Многие считают, что мобильные операторы обманывают абонентов и наживаются на доверчивости россиян. Но бывает и так, что деньги утекают со счета, а оператор-то и ни при чем: он всего лишь посредник между абонентом и поставщиком услуг.

Мы разобрались, в чем причина гигантских сумм в счетах за сотовую связь и что с этим делать.

Платные услуги

Вместе со связью мобильные операторы предлагают множество других услуг: мелодии вместо гудка, клубы знакомств, участие в викторинах. Чтобы подключить услугу, нужно отправить смс или позвонить на короткий номер.

Пока телефоны были кнопочными, подключить что-то по ошибке было сложно. Но с появлением смартфонов ошибок стало больше: легко промахнуться и случайно подписаться на ненужную услугу. Кроме того, некоторые операторы продают симкарты с уже подключенным пакетом платных услуг, которые действуют бесплатно в течение первого месяца. Часто абонент невнимательно читает договор или вообще забывает об этих услугах, а через месяц обнаруживает, что деньги со счета снова куда-то пропали.

В отдельных случаях оператор незаметно уведомляет о том, что подключена какая-то платная услуга, или не уведомляет вовсе. Просто через какое-то время абонент замечает, что стал больше платить: это навязанные услуги, которые стоят от 10 до 50 Р в день.

Как защититься. Внимательно читать сообщения с предложениями услуг и аккуратно их удалять. Регулярно проверять баланс счета.

Платные подписки

С мобильными операторами активно дружат контент-провайдеры — компании, которые предлагают платные подписки на любые темы: астрологические прогнозы, анекдоты, забавные видео.

Такие провайдеры не всегда действуют честно: абонент может случайно активировать подписку, если перейдет по ссылке в сообщении или на сайте. Простейшая ситуация: вы хотите посмотреть видео в интернете, находите сайт, на котором оно есть, и вам предлагают ввести номер телефона, чтобы смотреть его в хорошем качестве. Тут-то и кроется подвох: на введенный номер цепляется подписка. Чтобы не попасться, внимательно читайте, что написано на сайте. Часто важную информацию прячут в подвал сайта: там мелким шрифтом пишут, что при вводе номера вы подписываетесь на платный контент.

Как защититься. Не переходить по ссылкам в сообщениях. Поставить запрет на любые подписки — у всех операторов есть такая услуга.

Смена тарифа

Мобильные операторы предлагают скидку на несколько месяцев, если перейти на новый «выгодный» тариф. Но бывает и так: стоит перейти и привыкнуть к условиям — абонентская плата вырастает.

При этом вернуться на прежний тариф по старой цене уже нельзя: старые недорогие тарифы объявляют архивными.

Как защититься. Не переходить на новый тариф, если устраивает старый. Внимательно читать условия тарифа, чтобы быть готовым к подорожанию и точно знать, когда оно произойдет.

Мобильный банк

Самая безобидная услуга списка — мобильный банк: смс о состоянии счета, которые присылают банки. Обычно абоненты добровольно подключают мобильный банк при оформлении новой карты. Часто пробный период ограничен: в одних банках бесплатные смс шлют месяц, в других — два. После этого за мобильный банк начинают списывать деньги.

Если вы мало пользуетесь картой или предпочитаете проверять состояние банковского счета в приложении и интернет-банке, задумайтесь, действительно ли вам нужен мобильный банк.

Как защититься. Читать правила пользования мобильным банком до подключения услуги. Установить бесплатное мобильное приложение.

Чтобы в конце месяца не удивляться, куда уходят деньги, попробуйте эти способы контроля за расходами:

  1. Вести бюджет.
  2. Следить за мелкими тратами.
  3. Не покупать импульсивно.