Ушла эпоха. Никто уже не идет в прокат за кассетой с боевиком, ведь есть же Netflix. Физические копии новых музыкальных альбомов теперь тоже мало кого интересуют, ведь есть стриминговые сервисы. Народ перестал ездить на «Горбушку» за дисками. В общем, мы растеряли всё, что нажили наши предки.

И только физические копии видеоигр до сих пор существуют и хорошо продаются. Например, доля продаж цифровых версий игр для Playstation 4 в 2017 финансовом году составила всего 32%, против 68% у дисков. При том что цена на диски и «цифру» — одинаковая.

Почему так происходит

Затраты на производство цифровых и коробочных версий игр несопоставимы. Чтобы выпустить партию дисков, нужно потратиться на сами диски, коробки, доставку от завода до склада — да и на сам склад тоже. Прибавьте к этому зарплату всем, кто занимался производством и доставкой: рабочим завода, водителям, логистам, продавцам, менеджерам, кладовщикам, уборщикам.

В то же время залить файл с игрой на сервер, чтобы покупатели ее скачали, не стоит практически ничего: интернет безлимитный, дополнительных затрат на скачивание не требуется. Обслуживание виртуальных серверов стоит явно меньше, чем затраты на производство чего-то, что можно подержать в руках.

Картриджи для «Нинтендо» в магазине в Гонконге
Картриджи для «Нинтендо» в магазине в Гонконге

До того как появились цифровые магазины, игры продавались на физических носителях: картриджах, кассетах и дисках. Не было сайтов, на которых можно заказать консоль с доставкой на дом, а производителям игровых приставок приходилось продавать свои устройства и игры в обычных магазинах электроники.

Со временем появились специализированные магазины, в которых продаются исключительно игры и сопутствующие товары: аксессуары для приставок, плакаты, различное игровое оборудование, книги, комиксы и фигурки героев из игр. В странах, где находятся центры разработки и потребления цифрового контента, например в США и Японии, сформировалась целая культура посещения подобных заведений. Такие магазины стали крупной рекламной площадкой для издателей игр и активными дистрибьюторами игровых консолей.

И если в один прекрасный день крупные производители приставок — «Сони» и «Микрософт» — решат, что отныне будут продавать только цифровые копии игр, то вмиг настроят против себя все магазины, которые продают их приставки и диски с играми. А если издатели еще и сделают цифровые версии заметно дешевле коробочных, то никто, кроме коллекционеров, вообще не станет ходить в магазины за новыми играми.

Но тогда магазины игр перестанут существовать как класс и компаниям придется создавать собственные сети по доставке приставок до конечных покупателей и искать другие способы реализации аксессуаров и сопутствующих товаров к игровым приставкам.

Казалось бы, бессовестным корпорациям все равно, что миллионы людей потеряют работу и им нечем будет кормить детей, тысячи мужчин сопьются от безысходности, а сотни семей не смогут выплатить очередной взнос по ипотеке.

Но корпорации не снижают стоимость цифровых версий и не отменяют продажи дисков вовсе не из милосердия, а из-за того, что физические продажи стимулируют игроков покупать еще больше и создают дополнительные возможности для рекламы.

Вспомните, какой хайп совсем недавно был в новостях из-за очередей за новой умной колонкой от Яндекса. Толпы жаждущих купить новую приставку или ограниченную версию новой игры — такой же инфоповод и бесплатная реклама для издателей и магазинов. Когда человек видит, что вокруг товара есть ажиотаж, он тоже начинает подумывать приобрести его — ведь миллионы геймеров не могут ошибаться.

Короче, Склифосовский!

Между владельцами розничных магазинов и издателями игр есть уговор: никто не повышает и не снижает цены на игры просто так. Даже распродажи в цифровых и обычных магазинах происходят примерно в одно время.

Цифровая и физическая копии God of War в PlaystationStore и интернет-магазине «Озон»
Цифровая и физическая копии God of War в PlaystationStore и интернет-магазине «Озон»

Производители консолей используют розничные сети как площадку для дистрибуции своих приставок и аксессуаров, поэтому им незачем с ними ссориться. Владельцы магазинов, в свою очередь, не пытаются укусить руку, которая их кормит, и не делают свои предложения сильно выгоднее, чем в цифровых магазинах для консолей. Никто не тянет одеяло на себя, и все живут дружно и счастливо.

Какой вывод может сделать для себя богач

Я как успешный человек использую комбинированный подход к покупке игр.

В России у многих крупных розничных сетей, которые продают игры, есть свои бонусные программы. Я покупаю карты пополнения своего цифрового кошелька Playstation Store на сайте одной красной сети и получаю за это бонусные баллы. С кошелька покупаю цифровые копии на распродажах (ведь зачем платить за игру 4 тысячи, когда через полгода ее можно будет купить на распродаже на 20—80% дешевле?), а с бонусных баллов оплачиваю до 100% стоимости диска, который потом можно перепродать, обменяться с другом или подарить племяннику на день рождения, получив за это плюс в карму.

Некоторые мои знакомые, тоже успешные люди, покупают диск в магазине в первый же день продаж, максимально быстро проходят игру, а потом продают диск на «Авито» чуть дешевле, чем в магазинах. Главное, осилить игру максимально оперативно, пока интернет-барахолки не наводнили объявления таких же предприимчивых геймеров.


Если вы тоже хотите быть успешными и видеть насквозь трюки грязных капиталистов, то вот вам в помощь полезные статьи:

  1. Как работает казино и почему его не надуть.
  2. Как не вестись на уловки серых автосалонов.
  3. Истории о скидках и торговле.