Как жить на дивиденды, если для вывода денег надо закрыть ИИС?

100

Не так давно я начал инвестировать. Открыл ИИС, прикупил немного ETF. Определился с целью: пенсионные накопления с дивидендной доходностью или дивидендная зарплата.

Сейчас я постепенно начал докупать дивидендные акции. И вот буквально недавно меня как молнией шарахнуло: выводить-то как я буду все эти дивиденды?

Пройдет, например, N лет, я захочу перейти на дивидендную зарплату. А как я это сделаю? Ведь если я вывожу деньги, то ИИС автоматом закрывается — и все бумаги улетают в трубу.

Я же не смогу перенести все бумаги с ИИС на брокерский счет? Остается только распродавать активы, выводить деньги, а с типом А еще и уплачивать налоги с прибыли и перезакупаться на брокерский счет?

Получается, что при крупных размерах активов лучше вообще уходить на обычный брокерский счет и получать налоговый вычет по сроку удержания акций в течение трех лет? Или, может быть, вариант с распродажей и перезакупкой не так плох, если совместить его с вычетом Б?

Буду рад, если вы расскажете, как по-человечески перейти с ИИС на дивидендную зарплату.

Иван

Иван, вывести деньги с ИИС, не закрывая счет, нельзя. Тем не менее некоторые брокеры позволяют получать купоны облигаций и дивиденды по акциям не на ИИС, а на брокерский или банковский счет. Это удобно: ИИС закрывать не придется.

Этим способом можно даже вывести часть денег с ИИС. Я разберу подробнее, как это работает. Заодно расскажу, как можно совмещать ИИС и брокерский счет и стоит ли собирать портфель только из дивидендных акций.

Как вывести деньги, не закрывая ИИС

По закону вывести деньги или ценные бумаги с ИИС без закрытия счета нельзя. Из-за этого ИИС неудобен как источник пассивного дохода.

Однако есть законный обходной путь. Некоторые брокеры, например Сбербанк и ВТБ, разрешают получать купоны по облигациям и дивиденды по акциям не на ИИС, а на внешний счет, например банковскую карту. Это не считается выводом средств и не приводит к закрытию ИИС.

С помощью купонов и дивидендов можно вывести часть денег, уже имеющихся на ИИС. Вот как это работает.

  • Можно купить облигации за несколько дней до выплаты купона и продать их после выплаты. На этой операции вы вряд ли что-то заработаете, зато купон поступит на банковский счет, а объем средств на ИИС уменьшится.
  • Или можно купить акции за несколько дней до дивидендной отсечки, а после отсечки продать их. Аналогично вы вряд ли что-то заработаете: после отсечки цена акций обычно падает примерно на размер дивидендов. Зато часть денег с ИИС через дивиденды окажется на банковском счете.

Узнайте у вашего брокера, позволяет ли он получать доход от ценных бумаг, учитываемых на ИИС, на внешний счет. Если да, проблема решена: достаточно попросить брокера зачислять купоны и дивиденды на банковский счет вместо ИИС. Так вы сможете получать пассивный доход без необходимости закрывать счет.

Если ваш брокер не разрешает так делать, то можно перейти к другому брокеру. Но предупреждаю: переводить ИИС от одного брокера к другому сложно и утомительно. У нас есть статья, где подробно описано, как это происходит.

Проще закрыть счет и открыть новый. Минус в том, что если закроете ИИС меньше чем через три года с даты открытия, то потеряете право на вычеты по нему.

Можно ли перенести бумаги с ИИС на брокерский счет

Предположим, вы захотите вывести деньги с ИИС. Для этого надо продать активы и закрыть счет. Если это ИИС с вычетом на взнос, то есть тип А, с полученного дохода брокер удержит НДФЛ.

Однако при закрытии ИИС необязательно продавать ценные бумаги — их можно перенести на обычный брокерский счет. Когда они станут учитываться на брокерском счете, можно будет воспользоваться вычетом по сроку владения, иначе говоря, трехлетней льготой. Тогда не придется платить налог с дохода от продажи бумаг. Главное, не запутаться в датах.

Не все брокеры позволяют переносить бумаги с ИИС на брокерский счет. Уточните у вашего брокера, можно ли так сделать и что для этого требуется, а также будет ли комиссия за перенос бумаг.

Не всегда есть смысл переводить активы на брокерский счет. Это актуально, если речь идет о подорожавших паях биржевых фондов или акциях, а вот поступать так с облигациями вряд ли стоит. Основной доход от облигаций — это купоны, а не рост цены. Кроме того, можно выбрать облигации с датой погашения, примерно соответствующей дате, в которую вы планируете закрыть ИИС.

Наконец, перенос бумаг вряд ли имеет смысл, если при закрытии ИИС будет применен вычет на доход — тип Б. В таком случае можно продать бумаги перед закрытием счета, и с полученного дохода не будет удерживаться НДФЛ.

Стоит ли использовать ИИС и брокерский счет одновременно

Возможно, вам будет удобно совместить ИИС и обычный брокерский счет. Как именно распределить средства между счетами, зависит от того, сколько денег вы планируете вкладывать, в какие активы, на какой срок и на какой налоговый вычет можете рассчитывать.

Вот несколько ситуаций и то, как можно разделить деньги между разными видами счетов.

Пример 1. Предположим, у вас белая зарплата, и вы можете получать вычет на взнос, тип А, возвращая до 52 000 ₽ НДФЛ каждый год. В таком случае можно вносить на ИИС до 400 000 ₽ в год. Если брокер позволяет получать купоны и дивиденды на внешний счет, то на ИИС можно держать облигации и дивидендные акции — те бумаги, которые должны приносить пассивный доход и которые вы не будете продавать.

Остальные деньги, то есть все сверх 400 000 ₽ в год, можно инвестировать через обычный брокерский счет. Если надо будет продать какие-то бумаги с брокерского счета, вы сможете применить вычет по сроку владения и освободить полученный доход от НДФЛ полностью или частично, а деньги можно легко вывести.

Пример 2. Допустим, у вас нет НДФЛ для возврата. Например, вы ИП или возвращаете весь НДФЛ через имущественный вычет. Тогда можно использовать ИИС с вычетом на доход, тип Б, и обычный брокерский счет.

Если брокер не позволяет получать купоны и дивиденды на внешний счет вместо ИИС, тогда на ИИС типа Б можно держать акции и доли в фондах, чтобы доход от продажи не облагался налогом даже при краткосрочных сделках. На брокерском счете — облигации и дивидендные акции, доход от которых вы без проблем сможете выводить, а также акции и доли в фондах, которые будете держать больше трех лет.

Пример 3. Рано или поздно вы, вероятно, захотите вложить часть денег через иностранный брокерский счет. Это даст вам доступ к дополнительным инструментам, в том числе сотням ETF, платящих дивиденды.

На ИИС тогда можно будет держать облигации российских компаний и органов власти, а также акции компаний или паи фондов, которые есть на Московской и Санкт-Петербургской биржах. На иностранном брокерском счете — активы, к которым нет доступа на российских биржах.

Налоговые вычеты не действуют на бумаги, торгующиеся на иностранных биржах. Также надо самостоятельно платить налоги, а еще уведомлять налоговую об открытии счета и сообщать о движении средств.

Кроме этих трех примеров возможны и другие комбинации счетов или иное распределение средств на них. Как все организовать, зависит от ваших целей, возможностей и предпочтений.

Стоит ли инвестировать только в дивидендные акции

Предположу, что вы хотите дивидендную зарплату, чтобы не продавать акции и не беспокоиться из-за колебания их цены. Это популярный подход, но вряд ли стоит держать весь портфель в дивидендных акциях. Вот несколько причин:

  1. Если портфель состоит только из акций, он может сильно подешеветь в кризис, а это неприятно. Часть портфеля можно вложить в менее рискованные облигации или даже банковские депозиты — так у вас будет меньше причин переживать. Правда, ожидаемая доходность портфеля тоже снизится.
  2. Далеко не по всем акциям выплачиваются дивиденды. Портфель только из дивидендных акций может оказаться недостаточно диверсифицированным.
  3. Если у компании возникнут финансовые проблемы, дивиденды могут уменьшить или вообще отменить. Заодно упадет цена акций.

Я бы ориентировался не только на дивиденды. Можно создать портфель, из которого вы будете постепенно забирать средства в виде дивидендов, купонов и денег от продажи активов.

Продавать активы психологически сложнее, но вообще нет принципиальной разницы, как вы получите доход: от продажи части ценных бумаг или в виде дивидендов. Продажа может быть даже выгоднее из-за налоговых вычетов.

Важно не слишком быстро тратить портфель. Ориентир такой. В первый год можно забрать из портфеля до 3,5—4% его стоимости. В последующие годы можно брать из него столько же, сколько и в прошлом году, каждый год увеличивая сумму на инфляцию за прошедший год.

При таком подходе портфеля почти наверняка хватит на 30 лет жизни или больше. Очень желательно, чтобы доля акций в портфеле была хотя бы 40—50%, при этом он должен быть хорошо диверсифицирован.

Чтобы выйти на пенсию, нужна сумма, равная примерно 25—30 вашим годовым расходам на момент выхода на пенсию. Может требоваться больше или меньше денег. Это зависит от возраста и ожидаемой продолжительности жизни, желания оставить наследство и других факторов.

Вам могут пригодиться другие наши материалы по теме:

Жить только на дивиденды или периодически продавать небольшую часть активов — решать вам.

Что в итоге

Чтобы вывести деньги с ИИС, надо закрыть счет. Однако некоторые брокеры позволяют получать дивиденды и купоны не на ИИС, а на банковский счет. В таком случае активы на ИИС могут приносить пассивный доход и закрывать счет не придется.

При закрытии ИИС можно перенести ценные бумаги на брокерский счет, чтобы продать их там и не платить налог. У некоторых брокеров такое может быть недоступно. Кроме того, перенос бумаг не всегда имеет смысл.

Можно одновременно использовать ИИС и обычный брокерский счет. Как распределить деньги между ними и куда их вложить, зависит от многих факторов: цели инвестора, горизонта инвестирования, суммы для вложений, доступных вычетов и др.

Портфель только из дивидендных акций может оказаться неоптимальным. Кроме того, необязательно ориентироваться только на дивиденды и иные выплаты — можно постепенно продавать ценные бумаги, чтобы было на что жить. Главное — продавать активы не слишком активно, иначе капитал быстро закончится.

Если у вас есть вопрос об инвестициях, личных финансах или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Ждём когда Тинькофф сделает возможным вывод дивов и купонов на банковский счёт 🤝

112

Дмитрий, точняк. Сейчас в поддержку написал за этот функционал раз пятый уже.
Кивнули головой))

13

Дмитрий, год назад менеджеру сказал в первый раз и раз в месяц напоминаю... почему тормозят?

1

Максим, насколько я понимаю, нужно решить много бюрократических вопросов. Я уверен, что Олег Юрич с радостью улучшил бы качество сервиса. Быть первым Брокером в РФ по число хомяков и не уметь того, что умеет банк для бабушек не комильфо... 🙄

8

Максим, Значит, им очень выгодно иметь Все ваши деньги.

6

Максим, август 2021 на носу…

3

Максим, потому. что все деньги, лежащие на счетах, можно крутить.

3
0

А чего вы зациклились на термине "дивиденды"? Вам нужен ежемесячный денежный поток на пенсии, правильно? Вот и научитесь работать с облигациями. Там обещанный фиксированный купон не могут отменить, как дивиденды в акциях. Стоимость облигации 100% получите обратно при гашении.
Берёте десятка два-три разных облигаций, риск уменьшается, а приток купонов на счет становится равномерным. Практически гарантированным, без лотереи с курсом акций на бирже.
Да, тоже думал о том, что преклонном возрасте можно жить не только на проценты от капитала. Если капитал оставлять некому, можно по 5-10% каждый год отщипывать от основной суммы накоплений...

9
Герой Т—Ж

25.05.20, 13:55

Pavel, на самом деле облигации имеют и минусы:
- так же могут падать в цене (посмотрите графики ОФЗ 2015 года или март 2020);
- дефолт по облигациям не такой уж редкий случай, бывали даже технические дефолты по обязательствам субъектов федерации, а у тем более в выскодоходном сегменте;
- при повышении ключевой ставки проценты по более ранним выпускам становятся менее интересны и цена таких облигаций снижается;
- даже при неплохой диверсификации отказ одного из эмитентов от выплат повлечет серьезную просадку доходности портфеля;
- субординированные облигации - самый низший ранг обязательств при банкротстве эмитента;
- варианты с амортизацией, офертами, плавающей доходностью относительно сложны в отношении расчета доходности, а также приводят к дополнительным издержкам, а значит снижению доходности (из-за необходимости размещать освободившиеся средства).

10

Andrey, вы всё верно пишите, только у акций, по сути, такие же недостатки только гипертрофированней:
1. Акции колеблется в цене намного сильнее облигаций;
2. Если у компании дефолт, с акциями также можете распрощаться, в очередь встанем после облигаций;
3. Решается через плавающий купон, привязанный к ключевой ставке, а лучше к инфляции. В акциях - это в принципе нерешаемая проблема;
4. Аналогично в акциях: дефолт по облигациям неминуемо приведёт к банкротству или кратному сокращению стоимости акций. В первом случае акционер не получит ничего (по облигациям обычно взыскивают около 15%), во втором случае долг по облигациям будет реструктуризирован, т.е. скорее всего основная часть денег будет получена, но много позже, повторюсь, с акциями ситуация будет плачевнее при любых раскладах;
5. Субординированные облигации вообще лучше не трогать, только для рисковых, для целей статьи они не подходят;
6. В акциях регулярно нужно будет корректировать портфель. Вы правы, в облигациях расчёты будут сложнее, но речь идёт о том, что в акциях такие расчёты в принципе будут не осуществимы. Кроме этого, можно покупать облигации без оферт, амортизации, плавающей доходности и пр., тогда расчёты будут совсем простые.
Поэтому мне тоже не понятно зачем составлять портфель только из акций.

7
Герой Т—Ж

26.05.20, 07:41

Василенко, вот только инфляция - друг акций и враг облигаций :)

3

Andrey, повторюсь используйте облигации с плавающим купоном, привязанным к инфляции. Проблема с инфляцией сейчас чаще всего надумана и преувеличена, скорее будет проблема с дефляцией. Но если она действительно волнует, то плавающий купон легкий выход заработать. Плюс такие облигации будут надёжней акций.

2

SailingMan, покажите мне пожалуйста график акций на протяжении например 10-20 лет, которые успели нивелировать инфляцию?

сбер - 6 лет боковика (8-16) в который $ подорожал с 25 до 70 (не учитывая пика в 14 году), у Лукойла такая же картина.

а Газпром сейчас торгуется на уровне 08-19 годов.

Простите каких акций друг инфляция? Передайте привет купившим акции TCS в летом 21 года, уже в ноябре они начали падать и к январю потеряли 20% при чём тут инфляция...

Облигации бывают на год и меньше, не обязательно 10-ти летние покупать и кстати как раз краткосрочные имеют больший доход в районе 15-25% без эмоциональных качелей с акциями

1

SailingMan, покажите мне пожалуйста график акций на протяжении например 10-20 лет, которые успели нивелировать инфляцию?

1
Герой Т—Ж

22.11.23, 07:40

Александр, да без проблем
Вот фото
Ну или по ссылке ещё можно посмотреть
https://assetallocation.ru/pdf/RU-1998-2022.pdf

0

SailingMan, Спасибо. видимо действительно нужно посмотреть в сторону ПИФов.

0
0

Даже при средних выплатах 8%/год, необходимо держать акции на сумму не менее 4.5 млн.рублей, чтоб иметь 30 000 рублей в месяц, это скромный вариант прожиточного минимума на двоих без аренды жилья (соответственно нужна сумма выше - не сложно посчитать). Допустим. Однако, дивиденды такая вещь - их легко могут не выплатить, а, значит, инвестор недосчитается солидной суммы, причем, недосчитается в моменте, рассчитывая на нее длительное время. Помимо прочего, стоимость акций может упасть, не надо думать, что рынок будет расти вечно и что в принципе будет расти. За примерами далеко ходить не надо, взять тот же Сбербанк, хотя есть Распадская и еще десяток похожих историй. Т.е.тут еще и повыбирать придется, не говоря о банкротстве или политических рисках. В общем идея из серии "закопаю 3 сольдо - вырастет золотое дерево"

7

Юрий, в любом случае, какие бы вы доводы не приводили, жить на зарплату и пенсию менее выгодно, чем при рисках на инвестициях. Я вообще не вижу смысла жить без рисков.

5

Дмитрий, речь не про инвестиции, а именно про расчет на дивиденды. Инвестиции - это хорошо, когда сделаны на растущих рынках, а не в погоне за двумя зайцами

2

Юрий, ну да, здесь я согласен. И тем не менее я верю в дивидендный портфель при условии достаточной диверсификации и сидении хотя бы пару раз в месяц за монитором. Старикам вряд-ли этого будет хотеться. Вечный портфель Тинькофф может оказаться одним из решений (время покажет)

1
Герой Т—Ж

25.05.20, 14:39

Юрий, если ответите, что принесёт вам больше 8% годовых, я соглашусь с вашим "закопай 3 сольдо" :)

3

Andrey, обыкновенная долгосрочная торговля на рынке. Это когда десяток сделок в год и контроль над средствами. Плюс те же самые дивиденды, если позволяет ситуация (если бумага падает, на продаже можно получить больше, чем на вероятных дивидендах). Как показали дивы 2019 года - многие компании или отказались от выплат, или перенесли выплаты, что практически равносильно отказу.

1

Юрий, это уже спекуляция, больше

0

Andrey, облигация TCS Perpetual, доходность 9,5 в долларах. Но несколько но:
-нужно стать квалифицированным инвестором, чтобы купить
-и облигация субординированная, долг самого низкого уровня

0
Герой Т—Ж

25.05.20, 13:47

Igor, цена покупки и продажи поменяется, примерно на сумму купона. Вы купите за 110, получите купон 10 и продадите уже за 100, т.к. цена бумаги снизится. Суть в том, что вы «вывели» немношк денег в виде купона

5
0
Герой Т—Ж

25.05.20, 12:06

Спасибо за статью, действительно мало кто реально представляет, как жить-то на портфель потом.
Но вот случится пандемия опять, а мне 75 и роста обратно я, возможно, уже не дождусь. Для себя решила, что ближе к «пенсии» часть активов на такой случай перенесу в золото и займы государству.

4

Igor, это покупка не для заработка, а для вывода денег. В момент покупки вы из своего капитала оплатите продавцу весь накопленный купон. А в момент выплаты купона вам вернут ваши деньги, но уже "живыми" на банковский счет.

4
Герой Т—Ж

25.05.20, 14:04

Igor, есть даже стратегия с названием "купонный комбайн"
С ее помощью можно выводить с ИИС существенный объем средств, не закрывая его.
Для этого нужен брокер, позволяющий выводить купоны на обычный брокерский счет или карту.
Собственно, здесь как раз один из элементов этой стратегии описан.

4
0

Ждем когда через СПБ можно будет всем покупать ETF от Vanguard. Для ИИС их можно использовать.

4

Иван, это было бы круто. Владимир Савенок 16 лет вкладывал по 1200$ в год в этот ETF. С учетом кризиса 2008 года вышло 10,5% годовых в итоге.

0
Герой Т—Ж

25.05.20, 14:00

Denis, любой вывод средств с ИИС приводит к его закрытию.
Смысла выводить средства с ИИС до истечения трехлетнего срока нет, это крайняя мера.
Если отменят вычет за внесение средств - можете просто продолжать инвестировать, даже не закрывая счет, в этом плане он ничем не отличается от обычного брокерского, а можно его закрыть и перевести средства на другой счет.

3

Andrey, кроме вычетов, есть и другие отличия от обычного брокерского счёта. Например, налогообложение дохода от сделок отложено до момента закрытия ИИС. Но налоговые вычеты и ограничения про 3 года и 1 млн в год это самые важные отличия, конечно.

1

Igor, не совсем. Чем ближе к дате выплате купона вы покупаете облигацию, тем меньше этот купон для вас, тк платите НКД.

Например, купон по облигации 30₽, выплачивается раз в 3 месяца.
Вы покупаете облигацию за месяц до выплаты. Вы заплатите: цена облигации + НКД 20 рублей. То есть, продавцу облигации вы возместите время владения бумагой. И так же при продаже облигации вам покупатель возместит наш НКД.

3
0

А Тиньков позволяет вывести ценные бумаги с их ИИС на их же брокерский счёт?

3
0

Если автор письма формирует капитал для пассивного дохода заранее, лет за 10-20, то вполне возможно, что к тому моменту никаких ИИС уже и не будет.

3

Olga, открытый ИИС принудительно закрыть не могут. Пока не могут....)

0

RussianGirl, при такой операции нет цели заработать. Необходимость платить НКД при покупке облигаций и брокерская комиссия съест (почти) всю прибыль. Смысл в том, чтобы, купив облигации перед выплатой купона, получить купон на внешний счёт, а не ИИС, и тем самым часть денег вывести с ИИС, не закрывая счёт и не теряя право на вычеты.

3

Igor, нет, не правильно. Цена акции после выплат падает на сумму выплат, при этом, может не восстановиться до уровня падения. Если уж покупать ради дивидендов - то сильно заранее

2

Василенко, очень, очень жаль.

2
Герой Т—Ж

26.05.20, 07:43

Василенко, у меня в Финаме только купоны и дивы. В Тинькофф вообще ничего (надеюсь, пока)

2
Герой Т—Ж

26.05.20, 07:44

Nikita, можно, причем необязательно на три года. Просто продолжайте пополнять и получать вычет до тех пор, пока не понадобятся деньги или не отменят текущие правила.

2
Герой Т—Ж

26.05.20, 07:46

What, да, только этим. ИИС - лишь "пометка" для налоговой, что к нему применим вычет.

2
Герой Т—Ж

27.08.20, 14:39

Роман, в законе написано - не ранее 3 лет можно закрыть, чтобы не терять вычет. Вы собираетесь держать 4-5 лет. Соответственно что? Не теряете вычет.
Кстати, можете позвонить в налоговую, я так делал по какому-то моменту, получил вполне внятный ответ.

2
0

25-30 годовых расходов накопить невозможно по определению.
А у ИИС есть подленькая штучка - переоценка валютных средств. Валюту на него заводить нельзя. только рубли. Скажем, завели туда деньги при курсе доллара 59. Купили Доллары и вложились. Казалось бы, в худшем случае, например, если выбрали возврат НДФЛ 52 тысячи в год. должны брать 13% с выручки в долларах. Однако хрен. Посчитают увеличение стоимости активов за счет роста курса прибылью и возьмут 13% уже с разницы в рублях между тем, что завели когда-то и тем, что стало. Даже если ни цента не прибавилось. возьмут налог.

1
0

Модно зарабатывать на брокерском счете, а налоговый вычет от этого заработка получать через ИИС типа А.

1

Вадим, Все , лавочка закрылась. Вычеты с дохода на брокерском счете больше получать не получится. 2020 год последний.

1
Герой Т—Ж

08.06.20, 08:06

Мурад, у вас портфель исключительно в ВДО? Насколько он диверсифицирован? Как пережили просадку в марте? Не считаете лизинги рискованными?

1
0

Вопрос по поводу выбора налоговых вычетов на ИИС (тип А или тип Б). Как происходит этот выбор и когда необходимо его сделать? Т.е., например, я открываю ИИС, проходит 3 года, закрываю и подаю заявление о вычете, или мне нужно будет сразу зафиксировать вычет при открытии (или даже до открытия) ИИС?

1
Герой Т—Ж

27.08.20, 08:39

Роман, да. У меня пошёл 4й год, планирую и дальше его ежегодно пополнять, хотя есть мысли сменить брокера.

1

Андрей, вычеты сами себя не получат. Вычет на взнос позволяет возвращать до 52 000 руб. НДФЛ каждый год плюс отложенное налогообложение. Вычет на доход позволяет не платить НДФЛ с дохода, полученного на ИИС, в том числе с купонов. Это интереснее, чем вычет по сроку владения на брокерском счёте, хотя, конечно, у ИИС есть недостатки.

1

Сообщество