Степное — это поселок городского типа в Саратовской области, практически каждый житель которого пытается переехать в город.

Я тоже хотела переехать в город. Поэтому мне было жизненно необходимо продать однушку, которая досталась в наследство от бабушки. Так у меня появился бы шанс взять ипотеку на квартиру в Саратове.

В чем проблема Степного

Степное — совсем небольшой поселок: в лучшие годы здесь жило 14 тысяч человек, но люди постепенно уезжают — на 2020 год население уменьшилось до 11 603 человек. У нас есть две школы, колледж, где учат на поваров и сварщиков, а также районная больница. В последние годы власти взялись за благоустройство дворов: положили новый асфальт, поставили лавочки с фонарями, поэтому Степное стало уютнее.

Вечная проблема — здесь сложно найти работу. Рядом есть станция подземного хранения газа — филиал «Газпрома» — и пара компаний, которые работают с газом, поэтому Степное часто называют поселком газовиков. Но устроиться в эти компании трудно. Кроме этих учреждений найти работу можно разве что в местных магазинах или в социальной сфере. Многие прекращают бесполезные попытки, главы семейств уезжают на заработки на Север.

Подросткам и молодежи в Степном тоже невесело. После школы выпускники идут в местный колледж или уезжают учиться в другие города. Только недавно здесь открылись пара кафе и кинотеатр — и это было настоящее событие. Теперь хотя бы можно где-то перекусить и встретиться с друзьями. А раньше оставалось разве что нарезать круги по поселку или сидеть в машине.

Жилье в Степном в основном было построено в советское время. По большей части это кирпичные пятиэтажки с квартирами небольшой площади. Новые дома есть только в центре. Но спрос на недвижимость в целом невелик, поскольку люди уезжают из Степного.

Какую квартиру мы получили в наследство

Бабушка оставила однокомнатную квартиру площадью 32 м². По метражу похоже на студию, но все-таки это полноценная квартира с отдельной кухней. В квартире был кухонный гарнитур с варочной поверхностью, мягкая мебель, шкаф и журнальный столик. Санузел совмещенный, но зато полностью оборудованный: кафель на стенах и на полу, ванна, раковина с тумбой, зеркало и шкафчик, унитаз. Из плюсов — пластиковые окна и кондиционер. Обстановку в целом я назвала бы «евроремонтом», кухня и ванная выглядят как из 2000-х годов.

В Степном у жителей есть два способа получить горячую воду в квартире: поставить колонку или котел. В нашей стояла колонка, это менее престижный вариант. Еще из минусов — балкон. Он застеклен, но окна деревянные, как и панели под ними. В целом вид у балкона был устрашающий.

Соседи вполне тихие: в доме живут семейные пары среднего возраста и одинокие бабушки-дедушки.

Дом, в котором расположена квартира. Вход в подъезд украшен фонарями, а на козырьке — резьба
Дом, в котором расположена квартира. Вход в подъезд украшен фонарями, а на козырьке — резьба

Квартира находилась в собственности моей мамы пять лет, все это время мы сдавали ее в аренду. Нам повезло с жильцами: они очень бережно относились к своему временному жилищу. Регулярно делали уборку, не устраивали гулянок и старались сделать квартиру уютнее. Например, после одной девушки у нас появился шкаф.

За аренду мы получали 6000 Р в месяц, плюс жильцы еще оплачивали электричество по счетчику. За коммунальные услуги платили мы: 3500—4000 Р зимой и около 1000 Р летом. Так что особой прибыли со сдачи в аренду не было.

Процесс продажи мы долго откладывали, потому что не знали, куда вложить вырученные деньги, чтобы их не потерять. Взять ипотеку, чтобы купить квартиру в Саратове, мы не могли: уже выплачивали три кредита, еще один не потянули бы. К тому же я училась в университете и не так много зарабатывала.

В жилой комнате нет ничего лишнего, а значит, новые жильцы смогут разместить свою мебель
В жилой комнате нет ничего лишнего, а значит, новые жильцы смогут разместить свою мебель
Кухня и ванная — самые презентабельные части квартиры. Гарнитур в хорошем состоянии, много шкафов. А кружки и цветок я оставила, чтобы добавить квартире уюта на фотографиях
Кухня и ванная — самые презентабельные части квартиры. Гарнитур в хорошем состоянии, много шкафов. А кружки и цветок я оставила, чтобы добавить квартире уюта на фотографиях
За кадром еще зеркало с полочкой над раковиной и, конечно, унитаз. Не хватает только стиральной машинки. Но, как оказалось, для покупателей это не проблема
За кадром еще зеркало с полочкой над раковиной и, конечно, унитаз. Не хватает только стиральной машинки. Но, как оказалось, для покупателей это не проблема
Кухня и ванная — самые презентабельные части квартиры. Гарнитур в хорошем состоянии, много шкафов. А кружки и цветок я оставила, чтобы добавить квартире уюта на фотографиях
Кухня и ванная — самые презентабельные части квартиры. Гарнитур в хорошем состоянии, много шкафов. А кружки и цветок я оставила, чтобы добавить квартире уюта на фотографиях
За кадром еще зеркало с полочкой над раковиной и, конечно, унитаз. Не хватает только стиральной машинки. Но, как оказалось, для покупателей это не проблема
За кадром еще зеркало с полочкой над раковиной и, конечно, унитаз. Не хватает только стиральной машинки. Но, как оказалось, для покупателей это не проблема

Какие могли возникнуть сложности с продажей квартиры

Еще только планируя продажу бабушкиной квартиры, я понимала, что это будет непросто.

В Степном не лучшая ситуация с заработками. Средняя зарплата — 25 тысяч рублей, а средняя стоимость квартиры — 800 тысяч для однокомнатной и 1 млн для двухкомнатной. Есть жилье дешевле, но придется потратиться на ремонт. Получается, что купить квартиру без ипотеки или потребительского кредита большинству местных жителей крайне тяжело. С ипотекой тоже все сложно: для покупки однушки нужно сначала накопить хотя бы 160 000 Р на первый взнос, а остаток брать в кредит.

Площадь бабушкиной квартиры — 32 м², это очень мало для семьи. Даже вдвоем жить на такой площади тесно. Кроме того, у нас всего одна комната. Людям проще взять ипотеку и купить двушку, где места больше, а разница по деньгам небольшая.

Квартира у нас на четвертом этаже без лифта. Я часто слышала, что однокомнатные квартиры покупают для пожилых людей. Но подниматься на четвертый этаж им будет непросто. Значит, из-за высотности многие потеряют интерес к нашей квартире, даже если нуждаются в новом жилье.

Площадь и этаж перечеркивали почти все достоинства квартиры, например ее приличное состояние и хорошую инфраструктуру микрорайона: рядом с домом находятся все нужные магазины, школа, больница. И, к сожалению, это было никак не изменить.

Мой план действий

Я маркетолог, поэтому действовала в соответствии с профессиональными знаниями. Опыт в рекламе дал мне уверенность, что продать можно вообще все, но для этого нужно основательно подготовиться.

Если переложить маркетинговый опыт на продажу квартиры, то вот что мне нужно было сделать:

  1. Определить главные достоинства квартиры, чтобы сформулировать выгоды для будущего покупателя.
  2. Понять, какие проблемы может решить эта недвижимость. Например, благодаря тому, что рядом находится школа, родители могут не беспокоиться о безопасности своего ребенка.
  3. Сформировать список групп людей, которым может быть интересна эта недвижимость.
  4. Составить продающее объявление так, чтобы закрыть возражения покупателя: «дорого», «нужны вложения в ремонт» и т. д.
  5. Сделать максимально привлекательное объявление, чтобы повысить его эффективность. Недостаточно, чтобы на него просто кликнули: нужно завладеть вниманием посетителя сайта. Для этого нужны симпатичные фото и приятный текст.

Поэтому я разделила мероприятия по продаже квартиры на несколько этапов — и планомерно стала действовать.

Шаг 1
Подготовила все необходимые документы

Чтобы в любой момент быть готовым к сделке, нужно позаботиться о правовой части вопроса. Вот перечень документов, которые мы подготовили заранее:

  1. Документ, который удостоверит личность продавца, — паспорт моей мамы. Мы проверили, чтобы паспорт не был просрочен. Если паспорт скоро нужно менять по возрасту, например в 45 лет, то лучше сначала все сделать, а потом начинать активную продажу.
  2. Документ о собственности. У нас было свидетельство о регистрации права на недвижимость, которое подтверждало, что квартира принадлежит моей маме.
  3. Технический паспорт, где указана площадь помещения, планировка и т. д. Его можно получить в БТИ.
  4. Документ о том, кто прописан в квартире. Это может быть выписка из домовой книги, справка по форме № 9 или ЕЖД. Сейчас этот документ заменили на справку о составе семьи, которую можно получить в МФЦ или в управляющей компании. Но мы при продаже получали именно выписку из домовой книги.

Шаг 2
Определила, кому нужна эта квартира

Сначала я думала, что эта квартира вообще никому не нужна. Но потом я вспомнила все, чему училась раньше. Мне нужно было точно знать, какую выгоду и кому может принести этот объект, и сделать качественную рекламу.

Кого я отсеяла в процессе раздумий:

  1. Одиноких бабушек и дедушек — им тяжело подниматься выше первого этажа.
  2. Молодых одиноких парней и девушек — они лучше подождут на съемных квартирах и потом купят двушку, когда станут семьей.
  3. Тех, у кого денег только на первый взнос по ипотеке. Им будет выгоднее покупать сразу большую жилплощадь.

Я взяла чистый лист бумаги и начала выписывать все группы людей, которые могут заинтересоваться квартирой. Начала с возраста, пола, семейного положения и достатка. Это было моей отправной точкой. Потом я стала фантазировать, зачем им может понадобиться эта квартира.

Вот кого я определила в потенциальных покупателей:

  1. Местных «бизнесменов», желающих навариться на сдаче квартиры командированным, которые приезжают на временную работу в филиал «Газпрома». В Степном это очень популярная схема. Подруга моей мамы, например, сдавала так свои комнаты в общежитии.
  2. Состоятельных мужчин, которым нужна квартира, чтобы приводить туда любовниц. Как бы ни было смешно, но такие правда существуют. Для этих целей один мужчина купил квартиру у наших знакомых. Таким покупателям как раз нужна недорогая и небольшая по площади квартира с приличным ремонтом.
  3. Местную администрацию. Мы сначала очень надеялись продать квартиру именно им. Обратились с этим вопросом, но сразу поняли, что ничего не выйдет: администрации в тот момент квартира не требовалась.
  4. Мужчин и женщин среднего возраста, которые остались одни. Возможно, после потери партнера им не хочется терять личный комфорт и они готовы потратиться на собственную жилплощадь.

Получилось негусто, но лучше, чем ничего.

Шаг 3
Назначила цену

Теперь важно было не отпугнуть стоимостью.

Для начала я проанализировала местные объявления о продаже недвижимости и сравнила цены. Видела квартиры стоимостью и 300 000 Р, и 900 000 Р. Конечно, в среднем самые низкие цены были у самых убитых квартир в старых домах с деревянными окнами и ужасными подъездами. Самые высокие — у квартир, которые находились в новых домах в центре поселка, да еще и с ремонтом.

Я выделила несколько критериев, от которых зависели цены на квартиры:

  1. Этаж. Недвижимость на первом этаже в среднем на 20% дешевле. При этом последний этаж на стоимость почти не влияет.
  2. Дополнительные опции. Квартиры, в которых есть котел, кондиционер и пластиковые окна, — самые дорогие.
  3. Год постройки дома. Квартира в старом доме в среднем на 10% дешевле, чем в новостройке. Но у нас в Степном есть и очень коряво построенный новый дом — о нем все знают, покупать там жилье никто не хочет. Стоимость квартир в нем обычно снижают на 10—15% от аналогичных.
  4. Расположение. Жилье в центре поселка в среднем на 10% дороже, чем на окраинах: все государственные и развлекательные учреждения у нас находятся в центре, а из отдаленных частей Степного до них будет добираться неудобно. Жители привыкли, что все находится в пешей доступности.

Но часто я замечала, что цена не соответствует уровню комфортабельности жилья и зависит скорее от мироощущения продавца. Возможно, собственники хотят отбить затраты на ремонт или просят ту сумму, которой им не хватает для покупки нового жилья. Допускаю, что они просто блефуют: ставят самую высокую цену в надежде, что кто-нибудь согласится. Из-за этого адекватно оценить нашу квартиру было сложно.

Отличный пример странного позиционирования. В квартире совсем ничего нет, нужен ремонт с нуля. Цена высокая, поскольку квартира в новом доме. Но есть нюанс: никто из степновцев не хочет жить в этом доме, поскольку построили его крайне недобросовестно. Видимо, расчет продавца тут на приезжих
Отличный пример странного позиционирования. В квартире совсем ничего нет, нужен ремонт с нуля. Цена высокая, поскольку квартира в новом доме. Но есть нюанс: никто из степновцев не хочет жить в этом доме, поскольку построили его крайне недобросовестно. Видимо, расчет продавца тут на приезжих
В этом варианте почти нет мебели, но та, что имеется, еще советская. Просмотрев несколько подобных примеров, я осмелела и поставила цену нашей квартиры выше
В этом варианте почти нет мебели, но та, что имеется, еще советская. Просмотрев несколько подобных примеров, я осмелела и поставила цену нашей квартиры выше

Я выписала все преимущества и недостатки нашей недвижимости. Среди плюсов:

  1. Дом в центре поселка.
  2. Развитая инфраструктура: рядом все лучшие магазины, школа, ДК, а до больницы идти всего семь минут.
  3. Постройка не премиум-класса, но жилье выглядит достойно, построено в 80-х годах.
  4. В квартире не было пожаров и затоплений.
  5. Во дворе есть детская площадка.
  6. Мы оставляем в квартире всю мебель.
  7. Не требуется ремонт, можно заезжать сразу после сделки.
  8. Жилая комната достаточно просторная, чтобы разместить кроватку и другую мебель.
  9. Тихие соседи.

Минусы:

  1. Высокий этаж без лифта.
  2. Только одна жилая комната.
  3. Площадь и планировка не позволят сделать из квартиры евродвушку.
  4. Нет стиральной машины и телевизора.

Еще мы с мамой раздумывали, нужно ли делать косметический ремонт и освежать квартиру. Но своими руками мы это сделать не могли: у мамы проблемы со здоровьем, а я не умею. При продаже мы бы вряд ли отбили затраты на рабочих. По самым скромным подсчетам, ремонт обошелся бы нам тысяч в 50. В эту сумму мы включили:

  1. Обои в жилую комнату.
  2. Краску для стен в кухню и прихожую.
  3. Краску для батарей и откосов.
  4. Линолеум во всю квартиру, кроме санузла.
  5. Оплату работы мастера.

Если честно, выделить эти 50 тысяч из семейного бюджета нам было трудно. И мы решили оставить все как есть.

Кроме этого я учла еще маркетинговую теорию: комфортнее всего людям воспринимать цену чуть ниже самой высокой. Поэтому сначала я установила цену максимально наглую: 900 000 Р. Но в случае необходимости готова была скинуть и 100, и 200 тысяч. Планировала снизить цену и в объявлениях, если квартира не продастся в течение полугода. В разговоре с потенциальными покупателями я также упоминала, что часть денег к ним вернется через налоговый вычет: это сразу снижало стоимость квартиры в их глазах.

Шаг 4
Сделала привлекательное объявление

Я прочитала в интернете несколько статей о том, как подготовить хорошее объявление, прежде чем сесть за свое. Вот краткое резюме этих статей.

В объявлении обязательно должна присутствовать определенная информация: тип дома — кирпичный, монолитный, панельный и т. д., количество этажей в доме, этаж, на котором находится квартира, а также планировка. Как правило, на специализированных сайтах для этого есть отдельная форма. Лучше ее не игнорировать и заполнять полностью и подробно.

Следует указывать все удобства в квартире: кондиционер, интернет, пластиковые окна, а также обозначить, какую мебель и технику вы готовы оставить новым жильцам.

Достоинства местоположения своего жилья надо использовать по максимуму. Молодым родителям, например, важно жить в доме с тихими соседями и с детской площадкой во дворе. Если они есть — так и нужно написать.

Не надо писать в объявлении про личный опыт: как досталась квартира, кто в ней жил, почему решили переехать. Также не надо обманывать покупателей.

Объявление можно сделать нестандартным — так, чтобы его заметили среди остальных. Например, написать его с юмором или в разговорной форме. Можно использовать эмоциональные описания: «уютная», «светлая», «теплая» и т. д. Важно не только дать сухую информацию о параметрах квартиры, но и привлечь читателей ощущениями, которые эта недвижимость может подарить новому владельцу.

Хорошо, если получится создать положительное впечатление о недвижимости. Для этого можно превратить недостатки в достоинства. То, что не нравится в квартире, может быть главным пожеланием новых хозяев. Например, скромную площадь можно обыграть: в такой квартире легко поддерживать чистоту.

В конце объявления обязательно нужен призыв к действию. Например: «По всем вопросам звоните +7 927 123-45-67». Или: «Чтобы назначить время осмотра, пишите в личные сообщения».

В результате у меня получилось два варианта.

Первый — для соцсетей. Здесь ценится краткость, поэтому я обозначила только основные моменты. Цену сознательно писать не стала, так как это самый популярный вопрос. Его задавали в комментариях, а я перенаправляла разговор в личные сообщения. Вместе с ценой писала и достоинства квартиры.

Продается уютная, светлая квартира с хорошим ремонтом по адресу ул. Рабочая, 38. В квартире есть все необходимое. Вложения требуются только в балкон. Всю мебель, кухонный гарнитур оставляем.

Сделала ставку на эмоции — «уютная, светлая квартира» — и ушла таким образом от описания ремонта. Но упомянула, что оставляем мебель: это тоже будет плюсом новому владельцу.

Для сайтов объявлений этот текст дополняла информация из формы c характеристиками квартиры. Этих данных вполне хватило, чтобы заинтересовать потенциальных покупателей.

Продается уютная, светлая квартира с хорошим ремонтом по адресу ул. Рабочая, 38. В квартире есть все необходимое. Вложения требуются только в балкон. Всю мебель, кухонный гарнитур оставляем. Дом находится в центре поселка. Рядом есть все магазины, школа № 1, районная больница и ДК. А там и до парка рукой подать :) Соседи тихие и мирные, так что никто не нарушит ваш сон и уют.

Формулировки в объявлениях

Так лучше не писатьТак звучит привлекательно для покупателя
Теневая квартираВ квартире всегда комфортная температура, даже в самую жаркую погоду
Без ремонта и мебелиУ вас есть возможность сделать ремонт на свой вкус. Стоимость снижена, чтобы у вас остались средства на новую мебель
Неудачная планировкаПросторная квартира, готовая к самым креативным вашим идеям
Старый домНаходится в историческом центре города. Все соседи уже закончили ремонт
НовостройкаНаходится в новом перспективном районе. Тихое и уютное место для спокойной жизни
Последний этажПанорамный вид на город, и соседи точно не зальют
Первый этажЛегко занести коляску или инвалидное кресло. Идеально подходит пенсионерам и семьям с маленькими детьми
Так лучше не писать
Так звучит привлекательно для покупателя
Теневая квартира
В квартире всегда комфортная температура, даже в самую жаркую погоду
Без ремонта и мебели
У вас есть возможность сделать ремонт на свой вкус. Стоимость снижена, чтобы у вас остались средства на новую мебель
Неудачная планировка
Просторная квартира, готовая к самым креативным вашим идеям
Старый дом
Находится в историческом центре города. Все соседи уже закончили ремонт
Новостройка
Находится в новом перспективном районе. Тихое и уютное место для спокойной жизни
Последний этаж
Панорамный вид на город, и соседи точно не зальют
Первый этаж
Легко занести коляску или инвалидное кресло. Идеально подходит пенсионерам и семьям с маленькими детьми

Не менее важно было сделать привлекательные фото. Фотошопить, конечно, я не стала, но фильтры подкрутила, чтобы приятнее было смотреть.

Хорошие фотографии не потребовали сверхъестественных усилий. Достаточно соблюдать простые правила:

  1. Уборка. Перед тем как приступить к съемке, уберите все лишние предметы с поверхностей — столешниц, полок и т. д. Оставьте только предметы декора, например картину или вазу с цветами. Это добавит пространству уюта — а его люди и ищут, выбирая жилье.
  2. Дневное освещение. Фотографируйте квартиру в солнечный день. Лучше встать у окна и делать снимки помещения, стоя спиной к источнику света. Рассеянный свет создаст максимальную естественность — а значит, фото будут выглядеть более реалистично и привычно человеческому глазу. Очень неприятно выглядят фотографии с насыщенным желтым цветом, поэтому такого следует избегать.
  3. Ракурс. Фотографы советуют делать снимки из угла, так вы захватите максимальную площадь. Следите, чтобы все линии и углы были прямыми: если «завалите горизонт», впечатление от фото испортится.
  4. Качество снимков. Когда сделаете фотографии очередной комнаты, просмотрите их на предмет смазанности, смещения фокуса и другого возможного брака.
  5. Редактирование сделанных фото. Проще всего сделать базовую обработку в приложении Snapseed или VSCO. Я на 99% уверена, что вы заметите большую разницу, даже если всего лишь увеличите яркость, контрастность фото и подкрутите параметры четкости.
Фотография жилой комнаты без обработки
Фотография жилой комнаты без обработки
И она же после обработки в Snapseed. Вуаля! Сразу стало уютнее, правда?
И она же после обработки в Snapseed. Вуаля! Сразу стало уютнее, правда?
Фотография жилой комнаты без обработки
Фотография жилой комнаты без обработки
И она же после обработки в Snapseed. Вуаля! Сразу стало уютнее, правда?
И она же после обработки в Snapseed. Вуаля! Сразу стало уютнее, правда?

Шаг 5
Разместила объявления на максимальном количестве ресурсов

Я разместила бесплатные объявления на «Юле», «Циане», «Яндекс-недвижимости» и в местной группе во «Вконтакте». Поднимать их в поиске не было смысла: в месяц степновцы размещают в среднем меньше 10 объявлений, так что мои даже не уходили с главной страницы. Бумажные объявления на столбы не клеила: думаю, что сейчас на них уже никто не смотрит.

Еще я запустила сарафанное радио: у мамы много знакомых в поселке — и мы рассказали о квартире всем, кому смогли. Попросили пустить информацию дальше по району в надежде, что квартира заинтересует жителей близлежащих, еще меньших сел.

Зачастую в деревнях совсем нет работы и семьи переезжают в районный центр, чтобы устроиться в местный филиал «Газпрома» или в другую крупную по меркам района компанию.

Жители сел часто бывают в Степном: приезжают по бюрократическим делам — в МФЦ, загс — или к родственникам. Все населенные пункты в нашем районе небольшие, поэтому многие знают друг друга. Выяснить, кому можно предложить квартиру, было несложно. Достаточно встретить знакомого на улице и сказать: «Слушай, я квартиру продаю. Помню, у тебя есть родственники в деревне. Они не собираются переезжать?»

Сразу скажу, что идея с сельскими жителями не сработала. За все время у нас ни разу не посмотрели квартиру люди, живущие за пределами Степного. Но это была хорошая попытка.

В качестве контакта я указывала свою маму, чтобы все видели, что объявление от собственника
В качестве контакта я указывала свою маму, чтобы все видели, что объявление от собственника
Скриншот объявления в местной группе во «Вконтакте». Уже в первые сутки я получила отсюда несколько обращений в комментариях
Скриншот объявления в местной группе во «Вконтакте». Уже в первые сутки я получила отсюда несколько обращений в комментариях

Шаг 6
Показывала квартиру потенциальным покупателям

В среднем нам звонили пару раз в неделю, писали в соцсетях и на «Юле» каждые 2—3 дня, а на осмотр приходили раз в 2—3 недели.

Среди потенциальных покупателей были представители целевой аудитории, которую я обозначила в самом начале. Например, сотрудники одной из местных компаний интересовались стоимостью квартиры перед приездом в поселок новых командированных.

Но чаще всего недвижимостью интересовались те, о ком я не подумала:

  1. Мамы выбирали квартиру для своих взрослых сыновей. Предполагалось, что мужчина будет жить там один, жены и детей у этих потенциальных покупателей не было.
  2. Через соцсети я получила заявку на осмотр от молодого мужчины, который собирался жить в квартире один. В соседнем доме жил его лучший друг, поэтому ему хотелось найти жилье именно в этом районе.
  3. Звонила девушка, которая искала квартиру для пожилой мамы.
  4. Приходила пожилая женщина, квартира ей нужна была для себя. Но все-таки этаж оказался слишком высоким.

Во всех случаях потенциальных покупателей не устраивала или цена, или высокий этаж. Очень часто звонили просто узнать цену — думаю, так изучали ситуацию на рынке те, кто тоже собирался продавать свою недвижимость.

Все это время квартира по-прежнему сдавалась в аренду, поэтому просмотры мы организовывали с согласия арендатора. Мы заранее звонили квартирантке и спрашивали, когда ей будет удобно на полчаса-час покинуть дом, чтобы мы могли показать недвижимость потенциальным покупателям. Кроме того, мы были готовы помочь ей с уборкой перед просмотром и даже перенести визит гостей на пару дней. Нам было очень важно сохранить хорошие отношения с квартиранткой: поиски покупателя могли затянуться, а искать новых жильцов совсем не хотелось.

В целом продажа квартиры заняла у нас четыре месяца: в конце октября я опубликовала первые объявления, а в феврале мы нашли покупателей. Я регулярно обновляла объявления на специализированных сайтах, и каждый раз это приносило по одной заявке. Больше всего запросов было получено через социальные сети, но при этом они оказались самыми безрезультатными: в большинстве случаев даже до созвона не доходило. Цену я не понижала, поскольку просмотры шли активно.

Знаем все о недвижимости
Разбираем сложные ситуации с покупкой и продажей жилья, рассказываем о законах, которые касаются владельцев недвижимости

Как нашлись покупатели

Помогло сарафанное радио — как я и думала. Объявления в интернете не могут тягаться с могуществом рекомендации знакомого. А может, нам просто повезло. Муж маминой подруги позвонил и сказал: «Лиль, тут женщина с работы однушку ищет. Дам ей твой номер?»

Ситуация сложилась как нельзя лучше. На осмотр пришли мужчина и женщина 45—50 лет, которые недавно поженились и не планировали заводить детей. Жилье им нужно было только для себя.

Во время телефонного разговора они сказали, что уже посмотрели несколько квартир и в каждой их что-то не устраивало. Поэтому мы с мамой заранее насторожились. Как оказалось, зря.

Уже в первые минуты осмотра мужчина заявил, что ему все нравится. А именно: квартира требует только косметического ремонта, серьезных изъянов в ней нет. Она не загромождена — а значит, останется место для их мебели и личных вещей. Дом находится недалеко от места работы его жены. В целом квартира чистая, светлая. Можно заезжать хоть сейчас — это и было их главным пожеланием.

Наши покупатели не торговались, стоимость в 900 000 Р их полностью устраивала. В наличии у них была только часть суммы, на остальную они оформили потребительский кредит. Пока готовили сделку, помогали квартирантке через знакомых найти новое жилье.

Сделка состоялась через месяц. Покупатели сразу выплатили полную стоимость, получили ключи и начали перевозить вещи. А мы с мамой получили 900 000 Р, положили их на депозит в банке и уже ходим на просмотры квартир в Саратове.

Как продать квартиру в небольшом городе

  1. Не ограничивайтесь сарафанным радио. Да, у нас оно сработало, но это не единственный способ продать недвижимость.
  2. Чем больше информации о продаже квартиры соберете, тем больше шансов быстро найти покупателя.
  3. Адекватно оценивайте квартиру. Если она очевидно в плохом состоянии или находится в «странном» районе — не стоит ставить цену выше средней.
  4. Главное — устройте мозговой штурм на тему потенциальных покупателей. Понимание того, кому вы продаете, станет решающим в совершении сделки.
  5. Цена — самый важный параметр. Но это не значит, что ее нужно беспощадно снижать. Наоборот, ее нужно обосновать. Показать покупателю, почему ваша квартира стоит именно столько, через ее преимущества и выгоды.