Как мы отремонтировали двушку в новостройке за 3,3 млн рублей
От редакции
Эта статья — личный опыт автора. Цены на услуги и стройматериалы могли поменяться, поскольку ремонт делали несколько лет назад, но общий подход к организации процесса и выводы, которые сделал автор, могут быть полезны тем, кто тоже планирует обновления дома
За время ремонта мы были в квартире всего три раза.
Мы долгое время снимали квартиру и всегда мечтали о своем жилье. В итоге в 2019 году мы купили в ипотеку двушку в новостройке без ремонта — одни бетонные стены. У нас не было времени делать ремонт самостоятельно, поэтому мы наняли подрядчиков, а сами принимали участие минимально.
Ремонт обошелся в 3 325 092 ₽. Ключи от квартиры мы получили в сентябре, а Новый год уже встретили в новом доме. В статье расскажу о том, как сделать ремонт в новостройке, когда свободного времени почти нет, а знания о ремонте минимальные.
Вы узнаете
- Как мы купили квартиру
- Как планировали бюджет на ремонт и искали подрядчиков
- На чем собирались сэкономить
- Как распределяли расходы во время ремонта
- Как поделили с мужем зоны ответственности
- Как делали дизайн-проект
- Какие были ожидания от работы дизайнеров
- Как решили вопрос с вывозом мусора
- Как проходила работа бригады
- Какие были сложности и ошибки
- Как переехали и принимали ремонт
- Какие выводы я сделала
Как мы купили квартиру
У нас не было четких планов по поводу жилья. Мы решили, что покупать квартиру будем в ипотеку под невысокий процент и только в определенном районе. Активно мы не искали, но однажды на январских праздниках во время просмотра фильма увидели рекламу квартир в жилом комплексе с ипотекой под 5,5%. Эта была новостройка в 5 км от Мкада в Новой Москве — как раз в том районе, где работает муж. Мы изучили предложение и записались на просмотр.
На тот момент дом был не достроен: из 15 запланированных этажей было только 13. Сдать дом обещали через год и три месяца — нас это устраивало. А после общения с менеджером мы окончательно поняли, что это то, что нам нужно.
В конце января 2018 года нам оформили сделку, и мы купили двушку площадью 67 м² за 6,5 млн рублей. Ипотеку взяли на 10 лет. У нас были личные накопления — 1,1 млн рублей, а первоначальный взнос составлял 1,9 млн рублей — 30% от суммы кредита. Недостающие 800 тысяч мы взяли в кредит на пять лет и выплатили его за семь месяцев.
Как планировали бюджет на ремонт и искали подрядчиков
Поскольку я маньяк планирования, то сразу приступила к финансовым расчетам: хотела понять, сколько денег нужно отложить на ремонт с учетом наших расходов. Мы ежемесячно платили 47 000 ₽ за ипотеку, 37 000 ₽ за съемную квартиру и 120 000 ₽ за кредит, который взяли на недостающий первоначальный взнос. То есть всего на эти траты у нас уходило 204 000 ₽, а ведь еще нужно было на что-то жить.
Составили смету. Денег было впритык, и надеяться мы могли только на свои силы. Я составила смету на основе статей в интернете, опыта друзей и людей со строительных форумов. Там я нашла примерную общую стоимость черновой и чистовой отделки за квадратный метр — за основу взяла сумму чуть выше средней. Цена была без детализации: я не считала отдельную стоимость блоков, стяжки, краски для стен.
Потом я составила список всего необходимого. Ничего, кроме посуды, у нас не было, поэтому в смету вошли мебель, сантехника, бытовая техника, зеркала, светильники, розетки и выключатели, шторы. Цены я брала из интернет-магазинов. В итоге получилось, что ремонт обойдется нам в 3 млн рублей.
Нашли подрядчиков. Ни я, ни муж не разбирались в ремонте: максимум — пару раз клеили обои в общежитии, где жили во время учебы. И вникать в это все у нас не было времени и желания. Муж постоянно в командировках, а у меня плотный график работы. К тому же на начало ремонта я была беременна, и присутствовать в квартире мне было нежелательно. Нам и так приходилось тратить свои выходные на выбор плитки и диванов, но добавлять к этому еще и тотальный контроль за ходом работ мы не хотели.
Мы решили найти хороших дизайнеров и строителей, чтобы не отслеживать каждый их шаг. И тех и других мы нашли через коллег мужа. Строители делали ремонт троим из них — и у всех был удачный опыт.
А с дизайнерами работал наш знакомый и остался доволен. Его квартиру мы не видели, но дизайн-проект нам понравился: планировка была нестандартная и сложная, дизайнеры придумали отличные решения. Так что мы выбрали их исключительно по рекомендации. Муж был полностью уверен в решении, и я не стала искать запасные варианты.
Мы планировали начать работу с дизайнерами заранее. Хотели, чтобы на момент передачи ключей от квартиры у нас уже был готов проект. Так мы могли приступить к ремонту, не теряя времени.
На чем собирались сэкономить
Поскольку наши ежемесячные расходы были и так высокие, я искала любые способы сэкономить деньги на закупке стройматериалов, бытовой техники и мебели. В итоге получился вот такой список лайфхаков.
Карты рассрочки. За полгода до начала ремонта я, муж и его мама оформили карты рассрочки «Халва» и «Совесть». Условия карт простые: у банка есть магазины-партнеры, которые предоставляют рассрочку на три-четыре месяца. Это значит, что сумма покупки распределяется равными частями на несколько платежей без процентов. То есть нет переплат, как по кредитам.
Чтобы воспользоваться картой, нужно было подать заявку через сайт банка. Банк принял решение в течение часа и определил сумму лимита, исходя из наших доходов и текущей кредитной нагрузки. Например, мне и мужу одобрили по 75 000 ₽, а маме мужа — 120 000 ₽.
В итоге у нас было шесть карт рассрочек с общей суммой лимита 400 000 ₽. Идея была такая:
- С помощью карт покупать стройматериалы, мебель и технику в рассрочку.
- Увеличить рассрочку до 10—12 месяцев — у карт была опция, которая позволяла это сделать за небольшую доплату. Нам это было актуально и выгодно, поэтому мы воспользовались этой опцией — просто доплатили 600 ₽ за каждую карту.
- За полгода увеличить лимит по картам: банк пересматривает условия каждые полгода и может повысить лимит до 300 000 ₽. Забегая вперед, скажу, что за три года активного пользования мой лимит увеличился всего на 15 000 ₽.
Скидки. Их искали по разным направлениям.
Сначала привлекли всех знакомых, которые связаны со стройматериалами. Одни предложили нам хорошую скидку либо рассрочку без скидки в «Асконе». Мы выбрали второе, так как денег на тот момент уже не было. Там мы купили диван, матрас, подушки, одеяла. Я оформила на себя рассрочку на три года. И еще нам дали скидку на матрасный чехол и подушку — около 4000 ₽. Через других знакомых мы купили плитку — сэкономили 15 000 ₽, третьи знакомые обещали скидку на светильники, но не случилось.
Потом мы оформили скидку новоселов от компании-застройщика, она действовала в нескольких строительных и мебельных магазинах. Но так мы ей и не воспользовались, потому что покупали в других.
Еще во всех магазинах мы просили скидку или рассрочку и демпинговали цену у конкурентов. Например, мы попросили коммерческие предложения на окна у двух компаний и переделали документы в «Ворде», указав там более низкую цену. А затем скинули их конкурентам и попросили снизить еще. Одна компания согласилась — у нее мы и купили окна.
Кредитные карты. Мы оформили две кредитные карты с максимальным беспроцентным периодом — до 120 дней. В итоге воспользовались только одной. Закрыли их сразу после выплаты долга.
Совместные закупки с соседями. Можно было покупать в складчину с другими соседями. У нас договориться не получилось, так как мы одни из первых закончили ремонт. Но некоторые так делали: заказывали окна, корзины для кондиционеров и плитку дешевле, чем при покупке в розницу.
Как распределяли расходы во время ремонта
Как только мы купили квартиру, стали оптимизировать расходы, чтобы откладывать на ремонт. Ужались до минимума: не ездили в отпуска, почти не покупали одежду, сильно урезали траты на развлечения. В таком режиме жили два года. За это время потратили на одежду и обувь 30 000 ₽ на двоих.
План был такой: наличные деньги использовать только для оплаты услуг — работы строителей, изготовления на заказ кухни и прихожей. Все остальное оплачивать в первую очередь картами рассрочки, во вторую — кредиткой и в крайнем случае — наличкой. Для удобства все расходы по ремонту мы фиксировали в гугл-таблице по месяцам.
Получили неустойку от застройщика. Так как застройщик задержал сдачу дома на четыре месяца, мы решили судиться. Выбрали хорошего юриста, которая предложила нам два варианта оплаты ее услуг: фикс 35 000 ₽ сразу либо 15 000 ₽ сразу плюс процент от суммы неустойки.
Поразмыслив, мы выбрали второй вариант. По нашему мнению, в этом случае юрист будет больше стараться, чтобы отсудить максимальную сумму по неустойке и за вынужденную аренду квартиры.
После этого муж взял на работе справку о том, что он редкий специалист, — это действительно так. Мой муж — специалист по кормлению и содержанию сельскохозяйственных животных. В справке было указано, что он вынужденно переехал из Тульской области, с места регистрации, и снимал в Москве квартиру. Из-за задержки со сдачей дома мы потратили на аренду 148 000 ₽ за четыре месяца и хотели, чтобы застройщик их возместил.
В итоге по решению суда застройщик выплатил нам 240 000 ₽. Из них мы заплатили процент юристу — 48 000 ₽. Ни о какой компенсации за аренду квартиры речи не было. Всего мы заплатили юристу 63 000 ₽. А через какое-то время я узнала, что некоторые наши соседи представляли себя в суде сами, не имея юридического образования. И им выплатили примерно такую же сумму, как нам. Было обидно.
Взяли в долг. В декабре деньги на ремонт закончились, поэтому пришлось взять в долг у матери мужа 450 000 ₽ на год. Всех, кого могли, мы просили об отсрочке платежей, например строителей и компанию, которая делала кухню.
Получили декретные. В январе я должна была получить выплату на работе за отпуск по беременности и родам. Этими деньгами мы планировали оплатить работу строителей.
В последующие месяцы мы тратили деньги в первую очередь на погашение долгов по ремонту: рассчитались с рабочими, оплатили кухню и прихожую, выплачивали кредиты, которые брали во время ремонта.
Ремонт длился с сентября до конца декабря 2019 года. Но только через год после его окончания мы закрыли все долги и рассрочки. Даже долг, который брали у мамы мужа, удалось вернуть вовремя. У нас осталась лишь непогашенная ипотека, и мы смогли вернуться в прежний режим расходов, ездить в отпуска и покупать одежду.
Как поделили с мужем зоны ответственности
В процессе ремонта мы поделили зоны ответственности: я полностью отвечала за заказ и монтаж окон, подбор бытовой техники и светильников, а муж — за все остальное. Иногда мы делегировали друг другу дела в зависимости от загруженности по работе. Например, я выбирала и заказывала технику, а муж принимал ее доставку в новой квартире.
Как-то после двух дней ругани по поводу дизайна будущей кровати мы договорились, что все будем обсуждать совместно. Во-первых, каждый обозначит, что ему особенно принципиально, и в этом случае второй уступит. Например, для меня был важен дизайн балкона, для мужа — стены под покраску. Во-вторых, если для меня что-то не имело большого значения, то последнее слово оставалось за мужем. После этого мы больше ни разу не поссорились за оставшееся время ремонта.
Как делали дизайн-проект
Сдать дом обещали в конце апреля. Чтобы к этому времени успеть с проектом, мы обратились к дизайнерам в феврале. Они брали 3000 ₽ за 1 м².
Всего за работу дизайнерам мы заплатили 180 000 ₽. Сумма была разбита на три равных платежа: мы вносили предоплату за каждый этап работы. Первый — в марте во время заключения договора, второй — в апреле, как будет готова первая часть работ, третий — в июле за последнюю часть работы.
- 180 000 ₽
В первый этап входили согласование и разработка планировки квартиры с чертежами и разметкой всех коммуникаций. Во второй — 3D-визуализация с подбором интерьера. В третий — два альбома с дизайн-проектом для нас и строителей, а также три похода с дизайнером по строительным магазинам для подбора плитки, краски для стен, отдельных предметов мебели и сантехники.
Дизайн-проект обещали сделать за три месяца, но по факту делали с марта до начала сентября: поскольку сдачу квартиры задержали, мы не торопили дизайнеров.
Для начала работ нужно было сделать замеры в квартире. Для этого нам пришлось пробираться туда тайком, так как вход на стройку был запрещен. Легально договориться через застройщика мы не пытались — просто повторили опыт соседей из домового чата. Многие неофициально пробирались посмотреть состояние своих квартир или сделать замеры для дизайна, как мы. Предположу, что получить разрешение застройщика на это сложно, иначе все бы ходили с утра до вечера по делу и без.
На первой встрече с дизайнерами мы четыре часа обсуждали пожелания по проекту. После этого дизайнеры попросили собрать в «Пинтересте» референсы, которые нам нравятся.
Первая часть с проектом квартиры и расположением стен была готова через месяц. Нам предложили четыре варианта — они были нормальные, но не цепляли. В процессе дискуссии дизайнеры предложили пятый вариант: перенести кухню в коридор и объединить ее с гостиной. А на месте кухни сделать спальню и объединить ее с балконом.
Сначала нас испугала такая смелая задумка, но потом мы согласились. Мы редко готовим, поэтому полноценная кухня была не особо актуальна, в отличие от большой гостиной. Я всю жизнь жила впятером на 50 м², а потом — в общежитии и на съемных квартирах. Для меня был важен простор и минимум мебели — это стало основной целью проекта.
Ожидания от работы дизайнеров и реальность
Я рассчитывала, что работа с дизайнерами не потребует столько усилий. Мы хотели просто рассказать о своих пожеланиях, скинуть фото примерных дизайнов и получить результат, который нам понравится. Но я сильно ошиблась. В реальности работа выглядела так.
По несколько раз приходилось напоминать про свои пожелания на каждом этапе. Иногда это были несущественные мелочи — например, мы хотели в туалете подставку для бумаги в виде овечки, которую нашли в «Пинтересте». Дизайнеры об этом забывали, а в итоге забыли и мы — и смирились с этим.
Но были и критичные задачи, которые дизайнеры не учли. Например, мы постоянно напоминали им о гигиеническом душе в туалете. Совсем непонятно, зачем мы до этого потратили столько времени на подробное заполнение анкет и обсуждение деталей.
Приходилось согласовывать каждую мелочь. По вечерам дизайнеры скидывали на согласование выполненную часть проекта, а мы с мужем после работы разбирали их письма по «Зуму», так как муж был в командировках. Это утомляло.
Предложенные варианты меня не устраивали, но по договору каждый из трех этапов они переделывали только два раза. Я не могла четко сформулировать, что меня не устраивало, а дизайнеры все время предлагали не то. В итоге мы с мужем уставали и соглашались на то, что более или менее подходило.
Не уложились в бюджет. На старте мы обозначили сумму 2—2,5 млн — это было важным условием. Я сделала это специально, чтобы дизайнеры не предлагали слишком дорогие решения. Дизайнеры заверили, что уложимся.
На этапе подготовки проекта я не раз высказывала сомнения по поводу сумм. И когда девушки расписывали мне категории трат, я поняла, что они не в курсе цен на технику и мебель и занижают реальные расходы. Больше говорить с ними на эту тему я не стала. А бюджет дизайн-проекта в итоге составил 3,3 млн рублей.
Не все предложенные решения получилось воплотить. Например, мы хотели фотообои в духе тех, что я видела на «Пинтересте». Дизайнеры сказали, что полноценные фотообои на всю стену визуально уменьшат комнату, и предложили сделать небольшой отрезок по диагонали. В дизайн-проекте было указано только название обоев — информации о производителе и о том, где их купить, не было. Было похоже, что в проекте использовали принт из «Пинтереста», а поиском фотообоев предстояло заняться мне.
Я не нашла такой принт, обратилась в компанию, которая производит фотообои, и выбрала из предложенных ими вариантов. Обои пришли длинной полосой — рабочим пришлось импровизировать. Они отрезали обои, а потом приклеили их по диагонали в два ряда. Когда я в первый раз увидела результат, хотелось заплакать. Через две недели мы сняли фотообои — деньги были выброшены на ветер.
Я так и не поняла, за что дизайнеры взяли такую огромную сумму. Дизайн-проект за 180 000 ₽ — это моя самая большая боль за весь ремонт.
Как решили вопрос с вывозом мусора
На этапе приемки квартиры мы подписали договор с управляющей компанией о вывозе строительного мусора и заплатили за эти услуги 18 000 ₽ за все время ремонта. О договоре мы узнали из чата соседей.
Строительный мусор нельзя выбрасывать в обычные контейнеры для бытового мусора у дома. Для него устанавливают специальные контейнеры-бункеры. Без договора вывозить мусор пришлось бы своими силами. Но некоторые соседи не подписывали договор, сэкономили на вывозе мусора и просто выбрасывали его в контейнеры, которые оплатили другие жильцы. Я думаю, что это неправильно.
Как проходила работа бригады
Дом сдали на четыре месяца позже: ключи от квартиры мы получили не в апреле, а в августе. Пришлось подождать две с половиной недели, пока строители закончат предыдущий объект. И в сентябре они приступили к работе.
Строители брали 11 000 ₽ за квадратный метр. Когда нам озвучили расценки, мы согласились. Можно было найти и дешевле, но работы этой команды мы видели сами. Это были проверенные рабочие, которые жили в Москве. Риска, что они внезапно и навсегда уедут к себе домой, не было.
Они предоставили гарантию на три года. Их не нужно было пошагово контролировать, так как у них большой опыт ремонта. А у нас был сложный проект, поэтому нужны были профессионалы. За весь ремонт с учетом метража квартиры мы заплатили им 737 000 ₽.
- 737 000 ₽
У нас есть знакомые, которые делали максимально простой ремонт за 6000 ₽ за квадратный метр. Но нужно было контролировать рабочих и даже объяснять им, как правильно класть плитку. Знаю случаи, когда строители делали некачественно и это обнаруживалось только через какое-то время. Людям приходилось искать других исполнителей, чтобы переделывать за первыми. На все это уходит драгоценное время и нервы.
Когда наши строители приступили к квартире, мы передали им альбом с дизайн-проектом и чертежами. А после их первой попытки уточнить у нас информацию муж связал их с дизайнерами, чтобы технические вопросы решались напрямую, без нашего участия. Это было очень удобно.
Альбом очень помог рабочим. Там были изображения комнат, схемы коммуникаций, планировки, пояснения к монтажу стен и теплых полов. Например, у нас была сложная выкладка плитки на кухне и балконе, а еще на один потолочный светильник приходилось по два-три выключателя из разных мест. Но четкие инструкции и схемы снимали все вопросы, которые могли возникнуть у мастеров в процессе ремонта.
Рабочие сами покупали отделочные материалы и даже обои в детскую. Это происходило так: они ехали на строительный рынок или в магазин, ориентировались на дизайн-проект и выбирали товар, фотографировали нам подходящие варианты, а мы с мужем выбирали удаленно. При встрече они отчитывались по чекам. По запросу прораба мы сразу переводили деньги за материалы и работу. Для удобства к каждому переводу мы оставляли комментарий, чтобы потом понимать, сколько и за что мы заплатили.
Когда наступала пора заказывать двери или покупать плитку, прораб предупреждал нас заранее. Из своего опыта он знал примерное время на поиск материалов или изготовление товара. Поэтому простоя в работе не было — мы все подвозили в срок.
А еще они сами принимали и поднимали всю доставку материалов и мебели, которую мы заказывали. Обычно подъем на этаж, даже если есть строительный лифт, стоит отдельных денег. Наши строители взяли эту функцию на себя — за это им отдельное спасибо. Иногда строительные лифты ломались и им приходилось тащить зеркала и материалы на 12-й этаж. На подъеме мы сэкономили примерно 8000 ₽.
Закончить ремонт строители обещали до Нового года. Так и произошло — мы переехали в срок, хотя и оставались кое-какие недоделки. О них расскажу чуть позже.
Недавно мы обсуждали с мужем, что в случае еще одного ремонта обратимся к этой же бригаде. По большому счету мы остались довольны работой и взаимодействием, на которое потратили даже меньше времени, чем рассчитывали.
Если что-то требовалось объяснить несколько раз, мастер всегда делал это спокойно. Если нужно было что-то переделать, он реагировал доброжелательно и переделывал так, как просили. Например, однажды он перепутал горячую и холодную воду при установке смесителя. Но все подобные недочеты не были критичными и устранялись быстро.
Какие были сложности и ошибки
Несмотря на успешный финал, без ошибок не обошлось.
Дизайн-проект. Я благодарна за нашу нестандартную и удобную планировку, но понимаю, что мы переплатили. Многие наши соседи работали с дизайнерами из регионов и тоже получили отличные проекты, но за 40 000 ₽. Можно было сэкономить 140 000 ₽.
Двери. В дизайн-проекте были указаны стиль, цвет и примерная фактура дверей. А на практике оказалось, что нюансов гораздо больше: толщина, материал, ручки, типовой дизайн или под заказ, декоративные элементы только на полотно двери или вместе с наличниками. Разброс цен был огромный, поэтому выбирали мы долго — в некоторых магазинах приходилось несколько раз пересчитывать нули в цене.
В итоге мы пошли на рынок, который был недалеко от нашего жилого комплекса. Там был хороший выбор, менеджер подробно проконсультировал нас. При покупке любого товара мы уточняли вариант оплаты нашими картами рассрочки. Консультант ответил, что без проблем. Мы обрадовались, заказали, оплатили, а через четыре месяца оказалось, что они не партнеры «Халвы». И с нас взяли комиссию 6000 ₽.
Нужно было сразу на месте проверить перечень партнеров банка в приложении. Но консультант так уверенно ответил про партнерство, что мы не засомневались и ничего не проверили.
Светильники. Я договорилась с бывшей коллегой, которая работала в оптовой компании светильников. Она обещала мне на них солидную скидку. Я выбрала те, что подходили к дизайну квартиры, и прислала ей список артикулов — заказ без скидки вышел на 100 000 ₽. Прошло полторы недели, но она мне так и не ответила.
Мне пришлось экстренно покупать похожие светильники на других сайтах и подешевле. Была вторая половина декабря, поэтому выбирать пришлось из того, что оставалось в магазинах. Новые поставки обещали только в январе, но для нас это было поздно. В итоге получилось дольше, дороже и не совсем то, на что рассчитывали. С бывшей коллегой я после этого не общаюсь.
Сейчас я понимаю, что не стоило ждать ответа полторы недели, — так мы сэкономили бы время, купили то, что больше понравилось, а не то, что осталось, и не переплатили бы 25 000 ₽.
Смесители — наша боль. Муж выбирал и заказывал их в интернет-магазине. Они были невероятной красоты, от известного бренда и стоили дорого. Мужу они понравились, поэтому решили покупать в рассрочку через сайт. Доставка затянулась на три недели, так как на складе они закончились и пришлось ждать поставку из Германии. А после переезда мы обнаружили такие же смесители в «Оби» по той же цене — можно было не ждать так долго.
Но это не все. Во время использования оказалось, что регулировка воды у них неудобная. Настроить теплую воду было сложно, поэтому купались то в горячей, то в прохладной воде. Поверхность смесителей быстро пачкалась — приходилось каждое утро их протирать. Но менять сразу было жалко, поэтому мы терпели их два года. Вывод простой: можно было установить самые обычные надежные смесители и сэкономить около 20 000 ₽.
Техника. В ноябре я собрала в корзину интернет-заказ в «М-видео». Я знала, что под Новый год у них бывают большие распродажи. По моему плану мы могли хорошо сэкономить, если бы купили всю технику в декабре. Наступило время покупки — и все, что было в моей корзине, подорожало на 30% по случаю новогодней распродажи. Так я узнала все об «акциях» в магазинах техники. Пришлось заново собирать заказ на других сайтах.
В тот момент у нас закончились деньги, и мы взялись за свои схемы. С техникой получилось интереснее всего. У карты «Совесть» была акция: рассрочка 30 дней на товар, который можно купить даже не в партнерском магазине. Поэтому всю технику мы оплатили двумя картами «Совесть». По окончании срока рассрочки мы погасили карты кредиткой Т-Банка. По ее условиям можно было погасить кредит другого банка — в этом случае беспроцентный период составлял 120 дней. В итоге мы смогли бесплатно пользоваться техникой 150 дней.
Все бы хорошо, но Т-Банк снял с нас 5000 ₽. Как потом оказалось, наш случай не попадал под условия акции банка. В любом случае эта схема нам помогла, так как денег на тот момент у нас совсем не было.
Окна нужно было делать с блокираторами от детей, но я во время заказа пожалела денег и отказалась от этой опции. А потом пришлось заказывать блокираторы на сторонних сайтах и устанавливать их самостоятельно. Если бы поставили сразу при установке окон, то сэкономили бы время и около 1500 ₽.
Как мы переехали и принимали ремонт
Близился Новый год. С учетом наших огромных расходов на ипотеку и ремонт я не хотела переплачивать 40 000 ₽ за съемное жилье. Поэтому мы запланировали переезд к концу года вне зависимости от того, в каком состоянии будет наша квартира.
Это случилось 31 декабря. Я весь день работала, муж собирал вещи и убирал съемную квартиру. Рабочие должны были закончить ремонт до 18 часов, но некоторые недоделки все же остались. Например, не был установлен унитаз: его оставили на последний день, но оказалось, что для установки не хватает каких-то винтиков. Строительные магазины к этому времени уже закрылись. Пришлось купить на рынке и поставить временный дешевый унитаз.
Принимали ремонт мы невнимательно, так как времени было в обрез. На тот момент нам еще не довезли раковины с комодами для них, шкаф и кровать. Не были установлены телевизор, комод, полки, стол на балконе, несколько светильников в прихожей, зеркала и настенная карта мира. Диван тоже не собрали. В следующий визит рабочих мы просили кое-что исправить или пояснить, почему сделали именно так. В течение недели они все доделали.
Хотелось въехать в чистую квартиру, поэтому я связалась с клининговыми компаниями. Но по случаю праздника они увеличили ценник в два раза — их услуги стоили от 11 до 15 тысяч, и почти все отказывали из-за нехватки персонала. Я договорилась с уборщицами с работы, и сразу после ухода строителей они приступили к уборке. Захватить с собой пылесос и швабры у них не было возможности, поэтому результат был не очень. В девять вечера они ушли и продолжили только на следующий день. Всего за уборку мы отдали 6463 ₽ с учетом моющих средств.
Но мы с мужем все равно перенесли все вещи и встретили свой первый Новый год в новом доме. Без стола и стула, без дивана и кровати, с шатающимся унитазом и одним краном на кухне на всю квартиру. Мы положили матрас в упаковке на пол, постелили на него простынь, и так провели новогоднюю ночь. Для меня это был стресс, но сейчас об этом смешно вспоминать.
В течение двух месяцев с появлением денег мы купили все остальное: обеденную группу, стул на балкон, мелочи в ванную, увлажнитель, чайник. А шторы повесили только в марте — на следующий день после выписки из роддома. В планах еще многое: разрисовать стены в спальне и гостиной, купить кресло на балкон, поменять посуду. Все это сделаем постепенно.
Всего мы потратили на ремонт 3 325 092 ₽
Работа строителей | 737 000 ₽ |
Черновые и чистовые материалы | 653 163 ₽ |
Кухня и прихожая | 425 000 ₽ |
Бытовая техника | 192 098 ₽ |
Дизайн-проект | 180 000 ₽ |
Диван, кровать, матрасы, подушки | 161 634 ₽ |
Сантехника | 149 121 ₽ |
Двери | 135 680 ₽ |
Окна | 108 900 ₽ |
Мебель на заказ: шкаф-купе, комод, стол на балкон, полки, тумбы под раковины | 104 200 ₽ |
Светильники | 79 784 ₽ |
Шторы | 66 456 ₽ |
Батареи | 65 000 ₽ |
Увлажнитель | 60 780 ₽ |
Обеденная группа | 53 176 ₽ |
Разные мелочи | 52 725 ₽ |
Зеркала | 41 361 ₽ |
Карта мира | 26 550 ₽ |
Вывоз мусора | 18 000 ₽ |
Стул на балкон | 8001 ₽ |
Уборка | 6463 ₽ |
Всего мы потратили на ремонт 3 325 092 ₽
Работа строителей | 737 000 ₽ |
Черновые и чистовые материалы | 653 163 ₽ |
Кухня и прихожая | 425 000 ₽ |
Бытовая техника | 192 098 ₽ |
Дизайн-проект | 180 000 ₽ |
Диван, кровать, матрасы, подушки | 161 634 ₽ |
Сантехника | 149 121 ₽ |
Двери | 135 680 ₽ |
Окна | 108 900 ₽ |
Мебель на заказ: шкаф-купе, комод, стол на балкон, полки, тумбы под раковины | 104 200 ₽ |
Светильники | 79 784 ₽ |
Шторы | 66 456 ₽ |
Батареи | 65 000 ₽ |
Увлажнитель | 60 780 ₽ |
Обеденная группа | 53 176 ₽ |
Разные мелочи | 52 725 ₽ |
Зеркала | 41 361 ₽ |
Карта мира | 26 550 ₽ |
Вывоз мусора | 18 000 ₽ |
Стул на балкон | 8001 ₽ |
Уборка | 6463 ₽ |
Какие выводы я сделала
- Лучше нанять строителей подороже, но надежных, чтобы быть уверенным в ремонте и не проводить все свободное время за контролем их работы.
- Когда есть ощущение, что что-то не нравится, лучше не закрывать на это глаза, а спокойно и рассудительно разобраться. Мне нужно было сразу обговаривать с дизайнерами все такие моменты.
- Для ремонта, как ни крути, нужно много свободного времени, чтобы была возможность сравнивать товары и искать идеальный вариант. Задним числом думаю, что нам стоило чуть чаще приезжать для проверки работ, — в этом случае удалось бы избежать некоторых переделок.