Права пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев
Ваши права
149K
Фотография — YuryKara / Shutterstock / FOTODOM

Права пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев

53
Аватар автора

Наталия Богатырева

юрист

Страница автора

За 9 месяцев прошлого года россияне совершили 7,5 млрд поездок на автобусах — 86,76% от поездок на всех видах транспорта.

Каждая из них — это не только перемещение из пункта «А» в пункт «Б», но и настоящий договор перевозки с правами и обязанностями сторон.

Для автобусов, трамваев и троллейбусов правила одинаковые. Можно изучать, пока ждете свою остановку.

Здесь не все права: например, нет ничего про безналичную оплату и проблемы с терминалами. Дело в том, что в сфере автобусных перевозок многое регулируют не федеральные законы, а региональные и муниципальные акты. Эти правила вы можете уточнить в муниципальном управлении транспорта.

Получить билет и багажную квитанцию

Как это работает. При поездках в автобусе водитель обязан выдать билет. Он подтверждает факт поездки и ее оплату. Требовать билет нужно не ради торжества бюрократии, а чтобы защитить свои права. Например, если вы оплатили проезд, а билета нет, вас могут оштрафовать. А иногда нужно подтвердить факт оплаты из средств работодателя.

В Московской области женщина оплатила проезд, но водитель не выдал ей билет. Или выдал, но другие пассажиры его не передали. Когда контролер стал проверять билеты, у женщины его не было. Оштрафовали и водителя, и пассажирку. Штраф для женщины составил 1000 ₽.

Подробно тонкости с билетами регулируют региональные и муниципальные акты. Где-то есть электронные проездные, где-то нет. Где-то можно оплачивать поездки картой, где-то еще нельзя. Система с бумажными проездными тоже везде своя. Поэтому билет может выглядеть по-разному. Например, как талон с номером или чек с данными об оплате. А может вообще быть электронным — тогда его отправляют на электронную почту или телефон.

Багажная квитанция подтверждает провоз багажа в автобусе. Это актуально в основном для междугородных поездок. Квитанция подтвердит, что вы сдали багаж, и поможет получить его обратно.

Билет и багажная квитанция пригодятся при подаче жалобы на перевозчика, оформлении компенсации за вред, причиненный во время поездки, и для подтверждения расходов во время командировки. Если водитель не выдал билет, хотя должен, не стесняйтесь его об этом попросить.

Использовать льготы на проезд

Как это работает. Есть федеральные, региональные и муниципальные льготы. Для разных категорий пассажиров установлен бесплатный проезд или скидка на его оплату.

На федеральном уровне право на бесплатный проезд установлено для детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот, которые учатся в федеральных вузах на бюджете. Они имеют право бесплатно ездить:

  1. В городском транспорте.
  2. В пригородном транспорте.
  3. В сельской местности — во внутрирайонном транспорте.
  4. Один раз в год — в междугородном транспорте до дома и обратно.

Другие федеральные льготы — это часть набора социальных услуг. Набор включает бесплатные лекарства, санатории и проезд в некоторых видах транспорта. Его имеют право получать участники Великой Отечественной войны и инвалиды. Полный перечень — в ст. 6.1 закона о социальной помощи. Льготники имеют право на бесплатный проезд:

  1. В пригородном железнодорожном транспорте.
  2. В междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Набор социальных услуг можно получать в натуральной форме или в виде денег. Если отказаться от права на бесплатный проезд, можно получать каждый месяц примерно 174,62 ₽. Денежный эквивалент всего набора социальных услуг с 1 февраля 2024 года — 1578,5 ₽ в месяц, каждый год его немного повышают. Как оформить эти услуги или отказаться от них, можно подробнее узнать в СФР.

Поездки в городском автобусе в набор социальных услуг не входят. Но для инвалидов, пенсионеров и других категорий такую льготу могут устанавливать субъекты РФ. Обычно льготы есть у пенсионеров и предпенсионеров, школьников и студентов, ветеранов труда. Узнать полный перечень можно в соцзащите.

Льготник должен подтвердить свое право на бесплатный проезд. По требованию кондуктора или контролера он обязан предъявить:

  1. Документ, подтверждающий право на льготу.
  2. Если там нет фотографии, то еще и документ, подтверждающий личность.

То есть паспорт для подтверждения льготы может попросить не только представитель органа власти — транспортного управления, но и сотрудник компании-перевозчика — кондуктор или контролер. И всем льготникам, у которых нет фотографии в социальном проездном, паспорт нужно возить с собой.

Не совсем понятно, чем в данном случае поможет свидетельство о рождении: оно подтверждает личность детей младше 14 лет, но фотографии ребенка там нет. Хотя ребенка в любом случае из автобуса за безбилетный проезд не высадят. Даже если свидетельства у него с собой не будет.

См. также:

Не выходить до своей остановки, если нет 16 лет и проезд не оплачен

Как это работает. Детей младше 16 лет не могут высадить из автобуса. Даже если они не оплатили проезд и отказываются это делать. Правило действует во всех регионах. Дети могут не бояться садиться в автобус, если потеряли проездной или родители забыли его продлить. Кто⁠-⁠то, скорее всего, будет злоупотреблять этим правом и ездить зайцем. Но защита детей и их здоровья важнее. Это правило действует только в тех случаях, когда дети едут одни, без взрослых.

Штрафовать за безбилетный проезд детей до 16 лет тоже нельзя. Даже если такой штраф в регионе в принципе установлен. Административная ответственность возможна только с 16 лет.

Если контролер обнаружит, что проезд не оплатил взрослый или ребенок старше 16 лет, он вправе потребовать:

  1. Предъявить паспорт и уплатить штраф — если он установлен в субъекте РФ.
  2. Оплатить проезд или покинуть автобус на ближайшей остановке.

Кто имеет право проверять факт оплаты проезда, нужно уточнять в региональных актах.

Бесплатно возить маленьких детей на коленях

Как это работает. Закон разрешает возить с собой в автобусе маленьких детей и не платить за их проезд. Или платить меньше, чем за взрослых:

  1. В городских и пригородных автобусах можно не платить за проезд детей до 7 лет, если они сидят на коленях и не занимают отдельное место.
  2. В междугородных автобусах можно не платить за одного ребенка до 5 лет, если его можно посадить на колени, то есть автобус не оборудован ремнями безопасности.
  3. В автобусах, где есть ремни безопасности, детей на коленях возить нельзя. Но им можно купить билет со скидкой минимум 50%. Без ограничений по числу детей.

Согласно п. 5.1 ПДД пассажиры должны быть пристегнутыми, если транспортное средство оборудовано ремнями безопасности. Обычно междугородные автобусы ими оборудованы. То есть ребенка без отдельного билета могут не пустить на рейс.

Однако согласно п. 22.9 ПДД детей младше 7 лет нужно перевозить в автокреслах. Детей младше 12 лет это тоже касается, если ремни безопасности не подходят им по росту. Кто должен выдавать детям кресла на автобусных рейсах, в правилах не уточнено. Но так как перевозчик обязан обеспечить безопасность пассажиров, автокресла тоже должен предоставить он.

Бесплатно провозить ручную кладь, лыжи, санки, коляску

Как это работает. На федеральном уровне перечислены вещи, которые можно бесплатно возить с собой в автобусе. Это гарантированный минимум, который действует в каждом регионе и для каждого перевозчика:

  1. Ручная кладь, длина, ширина и высота которой в сумме не превышают 120 см.
  2. Одна пара лыж в чехле.
  3. Детские санки.
  4. Детская коляска.
  5. Инвалидное кресло-коляска.

Перевозчик может расширить этот перечень. Например, разрешить провозить велосипед или ручную кладь большего размера.

Ручная кладь не должна загораживать двери автобуса, плохо пахнуть или пачкать других пассажиров, представлять для них опасность. Иначе кондуктор или водитель вправе отказать пассажиру в провозе ручной клади — независимо от ее размера.

Возить с собой животных и птиц в клетках с глухим дном

Как это работает. Возить в автобусе можно не только детей и их коляски, но и небольших домашних питомцев:

  1. Взять с собой можно животных и птиц.
  2. Они должны находиться в клетках или других переносках с глухим дном.
  3. Длина, ширина и высота переноски в сумме должны быть не больше 120 см.
  4. Собаку-поводыря можно взять в автобус без клетки.

Других собак федеральные правила разрешают возить только в такси — в намордниках, с поводком и подстилкой. Но у перевозчиков могут быть свои, более лояльные требования.

  1. Собак карликовых пород — на руках или в составе ручной клади.
  2. Собак-поводырей, сопровождающих незрячих пассажиров, — в наморднике, поводке и с соответствующим опознавательным знаком.
  3. Собак больших и средних размеров — в наморднике и на коротком поводке.
  4. Других животных и птиц — в специальных клетках, сумках, переносках или контейнерах, габариты которых суммарно не превышают 120 см.

См. также:

Уехать на автобусе, если есть свободные места

Как это работает. Водитель автобуса обязан пустить пассажира и довезти его до нужной остановки. Единственное основание для отказа — это отсутствие свободных мест. Неважно, нравится пассажир водителю или нет. Поездка — это публичный договор, пассажира обязаны обслужить.

В Республике Коми женщина часто ездила на автобусе из одного населенного пункта в другой. Однако водитель этого маршрута не хотел ее никуда возить. Он выгонял ее из автобуса и отказывал в перевозке. Женщина обратилась в прокуратуру и в суд. В суде водитель сказал, что и в дальнейшем не намерен пускать эту женщину в автобус. Причина конфликта неизвестна, но она обошлась водителю в 3000 ₽, которые суд взыскал с него в пользу пассажирки.

Свободные места в автобусе могут быть сидячими и стоячими. Определяется это техническими характеристиками автобуса. Сколько мест указано в техпаспорте, столько пассажиров и может ехать в автобусе.

Учитываются и передние места рядом с водителем. Если водитель не разрешает туда садиться, есть основания жаловаться в транспортное управление или обращаться в суд. Казалось бы, мелочь, а люди получают компенсации.

В Ульяновске мужчина зашел в маршрутку и увидел, что свободных сидячих мест в салоне нет. Ехать стоя он не хотел — и решил сесть на место рядом с водителем. Но тот отказался пустить пассажира на это место. Хотя потом в ходе поездки туда сели другие люди. Водитель вел себя некорректно и отказался представиться. Пассажир решил получить возмещение морального вреда и дошел до суда. Перевозчику пришлось заплатить за действия водителя 3000 ₽.

Если у водителя нет сдачи с крупной купюры, отказать пассажиру в поездке он тоже не может. Обеспечить водителя разменными деньгами — задача перевозчика. Не пускать пассажира в автобус или высаживать его раньше при оплаченном проезде водитель и кондуктор не вправе.

Выйти на своей остановке без дополнительной просьбы

Как это работает. Водителя не нужно просить с задних рядов маршрутки об остановке в нужном месте. Он обязан останавливаться на каждой остановке. Неважно, сказал об этом кто-то из пассажиров или нет. Исключение — остановки по требованию, которые так и указаны в маршруте. О них стоит предупредить водителя или кондуктора заранее. Но если на такой остановке стоят люди, водитель все равно должен остановиться. Независимо от того, помахали ему рукой или нет.

Любое отклонение от маршрута — основания для выплаты компенсации пассажиру и штрафа для водителя.

В Ижевске водитель автобуса посадил пассажиров там, где у него вообще остановки не было. И автобус там ехать был не должен. Водителя оштрафовали на 1500 ₽.

Если пассажир проедет свою остановку из-за того, что водитель не остановился на ней или не выпустил пассажира, это нарушение прав. Можно требовать компенсацию. Даже если пассажир требовал выпустить его через дверь для входа.

В Петропавловске-Камчатском пассажир автобуса хотел выйти через переднюю дверь, полагая, что имеет на это право. Водитель считал, что такого права у пассажира нет, так как выходят через заднюю дверь, а в переднюю входят новые пассажиры. В результате пассажир не смог выйти на своей остановке и уехал дальше. Суд потом решил, что выходить, действительно, стоило во вторую дверь. Но водитель не имел права уехать с остановки, не высадив на ней пассажира. Это серьезное нарушение прав. И мужчине выплатили компенсацию морального вреда — 15 000 ₽. Вот это упорство!

Бесплатно пользоваться залами ожидания и туалетами на автовокзалах

Как это работает. Если у вас есть билет на автобус, вы можете бесплатно пользоваться туалетом и залом ожидания на автовокзалах и автостанциях. Это правило в основном для тех, кто ездит междугородными или межрайонными рейсами.

На автовокзале или автостанции туалеты, во-первых, должны быть, во-вторых, должны работать. В том числе ночью, если у автобуса там ночная остановка.

Чтобы воспользоваться правом, предъявите оригинал бумажного билета, распечатку электронного или сам электронный билет на телефоне.

Люди, которые знают об этом праве, получают компенсации:

  1. За неправомерные отказы в бесплатном туалете. Мужчина в Орске заплатил 10 рублей за общественный туалет на автовокзале, а потом взыскал с владельца автовокзала компенсацию морального вреда, штраф и расходы на представителя — в сумме чуть больше 3 тысяч рублей.
  2. За бездействие органов власти, которые все это должны контролировать. Женщина долго боролась с отсутствием бесплатных туалетов в остановочных комплексах на маршруте Талицы — Екатеринбург. Местный Роспотребнадзор ей в этом не помогал. Проверки были формальными, а потом переписку прекратили. Женщина подала на Роспотребнадзор в суд и получила 5000 ₽ в качестве компенсации морального вреда.

Сдать билет и вернуть 95% стоимости

Как это работает. Можно сдать автобусный билет в кассу и вернуть часть стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади:

  1. 95% — если сдать билет более чем за 2 часа до отправления автобуса;
  2. 86% — если сдать билет в пределах 2 часов до отправления автобуса.

Полную стоимость проезда можно вернуть только в следующих случаях:

  1. Отправление автобуса отменено.
  2. Отправление автобуса задержано более чем на час.
  3. Пассажиру не предоставили место, указанное в билете.
  4. Пассажиру предоставили место в другом автобусе — по более низкой цене, чем он изначально заплатил.

Если предлагают место, билет на которое стоит меньше, чем заплатил пассажир, он не обязан отказываться от поездки и возвращать билет. Это его право. Можно согласиться и забрать разницу в стоимости. Если же билет на новое место дороже, чем изначальный, можно спокойно ехать и ничего не доплачивать.

См. также:

При опоздании взять билет на другой рейс с доплатой 25%

Как это работает. Если опоздать на свой рейс, билет не сгорает автоматически. Его еще можно использовать: обменять с доплатой или частично вернуть деньги.

Такая возможность возникает в двух случаях:

  1. Автобус уехал не больше 3 часов назад.
  2. Автобус уехал больше чем 3 часа назад, но у пассажира есть уважительная причина — болезнь или несчастный случай.

В этих случаях пассажир имеет право:

  1. возобновить действие билета на другой автобус по тому же направлению — нужно доплатить 25% от стоимости;
  2. получить обратно 75% стоимости билета.

Вернуть часть цены билета при форс-мажоре

Как это работает. Если автобус не может довезти пассажира до нужного тому пункта, стоимость билета можно уменьшить. По общему правилу перевозчик в этом случае должен предоставить новый автобус. Но этому могут помешать природные катаклизмы или другие события, которые не зависят от перевозчика. Например, если дороги занесло снегом или город закрыли на карантин, автобус не сможет завершить рейс.

В этом случае возвращается только часть денег — пропорционально расстоянию, которое осталось проехать. Полную стоимость билета вернуть не получится, так как перевозчик нарушил договор не по своей вине. Поломка автобуса сюда не относится: перевозчик отвечает за его техническое состояние и безопасность. При поломке или аварии можно вернуть все деньги за билет, если перевозчик не сможет доставить в нужное место.

См. также:

Бесплатно пересесть в другой автобус, если первый сломался

Как это работает. Если автобус сломался или попал в аварию, пассажир может дождаться следующего и поехать на нем, не оплачивая проезд заново. Для этого на руках должен быть билет и багажная квитанция, если есть багаж. Предоставление нового транспортного средства должен обеспечить перевозчик. Пересадку организуют водитель и кондуктор.

Это правило действует для всего городского наземного транспорта — в том числе для небольших автобусов и маршруток. Что делать, если автобус сломался, а в следующих за ним по маршруту нет мест, правила, к сожалению, не говорят. Но перевозчик должен как-то разрешить и эту ситуацию.

Если перевозчик не может предоставить место в новом автобусе в разумный срок или не собирается этого делать, стоимость поездки можно вернуть целиком. Если это причинило убытки, например человек опоздал на самолет или ему пришлось потратить деньги на такси, компенсацию тоже можно потребовать у перевозчика. Какой срок считать разумным, определяется по обстоятельствам. Окончательное решение примет суд.

Получить компенсацию за утерю багажа и опоздание автобуса

Как это работает. На междугородных рейсах перевозчик должен обеспечить, чтобы автобусы уходили и приходили вовремя, а багаж не терялся. Иначе перевозчик компенсирует убытки и платит штраф.

Потеря багажа. Багаж обычно перевозят в том же автобусе, что и пассажира. Хотя могут загрузить и в другой. Если багаж везли на другом автобусе, он должен быть доставлен в пункт назначения и выдан пассажиру в тот же день, когда туда прибыл пассажир.

Если багаж не приехал в течение 10 дней, он считается утраченным. Перевозчик обязан возместить стоимость утраченного багажа полностью и вернуть за него провозную плату.

За просрочку при выдаче багажа перевозчик платит штраф — 3% провозной платы за каждые сутки просрочки. Максимум — полный размер провозной платы. Чтобы взыскать с перевозчика штраф, нужно потребовать от него составить акт о просрочке. Штраф должен быть выплачен в течение 10 дней со дня составления акта.

Опоздание автобуса. Если автобус не уехал вовремя или опоздал, перевозчик тоже платит штраф. Учитывается только задержка или опоздание больше чем на час. Штраф — 3% от стоимости проезда за каждый час задержки. Максимум — полная стоимость проезда. Штраф должен быть выплачен в течение 10 дней со дня, когда пассажир потребует его уплатить.

Если опоздание автобуса стало причиной дополнительных расходов, например пришлось потратиться на жилье, их тоже можно возместить за счет перевозчика.

См. также:

Получить компенсацию в случае ДТП

Как это работает. Перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и сохранность их вещей. В случае ДТП пассажиры имеют право на компенсацию причиненного ущерба. Чтобы это право не зависело от добросовестности перевозчика, ввели обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. Как ОСАГО, только ОСГОП.

Все перевозчики обязаны страховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами. Это обеспечивает безусловную выплату компенсаций в случае аварий. Даже если у перевозчика плохо с финансами и нет денег на счетах.

При ДТП на общественном транспорте вред возмещает:

  1. Страховая компания, которая оформила полис ОСГОП перевозчику. Информация об этой компании должна быть указана в автобусе вместе с другой обязательной информацией. Найти нужную страховую компанию можно по номеру автобуса на сайте НССО. Если в вашем городе или другом населенном пункте такой страховой нет, можно обратиться в любую компанию, которая страхует перевозчиков.
  2. НССО, если страховая компания в стадии банкротства или у нее отозвана лицензия. Это называется компенсационными выплатами. Пассажир в любом случае получит деньги, просто обращаться за ними нужно по адресу НССО.
  3. Сам перевозчик, если выплат от страховой компании не хватило, чтобы возместить ущерб, причиненный пассажиру, а также при необходимости возместить моральный ущерб. Максимальные выплаты определяются договором со страховой компанией.

Если причинен тяжкий вред здоровью, можно запросить у перевозчика предварительную выплату — 100 000 ₽, чтобы не ждать итоговой медицинской справки. Окончательную сумму выплат можно определить уже после выздоровления. Чтобы получить предварительную выплату, в страховую организацию нужно представить:

  1. Медицинскую справку с предварительными сведениями о характере и степени полученных травм и увечий, а также признаками причинения тяжкого вреда здоровью.
  2. Справку о произошедшем событии на транспорте, выданную перевозчиком.
  3. Протоколы, постановления, приговоры по делам об административных правонарушениях и уголовным делам, если они есть.

См. также:

Подать претензию перевозчику или обратиться в суд при нарушении прав

Как это работает. Если при перевозке права пассажира были нарушены, он может отправить перевозчику претензию или сразу обратиться в суд.

Может показаться, что этап с претензией лишний: если его пропустить, не придется тратить время и деньги на составление претензии, ждать ответа. Если перевозчик претензию не удовлетворит, все равно придется идти в суд.

Но если претензию все-таки подать, в суде получится увеличить возможные выплаты от перевозчика на 50% — за счет штрафа, который выплачивается по закону о защите прав потребителей: эта сумма компенсирует дискомфорт из-за того, что требования не удовлетворены добровольно. К тому же перевозчик может сразу все удовлетворить, чтобы не платить потом этот штраф и не возмещать судебные пошлины. Выбор за пассажиром.

Претензию перевозчику нужно составлять в двух экземплярах и подавать в письменном виде. Можно написать ее своими словами, какой-то строгой формы нет. Нужно описать обстоятельства, из-за которых она подается, указать сумму требований, приложить подтверждающие документы — как минимум билет.

Ответить на претензию перевозчик должен в течение 30 дней. Если ответа нет или он не устраивает, можно идти в суд.

Исковое заявление нужно подавать в районный суд, можно выбрать тот, что удобнее:

  1. по месту своего жительства;
  2. по месту нахождения перевозчика, в том числе по месту жительства ИП;
  3. по месту заключения или исполнения договора.

Подать претензию или иск можно в течение года с момента, когда были нарушены права пассажира.

Взыскать штраф с перевозчика, если он не ответил на претензию

Как это работает. Перевозчик заплатит штраф, если не ответит на претензию или не удовлетворит требования пассажира, а суд посчитает, что стоило это сделать. Штраф перевозчик заплатит не в бюджет, а пассажиру.

Размер штрафа — 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. Сумма рассчитывается с учетом имущественного и морального ущерба. Чем больше сумма претензии, тем существеннее штраф.

Если пассажир не напишет про штраф в исковом заявлении, суд назначит его сам — в пользу истца.

Мужчина ехал в автобусе с пожилой мамой. Водитель вел себя по-хамски, ругался, торопил женщину, которой было сложно выходить, не сразу дал сдачу с купюры в 500 рублей и отвлекался от дороги. Мужчина обратился к автотранспортному предприятию с требованием компенсировать им с мамой моральный ущерб: они сильно переживали, а это противопоказано по состоянию здоровья. Перевозчик возмещать вред отказался и предложил взыскать его лично с водителя и кондуктора. Тогда мужчина пошел в суд.

Суд обязал перевозчика выплатить 300 ₽ госпошлины, 3000 ₽ в счет компенсации морального вреда и 1500 ₽ как штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.

Забрать свои забытые вещи в конечном пункте маршрута

Как это работает. Забытые в автобусе, троллейбусе или трамвае вещи можно получить обратно. Искать их нужно в первую очередь на автостанции, где находится конечная точка маршрута, или в депо. Пассажиры передают найденные вещи водителю или кондуктору, а те — в комнату хранения, когда завершат маршрут. Хранением потерянных вещей могут заниматься уполномоченные должностные лица автостанции или автовокзала, а также самого перевозчика.

Если забыли вещи в междугородном автобусе, обратитесь к дежурному любого автовокзала или автостанции, в которых осуществляется остановка этого транспортного средства. Нужно не просто задать вопрос, а подать письменное заявление. Опишите в нем забытые вещи, место в автобусе, где они лежали, и попросите переслать их в удобное вам место. Дежурный передаст информацию на ближайший автовокзал или автостанцию, куда приедет автобус. Пересылку придется оплачивать вам, но так больше шансов вернуть свои вещи.

Пожаловаться на водителя при нарушении правил перевозки

Как это работает. Если водитель хамит, громко включает радио, не выдает билеты, ведет автобус неаккуратно, а вам это не нравится — на него можно пожаловаться. Денег вы не получите, но поможете восстановить справедливость.

Получив сообщение о нарушении, уполномоченное ведомство сможет провести проверку и привлечь водителя к ответственности. Возможно, в следующий раз он не захочет платить штраф — и нарушений станет меньше.

Название и контакты органа по контролю за автобусными перевозками должны быть указаны на каждой автобусной остановке. Если не хочется заниматься поисками нужного органа, можно отправить жалобу на госуслугах. Там можно описать проблему, на этом основании подберут нужное ведомство.

Наталия БогатыреваКакие права пассажиров автобусов вы бы закрепили в законе?
  • Иван КасаткинНа бесплатный проезд в случаях падения платёжной системы. Система есть, а стабильности нет – а ты за чужой косяк ещё и штраф получить можешь, если налички или проездного с собой нет. (Петербургские перевозчики, этот комментарий посвящён вам)20
  • AlexeyИ вам тоже, нижегородские перевозчики..1
  • Dinara YavorskiИван, вот да! Ехала в 22 автобусе. Зашли два парня лет двадцати, пытались оплатить картой — не вышло. Налички у них не было. Так вот на протяжении всего пути окружающие пожилые женщины ругали их последними словами, предлагали за них заплатить, критиковали их воспитание.6
  • Алекс ВернDinara, к сожалению взрослые люди привыкли поливать грязью других людей за любое их действие или бездействие. Некоторые говорят, что жизнь их "заставила" быть такими возмущенными.11
  • Полина КалмыковаИван, московские перевозчики! Вот сейчас получила 1000₽ штрафа за то, что в автобусе не работал банковский модуль, который заработал после перезагрузки автобуса. Очень обидно и несправедливо9
  • Иван КасаткинЯ рассчитывал на более стабильную работу системы в Москве, а вон как оказалось – тоже сбоит. Стоило, наверное, «Тройку» с собой таскать – расслабился что-то чрезмерно. 1000 рублей штрафа – это мощно.2
  • Rex ColtПолина, у меня была такая ситуация - прикладывал карту, но она не читалась. заходит контролёр, при нем я несколько раз прикладываю карту Тинькофф, потом карту Сбербанк - ни одна не читается. Ни о каком штрафе речи быть не может. Контролёр начал было бузить, но с чего я должен кому-то, если я не могу заплатить. Вот мои деньги, возьмите! Не хотите? ну в чем моя вина?6
  • Полина КалмыковаRex, ну я тоже попыталась им это объяснить. Не вняли не только контролёры, но и их руководство, которому я написала жалобу, увы2
  • Полина КалмыковаRex, логика у них такая: проезд считается оплаченным, если терминал высветил зелёную галочку. Если нет — выходи из автобуса, даже если есть деньги и желание оплатить проезд, но терминал не работает. Звучит безумно, но вот так мне ответили.4
  • Ekaterina Landina"Если контролер обнаружит, что проезд не оплатил взрослый или ребенок старше 16 лет, он вправе потребовать: - Предъявить паспорт и уплатить штраф — если он установлен в субъекте РФ." А вы вправе не предъявлять свой паспорт какому-то контроллеру...7
  • Afanasiy NikitinШтраф в 3 тыщи для старенькой мамы - это круто. Чтобы выбегать этот штраф, надо постараться. Чисто ради энтузиазма.0
  • Барбара ШкафицНа бумаге у нас все красиво и правильно. По факту: грязные автобусы, которые то летят как бешеные наперегонки друг с другом, пренебрегая всеми правилами дорожного движения, то стоят по 5 минут на каждой остановке, набирая пассажиров. Ни водитель, ни кондуктор русского языка толком не знают и объяснить им что-либо про какие-то там права будет весьма затруднительно. Терминал для оплаты зачастую "нэ работаэт! савсэм нэ работаэт! дэнги плати!" и все твои транспортные и банковские карты идут лесом. Да, конечно, потом можно и пожаловаться, и претензию написать, но это будет потом. Правда, терминалы умеют удивительным образом самочиниться при виде контролеров на линии, но контролеры бывают редко, к сожалению.3
  • Марина ЛабозинаЕсть право на льготный проезд. Есть социальная карта. Среди дня в автобусе не работает терминал и водила требует: плОти наличкой! Утром и вечером в часпик терминал снова работает. Как поставить их на место? Социальную карту предьявляю. К терминалу прикладываю. У контролетров ее проверяли, в других автобусах работает.0
  • Марина ЛабозинаИван, подмосковные тоже этим грешат!1
  • Дмитрий ИвановНаписано хорошо красиво правильно. Но мы же в России живем. Почти всё не работает из этого.0
  • Ника МатвейчукДобрый день! А если просят заплатить за ребенка до 5 лет в междугороднем автобусе при провозе его на руках и не предоставляя при этом детского кресла, это нарушение со стороны перевозчика?0
  • КукаКонтролёр не имеет права требовать паспорт. Не вводите людей в заблуждение0
  • Антон ДихтярукСчитаю, что наша Великая Страна способна сделать полностью бесплатный проезд на автобусы, трамваи, троллейбусы и электробусы для всех детей до 14 лет включительно. Если Вы считаете иначе, то напишите почему?3
  • bezumny MaxКука, а как уже пункт 6.2.4 правил Мосгортранса ?????? Ответьте мне Сам замечаю что постоянно эти контроллеры обнаглевше себя ведут , штрафуют людей за отсутствие масок , они сейчас конкретно на этом зациклены , а люди паспорта им предъявляют для выписки штрафа в 50000
  • ЮлияЕсли оплата по терминалу не проходит,и с налички нет у кондуктора сдачи,чтоб пассажир доехал до своей остановки. А то начинают выгонять с троллейбуса последними словами.1
  • ЮлияИван, наличка у меня была. Но у кондуктора не было сдачи!2
  • Светлана ЗагироваПраво не передавать свою банковскую карту для бесконтактной оплаты проезда в руки кондуктора или при его отсутствии в руки водителя.3
  • Пётр малыгинБесплатный проезд сопровождающих детей от школьной площадки на автобусах и поездах0
  • Татьянаочень хорошее правило:в автобусе больше половины свободных мест,НО РЕБЕНОК 6л ДОЛЖЕН сидеть на коленях.кондуктор прямо бежит за нами НАРУШИЛИ ПРАВИЛО!0
  • Сережа Борисов-ГодуновКак быть в случае отсутствия карты водителя? Как подавать жалобу в таком случае? И считается ли это грубым нарушением?0
  • Михаил ФоминЯ бы закрепил обязанность водителей вплотную подъезжать к бордюру на остановке, чтобы не понимать и не заносить коляску с ребёнком в салон автобуса руками. А то автобусы низкопольные, но никто не подъезжает. Все равно приходится поднимать. А инвалидам как?!1
  • Кириан КахваиМихаил, для того, чтоб водитель мог подъехать к бордюру, надо, чтоб наше доблестное ГИБДД жёстко штрафовали любителей поставить свою машину( легковую) на стоянку на остановке общественного транспорта. Когда ничего не мешает, это одно, это просто нежелание водителя утруждать себя. А как быть, когда под знаком" остановка запрещена" с табличкой, означающей зону действия знака, стоит столько машин, что не то, что к бордюру, в правую полосу не съедешь. А ведь это остановка ОТ. Высаживаешь, как попало. Пассажиры возмущаются. Но на предложение пойти и пояснить горе- парковщикам, что они мешают, все затыкаются и молча уходят. У меня был случай, когда инвалида выносили вместе с коляской на руках. Я даже видео сняла, отослала в ГИБДД и ничего. Тишина.0
  • Вячеслав ПетринПоэтому надо всем собраться и заблокировать данный закон , так как закон о пристегивание ремнями разжигает национальную рознь ( водитель и пассажир автобуса , маршрутки и тд являясь например представителем восточной национальности не штрафуется и не пристегивается а меня русского штрафуют ) , так же этот закон разжигает и религиозную ненависть по тем же причинам ( меня православного штрафуют а вышеперечисленных в автобусах и тд других вероисповеданий нет ) и так же разжигает ненависть по половому признаку и профессиональному признаку ( меня со стажем 40 лет и все категории штрафуют а водителей с меньшем стажем и одной категории Д и вышеперечисленных транспортных средств и источников повышенной опасности и участников дорожного движения не штрафуют ? Почему этот закон способствует разжиганию ненависти и неприязни и розни ? Все так все или никто ........0
  • Регина КотовскаяПочему на автовокзале не пускают в автобус ?! Именно маршрут Пермь -Гамова 1040
  • Ирина Березина15.01.23 купила детский декадный проездной билет. При первой поездке билет не сработал и ребёнка обязали заплатить за проезд. Правомерны ли действия кондуктора?0
  • Татьяна ПогореловаНадо отрегулировать, где должен находиться терминал для оплаты проезда. Водители чуть ли не к ноге привязывают его и требуют у пассажира карту себе в руки. И если пассажир возражает, приходится буквально корячиться, чтобы дотянуться до терминала. Поверьте, это важно! Особенрно для пожилых людей. Спасибо1
  • ДарьяУ меня, скорее, возник вопрос. ОТ вроде как должен гарантировать безопасность пассажиру и его имуществу. Несет ли общественный транспорт или частные компании по перевозке пассажиров (маршрутки) ответственность за кражу, если она была совершена в помещении транспорта?0
  • user2747338Бесплатный проезд при неработающим оборудовании. Сейчас постоянно сталкиваюсь с тем, что банковская карта Сбербанк Мир то считывается, то нет. Жалобы составляю каждый раз, но и грязи от кондукторов получаю каждый раз. Не проходит карта-твои проблемы, мне говорят. Плати наличными! А разница существенна -43 рубля или 65!!! СПб октябрь 2023 года1
  • Валентина ВладимировнаОснащение биотуалетом0
  • Валентина ВладимировнаНаличие биотуалета на межлугородних рейсах.0
  • user2802975Хамство водителей сейчас просто безгранично . Матерятся, разговаиивают по телефону. Когда за свое хамство будут выплачивать не только штраф , но и конкретно пассажиру, хамить сразу перестанут0
  • зоя куликоваНа сколько я знаю, если карта не читается, кондуктор может потребовать заплатить наличкой или выйти. На днях в автобусе так же у пассажира не читалась карта. С него потребовали наличные, а он решил выйти. Кондуктор почему то попыталась его задержать. Права ли она?😕0
  • Людмила МолеваПолучила травму в туалете, ненадлежащим образом стояла металлическая лестница, я упала прямо на неё, потеряв внезапно сознание. Сотрясение головного мозга и рванная рана, которую пришлось санировать. Если бы не лестница, у меня не было таких последствий! Почему администрация допускает хранение лестницы в туалете?0
  • Людмила МолеваИван, я не понимаю вашего ответа. Можно конкретнее.0
  • Александр ИльинскийПочему эта статья находится в разделе «Брак»?0
  • MalyutkaПраво оплачивать половину стоимости поездки в междугородних автобусах, если ехать предстоит половину пути.0
  • G*YARИнтересно, Наташа Богатырева ездит в автобусе с паспортом?0
  • Наталия БогатыреваG*YAR, ну, если интересно, то специально перед поездкой на автобусе я паспорт из сумки не выкладываю ) Почти всегда ношу с собой. Хотя предпочитаю троллейбусы.1
  • G*YARКука, - предъявить по требованию контролера ГКУ "Организатор перевозок" документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; Для обычных граждан - это паспорт.0
  • Рома Камышевни каких нашею сели скоро водителей не станет обетом думать надо0
  • ВладимирНе стоять у водителя отвлекая его передачей денег за проезд.Ввести запрет при движении автобуса стоять у двери передней площадке низкопольных автобусах0
  • user6001168Почему автобус опаздывает и вопще не приежал пришлось на другом ехать0
  • Наталья ИвановаПолина, а в суде не пытались обжаловать?0
  • Наталья ИвановаПолина, может быть жалобу в Роспотребнадзор, ну хоть что-то? В само ведомство ГКУ "Организатор перевозок" обращаться я так понимаю бесполезно - они никогда не признают своей неправоты, так как кровно заинтересованы в сборе штрафов.0