Покупать машину с рук — дело рисковое, зато так можно хорошо сэкономить. Но нашим естественным желанием не переплачивать часто пользуются мошенники.

Узнайте, на какие хитрости идут продавцы подержанных машин и когда от покупки лучше отказаться.

Скручивают пробег

Чем меньше машина была в эксплуатации, тем выгоднее ее можно продать. Поэтому продавцы скручивают пройденные километры на одометре. Это опасно: не зная реального пробега, новый владелец вовремя не проверит состояние деталей и расходников, а значит — рискует попасть в аварию из-за внезапной поломки на дороге.

От пробега зависит и износ двигателя: не обнаружив обмана, покупатель будет вынужден проводить за свой счет внеплановый дорогостоящий ремонт.

Чтобы вывести продавца на чистую воду, обратите внимание на косвенные признаки пробега: состояние кресла водителя, руля и педалей. Если на машине ездили много, сиденье будет продавлено и потерто, руль будет в царапинах, а резина на педалях истончится от постоянного трения с подошвой.

Стоит насторожиться, если руль и салон перетянуты, а на педалях новые накладки — это может говорить не о хозяйственности владельца, а о попытке скрыть реальный износ.

Обратите внимание на лобовое стекло и тормозные диски. Плохой знак, если пробег на одометре небольшой, а стекло заметно затерто дворниками или на нем есть сколы. На тормозных дисках при большом пробеге появляется выступающий бортик — если он есть, не стоит доверять продавцу, который уверяет, что машина пылилась в гараже.

Скрывают вин-код

Вин-код — это номер, по которому можно точно идентифицировать любой автомобиль. Он указан в свидетельстве о регистрации и помогает убедиться, что машина не в розыске, с ней не было аварий и она не собрана из частей других автомобилей:

Продавцы, которым нечего скрывать, без проблем сообщают вин-код, а если владелец отказывается это делать, с ним лучше не связываться: по какой-то причине ему не нужно, чтобы вы изучили историю автомобиля в базе ГИБДД.

Вин-код дублируется на разных деталях автомобиля: под лобовым стеклом, под капотом, в самом низу водительской двери и под водительским креслом. Символы должны везде совпадать с таким же кодом в ПТС — даже одна якобы случайно перепутанная буква или цифра может сигнализировать об обмане.

Чтобы замаскировать угнанную машину, преступники часто подделывают ее документы, а вин-код перебивают, превращая одни цифры и буквы в другие — похожие: например, цифру 1 в 4, а букву F в E. Если вам кажется, что один из символов отличается от других, откажитесь от покупки: при регистрации в ГИБДД это же может заметить инспектор, и если автомобиль окажется угнанным, вы не только его лишитесь, но и будете вынуждены доказывать свою непричастность к преступной группе.

Скрывают аварии

Не все аварии регистрируются в ГИБДД, иногда водители договариваются без привлечения инспекторов и страховой компании. Тогда сведения о ДТП не попадают в государственную базу, а продавец может о них умолчать, чтобы у покупателя не возникло вопросов и сомнений.

Догадаться, что машина после аварии, все-таки можно. Обратите внимание на цвет кузова: краску не всегда удается подобрать в тон заводской, и явные отличия в оттенках у крыла и капота — это повод для дополнительных вопросов.

Иногда машину подкрашивают, чтобы избавиться от царапины, полученной из-за неаккуратной парковки, — это не страшно, но поможет вам сбить цену. Хуже, если автомобиль перекрашивали после серьезной аварии: вряд ли получится узнать, насколько хорошо исправлены внутренние повреждения кузова, а значит — покупка такой машины может стать риском для жизни.

Узнать, перекрашена ли машина, поможет толщиномер, его можно арендовать на «Авито» за 100—500 рублей в день. Если его показания в пределах 200—300 микрон, волноваться не о чем. А вот 1000 мкм и больше — это серьезный повод отказаться от покупки: скорее всего, под слоем краски еще и шпаклевка, а это значит, что машину не просто подкрашивали, а ремонтировали после серьезного ДТП.

Другой способ обнаружить следы аварии — проверить год выпуска стекол. Он указан на заводском штампе: чаще всего эта информация занимает нижний ряд и выглядит как несколько точек и одна или две цифры. Точки обозначают месяц, когда изготовили стекло, а цифры — год. Например, 2018-й разные производители могут обозначить и как 18, и как 8. Если стекло сделано раньше, чем автомобиль, можно не беспокоиться, а вот если позже, то стекла по какой-то причине меняли.

Продают машину в залоге

Чтобы не лишиться имущества за чужие долги, недостаточно, чтобы продавец показал ПТС, ведь этот документ банк может и не забрать. Лучше проверьте, нет ли машины в реестре залогового имущества — для этого нужно узнать вин-код или ФИО владельца.

Если машины в реестре нет, обратитесь к нотариусу за документальным подтверждением этого факта. Не все банки своевременно передают информацию о залогах в реестр, поэтому лучше иметь доказательство, что на момент покупки вы о залоге не знали, а значит — и отвечать за бывшего владельца не должны.

Проверьте владельца на сайте судебных приставов. Если на него заведено исполнительное производство за долги, то лучше поискать другой автомобиль — иначе есть шанс оказаться и без денег, и без машины, когда прежний владелец вдруг исчезнет, а машину арестуют в счет его старых долгов.

Вот что еще нужно знать каждому автомобилисту:

  1. Как обманывают официальные дилеры.
  2. Как обманывают серые дилеры.
  3. Что делать, если у вас угнали машину.