто едет первым, кто сзади. Впереди обычно самые сильные, выносливые и профессиональные спортсмены. Скорость в группе у всех одинаковая — цель групповых заездов как раз в том, чтобы вся команда ехала с одной скоростью и не разваливалась.
- Как часто делаем смены — это когда велосипедисты меняются местами. Таким навыком тоже необходимо овладеть. Если едем очень быстро, то девушки могут ехать сзади без смен. Если задача всем участвовать в смене, то девушки сначала едут сзади, потом перемещаются в начало.
Как проходят тренировки. Тренировка длится полтора-два часа. В заездах обычно участвуют 4—12 человек — все, кроме тренеров, велоспортсмены-любители.
На тренировке можно ехать по одному друг за другом, если дорога узкая или участников недостаточно, чтобы разбиться на пары. Но обычно велосипедисты едут в парах. Это дает каждому участнику группы возможность укрыться от ветра за спинами двух ведущих велосипедистов.
Впереди едущим гораздо сложнее, чем остальным участникам команды: они «разрезают» воздух, борются с его сопротивлением, в то время как остальная команда едет в «воздушном мешке». Время, которое каждый велосипедист проводит в первом ряду, оговаривается заранее, учитывая возможности и степень усталости. Главное условие — поддержание стабильной скорости.
Кажется, что в групповой езде нет ничего сложного. Но научиться управлять велосипедом на скорости 30—40 км/ч, пытаясь при этом никому не помешать и время от времени перестраиваясь, — непростая задача.
Все участники группы едут в непосредственной близости друг к другу — расстояние между ними не более одного колеса. Поэтому особенно важно контролировать скорость и плавность движения. Резкое торможение и ускорение недопустимы. Вообще, любое резкое движение — опасность для группы.
Когда пришло время сдать смену, участники выходят из линии, съезжая вправо после подачи сигнала, и немного снижают темп, чтобы сместиться в хвост колонны.
Мои впечатления. С тех пор как я вошла в Legion Cycling Club, не было ни одной тренировки, чтобы кто-то из тренеров не поправил мою технику и не дал комментарий. Порой у меня бывают дни, когда я не в настроении или устала, думаю, что где-нибудь сачкану, но нет! Тренеры все видят. А после каждого заезда задают вопросы о самочувствии — это тоже важная часть тренировочного процесса. Так тренер понимает, как спортсмен восстанавливается.
На первых тренировках я с трудом успевала за остальными участниками: ребята ездят очень быстро. Но, как говорится, на тренировках умирать нельзя, после — можно. Спустя месяц я уже чувствовала себя вполне комфортно. А если в паре мне попадался кто-то такой же болтливый, как я, то тренировка пролетала незаметно. Помню, как с одной сокомандницей почти половину тренировки обсуждали, какое у нас любимое шампанское и игристое.
Моя техника езды в начале и сейчас — это небо и земля. Я стала шустрее, правильно переключаю скорости в зависимости от рельефа трассы, плавно вхожу в повороты, не боясь приложиться к асфальту, более стойко переношу подъемы в гору, отработала ускорения.
Нынешняя команда подошла мне по всем критериям — и по атмосфере, и по профессионализму тренеров, и по индивидуальному подходу. Но полноценным участником велокоманды становишься после того, как надеваешь клубную форму. Нашей велокоманде ее шьют на заказ в Чехии. Это отражается на сроках пошива и доставке в Москву.
Я пришла в команду в июле 2022 года, сразу же заказала форму, но она задерживалась в пути. Тогда одна из участниц одолжила мне свою запасную клубную джерси, чтобы я не выбивалась из коллектива. Это в очередной раз показало мне, что с Legion Cycling Club я надолго: подобное отношение друг к другу внутри команды дорого стоит и его нельзя искусственно создать.
Из-за всех таможенных проволочек форма пришла мне только в октябре. Однако ожидание того стоило: качество супер, а велотрусы сидят как вторая кожа.
За два сезона я потратила на тренировки в команде 126 276 ₽
Тренировки в первой команде | 60 000 ₽ |
Тренировки во второй команде | 44 900 ₽ |
Клубная велоформа первой команды | 12 000 ₽ |
Клубная велоформа второй команды | 9376 ₽ |
За два сезона я потратила на тренировки в команде 126 276 ₽
Тренировки в первой команде | 60 000 ₽ |
Тренировки во второй команде | 44 900 ₽ |
Клубная велоформа первой команды | 12 000 ₽ |
Клубная велоформа второй команды | 9376 ₽ |
Как я купила новый велосипед
В сентябре 2022 года в разговоре с Пашей Соловьевым я упомянула, что хочу новый велосипед, и он скинул мне ссылку на шоссейник Canyon Aeroad CF SLX моего любимого черного цвета с небольшим пробегом.
Мы с тренером позвонили продавцу, и нам по видеосвязи показали этот велосипед и все про него рассказали. Состояние было прекрасное, размер идеально подходил под мои параметры. Велосипед карбоновый, вес — 7,76 кг. Велосипед находился в другом городе. Я договорилась, чтобы мне его привез знакомый. Оплатила ему перелет в обе стороны компанией «Победа» и провоз негабаритного груза — все обошлось в 5200 ₽. Даже так получилось дешевле, чем доставка транспортной компанией: ее услуги стоили бы от 10 тысяч.
- 5200 ₽
Велосипед я купила за 200 000 ₽. Докупать ничего не пришлось: педали Shimano уже стояли, они мне подошли. Я только заплатила механику 2800 ₽ за сборку и ТО, а также поставила седло Specialized от старого велосипеда.
- 200 000 ₽
Я убедилась, что сменила велосипед не зря: по сравнению со старым этот более юркий, легкий. Свой Ridley я продаю дороже, чем покупала: во-первых, у него редкий размер рамы, который при этом подойдет как взрослым ростом до 160 см, так и детям. А во-вторых, цены даже на б/у велосипеды за последнее время существенно выросли.
Расходы на новый велосипед — 208 000 ₽
Велосипед | 200 000 ₽ |
Доставка | 5200 ₽ |
Сборка и ТО | 2800 ₽ |
Расходы на новый велосипед — 208 000 ₽
Велосипед | 200 000 ₽ |
Доставка | 5200 ₽ |
Сборка и ТО | 2800 ₽ |
Где я тренируюсь зимой
С октября я начала тренироваться на крытом треке в Крылатском, это культовое место для российского велоспорта. Велотрек возвели здесь в 1979 году — в преддверии Олимпиады-80.
Здание велотрека имеет форму эллипса, по размеру он примерно как два футбольных поля. Трековое полотно сделано из сибирской лиственницы, его длина — 333 м, ширина — 10 м. Полотно выглядит как чаша. Участки, где спортсмены едут по прямой, не превышают 37 м, их наклон — 11°. Радиус виражей — 33 м, эти места подняты под углом 42°. Благодаря такой геометрии спортсмен может разогнаться до 100 км/ч и поддерживать такую скорость.
Здесь есть вся необходимая инфраструктура: душевые, кафе, различные магазины с товарами для велоспорта, механики, массажные кабинеты и даже гостиница — для иногородних спортсменов, которые приезжают на соревнования. Еще там есть теннисные и сквош-корты, площадка для бадминтона, беговые дорожки, гимнастика для детей.
Кое-какие доработки и ремонт треку нужны. Например, первые утренние группы осенью и зимой мерзнут: температура на треке не превышает +15 °C. Во время дождя крыша протекает и ставит тренировки под вопрос, не говоря уже о безопасности.
Как устроены тренировки на велотреке
На велотреке тренируется и национальная сборная по велоспорту, и спортсмены-любители. Расскажу, сколько там стоит аренда трекового велосипеда и полотна, и поделюсь тем, как проходят индивидуальные и групповые тренировки.
Трековый велосипед. Нельзя просто взять шоссейный велосипед, отмыть от дорожной пыли и начать кататься по треку. Для этого нужен специальный трековый велосипед — он без тормозов, с одной передачей, у него более аэродинамичный руль, который позволяет спортсмену сгруппироваться еще компактнее. У меня пока нет такого, я арендую. Найти подходящий велосипед помог Паша Соловьев, тренер моего велоклуба. Он же договорился о стоимости.
Велосипед мне сдает в аренду тренер другой команды. Я говорю, в какие дни хочу тренироваться, и просто забираю его на велотреке. Обычная стоимость аренды — 1000 ₽ за тренировку, но я по договоренности плачу 700 ₽.
Вообще-то я не очень люблю брать что-то в аренду, но в случае с трековым велосипедом предпочитаю пока такой подход. Если попадется подходящий по цене и параметрам велосипед — куплю. Но пока я еще толком даже не приценивалась. Думаю, что трековый велосипед будет стоить от 100 тысяч.
Аренда полотна: час — 650 ₽, два часа — 1300 ₽. Время тренера в групповой тренировке делится на всех участников: например, в группе из трех человек каждый платит по 866 ₽ за час. Мои восемь занятий в месяц по полтора часа обошлись в 11 222 ₽. Тренироваться на велотреке я планирую до апреля.
Индивидуальные тренировки. Велотрек — это дорога с очень сложным односторонним движением, где нельзя отвлекаться ни на долю секунды. Он не прощает невнимательности, рассеянности и пренебрежения правилами. По велотреку нужно научиться ездить, и это не просто «сел и поехал». Для правильной езды нужно понимать разметку трека — это самые азы.
На полотне находятся и небольшие группы велосипедистов, и велокоманды — одновременно могут тренироваться несколько десятков человек. Важно уметь вовремя встегнуться и поехать, не создавая ни для кого помех. Поскольку на трековом велосипеде нет тормозов, съезжать с полотна нужно в несколько этапов. Чтобы научиться стартовать, тормозить и не бояться, понадобится пара индивидуальных тренировок.
Я заплатила 10 500 ₽ за три индивидуальных занятия, каждое длилось полтора часа. Во время первого я была уверена, что никогда не буду ездить на этом треке. Все непривычно, велосипед заваливается, чувствуешь постоянное эмоциональное напряжение. Но в конце заезда, отдышавшись пару минут, я уже выбирала дату следующей тренировки.
Вот как в итоге выглядит старт, заезд и торможение на велотреке:
- Спортсмен стартует с места на плоской части трека. Кто-то сразу встегивает одну ногу и начинает движение. Я же облокачиваюсь на борт, встегиваю обе ноги и постепенно начинаю двигаться, придерживаясь рукой за перила.
- Если старт уже на полотне, например на соревнованиях, то велосипедист стоит на треке, полностью готовый к движению. Но ему нужна опора, чтобы не упасть. Этой опорой выступает тренер: он придерживает сзади, чтобы во время начала движения тело спортсмена было в ровном положении.
- Разгон начинается в зоне тихой езды — она отмечена голубым цветом. Но довольно быстро спортсмен перемещается в спринтерскую зону — между черной и красной линиями трека, в так называемый коридор. За счет угла в 11° и усилий спортсмена его скорость растет.
- На поворотах спортсмен способен еще больше увеличить скорость — за счет собственных усилий, угла и центробежной силы.
- При торможении недопустимо создавать помехи другим участникам на полотне. Нужно постепенно спускаться без резкого снижения скорости, иначе можно завалиться. Чтобы снизить скорость, нужно просто расслабить ноги и вальяжно крутить педали, пока не почувствуешь, что можно выстегнуть ноги. По мере снижения скорости нужно перемещаться к зеленой зоне велотрека — там можно спешиться.
Есть целый ряд правил: как двигаться, какие и когда делать голосовые предупреждения, как обгонять впереди движущихся. Допустим, по треку едут две команды, одна приближается к другой. В таком случае тот, кто едет впереди догоняющей команды, произносит предупреждение «без смен» — то есть впереди идущая группа должна двигаться по прямой, без перестроения, чтобы избежать столкновений.
Чтобы съехать вниз, нужно убедиться, что перемещение никому не помешает. Например, если позади велосипедиста едет группа, надо продолжить движение с той же скоростью по своей траектории, пропустить их — и уже после на прямом участке трека опуститься.
Вообще, занятия на велотреке с тренером я бы назвала «сеанс с психологом-тренером». Именно велотрек дал мне понять, какая я трусиха, вскрыл кладезь всевозможных загонов, а тренер внушил, что у меня все получится. Спустя несколько занятий я действительно стала относительно смелее и освоила нюансы езды по треку. Тогда тренер сказал, что меня можно допустить к езде в группе.
Групповые тренировки. С ноября 2022 года я приступила к регулярным тренировкам — по полтора часа дважды в неделю. В идеале нужно заниматься три раза в неделю, но у меня пока нет такой возможности. К тому же по выходным я люблю кататься на беговых лыжах, эти виды спорта хорошо дополняют друг друга с физической точки зрения. Многие велогонщики крутят дома велостанок, но, судя по отзывам, это какая-то пытка нудятиной.
Я тренируюсь в женской команде из двух-трех девушек. Главная задача — совершенствовать езду. Тренировка разделена на несколько сетов:
- Разминка, до 25 минут, — ездим по треку со сменами.
- Основная работа — старты с места, ускорения, отработка смен внутри команды и прочее.
- Заключительная часть — напоминает разминку, но в более спокойном режиме, чтобы снизить пульс.
Тренер чутко следит за всем и подмечает каждую ошибку — иногда мне кажется, что он вообще не моргает. Какие могут быть ошибки:
- Неровная езда.
- Едешь вторым этажом — то есть не колесо в колесо, а чуть выше. Это опасно, может спровоцировать аварийную ситуацию.
- Недостаточно мощный разгон.
- Отвлекаешься на что-то.
- При обгоне чужой команды начинаешь двигаться с их скоростью, разгоняя своих партнеров, хотя задание было другое.
Как правило, за тренировку мы проезжаем около 40 км. Средняя скорость зависит от заданий и упражнений. Например, разминка у нас проходит в районе 36—37 км/ч, основную работу делаем на скорости повыше. Профессиональные спортсмены и те, кто давно катается на полотне, ездят существенно быстрее — от 50 км/ч.
Выше я писала, что на треке можно кататься лишь на специальном велосипеде. Однако для шоссеров подходит «лазурка», голубая зона. Не так давно мы стали между сетами не сидеть, приводя пульс в порядок, а крутить шоссейный велосипед на высоком каденсе — то есть часто-часто, но на легкой передаче. И так до получаса, разгоняясь до 30 км/ч и выше.
Для этой части тренировки я использую свой новый шоссейник. Он все время хранится на велотреке, в комнате нашей велокоманды. За хранение велосипеда и аренду шкафчика я плачу 2000 ₽ в месяц.
Что я купила для тренировок на треке. Apple Watch — совершенно бестолковые часы для заездов в закрытом пространстве. Они то адекватно и правдиво фиксируют дистанцию, то могут просто прибавить 10 км. Плюс их надо каждый день заряжать. В итоге эти часы я продала на «Авито».
Недавно у меня появились часы Garmin Venu 2. В России этот бренд больше не продается, мне привез друг из Дубая — часы стоили около 30 тысяч рублей. Но оказалось, что к ним надо докупить трекер скорости для записи тренировки в помещении, он стоит еще 3500 ₽. Пока его не купила, это стоит в планах.
По всей видимости, я еще и велокомпьютер куплю, и пульсометр. Велокомпьютер крепится на руль, поэтому данные о скорости постоянно перед глазами. Также он работает как навигатор. А пульсометр крепится под грудь и более точно измеряет пульс. Все это вместе с трекером будет стоить около 1000 $ (75 000 ₽).
Это в очередной раз доказывает, что покупки в велоспорте никогда не заканчиваются: все хочется улучшать, многое устаревает — и приходится покупать новое. Я называю расходы на велоспорт не тратами, а инвестициями. Мне так проще воспринимать эти суммы.
Мои впечатления. Заниматься на велотреке совершенно не скучно, даже наоборот. Хотя со стороны кажется, что все просто ездят по кругу, как в цирке. Очень раздражает, когда говорят, что велоспорт — это скучный циклический вид спорта. Не соглашусь, ведь мало где за счет своих же ног можно разгоняться до приличных скоростей — от этого зашкаливает адреналин. Именно на полотне можно научиться держать стабильно высокую скорость. Это хорошее подспорье для летнего сезона на шоссе.
Недавно я призналась тренеру и девчонкам из команды, что до сих пор волнуюсь перед занятиями на треке. Я ни разу там не падала, но видела происшествия. Каждый раз с замиранием сердца слушаю план тренировки, первые минуты на полотне калибруюсь — и только потом эмоции отступают и я начинаю полноценно тренироваться.
За пять месяцев тренировок на велотреке я потратила 146 400 ₽
Групповые тренировки | 60 000 ₽ |
Спортивные часы | 30 000 ₽ |
Аренда велосипеда | 24 000 ₽ |
Аренда шкафчика и хранение велосипеда | 15 600 ₽ |
Три персональные тренировки | 10 500 ₽ |
Дополнительные велотрусы | 5900 ₽ |
За пять месяцев тренировок на велотреке я потратила 146 400 ₽
Групповые тренировки | 60 000 ₽ |
Спортивные часы | 30 000 ₽ |
Аренда велосипеда | 24 000 ₽ |
Аренда шкафчика и хранение велосипеда | 15 600 ₽ |
Три персональные тренировки | 10 500 ₽ |
Дополнительные велотрусы | 5900 ₽ |
Как я ухаживаю за велосипедом
Я сдаю велосипед на полное ТО в велосервис дважды в год — там его моют, чистят и натирают специальной смазкой цепь, смазывают детали. В начале сезона это необходимо, чтобы подготовить велосипед к выездам на шоссе и быть уверенным, что все работает исправно. А в конце сезона — чтобы со спокойной душой поставить его на хранение. ТО с мойкой, чисткой и смазкой стоит от 1500 ₽. Обычно я забираю велосипед на следующий день. Если у механиков большая нагрузка, то чуть позже.
Примерно раз в сезон нужно менять цепь, каждые 4000—5000 км — проверять и при необходимости менять тормозные тросы. Эти детали растягиваются, из-за чего могут подвести в самый неподходящий момент. На одном из ТО веломеханик заметил, что цепь на моем первом велосипеде растянулась. Новая цепь и замена стоили около 5 тысяч рублей. В прошлом году мне пришлось в середине сезона сдавать велосипед на ТО, потому что стало барахлить переключение передач. Оказалось, что надо подтянуть тросики, это заняло буквально десять минут.
Бывает, что после тренировки велосипед в пыли или в дорожной грязи, поэтому по приезде домой я мою его в ванной со средством для посуды. После этого, правда, приходится отмывать стены и саму ванну.
Сейчас мой старый велосипед хранится на балконе, а новый я оставляю на велотреке.
Итоги и планы
Для меня велоспорт — это идеальная форма эскапизма: увлекательно, азартно, в меру экстремально, хороший метод держать себя в форме, отвлекает от удручающих мыслей.
Конечно, мне хотелось бы начать выступать в любительских гонках. Тогда появляется больше осмысленности в тренировках. Даже любимый вид спорта может несколько приедаться, а гонки мотивируют.
Зимний блок соревнований на велотреке стартует в начале ноября и заканчивается в начале марта. Набор трековых дисциплин обширен: групповые, индивидуальные, командные гонки. Разумеется, поскольку это любительские заезды, они меньше, чем у профессиональных спортсменов. Хотя групповые и командные гонки проходят на полной дистанции.
По словам тренера, для начала надо пробовать себя в индивидуальных дисциплинах — для девушек это бесконтактная гонка на 2000 м, или 6 кругов. Самой тяжелой считается гонка преследования с дистанцией 2000 м у девушек и 3000 м у мужчин.
Рассчитываю, что в следующем сезоне поучаствую в какой-нибудь индивидуальной гонке на треке. О предстоящих соревнованиях можно узнать в календарях гонок:
Если вы хотите заняться шоссейным велоспортом
- Будьте готовы к постоянным тратам. Качественный шоссейник, даже подержанный, стоит дорого. К нему придется докупить педали, велотуфли, запасные камеры и так далее. Для езды понадобится качественный шлем, пара комплектов велоформы — на холодный и теплый период. А со временем захочется все улучшать, так что траты будут только расти.
- Уделите время подбору правильного велосипеда. От размера рамы, формы руля, вашей посадки зависит и комфорт при езде, и качество тренировок. Если есть возможность, пройдитесь по магазинам с шоссейными велосипедами, пообщайтесь с продавцами — вам помогут выбрать подходящую модель. А если не жалко 10—20 тысяч рублей, попробуйте байкфит — сервис подбора велосипеда по вашим параметрам.
- Начать помогут несколько персональных тренировок с профессиональным велоспортсменом. Тренер научит основам, объяснит принципы езды на шоссейнике. Самостоятельно обучиться тоже можно, но это займет больше времени, неизбежно возникнут какие-то ошибки, которые потом все равно придется исправлять с тренером.
- Найдите команду для тренировок. Она поможет улучшить технику, да и просто в группе ездить веселее и интереснее: командный дух поддерживает мотивацию.
- Важно не забрасывать тренировки в холодное время года, иначе потеряете форму и накопленный прогресс. Можно тренироваться на велотреке — это совершенно иной опыт, он точно пойдет на пользу велоспортсмену. Чтобы начать ездить на треке, тоже понадобится несколько занятий с тренером.
Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Т—Ж. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.