ЖКХ
146K

Как я организовал общее собрание собственников онлайн

И почему мне это не понравилось

104
Как я организовал общее собрание собственников онлайн
Аватар автора

Сергей Ведерников

сосед вашей мечты

В 2020 году в моем доме прошло первое в Челябинской области общее онлайн-собрание собственников. Его организовал я.

Я участвую в организации общих собраний собственников жилья в своем доме уже четвертый год. Те, кто хотя бы раз это делал, знают, как это сложно и долго: собственники не понимают вопросов повестки, не приносят протоколы, а иногда их вообще заполняют посторонние люди.

Я решил попробовать автоматизировать процесс и провести собрание через ГИС ЖКХ. Сотрудник жилищной инспекции, куда мы обратились за консультацией, описал этот сервис меткой фразой: «Сами себе нажили проблем».

В статье я расскажу, как все прошло, с какими сложностями я столкнулся и почему не уверен, что захочу повторить этот опыт.

Почему я занимаюсь общими собраниями собственников своего дома

В многоквартирном доме, о котором пойдет речь, я родился и провел большую часть жизни, поэтому мне небезразлична его судьба. Я предприниматель, сооснователь одного из сервисов бронирования жилья. С 2018 года участвую в жизни дома, вхожу в совет дома, организую общие собрания собственников. Это важно для меня, потому что я вижу многоквартирный дом как минимальную ячейку общества. Считаю, что без умения договариваться хотя бы с соседями никакой демократии в стране быть не может.

Наш дом был построен в 1979 году. В нем 344 квартиры на семь подъездов, два крупных магазина и 500 собственников. Дом обслуживает управляющая компания.

Первое общее собрание в доме провели в 2013 году. Тогда я в этом еще не участвовал, его организовали две активные жительницы. На первом собрании выбрали совет дома и его председателя, уполномочили совет принимать решения по текущему ремонту.

Например, совет дома привел в божеский вид лестничные площадки в подъездах. Раньше УК не хотела ничего делать, а когда у жителей появился официальный представитель — председатель совета дома, — работа закипела. Начали с одного подъезда: совет дома сам нашел подрядчиков и заплатил им свои деньги — 300 000 ₽. УК потом вернула всю сумму по чекам.

Отремонтировав таким образом один подъезд, совет добился от УК ремонта остальных подъездов по такой же стоимости. Денег со взносов на текущий ремонт, правда, не хватило. Поэтому вместе с УК совет решил поднять плату за текущий ремонт с жильцов на 1 ₽ с квадратного метра в месяц сроком на полгода. Со скрипом, но большинство жителей согласились с таким повышением. Подъезды стали чистыми и красивыми.

На собраниях решаются и другие вопросы. Однажды наш совет обратился в фонд капремонта за информацией, когда планируются работы в доме. Фонд сказал, что только в 2035 году. Совет решил копить деньги на капремонт не у регионального оператора, а на специальном счете в банке, чтобы самостоятельно выбирать сроки и работы, которые будут выполнены в доме.

С тех пор почти каждый год наш дом проводит собрания по капремонту, на которых определяет перечень работ и подрядчиков. К 2021 году мы успели отремонтировать кровлю, заменить трубы водоснабжения и отопления. Если бы взносы копились у регионального оператора, нам пришлось бы ждать ремонта еще 15 лет.

Рассылка Т—Ж о квартирах и домах
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

Что такое общее собрание собственников

Общее собрание собственников, ОСС — это орган управления многоквартирным домом. Собственники квартир в таких домах владеют не только своими квартирами, но и целым комплексом общего имущества: лестничными клетками, крышей, подвалом, чердаком, земельным участком около дома. Этим имуществом собственники распоряжаются совместно с соседями. Все решения собственники принимают на общих собраниях и фиксируют в протоколе.

Чтобы заменить перегоревшую лампочку, собрание не нужно — достаточно составить заявку в управляющую компанию. Чтобы сделать косметический ремонт подъезда, собрание тоже не понадобится, если у вас выбраны совет дома и его председатель и они уполномочены принимать решения о текущем ремонте. А вот чтобы выбрать такой совет и уполномочить его или сменить УК, которая никак не вкрутит лампочку, как раз и нужно ОСС.

Еще общее собрание собственников потребуется, чтобы благоустроить двор за счет государства, установить ограждение двора или шлагбаум, заработать на общедомовом имуществе. На ОСС можно изменить порядок выполнения капитального ремонта в вашем доме. Жители будут собирать взносы на счете дома, решать, что ремонтировать и кто это будет делать. Если захотите сменить управляющую компанию или перейти на ТСЖ, без общего собрания также не обойтись.

Как проводятся общие собрания собственников

У ОСС есть три формы проведения:

  1. Очная.
  2. Заочная, в том числе с использованием ГИС ЖКХ.
  3. Очно-заочная.

Очная и очно-заочная формы — это полноценное собрание людей. Собственники встречаются в определенном месте, как правило во дворе дома, и обсуждают вопросы. Заочная форма — это, по сути, не собрание, а голосование. А заочное ОСС через информационную систему — это онлайн-голосование.

Дальше расскажу, как проводили собрания в нашем доме, как пытались их упростить. И как на этом пути дошли до государственной информационной системы.

Как в нашем доме проводили собрания изначально

Я уже писал, что присоединился к организации собраний в нашем доме в 2018 году. К тому моменту весь процесс уже был налажен — собрания проходили в очно-заочной форме. Вот что делали инициаторы собрания, чтобы его провести:

  1. Готовили вопросы к собранию и голосованию.
  2. Оповещали жителей.
  3. Распечатывали бланки решений собственников — бюллетени.
  4. Проводили встречу собственников.
  5. Разносили бланки решений по квартирам.
  6. Собирали подписанные решения.
  7. Подсчитывали голоса и формировали протокол ОСС.

За одно собрание старались решить как можно больше вопросов, чтобы проводить их как можно реже, потому что каждое собрание занимало много времени.

Перечень и формулировки вопросов согласовывали с юристами УК, чтобы итоговый протокол был корректен и принят организациями, для которых он предназначался. Например, протокол голосования о заказе и оплате работ по капремонту должен принять банк, в котором открыт специальный счет для накопления взносов на капремонт.

Жителей оповещали о собрании через доски объявлений у входа в подъезды или внутри подъездов. На одном из первых собраний был принят такой вариант, и теперь он допустим для всех последующих ОСС.

Так выглядело наше объявление о проведении ОСС в 2018 году. Среди вопросов — установка шлагбаума, сдача лифтерной в аренду, демонтаж судейской вышки на территории дома. В объявлении должны быть все без исключения вопросы в юридически правильных формулировках
Так выглядело наше объявление о проведении ОСС в 2018 году. Среди вопросов — установка шлагбаума, сдача лифтерной в аренду, демонтаж судейской вышки на территории дома. В объявлении должны быть все без исключения вопросы в юридически правильных формулировках
Так выглядело наше объявление о проведении ОСС в 2018 году. Среди вопросов — установка шлагбаума, сдача лифтерной в аренду, демонтаж судейской вышки на территории дома. В объявлении должны быть все без исключения вопросы в юридически правильных формулировках
Так выглядело наше объявление о проведении ОСС в 2018 году. Среди вопросов — установка шлагбаума, сдача лифтерной в аренду, демонтаж судейской вышки на территории дома. В объявлении должны быть все без исключения вопросы в юридически правильных формулировках
На досках — распечатки с сайта ГИС ЖКХ о результатах последнего голосования
На досках — распечатки с сайта ГИС ЖКХ о результатах последнего голосования
Рядом — пояснение, какие решения приняли и что будет дальше.
Рядом — пояснение, какие решения приняли и что будет дальше.
1/2
На досках — распечатки с сайта ГИС ЖКХ о результатах последнего голосования

Жители, которые не боялись объема повестки, приходили на очное собрание. Как правило, это были человек 50 из 500 собственников. Для кворума и тем более для принятия решений этого недостаточно. Решение на собрании считается принятым, если за него отдано более половины или более двух третей голосов собственников — зависит от того, какой вопрос на повестке.

Поэтому основное значение имеет заочная часть собрания — голосование на бумаге.

Для этого нужно распечатать бланки решений — бюллетени. Их совет дома готовил на всех 500 собственников. Бланк для голосования по нескольким вопросам мог занимать 2—3 страницы — на весь дом уходило три стандартные пачки бумаги. Это была первая проблема.

Бланк решения собственника по голосованию за капремонт
Бланк решения собственника по голосованию за капремонт

Вторая проблема заключалась в оформлении бюллетеней. По закону в решении собственника должны быть указаны его ФИО, номер и площадь квартиры, доля собственности и сведения о документе, подтверждающем право собственности. Сначала для всех этих сведений в бланке оставляли пустые поля, чтобы собственники вписали данные сами. Из-за этого было много ошибок: кто-то не помнил площадь, некоторым не хотелось искать номер документа о собственности. Из-за ошибок не все голоса собственников получалось засчитать.

Тогда старшие по подъездам сами стали заполнять данные вместо жителей. По закону УК обязана представить реестр собственников с данными о долях и собственности инициатору собрания. Но заполнение 500 листов вручную — сомнительное удовольствие. Тут я и подумал, что нам надо автоматизировать этот процесс.

Автоматические именные бюллетени через сервис «Собиратьлегко-рф»

Сначала мы попробовали генерировать именные бюллетени для каждого собственника с уже заполненными данными о собственности из реестра. Была даже идея заказать фрилансеру небольшую программу для генерации этих данных. Но оказалось, что на рынке уже существуют готовые сервисы. Я воспользовался бесплатным онлайн-сервисом «Собиратьлегко-рф».

Для создания именных бюллетеней нужно загрузить в сервис реестр собственников и заполнить вопросы собрания. Реестр загружается целиком, в виде эксель-таблицы с заданным порядком столбцов.

В итоге сервис создает документ в формате ПДФ с именными бюллетенями. Остается только разнести решения по квартирам, а потом собрать подписанные.

Сервис «Собиратьлегко-рф» можно использовать не только для создания именных бюллетеней, но и на всех этапах собрания. Я на нем только заполнял бюллетени: закачал реестр и ввел вопросы повестки — на скриншоте это второй и четвертый зеленые зачеркнутые пункты. Справа появилась ссылка на файл ПДФ с бюллетенями
Сервис «Собиратьлегко-рф» можно использовать не только для создания именных бюллетеней, но и на всех этапах собрания. Я на нем только заполнял бюллетени: закачал реестр и ввел вопросы повестки — на скриншоте это второй и четвертый зеленые зачеркнутые пункты. Справа появилась ссылка на файл ПДФ с бюллетенями
Формат, к которому нужно привести таблицу реестра собственников перед загрузкой в сервис
Формат, к которому нужно привести таблицу реестра собственников перед загрузкой в сервис
Именной бюллетень, который сгенерировала программа
Именной бюллетень, который сгенерировала программа

У именных решений есть еще одно преимущество перед пустыми бланками: они помогают не забыть и не перепутать собственников, если их в квартире несколько. Проводить собрания стало легче.

Считать голоса нам оказалось удобнее в обычной эксель-таблице, чем в сервисе. Члены совета дома вручную заносили информацию из бюллетеней в таблицу и считали с помощью формул. Просто посчитать голоса за и против было нельзя, потому что количество голосов у собственника пропорционально количеству квадратных метров, которые ему принадлежат. Чтобы посчитать голосующую долю собственника, нужно умножить площадь помещения на долю собственника и разделить на общую площадь дома.

Позже для оповещения жителей о начале и ходе собрания мы создали группу во «Вконтакте» и чат дома в «Вотсапе». Опыт показал, что группа работает плохо, а вот чат — на ура. Чтобы привлечь в него жителей, мы разместили листовку с приглашением и QR-кодом на досках объявлений.

Призыв вступать в чат
Призыв вступать в чат
Вопросы, которые мы обсуждаем в чате
Вопросы, которые мы обсуждаем в чате

Но главная проблема — по заполнению, доставке и сбору бумажных бюллетеней — оставалась. Этим занимались члены совета дома и старшие по подъездам на общественных началах.

Не все собственники открывали двери, не все проживали в своих квартирах, не все вовремя сдавали заполненные решения. Хотелось, чтобы собственники сами голосовали онлайн в какой-то системе, а результаты считались автоматически.

Оказалось, что такая система тоже есть.

Общие собрания собственников через ГИС ЖКХ

Общие собрания собственников можно проводить в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства — ГИС ЖКХ. Существуют и региональные системы, например «Электронный дом» в Москве. Но в Челябинской области таких нет.

ГИС ЖКХ — это информационный портал, на котором можно создавать электронные голосования по любым вопросам, касающимся управления домом. Еще через систему можно направлять обращения в организации и контролирующие органы, вносить показания счетчиков, оплачивать выставленные счета, контролировать работы по дому.

Главная страница сайта ГИС ЖКХ
Главная страница сайта ГИС ЖКХ
Главная страница личного кабинета в ГИС ЖКХ
Главная страница личного кабинета в ГИС ЖКХ

В голосовании через ГИС ЖКХ я видел много плюсов. Чтобы проголосовать, собственнику нужно иметь только аккаунт на госуслугах, а он есть почти у всех. Голосовать можно и через сайт, и через мобильное приложение. Если собственник не может проголосовать онлайн, можно передать решение на бумаге через администратора. Еще плюсами были отсутствие формальных вопросов в голосовании и автоматический подсчет результатов. Это то, что нам было нужно.

В мае 2020 года в жилищный кодекс внесены изменения, которые еще больше облегчили процедуру голосования:

  1. Чтобы голосовать через ГИС ЖКХ, стало не нужно предварительное бумажное голосование по этому вопросу.
  2. Онлайн-голосование теперь может проходить до 60 дней, а раньше было максимум 5.

Все это выглядело заманчиво, и мы решили попробовать. Как раз накопились вопросы: ограждение двора от чужих автомобилей и замена лифтов, у которых подходил к концу срок службы.

Мы осознавали, что в старом доме с большим количеством пенсионеров полный переход в онлайн невозможен и для части собственников все равно придется печатать бюллетени. Но даже частичный переход помогал снизить объем бумаги и беготни. В нашем чате в «Вотсапе» было 110 участников. Мы наметили, что онлайн проголосует 100—150 человек.

Особенно меня радовала мысль, что можно будет убрать из голосования формальные вопросы. В каждом бумажном голосовании есть обязательны пункты, например: «Выбрать секретаря Иванова», «Выбрать состав счетной комиссии: Петрова, Сидорова». Иногда таких вопросов было больше, чем вопросов по существу собрания. Собственники голосовали с недоумением, не знали этих людей и не понимали, зачем вообще это нужно. Акценты терялись, а важные вопросы, ради которых все затевалось, было сложно понять. Собственники раздражались. В голосовании через ГИС ЖКХ все эти секретари и счетные комиссии уходили в прошлое, бюллетень становился короче и понятнее.

В 2023 году в тестовом режиме заработало голосование на общих собраниях собственников через госуслуги. Для этого нужно поставить мобильное приложение «Госуслуги.Дом». В нем также есть возможность обратиться в УК и создать чат дома.

Как мы готовились к голосованию в ГИС ЖКХ

Инициатором и администратором первого собрания может быть любой собственник жилого или нежилого помещения. В нашем случае это был председатель совета дома. Для получения статуса администратора собственник должен отправить заявку в государственную жилищную инспекцию через личный кабинет на сайте ГИС ЖКХ.

Уже на этом этапе появилось первое препятствие: такой функции у председателя в личном кабинете не оказалось. После обращения в поддержку и разбирательств выяснилось, что в системе не привязана информация о его собственности в нашем доме. Эту информацию должна привязать УК. Более того, такая информация должна быть привязана у всех собственников, иначе они не увидят кнопки голосования.

В инструкции администратора ОСС в ГИС ЖКХ подробно написано, как получить статус администратора
В инструкции администратора ОСС в ГИС ЖКХ подробно написано, как получить статус администратора
Ссылка на голосование на главной странице личного кабинета в ГИС ЖКХ. Без привязанной информации о собственности ссылки нет
Ссылка на голосование на главной странице личного кабинета в ГИС ЖКХ. Без привязанной информации о собственности ссылки нет

УК заинтересовалась голосованием через ГИС не меньше, чем мы. Поэтому они оперативно заполнили данные, и мы наконец отправили заявку на статус администратора.

Тут стоит отметить, что внесение данных о собственности со стороны УК не всегда дает результат. Вообще данные о собственности — главная проблема ГИС ЖКХ. Дальше я расскажу об этом подробнее.

После получения статуса администратора мы с другими членами совета дома подготовили перечень вопросов и создали электронное объявление о голосовании. Сканированную копию или фото бумажной версии объявления нужно прикрепить к голосованию. Удобно сначала сделать в текстовом редакторе бумажное объявление, потом скопировать вопросы из него в ГИС ЖКХ. Бумажное объявление нужно опубликовать для жильцов дома так же, как для обычного очно-заочного голосования. Мы вывесили его на досках объявлений в подъездах.

Раздел со списком сообщений о предстоящих голосованиях. Чтобы добавить голосование, нужно найти на странице кнопку добавления
Раздел со списком сообщений о предстоящих голосованиях. Чтобы добавить голосование, нужно найти на странице кнопку добавления
На странице добавления голосования нужно заполнить форму по инструкции на экране
На странице добавления голосования нужно заполнить форму по инструкции на экране

За 10 дней до начала голосования мы опубликовали его в системе. Собственникам, чья информация о собственности привязана к ГИС и кто зарегистрирован на госуслугах, на электронную почту пришло письмо с уведомлением.

В день начала голосования мы провели подготовительную встречу с собственниками. Эта встреча не имела юридической силы, но для оповещения жителей была полезна.

Проблемы голосования в ГИС ЖКХ

После начала голосования быстро выяснилось, что онлайн голосует меньше собственников, чем мы рассчитывали. В первые несколько дней в системе появились голоса всего 30 человек. Еще 8 человек написали нам, что не видят кнопки голосования. Так получилось потому, что в системе не было данных о собственности этих людей. Мы попросили УК добавить данные. В итоге после добавления данных о собственности смогли проголосовать еще несколько жильцов.

Параллельно мы начали готовить голосование на бумаге для остальных собственников.

Здесь тоже были проблемы. По закону нет никаких требований к тому, в каком виде администратору должно быть передано на бумаге решение собственника, который не голосует онлайн.

Некоторые коллеги принимали даже скриншоты из сообщений в «Вотсапе». Мы решили перестраховаться и использовать бумажные бюллетени из обычного голосования. Но возник неприятный сюрприз: чтобы внести решение собственника в систему, нужно указать его паспортные данные или СНИЛС. Что-то одно должно быть обязательно.

Причем закон не обязывает администратора размещать эти данные. Нужны только «сведения о лице, участвующем в голосовании». Но ГИС почему-то эти данные все же требует.

Фрагмент страницы добавления решения. Изначально и СНИЛС, и паспорт помечены звездочками как обязательные. Но если ввести что⁠-⁠то одно, звездочка с другого пропадает
Фрагмент страницы добавления решения. Изначально и СНИЛС, и паспорт помечены звездочками как обязательные. Но если ввести что⁠-⁠то одно, звездочка с другого пропадает

У нас паспортных данных собственников не было. Эти данные есть в УК, но она, конечно, не могла их нам предоставить. Оставалось только взять их у самих собственников, а для этого нужно было включать графу с паспортными данными в бланк решения собственника. Абсурд в том, что при бумажном голосовании мы паспортные данные не просили, а при онлайн-голосовании стали просить.

В именных бюллетенях, сгенерированных сервисом «Собиратьлегко-рф», которым мы пользовались, не было графы для паспортных данных и СНИЛС. Поэтому использовать сервис и именные бюллетени мы больше не могли. Пришлось снова делать пустые типовые бланки. Чтобы облегчить себе работу, мы убрали из бланков графу с данными о собственности, решив, что возьмем информацию из реестра от УК.

На удивление, большинство собственников предоставили СНИЛС либо номер паспорта. Но возникли новые проблемы. Вот самые распространенные из них:

  1. Если за собственника голосовал другой человек по доверенности, данные были предоставлены только за кого-то одного. А нужны данные обоих.
  2. Если собственник несовершеннолетний и за него голосовали родители, то для голосования нужно было прикреплять еще фото или скан свидетельства о рождении. Их предоставляли не всегда.
  3. Если в квартире несколько собственников, часто данные давали не на каждого.
  4. Некоторые собственники высылали СНИЛС супруги или супруга, ошибались в числе цифр. Их данные не проходили.

Даже с паспортными данными не получалось легко добавить информацию в систему.

Чтобы ввести решение собственника, нужно напечатать его ФИО в три разных поля, потом еще указать СНИЛС или номер паспорта. Затем добавить сведения о собственности. Система ищет их секунд десять, после чего в 30% случаях говорит, что ничего не нашлось, а потом предлагает продолжить заполнение вручную.

Указание собственности в решении собственника в системе ГИС ЖКХ
Указание собственности в решении собственника в системе ГИС ЖКХ
Система часто не находит информацию о собственности
Система часто не находит информацию о собственности
Такие данные о собственности надо ввести, если система их не нашла
Такие данные о собственности надо ввести, если система их не нашла

Почему данные не находятся, я понять не могу. Возможно, часть собственников приватизировали, купили или еще как-то получили квартиру до создания Росреестра в 1998 году, и данных об их собственности в федеральных базах просто нет. Но большая часть из них находилась в реестре управляющей компании.

Если данные о собственности по номеру и дате нашлись — а так было в 70% случаев, — оставалось только выбрать «за», «против» или «воздержался» около каждого из вопросов голосования. Или закачать фотографию бумажного решения. Если собственность не нашлась, нужно было сначала дополнить номер и дату государственной регистрации собственности номером квартиры, ее площадью и долей собственности голосующего. Система такой голос примет. Но что делать с теми, у кого нет номера государственной регистрации, а есть только номер, скажем, договора приватизации, непонятно.

Онлайн проголосовали всего 34 собственника. Чтобы ввести в систему 190 решений на бумаге, мы потратили 35—40 часов. Работали две группы по два человека: один за компьютером, другой помогал. Мы вводили результаты несколько вечеров на неделе голосования и всю субботу с утра до часа ночи.

Еще один недостаток системы: нет наглядной статистики, показывающей, какие собственники проголосовали, а какие еще нет. Есть только постраничная выдача списка отдельных голосов по каждому вопросу. Например, так: Иван Иванович проголосовал по вопросу № 1, Иван Иванович проголосовал по вопросу № 2, Петр Петрович проголосовал по вопросу № 1, Иван Иванович проголосовал по вопросу № 3 — все вперемешку. Для контроля за ходом голосования и понимания, кого еще не внесли, приходилось опять использовать таблицы.

Текущие результаты голосования собственников
Текущие результаты голосования собственников

Итог голосования. Мы набрали кворум, голосование прошло успешно. Но уйти от кипы бумаги у нас не получилось. От беготни по подъездам тоже. Мы потратили больше времени на внесение голосов в систему, чем на внесение заочных бумажных голосов в таблицу и подсчет по формулам в таблице. Автоматизация получилась так себе.

В довершение ко всем недостаткам есть еще один: при следующем голосовании данные собственников нужно будет вводить заново. То, что мы ввели, относилось к конкретным решениям. А в следующий раз все нужно будет начинать сначала.

Какие же собрания собственников удобнее: онлайн или офлайн

Попробую выделить плюсы и минусы собрания через ГИС ЖКХ по сравнению с очно-заочным, бумажным собранием с использованием вспомогательных сервисов.

Плюсы:

  1. Прозрачность и удобство голосования для продвинутых собственников.
  2. Возможность охватить собственников, проживающих удаленно, в других городах и странах.
  3. Компактный состав вопросов, отсутствие счетных комиссий и секретарей.

Минусы:

  1. Необходимость запрашивать у собственников паспортные данные или СНИЛС.
  2. Невозможность добавить голос собственника, который не зарегистрировал собственность в ЕГРН.
  3. Большие затраты времени на то, чтобы ввести в систему данные жителей, которые не проголосовали самостоятельно онлайн.

Пока что голосование через ГИС ЖКХ я могу рекомендовать только новым домам со свежими данными о собственности и преимущественно молодыми собственниками, которые смогут голосовать самостоятельно.

Мы же всерьез подумаем, стоит нам проводить следующее голосование в таком псевдоонлайне или все-таки выбрать отработанную годами очно-заочную форму.

Что хотелось бы исправить в системе

Надеюсь, эту статью прочитает кто-то из чиновников, ответственных за развитие ГИС ЖКХ.

Технических ошибок в системе я не увидел, кроме одной смешной: нельзя было указать площадь помещения больше трех знаков. Магазин с площадью 2400 м2, работающий на первом этаже, пришлось разбивать на три виртуальных помещения по 900, 900 и 600 м2. Но это мелочь.

А вот что действительно нужно изменить в ГИС ЖКХ, чтобы голосовать через систему стало удобно:

  1. Разобраться с данными о собственности и навести порядок в базах.
  2. Дать возможность администратору, который вносит решение собственника, выбирать этого собственника из заранее внесенного реестра, а не вбивать каждый раз данные, которые у государства и так уже есть. Весь процесс для администратора должен быть таким: выбрать собственника — проставить голоса по вопросам — прикрепить фотографию подписанного собственником бумажного решения.

Сергей ВедерниковОрганизуете общие собрания собственников? Поделитесь опытом в комментариях:
  • Маша РомановаОчень печально что такой важный процесс как общее собрание и голосование превратили в очередную бюрократическую машину.я бы с удовольствием провела бы такое собрание а своем доме,да только уверена что никого не соберёшь-одни бабки и пофигисты, которые ходят с выключенным светом и мусором под ногами,им и так нормально.Не понимаю как так можно-платишь свои же (!) Деньги и живёшь в дерьме34
  • Grigory KosheevМаша, процесс сильно бюрократизирован, потому что собрание — очень юридически значимое действие, так как оно может распоряжаться деньгами, собранными с собственников. Если вы хотите проще, то можно 1) устроить собрание совета дома — в отличие от общего собрания собственников тут все не так сильно забюрократизировано. Но и полномочий у него гораздо меньше 2) провести таки общее собрание, не строго соблюдая все требования закона. Если никто не будет обжаловать решение собрания в суде (вы говорите, что у вас всем пофиг, значит и обжаловать, наверное, никто не будет), то решение будет действительно даже при наличии отдельных нарушений.8
  • Маша РомановаGrigory, Ну чтобы принять какие то решения по общему собранию нужно чтобы проголосовало "за" более 50%,а как это сделать если приходит на собрание со 120 квартир 5 человек грубо говоря?2
  • Grigory KosheevПравильно ли я понял, что провести онлайн собрание без содействия управляющей компании нереально?2
  • Grigory KosheevМаша, проводить очно-заочное собрание, ходить по квартирам, приносить бюллетень каждому домой, объяснять, почему и зачем проводится собрание. Да, это потребует времени, поэтому нужно искать единомышленников, в т.ч. из числа пенсионеров, т.к. у них, как правило, больше времени ходить по квартирам.10
  • Mikhail SergeevМы голосуем через ГИС ЖКХ. Система глючная. У большого числа жильцов проблема, что собственность в ЛК видна, вопросы голосования есть, но голос не принимает и выдаёт ошибку. Решаются через поддержку, очень долго и не всегда с первого раза.17
  • Сергей ВедерниковGrigory, реально, но будет сложнее. Занести информацию о собственности в ГИС ЖКХ и предоставить вам реестр собственников УК должна по закону. Если добровольного содействия нет, придётся добиваться.3
  • Сергей ВедерниковMikhail, жесть. У нас такого не было. Если бы еще и ошибки были с принятием голосов, мы бы вообще отказались от затеи . Расскажите, какой процент у вас голосует онлайн? В каком виде принимаете офлайн-голоса?5
  • АлексейВ Подмосковье запустили Госуслуги.Дом,где можно проводить собрания, авторизовываясь через госуслуги. Я попробовал, вроде работает. Ваше мнение?3
  • Сергей ВедерниковАлексей, закон допускает использование региональных систем. В нескольких продвинутых регионах такие системы есть. Ничего не могу про них сказать. Не исключаю, что они удобнее. Наш регион использует федеральную ГИС ЖКХ.4
  • Ольга СогласнаяВ дачном кооперативе председатель фактически перестал проводить очные собрания и перевел всех в онлайн. При этом он заявил, что тем, кто не проголосует, система поставит "согласен". Нет доверия этой системе. Потому что нет общей ведомости с результатами голосования, где каждый может зайти и увидеть в общем ряду голосующих свои ответы! Не нужна никакая тайна голосования. Все равно твои данные кто-то видит. Лучше видеть всем прозрачно общую ведомость и проверить, что в ней стоят именно те ответы, которые дал ты. Сейчас государство вмешивается в частную жизнь. Все прозрачно. Кроме результатов голосования. А, возможно, надо их, как раз, и сделать открытыми для всех и каждого. Голосование в лк. Потом общее голосование и результат. И в ряду ты находишь и видишь свои ответы.2
  • Grigory KosheevОльга, не знаю, работает ли это в дачном кооперативе, но вот материалы голосования по собранию многоквартирного дома можно посмотреть через систему ГИС ЖКХ, в том числе увидеть, кто за что голосовал.6
  • Li ChaoМаша, а вы хотите хоп, и в дамки? Так не бывает. Знакомьтесь, общайтесь с соседями, объясняйте свои действия и тогда, возможно что-то начнёт получаться Только так4
  • AlessioКак же это актуально для меня сейчас. На днях у нас тоже проходило собрание (очно-заочное) по выбору УК, совета дома и т.д. Как говорится, нам бы ваши проблемы)) У нас часть жильцов (в основном пенсионного возраста) мало того, что отказывались участвовать в голосовании, так активно отговаривали других, призывали портить бюллетени, распространяли всякие сплетни (типа что новая УК отнимет у все квартиры и проч.) и, как вишенка на торте, кто-то из них нам еще поджег почтовый ящик, в который собирались бюллетени. Кворум в итоге собрали и по тем вопросам, где нужно было простое большинство, получили положительное решение. Но нет сомнений, что наши пенсионеры пойдут это решение оспаривать. Короче, все "веселье" еще впереди((13
  • Маша РомановаLi, ну давайте я вам расскажу как все будет: 80% дверь даже не откроют,а остальные 20 будут либо мямлить что им пофигу,либо согласятся И к сожалению одного энтузиазма мало,если большинству людей пофигу на мусор в подьезде,на сломанную лампочку,то уже тем более никто не будет приходить на собрание Тут было недавно собрание на которое пришло 5 человек,по итогу разместили результаты голосования и просьбу проголосовать на бумаге у лифта дома,так бумагу содрали спустя день,кому она помешала?мусор валяется днями все пофигу,а тут важная бумага сразу сорванная4
  • Li ChaoМаша, спасибо за ваш опыт, но у меня прям совсем не так. Мы в чатике дома обсуждаем, решаем что надо сделать. Совет дома готовит документы для голосования. Потом в чатике же я пишу, в какую квартиру в каком подъезде надо зайти, отдать свой голос. Так собирается ~30% площадей. Остальные 30-50% мне не западло пройтись за пару вечерков по квартирам и добрать. А знаете почему так происходит? 1) И это главное. У нас 5-тиэтажка, все квартиры покупались, нет переселенцев и муниципальных квартир. Все здороваются и знакомы. Некоторые дружат. 2) Совет дома уже реализовал несколько удачных проектов и постоянно расказывает о своей деятельности. 3) В чатике есть модерация и скандалистов быстро ставят на место. Это очень долго и очень тяжело создавалось, но зато теперь вот так4
  • Marcus McFray RiberuУ нас вообще никак....люди пассивны в организации своей жизни. А может вот эти вопросы к ГИС ЖКХ надо написать в самой системе в качестве предложений? И мне кажется ведь это работа УК все данные по дому привести в порядок в ГИС ЖКХ. Разве нет? Статья отличная. Я все время уповал, что вот ГИС ЖКХ нам всем поможет разобраться во всем, как оказалось не так все просто. Хорошо когда в доме есть такие собственники, как Вы.7
  • Маша РомановаLi, а у нас 15 дома где по 8 квартир на этаже,так как дом не новый,половина это пенсионеры,а ещё есть маргинальные личности,которым естественно не интересно все кроме алкоголя0
  • Li ChaoМаша, тогда пардон. Могу только посочувствовать. В этой ситуации я бы тоже экономил нервы/силы и не дёргался0
  • Маша РомановаLi, поэтому когда живёшь в новостройке,где 90 процентов людей купили квартиры сами за немаленькие деньги,тогда я думаю процесс можно спокойно организовать Да и молодежи активной побольше4
  • KotМаша, мне кажется вы смешиваете две проблемы: первая - это мусор в подъезде и негорящие лампочки, а вторая - невозможность организовать собрание жильцов. Вот, по идее, первая должна решаться жалобой в УК. Зачем для замены лампочек и уборки подъезда сбор жильцов?1
  • Маша РомановаKonstantin, вы правы,в случае с лампочкой вопрос решается на уровне УК,но здесь лампочка и мусор,это следствие одной большой проблемы-равнодушие и пофигизм проживающих,что приводит к нежеланию участвовать в собрании жильцов Вот вам пример:иду в подьезд,виду что передо мной идёт девушка,потом иду я,и сзади тоже кто то заходил.В общем помещении где лифт выключен свет,на улице вечер,то есть уже темно,думаю дай для интереса проверю,включит ли кто то свет?так вот,первая девушка и не подумала это сделать,также как и вторая,хотя выключатель находится рядом с лифтом,только руку протяни,включила только я,а вы мне говорите про собрание жильцов?соседи лампочку не в состоянии включить,какое там собрание3
  • Наталья НестероваНиколай, нет, совершенно не это главная проблема. Возможность дискуссии- на очных собраниях и я на них бываю. Если кто-то хочет дискутировать (а по факту- эмоционировать), это собрание превращается в балаган, растянутый по времени. Для обмена мнениями чат подходит прекрасно. Но нужно уметь формулировать мысли относительно четко7
  • Наталья НестероваМаша, честно говоря, не понимаю, кто превратил и когда? общее собрание это юридически очень сильный инструмент и тут все всегда должно быть бюрократизировано для избежания подтасовок и ошибок. И если у вас никого не соберешь на общее собрание (а это очень распространенная картина), то онлайн-голосование это возможность для тех. кто пользуется интернетом вообще участововать в управлении домом. В реале собрать 500 человек практически невозможно,а онлайн- есть шанс. Особенно если дом новый и там в основном живут люди активного возраста, пользующиеся интернетом.2
  • Маша РомановаНаталья, вы не забывайте про большое количество пенсионеров,которым все равно,а чтобы зайти в свой кабинет надо иметь подтвержденную запись на госуслугах,и зайти онлайн проголосовать,как вы думаете какой процентов стариков это сделает?0
  • Наталья НестероваМаша, с пенсионерами сложно, я про них не забываю. Но в домах, где квартиры куплены за деньги недавно, контингент другой, им должно зайти. Другое дело. что наши люди НЕ ГОТОВЫ заниматься, вникать и самостоятельно улучшать свои подъезды и дворы. Они хотят, чтобы им сделали, причем так, как им нравится, не понимая. что для этого нужно потрудиться и без согласования с соседями вообще никак3
  • Маша РомановаНаталья, я к сожалению прожив не в новостройке Но тут даже не важно где ты живёшь-если бы большинству не было пофигу все вопросы спокойно можно решать1
  • ТатьянаСергей, тоже прошли голосование через ГИС ЖКХ, но наша УК предоставила неактуальный реестр собственников. Потом подала в суд на председателя, что якобы он подделал голоса и на суд принесла актуальный реестр собственников, исходя из которого у нас не хватило голосов по площади помещений и кворум наш суд отменил и суд даже не заинтересовало, что этот неверный реестр был предоставлен УК...2
  • Сергей ВедерниковAlessio, самые сложные собрания — по смене УК и по новым расходам (например, консьерж). Там и споры, и жил. инспекция, и суды. Держитесь!2
  • Сергей ВедерниковТатьяна, ужас. А каким образом УК передавало председателю реестр? На руки или в эл. виде? В потенциально конфликтных ситуациях, при выборе УК в частности, думаю, стоит запрашивать документы в том числе на эл. почту. В суде можно будет показать эл. письмо в почтовой системе.3
  • Сергей ВедерниковНиколай, да, поэтому к голосованиям нужны чаты, очные собрания и общая активность жителей. Обеспечить выбор в самом голосовании не так просто. Для этого нужно проводить два или три голосования. Опишу пример. Допустим, вы хотите предложить жильцам выбрать одного из двух подрядчиков по кап. ремонту. За выбор подрядчика должно проголосовать 67% от всех собственников. В голосованиях участвует, например, 80% от собственников. Допустим, 70% из 80% голосуют за одного подрядчика, 30% за другого. 70% от 80% — это 56% от общего числа. Недобор. Нужно проводить еще одно голосование. А это морока. Поэтому проще заранее в чате дома, на личных встречах, на неофициальных собраниях определиться с подрядчиком, а потом вынести его на голосование.2
  • ТатьянаСергей, в электронном. Была даже после этого переписка с УК и ГЖИ, в которой с их стороны говорилось, что реестр на момент проведения ОСС был актуальный. Данная переписка была представлена в суде, но на итог решения не повлияла, что согласитесь непонятно. Как мне видется, всего этого можно было избежать, если право вносить данные по собственникам и площадям помещений было только у УК или подцеплялось из Росреестра. А сейчас это способ уйти от исполнения принятых решений собственниками помещений, если они неугодны УК.5
  • НикитаAlessio, С 1 июля 2021 года любые ящики при передаче бюллетеней нелегитимны. …1
  • Саша СавченкоНикита, пруф линк дайте на изменения эти. Спасибо2
  • Анна ГайдашНикита, Да, пожалуйста, источник, плз.1
  • Анна ГайдашAlessio, Держитесь. Мы готовимся примерно к такому же сценарию. С партией пенсионеров.0
  • Анна ВидрихОгромное спасибо за такую информативную статью! У нас новый дом на 300 кв, тоже вечные проволочки с собраниями. Проблема собрать 50%, обычно голосует только треть. Увидели информацию в ГИС ЖКХ, что можно проводить собрания онлайн - обрадовались))) а теперь будем думать, стоит ли. Или уже постаринке))1
  • Екатерина МоссоеноваЗдравствуйте, мы впервые пробуем голосование через ГИС ЖКХ, мы разместили сообщение о голосовании, голосование началось, а собственники не видят вкладки "голосование по дому", не могу найти ответа на этот вопрос. Все лицевые счета размещены, в чем может быть причина? поделитесь если знаете.1
  • Шавкат Айходжаевhttps://dom.gosuslugi.ru/#!/videos/view?videosId=b9a43757-39df-4806-b291-541a21dbc8fb&fromPlace=videos&fromDate=01.01.2016&toDate=12.12.2022&categoryCodes=11
  • Лина СамойловаНиколай, есть же чаты общедомовые в вотсап/телеграмм. Там дискуссии. На голосование отводится 60 дней. Можно всё обсудить за это время.2
  • Maxim LunegovВладимир, интерфейс и 90-х и перегружен информацией. Тыкаешь не тот пункт и получаешь "рано выполнять этот пункт. Ещё не создан файл регистрации заявки". Зачем тогда выводить его на экран?2
  • Maxim LunegovАлексей, не знаю, оно или нет, но в 2023 году пишет так: В настоящее время приложение доступно для жителей пилотных домов: - Московская обл., г. Балашиха, ул. Свердлова, д. 54 - Московская обл., г. Видное, ул. Завидная, д. 1 - Московская обл., г. Видное, б-р Зеленые аллеи, д. 12 - Московская обл., г. Химки, ул.Маяковского, д. 12 https://www.gosuslugi.ru/dom2
  • Оксана ДемиденкоLi, чатики....ну и название!0
  • Sergey KКак выяснилось на практике, управляющая компания может самостоятельно инициировать электронное голосование через ЕИАС ЖКХ и, располагая данными собственников, получить нужный себе результат...1
  • Tatiana BaikalovaДобрый день! Сейчас попыталась получить функцию администратора на ГИС ЖКХ, и там же необходимо добавить файл Прокотола ОСС, где указан выбранный администратор, без него заявку не дает отправить ..2
  • Алексей ХмельницкийВ Московской области имеется региональная система - ЕИАС ЖКХ МО. Она очень удобна, не тупит, легко править реестр собственников и он сохраняется для последующих собраний, если нужен бумажный бланк то скачивается файл со всеми решениями и везде все данные о собственнике и помещении уже пропечатаны. Из недостатков пока вижу только два - не подгружаются данные из росреестра автоматически, возможно только ручное редактирование, и постоянные ошибки с выгрузкой в ГИС - тоже приходится выгружать вручную.1
  • Максим ВасильевичСпасибо. Хорошая работа, очень качественно и структурированно изложен материал. Действительно, такой развёрнутый анализ однозначно должен дойти до всех заинтересованных государственных лиц.2
  • Aleks LingusПодскажите на данный момент что то поменялось в системе в лучшую сторону?1
  • Виталий ВеневскийМаша, очно-заочное голосование. Руки поподнимали эти 5 человек в очной форме. Потом начинается заочная часть с беготнёй по квартирам0
  • Наталья СотниковаСергей, Сергей, посоветуйте ,стоит ли проводить голосование при переходе с ук в тсж?? Хотим через гизжкх.. заранее спасибо0