Как социальному предприятию получить грант до 500 000 ₽

И на что их можно потратить

11
Как социальному предприятию получить грант до 500 000 ₽
Аватар автора

Дарья Минеева

работает с грантами

Страница автора

Социальное предпринимательство — это бизнес, цель которого не только получать прибыль, но и быть полезным обществу.

Государство поддерживает такие организации и ИП, в том числе каждый год почти во всех регионах России выдает гранты от 100 000 до 500 000 ₽, а в Арктической зоне — до 1 000 000 ₽. Но получить грант можно только один раз. А для этого нужно собрать документы и пройти отбор.

Я уже помогла получить гранты пяти социальным предприятиям в Нижегородской области. Расскажу, какие документы для этого нужны, как их правильно оформить и на что можно потратить государственные деньги.

Рассылка для тех, у кого свой бизнес
Новости и кейсы для предпринимателей — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Что такое социальное предпринимательство

По закону социальное предпринимательство — это общественно полезный бизнес, который решает социальные проблемы граждан и общества. Например, производство зубных щеток — это обычный бизнес. А если на нем работают бывшие заключенные, пенсионеры или одинокие родители либо щетки делают специально для детских домов, это уже социальное предпринимательство.

Чтобы получить статус социального предприятия — коммерческой организации или ИП, — нужно соответствовать хотя бы одному из четырех критериев, которые перечислю ниже.

На предприятии работают социально уязвимые категории населения. Например, люди с инвалидностью, одинокие или многодетные родители, пенсионеры, беженцы, малоимущие граждане и другие. И их должно быть не меньше половины от всех сотрудников, а выплаты в их пользу должны составлять минимум 25% от общего фонда оплаты труда.

ИП с инвалидностью могут получить статус социального предприятия, даже если у них в штате нет работников.

Предприятие продает товары, работы и услуги, которые произвели социально уязвимые граждане. И его доходы от этого — минимум половина выручки. Например, компании или ИП могут закупать товары у граждан, которые относятся к категории социально уязвимых, и продавать их.

Предприятие производит товары, работы или услуги для социально уязвимых людей. Например, делает средства реабилитации: протезы, ортопедическую обувь, слуховые аппараты. Либо помогает социально уязвимым людям находить работу, проводит психологические тренинги или профессиональное обучение. По закону это называется деятельностью, направленной на компенсацию ограничений жизнедеятельности.

Предприятие решает социальные проблемы. Например, оказывает социально-педагогические услуги: организует отдых и оздоровление детей, работает в сфере дошкольного образования, учит работников социально ориентированных НКО или волонтеров. Доля доходов компании или ИП от этой деятельности должна быть минимум 50%.

Это рекомендованные коды ОКВЭД для организаций и ИП, которые решают социальные проблемы. Источник: cissno52.ru
Это рекомендованные коды ОКВЭД для организаций и ИП, которые решают социальные проблемы. Источник: cissno52.ru
Это рекомендованные коды ОКВЭД для организаций и ИП, которые решают социальные проблемы. Источник: cissno52.ru

Что дает статус социального предприятия

Социальным предприятиям доступны дополнительные льготы и меры государственной поддержки. Расскажу о них подробнее.

Участие в социальных проектах и конкурсах. Например, по программе «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» бизнесменам помогают разрабатывать сайты и бизнес-планы, получать франшизы и работать по ним.

Фонд «Наше будущее» выдает социальным компаниям и ИП премии «Импульс добра». В 2022 году победители в разных номинациях получили по 700 000 ₽.

В ежегодном конкурсе «Лучший социальный проект года» бизнесмены могут выиграть деньги или сертификаты на участие в бизнес-мероприятиях. Конкурс проводят на региональном и федеральном уровнях. Регионы размещают информацию о нем, собирают заявки и устанавливают дедлайны.

Например, в Нижегородской области в 2022 году лучший социальный проект выбирали народным голосованием. Два победителя получили по 300 000 ₽, другие участники — сертификаты на участие в бизнес-туре, памятные награды и дипломы.

Победителей регионального этапа отправляют на федеральный конкурс от Минэкономразвития РФ и АНО «Россия — страна возможностей». Заявки рассматривает конкурсная комиссия, а победители на торжественной церемонии получают награды, информационную поддержку продвижения проекта и премии. Плюс все проекты вносят в электронный каталог «Социальное предпринимательство России».

Бесплатное обучение в Лаборатории социального предпринимательства. Там есть вебинары и курсы для компаний и ИП. Например, об антикризисных мерах или продающих текстах.

Также у социальных бизнесменов есть доступ к банку социальных идей. Его создали, чтобы собирать полезные идеи для социального бизнеса и объединять людей, которые готовы открыть свое дело и ищут проект или франшизу. И тех, кто готов вложить ресурсы в чей-то уже действующий социальный бизнес.

Помощь в сбыте продукции от сервиса «Больше, чем покупка». Партнеры этого проекта — «Лукойл», торговая сеть «Твой дом», «Уралхим», банк «Дельта-кредит», «Онли», «Газпромтранс» и другие. Они предоставляют социальным предприятиям площадки без дополнительных сборов или арендных платежей, чтобы те продавали свои товары.

Чтобы поучаствовать, нужно заполнить и отправить электронную заявку — в ней всего 14 вопросов. После этого с представителем компании или ИП свяжутся менеджеры, чтобы обсудить план действий.

Налоговые льготы действуют не во всех регионах. Но, например, они есть в Приморском крае, Бурятии и Астраханской области. Там социальные предприятия на УСН платят налог по сниженной ставке:

  1. 1%, если объект налогообложения — «Доходы»;
  2. 5%, если «Доходы минус расходы».

Гранты от региональных властей — от 100 000 до 500 000 ₽ для большинства регионов и до 1 000 000 ₽ для Арктической зоны. К ней относятся Мурманская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также части некоторых других территорий РФ.

Дальше расскажу именно об этих грантах.

Примерно с таким заявлением в 2022 году социальные предприятия обращались в налоговую, чтобы снизить налог. Вообще, по закону это не нужно. Но у предприятий, с которыми я работала, возникали проблемы с применением пониженной ставки — и такое заявление им помогало
Примерно с таким заявлением в 2022 году социальные предприятия обращались в налоговую, чтобы снизить налог. Вообще, по закону это не нужно. Но у предприятий, с которыми я работала, возникали проблемы с применением пониженной ставки — и такое заявление им помогало

Как стать социальным бизнесменом

Чтобы стать социальным предприятием, нужно попасть в единый реестр социальных предприятий. О том, как это сделать, написано в приказе Минэкономразвития от 29 ноября 2019 года № 773.

Кто может попасть в реестр. По правилам в реестр включают только субъектов малого и среднего предпринимательства — МСП. А ими могут быть только ИП и коммерческие организации.

Куда обращаться. В каждом регионе свой орган или организация, которые занимаются социальными предприятиями. Например, в Волгоградской области это центры «Мой бизнес», в Череповце — Агентство городского развития, а в Нижегородской области — Центр инноваций социальной сферы, ЦИСС. Они собирают все меры поддержки, консультируют и помогают Минэкономразвития формировать реестр социальных предприятий.

Чтобы попасть в реестр, субъекту МСП нужно:

  1. Определить категорию социального предпринимательства, к которой он относится. О них я рассказала выше.
  2. Подготовить пакет документов в зависимости от категории. Какие именно документы понадобятся, обычно написано на сайте ведомства, которое занимается социальным предпринимательством в регионе. Например, вот список с сайта нижегородского ЦИСС.
  3. Подать заявку с документами в уполномоченный орган или организацию.
  4. Дождаться решения комиссии.

Документы, чтобы попасть в реестр, можно подать в любое время. А подтверждать статус социального предприятия нужно ежегодно. Для этого в ведомство, которое занимается социальными предприятиями в регионе, нужно подать такой же набор документов, как и в первый раз.

Сведения о том, какие организации России получили статус социального предприятия, есть в Едином реестре субъектов МСП. Его ведет ФНС.

Такое письмо приходит тем, кто вошел в реестр социальных предприятий Нижегородской области
Такое письмо приходит тем, кто вошел в реестр социальных предприятий Нижегородской области

Кто может получить грант

Гранты от государства выдают только социальным предприятиям, которые попали в реестр и раньше их не получали. И это должны быть российские организации: иностранной грант не дадут. Но иностранный гражданин, который получил статус ИП и ведет деятельность в России, может его получить.

Если на грант претендует организация, она должна быть действующей и не должна находиться в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства.

Получив грант, социальное предприятие обязано подтверждать свой статус еще три года. Иначе деньги придется вернуть.

Вот что нужно сделать, чтобы претендовать на грант.

Пройти специальное обучение должны субъекты МСП, впервые получившие статус социального предприятия. Обучение проводят ведомства и организации, которые занимаются социальными предприятиями в регионе: ЦИСС, «Мой бизнес» и другие. И в каждом регионе своя программа, по которой учат социальных бизнесменов.

Например, в Нижегородской области преподают основы предпринимательской деятельности. Курс состоит из маркетингового исследования, онлайн-занятий, очных тренингов и итоговой аттестации.

Онлайн-бизнесменам рассказывают об основах социального предпринимательства, франчайзинге и о том, как вести бизнес в интернете. А на тренингах объясняют, как составить заявку на грант, правильно использовать полученные деньги, сдавать отчетность и так далее.

По итогам обучения предприятия представляют свои социальные бизнес-проекты и оценивают их риски. Итоги аттестации засчитывают при отборе получателей гранта. Это значит, что бизнесмены получают баллы за обучение, а потом их добавляют к другим баллам за заявки. О том, как оценивают претендентов на гранты, расскажу дальше.

Так выглядит сертификат о прохождении обучения
Так выглядит сертификат о прохождении обучения

Погасить долги. Участвовать в конкурсе на грант могут только социальные предприятия без больших, от 3000 ₽, долгов перед государством. Например, по налогам, сборам, страховым взносам. А также без неуплаченных штрафов, пеней и процентов.

Вложить в проект собственные деньги. По правилам субъект МСП должен софинансировать социальный проект, то есть оплатить минимум 25% расходов на него. Например, если общий бюджет проекта — 1 000 000 ₽, бизнесмен должен вложить от 250 000 ₽. Только тогда он может получить грант 500 000 ₽.

Региональные требования. Субъекты РФ могут устанавливать дополнительные требования к получателям грантов. Например, выдавать деньги только тем, кто раньше не получал бюджетную поддержку или имеет собственные деньги в размере не менее какой-то доли от запрашиваемого гранта.

На что можно потратить грант

Перечень расходов, на оплату которых можно направить грант, установлен в пунктах 5.1.6 и 5.1.7 требований, утвержденных приказом Минэкономразвития № 142. Вот что может социальный предприниматель на деньги от государства.

Оплатить аренду и ремонт собственного или арендуемого помещения. Никаких условий и ограничений для помещений нет. Еще на деньги от государства можно купить стройматериалы и оборудование для ремонта, присоединиться к объектам инженерной инфраструктуры — электрическим сетям, газо-, водо- и теплоснабжению, водоотведению, — оплатить коммунальные услуги и услуги связи.

Купить вещи, необходимые для бизнеса: технику, оборудование, сырье, расходные материалы и комплектующие для социального бизнеса или технические средства, которые нужны для профилактики инвалидности или реабилитации людей с инвалидностью.

Например, детский сад может купить стиральную машину, типография — печатные станки, частная скорая — планшеты для медработников, портативные пульсоксиметры, аппараты искусственной управляемой вентиляции легких, дефибрилляторы, телекардиографы.

При этом если, например, в заявке на грант бизнесмен написал, что купит шкаф за 20 000 ₽, а к моменту покупки тот подорожает до 25 000 ₽, разницу в цене ему придется уплатить из собственных средств.

Кроме того, государственные деньги можно потратить на программное обеспечение для бизнеса. Например, заплатить за настройку, внедрение, обновление и сопровождение нужных программ: 1С, Slack, «Битрикс-24», «Консультант-плюс» и других.

Переоборудовать автомобиль, чтобы на нем можно было перевозить маломобильных людей. Или сделать первый взнос за лизинг. Но в будущем вносить лизинговые платежи из денег гранта нельзя.

Заплатить за продвижение проекта. Например, за хостинг, регистрацию доменных имен, поисковую оптимизацию, улучшение сайта и развитие аккаунтов в соцсетях. А еще на грант можно купить любую франшизу и оформить права на интеллектуальную собственность.

На что нельзя тратить грант

Сразу подчеркну важное ограничение: деньги от государства нельзя направить на уплату налогов, сборов и других обязательных отчислений в бюджет. Также ими нельзя погасить кредиты и займы.

Еще один нюанс в том, что на деньги гранта нельзя покупать иностранную валюту. Но есть два исключения. Допустимо купить валюту, чтобы приобрести:

  1. высокотехнологичное импортное оборудование, сырье и комплектующие;
  2. имущество за рубежом, необходимое для работы, но при условии, что это разрешено правилами региона.

В Нижегородской области это ограничение еще более жесткое: покупать иностранную валюту нельзя не только получателю гранта, но и его контрагентам, с которыми он расплатился деньгами гранта. И это условие нужно прописывать в договорах или дополнительных соглашениях между социальным предприятием и теми, кто оказывает ему услуги, выполняет работы или продает товары.

Там же в эти соглашения добавляют условие о том, что контрагент согласен с возможными проверками. И по моему опыту, не все на это соглашаются. Я наблюдала ситуацию, когда один социальный предприниматель находил магазин, готовый подписать договор с указанными условиями, а потом делился его контактами с другими грантополучателями.

Вот пример дополнительного соглашения, которое социальному предприятию придется заключить с арендодателем, если оно получит грант от государства. А по ссылке — этот же документ, который вы можете скачать и заполнить
Вот пример дополнительного соглашения, которое социальному предприятию придется заключить с арендодателем, если оно получит грант от государства. А по ссылке — этот же документ, который вы можете скачать и заполнить

Какие документы нужны для гранта

Поскольку гранты выдают из региональных бюджетов, каждый субъект РФ устанавливает свои требования к документам и срокам их подачи — все они есть в положении о конкурсе.

Я работала с грантами в Нижегородской и Рязанской областях и расскажу о документах, которые мне тогда понадобились. Скорее всего, в других регионах требования будут похожи, но нюансы могут различаться.

Опись — это таблица со списком всех документов, которые социальное предприятие подает на конкурс. Она первая в пакете документов, и на ней не нужно ставить нумерацию. На остальных документах обычно ставят сквозную нумерацию страниц, но это требование есть не во всех регионах.

Так выглядит опись документов
Так выглядит опись документов

Форма заявления о предоставлении гранта зависит от региона и всегда есть в конкурсной документации. В Нижегородской области заявление состоит из двух частей. В первой участник конкурса подтверждает статус социального предприятия и соглашается с условиями получения гранта. А во второй кратко рассказывает про свой проект.

Индивидуальные предприниматели прикладывают к заявлению согласие на обработку персональных данных.

Это пример первой части заявления, где участник соглашается со всеми требованиями и обязательствами конкурса
Это пример первой части заявления, где участник соглашается со всеми требованиями и обязательствами конкурса
Это пример первой части заявления, где участник соглашается со всеми требованиями и обязательствами конкурса
Это пример первой части заявления, где участник соглашается со всеми требованиями и обязательствами конкурса
Это пример первой части заявления, где участник соглашается со всеми требованиями и обязательствами конкурса
А это вторая часть, в которой описывают проект
Согласие на обработку персональных данных

Справка из налоговой по форме КНД 1120101, которая подтверждает, что у предприятия нет долгов по налогам, сборам и страховым взносам.

Чтобы ее получить, нужно лично обратиться в налоговую. Там предложат заполнить заявление, а через 10 дней отдадут готовую справку.

Так до 2023 года выглядела заполненная справка из налоговой по форме КНД 1120101. С 2023 года форму справки изменили
Так до 2023 года выглядела заполненная справка из налоговой по форме КНД 1120101. С 2023 года форму справки изменили

Справка о том, что у предприятия нет долгов перед бюджетом. Официально она называется справкой о просроченной задолженности по субсидиям, бюджетным инвестициям и иным средствам, предоставленным из областного бюджета.

Форма этой справки тоже всегда есть в конкурсной документации. Предприятию, если у него нет долгов, нужно просто поставить в ней прочерки. А если долги есть, их нужно погасить до того, как подавать заявку на конкурс.

Справка о том, что участник конкурса ничего не должен бюджету
Справка о том, что участник конкурса ничего не должен бюджету

Справка о том, что участник конкурса соответствует остальным требованиям. А именно:

  1. Не находится в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства.
  2. Его деятельность не приостановлена.
  3. Это российская организация, ИП — гражданин России или иностранец.
  4. Раньше он не получал такой же грант.

Форма справки также есть в приложениях к конкурсной документации. И ее нужно просто заполнить: написать название организации или ФИО ИП, подписать и поставить печать, если она есть.

Так выглядит справка о том, что участник соответствует требованиям конкурса
Так выглядит справка о том, что участник соответствует требованиям конкурса

Сертификат о прохождении обучения понадобится участникам, которые впервые получили статус социального предприятия. Остальным его прикладывать не нужно.

Напомню, что статус социального предприятия нужно подтверждать ежегодно. Поэтому если организация или ИП получили его, например, в 2022 году, подтвердили в 2023 и в этом же году обратились за грантом, то прикладывать сертификат не нужно.

Заверенная копия договора аренды, если участник конкурса арендует помещение для бизнеса.

Проект в сфере социального предпринимательства — это главный документ для участника конкурса. По сути, это бизнес-план, в котором указывают сведения об организации или ИП и их социальной работе. Подробно о том, как сделать проект, расскажу дальше.

Смета — это таблица о том, как расходуются деньги. Ее заполняют по форме, которая есть в конкурсной документации. Обычно в ней нужно указать бюджет проекта, количество собственных денег, которые предприниматель или компания готовы вложить в проект, и запрашиваемую сумму гранта. И по пунктам отметить, на что планируется потратить грант, а что — оплатить своими деньгами.

Так выглядит смета. Везде прочерки, кроме аренды: это единственное, что мы могли оплатить государственными деньгами
Так выглядит смета. Везде прочерки, кроме аренды: это единственное, что мы могли оплатить государственными деньгами

Как подать документы

Как правило, все документы должны быть в двух форматах: печатном и электронном. Распечатанные нужно сложить в скоросшиватель в том порядке, в каком они перечислены в описи. А электронные в том же порядке нужно скинуть на флешку.

Все копии документов нужно заверить. Обычно это делает ИП или руководитель организации. В отметке о заверении должны быть указаны:

  1. Место, где находится подлинник документа.
  2. Слово «Верно».
  3. Должность, подпись и расшифровка подписи человека, который заверяет документ.
  4. Дата заверения.
  5. Печать предприятия, если она есть.

Флешку и распечатанные документы нужно отвезти туда, где их принимают. В каждом регионе свой орган, который этим занимается. Например, в Нижегородской области это министерство промышленности, а в Рязанской — министерство экономического развития. Куда именно обращаться, всегда будет указано в положении о грантовом конкурсе.

Комплект документов проверяют на месте. Если нужно что-то доработать, указывают на ошибки и дают время их исправить. Если все в порядке, заявитель отдает документы и расписывается об этом в журнале о сдаче документов и участии в конкурсе.

Сроки подачи документов зависят от региона. Например, в Нижегородской области в 2021 году конкурс длился с 24 сентября по 25 октября, а победителей объявили 2 ноября. В 2022 году заявки принимали до 16 сентября, а победителей объявили 12 октября. Еще через две недели победители получили деньги. А потратить их можно было до конца года.

Как сделать проект

Для проекта в сфере социального предпринимательства в Нижегородской области есть рекомендованная форма, и участнику просто нужно ее правильно заполнить. Я расскажу, как это сделать, на примере проекта студии фехтования — он выдуманный, но основан на документах реального проекта, с которым я работала.

На первой странице проекта нужно написать его название и реквизиты организации или ИП: сведения о контактном лице, телефон, электронную почту.

На второй странице в содержании перечисляют все разделы проекта. Обычно это:

  • цель проекта;
  • описание продукта или услуги;
  • актуальность продукта или услуги;
  • маркетинг проекта;
  • коммерциализация проекта;
  • команда проекта;
  • финансовый план.
Первая страница бизнес⁠-⁠плана
Содержание проекта

Цель проекта — это краткое инвестиционное предложение для грантовой комиссии. Здесь нужно описать проект, его важные показатели, миссию, бизнес-модель, социальные мероприятия, которые проводят в его рамках, опыт работы предприятия и его ресурсы.

Например, для студии фехтования мы написали, что проект создан для всех желающих, но особенно для детей из малоимущих, многодетных или неблагополучных семей. Они могут регулярно тренироваться в свободное от учебы время. Так мы будем прививать им любовь к здоровому образу жизни и спорту, а также укреплять их здоровье, потому что фехтование развивает мышцы ребенка.

Еще мы указали, что в студии будут заниматься 120 детей из многодетных семей, 100 детей из малоимущих семей и 60 ребят, которые стоят на учете в полиции или комиссии по делам несовершеннолетних. А всего о проекте узнают 3800 человек, и мы планируем провести 60 занятий. Это количественные показатели проекта.

Мероприятия, которые мы проведем в рамках проекта, — это занятия, соревнования и мастер-классы с именитыми спортсменами. А бизнес-модель студии фехтования — заработок путем продажи абонементов и разовых занятий.

Цель проекта — первый раздел
Цель проекта — первый раздел

В разделе с описанием продукта или услуги нужно рассказать, какие проблемы и как может решить проект.

Например, мы написали про то, что в России, по данным Росстата, 19,9 млн человек с доходом ниже прожиточного минимума, около 100 тысяч воспитывают 5—7 детей, а 929 тысяч — 11 детей и более. И мы знаем, что многодетные, малоимущие или неблагополучные семьи сталкиваются с денежными проблемами, из-за которых они не могут купить дорогую экипировку, снаряжение и инвентарь, чтобы заниматься спортом. Наш проект решает эту проблему и делает спорт доступным.

Также мы указали, что проект можно тиражировать, то есть организовывать в других регионах. Для этого нужно только найти помещение, купить инвентарь и нанять сотрудников.

Описание услуги проекта
Описание услуги проекта

Актуальность проекта. В этом разделе мы рассказали, что интерес к фехтованию растет и российские спортсмены регулярно показывают в нем хорошие результаты.

При этом студий фехтования в Нижнем Новгороде мало, а конкурентное преимущество нашей школы перед другими — это доступные цены, профессиональный тренер, большое помещение и просторные раздевалки.

Обоснование актуальности услуги проекта
Обоснование актуальности услуги проекта

Маркетинг проекта. В этом разделе нужно рассказать о конкурентах и ваших преимуществах перед ними. А также описать целевую аудиторию вашего проекта.

Конкурентов нашей студии фехтования мы искали на «Яндекс-картах». Но оценивали только те школы, что находятся рядом с нами, — их оказалось три. Изучив расписание и стоимость занятий в этих школах, мы сделали вывод, что у нас есть конкурентные преимущества:

  • большое помещение — 200 м²;
  • комфортные и просторные раздевалки — 4 штуки;
  • душ;
  • гибкая система абонементов, а также скидки и бонусы;
  • доступные цены;
  • активное ведение соцсетей, где публикуется вся необходимая информация;
  • бесплатное предоставление всего необходимого инвентаря;
  • высокая квалификация преподавателя;
  • проведение мастер-классов и выездных соревнований.

Целевая аудитория студии — дети от четырех лет из многодетных, малоимущих и неблагополучных семей, которые живут в Нижнем Новгороде. Обычно доход таких семей — 30 000—40 000 ₽, но даже с таким бюджетом они могут покупать абонементы на занятия в нашей школе.

Это анализ конкурентов — я оформила его в виде таблицы
Это анализ конкурентов — я оформила его в виде таблицы
А здесь после перечня конкурентных преимуществ я сделала таблицу с оценкой рисков — выписала основные риски и меры, которые помогут их снизить
А здесь после перечня конкурентных преимуществ я сделала таблицу с оценкой рисков — выписала основные риски и меры, которые помогут их снизить

Коммерциализация проекта — это маркетинговый план, в котором описаны методы продвижения продукта или услуги.

Например, для студии фехтования мы написали, что они будут:

  1. Рекламироваться в СМИ и интернете: на спортивных форумах, а также в группах, посвященных жизни города и района.
  2. Проводить различные конкурсы и розыгрыши.
  3. Раздавать листовки.
  4. Проводить семинары, мастер-классы и другие мероприятия для персонала под руководством приглашенных специалистов.
Коммерциализация проекта
Коммерциализация проекта
Команда проекта
Команда проекта

Команда проекта — это описание руководителей и сотрудников проекта, их ролей и опыта работы. В нашей команде был только сам индивидуальный предприниматель, он же тренер.

Финансовый план проекта — это смета, ресурсы для реализации проекта и его фактические показатели. И здесь же нужно подробнее рассказать про роли членов команды.

О смете я уже рассказала в предыдущем блоке статьи — здесь ее нужно просто продублировать.

Ресурсы для реализации — это все то, что у предприятия есть для проекта. Например, помещение, мебель, техника. Для нашего проекта мы перечислили все: рапиры, костюмы, маски, шкафы, диваны, кресла, стулья, столы, тумбочки, стеллажи, зеркала.

Фактические показатели проекта — это примерное количество получателей услуг в год и информация из отчетности, которую организация или ИП сдавали в ИФНС.

Смета проекта
Смета проекта
Смета проекта
Ресурсы для реализации проекта: помещение, инвентарь, оборудование и тренер
Фактические показатели проекта

Как написать финансовый план и планируемые показатели проекта

Аватар автора

Екатерина Архипова

В финансовом плане должны быть учтены два момента:

  1. Выручка должна расти из года в год. Рост может быть минимальным, хоть на 1 ₽. Но лучше написать значение побольше. Я часто пишу клиентам рост на 5—10%.
  2. Сумма выручки должна быть достижимой. По показателю выручки следующего года организации или ИП нужно будет отчитываться. Поэтому важно показать рост выручки и оставить ее в пределах реальности.

Все суммы указывают на основе существующих данных, которые передаются в налоговую инспекцию, с небольшим ростом. Отчитываться придется только по показателю выручки следующего года. По остальным суммам никакой отчетности не будет.

Пример финансового плана
Пример финансового плана

Финансовые показатели проекта — это последняя таблица в документе. Планируемые показатели делятся на социальные и финансовые.

Социальные планируемые показатели — это:

  1. Количество получателей товаров, работ или услуг в год. Это примерное число, его никто не проверит, но оно должно увеличиваться.
  2. Количество получателей товаров, работ или услуг из социально уязвимых категорий. Это точно такое же число.
  3. Количество человек из социально уязвимых категорий, у которых закупаются товары, работы или услуги. Ставим прочерк, если предприятие ничего не приобретает у такой категории людей.
  4. Количество официально трудоустроенных работников.
  5. Количество трудоустроенных человек из социально уязвимых категорий граждан. Прочерк, если таких на предприятии нет.
  6. Средняя заработная плата на одного работника.
  7. В том числе из социально уязвимых категорий граждан. Прочерк, если их нет.

Финансовые показатели проекта:

  1. Выручка от реализации товаров, работ или услуг. Это примерная сумма, она должна быть реальной и достижимой.
  2. Выручка от реализации товаров, работ или услуг, производимой для социально уязвимых категорий граждан. Та же сумма.
  3. Выручка от реализации товаров, работ или услуг, производимых социально уязвимыми гражданами. Ставим прочерк, если такого нет.
  4. Выручка от деятельности, направленной на общественно полезные цели. Та же сумма.
  5. Суммарные текущие расходы по проекту. Указываем примерную величину.
  6. Чистая прибыль — выручка минус суммарные расходы.
Пример планируемых показателей проекта
Пример планируемых показателей проекта
Страница автора

Как выбирают победителей

Порядок отбора победителей зависит от региона — информация об этом будет в конкурсной документации. Обычно в ведомстве, которое проводит конкурс, формируется конкурсная комиссия, которая рассматривает заявки и оценивает их по разным критериям.

Сначала заявки оценивают формально — соответствуют ли они требованиям, прописанным в положении о конкурсе. Все предприятия, которые проходят этот отбор, попадают в список допущенных к конкурсу участников.

Дальше этот список уходит на конкурс, и конкурсная комиссия оценивает сами проекты. Каждую заявку оценивают по нескольким критериям — они различаются по регионам. И по каждому критерию начисляют баллы. Результаты заносят в оценочную ведомость.

Теперь расскажу о критериях, которые действуют в Нижегородской области.

Лист оценки для экспертов
Критерии оценки заявки
Критерии оценки заявки

Материальная база проекта. Больше баллов дают тем, у кого помещение для работы в собственности, меньше — тем, кто его арендует. Думаю, предприятие-собственник выглядит более устойчивым.

Новые сотрудники. Если предприятие планирует устроить на проект новых сотрудников, ему дадут больше баллов. Причем обязательно нужно оформлять трудовые договоры: гражданско-правовые считаться не будут.

Резидент бизнес-инкубатора. Бизнес-инкубатор — это проект, который помогает предпринимателям и компаниям развивать их бизнес. В нем работает несколько программ:

  1. Прединкубации — на этом этапе помогают готовить бизнес-планы и презентации проектов, регистрировать компании, подбирать сотрудников.
  2. Инкубации — на этом этапе предприятиям помогают реализовывать проекты. Например, дают в аренду помещение на льготных условиях, подыскивают инвесторов, продвигают проект и так далее.
Как работает бизнес-инкубатор в Нижегородской области
Как работает бизнес-инкубатор в Нижегородской области

Кабинет в навигаторе социальных услуг. В Нижегородской области участники конкурса получают дополнительные баллы, если регистрируются в каталоге социальных предприятий. Видимо, организаторы так продвигают свою площадку. Но аналогичные платформы есть не во всех регионах.

Социальные конкурсы. Дополнительные баллы дают тем, кто уже участвовал в каких-то конкурсах. Например, в конкурсе «Лучший социальный проект года», «Новые возможности», «Взгляд в будущее», «Точка роста», «Социальный предприниматель 2.0». Участие в таких конкурсах говорит о том, что бизнесмен развивается, пробует себя, и это ценится.

Участники, которые набрали больше баллов, получают гранты. Но сколько грантов обычно выдают в каждом регионе, я не знаю: бюджет конкурса, как правило, не оглашают.

ИП получают деньги на расчетный счет. А организации — на отдельный счет, который для этого нужно открыть. В Нижегородской области гранты сопровождает казначейство и счета для них открывают в областном министерстве финансов. Для этого организации нужно заранее получить электронную подпись и установить программу «Электронный бюджет». Это непросто: от нескольких организаций я даже слышала, что они готовы были отказаться от гранта из-за сложностей с открытием счета.

Такое электронное письмо на почту отправляют из министерства всем победителям
Такое электронное письмо на почту отправляют из министерства всем победителям

Какие отчеты должны представлять грантополучатели

При этом грантовые деньги нужно потратить в срок, который определяет выдавший их регион. И о том, на что деньги были потрачены, придется отчитываться.

Для предприятий, получивших государственные деньги, есть два отчета: о целевом расходовании гранта и показателях. Их подают один раз в ведомство, которое выдало грант.

В первом отчете нужно подтвердить, что предприятие потратило грант на то, о чем написано в проекте. Для этого к отчету прикладывают чеки, договоры, акты выполненных работ, платежные поручения и тому подобное. Во втором — организации и ИП отчитываются о выручке. А если они указали в проекте, что планируют набрать новых сотрудников, — еще и об этом.

Так выглядит отчет об использовании гранта. Минпром Нижегородской области сделал документ с подсказками по его заполнению — вот он
Так выглядит отчет об использовании гранта. Минпром Нижегородской области сделал документ с подсказками по его заполнению — вот он
Так выглядит отчет об использовании гранта. Минпром Нижегородской области сделал документ с подсказками по его заполнению — вот он
Отчет о достижении показателей проекта
Отчет о достижении показателей проекта

Как мы получили грант, чтобы развивать центры раннего плавания

Аватар автора

Наталья Филичева

В наших центрах в Нижнем Новгороде мы организуем занятия по плаванию для детей от одного месяца до полутора лет. Но у нас занимаются не только здоровые, но и дети с особенностями развития. Поэтому в 2021 году мы вошли в реестр социальных предприятий и выбрали сферу социального предпринимательства — оказание услуг для социально уязвимых категорий граждан.

О социальном предпринимательстве я узнала от коллег — кто-то в других городах уже получил этот статус. Процедура достаточно легкая — нужно только заполнить заявку с необходимыми критериями.

Вступив в реестр, мы узнали о гранте. Тогда, в 2021 году, мы открывали новый центр детского плавания и, чтобы подготовить помещение, нужны были деньги. Прежде чем подать заявку на грант, мы прошли обучение в нижегородском ЦИСС. А потом подготовили необходимые документы — те, о которых написано в статье.

Цель нашего проекта — в том числе дать возможность детям с особенностями развития заниматься плаванием. В Нижнем Новгороде мало подобных центров. При этом плавание, на наш взгляд, помогает таким детям укреплять здоровье.

Когда мы в 2021 году подавали заявку на грант, хотели потратить его на аренду помещения, а также купить оборудование и оснастить бассейн вентиляцией. Но отчетность по расходам на оборудование и вентиляцию оказалась слишком сложной, поэтому мы решили потратить все на аренду и коммунальные платежи. Повезло, что сотрудники министерства пошли навстречу и разрешили отредактировать заявку уже после того, как подвели итоги конкурса. В новой версии заявки мы написали, что потратим весь грант на аренду и коммуналку.

Мы получили 500 000 ₽ на расчетный счет через две недели после того, как объявили победителей. И сразу же их потратили — оплатили аренду за ноябрь и декабрь, а потом договорились с арендодателями и заплатили еще за январь и февраль.

Пока мы отчитались только за целевое использование гранта. Для этого подготовили сканы всех актов и счетов за аренду и коммуналку от наших контрагентов. Впервые работать с такой отчетностью показалось сложно: мы собирали счета, акты, делали копии, заверяли. Но нам очень помогали сотрудники министерства — они всегда были на связи и быстро отвечали на наши вопросы.

По показателям выручки мы пока не отчитывались: министерство промышленности, предпринимательства и торговли Нижегородской области представит форму этого отчета до конца первого квартала 2023 года.

Благодаря гранту мы уменьшили издержки по аренде и открыли новый запланированный центр «Морюшко». Думаю, что такая мера поддержки для социальных предпринимателей очень полезна.

Страница автора

Как нам дали грант, чтобы развивать центр танцевального спорта

Аватар автора

Лилия Шевчук

Мы проводим танцевальные занятия в Нижнем Новгороде. Социальность нашего бизнеса в том, что мы создаем условия для детей и взрослых и хотим, что к нам приходили заниматься целыми семьями. Для этого у нас есть большие комфортные залы, раздевалки, музыкальное и световое оборудование, станки, разные направления, специальные акции для семей.

В реестр социальных предприятий мы вошли в 2020 году. Тогда же прошли обучение основам предпринимательской деятельности. Наша сфера социального предпринимательства — деятельность, направленная на общественно полезные цели.

Цель нашего танцевального проекта — укрепление семьи, материнства и детства. Мы добиваемся ее тем, что привлекаем семьи к совместным занятиям. На них родители и дети становятся ближе друг к другу, что в итоге делает их отношения более доверительными и гармоничными. Целевая аудитория проекта — семьи с детьми, проживающие в Нижнем Новгороде.

В 2021 году мы получили 500 000 ₽ и потратили их на аренду помещения. Своими деньгами мы оплатили аренду за октябрь и ноябрь, а за счет гранта — за декабрь и январь.

Для нас получить грант было сложно, потому что мы — ООО. ИП получили деньги на расчетный счет. А ООО пришлось потратить много времени и денег, чтобы получить электронную подпись и установить «КриптоПро» и «Электронный бюджет». Сложности были буквально на каждом этапе: долго не могли подключиться к электронному бюджету, сама система была для нас новая, непонятная, в ней возникали ошибки, деньги перечислили не быстро, а грант нужно было потратить до конца года — время поджимало.

Поэтому я рекомендую организациям, которые хотят получить грант, заранее подготовить отдельного человека — бухгалтера или программиста, который будет заниматься технической стороной вопроса. Сотрудники министерства промышленности, предпринимательства и торговли Нижегородской области проводили обучение и консультации, но даже они не могли решить технические вопросы.

Страница автора

Что в итоге

  1. Чтобы стать социальным предприятием и претендовать на грант, нужно вступить в реестр социальных предприятий. На это имеют право только субъекты малого и среднего предпринимательства.
  2. Гранты социальным предприятиям дают почти по всей России, но в каждом регионе свои нюансы и требования. Детали можно узнать в том ведомстве, которое занимается социальными предприятиями. Например, в центрах «Мой бизнес».
  3. Получить грант могут только предприятия, которые не имеют долгов перед государством и вложили в проект свои деньги.
  4. Гранты выдают из региональных бюджетов, поэтому каждый субъект РФ устанавливает свои требования к документам и срокам их подачи. Чтобы не ошибиться, обязательно изучите конкурсную документацию.
  5. Обычно главная часть заявки — это проект в сфере социального предпринимательства. В нем нужно подробно рассказать, что именно вы делаете или планируете делать и какие социальные проблемы это решает. А также показать финансовый план проекта.
  6. Порядок выбора победителей зависит от региона. Обычно для этого формируется комиссия, которая оценивает заявки и начисляет баллы участникам по разным критериям.
  7. Грант можно потратить на то, что необходимо бизнесу: оплатить аренду помещения или сделать в нем ремонт, купить технику, оборудование, сырье, расходные материалы и комплектующие, вложить их в маркетинг проекта и тому подобное. Но ими нельзя заплатить долги перед государством или погасить кредит.
  8. Предприятие, получившее грант, обязано подтверждать свой социальный статус еще три года. А также отчитываться о том, на что были потрачены деньги и как это повлияло на проект.

Хотите написать такую статью для Т⁠—⁠Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Тинькофф Журнала. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.

Удавалось ли вам получать государственные гранты? Расскажите о вашем опыте:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество